Украина глазами Куинджи
СОДЕРЖАНИЕ: Детство и юность Куинджи, его поездка к Айвазовскому. Участие художника в Передвижных выставках. Работа над украинскими пейзажами. Эффект лунного сияния на картине Лунная ночь на Днепре. Поиски новых свето-цветовых решений. Работы периода молчания.Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный гуманитарный университет
Факультет Истории Искусства
Кафедра всеобщей истории искусств
РЕФЕРАТ
по теме:
Украина глазами Куинджи
Работу выполнила студентка 2 курса,
дневного отделения
Специальности Музеология
Привалова А.Д.
Работу принял
Сысоев В.П.
Москва 2009
Содержание :
Ведение
Глава 1. Путь к славе
Глава 2. Период «молчания»
Заключение
Список использованной литературы и источников
Введение
Посмертное наследие Архипа Ивановича Куинджи включает в себя более 500 произведений, значительная часть которых написана в Крыму. Именно Крым стал тогда для Куинджи его духовным, творческим центром. Внимание художника привлек Южный берег Крыма, с его сложным горным рельефом, с великолепием и пышностью растительного мира, омываемый капризными волнами Черного моря, с обилием солнечного света и бархатом летних ночей. Здесь он приобретает земли[1] : в районе Кацивели, в Алупке и самое обширное имение с девственной природой, с причудливой красоты прибрежной полосой и скалой Узун-Таш — в Кикинеизе. Его он особенно любил и часто изображал. В настоящее время этот некогда божественный уголок обезображен производимым тут строительством. Куинджи жил в южнобережных имениях ежегодно, подолгу, до самой своей смерти. Он надеялся, что крымский климат приостановит вдруг начавшую активно развиваться болезнь сердца. У Архипа Ивановича была особая духовная связь с родными местами. Во всех его пейзажах Украины чувствуется трепетность и нежность к изображаемым местам.
В пейзажах Куинджи перед глазами зрителя чуть ли не впервые в изобразительном искусстве раскрылась в таких ярких и поэтических образах природа Украины. Он обогатил русское пейзажное искусство новыми темами и мотивами. Казалось здесь художник шел по путям Гоголя, воспевавшего красоту украинской природы. Цветущая степь, озаренная солнцем, спокойная гладь Днепра, лунное сияние-всё это образы украинской природы, в которых художник не ставил себе задачи сохранить в пейзаже «портретное» сходство с определенным местом. Он создавал обобщенные образы, стремясь в каждом произведении раскрыть присущую данному мотиву поэтичность.
О творчестве и жизни Куинджи писали многие авторы. Большинство работ принадлежит перу Виталия Серафимовича Манина известного отечественного искусствоведа. Он является автором работ: «Куинджи и его школа»[2] , «А.И. Куинджи»[3] , «Русская пейзажная живопись»[4] . Еще одним исследователем творчества Куинджи является Фаина Сергеевна Мальцева. Ей принадлежит работа «Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века»[5] , в которой одна из глав описывает жизнь Архипа Ивановича. Пинхасова Г.А. Посвятила живописцу статью «Куинджи и Крым»[6] . О Куинджи писали и современники, например Илья Ефимович Репин в своей автобиографии[7] и Николай Константинович Рерих в книге «Листы дневника»[8] посвятил статью Архипу Ивановичу.
Глава 1. Путь к славе
Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе. Предки Куинджи проживали в предгорной части Крыма в районе Бахчисарая. Всё детство и юность художника прошли на территории современной Украины[9] , которая, в свою очередь, не оставила его равнодушным. В десятилетнем возрасте Архип Иванович начал работать, но впоследствии по совету Аморетти отправился в Феодосию к знаменитому живописцу Айвазовскому. Куинджи сразу поразили красоты города, омываемого изумрудным морем. Проведя там некоторое время он перебрался в Одессу. Все это время Куинжди не расставался с кистями и в 1866[10] году он решает поехать в Санкт-Петербург для поступления в Академию Художеств. Однако ему это не удалось.
