Украина в период перестройки и независимости. Первые президенты

СОДЕРЖАНИЕ: Положение Украины в период горбачевской перестройки. Процесс разрушения коммунистической идеологии и начало национального возрождения. Анализ ситуации, которая сложилась в 1991-1994 годах. Украина в период президентства Л. Кравчука и Л. Кучмы.

Содержание

Введение

1.Украина в период «горбачевской перестройки»

2.Начало национального возрождения

3.Президент Кравчук

4.Экономическая политика

5.Президент Леонид Кучма

6.Внешняя политика

Литература

Введение

Тема реферата «Украина в период перестройки и независимости. Первые президенты».

Цель работы – рассмотреть положение Украины на различных этапах развития, а именно:

- в период «горбачевской перестройки»;

- начала национального возрождения;

- в период президентства Л. Кравчука;

- в период президентства Л. Кучмы;

- в период президентских выборов 2004 года.

Ученый, который изучает и анализирует прошлое, констатирует историю. Процесс исследования проходит через его субъективное мышление, и каждый историк видит исторический процесс по-своему. Именно поэтому чем больше логических схем, аналитических позиций, выводов представлено в историческом труде, тем с большей степенью вероятности можно будет приблизиться к достоверному описанию прошлого. Еще М.С.Грушевский совершенно справедливо учил сторониться переоценки своих ценностей, заслуг и интересов, не допускать гипертрофии национального самовозвеличивания и исключительности. Иначе, полагал он, такая история породит поколение национальных нарциссов, лишенных всякой объективности.

Изучение и знание истории родного народа необходимо и важно не только для осознания своего собственного Я, но и для воспитания активной гражданской позиции, патриотических чувств, гордости за свой народ, свою страну. Русский историк В.Ключевский сказал: «История не учительница, а надзирательница, она ничему не учит, а только жестоко наказывает за незнание уроков».

1. Украина в период «горбачевской перестройки»

перестройка независимость украина президент

Критическое положение, в котором оказался СССР в середине 80-х, диктовало необходимость радикальных преобразований. Поворот во внутренней и внешней политике начался, когда в марте 1985 г., после смерти Черненко, Генсеком ЦК ЦКСС стал М.Горбачев (в 1988- он стал главой Президиума Верховного Совета СССР, а в 1990 – президентом СССР). На апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС Горбачев впервые заявил о необходимости коренных изменений в экономике и политике, социальной и духовной жизни. Поэтому апрель является началом перестройки, хотя само понятие «перестройка» появится значительно позднее.

Официальная концепция перестройки в общих чертах оформилась к 1988 г.

Был провозглашен курс на осуществление двух взаимосвязанных заданий:

1) радикальные экономические реформы;

2) демократизация общественной жизни, расширение гласности.

Перестройка должна была стать не какой – либо временной реформой, а должна была охватить все отрасли жизнедеятельности общества: экономику (переход от экстенсивных методов руководства к интенсивным), внутреннюю политику (демократизацию общественной жизни и народовластие), внешнюю политику (прекращение «холодной войны»), социальную сферу (улучшение материального и культурного положения населения), идеологию (ликвидацию цензуры, гласность, плюрализм мнений). Конечной целью провозглашения построения «гуманного, демократического социализма», который должен был соединить рынок с централизованным планированием, политический плюрализм с руководящей ролью КПСС, суверенитет республик с сохранением единого союзного государства. Перестройка не достигла поставленных целей, напротив привела к уничтожению тоталитарной системы.

Усовершенствования привели к потере контроля над событиями. Бюрократическая компания перестройки переросла в каскад стремительных и радикальных изменений. Вначале развалилась внешняя советская империя в Центрально-Восточной Европе. Потом против компартийно-советского центра выступили все союзные республики, во главе этого процесса стояла Российская Федерация.

