Уровень и качество жизни населения. Прожиточный минимум и его определение
СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение Глава 1. Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандартыОглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии |
5 |
1.1. Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты | 5 |
1.2. Показатели и критерии качества жизни | 7 |
Глава 2. Прожиточный минимум и его определение | 13 |
2.1. Понятие прожиточного минимума | 13 |
2.2. Исчисление прожиточного минимума | 14 |
Заключение | 20 |
Список использованных источников | 22 |
Введение
На ранних стадиях развития качество жизни во многом являлось отражением культурного, но не технологического превосходства, однако с развитием производительных сил картина всё больше видоизменялась. С развитием общества и возникновением современных социально- экономических институтов эволюционировала и система статистических оценок уровня жизни, всё дальше уходя от чисто физиологических нужд в область удовлетворения широкого спектра новых потребностей населения.
Основная тенденция экономической политики России — стремительное социальное и имущественное расслоение общества. Идет очень быстрое накопление богатства в руках относительного меньшинства и одновременное обнищание основной массы населения. Поэтому современное общество не может не принимать во внимание социальные проблемы, связанные с уровнем жизни. За последние годы растет число бедных; они существовали в России на протяжении всей советской истории, хотя по идеологическим соображениям употреблялся термин «малообеспеченные».
Исследование проблем, связанных с изучением уровня жизни, продолжает оставаться актуальным в современных экономических условиях. Это объясняется необходимостью оценки социальных последствий проводимых реформ.
Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения, потребление им материальных благ и услуг, его социальное обеспечение, условия жизни, свободное время. Основа закона-тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения являются основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.
При этом особое значение приобретает определение минимальных средств существования, где важным показателем при определении уровня жизни является прожиточный минимум. Проблемы, связанные с этим показателем, долгое время остаются актуальными, и до сих пор многие вопросы остаются нерешенными и требуют тщательного анализа. Прожиточный минимум - социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности трудящегося и восстановления его рабочей силы.
Итак, целью настоящей работы является изучение такой социально-экономической категории как уровень жизни и роли прожиточного минимума.
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
1. Определить понятия качество жизни и уровень жизни населения;
2. Исследовать показатели и критерии качества жизни населения;
3. Определить понятие прожиточного минимума и методику его расчета, структуру потребительской корзины
Глава 1. Уровень и качество жизни: сущность, основные
показатели и критерии
1.1Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты
Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.[1]
Социальные гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.[2]
Социальная защита – система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.
Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.
В процессе воспроизводства играют роль взаимные экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и другие. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства – эффективность труда.[3]
ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни – показатель социального развития.
Сложившееся понимание существа «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.
Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни страны или региона по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.).[4]
Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни – доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.
Необходимо выделять компоненты уровня жизни – определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование и т. д.). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей.
Из них формируется система показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение и другие.[5]
От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению центральной обще производительности. Повышение или понижение уровня жизни населения и производительности труда неизбежно движет экономику вперед или вспять.
1.2. Показатели и критерии качества жизни
Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный ( на основе мнения населения).
И. В. Бестужев – Лада ориентирует категорию «качество жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.[6]
Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи с:
1) Увеличение роли человеческого фактора в экономике народного хозяйства, где здоровье выступает как основное свойство трудовых ресурсов, характеризующее качество рабочей силы, используемой обществом для воспроизводства материальных и духовных благ;
2)Возрастанием прямых и косвенных затрат общества в производстве, где здоровье населения служат предметом и продуктом труда многих отраслей народного хозяйства
3)Необходимостью количественного измерения благосостояния населения, при оценке которого здоровье проявляется как потребительское благо и как главный его компонент.[7]
Д. Прингл применяет систему индикаторов качества жизни, основанную на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д. При этом автор указывает на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).
К числу подобных «не измеряемых элементов» другие авторы относят так же индивидуальные привязанности и предпочтения, удовлетворённость человека в своей способности контролировать любую ситуацию т. п. Эти и подобные элементы, объединённые вместе, позволяют нарисовать картину субъективного лил ощущаемого человеком качества жизни.
Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия «качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.
Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.
Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.[8]
Вообще, необходимо осторожно подходить к измерению качества жизни по субъективным показателям. Основная причина такого подхода заключается в том, что к условиям, придающим суждениям людей достаточную правдоподобность, относятся свобода и возможность избежать мистификаций. Следовательно, чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующие:
· Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения «утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности;
· В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения;
· Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни;
· стабильность общественно – политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост.
Современная Российская действительность пока не удовлетворяет ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать подход, который с определенной долей условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально – экономическую ситуацию.[9]
Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.
Разноплановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:
1) Здоровье
- Возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла;
- Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц;
2) Индивидуальное развитие путём обучения
- Усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества;
- Возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения;
- Использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом;
- Сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп;
3) Занятость и качество трудовой жизни
- Наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить;
- Характер трудовой деятельности;
- Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью
4) Время и досуг
- Возможность выбора своего времяпрепровождения
5) Возможность приобретения товаров и пользования услугами
- Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;
- Количество людей, испытывающих материальные лишения;
- Степень равенства в распределении товаров и услуг;
- Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;
- Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;
6) Личная безопасность и правовые органы
- Насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;
- Справедливость и гуманность правовых органов;
- Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам;
5) Социальные возможности и социальная активность.
Степень возможного участия в общественной жизни, в тех или иных общественных институтах и принятии решений Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, способных измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах в широком понимании (в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах (в том числе предоставляемых учреждениями культуры, искус.
Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на 3 вида:
1) Синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.)
2) Натуральные показатели, измеряющие объём потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.)
3) Показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления и т. д.).
Всероссийский центр уровня жизни населения Российской Федерации и её регионов относит к ним: Среднедушевые денежные доходы ( в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный минимум (в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские расходы населения за год.
Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально – бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности (государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально–бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро–километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.
Глава 2. Прожиточный минимум и его определение
2.1. Понятие прожиточного минимума
Во многих странах для оценки уровня жизни используют показатель «благосостояния общества» , который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. «Корзина» дает структуру потребления, расходы малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально – экономического развития страны и принят принципом распределения. В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку более 40 миллиона граждан России (30%) находится далеко за чертой бедности.
При существующем уровне производства не только не может повысить планку черты бедности, но и восполнить разницу между «дном» и минимальным потребительским бюджетом.
Потребительский бюджет – баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся.
Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум ,исчислённый из средних доходов на душу населения. Поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.
В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики - прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
- оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
- формирования федерального бюджета.
Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
-оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
-оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
-формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
2.2. Исчисление прожиточного минимума
Для исчисления минимального прожиточного минимума используется содержание продовольственной корзины.
Продовольственная корзина (набор из продуктов питания одного человека в месяц) рассчитана на основе минимальных норм потребления продовольствия, которые соответствуют физическим потребностям, калориям и обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания. Набор продуктов питания, так называемая минимальная продовольственная корзина, входящая в состав прожиточного минимума, обеспечивает содержание по химическому составу продуктов и их калорийность в следующих пропорциях (в Сутки):
Табл. 1.
Содержание питательных веществ в минимальной продовольственной корзине.
Наименование | В среднем на душу населения | Мужчины 16-59 лет |
Женщины 16-54 лет |
Пенсио- неры |
Дети | ||
0-6 лет | 7-15 лет | ||||||
Белки, г | 73,6 | 88,7 | 70,3 | 66,3 | 49,4 | 74,5 | |
В том числе Животного происхождения |
28,9 | 31,5 | 27,3 | 25,6 | 25,1 | 33,1 | |
Жиры, г | 56,8 | 64,1 | 54,3 | 48,3 | 51,6 | 73,9 | |
Углеводы, г | 353,3 | 441,2 | 337,6 | 316,9 | 228,1 | 351,7 | |
Энергетическая ценность, ккал | 2236,7 | 2720,4 | 2138,4 | 1979,6 | 1581,1 | 2385,6 |
Набор продуктов питания рассчитывается на основе минимальных размеров потребления Институтом питания Академии медицинских наук РФ, ИСЭПН РАН и Минтруда РФ при участии Всемирной организации здравоохранения.
Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по восьми природно-климатическим зонам. Зонирование территории России сделано на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения.
Нормативы на непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи устанавливаются по доле затрат на эти цели в бюджете низкодоходных семей. Информационной базой для их обоснования служат материалы обследования бюджетов домашних хозяйств о структуре расходов 10% наименее обеспеченного населения.
Стоимость минимальной потребительской корзины, то есть её содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.
Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально – демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума рассчитана на основе методических рекомендаций, утверждённых Министерством труда Российской Федерации, и выглядит следующим образом:
Cmini =Cfi +Cgi +Csi +Cti ,
где Cmini - величина прожиточного минимума i-той половозрастной группы населения;
Cfi - стоимостная оценка продуктового набора i-й половозрастной группы населения;
Cfi = ,
где Qji - норматив потребления j-ого продукта питания i-й половозрастной группы населения;
Pj - средняя цена j-го продукта питания;
Сgi - стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров i-той половозрастной группы населения;
Сsi - стоимостная оценка расходов на платные услуги i-той половозрастной группы населения;
Сti - расходы на налоги i-той группы населения;
Сgi si ti = Cfi (Kgi si ti = Ksi ) ,
где Kgi si ti - показатели структуры прожиточного минимума i-й половозрастной группы населения;
i - принимает значения от 1 до 5;
j - принимает значение по числу товаров, цены на которые регистрируются для расчёта прожиточного минимума.
Расчёт величины прожиточного минимума в ценах отчётного периода производится в следующем порядке: стоимостная цена минимальной продовольственной корзины (Сfi ) определяется по средним ценам продажи товаров предприятиями торговли всех видов собственности на основе регистрации цен на конкретные товары-представители. При расчётах используется минимальный норматив потребления продуктов питания (в среднем на душу, на год в кг)
Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.[10]
В 2000 - 2004 годах действовал Федеральный закон от 20.11.1999 N 201-ФЗ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации, на основе которого и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по РФ, приведенная в данной справочной информации. Новый Федеральный закон от 31.03.2006 N 44-ФЗ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован в Собрании законодательства РФ - 03.04.2006, в Российской газете - 04.04.2006), и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Структура величины прожиточного минимума представлена на рис.1 Официальный сайт Госкомстата - // http://www.gks.ru:
Рис.1
Структура величины прожиточного минимума России
Период, за который исчислена величина прожиточного минимума в целом по РФ | Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (в руб.) | Нормативный акт, устанавливающий величину прожиточного минимума | |||
На душу населения | Для трудоспо-собного населения | Для пенсио-неров | Для детей | ||
За 2 квартал 2010г. | 5625 | 6070 | 4475 | 5423 | Постановление Правительства РФ от 28.09.2010 № 763 |
За 1 квартал 2010г. | 5518 | 5956 | 4395 | 5312 | Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 529 |
За 4 квартал 2009г. | 5144 | 5562 | 4091 | 4922 | Постановление Правительства РФ от 21.04.2010 № 259 |
За 4 квартал 2008г. | 4693 | 5086 | 3712 | 4472 | Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 418 |
За 4 квартал 2007г. | 4005 | 4330 | 3191 | 3830 | Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 519 |
За 4 квартал 2006г. | 3437 | 3714 | 2739 | 3290 | Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 № 841 |
За 4 квартал 2005г. | 3060 | 3302 | 2450 | 2931 | Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 № 841 |
За 4 квартал 2004г. | 2451 | 2690 | 1849 | 2394 | Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 105 |
В минимальную потребительскую корзину на одного человека укладывается следующий набор услуг: 18 квадратных метров жилой площади, центральное отопление - 6,7 гигакалории в год, вода - 285 литров в сутки, газ - 10 кубометров в месяц, электроэнергия - 50 киловатт-часов в месяц. Кроме того, обсчитываются расходы на общественный транспорт: для мужчины трудоспособного возраста - на 602 поездки, для женщины - на 638 и для детей в возрасте 7-15 лет - 600 поездок в год. Транспортные услуги для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет в минимальный набор услуг не включаются.[11]
Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять – 41,1%, непродовольственные товары - 39%, услуги – 13,2%, налоги и сборы – 2,7%.