В 1868 году он решает получить звание свободного художника, выставив на конкурс картину « Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма»[11] . Картина написана со всем старанием и со всей любовью на мотив родной ему южной природы помогла ему обрести желаемое звание. Получив в 1870 году диплом, удостоверяющий присвоение ему звания неклассного художника, Куинджи написал несколько картин от которых, по словам Репина, все были в восторге[12] . Так началось восхождение живописца. Принимая эстетическую программу передовой творческой организации художников, Куинджи дебютировал на выставке Товарищества в 1874[13] году с пейзажем «Забытая деревня», полным глубоко социального смысла. Картина была воспринята тогда как произведение, отражающее общественно значимую тему крестьянской жизни. Судя по небольшому подготовительному рисунку, сделанному, очевидно, по натуре, можно считать, образ отображенный в пейзаже возник у художника из личных впечатлений, оставленных родным краем.
В 1875[14] году Куинджи на 4-ой Передвижной выставке демонстрирует картину «Чумацкий трактат в Мариуполе». Полотно пронизано тем же смыслом и эмоциями что и «Забытая деревня». Плавные переходы света и тени скрывают оттенок трагичности и придают пейзажу сочувствующее настроение. Вытянутый по горизонтали формат полотна и удачно сложившаяся композиция с медженно движущимся по дороге обозом обостряет впечатление от обобщенно раскрытой, взятой из жизни темы. Автор пишет картину весьма реалистично: серое небо, грязные обозы, унылые люди... Но в ней нет ни малейшего пренебрежения к происходящему. Колея уходит от первого плана картины вглубь, а низкая точка зрения делает зрителя как бы участником происходящего, вводит его в картину, где он, как и ее герой, должен не любоваться неким «видом», а ощутить на себе всю огромность и безрадостность пространства. Всеволод Гаршин об этой картине писал: «...гразяь невылазная, дождь, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый пес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Всё это как-то щемит за сердце.»[15] Возможно, в этот момент в Куинджи говорила горечь разлуки с родным краем. «Чумацкий тракт в Мариуполе» следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.
Продолжая работать над украинским пейзажем, художник все чаще и чаще обращается теперь к избранию таких мотивов, которые способны пробудить у зрителя чувство красоты и величия природы родины. Его искусство преобретает положительные идеалы и оптимистические нотки в сюжете.
В 1876 году на 5-ой Передвижной выставке[16] Куинджи показал картину, которая действительно потрясла общественность. И вновь с обращением к родным местам. Манин в своей монографии назвал картину «Украинская ночь» «непозволительно роскошной»[17] . Газеты писали, что этот пейзаж совершенно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. И это действительно было так - настолько необычной, и, в то же время, до крайности правдивой казалась куинджевская картина с ее темно-синим глубочайшим небом, стройными тополями, лунным светом на стенах хат, величаво-недвижным покоем, тишиной южной ночи и одиноким огоньком, теплящимся в окошке. Обычный, не выдающийся образ Куинджи изобразил так, что смотря на картину зритель может услышать звуки той самой украинской ночи. При всей лаконичности и скупости деталей деревенского пейзажа картина казалась воплощением красоты украинской природы и ее почти сказочного очарования, вызванного волшебством лунного света. Живописец передал чувственное восприятие южной летней ночи, с невиданной для своего времени смелостью, обобщая цвет и упрощая форму. «Украинская ночь» явилась каким-то новым художественным откровением. Критики поражались умением художника усиливать краски натуры, контрастно сопоставлять освещенные и затемненные участки. Появился даже термин куинджевское пятно. Художники стремились разгадать секрет его цветовых эффектов.
В 1880 году Архип Иванович устраивает персональную выставку, на которой выставляет всего одну картину - «Лунная ночь на Днепре»[18] . К этой картине он шел давно. Выбранный мотив снова возвращает нас к природе Украины. Художник ездил на Днепр, быть может, именно за этим сюжетом. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Задуманная картина — мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. Трудился над ней осень и зиму. Весной заканчивал свое необычное творение. Петербург полнился слухами, дескать, за громадные деньги художнику Куинджи из Японии или Китая привезли специальные краски с перламутром и теперь его картина свет излучает. Желающие посмотреть на такую диковинку выстраивались в очередь. Картина «Лунная ночь на Днепре», размещенная в нарочито темном помещении, под направленным на нее электрическим лучом казалась окном в необычный мир, где под таинственным светом луны искрится спокойная река, протекая мимо спящего украинского хутора. Эффект от картины был потрясающий. Зрители пытались заглянуть за неё, чтобы убедиться, что там нет искусно спрятанного фонаря. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, как зачарованные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Куинджи умел побеждать. Длинные очереди выстраивались на улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хаты. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Мир забылся в спокойном сне. Таинственно течет могучий, полноводный Днепр и блещет, как рыбья чешуя. Плывут облака, с ними будто плывет луна. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным светом погруженную в ночной покой землю. Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира, красоте родины, которая сподвигла живописца на данный шедевр. В картине «Лунная ночь на Днепре» человеческое и космическое начала не тождественны. Они измерены разными мерами. Человеческая природа несопоставима своими малыми величинами с высоким порядком мироздания. Эти два восприятия проникают друг в друга. Они неразрывны. Но ощущение грандиозности мира, таинственности его горизонтов, глубины его завораживающего света, его притягательной силы подавляет восприятие человеческой жизни, ее следов на земле. Только картина написанная с любовью будет пускать к себе зрителя и столь ярко светится.
