Условия интеграции науки, образования и бизнеса в современной России

СОДЕРЖАНИЕ: Рассмотрены изменения стратегий поведения институциональных агентов в ответ на вызовы глобализации, проанализирована необходимость их интегративного взаимодействия.

Санина Анна Георгиевна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета - Высшая школа экономики (Санкт-Петербург).

Задачи обеспечения инновационного развития экономики и формирования общества, основанного на знаниях, требуют изучения взаимодействия между различными институтами в сферах науки,

образования и производства. Интегративное взаимодействие таких институтов дает мультипликационный эффект, как о том свидетельствует, в частности, опыт Китая, Израиля и Финляндии, где стимулирование развития небольших инновационных предприятий при поддержке государства стало одним из факторов экономического роста. Малые и средние предприятия, развитие которых связано с быстрым освоением научно-технических достижений,

составляют основу экономической жизни большинства промышленно развитых стран. Их влияние на формирование рынка труда побуждает власти заботиться об улучшении их инфраструктуры и условий деятельности, что позволяет снизить уровень безработицы и улучшить экономическую ситуацию.

Хотя академическая наука не решает конкретных производственных или финансовых задач, ее открытия и достижения влияют на экономическую и производственную сферу через развитие техники, совершенствование производственных технологий, улучшение социальной организации.

В сферу науки как области теоретического знания не входит выполнение конструкторских разработок в производственной и хозяйственной практике. Это область прикладных исследований.

Редкие случаи сочетания в одном лице ученых-исследователей и инженеров встречаются среди экспериментаторов (П. Л. Капица) или инженеров, тесно связанных с физическими науками (С. П.

Королев). Но, как отмечает В. М. Бродянский, даже самые инженерные фи-Статья подготовлена в рамках реализации проекта Ресурсного центра Санкт-Петербургского государственного университета Основные векторы интеграции в современном обществе: наука, образование, бизнес (грант N 2049). стр. 122 зики и химики все же остаются больше теоретиками, а самые теоретичные инженеры - практиками [1, с. 49]. К примеру, для инженера отраслевого НИИ основная доля затрат труда приходится на прикладные исследования, разработку и совершенствование промышленных образцов, и очень незначительная - на теоретическую деятельность. Попытки крупных ученых стать на время инженерами или предпринимателями чаще всего приводят к печальным результатам. Среди примеров - неудачный дебют А. Эйнштейна в роли конструктора самолетов в 1915 г. [2], а также попытка Й. А. Шумпетера применить экономические познания в деятельности на посту президента частного банка, завершившаяся банкротством [3, с. 13].

Наука влияет на производство и технологии не только посредством генерации идей, но и по другим каналам - через экономику, организацию и т.д. В формировании культуры наукоемкого производства, основанного на знаниях, важное место принадлежит образованию, поскольку при современном производстве высокой сложности становится очевидным, что чем квалифицированнее работник, чем выше его общая культура и качество его труда.

Предполагается, что интеграция образования, науки и производства приведет к повышению инновационного потенциала российской экономики. Цель осуществляемых в этой области национальных проектов и программ состоит в подъеме конкурентоспособности отечественных предприятий благодаря обучению их персонала передовым методам труда и трансферу между бизнесом и наукой. Процессы интеграции развиваются в определенных организационных формах (технопарки, исследовательские университеты, НПО, консалтинговые фирмы и т.д.), которые способны решать исследовательские, образовательные и производственные задачи, а также удовлетворять потребности работодателей в высококвалифицированных специалистах.

Предпосылки развития интегративных комплексов в образовании, науке и бизнесе складываются из политических, нормативно-правовых, экономических и социально-культурных условий. Политические условия реализуются на государственном уровне, выступают как актуализация потребности в изменении сложившихся и устойчиво сохранявшихся социальных практик. Такая потребность возникает в ответ на социальные изменения в мире: ускорение научно-технического прогресса, интенсификация процессов информатизации и т.д. Однако ее реализация требует целенаправленных усилий, которые должны быть предприняты, прежде всего, государственной властью.

