Управление финансами в некоммерческих организациях
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. 2. ВСЕРОССИЙСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО «ДИНАМО».СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
2. ВСЕРОССИЙСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО «ДИНАМО».
2.1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА ДИНАМО
2.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРАВА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ДИНАМО».
2.3.СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА «ДИНАМО».
3. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ОБЩЕСТВА «ДИНАМО».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Правовое положение некоммерческих организаций определяется:
· Гражданским кодексом РФ, который регламентирует основные положения создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций;
· Законом о некоммерческих организациях, который уточняет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, в зависимости от организационной формы, вопросы формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности учредителей (участников), основы управления и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Кроме того, правовое положение отдельных видов некоммерческих организаций регулируется особыми Федеральными законами.
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и
детских общественных объединений» от 28.06.1995г. №98-ФЗ определяет, что может быть объектом этой государственной поддержки и в каких формах она производится.
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996г. №10-ФЗ, регулирующий общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.
Закон об образовании посвящен специальным видам учреждений, действующим в сфере образования, включая дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, дополнительного образования взрослых, дополнительного образования детей и т.д. Его статьи распространяются на негосударственные образовательные учреждения, имеющие статус некоммерческих.
Закон о религиозных объединениях определяет правовые основы религиозных объединений. В соответствии с этим законом религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.
Следует отметить, что данный перечень является далеко не исчерпывающим. Объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью руководствуется Положением об адвокатуре РСФСР, утвержденным 20.11.1980г. Объединения, содействующие развитию внешнеторговой деятельности, пользуются Федеральным законом №157-ФЗ от 13.10.1995г. Негосударственные пенсионные фонды применяют Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах№ №75-ФЗ от 7.05.1998г. и т.д.
В соответствии с принятыми законами граждане имеют право создавать по своему выбору некоммерческие (общественные) объединения без предварительного разрешения органов государственной власти.
1.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Чаще всего создаваемые некоммерческие организации имеют одну из следующих организационно-правовых форм:
· потребительские кооперативы;
· общественные и религиозные организации (объединения);
· фонды;
· учреждения;
· некоммерческие партнерства;
· автономные некоммерческие организации;
· объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
· государственные корпорации.
Закон об общественных объединениях распространяет свое действие на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций и некоммерческих ассоциаций и союзов, создаваемых коммерческими организациями. В соответствии с этим законом устанавливаются следующие организационно-правовые формы общественных объединений:
1) общественная организация, которая характеризуется как основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижений уставных целей объединившихся граждан;
2) общественное движение, которое определяется как состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
3) общественный фонд, определяемый как один из видов некоммерческих фондов и представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели;
4) общественные учреждения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников, не имеющих членства;
5) орган общественной самодеятельности, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей, неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности является общественным объединением, не имеющим членства;
6) союзы (ассоциации) общественных объединений.
Так, общественные и религиозные организации – это добровольные
объединения граждан, созданные на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественных и религиозных организаций могут быть как физические, так и юридические лица. При этом члены этих организаций не сохраняют прав на переданное ими в собственность общественных и религиозных организаций имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, а те в свою очередь, не отвечают по обязательствам своих членов.
Некоммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы, могут добровольно объединяться и создавать союзы (ассоциации). Члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. В Российской Федерации действуют:
· общероссийские;
· межрегиональные;
· региональные;
· местные некоммерческие объединения.
Общероссийским некоммерческим объединениям разрешено использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочных государственных органов.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов в некоммерческих объединениях, может оказывать поддержку в виде целевого финансирования отдельных общественно-полезных программ по заявкам общественных объединений (государственные гранты), заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг, социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу некоммерческих объединений на конкурсной основе.
Если некоммерческая организация зарегистрирована в органах юстиции, то она приобретает права юридического лица.
Некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, обладает всеми признаками, характеризующими юридическое лицо:
· имущественная обособленность;
· организационное единство;
· правоспособность;
· самостоятельная ответственность.
Имущественное обособление некоммерческой организации может быть выражено в:
А) праве собственности;
Б) праве оперативного управления;
В) праве хозяйственного ведения;
Г) денежные средства на банковских счетах.
Внешнее проявление имущественная обособленность находит в наличии самостоятельного баланса или финансового плана (сметы).
Организационное единство закрепляется в учредительных документах некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 24 Закона о некоммерческих организациях они могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и соответствующих целям их создания.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям, однако в практике российского предпринимательства соответствующей целям деятельности некоммерческих организаций признается любая деятельность, не противоречащая законодательству.
Таким образом, любая некоммерческая организация вправе осуществлять любую деятельность, при условии, что получаемый доход направляется на цели, предусмотренные уставом некоммерческой организации.