Толчком к пробуждению украинского общества стала авария на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 г. года. Республиканская власть под давлением центра замалчивало факт катастрофы, а потом и его последствия. В результате население Швеции быстрее узнало о трагедии на Чернобыле, чем украинцы. Еще одним преступлением правительства стала первомайская демонстрация в Киеве и других городах. Официальное предупреждение о небезопасности радиоактивного выброса было опубликовано лишь 5 мая, на 9-й день после катастрофы, к тому же средства массовой информации убеждали, что авария не представляет опасности для здоровья населения. Согласно с международными договоренностями, в конце 2000 г. Чернобыльская АЭС прекратила свое функционирование.

2. Начало национального возрождения

Ситуация начала меняться в конце 1987 г. с первыми выступлениями интеллигенции, недовольной медленными темпами перестройки. Это время становления объединений.

Процессу гласности способствовал Закон « О прессе и средствах массовой информации» от 31 августа 1990 г, он вводил свободу печати и запрет цензуры.

В условиях перестройки на Украине возникают группы «зеленых» политические клубы, просветительские общества, которые постепенно политизировались. Осенью 1988 Союз писателей Украинской СССР выдвинул идею создания «Народного Руха Украины за перестройку». В его программе признавалась руководящая роль КПСС, незыблемость СССР. Хотя заведующий идеологическим отделом ЦК КПУ Л.М.Кравчук заявил, что скорее у него вырастут волосы на ладони, чем будет создан РУХ, однако 8-10 сентября 1989 г с разрешения Горбачева состоялось его Учредительное собрание. Выборы в Верховную Раду в марте 1990 г. показали, что позиции Руха на востоке и юге республики очень слабые. В целом демократический блок завоевал лишь четверть мандатов, вследствие чего в парламенте была сформирована оппозиция в лице Народной Рады, чье влияние усиливалось по мере радикализации общества. Но во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской областях Рух одержал победу, и компартия осталась в Советах местного уровня в меньшинстве.

5 ноября 1990 г. была зарегистрирована первая оппозиционная коммунистам партия – Украинская республиканская партия во главе с Л Лукьяненко. Через год получили право на легализацию (а значит, достигли численности трех тысяч и более) еще четыре партии – Украинская социал-демократическая партия, Демократическая партия Украины, Партия зеленых Украины. Но, ни одна из них не могла конкурировать с КПСС, ни в численности, ни в организационном отношении.

В серьезную силу превратилось рабочее движение. На первом Съезде шахтеров СССР в июне 1990 г. (больше половины делегатов и почти весь оргкомитет были из Украины) прозвучали требования отставки правительства Н.Рыжкова, формирования Кабинета народного доверия. Съезд заявил, что не считает более КПСС партией, выражающей интересы пролетариата, не обратив внимания, что уже давно она имела статус общенародной. В проведенной после съезда массовой забастовке участвовали рабочие семи регионов, которые выдвигали требования в основном политические, в том числе о департизации на производстве, в армии, правоохранительных органах.

Наиболее активно процесс разрушения коммунистической идеологии происходил на Западной Украине. 26 марта 1989 г. на митинге во Львове впервые появились желто-голубые национальные стяги, эмблемы трезубца, на Украине начала распространяться национальная символика. В 1990 г. значительный резонанс вызвали два события – первое- это живая цепочка, посвященная Акту воссоединения УНР и ЗУНР, в которой 21 января под национальными флагами стояли от 450 тыс. до 3 млн. члк.; второй значительной акцией Руха было всенародное празднование 500-летия украинского казачества. В значительной мере благодаря Руху в ряде западноукраинских городов начался демонтаж памятников Ленину как символа тоталитарного времени.

Огромное влияние на рост национального самосознания и демократических процессов оказали выборы в Советы всех уровней в 1989-1990 гг. Эти выборы стали первыми альтернативными выборами за весь советский период, и несмотря на все нарушения, Украина все же сформировала первый в своей истории относительно демократический парламент. Первая сессия новоизбранного парламента продолжалась 60 рабочих дней. В результате сама Верховная Рада, а не кремлевские кабинеты или ЦК, стала тем местом, где решалась судьба Украины.

