Учет затрат на производство 10

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Учет затрат на производство_ 5 1.1 Классификация производственных затрат 5 1.2 Общий порядок учета затрат 13 1.3. Аналитический учет затрат 19

Содержание

[1] .

9.Перечень затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и относимых на ее себестоимость, ограничивается положениями действующих нормативных актов.

10.Перечень статей затрат, их состав распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства

Согласно ПБУ 10/99 все расходы в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы, в состав последних входят операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

К прочим расходам относятся:

-расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

-расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

-расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

-расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

-проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

-расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

-отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

-штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

-возмещение причиненных организацией убытков;

-убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

-суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

-курсовые разницы;

-сумма уценки активов;

-перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

-другие прочие расходы.

Большая часть классификаций затрат связана с группировкой затрат на производство и реализацию продукции, однако предприятие также несет инвестиционные затраты, затраты на социально-культурные нужды и др.

По экономическому содержанию и целевому назначению принято выделять три группы затрат:

1) затраты, связанные с извлечением прибыли;

2) затраты, не связанные с извлечением прибыли;

3) принудительные затраты.

К первой группе относятся затраты на обслуживание производственного процесса, на реализацию продукции, затраты на производство работ, оказание услуг, инвестиционные затраты. Ко второй группе - затраты на благотворительные и гуманитарные цели, а также затраты на социальные выплаты работникам. Третью группу составляют налоги и сборы, уплачиваемые в бюджеты различных уровней, платежи во внебюджетные фонды, затраты на создание обязательных резервов, штрафные санкции.

В зависимости от отношения к производственному процессу затраты на производство и реализацию делятся на непосредственно вызываемые этим процессом (производственные расходы), общехозяйственные (расходы на управление предприятием) и внепроизводственные, или коммерческие (расходы на реализацию продукции).

В классификации по экономическим элементам выделяют пять основных групп:

-материальные затраты;

-затраты на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды;

-амортизация;

-прочие затраты.

Элементы затрат представляют собой однородные по экономическому содержанию виды затрат, которые не подлежат дальнейшему разложению на составные части и исчисляются независимо от того, где произведены.

Для исчисления себестоимости конкретных видов продукции и расчета затрат отдельных структурных подразделений применяется группировка затрат по статьям калькуляции. Статья калькуляции - это определенный вид затрат, образующих себестоимость.

Определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет вычислить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне. По статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Состав калькуляционных статей зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Предприятия вправе самостоятельно устанавливать перечень статей калькуляции (статей затрат). В ряде отраслей разработаны соответствующие отраслевые инструкции и методики.

Основные статьи калькуляции:

-сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов);

-вспомогательные материалы;

-топливо на производственные нужды;

-энергия на производственные нужды;

-основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

-отчисления на социальное страхование;

-расходы на подготовку и освоение производства;

-расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

-цеховые расходы;

-общезаводские расходы;

-прочие производственные расходы;

-внепроизводственные (коммерческие) расходы.

Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет проводить подробный анализ затрат по их видам, контролировать их осуществление, определять плановую и фактическую себестоимости и рентабельность отдельных видов продукции.

Независимо от экономического содержания затрат и их целевого назначения принимаемое управленческое решение оказывает или не оказывает влияние на затраты. По принципу зависимости от принимаемого решения затраты группируются на релевантные (затраты, на которые принимаемое решение оказывает влияние) и нерелевантные (затраты, которые не зависят от принимаемого решения).

В зависимости от изменения объема производства (продаж) затраты делятся на условно-переменные, условно-постоянные и смешанные.

Условно-переменные затраты зависят от изменения объема производства (продаж) и прямо пропорционально изменяются при увеличении или снижении объема производства. Но исчисленные на единицу продукции условно-переменные затраты неизменны при любых изменениях объема производства.

Условно-постоянные затраты не зависят от объема производства. При расчете на единицу продукции условно-постоянные затраты меняются в обратной зависимости от объема производства (продаж): при увеличении объема производства они снижаются, при падении объема производства возрастают.

Как правило, в составе смешанных затрат выделяют постоянную и переменную части и относят к условно-постоянным и условно-переменным затратам соответственно. Классификация затрат на переменные и постоянные является основой операционного анализа.

По степени однородности затраты классифицируют на одноэлементные и комплексные. Эта группировка тесно связана с классификацией затрат по экономическим элементам.

Одноэлементные затраты состоят из одного элемента затрат: например, амортизация основных средств производственного назначения, заработная плата основных производственных работников. Эти затраты не раскладываются на компоненты независимо от их целевого назначения, места и времени возникновения.

Комплексные затраты представляют собой многоэлементные затраты: например, содержание и ремонт основных средств (в состав этих затрат входят заработная плата работников, занятых содержанием и ремонтом основных средств, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация оборудования, необходимого для проведения ремонта, и пр.).

По способу отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые расходы - это расходы, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, работы, услуги экономически обоснованным способом. Как правило, эти затраты могут быть отнесены на объект калькулирования в момент их осуществления. К указанным затратам можно отнести затраты на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих.

Косвенные расходы - это расходы, которые не имеют прямой связи с конкретным видом продукции, работы, услуги и обычно относятся к нескольким объектам затрат. К косвенным относятся, в частности, затраты на управление и обслуживание подразделений (если внутри подразделений производятся несколько видов продукции), на управление и обслуживание предприятия.

В зависимости от целей калькулирования выделяют следующие виды себестоимости: прямую производственную, общую производственную, полную, плановую, сметную, нормативную, фактическую, сокращенную переменную.

Под прямой производственной себестоимостью понимается совокупность прямых издержек на производство продукции (работ, услуг), т.е. таких издержек, величину которых можно непосредственно соотнести с конкретным продуктом (напрямую включить их в его себестоимость).

Общая производственная себестоимость включает в себя помимо прямых производственных затрат производственные накладные расходы, включаемые косвенным путем на основании расчета-распределения.

В полную себестоимость продукции (работ, услуг) входят все затраты предприятия, связанные с производством, а также с управлением и сбытом.

Плановая себестоимость является результатом заранее произведенных расчетов. Необходимость в расчете плановой себестоимости возникает тогда, когда речь идет об управленческом учете затрат. Она лежит в основе учета затрат по центрам ответственности и бюджетного планирования деятельности производственных подразделений. Без использования показателей плановой себестоимости невозможно планирование финансового результата деятельности организации.

Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) рассчитывается на основе данных о фактически сложившихся издержках, информация о которых формируется в рамках производственного учета. Данные о фактической себестоимости собираются в организации вне зависимости от того, ведется ли в ней управленческий учет или нет. В управленческом учете информация о фактической себестоимости необходима для возможности сопоставления реальных результатов хозяйствования с запланированными показателями в целях выявления и анализа причин, вызвавших отклонения.

Сметная себестоимость рассчитывается на основе составленной сметы затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Наиболее часто данный вид себестоимости применяется в строительной отрасли, в сфере научно-исследовательских разработок.

Нормативная себестоимость рассчитывается на основе используемых в организации норм и нормативов затрат на единицу продукции (работ, услуг).

Сметную и нормативную себестоимости можно рассматривать как разновидности плановой.

Сокращенная переменная себестоимость включает в себя только переменные производственные издержки и используется для принятия целого ряда оперативных управленческих решений, когда данные о полной себестоимости не позволяют правильно оценить ситуацию.

1.2 Общий порядок учета затрат

Сложность процесса производства, его значимость в хозяйственной деятельности организации, разнообразие затрат требуют использования в учете целой группы производственных счетов: 20 Основное производство, 23 Вспомогательные производства, 25 Общепроизводственные расходы, 26 Общехозяйственные расходы, 28 Брак в производстве, 29 Обслуживающие производства и хозяйства, 40 Выпуск продукции (работ, услуг), 44 Расходы на продажу, 96 Резервы предстоящих расходов, 97 Расходы будущих периодов.

Затраты относятся на счета производства на основании первичных документов.

Система счетов управленческого учета зависит от вида деятельности и выпускаемой продукции. Согласно принятой учетной политике учет затрат на производство продукции может осуществляться нормативным методом, который предусматривает расчет технически обоснованных норм расхода: сырья и материалов, энергоресурсов, рабочего времени, загрузки оборудования и т.д. Данный метод предполагает постоянное сопоставление бухгалтерией организации фактически произведенных затрат с утвержденными текущими нормативами.

Объектами распределения затрат в бухгалтерском учете производственной деятельности является каждый вид продукции, а в розничной и оптовой торговле - отдельная ассортиментная группа.

Учет затрат на производство предполагает формирование неполной себестоимости по носителям затрат, т.е. разделение всех затрат за отчетный период на производственные (обусловленные протеканием производственного процесса) и периодические (связанные с длительностью отчетного периода).

Допустим, что организация производит продукцию двух видов. Для учета затрат и выхода продукции используется счет 20, к которому открывают субсчета:

20-1 Продукция первого вида;

20-2 Продукция второго вида;

20-3 Прочая продукция.

На субсчете 20-1 учитываются все затраты, связанные с производством продукции первого вида. На каждый вид продукции открывается отдельный аналитический счет. Учет затрат ведут по следующим статьям расходов:

- прямые материальные затраты (сырье, материалы);

- покупные комплектующие;

- топливо и энергия на технологические цели;

- основная заработная плата рабочих;

- отчисления на социальные нужды;

- износ инструментов, приспособлений целевого назначения;

- цеховые расходы.

По статье Прямые материальные затраты учитывается стоимость сырья и материалов, используемых на изготовление продукции. Сырье и материалы отпускают в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, объему, площади или счету и оформляют лимитно-заборными картами, требованиями, накладными. По истечении месяца цеха составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продукции или на каждый заказ. В отчетах дается объяснение причин перерасхода или экономии по материалам. На основании отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету ведомости (машинограммы) распределения израсходованного сырья и материалов, где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемому в развитие синтетических производственных счетов.

По статье Покупные комплектующие учитывают комплектующие, поставляемые сторонними организациями.

По статье Топливо и энергия на технологические цели отражают стоимость топлива всех видов, приобретенного со стороны и расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом организации. Расход различных видов энергии по отдельным цехам и другим участкам определяют по счетчикам и приборам.

По статье Основная заработная плата рабочих планируют и учитывают основную заработную плату производственных рабочих и инженерно-технических работников, непосредственно связанных с производством продукции. При исчислении основной заработной платы ориентируются на документ Расценка на изделие, где указываются виды работ (слесарные, токарные и сварочные работы, сборка, механическая обработка, электро-наладочные работы), часовая тарифная ставка, норма времени, надбавка. Основная заработная плата производственных рабочих включается в себестоимость отдельных видов продукции или однородных ее видов прямым путем. Ту часть заработной платы, которую невозможно прямым путем отнести на себестоимость отдельных изделий, распределяют косвенно-пропорционально сметной ставке этих расходов на единицу продукции. Дополнительную заработную плату производственных рабочих распределяют между видами продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

По статье Отчисления на социальные нужды отражают обязательные отчисления единого социального налога (далее - ЕСН) по установленным законодательством нормам в органы государственного социального страхования.

По статье Износ инструментов, приспособлений целевого назначения отражают сумму амортизационных отчислений на полное восстановление инструментов и приспособлений, которые относятся к основным средствам, используемым при производстве продукции.

По статье Цеховые расходы учитываются все затраты, учтенные на счете 25.

На субсчете 20-2 учитываются расходы, связанные с производством продукции второго вида. Учет затрат ведется аналогично учету по субсчету 20-1.

На субсчете 20-3 учитываются затраты, связанные с производством запасных частей, агрегатов и узлов для продукции первого и второго вида, товаров народного потребления, а также услуги, связанные с ремонтом и переоборудованием продукции отечественного и импортного производства. На каждый вид продукции (услуг, работ) открывается отдельный аналитический счет, на котором обобщаются все расходы, связанные с производством конкретного вида продукции, изделия, работ.

С кредита субсчетов 20-1, 20-2, 20-3 списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг) в дебет счета 40 Выпуск продукции (работ, услуг).

В течение отчетного периода в бухгалтерском учете делаются записи по кредиту счета 40 и дебету счета 43 Готовая продукция, если выпускается продукция, или по дебету счета 90 Продажи, если выполняются работы или оказываются услуги по нормативной или плановой себестоимости.