В зависимости от состава участников некоммерческие организации подразделяются на:
1) организации, имеющие членство. К ним относятся потребительские кооператоры, объединения юридических лиц, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, торгово-промышленные палаты.
2) организации, не имеющие членства. Это прежде всего фонды и автономные некоммерческие организации.
2. ВСЕРОССИЙСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО «ДИНАМО».
В соответствии со статьей 2 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных целей, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Закон не содержит исчерпывающего перечня целей деятельности некоммерческих организаций и это позволяет учредителям расширять эту сферу по собственному усмотрению в рамках нормативных и законодательных актов. Учредители имеют возможность самостоятельно определять цели и направления деятельности некоммерческих организаций отражая их в уставных документах.
Рассмотрим принципы построения, цели и задачи, структуру деятельности всероссийского физкультурно - спортивного общества «Динамо».
2.1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА ДИНАМО
Общество Динамо строит и организует свою деятельность на основе следующих принципов:
· Добровольности, равноправия членов, гласности, законности и самоуправления.
· Выборность всех руководящих и исполнительных органов общества Динамо снизу доверху, и их подотчетности соответствующему руководящему органу (конференции, общему собранию, совету, президиуму).
· Коллегиальность, гласность и свобода дискуссий при принятии решений в сочетании с персональной ответственностью за порученное дело.
· Уважение прав меньшинства на отстаивание собственной позиции на всех стадиях подготовки решения.
· Соблюдение для всех членов общества Динамо равных прав и обязанностей.
· Обязательность решений вышестоящих руководящих органов и должностных лиц общества Динамо для нижестоящих при условии, что эти решения приняты в пределах их компетенции и в соответствии с действующим Уставом общества Динамо.
· Самофинансирование деятельности общества Динамо в сочетании с государственной поддержкой.
2.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРАВА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ДИНАМО».
В своем уставе общество «Динамо» определяет конкретные задачи и правовые отношения при выполнении своей уставной деятельности. Так, согласно уставу общество «Динамо» может:
- Вступать в международные неправительственные организации, осуществлять прямые контакты с коммерческими и некоммерческими физкультурно-спортивными и иными организациями за рубежом.
- Представлять членов общества Динамо к награждению государственными наградами, присвоению почетных званий.
- Совершать гражданско-правовые сделки с физическими и юридическими лицами для достижения уставных целей, в том числе заключать договоры на выполнение государственного заказа.
- Проводить спортивные соревнования, благотворительные акции, лотереи, аукционы и другие массовые мероприятия.
- Осуществлять в целях реализации уставных задач и иную деятельность, не противоречащую действующему законодательству.
Общество Динамо отвечает по своим обязательствам денежными средствами и имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Общество Динамо не отвечает по обязательствам государства и своих членов, а государство и члены общества Динамо не отвечают по его обязательствам.
2.3.СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА «ДИНАМО».
Основой структуры общества Динамо являются первичные организации
(коллективы физической культуры, спортивные клубы и т.п.) создаваемые на территориях субъектов Российской Федерации его региональными организациями. Первичные организации образуются при наличии не менее трех членов по территориальному принципу по месту службы, работы, учебы или занятий спортом в соответствии с законодательством об общественных объединениях.
Первичные организации входят в состав общества Динамо через
республиканские, краевые, областные региональные организации. Решение о
создании первичной организации принимается на собрании ее членов.
В своей деятельности первичные организации руководствуются Уставом.
Высшим руководящим органом первичной организации является общее собрание, которое созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 года. На собрании избираются председатель первичной организации и его заместители, которые осуществляют руководство в период между собраниями. Исходя из конкретных условий первичные организации могут в соответствии с законодательством получать права юридического лица для выполнения уставных задач.
Региональные организации, действующие на основании единого Устава общества Динамо могут наделяться имуществом на правах оперативного управления переданного им собственником (обществом Динамо). Получать доверенность от вышестоящего руководящего органа общества Динамо на осуществление предпринимательской деятельности для выполнения уставных задач.
Региональные организации общества Динамо создаются по территориальному принципу. Региональные организации: республиканские, краевые и областные организации, а также Московская городская организация являются структурными подразделениями ВФСО Динамо.
Высшим руководящим органом региональных организаций общества Динамо является конференция, которая созывается советом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
Региональные организации без согласия Центрального совета не могут совершать действия, ведущие к отчуждению недвижимого имущества, находящегося в общей собственности общества Динамо, получать банковские кредиты под залог имущества и заключать сделки, неисполнение которых может привести к банкротству организации.
Для осуществления ревизионной работы на конференциях региональных организаций избираются ревизионные комиссии, которые осуществляют проверки и ревизии не реже одного раза в год и действуют на основании Положений, утверждаемых советами региональных организаций.
Председатель совета представляет интересы всех организаций общества Динамо и его руководящих органов без доверенности во всех организациях, учреждениях и предприятиях в странеи за рубежом.