Основным достижением первой сессии украинского парламента стала Декларация о государственном суверенитете, принятая 16 июля 1990 г. Верховная Рада провозгласила, что только она может выступать от имени украинского народа, государственный суверенитет определялся как верховенство, самостоятельность, полнота и неприкосновенность власти республики в границах её территории, право на собственные вооруженные силы, внутренние войска, органы государственной безопасности.

Следующим шагом был «Закон об экономической самостоятельности УССР», принятый 2 августа 1990 г. Противостояние между демократическими и коммунистическими силами на Украине концентрировалось в основном на проблеме государственного статуса Украины.

Война с памятниками, саботаж экономических реформ, радикализация Руха, отмена Верховной Радой в конце октября 6-й статьи Конституции УССР 1978 г. о руководящей роли Компартии, раскол правящей элиты на суверен-коммунистов и ортодоксов – все это свидетельствовало о назревании решающих событий.

Чтобы сберечь унитарное государство, пусть даже с конфедеративными чертами М.Горбачев инициировал проведение 17 марта 1991 г. проведение всесоюзного референдума относительно дальнейшей судьбы СССР. На Украине параллельно с союзным проходил республиканский референдум, а в Западной Украине был и третий бюллетень, где стоял вопрос об отношении к политической независимости Украины. Большинство опрошенных (80,2%) дали утвердительный ответ на вопрос о вхождении республики в Союз советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете УССР. Одновременно 70,5% высказались за сохранение СССР в обновленном виде. Кроме того, против участия Украины в какой-либо федерации проголосовало большинство жителей трех западных областей и города Киева(88%).

Между тем в стране усиливался дефицит товаров массового потребления. Дни существования СССР подходили к концу, ведь в союзном референдуме не участвовали республики Прибалтики, Грузия, Армения, Молдавия, Татарстан, Северная Осетия, Чечено-Ингушетия и Тува.

Дальнейшая судьба Украины решилась неожиданно. 19 августа 1991 г. группа заговорщиков, куда вошли вице-президент Г..Янаев, премьер-министр В.Павлов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго, министр обороны Д. Язов попыталась совершить государственный переворот. В ночь на 19 августа путчисты изолировали Горбачева на крымской даче и попытались взять власть в свои руки. Средства массовой информации сообщили о создании ГКЧП, тем самым путчисты стремились не допустить подписания нового союзного договора. Только 23 августа, когда путч был окончательно подавлен, политбюро ЦК Компартии Украины опубликовало заявление об осуждении попытки государственного переворота. 24 августа деморализованное большинство Верховной Рады под напором оппозиции приняло акт о государственной независимости Украины, вынеся его на референдум 1 декабря.

1 декабря 1991 г. подавляющее большинство граждан (90,3%), участвовавших в референдуме, поддержали Акт о независимости Украины, первым украинским президентом был избран Л.Кравчук (61,59%), 5 декабря он принес присягу. 7-8 декабря в Беловежской пуще президент Украины Л.Кравчук, России – Б. Ельцин, председатель Верховного Совета Беларуси С. Шушкевич заявили о прекращении существования СССР и о создании СНГ.

3. Президент Кравчук

В основу официальной концепции внешней политики украинского государства была положена четкая европейская ориентация. Украина сразу провозгласила о намерении стать безъядерным государством и начала этот процесс. К марту 1992 г. из Украины в Россию было вывезено 57% тактического ядерного оружия. Однако из-за нарастания напряженности в отношениях между Украиной и Россией Президент Кравчук 12 марта 1992 г. провозгласил о временном прекращении вывоза оружия. Одновременно были заключены международные соглашения о добрососедстве и сотрудничестве между Украиной и Венгрией (6 декабря 1991), Польшей (2 декабря 1991). Сложно развивались отношения с американцами. После провозглашения независимости Украины на протяжении двух с половиной лет США придерживалась политики блокирования американо-украинских экономических и политических контактов из-за сохранения на нашей территории ядерного оружия. Украино-белорусские дипломатические отношения были установлены 27 декабря 1991 г., решение вопроса об определении границ с Молдавией стало возможно лишь в 1994 г.

