Управление хозяйственной деятельностью
СОДЕРЖАНИЕ: Административно-правовое регулирование промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, природопользования, транспорта, связи. Взаимоотношения органов внутренних дел с субъектами хозяйственной деятельности.Реферат
по теме: «Управление хозяйственной деятельностью»
Содержание
Вступительная часть
1. Административно-правовое регулирование промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
2. Административно-правовое регулирование хозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе.
3. Административно-правовое регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды
4. Административно-правовое регулирование деятельности транспорта.
5. Административно-правовое регулирование деятельности связи
6. Взаимоотношения органов внутренних дел с субъектами хозяйственной деятельности.
Заключительная часть.
Вопрос №1. Административно-правовое регулирование промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Промышленность — отрасль хозяйства, являющаяся важной составляющей экономики страны. Она обеспечивает удовлетворение потребностей общества, жизни людей, экономическую независимость государства, его государственное экономическое развитие.
Государственное управление промышленностью представляет собой целенаправленную организующую деятельность по практической реализации функций и задач государства в области промышленности. Содержание и характер административно-правового регулирования управления промышленностью определяются особенностями экономических условий жизни страны, конкретными задачами, стоящими перед данной отраслью.
Государство для обеспечения целенаправленного воздействия в промышленной сфере, правильного функционирования всего производственного механизма образует специальные органы государственного управления, которые от его имени осуществляет управление промышленностью. Это управление призвано повседневно направлять деятельность государственных субъектов промышленного производства (предприятий, организаций, учреждений, объединений и др.), а также обеспечивать экономически нормальное функционирование негосударственных субъектов промышленного производства всех форм собственности, основываясь на принципе многоукладности экономики государства.
Управление промышленностью включает сочетание административно-правовых и экономических методов и различается по территориальному, отраслевому и межотраслевому (функциональному) принципам.
Отраслевой принцип обусловлен подчиненностью предприятий одному центральному органу государственного управления.
Территориальный принцип исходит из федеративного и административно-территориального устройства государства.
Межотраслевой (функциональный) принцип — управление на основе создания органов, координирующих различные отрасли по определенным специальным вопросам.
Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации управление федеральной государственной собственностью, установление основ федеральной политики, федеральных программ экономического развития; установление правовых основ единого рынка, федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится разграничение государственной собственности в сфере промышленного производства (ст. 71—72 Конституции РФ). Остальные вопросы, связанные с управлением промышленным производством, отнесены Конституцией к ведению органов исполнительной власти на местах (органы исполнительной власти субъектов РФ ст. 73 Конституции РФ).
Основным органом государственного управления в сфере промышленности является в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №314 от 09.03.2004 года и №649 от 20.05.2004 года Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. Данный орган осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплекса, а также в области развития авиационной техники, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоение месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.
Однако Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в указанной сфере деятельности не вправе осуществлять по общему правилу функции по контролю, надзору, а также функцию по управлению государственным имуществом.
Обязанность контроля, надзора возложена на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (применительно к рассматриваемой отрасли). Данная служба осуществляет широкий перечень контрольно-надзорных функций, в которые в частности, входит: надзор за деятельностью уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением требований градостроительного и жилищного законодательства, обязательных норм и правил, регулирующих строительную деятельность по вопросам обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности зданий и сооружений, осуществление лицензирования в своей сфере деятельности.
Обязанность управления государственным имуществом (федеральными унитарными, казенными предприятиями и др.), возложена на: Федеральное агентство по промышленности; Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Федеральное агентство по энергетике. Указанные органы государственной власти осуществляют управление государственным имуществом в своей компетенции по соответствующим направлениям промышленного производства.
Организация управления промышленностью регулируется многими нормативными актами.
Среди них следует особо выделить: Гражданский кодекс Российской Федерации, законы: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и др., Кроме законов в данной сфере управления действует ряд указов Президента России и постановлений Правительства Российской Федерации.
Административные нормы, регулирующие отношения в сфере управления промышленностью, содержатся, кроме того, в нормативных актах органов власти субъектов Российской Федерации. Непосредственному детальному регулированию вопросов управления промышленностью в целом и отдельными ее отраслями посвящены специальные правовые акты, чаще всего положения о соответствующих органах управления, определяющих их компетенцию, постановления о вопросах данных органов управления.