В конце отчетного периода после определения объема незавершенного производства исчисляется фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции или выполненных работ (оказанных услуг), которая отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 40 и кредиту счета 20.

Таким образом, и по дебету, и по кредиту счета 40 фиксируется один и тот же объем продукции (работ, услуг), но в разной оценке: на дебете - по фактической себестоимости, на кредите - по нормативной (плановой) себестоимости.

Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов на счете 40 выявляются отклонения фактической себестоимости от нормативной (плановой), которые списываются со счета 40 в дебет счета 90 дополнительной либо сторнировочной записью в зависимости от характера отклонений.

Для правильной организации учета затрат в организациях важное значение имеет точное определение объекта учета.

Под объектом калькулирования понимается продукция определенной потребительской стоимости разной степени готовности, себестоимость которой исчисляется для познания издержек на ее производство. Если технологический процесс состоит из ряда последовательных однообразных или периодически повторяющихся работ, то объектом калькулирования может быть готовая часть одного вида продукции, которая полностью завершена в отчетном периоде. В производствах, где ведутся только определенные работы, объектом калькулирования становятся конкретные их виды.

В зависимости от выбранной в организации методики распределения производственных затрат между отдельными объектами калькулирования выделяют методы калькулирования себестоимости. Основными из них являются позаказный и попроцессный. Кроме того, существуют различные модификации выше указанных методов. Использование того или иного метода калькулирования себестоимости зависит прежде всего от особенностей технологии производства и массовости выпуска продукции (так выделяют единичные, серийные, массовые и комплексные виды производства).

В основе позаказного метода учета затрат лежит индивидуальное суммирование издержек, относящихся к конкретному объекту калькулирования. Данный метод характерен прежде всего для организаций сферы услуг и выполняющих различные работы. При попроцессном методе учет затрат организуется в разрезе отдельных производственных стадий (процессов). В результате суммирования издержек по процессам и деления на количество произведенной продукции получают среднюю себестоимость одной калькуляционной единицы.

Информация о затратах по экономическим элементам отражается в бухгалтерской отчетности, в форме N 5 Приложение к балансу. Ее получают путем группировки затрат по экономическим элементам в учетных регистрах по счетам затрат (20 Основное производство, 44 Расходы на продажу и др.). Такая группировка осуществляется в настоящее время внесистемно, без корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что не обеспечивает необходимой точности учетных показателей. Для получения информации о затратах по экономическим элементам в системе счетов бухгалтерского учета может быть использован предложенный проф. А.А. Додоновым транзитный счет Затраты на производство по экономическим элементам [5]. По дебету этого счета затраты по основным видам деятельности группируют по экономическим элементам (на соответствующих субсчетах или аналитических счетах), а с кредита счета производят их списание на соответствующие счета расходов (20 Основное производство, 25 Общепроизводственные расходы, 26 Общехозяйственные расходы, 44 Расходы на продажу и др.).

В управленческой отчетности фактические затраты по экономическим элементам представляют в сопоставлении с расходами по смете. Поскольку абсолютные суммы фактических и сметных затрат несопоставимы (вследствие различий фактического и планового объема и ассортимента продукции, работ, услуг), в управленческой отчетности отражают также данные о процентном соотношении отдельных элементов затрат в общем их итоге. Их используют для оценки структуры затрат, выявления значимости отдельных видов расходов, определения приоритетных направлений их снижения.

Объектами управленческого учета являются затраты организации в целом, структурных подразделений (центров ответственности), результаты хозяйственной деятельности, внутреннее ценообразование, бюджетирование и внутренняя отчетность. Важной задачей учета затрат организации является их разграничение в зависимости от временных периодов:

- затраты будущих отчетных периодов (затраты произведены в текущем периоде, но относятся к будущим отчетным периодам);

- затраты текущего отчетного периода, включаемые в себестоимость данного периода;

- резервируемые затраты (затраты, включаемые в себестоимость продукции в текущем периоде впредь до возникновения фактических расходов в будущем).

Данный классификационный признак весьма важно соблюдать при составлении учетной политики и при разработке системы производственных счетов организации. При умелом оперировании резервируемыми счетами сельскохозяйственная организация, соблюдая допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности и требование осмотрительности в учетной политике, может иметь определенный финансовый выигрыш во времени.

1.3. Аналитический учет затрат

Аналитический учет затрат на производство ведется, как правило, по объектам учета. Разрешается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на их группу.

Для каждого объекта калькуляции необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу, в качестве которой применяют в основном натуральные (тонны, метры и др.) и условно-натуральные единицы, исчисленные с помощью коэффициентов (тысяча условных банок консервов и др.). Калькуляционные единицы могут не совпадать с учетной натуральной единицей. В перерабатывающих организациях, например, учетной единицей является 1 кг продукции, а калькуляционной единицей - 1 т или 1 ц. Применение укрупненных калькуляционных единиц упрощает составление плановых и отчетных калькуляций.

Для ведения управленческого учета организация использует информацию, необходимую для контроля, анализа, управления, планирования хозяйственной деятельности. На основе первичных документов, фиксирующих отнесение затрат на производство, составляются разработочные таблицы распределения расхода материалов, транспортно-заготовительных расходов, возвратных отходов, начисленной заработной платы, отчислений на заработную плату, а также справки-расчеты бухгалтерии о распределении общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Эта информация заносится в карточки учета производства.

Аналитический учет по счету 25 ведется по цехам в ведомости N 12 Затраты цеха N..., которая содержит аналитический разрез статей затрат в соответствии с содержанием хозяйственных операций по счету 25 и синтетические данные по операциям, относящимся к дебету счетов 20, 23, 28 в отношении цехов. Заполняется ведомость N 12 на основе указанных ранее разработочных таблиц распределения расхода материалов, начисленной заработной платы, отчислений от нее, справок-расчетов по начислению амортизации основных средств, нематериальных активов и др.

Аналитический учет к счету 25 ведут по следующей номенклатуре статей:

- расходы по содержанию аппарата управления цеха;

- расходы по содержанию прочего управленческого аппарата;

- амортизация оборудования, зданий, сооружений и инвентаря;

- расходы по содержанию зданий, сооружений, производственного оборудования;

- текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря;

- внутризаводское перемещение грузов;

- пусконаладка;

- расходы по охране труда и технике безопасности;

- прочие расходы;

- непроизводственные расходы.

