Управляющие структуры языка Си. Программирование с использованием указателей

СОДЕРЖАНИЕ: Изучение приемов использования операторов ветвления и операторов циклов в С. Управляющие структуры или операторы управления: их значение для управления последовательностью вычислений в программе. Блоки и составные операторы. Универсальный оператор цикла.

Херсонский национальный технический университет

Лабораторная работа №1, 2

по дисциплине

«Программирование»

Выполнила

студентка группы 1зКСС

Малахова Т.Н.

Проверил

Дроздова Е.А.

Херсон 2005


Лабораторная работа №1

Управляющие структуры языка «Си»

Цель работы : Изучение приемов использования операторов ветвления и операторов циклов в С.

Теоретические сведения:

Управляющие структуры или операторы управления служат для управления последовательностью вычислений в программе. Операторы ветвления и циклы позволяют переходить к выполнению другой части программы или выполнять какую-то часть программы многократно, пока удовлетворяется одно или более условий.

Блоки и составные операторы.

Любая последовательность операторов, заключенная в фигурные скобки, является составным оператором (блоком). Составной оператор не должен заканчиваться (;), поскольку ограничителем блока служит сама закрывающаяся скобка. Внутри блока каждый оператор должен ограничиваться (;).

Составной оператор может использоваться везде, где синтаксис языка допускает применение обычного оператора.

Пустой оператор.

Пустой оператор представляется символом (;), перед которым нет выражения. Пустой оператор используют там, где синтаксис языка требует присутствия в данном месте программы оператора, однако по логике программы оператор должен отсутствовать.

Необходимость в использовании пустого оператора часто возникает, когда действия, которые могут быть выполнены в теле цикла, целиком помещаются в заголовке цикла.

Операторы ветвления.

К операторам ветвления относятся if, if e l se, ?, switch и goto . Общий вид операторов ветвления следующий:

if (логическое выражение)

оператор;

if (логическое выражение)

оператор_1;

else

оператор_2;

логическое выражение ? выражение_1 : выражение_2;

Если значение логического выражения истинно, то вычисляется выражение_1, в противном случае вычисляется выражение_2.

switch (выражение целого типа)

{

case значение_1:

последовательность_операторов_1;

break;

case значение_2:

последовательность_операторов_2;

break ;

. . .

case значение_ n :

последовательность_операторов_n;

break;

default:

последовательность_операторов_n+1;

}

Ветку default можно не описывать. Она выполняется, если ни одно из вышестоящих выражений не удовлетворено.

Оператор цикла.

В Турбо Си имеются следующие конструкции, позволяющие программировать циклы: while, do while и for . Их структуру можно описать следующим образом:

Цикл с проверкой условия наверху:

while ( логическое выражение)

оператор;

Цикл с проверкой условия внизу:

do

оператор;

while (логическое выражение);

Универсальный оператор цикла:

for (инициализация; проверка; новое_значение)

оператор;

Задание:

Составить и получить распечатку программы выбора всех четных чисел от 1 до 1000.

Составить и получить распечатку программы выбора всех чисел, заканчивающихся на цифру 5, от 1 до 1000.

Написать программу с использованием цикла do-while , которая ожидает нажатия клавиши ‘ъ’ и по нажатии её завершает работу.

Программа 1: распечатывает все четные числа от 1 до 1000:


#include stdio.h

int vit;

int main( void )

{

vit = 2;

while (vit = 1000)

{

vit = vit +2;

printf(%d\n, vit);

}

system(PAUSE);

return 0;

}

Программа 2: распечатывает все числа от 1 до 1000, которые заканчиваются на цифру 5:

#include iostream.h

#include stdlib.h

int den;

int main()

{

den = 5;

while (den = 1000)

{

den = den +10;

printf(%d\n, den);

}

system(PAUSE);

return 0;

}

Программа 3: Программа ожидает нажатия клавиши «Ъ» и по её нажатии завершает работу:

#include iostream.h

#include conio.h

#include stdio.h

//#include bios.h

int getkey;(void);

{

int key, lo, hi;

key=bioskey(0);

lo = key 0X00FF;

hi = (key 0X0FF00) 8;

return((lo==0) ? hi +256: lo);

}

main()

{

clrscr();

int input;

do

{

input = getkey();

printf(Program is running \n);

}

while (input!= ]);

}


Лабораторная работа N2

Программирование с использованием указателей

Цель работы: Oзнакомиться с понятием указателя, научиться использовать их при программировании на С.

Теоретические сведения

Указатель - это переменная, которая содержит в памяти адрес данных. Переменная-указатель содержит местоположение значения. То есть, переменная-указатель указывает на значение, так как она содержит его адрес.