Государство, признавая науку, образование и бизнес важнейшими ресурсами обновления экономики, стремится способствовать развитию научно-интеллектуального и образовательного секторов. Это позволяет поддерживать приоритетные направления научно-технического прогресса, формировать в мировом сообществе имидж России как страны, заботящейся об интеллектуальном потенциале. Признание необходимости стимулирования развития инноваций на стыке науки, образования и бизнеса привело к созданию в 1990-х гг. в ряде европейских государств Национальных Систем Инноваций (National Systems of Innovation) [4]. Особую поддержку получают различные виды интегративных комплексов: технопарки, инновационные фирмы и т.п. Концепция Национальных Систем Инноваций призвана также акцентировать внимание политиков и государственных чиновников на том факте, что недостаток взаимодействий между ключевыми институтами современной экономики - наукой, образованием и бизнесом - может привести к сепаратному развитию фундаментальных исследований, прикладных разработок и производства того или иного продукта или услуги. А это ведет к серьезным дисбалансам и, как итог, к общей стагнации [5].

В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу, утвержденных в 2002 г., переход к инновационному развитию страны был определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. Ее приоритетными направлениями были объявлены: 1) развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; 2) совершенствование государственного регулирования в области науки и технологий; 3) формирование национальной инновационной системы; 4) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности; 5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса; 6) интеграция науки и образования; 7) развитие международного научно-технического сотрудничества [6]. В документе Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года отмечается: стр. 123 мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке (преодоление технологического отставания) обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды генерации знаний, основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности [7].

Инвестиции в интеллектуальный капитал в передовых странах являются наиболее эффективным способом размещения ресурсов. Из этого следует, что развитие и структура российского сектора исследований и разработок должны отвечать растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. Предлагаемые российским сектором исследований и разработок научные результаты мирового уровня должны находить применение в российской экономике, условием чего является восприимчивость российского предпринимательского сектора к инновациям [8]. Принятие подобных документов на федеральном уровне отражает признание того факта, что высшее руководство нашей страны рассматривает интеграционные процессы как одно из приоритетных направлений.

Ни Министерство образования и науки РФ, ни руководители образовательных учреждений не могут с точностью сформировать прогноз в отношении того, как надлежит осуществлять подготовку и переподготовку специалистов в плане удовлетворения потребностей инновационной экономики. По этой причине условия развития интеграционных процессов связаны с делегированием полномочий: государство, осознавая, что намного более надежно и эффективно предоставить выбор самим потребителям образовательных услуг, передает определенные полномочия по стратегическому и тактическому управлению интеграционными процессами самим его участникам (прежде всего, организациям, обладающим финансовыми возможностями). Нормативно-правовые условия. Процесс формирования интегративных комплексов должен осуществляться на основе обоснованных и нормативно закрепленных правил. По оценкам специалистов, на сегодняшний день законодательство РФ в этой области находится в стадии становления: нет единого кодифицированного федерального акта, устанавливающего правовые механизмы процесса интеграции науки, образования и бизнеса, отсутствует стройная система взаимосвязанных и согласованных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере. Вопросы правового обеспечения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. в инновационной сфере (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.) находятся в центре внимания Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ.

На федеральном уровне можно выделить группы правовых норм, регламентирующие вопросы, связанные с претворением в жизнь идеи интеграции бизнеса, науки и образования.

1. Законы и нормативно-правовые акты, регулирующие научную деятельность: Указ Президента РФ О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ (1992 г.), Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике (1996 г.) и др.

2. Законы и нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность: Федеральные законы Об образовании (1992 г.), О высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996 г.) и др.

3. Законы и нормативно-правовые акты, регулирующие инновационные процессы: закон РФ Об авторском праве и смежных правах (1993 г.), закон Об информации, информационных технологий и защите информации (2006 г.) и др.