Строительство — комплексная отрасль управления, которая призвана обеспечить возведение новых, реконструкцию и ремонт действующих объектов производственного, транспортного жилищного, культурно-бытового и иного назначения.
Жилищно-коммунальное хозяйство — это отрасль управления, включающая в себя обеспечение эксплуатации жилищного фонда, обеспечение жилищ коммунальными услугами, благоустройство городов и других населенных пунктов, а также организацию работы их инфраструктуры.
В настоящее время государственное управление капитальным строительством не выделяется в качестве отдельно функционирующей отрасли управления в составе Правительства Российской Федерации. Строительство, представляя собой производственную деятельность, входит в круг вопросов, регулируемых Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.
Кроме вопросов капитального строительства Правительством РФ также регулируются вопросы жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в федеральном ведении.
Правительство Российской Федерации, в лице Министерства промышленности и энергетики, в своей компетенции решает вопросы жилищной и структурной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, государственной политики в области градостроительства, разработки принципов застройки территорий муниципальных образований, механизмов развития рынков доступного жилья, в том числе развития системы ипотечного жилищного кредитования.
Правительства (администрации) субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют региональную политику в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляют меры по обеспечению социальных гарантий, защиты и занятости работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства, совершенствованию оплаты труда и улучшению условий их работы; разрабатывают и реализуют региональные отраслевые программы, в том числе по инженерной защите населенных пунктов от опасных природных воздействий и т.д.
Для осуществления эффективного оперативного управления жилищно-коммунальным хозяйством государством в законах заложена высокая степень его децентрализации (т.е. решение основных вопросов управления на местном уровне соответствующим органом управления субъекта РФ). Широкий перечень полномочий по управлению жилищно-коммунальным хозяйством в этой связи возложен именно на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Значительный объем управленческой деятельности в данной сфере осуществляется также органами местного самоуправления. В их ведении находится муниципальный жилищный фонд. Соответственно, они организуют эксплуатацию жилого фонда и его распределение, эксплуатацию коммунальных услуг, дорожного хозяйства, распределяют муниципальное жилье, ведут учет нуждающихся в жилье и улучшении условий проживания, решают вопросы о предоставлении жилья в домах муниципального жилого фонда, выдают ордера на заселение, сдают дома в аренду, принимают меры по обеспечению населения топливом, организуют благоустройство населенных пунктов, устанавливают удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства и бытового обслуживания и др.
В структуре Правительства Российской Федерации действует подчиняющееся Министерству промышленности и энергетики Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Применительно к рассматриваемым вопросам в его ведении находится следующее:
- оказание неопределенному кругу лиц, имеющих исключительную общественную значимость услуг в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе связанных с восстановлением жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры в зонах чрезвычайных ситуаций, а также с подготовкой региональных жилищно-коммунальных комплексов к работе в осенне-зимний период;
- государственные заказы федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;
- организация и проведение конкурсов, связанных со строительством объектов для государственных нужд, по которым агентство является государственным заказчиком;
- вопросы собственности в отношении соответствующего государственного имущества, необходимого для выполнения функций своими органами государственной власти, а также собственности федеральных унитарных предприятий, казенных предприятий, иных учреждений, подведомственных данному агентству и др.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в данной сфере осуществляет государственные услуги по разработке соответствующих норм и правил в целях обеспечения единства измерений в производстве и проектировании строительных объектов капитального строительства, применении норм и правил, единства измерений при жилищно-коммунальном обслуживании населения.
Вопрос №2. Административно-правовое регулирование хозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе
Агропромышленный комплекс как отрасль хозяйства включает сельское хозяйство, переработку и заготовку сельской продукции, доведение ее до потребителей, рыболовство и др.
Деятельность органов исполнительной власти, направленная на обеспечение потребительского рынка продовольствием и сырьем для производства промышленной продукции является государственным регулированием.
Главная задача государства в сфере агропромышленного комплекса — обеспечить должное функционирование агропромышленного производства при многоукладности сельского хозяйства, многообразии средств производства.