4 ноября 1991 г Верховная Рада приняла закон «О государственной границе Украины», 12 декабря президент подписал указ о создании таможенного комитета Украины. Закон о гражданстве был принят 8 октября 1991 г., в январе 1992 г была утверждена национальная символика Украины. С целью выхода из рублевой зоны в 1992 г. на территории республики были начато хождение купона, а 2 сентября 1996 г. введена гривня. В ноябре 1991 г была принята «Декларация прав национальностей Украины». 20 сентября 1991 г был ликвидирован КГБ, а вместо него появилась СБУ, которую возглавил генерал Марчук. 6 декабря 1991 г был одобрен закон «О Вооруженных силах Украины». Согласно договоренностям о вооруженных силах в Европе Украина сократила численность войск, количество танков, бронемашин, боевых самолетов. Весь процесс сокращения был проведен в три этапа на протяжении 1992- 1995 гг.

Приоритетным направлением государственно-творческого процесса было формирование трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Стремясь руководить страной с помощью указов Л.Кравчук, основал Государственную думу (февраль 1992). Появление Госдумы депутаты встретил враждебно и через девять месяцев Кравчук её распустил.

Анализ ситуации, которая сложилась в 1991- 1994 гг. позволяет сделать такие выводы:

- в это время не удалось эффективно и взвешенно осуществить раздел власти;

-раздвоение исполнительной ветви власти (Президент - правительство) необыкновенно усложнили управление и мешали работе;

- общая неопределенность в распределении властных функций и полномочий обусловили тотальную безответственность на всех уровнях управления государством.

В связи с этими обстоятельствами недовольство деятельностью Президента и Верховной Рады постоянно росло и достигло своего пика в июне 1993 г. Под давлением шахтерских забастовок было принято решение о проведении 26 сентября этого года референдума по вопросам доверия правительству. Попыткой вырваться из этого кризиса, было радикальное решение о проведении в первой половине 1994 года досрочных выборов Верховной Рады и Президента Украины.

4. Экономическая политика

В апреле 1991 г. волна забастовок вынудила В. Масола пойти в отставку. Кабинет Министров возглавил В. Фокин. Он продержался у власти 17 месяцев, на протяжении которых экономическое положение неуклонно ухудшалось.

В марте 1992 г. Верховна Рада утвердила «Основы национальной экономической политики». В документе предусматривалась структура перестройки хозяйства Украины. Огромное значение уделялось конверсии оборонной промышленности, перераспределение материальных и трудовых ресурсов в пользу тех производств, которые обеспечивают население потребительскими товарами.

Важную роль в становлении рыночной экономики сыграл закон «О приватизации имущества государственных предприятий». Началось создание малых предприятий, товариществ разного уровня ответственности, кооперативов. Начались некоторые сдвиги в аграрном секторе. В январе 1992 г. Верховная Рада утвердила закон «О формах собственности на землю».

Несмотря на все эти шаги, страну все с большей силой охватывал экономический кризис. Его причины следующие:

-экономический кризис был унаследован от советского времени;

-Украина самостоятельно не выбирала модели перехода к рынку, а из-за глубокой интегрированности в экономику России была втянута в рыночные отношения по - российскому образцу;

-украинская элита не знала рыночной экономики и несмело принимала собственные решения,

-предыдущая исполнительная вертикаль была разрушена , а создание новой задерживалось;

- после разрушения предыдущей системы управления экономика перестала быть директивной, но не могла сразу стать рыночной. Вследствие этого пребывала в хаотическом состоянии.