4. Законы и нормативно-правовые акты, регулирующие интеграционные процессы науки, образования и бизнеса: закон О государственных научных центрах Российской Федерации (1993 г.), Указы Президента РФ О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки (1996 г.), О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий (1998 г.), Закон О статусе наукограда Российской Федерации (1999 г.), Постановление Правительства РФ Об университетских комплексах (2001 г.), Закон Об автономных учреждениях (2006 г.), Указ Президента РФ О федеральных университетах (2008 г.) и др. стр. 124 5. Нормы гражданского, бюджетного, налогового законодательства, которые закрепляют основы правового статуса научных, образовательных и бизнес организаций как юридических лиц и регулируют многие общие вопросы, связанные с экономическими условиями процесса интеграции. К ним относятся нормы гражданского законодательства о порядке создания юридических лиц (Ст. 48 - 64 ГК РФ), об основах правового положения учреждений (Ст. 120 ГК РФ), ассоциациях (союзах) (Ст. 121 - 123 ГК РФ); нормы, определяющие имущественные права юридических лиц (Гл. 19 ГК РФ), и другие. Эта группа норм включает также нормы бюджетного законодательства, предусматривающие источники и порядок финансирования научной и образовательной деятельности (Ст. 84 - 87 Бюджетного кодекса РФ), устанавливающие права высших учебных заведений и научных организаций как субъектов бюджетного процесса и закрепляющие правовые основы их финансовой деятельности (Ст. 158, 161 - 163, 237 Бюджетного кодекса РФ и др.). Это также правовые акты о защите интеллектуальной собственности. На региональном уровне, как и на федеральном, правовые основы интеграции науки, образования и бизнеса устанавливаются, прежде всего, законами субъектов РФ, регулирующими правоотношения в данных сферах. Это законодательство преимущественно идет по пути воспроизведения соответствующих норм об интеграции, предусмотренных федеральным законодательством. Вместе с тем законодательство ряда субъектов РФ содержит правовые нововведения. В качестве примера можно привести законы о науке некоторых субъектов РФ (например, республик Бурятия, Саха (Якутия), Читинской и Тюменской областей), которые устанавливают специальные статьи, посвященные интеграции науки, образования и бизнеса и значительно расширяют перечень ее направлений. Некоторые субъекты РФ законодательно зафиксировали организационно-правовые формы интеграции, отсутствующие в федеральном законодательстве: они расширили круг субъектов, на базе которых они могут быть созданы, включив в него промышленные предприятия, научно-производственные объединения, центры дополнительного образования. Законы о науке некоторых областей устанавливают, что учебнонаучные комплексы могут быть образованы на базе не только государственных вузов и научных организаций, но и негосударственных организаций и учреждений, занимающихся научной, научно-технической и (или) инновационной деятельностью.

Экономические условия интеграции науки, образования и бизнеса связаны с объединением ресурсов для получения народнохозяйственного и коммерческого эффектов. Необходимо создать комфортную среду для развития инноваций в различных отраслях науки и образования. Предлагается предусмотреть налоговые и экономические льготы для предприятий, занимающихся освоением в производстве новой техники и технологий, обеспечить создание особых экономических зон и т.д.

