Употребление числительных в рекламном блоке
СОДЕРЖАНИЕ: Общая характеристика имени числительного. Буквенное падежное окончание у числительных. Особенности построения рекламного текста, в котором встречаются числительные. Основные конструкции сочетания числительных с различными частями речи в рекламных текстах.Глава I . Числительные и их виды
1.1 Общая характеристика имени числительного
В русском языке имя числительное относится к самостоятельной части речи. Рассмотрим некоторые определения имени числительного:
· имя числительное – это часть речи, выражающая значение количества (числа): сто, один, сорок, семеро. Имена числительные отвечают на вопрос «сколько?»(5, с. 278)
· имя числительное - это именная часть речи, общим лексическим значением которой является количество лиц или предметов. Грамматически числительные характеризуется наличием категории падежа (в языках с развитой морфологией), отчасти рода (в языках, имеющих грамматический род, некоторые числительные обладают родовыми формами, например в русском языке два, две), отсутствием категории числа(3).
· имя числительное - это часть речи, которая обозначает количество предметов, число или порядок предметов при счете (1, с.139).
Выделяются грамматические признаки имен числительных:
· Имена числительные могут изменяться по падежам.
· Имена числительные не изменяются по числам.
· У имен числительных нет категории рода (искл. «один», «полтора», «два»).
· У имен числительных нет категории одушевленности/неодушевленности (искл. «два, оба, три, четыре»).
· Сочетаясь с существительными, имена числительные в форме именительного падежа (если с неодушевленным существительным, то в форме винительного падежа) управляют существительными, требуя формы родительного падежа единственного или множественного числа (два стола, пять деревьев), причем формы единственного числа требуют только числительные полтора, два, три, четыре; в форме косвенных падежей числительные согласуются с существительными в падеже. Сочетание имени числительного с существительным является неделимым членом предложения(5, с.287-288).
Имена числительные в русском языке делятся на следующие разряды:
· количественные - обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д.;
· дробные - особая группа составных числительных, обозначающая дробные величины: одна пятая, десять сотых;
· порядковые - числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая;
· собирательные - обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.
По характеру выражения количественного значения выделяются определённо-количественные числительные (два, десять и т.п.) и неопределённо-количественные числительные (много, мало и т.п.).
По структуре различаются простые (два, три, одиннадцать), сложные (пятьдесят, семьдесят) и составные числительные (тридцать шесть, сто десять). Числительные следует отличать от других слов с количественным значением. От неопределенно-количественных числительных следует отличать совпадающие с ними по звучанию и значению наречия (у нас есть немного времени (числ.), но мы немного устали (нар.)). В структуру составных числительных нередко включаются слова других частей речи, которые компенсируют отсутствие соответствующих числительных. Например, в составе числительного две тысячи сто использовано слово тысяча, которое не утратило грамматических признаков существительного: оно имеет категории рода, одушевленности/неодушевленности, числа. Но когда слово тысяча, миллиард, миллион, четверть, половина входят в состав числительных, они утрачивают функциональную самостоятельность и не вычленяются из структуры составного числительного. В структуру составных чисел могут включаться и служебные слова (восемь с половиной)(8, с. 329).
Сложные количественные числительные (состоящие из двух основ) пишутся слитно: пятьдесят(9, с.78). Составные количественные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащихся цифр, не считая нулей, но с добавлением слова «тысяча»; при этом учитывается слитное написание сложных числительных: двадцать один, двести один. Дробные числительные пишутся раздельно: четыре целых и одна шестая(9, с.78).
1. Собственно количественные числительные не сочетаются с вещественными и собирательными существительными, дробные сочетаются: две трети молока, одна десятая студенчества.
2. В конце дробного числительного всегда стоит существительное (треть, половина) или субстантивированное прилагательное (пятая, десятая), поэтому дробные числительные сочетаются с существительными по образу существительных (всегда управляют формой родительного падежа: две трети суммы); и не согласуются с существительными.