Еще одной особенностью ведомости N 12 является наличие показателей По смете за месяц и По смете на начало года, Фактически за месяц и Фактически с начала года. Сопоставляя суммы фактически произведенных расходов со сметой, можно выполнить анализ статей затрат и принять меры для ликвидации отрицательных последствий, найти резервы и закрепить факторы, положительно повлиявшие на результаты работы цеха. Информация такого характера относится к управленческому учету.

Шахматная форма графления ведомости N 12 дает возможность в один рабочий прием произвести регистрацию произведенных хозяйственных операций методом двойной записи и проверить их достоверность, необходимость и объем учитываемых сумм.

Следующим регистром аналитического учета затрат на производство по счетам 26, 91 и 44 является ведомость N 15. Аналитический разрез к счету 26 состоит из статей, сгруппированных в следующем порядке:

- заработная плата аппарата управления организации;

- служебные командировки;

- содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

- амортизация основных средств;

- содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения;

- проведение испытаний, опытов и содержание лабораторий;

- охрана труда;

- подготовка кадров;

- потери от простоев;

- прочие непроизводственные расходы.

Ведомость открывается ежемесячно и имеет шахматную форму графления. Записи по дебету счета 26 с кредита корреспондирующих счетов в ведомости N 15 производят аналогично записям в ведомости N 12. В соответствующих графах ведомости указывают затраты по смете за месяц и с начала года и обороты по кредиту счета 26 за месяц и с начала года с корректировкой сумм, уменьшающих оборот по дебету. Заполняется ведомость N 15 на основе тех же разработочных таблиц, что и ведомость N 12.

В отличие от счета 25 аналитические показатели к счету 97 расширены присутствием оборотов по кредиту счета. Это связано с длительностью списания единовременных расходов, произведенных за несколько месяцев вперед. Расходы по освоению новых видов производств, например, могут списываться в течение двух лет. Аналитический набор статей затрат по счету 97 будет зависеть от содержания произведенных единовременных расходов организации. Кредит корреспондирующих счетов с дебетом счета 97 полностью соответствует показателям ведомости N 12, и здесь присутствуют показатели По смете за месяц, По смете с начала года.

Проанализировав структуру регистров аналитического учета, применяемую в журнально-ордерной форме учета, можно сделать вывод, что независимо от формы бухгалтерского учета в аналитическом разрезе руководитель организации и главный бухгалтер должны располагать информацией именно такого содержания с целью рационального управления производством и достижения запланированных финансовых результатов. При грамотном прочтении и анализе указанной учетной информации выявляются непроизводственные расходы и скрытые резервы, повышается контроль за издержками производства.

1.4 Особенности оценки незавершенного производства и распределения накладных расходов

После определения затрат на производство за отчетный период производится расчет (калькулирование) себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг). Для этого предварительно оцениваются остатки незавершенного производства. Незавершенным производством (далее - НЗП) считаются продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия, недоукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки. Затраты, относящиеся к такой продукции (работам), составляют затраты в НЗП.

На предприятиях, где постоянно имеются переходящие остатки НЗП, для определения затрат, относящихся к выпущенной продукции, эти остатки ежемесячно оцениваются по одному из следующих методов:

- по фактической производственной себестоимости (за исключением расходов на подготовку и освоение производства, потерь от брака, прочих производственных расходов);

- по нормативной или плановой производственной себестоимости;

- по прямым статьям затрат;

- по стоимости используемых в производстве сырья, материалов и полуфабрикатов.

Остатки НЗП определяются по данным инвентаризации, проводимой, как правило, ежемесячно или один раз в квартал. При инвентаризации устанавливается состояние незаконченной продукции (заделов) и вычисляются объем и стоимость израсходованных материалов, а также затраты времени (оплаченного труда) согласно технологическим картам. Прочие статьи калькуляции определяются в виде процентных отношений к указанным показателям.

Оценка НЗП (на уровне предприятия и на уровне подразделения) является исходной процедурой по отношению к определению фактической себестоимости продукции (соответственно предприятия и подразделения).

Затраты на НЗП предприятия в целом складываются из двух структурных частей:

- затраты на НЗП всех производственных подразделений предприятия;

- затраты на остаток полуфабрикатов собственного производства (на учетную дату).

Расчет затрат на НЗП может осуществляться в три этапа - оценка НЗП подразделений, определение затрат на остаток полуфабрикатов собственного производства и итоговая оценка НЗП в целом по предприятию.

К накладным относятся в основном расходы по обслуживанию и управлению производством и предприятием в целом.

Распределение накладных производственных расходов проходит несколько этапов.

Первый этап - отнесение накладных расходов на центры возникновения затрат. Накладные расходы собираются, регистрируются и обобщаются непосредственно в тех подразделениях, где они возникли. В ряде случаев природа расходов и / или организационная структура предприятия позволяют достаточно точно идентифицировать косвенные расходы с конкретными подразделениями, т.е. выделяются те статьи расходов, которые обычно классифицируются как косвенные и которые могут быть непосредственно связаны только с одним центром затрат. Такие расходы один раз выступают как прямые затраты этих подразделений, а затем утрачивают это свойство. Например, заработная плата начальника ремонтного цеха представляет собой статью косвенных производственных расходов (непрямые трудозатраты) и может быть прямо отнесена на затраты ремонтного цеха. Однако далее она войдет в группу расходов по ремонту и эксплуатации основных средств.

Второй этап (первичное распределение) - распределение накладных расходов между основными производственными и обслуживающими подразделениями.

Необходимым условием первичного распределения является наличие определенной информации статистического и бухгалтерского характера. Статистическая информация собирается о предприятии в целом (размеры земельного участка и зданий, арендованных площадей и т.д.), о машинах и оборудовании (нахождение в конкретных подразделениях), о рабочих и служащих предприятия (численность, квалификация и т.д.) и т.п. Бухгалтерская информация имеет отношение к имуществу предприятия в денежном выражении и обычно отражается в учетных регистрах.