Говоря об экономических условиях интеграции, следует отметить, что дестабилизирующее воздействие на развитие науки, образования и бизнеса оказали и продолжают оказывать негативные экономические явления, сопутствующие переходному периоду: социальная и экономическая нестабильность; дефицит финансовых средств; старение и несоответствие материально-технической базы современным потребностям научной и образовательной деятельности; устойчивая тенденция к уменьшению численности молодых кадров и сокращению контингента научных и научно-педагогических работников вследствие низкой оплаты их труда. Основные трудности вызваны экономической слабостью организаций, находящихся на стадии вовлечения в рыночные отношения. Сегодняшнее информационное пространство российской экономики состоит из слабо связанных между собой информационных секторов (государственных и коммерческих, ведомственных и региональных), каждый из которых в силу различных причин малодоступен для использования и расширения. В то же время в последние годы наметилась положительная тенденция в развитии российского инновационного бизнеса: прирост числа малых инновационных предприятий, увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, повышение удельного веса внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки. В этих условиях исследование влияния интегрированного развития информационных технологий на развитие предпринимательства в стране становится как никогда актуальным. По мнению ряда авторов, специфическим условием развития интеграционных процессов в науке, образовании и бизнесе в нашей стране является необходимость стр. 125 экономической перестройки этих социальных институтов в связи с развитием рыночных отношений [8; 9; 10]. Эта проблема не является новой для нашего общества. Еще в СССР в условиях плановой экономики реализовывались модели интеграции, благодаря которым появлялись отдельные высокотехнологические научно-производственные комплексы, отличавшиеся конкурентоспособностью на мировом рынке.

Федеральные власти, похоже, осознали пагубность стихийного развития рыночной экономики. Это подтверждается введением государственного регулирования деятельности естественных монополий (нефтегазовые и энергетические предприятия), оказанием государственной поддержки ряду отечественных производителей легковых автомобилей и телекоммуникационного оборудования, серьезными попытками укрепления производственной базы и восстановления кадрового потенциала высокотехнологических отраслей отечественной фармацевтической промышленности. Наконец, об этом свидетельствует отмеченный в последние годы рост государственных расходов на технологические инновации, научные исследования и разработки, а также на образование; в 2009 г. на реализацию инновационных образовательных программ государство выделило 10 млрд. руб. [11].

Однако при рыночных отношениях актуальным становится поиск принципиально новых моделей интеграции, значимым экономическим условием которых является диверсификация источников финансирования научно-исследовательской работы, образовательных технологий (гранты, договоры с хозяйствующими субъектами, реализация научных разработок, научное консультирование, экспертиза, информационные услуги, проектные, организационные услуги, реализация патентов, лицензий и т.д.). По мнению Г. А. Китовой и Т. Е. Кузнецовой, диверсификация источников финансирования определяется особенностями и характером получения выгод от научно-образовательной деятельности (обществом в целом, государством, частными предприятиями, конкретными людьми, общественными организациями и др.). Она достигается за счет использования гибких схем мобилизации внебюджетных средств (при использовании органами управления современных методов мониторинга и контроля) [12]. Особо значимую роль в процессах диверсификации финансирования процессов интеграции науки, образования и бизнеса играют два условия.

Первое условие - это повышение спроса на технологические инновации. По оценкам экспертов, на сегодняшний день такой спрос остается относительно низким и не соответствует условиям достижения устойчивого экономического роста. Количество промышленных предприятий в России, приобретающих интеллектуальные разработки (Know-how) для использования в своей деятельности, то есть запатентованные оригинальные идеи и передовые технологии, в настоящее время составляет менее 3% [13]. Показатели развития НИОКР на отечественных промышленных предприятиях пока отстают от среднемировых показателей. Удельный вес инновационно активных предприятий в России в последние три года находится на уровне 9%, что значительно ниже, чем не только в странах ОЭСР (там этот показатель составляет около 50%), но и в странах Восточной Европы (Румыния - 28%, Словения - 32%, Польша - 38%) [14].

Второе условие, влияющее на процессы диверсификации финансирования процессов интеграции науки, образования и бизнеса, - это создание преимущественно с участием государства финансовых институтов, призванных стимулировать процессы коммерциализации (Российский фонд технологического развития, Инвестиционный фонд Российской Федерации, Фонд содействия развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, Венчурный инновационный фонд).

Социально-культурные условия интеграции науки, образования и бизнеса заключаются в укоренении в обществе знаний и умений, целей и ценностей, связанных с воспроизводством инновационного потенциала, осознанием роли науки, образования и бизнеса [15]. В данной связи не менее важным, чем осознание и поддержка интеграционных процессов на государственном уровне, является наличие инициативы самих участников интеграционных процессов. Так, например, первый американский технопарк появился во многом благодаря инициативе Стэнфордского университета по территориальной и функциональной интеграции малых фирм, занятых инновационной деятельностью.