Существуют сложности в склонении имен числительных.
· Количественные и собирательные имена числительные склоняются по образцу существительных или прилагательных.
· По образцу существительных склоняются
- пять, шесть, семь, восемь, девять;
- на -дцать: одиннадцать, двенадцать, тридцать и нек. др;
- на - десят: пятьдесят, шестьдесят и нек. др.;
- имена числительные двести, триста, четыреста и все числительные на - сот (пятьсот, шестьсот);
· Числительные сорок и девяносто имеют только две формы: сорок, девяносто (в и. п., в. п.) и сорока, девяноста (во всех остальных падежах).
· . Числительное полтора имеет две формы именительного падежа - полтора (м. р. и с. р.) и полторы (ж. р.). Форма всех косвенных падежей (кроме винительного) - полутора.
· Числительные два, три, четыре, а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных.
· У составных количественных числительных склоняется каждое входящее в них слово.
· У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: к две тысячи третьему году, двадцать третьего мая.
Таким образом, имя числительное - это часть речи, выражающая значение количества (числа). Имя числительное может изменяться по падежам, родам, делиться на разряды.
1.2 Буквенное падежное окончание у числительных
Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут. Наращение не используется:
· В записи количественных числительных: словарь в 4 томах; работа 2 сотрудников; серия из 12 упражнений.
· При записи календарных чисел: 22 марта 2003 года, 1 апреля, 10 января.
· Если число обозначено римской цифрой: II Международная олимпиада школьников по русскому языку; IX конгресс, XXI век, Людовик XIV.
· В номерах томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п., если родовое слово (том, глава) предшествует числительному: на с. 196, в т. 5, в табл. 11, в прил. 1 (но: на 196-й странице, в 5-м томе, в 11-й таблице, в 1-м приложении).
Наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, может быть однобуквенным или двухбуквенным (4,с. 195). По закрепившейся традиции наращение должно быть:
· однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й день (пятый день), 25-я годовщина (двадцать пятая годовщина), в 32-м издании (в тридцать втором издании), в 14-м ряду (в четырнадцатом ряду).
· Наращение должно быть двухбуквенным, если последней букве предшествует согласный: 5-го дня (пятого дня), к 25-му студенту (к двадцать пятому студенту), из 32-го издания (из тридцать второго издания), из 14-го ряда (из четырнадцатого ряда).
· Если подряд следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й вагоны; 80-е и 90-е годы.
· Если подряд следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 1, 2 и 3-й вагоны, 70, 80, 90-е годы.
· Если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают:
- только у второго числительного, если падежное окончание у обоих числительных одинаковое: 50–60-е годы, в 80–90-х годах;
- у каждого числительного, если падежные окончания разные: в 11-м – 20-х рядах(11).
Таким образом, однобуквенные наращения у порядковых числительных появляются, если последней букве имени числительного предшествует гласный звук. А двухбуквенные падежные окончания необходимо нарастить, если последней букве порядкового числительного предшествует согласный звук.
1.3 Особенности построения рекламного текста, в котором встречаются числительные
Существуют разные мнения о том, из каких элементов состоит текст рекламного объявления(10). В нашем случае мы выделяем следующие составные части текста рекламного объявления:
Заголовок
Обычно, заголовок располагается сверху, во главе рекламного объявления, часто он связан с иллюстрациями. Заголовок используется для привлечения внимания читателя к основному тексту, который, в свою очередь, должен заинтересовать его. Чтобы добиться указанных целей, заголовок должен:
· предлагать удовлетворение определенной потребности, указывать назначение или подчеркивать выгоду от использования каких-нибудь видов товаров или услуг;
· побуждать читателя просмотреть рекламное объявление до конца и совершить определенное действие.
Обычно заголовки бывают короткими и четкими, как тексты на рекламных щитах, мимо которых мы часто проходим.