· Назначает своими приказами на должности работников, перемещает и увольняет их, устанавливает должностные оклады, поощряет и накладывает дисциплинарные взыскания.
· Является распорядителем кредитов, открывает и закрывает счета.
· Отвечает за состояние финансовой и хозяйственной деятельности в обществе Динамо.
3. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ОБЩЕСТВА «ДИНАМО».
Общество Динамо все средства, получаемые от финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельности, направляет на решение уставных задач, ради которых осуществляется эта деятельность. Доходы от предпринимательской деятельности не могут изыматься для перераспределения между членами общества и используются только для выполнения уставных целей. По решению соответствующих советов возможно использование их средств на благотворительные мероприятия.
Общество Динамо может иметь в собственности земельные участки, охотничье-рыболовные угодья и хозяйства, здания, строения, сооружения (в том числе спортивные), жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и спортивно-оздоровительного назначения, денежные средства ( в том числе валютные), акции, другие ценные бумаги.
В собственности общества Динамо могут находиться организации, учреждения, издательства, средства массовой информации и другое имущество, создаваемое и приобретаемое за счет средств общества Динамо или полученное в установленном законодательством порядке от государственных, общественных или иных организаций для осуществления уставной деятельности.
Средства общества Динамо формируется каждой организацией самостоятельно из:
· Средств из федерального бюджета Российской Федерации и местных бюджетов.
· Поступлений от хозяйственной и предпринимательской деятельности.
· Вступительных и ежегодных членских взносов от юридических и физических лиц - членов общества Динамо.
· Добровольных взносов и пожертвований.
· Кредитов и государственных субсидий в виде целевого финансирования общественно полезных программ общества Динамо.
· Других поступлений, не запрещенных законодательством.
Собственность общества Динамо едина и неделима. Собственником принадлежащего ему имущества (в том числе приобретенного или созданного структурными подразделениями) является общество Динамо в целом. Региональные организации общества Динамо и другие структурные подразделения имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником.
На примере Смоленского областного совета «Динамо» рассмотрим формирование финансов за 2000 и 2001 годы.
Доходы областного совета складываются из:
· поступления членских взносов;
· реализации охотничьих путевок;
· торговли спортивными товарами,
· целевого финансирования.
Так, в 2000 году доходы областного совета составили 500.8 тыс.руб., в том числе членские взносы – 111.4 тыс.руб., что составляет 22.2%,
реализация охотничьих путевок – 8.4 тыс.руб. (1.7%),
торговля - 252.9 тыс.руб. (50.5%).
Кроме этого, получено целевого финансирования от Центрального совета «Динамо» - 38.1 тыс.руб. (7.6 %), финансовой помощи от сторонних организаций – 90 тыс.руб.(18%).
Соответственно, в 2001 году доходы составили 749.9 тыс.руб., что на 50% больще, чем в 200 году, в том числе:
членские взносы – 127.6 тыс.руб.(17%),
реализация охотничьих путевок – 22.7 тыс. руб. (3%),
торговля – 283.3 тыс.руб. (37.8%),
целевое финансирование – 11.3 тыс.руб. (1.5%),
финансовая помощь от сторонних организаций – 305 тыс.руб.(40.7%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Правоспособность некоммерческих организаций возникает в момент создания, который во времени совпадает с моментом государственной регистрации и прекращается в момент ликвидации.
Некоммерческие организации имеют специальную правоспособность, то есть вправе совершать только те действия, которые соответствуют сфере их деятельности, предусмотренной в учредительных документах или в уставе.
Деятельность общества Динамо прекращается по решению Всероссийской конференции, если за данное решение проголосовало 2/3 делегатов с правом решающего голоса. Также общество Динамо может быть ликвидировано по другим основаниям в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) общества Динамо может быть осуществлена по решению Всероссийской конференции, если за данное решение проголосовало 2/3 делегатов с правом решающего голоса. Ликвидация и реорганизация общества Динамо осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Имущество и средства общества Динамо, ликвидированного по решению Конференции, после удовлетворения кредиторов, направляется на цели, указанные в Уставе.
Документы общества Динамо по личному составу штатного аппарата после его ликвидации передаются на хранение в установленном порядке в Государственные архивные органы.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Закон РФ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996г.
3. Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» №98-ФЗ от 28.06.1995г.
4. Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996г. №10-ФЗ.
5. Закон РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998г. №66-ФЗ.
6. Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995г. №157-ФЗ.
7. Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7.07.1993г. №5340-1.
8. Закон РФ «О товариществах собственников жилья» от 15.06.1996г. №72-ФЗ.
9. Закон РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7.05.1998г. №75-ФЗ.
10. Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденным 20.11.1980г.
11. Макальская М.Л. Некоммерческие организации в России. - М.: Дело и сервис, 2000.
12. Устав ВФСО «Динамо».