Избранная база распределения должна: во-первых, быть достаточно простой в использовании; во-вторых, отражать прибыль, получаемую конкретными подразделениями; в-третьих, удовлетворять требованиям экономической целесообразности; в-четвертых, приспосабливаться к изменяющимся условиям. Таким образом, в качестве фактора, признаваемого критерием для распределения косвенных расходов, является фактическая или ожидаемая возможность нести в себе эти затраты (носитель затрат). Накладные расходы могут зависеть от следующих факторов: вес обрабатываемых материалов и полуфабрикатов; размер площади и длительность периода; стоимость имущества и т.д.

Третий этап (вторичное распределение) - перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений между производственными.

Подразделения внутри организации можно разделить на две основные группы: производственные цехи и отделы; обслуживающие подразделения и отделы. Производственные подразделения включают отделы и группы, которые осуществляют основную деятельность данной организации. В качестве примера таких отделов можно привести терапевтическое отделение в больнице, факультеты и аспирантуру в институтах, такие производственные цехи, как монтажный, сборочный, механический и т.п. Обслуживающие подразделения, напротив, не заняты непосредственно в основной деятельности, они осуществляют вспомогательное обслуживание, необходимое для облегчения основного производственного процесса. Примерами таких обслуживающих подразделений могут быть склады, ремонтные службы и т.п. Несмотря на то, что обслуживающие подразделения не заняты непосредственно в основном производстве, их затраты рассматриваются как часть расходов по производству конечного продукта или услуги, т.е. так же, как и расходы на прямые материальные и трудовые затраты.

2 . Практическая часть

Сальдо (остатки) по счетам на начало месяца

АКТИВ

ПАССИВ

Наименование счета

Сумма

Наименование счета

Сумма

01Основные средства

1 113 520,00

02 Амортизация основных средств

230 000,00

10 Материалы

155 750,00

60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

40 635,00

19 НДС

10 200,00

66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

1 533 964,00

20 Основное производство

110 235,00

68 Расчеты с бюджетом

99 774,00

41 Товары

125 800,00

69 Расчеты с соц.страхом

95 373,00

43 Готовая продукция

83 732,00

70 Расчеты по оплате трудасч

68 350,00

50 Касса

1 600,00

71 Расчеты с подотчетными лицами

125,00

51 Расчетный счет

250 230,00

76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

71 014,00

55 Специальные счета

55 650,00

80 Уставный капитал

450 000,00

62 Расчеты с покупателями и заказчиками

1 160 000,00

82 Резервный капитал

41 250,00

71 Расчеты с подотчетными лицами

4 600,00

96 Резервы предстоящих расходов

39 324,00

73 Расчеты с персоналом по пр. операциям

432,00

99 Прибыли и убытки

851 940,00

75 Расчеты с учредителями

450 000,00

76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Итого:

3 521 749,00

Итого:

3 521 749,00

Журнал хозяйственных операций

Д-т

К-т

Сумма, руб

п/п

Содержание операции

1

2

3

4

5

1.

Увеличен размер уставного капитала предприятия учредителями:

-АО «Икс»

75

80

2 800 000

-физическими лицами

75

80

1 100 000

2.

Внесен вклад в уставной капитал:

-АО «Икс» - складские помещения

08

75

140 000

-новое деревообрабатывающее оборудовании

08

75

400 000

-физическими лицами – средства на расчетный счет

51

75

900 000

3.

Получены от фирмы «Факел».

-строгальный станок

08

60

105 000

-сверлильный станок

08

60

75 000

4.

Получен безвозмездно полировочный станок ООО «Звезда»

08

98

13 500

5.

Введены в эксплуатацию основные средства:

-строгальный станок

01

08

105 000

-полировочный станок

01

08

13 500

-сверлильный станок

01

08

75 000

6.

Приобретены электрокары -2 шт. от ЗАО «Метус»

08

60

158 000

7.

Начислен износ по основным средствам:

-производственное здание (срок использования 45 лет)

20

02

2 060

-деревообрабатывающее оборудование (срок использования 10 лет)

20

02

3 333

-строгальный станок (срок использования 8 лет)

20

02

1 094

-сверлильный станок (срок использования 8 лет)

20

02

781

-полировочный станок (срок использования 6 лет)

20

02

188

-складские помещения (срок использования 12 лет)

20

02

972

8.

Получены от деревообрабатывающего комбината

-доски (100 п.м.)

10

60

6 500

-фурнитура (200 шт.)

10

60

650

-НДС (18%)

19

60

1 287

9.

Куплен Ивановым К.А. лак (400 кг.)

10

71

4 900

НДС (18%)

19

71

882

10.

Куплена Носовой А.Г. краска (10 кг.)

10

71

240

НДС (18%)

19

71

43

11.

Списано на производство мебели:

-доски (800 м.)

20

10

12 460

-фурнитура (200 шт.)

20

10

650

-лак (350 кг.)

20

10

4 288

12.

Списано на ремонт производственного здания краски (8 кг.)

20

10

192

13.

Списан НДС по приобретенным ТМЦ

68

19

2 212

14.

Начислена заработная плата

-Иванов К.А. (1 реб. – 8 лет)

20

70

3 100

-Носова А.Г. (2 детей-8 лет, 16 лет)

20

70

2 500

-Круглов В.А. (1 реб.- студент 18 лет заочной формы обучения)

20

70

4 100

-Сидоров К.С. (1 реб.- студент 23 года очной формы обучения)

20

70

550

Совокупный доход Круглова В.А., Сидорова К.С. превысил 20 000 руб.

15.

Начислено пособие по временной нетрудоспособности Сидорову К.А. (стаж работы 5 лет, время нетрудоспособности 3 дня, ср. дневная з/п)

69

70

208

16.

Удержан НДФЛ

70

68

839

17.

Удержана из заработной платы Круглова В.А. по использовании листам (25%)

70

76

911

18.

Получены из банка наличные деньги на выплату заработной платы

50

51

70 900

19.

Выдана заработная плата

-Иванову К.А.

70

50

13 000

-Носовой А.Г.

70

50

15 000

-Кругловой В.А.

70

50

16 000

-Сидорову К.С.

70

50

20 000

20.

Начислен ЕСН, т.ч.:

-Соцстраху (2,9% от ФОТ)

20

69

297

-Пенсионному фонду (20% от ФОТ)

20

69

2 050

-ФОМС (3,1% от ФОТ)

20

69

318

21.

Выпущены из производства 20 мебельных гарнитуров

43

20

120 000

22.