Российские условия формирования интегративных комплексов по сравнению со странами Запада имеют значимую специфику: развитие интеграции происходило (и, в определенной степени, происходит сейчас) на фоне кризисного положения основных институциональных акторов.

Характерным в данном плане является мнение о том, что стр. 126 развитие процессов интеграции образования, науки и бизнеса зачастую связано с выживанием образования и науки в современных российских условиях. В 1990-х - 2000-х гг. в России наблюдается резкое падение престижа профессии ученого. По данным Института социологии Российской академии наук, в 2007 г. профессия ученого является престижной в оценках только 8% жителей страны [16]. В то же время в США по результатам исследований, направленных на ранжирование профессий исключительно по степени престижности, профессия ученого является самой престижной для 51% населения, весьма престижной - для 25% и престижной для 20% [17]. Вместе с тем в нашей стране в последние годы возросли требования к университетскому образованию. Они определяются как новыми условиями на рынке труда, так и повышением роли пожизненного образования. Растет число людей, претендующих на университетское образование. При этом растет конкуренция между различными университетами, между университетами и другими исследовательскими институтами, между частным и государственным образованием.

Бизнесмены, в свою очередь, начинают предъявлять требования к тому, какими они хотели бы видеть выпускников профессиональных учебных заведений. Успешность в бизнесе зависит от способностей персонала фирм быстро перестраивать свою деятельность в меняющихся условиях. Именно поэтому отечественный бизнес становится заинтересованным в реформе образования: ему нужны конкретные специалисты, и он готов финансово поддержать их обучение. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин заявил о том, что бизнес-сообщество готово активно включаться в работу Минобрнауки: Бизнес хочет участвовать в формировании профессиональных образовательных стандартов, а также принимать непосредственное участие в управлении учебными заведениями [18].

В российском обществе также растет убеждение в том, что интеграция науки, образования и бизнеса имеет исключительное значение для обеспечения конкурентоспособности специалистов. Именно качество новых поколений специалистов определяет уровень научных достижений и их возможный творческий потенциал.

В нашей стране у преподавателей высшей школы, ученых и предпринимателей возникает осознанная необходимость в дальнейшем развитии реализуемых ими различных видов активности, включая выход на междисциплинарный и практически ориентированный уровень. В России существует определенный опыт в сфере двусторонней интеграции: преподаватели вузов, как правило, наряду с преподаванием всегда занимаются исследовательской работой; в составе многих университетов есть НИИ, ориентированные на практическую реализацию научных идей; ряд вузов страны (МГУ, СПбГУ, Томский государственный университет) считаются исследовательскими университетами. Традиция же трехсторонних взаимодействий только начинает формироваться. Интеграционные инициативы в науке, образовании и бизнесе отражают социально-экономические изменения в стране. Высшая школа и наука наряду с другими инфраструктурами были вынуждены в условиях рыночной экономики изменить способ функционирования. В большом количестве стали появляться различные образовательные организации, предлагавшие образовательные услуги, выходящие за рамки государственных стандартов, но отвечающие новым запросам населения, как правило, на коммерческой основе. В качестве отдельной составляющей социокультурных условий интеграции науки, образования и бизнеса можно выделить когнитивные условия, связанные с определением так называемого общего смысла, вкладываемого в понятия интеграция, интегративные комплексы и бизнеса и т.п. Однако до сих пор не сформулировано научно и конвенционально обоснованное определение данных понятий, отсутствует единый подход к его применению, то есть четко не обозначен сам предмет политического, экономического и социального регулирования. Особую роль в интенсификации процесса определения сути и содержания понятий, связанных с интеграцией науки, образования и бизнеса, играют коммуникации ученых, преподавателей и предпринимателей, реализующиеся, в большинстве случаев, в форме научных конференций, семинаров, симпозиумов. В качестве примеров можно привести конференции: Бизнес-Образование-Государство: опыт, стратегии, тенденции, проведенную Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) (Тверь, 2006 г.); Интеграция науки, образования, бизнеса и промышленности: инновационный и инвестиционный аспекты, подготовленную Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и стр. 127 экологии (Москва, 2006 г.); Практика корпоративного антикризисного управления и проблемы интеграции образования, науки и бизнеса, проведенную Институтом менеджмента Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) (Москва, 2007 г.), и др. Подобные творческие контакты являются условием развития процессов интеграции науки, образования и бизнеса - чтобы осуществить процесс интеграции бизнеса, науки и образования, нужно иметь теорию интеграции, а недостаточное определение инновационной политики в России препятствует диалогу бизнеса, науки и образования.