В этой связи государственный протекционизм и регулирование развития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое переоснащение, развитие форм и методов хозяйствования являются основой государственной политики в указанной отрасли.
Основным органом государственного управления в сфере агропромышленного комплекса является в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №314 от 09.03.2004 года и №649 от 20.05.2004 года Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Указанный орган исполнительной власти осуществляет в пределах своих полномочий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосани-тарному надзору, Федерального агентства по сельскому хозяйству и Федерального агентства по рыболовству. Последние, в свою очередь имеют собственные функции, не присущие указанному министерству.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, селекционных достижений, за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов.
Вопросы управления федеральным государственным имуществом отнесены соответствующими постановлениями Правительства РФ к ведению:
1) Федерального агентства по сельскому хозяйству. Оно также осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, а также правоприменительные функции.
2) Федерального агентства по рыболовству. Последнее, в пределах своей компетенции, также осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, а также правоприменительные функции в области рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Значительная роль в данной сфере управления принадлежит органам исполнительной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления.
К вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнесены основные вопросы владения, распоряжения и пользования природными ресурсами, в том числе и сельскохозяйственными, а также нормотворческая деятельность по созданию земельного и иного законодательства.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и осуществляют региональные программы по повышению плодородия почв, руководят ветеринарией, ведут земельный кадастр, проводят на местном уровне программы по повышению производительности сельскохозяйственного производства и т.д.
Органы местного самоуправления передают в собственность и сдают в аренду, а также изымают у недобросовестных пользователей земельные участки, регистрируют право собственности на землю, осуществляют государственный контроль за использованием земель и выполнением землепользователями агрономических и иных обязательств и т.д.
Вопрос №3. Административно-правовое регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды
Природа и составляющие это понятие ресурсы: земля, ее недра, атмосферный воздух, вода, лес и другие природные ресурсы— в соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации могут находиться в государственной (федеральной и субъектов Российской Федерации), муниципальной и иных формах собственности.
Природные ресурсы представляют в настоящее время одну из основных составляющих экономического благополучия нашей страны, в связи с этим рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды необходимо регулировать на государственном и местном уровнях.
Использование природных ресурсов — это хозяйственная деятельность по их добыче, переработке и т.д. Охрана окружающей среды предполагает различные виды деятельности (образовательную, организационную, правоохранительную и др.) по предотвращению вредных последствий хозяйственного и иного использования природных ресурсов, обеспечению их защиты от разрушения, истощения, загрязнения.
Содержание управления природопользованием и охраной окружающей среды состоит в установлении единой системы учета природных объектов и ресурсов, государственной регистрации пользования отдельными их видами; в планировании мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию; в определении правил пользования природными ресурсами; координации деятельности различных субъектов по природопользованию и охране окружающей природной среды; непосредственной организации рационального природопользования; в контроле и надзоре в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.
В соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» управление природопользованием и охраной окружающей природной среды основывается на следующих основных принципах.
- приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
- рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
- соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;
- гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;
- международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.
Отдельные виды деятельности по использованию природных ресурсов и охране природы регулируются отраслевыми, в том числе кодифицированными нормативными актами (к примеру, Водный кодекс, Земельный кодекс и др.).
Основным органом федеральной исполнительной власти в данной сфере в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 года и № 649 от 20.05.2004 года является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, которое осуществляет функции по выработке государственной политики и норм по регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Данное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по недропользованию.
Также как субъект управления в сфере природоохраны действует Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды. Руководство ее деятельностью осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации.
В функции этой службы входит контроль за состоянием окружающей воздушной и иной природной среды, отслеживание влияний на ее состояние природных, техногенных и иных факторов и др.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет межотраслевые контрольно-надзорные функции, распространяющиеся на деятельность субъектов государственных и муниципальных органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, за надлежащим использованием природных ресурсов, соблюдением соответствующих экологических и природоохранных правил и нормативов в хозяйственной и иной деятельности и др.