13 октября 1992 г. Верховная Рада Украины утвердила нового премьер-министра Л.Кучму, бывшего директора крупнейшего военного завода Южмаш».

Осенью 1992 г. уже начали проявляться катастрофические последствия либерализации цен, цены на газ возросли в 100 раз, а на нефть - в 300 раз.

В начале 1992 г были введены денежные купоны, в ноябре правительство приняло решение о выходе из рублевой зоны. Гривневые купюры были напечатаны, однако ухудшение ситуации в экономике сделало невозможной денежную реформу. За год купоны обесценились в 21 раз.

18 ноября 1992 г. новый премьер министр изложил в парламенте программу первоочередных шагов для выхода из кризиса. Депутаты дали согласие на предоставление дополнительных полномочий Кабинету Министров для преодоления кризиса. Правительство Кучмы стремилось стабилизировать экономическое положение, административными методами управления, опираясь на государственный сектор. Параллельно создавалась рыночная инфраструктура: возникали рынки валюты, недвижимости.

1993 г. украинская экономика впервые почувствовала всю силу нефтегазовой зависимости от России, которая повышала цены на энергоносители до уровня мировых. Инфляция переросла в гиперинфляцию, купоны обесценились в 103 раза. Национальный доход в сравнении с 1990 г. уменьшился до 60,6%

Весной 1993 г Кучма предпринял попытку подчинить себе представителей Президента в областях путем введения их в Кабинет Министров, а Л.Кравчук требовал от парламента позволить ему непосредственно руководить правительством. Верховная Рада не утвердила ни одного, ни другого предложения.21 сентября 1993 г. Кучма ушел в отставку. Правительство возглавил президент, а обязанности премьер – министра исполнял Ю.Звягильский. Выйти из экономического кризиса не удавалось. Население высказывало недовольство Следствием были досрочные выборы Верховной Рады и Президента.

5. Президент Леонид Кучма

27 марта состоялись выборы в Верховную Раду Украины, наибольшее количество голосов одержали коммунисты. Главой Верховной Рады был избран А.Мороз. В июне-июле состоялись выборы президентские. Во втором туре победу одержал Л.Кучма, за которого отдали голоса 52% избирателей.

В марте 1998-состоялись очередные выборы в Верховную Раду, которые проходили по новой избирательной системе (пропорционально-мажоритарной). Избиратели могли выбирать не только между отдельными кандидатами, но и между тридцатью политическими партиями и блоками. Результаты голосования вновь подтвердили доминирование левых сил. Выборы Президента были назначены на 31 октября 1999 г. Они снова проходили в два тура, так как в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов (Кучма, Симоненко, Мороз, Витренко). Во втором туре президентом во второй раз был избран Кучма, за него проголосовало 56% избирателей.

Страна переживала тяжелейший комплексный кризис, его последствия больно ударили по уровню жизни населения. К 1998 г потребление мяса на душу населения снизилось за 5 лет с 68,2 до 36 кг в год, молока и молокопродуктов-с 373 до 230 кг, яиц с 272 до 171 шт., рыбы с 17,5 до 3,4 кг. Пищевая индустрия Украины оказалась на уровне 1953 г., сахарная- 1960, масложировая-1962, легкой промышленности угрожал полный крах.

В 1995 г. провалилась так называемая большая приватизация, когда из запланированных 8 тыс. крупных и средних предприятий на аукционы выставили всего 945. Серьезное потрясение переживала валютно-финансовая система Украины в конце августа 1998 г в связи с падением курса российского рубля. Раздражающим фактором был и продолжает оставаться факт «уничтожения» 116 млрд. рублей сбережений в сберегательных и страховых полисах, отсутствие перспектив их компенсации при жизни владельцев.

В военно-промышленном комплексе (а это около двух тысяч предприятий) происходил процесс «обвальной конверсии», в результате чего из 1,3 млн. работников в нем осталось 57 тыс., был потерян ряд рынков вооружений.