В настоящее время отечественные наука, образование и бизнес находятся на стадии поиска жизнеспособных форм интеграции. Они строятся по сетевому, а не по иерархическому принципу.

Сетевое взаимодействие уравнивает его участников, разных по институциональной и организационной специфике. Сетевая форма взаимодействия позволяет учитывать особенность, характерную для отечественного делопроизводства. Она заключается в том, что при решении вопросов о партнерстве большинство руководителей предпочитают персонифицированное (личное), а не институциональное взаимодействие. В данном случае речь идет о том, что важнейшим компонентом интеграции выступает неформальная коммуникация, возможности для осуществления которой по существующим каналам связи, в том числе основанным на современных компьютерных технологиях, весьма ограничены. Между тем доверие является наиболее значимым фактором создания социальных сетей, особенно если речь идет о сетях с плотной структурой, предполагающих высокий уровень надежности [19]. Институциональное доверие в данном случае не заменяет доверия трансперсонального, формируемого через устойчиво повторяющиеся личные контакты.

Межличностное взаимодействие выступает решающим условием эффективного взаимодействия социальных сетей. Необходимость систематических личных контактов в сочетании с ограниченностью временного ресурса, в свою очередь, делает практически неизбежной концентрацию социальных сетей на небольших территориях, где имеются условия для осуществления успешных взаимодействий. Именно поэтому интеграционные комплексы, существующие в образовании, науке и бизнесе, зачастую располагаются на территории, прилегающей к одному из этих акторов - чаще всего - к университету. Формирование любого университета как учреждения, включенного в трехсторонние отношения образования, науки и бизнеса, способствует объединению в его стенах трех непременных элементов современного общества - науки, образования и рынка. Влияя друг на друга, они дают возможность сформировать новый образ университета, а следовательно, и новую политику, основанную на единстве рыночных сил и социальной защищенности университета, его преподавателей и студентов в мультикультурных условиях, что обеспечивается связями университета как центра науки и культуры и в то же время как центра предпринимательства [20].

Необходимо отметить, что в процессах взаимодействия науки, образования и бизнеса в России преобладает двухсторонняя интеграция, а предпочтения выбора партнера по интеграции (образование, наука или бизнес) зависят от опыта взаимодействия, от представлений об основополагающих видах деятельности партнера. Вузы и научные учреждения более склонны к интеграции друг с другом в фундаментальных сферах научной и образовательной деятельности; в прикладных сферах деятельности они отдают предпочтение бизнесу. Бизнес отдает предпочтение науке в исследовательской сфере, а вузам - в образовательной.