Реализовано магазину 10 мебельных гарнитуров

62

90

90 900

в т.ч. НДС

90

68

13 866

23.

Поступила выручка от магазина за 10 проданных гарнитуров

51

62

90 900

24.

Списывается себестоимость реализованных гарнитуров

90

43

60 000

25.

Прибыль от реализации продукции составила

90

99

17 034

26.

Оплачены счета фирмы «Факел» за строгальный станок

60

51

105 000

27.

Оплачен счет деревообрабатывающего комбината

60

51

40 635

28.

Выдано в подотчет:

-Иванову К.А.

71

50

4 900

-Носовой А.Г.

71

50

250

-Рябову С.Ф.

71

50

100

29.

Возвращен остаток средств Носовой А.Г.

71

50

10

30.

Сданы банк наличные деньги

51

50

500

31.

Внесен вклад в УК физическими лицами на р/с

51

75

450 000

32.

Реализован электрокар

76

91

110 000

в т.ч. НДС

91

68

16 780

33.

Списана себестоимость реализованного электрокара

91

01

79 000

34.

Прибыль от реализации объекта основных средств составила

91

99

14 220

35.

Поступило на р/с от оптовой базы 50% дебиторской и задолжности

51

62

580 000

36.

Получены штрафы от оптовой базы за нарушение договорных обязательств

51

76

11 600

37.

Учетные операции доходов

90

99

17 034

38.

Учетные прочие расходы

99

91

3 967

39.

Начислен налог на прибыль (24%)

99

68

3 136

40.

Перечислен НДС в бюджет

68

51

35 000

41.

Перечислен налог на прибыль в бюджет

68

51

53 400

42.

Перечислен НДФЛ в бюджет

68

51

11 374

43.

Перечислено:

-соцстраху

69

51

18 395

-пенсионному фонду

69

51

65 000

44.

Реформация баланса

99

84

9 931

45.

Отчислено в резервный фонд (10% нераспр. Прибыли)

84

82

993

46.

Получен краткосрочный кредит в Промстройбанке

51

66

75 000

47.

Начислен % по краткосрочному кредиту за месяц (15% годовых):

-Промстройбанку (75000-75000*(1+0,15/360*30)

91

66

937

-Инвестбанку

91

66

17 250

48.

Погашен кредит Инкомбанку

66

51

153 890

49.

Начислены дивиденды за счет нераспределенной прибыли:

-АО «Икс» 40%

84

75

3 972

-физическим лицам 20%

84

75

1 986

50.

Перечислены дивиденды физическим лицам на лицевые счета в Сбербанке

75

51

5 958


Ведомости аналитического учета

Ведомость по счету 01 Основные средства

№ п/п

наименование объекта

остаток

дебет

кредит

остаток

кол-во

сумма

№ п/п

кол-во

сумма

№ п/п

кол-во

сумма

кол-во

сумма

1

производственное здание

1

1113520

1

1113520

2

строгальный станок

5

1

105000

1

105000

3

полировочный станок

5

1

13500

1

13500

4

сверлильный станок

5

1

75000

1

75000

5

Электрокар

79000

-79000

Итого:

1113520

193500

79000

1228020

Ведомость по счету 08 Вложения во внеоборотные активы

№ п/п

наименование

остаток

дебет

кредит

остаток

объекта

кол-во

сумма

№ п/п

кол-во

сумма

№ п/п

кол-во

сумма

кол-во

сумма

1

складское помещение

2

1

140 000

1

140000

2

деревообрабатывающее оборудование

2

1

400 000

1

400000

3

строгальный станок

3

1

105 000

5

1

105000

4

сверлильный станок

3

1

75 000

5

1

75000

5

полировочный станок

4

1

13500

5

1

13500

6

Электрокар

5

6

158 000

158000

Итого:

891500

193500

698000

Ведомость по счету 10 Материалы

№ п/п

наименование объекта

ед. изм

цена

остаток

дебет

кредит

Остаток

кол-во

сумма

№ п/п

К-т

кол-во

сумма

№ п/п

К-т

кол-во

сумма

кол-во

сумма

1

доски

п.м.

15,58

10000

155750

8

60

100

6500

11

20

800

12460

9300

149790

2

фурнитура

п.м.

8

60

200

650

11

20

200

650

0

0

3

лак

шт

9

71

400

4900

11

20

350

4288

50

612

4

краска

кг

9

71

10

240

12

20

8

192

2

48

Итого:

155750

12290

17860

150451


Ведомость по счету 20 Основное производство

наименование изделия

дебет

НЗП

Кредит

с кредита счетов

нач.периода

конец периода

№ п/п

в дебет сч.43

02

10

70

69

1

меб.гарнитуры

8427.70

17859.50

10250

2665

110 235

38 355

21

120 000

итого:

8427.70

17859.50

10250

2665

110 235

38 355

21

120 000

Ведомость по счету 43 Готовая продукция

№ п/п

наименование изделия

остаток

дебет

кредит

остаток

кол-во

сумма

№ п/п

К-т

кол-во

сумма

№ п/п

Д-т

кол-во

сумма

кол-во

сумма

1

мебельные гарнитуры

83732

21

20

20

120 000

24

90

10

60 000

143732

Итого:

120 000

60 000

143732

Ведомость по счету 90 Продажи

№ п/п

наименование изделий

себестоимость

цена

дебет

кредит

№ оп.

кор. счет

сумма

№ оп.

кор. счет

сумма

1

гарнитур

60 000

6000

22

68

13860

22

62

90 900

24

43

60000

Итого:

60 000

90900

62

90 900

Ведомость по счету 50 Касса

№ оп

в дебет счетов

итого по д-ту

в кредит счетов

итого по кредиту:

с кредита счетов

с дебета счетов

51

71

70

71

51

18

70900

70900

19

64000

64000

28

5760

5760

30

Итого:

70900

115

71 015

64 000

5760

2740



Ведомость по счету 51 Расчетный счет

№ оп

в дебет счетов

итого по д-ту

в кредит счетов

итого по к-ту

с кредита счетов

с дебета счетов

50

62

66

75

76

50

60

66

68

69

75

23,32

670900

670 900

46

75000

75 000

2

1 350 000

1 350 000

36

11 600

11 600

18

70900

70 900

26,27

145635

145635

48

153890

153890

40-42

99774

99774

43

83395

83395

30

500

500

5958

5958

Итого:

500

670900

75000

1 350 000

11600

1 864 500

70900

145635

153890

99774

83395

5958

1513452

Ведомость по счету 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

№ п/п

наименование поставщика

остаток

дебет счета

кредит счета

остаток

№ оп.