Продолжалось реформирование вооруженных сил. Украина унаследовала армию в полтора млн., а нуждается в армии численностью 250 тыс. Поэтому неслучайно в июне 1998 г. президентским указом был приостановлен воинский призыв в армию. При дефиците средств на жилищное строительство реорганизация и увольнение в запас шли медленно с большими материальными и морально-психологическими издержками.

С октября 1991 до 28 июня 1996 г. продолжался конституционный процесс, в ходе которого было разработано семь вариантов Основного закона. Знаменитая «конституционная ночь» (с 27 на 28 июня 1996) покончила с периодом безгосударственности, юридически гарантировала независимость Украины, обозначила базовые ориентиры и общественные ценности. После принятия соответствующего Закона 16 октября 1996 г был создан Конституционный суд Украины как гарант соблюдения конституционных норм.

Социально-экономическая ситуация продолжала оставаться сложной и неоднозначной. Правительство в разных составах, которые возглавляли В. Масол (июнь1994 - март 1995), Е.Марчук (март 1995 - май 1996), П.Лазаренко (май 1996 - июль 1997) , в, Пустовойтенко (июль 1997 - декабрь 1999) не смогли радикально изменить экономическую ситуацию. С декабря 1999 г. правительство возглавил Ющенко.

Наблюдался постоянный рост цен на основные продукты питания, сохранялся высокий уровень безработицы, к 1999 г. она составила 1,5 млн. человек. За чертой бедности оказалось около половины украинских граждан. По данным ООН, Украина по уровню потребления на душу населения оказалась на 102 месте в мире. Существующая налоговая система способствовала формированию «теневой» экономики. Сконцентрированный в теневой экономике капитал не направлялся на инвестирование национального производства для поддержания социальной инфраструктуры, объективно способствовал росту налогового пресса, что в свою очередь еще больший объем экономики загоняло в «тень». Негативным фактором для развития украинской экономики оставался огромный внешний долг.

После выборов Президента 1999 г. стратегия преобразований на Украине нашла свое отображение в послании Президента к Верховной Раде в январе 2000 г. В Послании было оговорено увеличение реальных доходов населения в 1,3-1,4 раза, увеличение занятости населения и создания 1 млн. новых рабочих мест, повышения минимального уровня трудовых пенсий до прожиточного минимума., укрепление позиций среднего класса. За время правления Ющенко в экономической жизни страны начался экономический рост. Но отношения между премьером и Президентом не складывались, и 26 апреля правительство Ющенко в полном составе было отправлено в отставку. 29 мая 2001 г. премьер – министром стал А. Кинах. Показатели экономического развития за 2001 г. засвидетельствовали углубление структурных изменений, рост валового внутреннего продукта и промышленного производства. Правительству удалось не только сохранить позитивные тенденции развития, но и достичь экономического роста без повышения темпов инфляции. Стабильное развитие экономики Украины было отмечено мировым Содружеством. Но экономисты – эксперты, анализируя деятельность правительства, предупреждали, что экстенсивные факторы, обеспечившие экономический рост, в значительной мере вычерпаны. Тенденции развития могут затормозиться.

21 ноября 2002 г состоялась очередная отставка правительства. На должность премьер-министра был назначен В.Янукович.

6. Внешняя политика

После президентских выборов 1994 г. развитие внешней политики Украины шло путем модификации, расстановки новых акцентов в приоритетах.

Базовыми принципами модификации были провозглашены взвешенность, прагматизм, профессионализм, рационализм. В основу внешнеполитической модели Украины была положена концепция «моста между Западом и Востоком».

Определенную напряженность в отношения вносило то, что после распада СССР, Украина оставалась третьим в мире ядерным государством по могущества.16 ноября 1994 г. Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В 1996 г. Украина выполнила взятые на себя обязательства, окончательно освободившись от ядерного арсенала.