Подзаголовки
Одним из способов, облегчающих процесс чтения газет, является разбивка всех печатных материалов на отдельные части с помощью заголовков и подзаголовков. Если бы не было подзаголовков, огромное количество слов было бы очень трудно прочитать. Одной из главных причин использования подзаголовков является необходимость выделения тех частей текста, которые могут оказаться не очень интересными для читателя, и таким образом поддержать читательский интерес. Кроме того, перед тем, как перейти к новой теме или обсуждению новых идей, нужна небольшая передышка в виде подзаголовка. После этого читателю будет намного легче перейти к новому вопросу. Подзаголовки можно также использовать для того, чтобы выделить три-четыре главных момента рекламного объявления. Это позволит читателю понять, о чем идет речь, даже если он не прочтет рекламное объявление целиком. Кроме того, подзаголовки нужны в тех случаях, когда в рекламном объявлении содержится множество пунктов и информации. Подзаголовки, как и заголовки, должны быть краткими, оригинальными и т.д., т.е. при написании подзаголовков необходимо руководствоваться теми же общими правилами, как и при создании заголовков.
Основной текст
Основной текст должен быть не менее интересным, чем подзаголовок или заголовок.
Указание цены
Следуя логике, цену следует указывать после описания предлагаемых товаров или услуг, чтобы стимулировать желание читателя воспользоваться рекламным предложением. Однако и здесь, как всегда, бывают исключения из правил. В некоторых случаях цена становится главным элементом рекламного объявления и указывается прямо в заголовке. Еще одно исключение из правила— не указывать цену вообще. Это может быть связано с тем, что для определения цены требуется предварительная оценка стоимости работ или же цены на товары или услуги колеблются в определенных пределах.
Фраза, побуждающая к совершению действия
Эта фраза должна быть четкой и короткой, почти как воинский приказ
Название и адрес
Практически в каждом рекламном объявлении требуется указывать название, адрес, а также номер телефона. Как правило, эта информация помещается в нижней части рекламного объявления, в самом конце, но, в принципе, ее можно расположить и в другом месте.
В соответствии с этим разделением, можно выделить виды рекламного блока. Рекламный блок может быть узким и расширенным. В узком рекламном блоке указывается минимум информации: предмет продажи, фирма, предоставляющая продукт или услугу, юридический адрес или телефон. В широком рекламном блоке содержится больше информации: может быть опубликован прайс с иллюстрациями на продукты, слоган, логотип фирмы, условия покупки и оплаты продажи, показано на карте место расположения предприятия.
Выводы по первой главе
Имя числительное - это именная часть речи, общим лексическим значением которой является количество лиц или предметов. имя числительное активно используется в рекламных объявлениях. Имя числительное имеет определенные разряды. Оно может быть количественным, дробным, порядковым, собирательным.По характеру выражения количественного значения выделяются определённо-количественные числительные и неопределённо-количественные числительные. По структуре различаются простые, сложные и составные. Имя числительное имеет категорию падежа, но не имеет категорий числа, одушевленности/неодушевленности. Некоторые числительные имеют категорию рода. Имя числительное легко сочетается с именами существительными, но при склонении имен числительных часто возникают трудности. Порядковые числительные могут иметь однобуквенное или двухбуквенное наращение. В рекламных блоках имя числительное может встречаться в заголовках, подзаголовках, основном тексте, юридическом адресе и телефоне.
Глава II. Использование числительных в рекламных текстах
2.1 Имя числительное в рекламных текстах
Имя числительное встречается во всех объявлениях из различных рубрик: реклама окон; дверей; строительных материалов; мебели; продуктов; одежды; магазинов; различных агентств; фирм; банков; потребительских обществ(13). Рассматривая структурные части рекламного блока, мы обратили внимание, что в заголовках имена числительные встречаются редко. Функция заголовка - заинтересовать читателя. Например: «Как выучить иностранный язык за три месяца». В подзаголовках мы чаще можем увидеть имена числительные. Подзаголовок должен выделить какие-то главные моменты рекламного объявления. Например: «каждое второе окно скидка 1000 р.». В основном тексте информация должна быть не менее интересной, чем в заголовке или подзаголовке. Содержание текста должно побудить читателя совершить нужное рекламодателю действие. Может быть указана цена продукта. Но, обычно, ценой ограничивается использование числительных в основном тексте. Числительные используются и при написании адреса и телефона, эта информация обычно расположена в нижней части рекламного объявления.