51

итого по д-ту

№ оп.

08

10

19

Д

К

1

деревообрабатывающий комбинат

40635

27

40635

40635

8

7150

1287

8437

2

Факел

26

105000

105000

3

180000

180 000

3

Метус

6

158000

158000

Итого:

40635

145635

338000

7150

1287

241437

Ведомость по счету 62 Расчеты спокупателями и заказчиками

№ п/п

наименование покупателя

остаток

дебет счета

кредит счета

остаток

№ оп.

90

итого по д-ту

№ оп.

51

итого по к-ту

Д

К

1

Оптовая база №2

1160000

35

580000

580000

580000

2

Магазин

22

90900

90900

23

90900

90900

Итого:

1160000

90900

90900

670 900

670 900

580 000

0


Ведомость 70 Расчеты с персоналом по оплате труда

ФИО

Начислено

итого начислено

удержано

итого удержано

к выдаче

опл.труда

пособ.по вр.нетр.

НДФЛ

алименты

Иванов К.А. (1 реб. – 8 лет)

3100

3100

273

273

3100

Носова А.Г. (2 детей-8 лет, 16 лет)

2500

2500

117

117

2500

Круглов В.А. (1 реб.- студент 18 лет заочной формы обучения)

4 100

4 100

455

911

455

4 100

Сидоров К.С. (1 реб.- студент 23 года очной формы обучения)

550

550

-6.5

-6.5

550

итого:

10250

10250

890

9412

10250

Ведомость 71 Расчеты с подотчетными лицами

ФИО

остаток

Дебет

с кредита сч.71 в дебет счета

остаток

Д-т

К-т

кор.счет

сумма

10

19

сумма

Д-т

К-т

Иванов К.А.

125

28

50

4900

9

4900

882

Носова А.Г.

28

50

2500

10

240

43

Рябов

29

50

100

Лактионов

4600

10

0

4600

итого:

4600

125

85

150

5730

19

5595

1007

6602

9860

6190.20

Ведомость начисления ЕСН

ФИО

Начислено

ЕСН, в т.ч.

ФСС 2.9%

ПФ РФ 20%

ФОМС 3.1%

Иванов К.А.

3100

89.90

620

96,1

Носова А.Г. (2 детей-8 лет, 16 лет)

2500

72.50

500

77.50

Круглов В.А.

4 100

118.90

820

127.10

Сидоров К.С.

550

15.95

110

17.05

итого:

10250

297

2050

318


Ведомость по счету 75 «Расчеты с учредителями»

учредители

остаток

дебет

кредит

остаток

Д

К

№ п/п

кор.счет

сумма

№ п/п

кор.счет

сумма

Д

К

1. Расчеты по вкладам в уставный капитал

АО «Икс»

1

80

2800 000

2

08

144000

1360000

физическим лицам

450000

1

80

1100 000

2

51

450000

1100000

Итого:

3900 000

1990000

2460000

2. Расчеты по выплате доходов

АО «Икс»

50

51

3972

49

84

3972

физическим лицам

50

51

1986

49

84

1986

Итого:

5958

5958

Ведомость по счету 02 Амортизация основных средств

наименование объекта

первоначальная стоимость

норма амортизации

сумма

дебет

счетов

1

производственное здание

1113520

2,22%

2060,012

20

2

деревообрабатывающее оборудование

400 000

10%

3333,333

20

3

строгальный станок

105 000

12,50%

1093,75

20

4

сверлильный станок

75 000

12,50%

781,25

20

5

полировочный станок

13 500

16,67%

187,5375

20

6

складское помещение

140 000

8,33%

971,8333

20

Итого:

2 485 820

8427

Ведомость по счету 19 НДС

№ п/п

содержание операции

№ оп.

кор. счет

НДС по приобретенным ценностям

Итого

Д

К

Д

К

1

НДС

8

60

1287

2212.20

2

НДС

9

71

882

3

НДС

10

71

43

Итого:

2212.2

2212.2

0


Ведомость по счету 91 Прочие доходы и расходы

№ п/п

содержание записи

№ оп.

кор.счет

оборот

с кредита счетов

Д

К

1

Реализован электрокар

32

76

110000

2

НДС с выручки

32

68

16780

3

Списана себестоимость реализованного электрокара

33

01

79000

4

Убыток прочих доходов и расходов

34

99

3967

5

Начислен % по кредиту

47

66

18187

итого:

113 967

113 967

Ведомость по счету 99 Прибыли (убытки)

№ п/п

содержание записи

№ оп.

кор.счет

оборот

с кредита счетов

Д

К

1

налог на прибыль

39

68

3136

2

реформация баланса

44

84

9931

3

доходы от обычных видов деятельности

37

90

3967

4

прочие доходы и расходы

38

91

9931

итого:

17034

17034

Ведомость по счету 84 Нераспределенная прибыль

№ п/п

содержание операции

№ оп.

кор. счет

отчетного года

остаток

Д

К

Д

К

1

Реформация баланса

44

99

9931

9931

2

Отчислено в резервный фонд (10% нераспр. Прибыли)

45

82

993

993

3

Начислены дивиденды АО Икс

49

75

3972

3972

4

Начислены дивиденды физ. лицам

49

75

1986

1986

Итого:

6951

9931

8 088

6951

Ведомость по счету 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

№ п/п

наименование банка

остаток

дебет счета

кредит счета

остаток

№ оп.

51

итого по д-ту

№ оп.