Заключение
Социально-экономическая категория уровень жизни населения используется в научной литературе, в правовых и нормативно-хозяйственных документах для характеристики степени удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, т.е. качества жизни населения, величины его благосостояния и благополучия и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.
Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питании, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительные мероприятия и т.д.), с другой - Возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни - как индикатор его обеспеченности услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.
В свою очередь и размер реальной заработной платы, и уровень жизни населения определяются степенью эффективности производства на основе использования достижений научно-технического прогресса, масштабом развития и качеством сферы услуг, образовательным и культурным уровнем населения. Для анализа и оценки уровня жизни используют различные показатели, такие как величина валового и внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, обеспеченность жильем, величина товарооборота и объем услуг на душу населения и др.
Дифференциация доходов населения - реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. Одним из факторов дифференциации доходов населения является наличие бедности в обществе.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
До сих пор многие вопросы, связанные с прожиточным минимумом остаются нерешенными и требуют тщательного анализа. Во-первых, это состояние нашей потребительской корзины. Сегодня, к сожалению, состав и стоимость корзины, установленной государством, в разы отличается от реальной. Что в свою очередь ведёт к сознательному занижению прожиточного минимума. Сегодня это занижение составляет более чем трёхкратную величину. Не трудно предположить, что власть сознательно создаёт огромные предпосылки к быстрому резкому ухудшению здоровья россиян, скорому их старению и, как следствие, к преждевременной кончине.
Остаётся также нерешённым вопрос соотношения прожиточного минимума и МРОТ. С 1 января 2010 года наше правительство увеличивает МРОТ до прожиточного минимума. Но только стоит вырасти МРОТ, как прожиточный минимум опять вырывается вперед…
В итоге можно сказать, что закон «о прожиточном минимуме» не может сегодня служить объективным, достоверным инструментом для расчётов прожиточного минимума. Очень хочется, чтобы наше правительство обратило на это своё внимание, и чтобы наш прожиточный минимум соответствовал реалиям сегодняшней жизни. Решение этих проблем требует определённой политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.
Список используемых источников:
1) Федеральный закон №134-ФЗ от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимума в Российской Федерации»
2) Федеральный закон № 44-ФЗ от 31 марта 2006 года «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»
3) Анимца Е.Г., Ёлохов А.Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 1- Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000.
4) Анимица Е.Г., Ёлохов А. Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 2 - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000.
5) Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
6) Зараковский Г. М., Качество жизни населения России. психологические составляющие - Москва: Смысл, 2009
7) Иванченко В. М., Планирование как исторический феномен жизнедеятельности человека и общества - Москва: Наука, 2009
8) Кошелев Н. С., Социальное обслуживание и права населения. практическое пособие - Москва: ОМЕГА-Л, 2010
9) Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы - М: Центр экономики и маркетинга, 2000г.
10) Чепурин М. Н. Курс экономической теории. учебник. - Киров: АСА, 2010
[1] Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.7
[2] Зараковский Г. М., Качество жизни населения России. психологические составляющие - Москва: Смысл, 2009, С.11
[3] Кошелев Н. С., Социальное обслуживание и права населения. практическое пособие - Москва: ОМЕГА-Л, 2010, С.15
[4] Зараковский Г. М., Качество жизни населения России. психологические составляющие - Москва: Смысл, 2009, С. 19
[5] Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.15
[6] Иванченко В. М., Планирование как исторический феномен жизнедеятельности человека и общества - Москва: Наука, 2009, С. 25
[7] Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы - М: Центр экономики и маркетинга, 2000, С.36
[8] Анимца Е.Г., Ёлохов А.Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Часть 1- Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000. 45
[9] Зараковский Г. М., Качество жизни населения России. психологические составляющие - Москва: Смысл, 2009, С. 31
[10] Федеральный закон «Опрожиточном минимуме в Российской Федерации» № 134-ФЗ от 24.10.1997г., принят государственной думой 10.10.1997г., последние изменения Федеральный закон № 213-ФЗ от 24.07.2009 // Российская газета
[11] Федеральный закон «О потребительской корзине в целом поРоссийской Федерации» № 44-ФЗ от 31.03.2006г., принят государственной думой 10.03.2006г// Российская газета