Указатели предоставляют эффективные средства доступа и изменения данных. Так как указатели содержат адреса данных, то при поиске значений в памяти у компьютера сокращается объем работы. Указатели не привязывают данные к какому-либо определенному имени переменной. Они могут содержать адрес любого не именованного значения.

Суть переменных-указателей.

Так как указатели являются обычными переменными, для них действительны все правила именования обычных переменных. Как и в случае с обычной переменной, нужно сначала объявить указатель и только потом его использовать. В Си указатели могут быть на все существующие в языке типы данных; можно создать указатель на целое, символьное данное, и так далее. В зависимости от того, в каком месте программы объявлен указатель, он может быть локальным или глобальным (как и для обычных переменных, использовать глобальные без нужды не рекомендуется).

Единственная разница между обычными переменными и указателями заключается в их содержимом. Указатели содержат не само значение, а его адрес.

В Си имеет два оператора, относящихся к указателям:

- оператор адрес значения

* - оператор значение по адресу

Объявление указателей.

Если нужно объявить переменную для хранения, например, возраста то можно сделать это следующим образом:

int age = 20;

Такое объявление переменной age подразумевает несколько моментов. Во-первых, сообщается Си, что нужна переменная с именем age , и Си резервирует для этой переменной место в памяти. Во-вторых, Си узнает, что age будет использоваться для хранения только целых чисел. В-третьих, при объявлении эта переменная инициализируется значением 20.

Пусть нужно объявить переменную-указатель, которая не содержит возраст, а указывает на age , переменную, где находятся нужные данные. Для объявления указателя на переменную age нужно сделать следующее:

int * p _ age ;

В этой строке резервируется место для переменной с именем p_age . Однако это не обычная целочисленная переменная. Так как перед ней стоит *, Си определит, что это переменная-указатель.

Присваивание значений указателям.

Указатель может содержать адреса значений только соответствующего ему типа. Например, p_age может указывать только на целочисленные переменные. Си не инициализирует указатели при их объявлении. Если age объявлена как показано выше, и нужно, чтобы p_age содержала адрес age , нужно присвоить его переменной p_age :

p _ age = age ;

Вместо занесения адреса переменной age в переменную p_age при помощи оператора присваивания можно одновременно объявлять и инициализировать указатели.

int age=20;

int *p_age=age;

Можно присваивать различные значения переменной age следующим оператором:

age=35;

Либо можно сделать то же самое другим путем:

*p_age=35;

Эта строка подразумевает взять ячейку памяти, на которую указывает p_age и занести туда значение 35.

Объявление массивов указателей.

Если нужно зарезервировать большое количество указателей для различных данных, можно объявить массив указателей, причем каждый его элемент будет являться указателем одного и того же указанного типа. Следующий пример резервирует массив из 10 указателей на переменную целого типа:

int *iptr[10];

Можно присвоить адрес любому элементу из iptr таким же образом, как и любому другому указателю, не входящему в массив:


iptr[4]=age;

В следующей строке резервируется массив из 20 указателей на переменные символьного типа:

char * cpoint [20];

Задание:

Составить программу для определения максимального элемента одномерного массива. Массив первоначально заполняется нулями, затем данные вводятся с клавиатуры. Заменить нулем все элементы, равные максимальному. Массив задать при помощи указателя. Зарезервировать память под массив при помощи функций динамического распределения памяти.

Программа: определяет максимальный элемент одномерного массива:

#includestdio.h

#includeconio.h

#includealloc.h

int* arr;

void zero();

void in();

int max();

void out();

void main()

{

arr=(int*)malloc(10);

clrscr();

zero();

out();

getch();

in();

int maxEl=max();

int i;

for(i=0;i10;i++)

if(*(arr+i)==maxEl) *(arr+i)=0;

else ;

clrscr();

out();

getch();

}

void zero()

{

int i;

for(i=0;i10;i++)

*(arr+i)=0;

}

void in()

{

printf(\nEnter elements of array:);

printf(\n);

int i;

for(i=0;i10;i++)

scanf(\n%i,arr+i);

}

int max()

{

int mx=*arr;

int i=1;

for(i;i10;i++)

if(mx*(arr+i)) mx=*(arr+i);

else ;

return mx;

}

void out()

{

int i;

for(i=0;i10;i++)

{

printf(%i,*(arr+i));

printf( );

}

system(PAUSE);

return 0;

}

Результат работы программы: Массив первоначально заполняется нулями, затем данные вводятся с клавиатуры. Заменяются нулем все элементы, равные максимальному. Массив задаётся при помощи указателя. Память под массив зарезервирована при помощи функций динамического распределения памяти.

Скачать архив с текстом документа