Художник избирает точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для изображения неба. Очень верно воссоздается тон ночного неба, чуть затянутого легкими перистыми облаками. Сияет диск луны, окрашивая контуры облаков в холодные тона. Лунный свет колеблется на темных водах реки, подчеркивая их медленное течение и очерчивая изысканную линию берега. Ощущение бескрайности просторов равнины, по которой протекает Днепр, достигается с помощью колорита. Художник используется в основном два цвета: черный и фосфорический зеленый. Но при такой ограниченности цветов колорит пейзажа не кажется однообразным. В нем нет двух одинаковых оттенков, по мере удаления от реки черный цвет становится глубже. Композиционному построению пейзажа свойственна простота и лаконичность. По словам Крамского: «…река действительно совершает величественно свое течение, и небо настоящее, бездонное и глубокое»[19] .
В 1882[20] году Куинджи вновь устроил персональную выставку, где было выставлено всего три картины. Одной их них являлась «Днепр утром». Именно она должна была привлечь наибольшее внимание к себе. Она разительно отличалась от других полотен живописца. В ней он практически не использовал эффектов света, но сохранил свойственную его картинам глубину и пространственность. С высокой точки зрителю открывался вид на Днепр, серебристой лентой вьющийся по равнине, на дальние степи за рекой и высокий, чуть розовеющий, небосвод. Часть холма, изображенного на переднем плане, делает естественным композиционное построение пейзажа. Светлое небо занимает большую часть холста. Благодаря низко взятой линии горизонта просторы равнины кажутся в пейзаже почти бескрайними. Вся природа окутана легкой утренней дымкой, придающей пейзажу некоторую загадочность и волшебство. Данное произведение говорит о тонком лирическом проникновении художника в жизнь природы: Куинджи дает почувствовать зрителю очарование раннего тихого утра, его прохладу и свежеть, спокойное течение реки и высь безоблачного неба, влажность росистых цветущих трав и воздушность далей. Живописец в полной мере передает зрителю свои эмоции и чувства по отношению к природе. Глядя на картину мы ощущаем легкий ветерок и видим колебание травы на холме, видим плавное течение вод Днепра. Пейзаж написан в мягкой серебристо-перламутровой красочной гамме, и только цветущие травы на переднем плане вносят в общий колорит картины более звучные тона. Среди этих трав особенно выделяется цветок дикого татарника на высоком стебле. И он действительно играет существенную роль как в композиции, так и в колорите пейзаже. Стройные формы цветка, вырисовывающиеся на фоне светлого неба, помогают воспринять ширь степного простора. Вместе с тем яркая окраска его выделяется делая акцент на туманных, серебристых далях. С другой стороны цветок, так ярко изображенный на переднем плане, символизирует человека, такого статного и красивого духовно, но ничтожно малого по сравнению с величием природы. «Днепр утром» является одним из самых содержательных пейзажей Куинджи и едва ли не самым тонким по живописному исполнению.
Глава 2. Период «молчания»
После выставки 1882 года в творчестве Архипа Ивановича Куинджи начался период под названием «молчание»[21] . Он не выставлялся, но, как стало известно позже, продолжал работать. Данный период не является чем-то совершенно отличным от всех предшествующих творческих исканий художника. Но если раньше лучшие его произведения, наполненные огромным чувством жизни, становились подлинным апофеозом природы, то теперь Куинджи все чаще и чаще увлекается передачей внешних световых эффектов. Но не стоит полагать, что Куинджи утратил интерес к содержанию своего искусства и видел смысл лишь в поисках новых свето-цветовых решений. В произведениях, созданных в этот период чаще всего запечатлены грандиозные, ярковыраженные явления природы, которые покоряли живописца своей стихийностью и величием. Он любил писать пламенеющие закаты, степи, Днепр, туманные морские пейзажи. Куинджи проводит много времени в родных местах в поисках сюжета. Делает множество эскизов с натуры и дорабатывает предыдущие работы.