Для практической части нашей работы мы решили рассмотреть объявления в рекламно-информационных газетах «PRESENT», «Курьер». Это газеты массового распространения. Информация в этих газетах адресована широкому кругу читателей. Мы обратили внимание на то, что в данных печатных изданиях употребляется достаточно большое количество числительных. Вследствие этого, мы попытались выделить и описать основные конструкции сочетания числительных с различными частями речи:
Конструкция типа «Количественное числительное + существительное»
· Всего 12 дней – и вы говорите на языке (см. Приложение 1)
«12» (двенадцать) - простое определенно-количественное числительное в И.п.,
«дней»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п., мн.ч.
· Ответ через 7 минут (см. Приложение 1)
«7» (семь)- простое определенно-количественное числительное в и.п.
«минут»- нарицательное отвлеченное существительное в Р. п., мн.ч.
· 212 страниц лучших идей в новом практичном и стильном журнале (см. Приложение 1)
«212» (двести двенадцать)- составное определенно-количественное числительное в И. п.
«страниц»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п., мн.ч.
· 73 новинки для вашего дома (см. Приложение 1)
«73» (семьдесят три) - составное определенно-количественное числительное в И. п.
«новинки»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п., мн.ч.
Чаще всего в этих конструкциях употребляются простые определенно-количественные числительные в И.п. в сочетании с нарицательными отвлеченными существительными в Р. п. во мн.ч.
Конструкция типа «Предлог + количественное числительное + существительное»
· Распродажа от 30 рублей (см. Приложение 2)
«от»- непроизводные предлог
«30» (тридцати)- простое определенно-количественное числительное в Р.п.
«рублей»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п., мн.ч.
· с 9 до 23 ч. (см. Приложение 2)
«с»- непроизводный предлог
«9» (девяти)- простое определенно-количественное числительное в р.п.
«часов»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п.
· с 9 до 23 ч. (см. Приложение 2)
до 23 часов
«до»- непроизводный предлог
«23» (двадцати трех)- составное определенно-количественное числительное в Р.п.
«часов»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п.
· Стальные двери от 6 700 рублей (см. Приложение 2)
«от» - непроизводный предлог
«6 700» (шести тысяч семисот)- составное определенно-количественное числительное в Р.п.
«рублей»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п.
В этих конструкциях чаще всего употребляется непроизводные предлоги «от» и «до» в сочетании с простыми и составными определенно-количественными числительными в Р.п.
Конструкция типа «Существительное +количественное числительное + %»
· Обои скидка 30 % (см. Приложение 3)
«скидка»- отвлеченное нарицательное существительное в И.п. ед.ч.
«30» (тридцать)- определенно-количественное простое числительное в И.п.
В таких случаях нарицательное отвлеченное существительное в И.п. сочетается с определенно-количественным числительным в И.п. и %.
Конструкция типа «Существительное + количественное числительное + существительное»
· Гарантия 5 лет (см. Приложение 4)
«гарантия»- отвлеченное нарицательное существительное И.п., ед.ч.
«5»(пять)- определенно-количественое числительное в И.п.
«лет»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п., мн.ч.
· Срок изготовления 3-5 дней (см. Приложение 4)
«изготовление»- нарицательное отвлеченное существительное И.п., ед.ч.
«5»(пять)- простое определенно-количественое числительное в И.п.
«3»- простое определенно-количественое числительное в И.п.