51

91

итого по к-ту

Д

К

1

Инкобанк

153890

48

153890

153890

0

2

Инвестбанк

1380074

47

17250

17 250

3

Промстройбанк

46

75 000

937

937

Итого:

1533964

153890

153 890

75 000

17 753

18187

0

1 473261


Оборотная ведомость

№ счета

Сальдо на начало месяца

Обороты за месяц

Сальдо на конец месяца

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

01Основные средства

1113520,00

193500,00

79000,00

1228020,00

02 Амортизация основных средств

230000,00

8427,70

238427,70

08 Вложения во внеоборотные активы

891500,00

193500,00

698000,00

10 Материалы

155750,00

12290,00

17589,50

150450,50

19 НДС

10200,00

2212,20

2212,20

10200,00

20 Основное производство

110235,00

38932,20

120000,00

29167,20

41 Товары

125800,00

0,00

0,00

125800,00

43 Готовая продукция

83732,00

120000,00

60000,00

143732,00

50 Касса

1600,00

70900,00

69760,00

2740,00

51 Расчетный счет

250230,00

1658000,00

394778,00

1513452,00

55 Специальные счета

55650,00

55650,00

60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

40635,00

145635,00

346437,00

241437,00

62 Расчеты с покупателями и заказчиками

1160000,00

90900,00

670900,00

580000,00

66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

1533964,00

153890,00

93187,00

1473261,00

68 Расчеты с бюджетом

99774,00

2212,20

34620,60

132182,40

69 Расчеты с соц.страхом

95373,00

18603,00

2665,00

79435,00

70 Расчеты по оплате трудасч

68350,00

65749,75

10458,00

13058,25

71 Расчеты с подотчетными лицами

4600,00

125,00

5260,00

6065,20

9860,00

6190,20

73 Расчеты с персоналом по пр. операциям

432,00

432,00

75 Расчеты с учредителями

450000,00

3905958,00

1445958,00

2910000,00

76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

71014,00

110000,00

12511,25

110000,00

83525,25

80 Уставный капитал

450000,00

3900000,00

4350000,00

82 Резервный капитал

41250,00

0,00

993,00

42243,00

84 Нераспределенная прибыль

6951,10

9931,00

2979,90

90 Продажи

90900,00

90900,00

91 Прочие доходы и расходы

113967,00

113967,00

96 Резервы предстоящих расходов

39324,00

39324,00

98 Доходы будущих периодов

13500,00

13500,00

99 Прибыли и убытки

851940,00

17034,00

17034,00

851940,00

Итого:

3521749,00

3521749,00

7714394,46

7714394,46

7567503,70

7567503,70

Баланс см. в приложении


Анализ баланса

Показатель

Сумма, руб.

Доля, %

изменение, руб.

на начало периода

на конец периода

на начало периода

на конец периода

внеоборотные активы

883 520,00

1 687 592,00

26,84

23,03

804 072,00

сырье и материалы

155 750,00

150 451,00

4,73

2,05

-5 299,00

затраты

110 235,00

29 167,00

3,35

0,40

-81 068,00

готовая продукция

209 532,00

269 532,00

6,37

3,68

60 000,00

НДС по приобретенным ценностям

10 200,00

10 200,00

0,31

0,14

0,00

дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

1 615 032,00

3 610 292,00

49,06

49,26

1 995 260,00

денежные средства

307 480,00

1 571 842,00

9,34

21,45

1 264 362,00

итого активы:

3 291 749,00

7 329 076,00

100,00

100,00

4 037 327,00

капитал и резервы

1 343 190,00

5 247 163,00

40,80

71,59

3 903 973,00

краткосрочные обязательства

1 948 559,00

2 081 913,00

59,20

28,41

133 354,00

итого пассивы:

3 291 749,00

7 329 076,00

100,00

100,00

4 037 327,00

На основании данных показателей таблицы наблюдается повышение внеоборотных активов на +804072 руб. уменьшение затрат на -81 068 руб., увеличение дебиторской задолженности на +1995260 руб. и денежных средств на +1 264 362.руб.

Вместе с тем в пассиве баланса наблюдается увеличение собственного капитала на +3 903973 руб., и у обязательств на 133354 руб., что неблагоприятно сказывается на платежеспособности предприятия.

Заключение

Таким образом, в современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливается роль и значение системы бухгалтерского учета. Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета являются учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции выполняемых работ или оказанных услуг.

В последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводят, прежде всего, удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, рост процентных ставок за пользование кредитом, повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу, представительских расходов.

В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Затраты представляют собой любые расходы предприятия за отчетный период, обусловленные приобретением и использованием различных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности и выраженные в денежной форме. Таким образом, затраты - это любые платежи предприятия за использование тех или иных экономических ресурсов, а формирование расходов связано с определением момента реализации: в момент реализации предприятие признает доходы и ту часть понесенных затрат, которая связана с полученными доходами, что и признается расходами предприятия.

Согласно ПБУ 10/99 все расходы в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы, в состав последних входят операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

Грамотное формирование расходов в целях бухгалтерского и налогового учета имеют большое значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией. Данные учета расходов являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства.

Список литературы

1) О бухгалтерском учете : федер. закон, 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.98, 28.03, 31.13.02, 10.01, 28.05, 30.06.03).

2) Налоговый кодекc РФ. Часть II. Федер. закон, 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. на 25.10.2006 г.).

3) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

4) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н), с последующими изменениями и дополнениями.

5) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

6) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н

7) Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденное Приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167;

8) Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (в ред. от 30.03.2001);

9) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (в ред. от 30.03.2001);

10) Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н);

11) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н);

12) Безруких П.С., Ивашкевич В.Б., Кондраков Н.П. и др. Бухгалтерский учет. - М., 2005.

13) Глушаков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии: Учебное и практическое пособие. - М., 2002.

14) Емильянова Р.В. Учет себестоимости строительных работ // АКДИ БП. – 3. - 2004 г.

15) Ивашкевич В.Б. Проблемы учета и калькулирования себестоимости продукции. — М.: Финансы, 2006.

16) Карпова Т.П. Управленческий учет. – М., 2003.

17) Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.,2002.

18) Ларионов А.Д., Ерофеева А.В. и др. Бухгалтерский учет. - М., 2005.

19) Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г., Кустарев В.П. и др. Управление затратами на предприятии. – М., 2004.

20) Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. – М., 2004.

21) Рыкова И.В. Порядок отнесения на себестоимость продукции управленческих и коммерческих расходов // Бухгалтерский учет. - 2004, №19.-С.10-13.

22) Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет, М., 2004 г.

Приложение


[1] Безруких П.С., Ивашкевич В.Б., Кондраков Н.П. и др. Бухгалтерский учет. - М., 2001 с 89-91

Скачать архив с текстом документа