Возрастала активность в западном направлении. 1 января 1995 г. Украина была членом 37 международных межправительственных организаций. В мае 1997 г. в Киеве был открыт международный центр НАТО, а в июле 1997 г между Украиной и НАТО в Мадриде было подписана Хартия о партнерстве, где среди прочего отмечалось, «что НАТО продолжает поддерживать суверенитет и независимость Украины, её территориальную целостность , а также принцип нерушимости границ». Активной стала позиция Украины в миротворческих силах ООН. Важным этапом в процессе интеграции в европейские структуры стал Хельсинский саммит Евросоюза (декабрь 1999), на котором впервые в официальных документах было признано «европейское стремление Украины». Одновременно было отмечено, что успешная и стабильная Украина наиболее полно отвечает интересам ЕС.

Быстрой интеграции мешают следующие причины: существенные отличия нормативно-правовой базы Украины и ЕС, изношенность основных производственных фондов украинской экономики, её современное состояние.

Активизировались отношения Украины с Германией, Великобританией. Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией. Договоренность с Румынией была достигнута лишь 2 июня 1997 г. (относительно территориальных претензий Сев. Бессарабии и Буковины). Договор о добрососедстве и сотрудничестве решил большинство проблем.

По оценкам экспертов внимание западных государств, прежде всего США, к Украине определяется не столько её партнерским потенциалом, сколько её своеобразным положением в соперничестве между Россией и Западом.

Задачей особого значения было и остается налаживание сбалансированного и действительного партнерского сотрудничества с Россией Главной проблемой Украины в отношениях с Россией на сегодняшний день остается зависимость от поставок российского газа и нефти и отсутствие необходимых денег для своевременной оплаты за них. От успешного решения этой сложной проблемы зависит не только будущее российско-украинских отношений, но и будущее самой Украины.

Весной 2001 г. Украину охватил политический кризис, связанный с убийством оппозиционного журналиста Г. Гангадзе. Во время следствия проявились негативные явления в верхних эшелонах власти. Напряжения добавили записи майора СБУ Мельниченко, сделанные в кабинете Президента. Оппозиция решила воспользоваться ситуацией для смены власти в стране. Были организованы массовые демонстрации и акции протеста в рамках акции «Украина без Кучмы», 9 марта 2001 г. произошли стычки представителей оппозиции с милицией.11 апреля 2001 г состоялся политический диалог между Президентом и представителями 76 партий - первая публичная встреча в истории независимой Украины. Власти удалось преодолеть кризис, но её авторитет был подорван.

Выборы Президента Украины 2004 г. стали переломными в истории Украины. Еще задолго до предвыборной компании все политические силы начали подготовку. Некоторое время была непонятна позиция действующего президента. Ведь согласно действующей Конституции он пребывал у власти лишь первый срок, хотя фактически, это был уже второй срок. Наконец Л.Кучма отказался от участия в выборах. Особенностью предвыборной компании было выдвижение многих кандидатур в Президенты, хотя основная предвыборная борьба сосредоточилась между В.Януковичем и В.Ющенко. Разрыв между ним был небольшой 0,55% , такое распределение голосов не определило победителя, поэтому был назначен второй тур выборов-21 ноября 2004 г. После первого тура о своей поддержке Ющенко заявили А.Мороз и А. Кинах. В. Януковича поддержала Н. Витренко. Новизной второго тура было проведение кандидатами открытых теледебатов. Голосование второго тура состоялось со значительными фальсификациями и махинациями. ЦВК объявил о победе В. Януковича, результаты экзитпола решительно отличались от данных ЦВК. Оппозиция обратилась к избирателям с просьбой защитить свой выбор и 21 ноября собралась на митинг на площади Независимости. Со следующего дня митинг перерос в мирную акцию протеста, которая продолжалась до 8 декабря 2004 г и получила название «Померанчевая революция»

По требованию части депутатов на внеочередное заседание собралась Верховная Рада Украины. На этом заседании Ющенко произнес присягу Президента.