«дней»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п., мн.ч.
· ставка 12 % годовых (см. Приложение 4)
«ставка»- нарицательное отвлеченное существительное в И.п., ед.ч.
«12» (двенадцать)- простое определенно-количественное числительное в И.п.
В этой конструкции существительное чаще всего является нарицательным, выражающим отвлеченные понятия.
Конструкция типа «Количественное числительное + предлог + существительное + количественное числительное»
· два по цене одного (см. Приложение 5;)
«два»- простое определенно-количественное числительное в И.п.
«по»- непроизводный предлог
«цене»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п.
«одного»- простое определенно-количественное числительное в Р.п.
Конструкция типа «Существительное + предлог + количественное числительное + существительное»
· Суперцена за 1 книгу (см. Приложение 6)
«цена»- нарицательное отвлеченное существительное в И.п.
«за»- непроизводный предлог.
«одну»- определенно-количественное числительное в В.п.
«книгу»- конкретное предметное существительное в В.п.
Определенно-количественные числительные - самая употребляемая в рекламных текстах группа числительных. Чаще всего в рекламном блоке используется конструкция типа «Количественное числительное + существительное». Менее распространенные конструкции - это более сложные словосочетания, состоящие из 4 и более компонентов. В рекламных текстах нам не встретилось ни одной конструкции с неопределенно-количественными числительными.
2.2 Порядковые и дробные числительные в рекламных текстах
Порядковое имя числительное- числительное со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая. Этот разряд числительных достаточно часто можно увидеть в рекламных объявлениях. У порядкового числительного есть своя особенность- только этот разряд имен числительных может иметь однобуквенное или двухбуквенное падежное окончание.
Мы попытались выделить основные конструкции сочетания порядковых числительных с различными частями речи, используя выбранные нами печатные издания:
Конструкция типа «Порядковое числительное + существительное»
· 23 февраля и 8 марта вы полностью предоставлены друг другу
(см. Приложение 7)
«23»(двадцать третьего)- составное порядковое числительное в Р.п.
«февраля»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п. ед.ч.
«8» (восьмого)- порядковое числительное в Р.п.
«марта»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п. ед.ч.
· 3-й квартал (см. Приложение 7)
«3-й»(третий) – простое порядковое числительное в И.п. с однобуквенным наращением
«квартал»- нарицательное отвлеченное существительное в И.п.ед.ч.
· 1-й этаж (см. Приложение 7)
«1-й» (первый)- простое порядковое числительное в И.п. с однобуквенным наращением
«этаж»- нарицательное отвлеченное существительное в И.п. ед.ч.
· Началось строительство 5-го дома! (см. Приложение 7)
«5-го» (пятого)- простое порядковое числительное в Р.п. с двухбуквенным наращением.
«дома»- конкретное предметное существительное в Р.п., ед.ч.
Конструкция типа «Предлог + порядковое числительное + существительное»
· До 30 апреля (см. Приложение 8)
«до»- непроизводный предлог
«тридцатого»- простое порядковое числительное в Р.п.
«апреля»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п. ед.ч.
· В продаже с 26 сентября (см. Приложение 8)
«с»- непроизводный предлог
«26» (двадцать шестого)- составное порядковое числительное в Р.п.
«сентября» - нарицательное отвлеченное существительное в Р.п. ед.ч.
В этой конструкции предлог чаще всего является непроизводным, например, «с», обычно простое порядковое числительное стоит в родительном падеже, а следующее за ним существительное, как правило, является нарицательным отвлеченным и стоит в родительном падеже.
Порядковое числительное в рекламных текстах встречается не особо часто, поэтому нам удалось выделить всего 2 варианта конструкций. Чаще всего встречается первый вариант конструкции: порядковое числительное + существительное. В этих двух конструкциях встречаются порядковые числительные с наращением. Обычно - это однобуквенное наращение.