В случаях трехстороннего взаимодействия среди его участников чаще всего выделяется ведущее звено: представители науки, образования или бизнеса выступают с инициативным предложением о создании трехсторонних договоров, совместных центров, лабораторий, или о сотрудничестве в рамках научно-образовательного комплекса. Актор-инициатор в дальнейших взаимодействиях занимает ведущую позицию, определяя приоритетных партнеров и направления деятельности. В условиях повышения требований общества к результативности образования с точки зрения эффективности совокупных затрат, необходимости удовлетворения ожиданий обучающихся на получение достойной занятости чаще всего инициатором выступают технические университеты и вузы, имеющие традиции в области прикладных научных разработок и их внедрения. Одной из наиболее распространенных форм интеграции при этом является создание учебно-научнопроизводственных комплексов. Благодаря этой форме достигается синергетический эффект использования возможностей работающего промышленного оборудования в учебном процессе, целевых стр. 128 НИОКР и обмена знаниями между учеными, преподавателями и производственниками. Другой формой интеграции, при которой инициатива в большей степени принадлежит бизнесу (как правило, это крупное предприятие), выступает формирование образовательных программ подготовки специалистов в соответствии с пожеланиями заказчика. Интегративные комплексы по инициативе научных институтов и организаций создаются в нашей стране значительно реже. В последнее время в ходе интеграции науки, образования и бизнеса стали появляться организационные структуры, составляющие некое четвертое звено процесса формирования внешних неформальных структур. В качестве примера можно привести Попечительские Советы в Федеральных университетах, а также национальные, региональные и международные ассоциации сетей, которые занимаются продвижением новых сетевых технологий в области сотрудничества между странами, организациями, университетами и отдельными учеными. Сюда же входят международные координационные центры. Это, к примеру, Европейская ассоциация университетов, программа ОЕСД Институциональное управление высшим образованием, Европейский научный фонд, Евразийская ассоциация университетов, которые берут на себя роль инициатора создания интегративных процессов, а впоследствии - частично и роль сетевого менеджера, регулирующего процессы взаимодействия науки, образования и бизнеса. Возможно, именно развитие гибких сетевых структур (инновационных кластеров), создаваемых на основе многосторонних соглашений и объединяющих вузы, научные организации, предприятия, инновационные фирмы, можно считать одним из необходимых условий для успешного функционирования интегративных комплексов.

Список литературы

1. Бродянский В. М. Основы специальности. М.: МЭИ, 1984.

2. Зелиг К. А. Эйнштейн. М.: Атомиздат, 1966. С. 196.

3. Автономов В. С. Шумпетер и его книги // Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007.

4. Nelson R. (ed.). National Innovation Systems. A Comparative Analysis. - New York / Oxford, 1993. 5. Lundvall B.A. (ed.). National Innovation Systems: Towrds a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, 1996.

6. Интернет-сайт Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru

7. Сайт: Президент Российской Федерации молодым ученым и специалистам. http://www.youngscience.ru/753/820/979/index.shtml

8. Шудегов В. Е. Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России. Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. N 25(313).

9. Стронгин Р., Максимов Г. Опыт интеграции образования и науки // Высшее образование в России. 2005. N 1.

10. Некипелов А. Современное экономическое образование: интеграция академической науки и высшей школы // Мир перемен. 2006. N 1.

11. Приоритетные национальные проекты. Новости от 10.04.2008. http://www.rost.ru 12. Китова Г. А., Кузнецова Т. Е. Интеграция науки и образования в экономике знаний. http://emag.iis.ru 13. Российский национальный комитет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству. http://www.rncpec.fareast.ru 14. Административно-управленческий портал, http://www.aup.ru 15. Брижань А. В. Национальная инновационная система как ключевой элемент развития экономики России. Дисс. ... к.э.н. по спец. 08.00.05. - Краснодар, 2006.

16. Институт социологии РАН. http://www.isras.ru 17. Jones D. Are you proud of your job? Prestige affects employee satisfaction // USA Today.

24.05.2005. http://www.usatoday.com 18. Профессиональное образование и рынок в зеркале СМИ. http://www.eurekanet.ru 19. Sergeyev V., Alekseenkova E. Integration Processes in the Commonwealth of Independent States (CIS) Space // Griffiths Я. Т. (ed.). Economic Integration in Post-War Europe. Princeton, 2007. 20. Налетова И. В. Метафундамендализм исследований современного высшего образования // Электронное научное издание Аналитика культурологии, http://www.analiculturolog.ru стр. 129

Скачать архив с текстом документа