В 1901[22] году на свет появилась картина «Вечер на Украине», которую художник представил в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием «Вечер». Строго говоря полотно следует датировать 1878-1901 годами. Картина является ярким примером «сонцепоклонничества» Куинджи, проявленное в последствие в его серии красных закатов. Эскиз Львовского художественного музея залит малиновым светом. Краски горят на белых стенах украинских хат. Декоративный эффект в «Вечере на Украине» еще более форсирован. В доработанной картине появились дополнительные цвета которые еще сильнее заливают светом пространство. Но, не смотря на эффект горения, картине присуще спокойствие, некая зачарованность. Чтобы акцентировать эффект яркого освещения и истомленного замирания воздушной атмосферы, художник отбросил деталировку. Купы деревьев обобщены в тяжелые массы. Хаты так же не прописаны детально. В пейзаже выделяется чистота родной деревни, освещенной божественным светом, как нечто сакральное. Священное для самого художника, испытывающего трепетные ностальгические чувства к этим склонам и маленьким хаткам.
К числу картин написанных в период «молчания» относится и пейзаж «Ночное» 1908 года[23] , в котором выбранный художником мотив снова возвращает нас к приднепровским просторам. Глубоко поэтичное восприятие природы словно сомкнулось с романтической тенденцией, породив произведение со сложной романтико-реалистической структурой образа. В данной картиневоплотились воспоминания детства и пристрастие к созерцанию неба. Элегичность, лирическая грусть заставляют минорно звучать бледные краски горизонта, томительно светиться гладь реки. Куинджи передал ту тишину, которой наполнена природа в предрассветный час. Мягкий золотистый свет зари освещает небо, дали, реку, благодаря чему затененный передний план кажется еще более глубоким. Глаз зрителя легко устремляется к открытым просторам степей, манящим свое ночной прохладой. На фоне светлеющего неба выступают темные силуэты коней, пасущихся в степи. Такая детальность вновь делает акцент на величии и бесконечности просторов. Легкий серп луны сияет на небе, озаряя его своим светом и отражаясь в зеркальной глади великого Днепра. Рерих в своих воспоминаниях писал: «Прекрасную победу одерживал Куинджи, когда писал приволье русских степей, величавые струи Днепра, когда грезил о сиянии звезд...»[24]
Форма уподобления древесных крон облакам - сущностный прием, употребляемый художником во многих композициях «молчаливого» периода. Куинджи вывел «формулу» дерева. Этот обобщенный тип дерева прошел по многим его работам. Неизменной величиной включен он в картину «Дубы», увидевшую свет 1905 году[25] . Формула эта представляет словно клубящееся облако, причудливой конфигурацией. Художник проводит, таким образом, знак равенства между конкретно-земными и условно-небесными формами. В этой картине клубящееся облако, составленное из крон дубов в центре композиции, монументально и значительно. Обобщенность крон, отороченных контражуром, вносит элемент романтического преображения. Рождается образ роскошной природы, мощной силами земли, реальной и в то же время созданный авторским вымыслом. А изображение против света придает огромное кроне дуба орнаментальную силуэтность и уплощает ее, подобно барельефу. Однако такое изображение дубов не нарушает границ реалистичности и перед нами все та же природа Крыма. Огромный дуб, как символ силы и величия, композиционно расположенный практически в центре картины. Этим приемом Куинджи вновь показывает насколько окружающая человека природа грандиозна.
Заключение
В апреле 1910 года Куинджи отправился на родину на Украину. Об этой последней поездке художника на Южный берег Крыма можно прочесть у Виталия Манина[26] . Он пишет, что до Севастополя Куинджи доехал поездом, затем до Ялты на маршрутном автомобиле. Дорога его утомила. 8 апреля он поселился в гостинице “Ореанда”.
Сюда был приглашен врач Б.П. Ножиков, обнаруживший у художника воспаление легких. О приезде учителя узнал Николай Химона и поселился в соседнем номере, ухаживал за больным. Из Ялты в Петербург Куинджи был увезен 7 мая. Через два месяца, 11 июля 1910 года Архипа Ивановича Куинджи не стало.