Дробное числительное в рекламных текстах
Дробные числительные очень редко употребляются в рекламном блоке. Если порядковые или количественные числительные могут быть записаны буквами, то дробные числительные всегда пишутся цифрами. Есть 2 варианта записи дробных числительных: в виде десятичной дроби и в виде неправильной дроби. Рассмотрим варианты конструкций с дробными числительными.
Конструкция типа «Существительное + дробное числительное + существительное»
· Срочно продается склад - 435, 6 кв.м. (см. Приложение 9)
«склад»- нарицательное отвлеченное существительное в И.п. ед.ч.
«435, 6» (четыреста тридцать пять и шесть десятых) – составное дробное числительное в И.п.
«Кв.м.» (квадратных метров)- прилагательное с отвлеченным нарицательным существительным.
В этом случае дробное числительное имеет вид десятичной дроби.
Конструкция типа «Дробное числительное + существительное»
· финала чемпионата Европы (см. Приложение 10)
«1/4 » (одна четвертая)- составное дробное числительное в И.п.
«финала»- отвлеченное нарицательное существительное в Р.п. ед.ч.
В данной конструкции дробное числительное представлено как неправильная дробь.
Обычно дробные числительные можно увидеть в виде десятичной дроби. Этот вид легче и быстрее воспринимается при чтении. Дробные числительные чаще всего встречаются в объявлениях, связанных с недвижимостью и банковскими кредитами.
2.3 Запись телефонных номеров в рекламных текстах
Телефонный номер - очень важная информация в рекламном блоке. Существуют определенные правила написания телефонных номеров (12). В России все телефонные номера записываются согласно правилу: дефисом или пробелом отделяются пары цифр справа налево. Если вначале остались три цифры, разрешается записать их слитно.
Формат записи телефонного номера для России такой: 123-45-67. в телефонных справочниках дефисы могут заменяться на пробелы (для экономии времени наборщиков).
Кроме отдельных случаев с удачным сочетанием цифр (222-3-222) сегодня в России телефон должен писаться так:
· Обычный городской номер:
123-45-67
12-34-56
1-23-45
12-34
· Телефонный номер с кодом города:
(123) 123-45-67
(1234) 12-34-56
(12345) 1-23-45
(123456) 12-34
· Стандарт написания телефонного номера для мобильных телефонов:
8 123 123-45-67
· Телефонный номер России в международном формате:
+7 123 123-45-67
+7 1234 12-34-56
+7 12345 1-23-45
+7 123456 12-34
В рекламных текстах рассматриваемых нами печатных изданий мы выделили определенные виды группировки цифр в записи телефонных номеров, а именно:
· Конструкция типа «12 – 34 – 56» (см. Приложение 11)
· Конструкция типа «12 34 56» (см. Приложение 12)
· Конструкция типа «555-666 » (см. Приложение 13)
· Конструкция типа « (8482)12-34-56» (см. Приложение 7)
· Конструкция типа «8 9123 45 67 89» (см. Приложение 4)
Рассматривая рекламные объявления выбранных нами газет, мы пришли к выводу, что большинство записей телефонных номеров не противоречат правилам.
Выводы по второй главе
В рассматриваемых нами печатных изданиях можно выделить определенные конструкции употребления числительных с различными частями речи. Мы выделили 6 конструкций. Самой распространенной конструкцией оказалась конструкция вида «Количественное числительное + существительное». Реже всего нам встречались конструкции, состоящие из более сложных словосочетаний, состоящие из 4 и более компонентов. Порядковое числительное может иметь наращение, но оно редко используется в рекламе, т.к. не экономит место в рекламном блоке. Обычно используется однобуквенное наращение, но двухбуквенное – тоже не редкость. В рекламе можно встретить дробные числительные. Их можно увидеть в двух вариантах записи: в виде неправильной дроби и в виде десятичной дроби. Чаще всего встречаются дробные числительные в виде десятичной дроби. Этот вид легче и быстрее воспринимается при чтении. Также существуют правила написания телефонных номеров. Выделенные нами конструкции группировки цифр в написании телефонных номеров в большинстве случаев не противоречат этим правилам.