Федеральные агентства осуществляют, согласно своей сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водопользования, лесопользования и недропользования соответственно.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают, утверждают и реализуют местные экологические программы, ведут учет и оценку состояния природных ресурсов, осуществляют руководство местными природоохранительными органами, ведут контроль за использованием и охраной относящихся к их ведению земель и т.д.
Значительная часть природоохранительных полномочий возложена на органы местного самоуправления. Поселковые, сельские администрации осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, соблюдением природоохранного законодательства.
Местная администрация контролирует выполнение землепользователями обязательств по борьбе с эрозией почв, дает заключения по планам землеустроительных работ, осуществляет контроль в области использования и охраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, организует проведение экологической экспертизы проектов строительства и строящихся объектов, а также предприятий, загрязняющих воздушную и водную среду, налагает в соответствии с законодательством об административной ответственности наказания за административные правонарушения в сфере экологии и т. д.
Вопрос №4. Административно-правовое регулирование деятельности транспорта
Как известно, транспорт является важной отраслью хозяйства, призванной обеспечить потребности хозяйства и населения в перевозках пассажиров, грузов и багажа. Система транспортного хозяйства Российской Федерации включает в себя следующие виды транспорта: железнодорожный, воздушный, морской, речной, автомобильный, городской электрический, трубопроводный. Неразрывным элементом транспортной системы является дорожное хозяйство.
Государственное управление в данной отрасли представляет собой целенаправленную организующую деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на удовлетворение государственных нужд, потребностей населения и экономики в перевозках и других видах транспортных услуг.
Конституцией Российской Федерации федеральный транспорт, пути сообщения отнесены к ведению Российской Федерации, местное транспортное сообщение, неэлектрический муниципальный транспорт в городах — к ведению органов местного самоуправления.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние, обеспечивают на своей территории.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 и № 649 от 20.05. 2004 года Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственной политики и нормативно-правового регулирования в области воздушного (гражданской авиации), морского, внутреннего железнодорожного, автомобильного и городского электрического (метрополитен), промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов. Данное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии.
Вопрос №5. Административно-правовое регулирование деятельности связи
Управление в этой сфере представляет собой взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах, электрической (связанной с использованием информационных технологий) и почтовой связи.
Известно, что средства связи, обеспеченные современной информационно-технологической базой, составляют основу процессов сбора, обработки, накопления и распространения информации, что является важным условием развития общества и деятельности государства.
Выделяют следующие виды связи:
- электрическую связь (сети и средства, обеспечивающие телефонную, телеграфную, факсимильную связь, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам).
- почтовую связь представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, осуществление почтовых переводов, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения.
Специальный вид связи, осуществляемой между специализированными министерствами и ведомствами по перемещению информации особого характера, реализуется Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71) связь отнесена к ведению Российской Федерации. Основные отношения в области связи урегулированы Федеральным законом «О связи» от 16 февраля 1995 г. , другими федеральными законами и иными правовыми актами.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 и № 649 от 20.05. 2004 года Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере информационных технологий, электронной, почтовой связи, в том числе в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных каналов и обеспечения доступа к ним, развития систем телевизионного и радиовещания, использования и конверсии радиочастотных устройств. Данное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной службы по надзору в сфере связи, Федерального агентства по информационным технологиям, Федерального агентства связи.
Административно-правовое регулирование торговли
Торговля представляет собой органически связанную экономикой сферу общественных отношений, эффективность функционирования которой определяется оптимальным соотношением государственного регулирования и саморегулирования товарного оборота, насыщения потребительского рынка товарами народного потребления с учетом спроса населения, а также нужд государства, с организацией торгового обслуживания, оказанием торговых услуг и защитой интересов потребителей.
В соответствии с Указом Президента РФ № 649 от 20.05.2004 года находится в ведении Президента Российской Федерации.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 и № 649 от 20.05. 2004 года Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, таможенного дела, государственных тарифов субъектов естественных монополий, управления государственным имуществом, несостоятельности (банкротства) организации распоряжения государственным материальным резервом, кадастра объектов предпринимательства и малого бизнеса. Данное министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы.
Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастров недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Вопрос №6. Взаимоотношения органов внутренних дел с субъектами хозяйственной деятельности
Органы внутренних дел в своей деятельности в соответствии с законодательством обязаны взаимодействовать с хозяйствующими субъектами, причем данное взаимодействие может осуществляться по различным поводам, в различных формах и с применением различных методов.
Эти взаимоотношения подразделяются на четыре основных вида: 1) отношения координации и согласования собственных функций с хозяйствующими субъектами; 2) гражданско-правовые отношения; 3) отношения контрольного и административно-надзорного характера; 4) админист-ративно-деликтные правоотношения.
1.Отношения координации, согласования собственных функций с федеральными органами управления в хозяйственной сфере.
Такие отношения обычно возникают у подразделений органов внутренних дел с хозяйствующими субъектами по совместному выполнению каких-либо функций, обеспечения общественной безопасности, общественного порядка (к примеру, при массовых мероприятиях, территориальный орган внутренних дел может ограничить или временно приостановить реализацию спиртных напитков хозяйствующим субъектом и т.д.). При проведении торговых мероприятий (ярмарок, выездной торговли, выставок, распродаж и т.д.) органы управления торговлей информируют органы внутренних дел о времени и месте их проведения, согласовывают и совместно решают вопросы, связанные с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности при проведении подобных мероприятий, количеством и расположением торговых предприятий и др.
2. Гражданско-правовые отношения с такого рода субъектами у органов внутренних дел складываются в основном при выполнении последними каких-либо работ, оказании различного рода услуг подразделениям органов внутренних дел (строительных, материально-обеспечивающих и др.). Органы внутренних дел вступают в гражданско-правовые отношения с хозяйствующими субъектами по поводу координации и согласования деятельности, связанной с производством продукции предприятиями, входящими в систему МВД России и т.д.
3. Отношения контрольного и административно-надзорного характера складываются в связи с осуществлением органами внутренних дел функций по обеспечению общественного порядка и безопасности соблюдению правил разрешительной, паспортной систем, предупреждения, пресечения правонарушений и преступлений в различных государственных и негосударственных хозяйствующих субъектах, на транспорте и т.д. Предметом взаимодействия является соблюдение прав и свобод граждан, физических и юридических лиц на объектах хозяйственной деятельности, транспорте и др.
Широкие полномочия, к примеру, в сфере надзора за должным использованием объектов природы возложены на подразделения милиции общественной безопасности. Сотрудники патрульно-постовой службы, участковые уполномоченные милиции в процессе охраны общественного порядка должны пресекать нарушения хозяйствующим субъектом природоохранного законодательства в местах массового отдыха граждан. Участковые уполномоченные, осуществляя общий надзор на закрепленных за ними участках, осуществляют профилактику путем проверки соблюдения хозяйствующим субъектом правил охраны окружающей природной среды и т.п.
Сотрудники органов внутренних дел на водном транспорте, решая задачу охраны общественного порядка, также оказывают содействие государственным инспекциям в выполнении контрольно-надзорной функций по обеспечению соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных, ветеринарно-эпидемиологических и других специальных режимов.
Широкими полномочиями по регулированию отношений в сфере автомобильного транспорта и контролю за использованием его субъектами хозяйственной деятельности наделены сотрудники Департамента по безопасности дорожного движения МВД России. На них возложен надведомст-венный государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и указанными субъектами.
4. Административно-деликтные правоотношения.
Административное законодательство (КоАП РФ и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях) содержит десятки норм, предусматривающих ответственность за правонарушения, причиняющие вред и нарушающие права хозяйствующих субъектов. Значительна в данном контексте юрисдикция сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих как производство по делам об административных правонарушениях (деликтах) на стадии возбуждения дела, так и, в значительном количестве случаев, рассматривающих материалы такого рода с вынесением административного наказания правонарушителю — субъекту хозяйственной деятельности.
Литература:
Основная:
1. Коренев А.П. Административное право России. Часть 1. Учебник. М., 2001.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник. М., 2001.
3. Бахрах Д.Н. Административное право. Общая часть. Учебник. М., 2002.
4. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. Учебник. М., 1996.
5. Попов Л.Л ., Административное право. Учебник. М.,2002г