Жизнь великого пейзажиста началась на Украине и страшная болезнь, оборвавшая жизненный путь началась на родине. Да и на протяжении всей жизни Куинджи обращался к мотивам, навеянным родной природой.
Первый успех к художнику пришел именно после написания пейзажа изображавшего родные места Куинджи. Самый большой гонорар, всеобщее признание и славу пейзажист так же получил после написания полотна «Лунная ночь на Днепре». Возможно именно родные мотивы, детские впечатления и любовь помогали художнику творить шедевры.
Список использованной литературы и источников
1) Манин В.С. Архип Иванович Куинджи. - Л.: Художник РСФСР, 1990. - 160 с., ил.
2) Русская пейзажная живопись / В. С. Манин. - М. : Белый город, 2000. - 630.
3) Мастера русского пейзажа : Вторая половина XIX века / Мальцева Фаина Сергеевна. - М. : Искусство, 2001
4) Пинхасова Г.А. КУИНДЖИ И КРЫМ. // Культура народов Причерноморья. - 1997. - № 3
5) И.Репин Далекое и близкое – М. Искусство, 1953
6) Н. К. Рерих. Из литературного наследия. Листы дневника. Избранные статьи. Письма., М. Изобразительное искусство, 1974
[1] Пинхасова Г.А. КУИНДЖИ И КРЫМ. // Культура народов Причерноморья. - 1997. - № 3
[2] Манин В.С. - Куинджи и его школа. Л., 1987
[3] Манин В.С. Архип Иванович Куинджи. - Л.: Художник РСФСР, 1990. - 160 с., ил.
[4] Русская пейзажная живопись / В. С. Манин. - М. : Белый город, 2000. - 630 .
[5] Мастера русского пейзажа : Вторая половина XIX века / Мальцева Фаина Сергеевна. - М. : Искусство, 2001
[6] Пинхасова Г.А. КУИНДЖИ И КРЫМ. // Культура народов Причерноморья. - 1997. - № 3
[7] И.Репин Далекое и близкое – М. Искусство, 1953
[8] Н. К. Рерих. Из литературного наследия. Листы дневника. Избранные статьи. Письма., М. Изобразительное искусство, 1974
[9] Манин В.С. Архип Иванович Куинджи. - Л.: Художник РСФСР, 1990. - 160 с., ил
[10] Манин В.С. Архип Иванович Куинджи. - Л.: Художник РСФСР, 1990. - 160 с., ил.
[11] Манин В.С. Архип Иванович Куинджи. - Л.: Художник РСФСР, 1990. - 160 с., ил.
[12] И.Репин Далекое и близкое – М. Искусство, 1953
[13] Мастера русского пейзажа : Вторая половина XIX века / Мальцева Фаина Сергеевна. - М. : Искусство, 2001
[14] Мастера русского пейзажа : Вторая половина XIX века / Мальцева Фаина Сергеевна. - М. : Искусство, 2001
[15] В.М. Гаршин. Полное собрание сочинений. Т. 3, М., 1934, с. 36
[16] Мастера русского пейзажа : Вторая половина XIX века / Мальцева Фаина Сергеевна. - М. : Искусство, 2001
[17] Русская пейзажная живопись / В. С. Манин. - М. : Белый город, 2000. - 630
[18] Мастера русского пейзажа : Вторая половина XIX века / Мальцева Фаина Сергеевна. - М. : Искусство, 2001
[19] Манин В.С. Архип Иванович Куинджи. - Л.: Художник РСФСР, 1990. - 160 с., ил
[20] Мастера русского пейзажа : Вторая половина XIX века / Мальцева Фаина Сергеевна. - М. : Искусство, 2001
[21] Манин В.С. Архип Иванович Куинджи. - Л.: Художник РСФСР, 1990. - 160 с., ил
[22] Мастера русского пейзажа : Вторая половина XIX века / Мальцева Фаина Сергеевна. - М. : Искусство, 2001
[23] Мастера русского пейзажа : Вторая половина XIX века / Мальцева Фаина Сергеевна. - М. : Искусство, 2001
[24] Н. К. Рерих. Из литературного наследия. Листы дневника. Избранные статьи. Письма., М. Изобразительное искусство, 1974
[25] Манин В.С. Архип Иванович Куинджи. - Л.: Художник РСФСР, 1990. - 160 с., ил
[26] Манин В.С. Архип Иванович Куинджи. - Л.: Художник РСФСР, 1990. - 160 с., ил