Заключение
Реклама представляет собой мощное информационное средство, которое способствует формированию осведомленности, предпочтительности к товару или услуге, стимулированию пробной покупки, которая должна заинтересовать, запомниться, вызвать желание и, конечно, побудить к действию.
В наше время, рекламные блоки перенасыщены числительными. Цифрами записывается телефон, цифры присутствуют в информации об адресе, скидки тоже зачастую обозначаются цифрами.
Числительное - это часть речи, выражающая значение количества (числа). Числительное может изменяться по падежам, родам. Числительные можно разделить на разряды. Числительное - сложная часть речи. Трудности возникают при склонении числительного и раскодировки его в буквенную форму. Числительные могут иметь однобуквенное или двухбуквенное падежное окончание, но оно достаточно редко встречается в рекламных объявлениях, хотя и упрощает восприятие информации и облегчает раскодировку из численной формы числительного в буквенную.
Существуют разные мнения о том, из каких элементов состоит текст рекламного объявления. Мы попытались выделить на наш взгляд основные структурные части рекламного блока: заголовок, подзаголовок, основной текст, указание цены, фраза, побуждающая к действию, юридический адрес и телефон. Числительное может употребляться в любой структурной части рекламного блока, но чаще всего мы видим числительные в части с адресами и телефонами, там, где указывается цена. Мы заметили различные варианты написания телефонных номеров и попытались разделить их на конструкции. В итоге получилось 6 видов записи. Сопоставив выделенные нами конструкции с правилами, мы пришли к выводу, что ни одна из конструкций не противоречат нормам. Имя числительное может сочетаться с различными частями речи. На основе этого, мы попытались выделить основные конструкции употребления числительных с различными частями речи. Самой распространенной конструкцией оказалась конструкция вида «количественное числительное + существительное». Реже всего нам встречались конструкции, состоящие из более сложных словосочетаний, состоящие из 4 и более компонентов. В рекламе можно встретить дробные числительные. Их можно увидеть в двух вариантах записи: в виде неправильной дроби и в виде десятичной дроби. Чаще всего встречаются дробные числительные в виде десятичной дроби. Этот вид легче и быстрее воспринимается при чтении. В конструкциях очень активно используются числительные. Наиболее востребованы порядковые имена числительные, а наименее - дробные.
Список литературы
1. Баранов М.Т., Т.А. Костяева, А.В. Прудникова Русский язык: Справ. материалы : Учеб. пособие для учащихся; Под ред. Н. М. Шанского.- 5-е зд., испр.- М.: Просвещение, 2000.- С. 79-82.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия с изменениями и дополнениями, поисковая система. – 2003 - CD 1 – 4.
3. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?: (Опыт словаря-справочника).- 4-е изд.,- М.: Рус. яз., 1989.- С. 879.
4. «Курьер» информационно-рекламная газета № 1(227)- 062 (288)
5. Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков В.П. Современный русский литературный язык: учебник для филологических специальностей пед. институтов; Под ред. Леканта П.А. - М.: Дрофа, 2001. - С. 278 - 281
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 23-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 2003. – С. 885.
7. Попов Р.Н., Валькова Д.П., Маловицкий Л.Я., Федоров А.К. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 2001. - C. 311.
8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: ДатаСторм, 2002. – C. 329 – 334.
9. Розенталь Д.Э. практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- М.: Просвещение, 1999.- С. 78-79.
10. «Present» информационно-рекламная газета № 7(2508)- 124 (2625)
11. www.black.pr-online.ru
12. www.dist-cons.ru
13. www.newslab.ru
14. www.pr-cy.ru
15. www.prguru.ru
16. www.pr-info.ru
17. www.pr-line.ru
18. www.prnews.ru