Акции народных протестов продолжались, Верховный Суд, и суды других инстанций не рассмотрели еще жалобы команды Ющенко, как 24 ноября ЦВК объявила Президентом Януковича. Он набрал 49,46% голосов. Победил Янукович в Автономной Республике Крым, Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Николаевской, Запорожской, Одесской, Херсонской, Харьковской и г. Севастополе. В других областях предпочтение отдали Ющенко, он набрал 46,61% голосов.

Лидеры оппозиции заявили о создании Комитета национального спасения и объявили всеукраинскую забастовку. Началось строительство палаточного городка на Крещатике и площади Независимости. Следует отметить, что митинги в поддержку своего кандидата проходили в Донецке, Луганске, Харькове Одессе и др. городах.

В тот же день в Киев начали привозить и сторонников Януковича. В стране сложилась напряженная ситуация.

27 ноября состоялось заседание ВРУ, было принято решение о политическом кризисе на Украине. Был признан факт фальсификации выборов и фактически аннулировано решение ЦВК. Парламент признал недопустимым применение силы против участников акций гражданского неповиновения.

Сторонники кандидата Януковича собрали съезд депутатов всех уровней в Северодонецке и призвали к созданию Южно-Восточной Автономной Республики. Ведущую роль здесь играли лидеры Донецкой, Луганской, Харьковской областей.

Парламент осудил какие-либо решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, принятые после 21 ноября, такие, которые противоречат законам Украины, поручила Генеральной прокуратуре дать правовую оценку решениям местных властей.

Для разрешения сложной ситуации с посреднической миссией на Украину прибыли представители Польши, Литвы, России, ОБСЕ, ЕС. Наконец, с помощью международных посредников стороны конфликта выработали формулу политического урегулирования кризиса. Верховный Суд Украины, закончив рассмотрение жалоб , 3 декабря 2004 г. признал результаты второго тура президентских выборов недействительными и назначил переголосование на 26 декабря 2004 г. 7 декабря Л. Кучма подписал Указ об отпуске В.Януковича на период предвыборной компании и назначил Н.Азарова исполняющим обязанности премьер-министра Украины.

Чтоб избежать во время переголосования фальсификаций, были разработаны изменения к Закону «О выборах президента Украины». Эти предложения были поставлены на голосование, согласно договоренностям, в пакете с изменениями и дополнениями к Конституции Украины (политическая реформа). 8 декабря за пакет проголосовало большинство депутатов.

Таким образом, политический кризис был разрешен путем компромисса, народ отстоял свои права.

Во время переголосования второго тура 26 декабря победил Ющенко- 51,99% голосов, за Януковича проголосовало- 44,21%.

Инаугурация нового Президента Украины В.Ющенко состоялась 23 января 2005 г. , 4 февраля сформировали новое правительство. Его возглавила Ю.Тимошенко.

Литература

1. Акт проголошення незалежності України //Голос України.-1991.-31 серпня.

2. Декларація про державний суверенітет України: прийнята ВР УССР 16 липня 1990 //Радянська Україна.-1990.-17 липня.

3. Декларація прав національностей України //Голос України.-1991.-2 листопада.

4. Закон УССР про мови Української РСР.-К., 1991.

5. Закон про економічну незалежність Української РСР: прийнятий ВР УРСР// Радянська Україна.- 1991.- 5 серпня.

6. Історія України. Національно-державне відродження українського народу.-К.,1992.

7. Бойко О.Д. Історія України.-К.: Академія, 2001,-с.529-640.

8. Корміч, Багацький. Історія України.- Харків: Одіссей,2004.- с.444-465.

9. Котова Н.О. Історія України.-Х.: ТОВ «Одіссей».2005.-с.296-376.

10. Україна у міжнародних відносинах ХХ століття: Навч. Посібник / За ред..проф. Малика Я.Й.-Львів: Світ, 2004.- с.217-386.

Скачать архив с текстом документа