Устав Интерпола и международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью

СОДЕРЖАНИЕ: ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Кафедра Государственно-правовых дисциплин Контрольная работа по Оказанию правовой помощи по уголовным делам

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кафедра Государственно-правовых дисциплин

Контрольная работа

по Оказанию правовой помощи по уголовным делам

Тема: « Устав Интерпола и международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью ».

Выполнил: студентка 531 группы3-го курса,заочного отделения

Кучкина Ю.В.

Проверил: В.Н. Осипкин

Санкт-Петербург - Пушкин

2010г

План:

Введение……………………………………………………………………… 3

1. Устав Интерпола………………………………………………………….. 5

2. Общие положения международного сотрудничества в борьбе с преступностью……………………………………………………………. 7

3. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью по линии ООН……………………………………………………………………….. 9

4. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью по линии неправительственных организаций……………………………………...11

5. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью по линии Интерпола………………………………………………………………....13

Заключение………………………………………………………………….. 14

Список литературы…………………………………………………………...15

Введение

Вопросы борьбы с преступностью занимают существенное место в деятельности ООН, в том числе на сессиях Генеральной Ассамблеи, неоднократно принимавшей резолюции о борьбе с международным терроризмом и другими преступными деяниями международного характера. Важность этой проблемы подчеркивает функционирование Комитета по предупреждению и контролю над преступностью при Экономическом и Социальном Совете ООН, Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, созданной в 1992г.

Формами международного сотрудничествав борьбе с преступностью, в частности, являются[1] :

· координация действий по борьбе с преступностью;

· заключение договоров о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера;

· правовая помощь по уголовным делам;

· совместные меры по пресечению преступных действий и привлечению виновных к ответственности.

Международно-правовыми нормами в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностьюявляются многосторонние конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; договоры о правовой помощи по уголовным делам; договоры, регулирующие деятельность соответствующих международных организаций.

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью осуществляется на многосторонней(в рамках международных организаций) и двусторонней основах.

В двусторонних соглашениях устанавливаются более конкретные формы сотрудничества в борьбе с определенными видами преступлений.

Определенную роль в координации усилий государств по борьбе с преступностью играет созданная в 1923 г. Международная организация уголовной полиции (Интерпол), членами которой ныне являются более 150 государств мира. Интерпол является неоценимым помощников в борьбы с международной преступностью и построением миропорядка на основе верховенства права.

В настоящей контрольной работе рассмотрены основные вопросы, раскрывающие понятие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, а также значение Интерпола в борьбе с преступностью.

1. Устав Интерпола.

Прежде чем речь пойдет о уставе Интерпола, необходимо дать понятие данной организации.

Итак, ИНТЕРПОЛ (англ. Interpol) - сложносокращенное слово, образованное от «International police» - Международная организация уголовной полиции, созданная в 1923 г. и насчитывающая свыше 150 членов. Интерпол не обладает статусом субъекта международного права, но в силу соглашений с Экономическим и социальным советом ООН о тесном сотрудничестве между органами обеих организаций признан в качестве межгосударственной организации. Штаб-квартира Интерпола находится во Франции (г. Лион). Членами его фактически, с согласия соответствующих правительств, являются полицейские органы входящих в него государств. Например, в России таковым является Национальное центральное бюро в структуре Министерства внутренних дел РФ[2] .

Сотрудничество в рамках Интерпола основано на соблюдении национального суверенитета и приоритета национального права, универсальном характере сотрудничества, а также ограничении сотрудничества определенными случаями (дела политического, военного, религиозного или расистского характера исключаются).

Изначально Интерпол был создан для пресечения деятельности преступников, которые пользовались, говоря современным языком, прозрачностью границ между европейскими государствами. Совершив преступление, допустим, во Франции, они легко уходили в Германию или в Италию. В соседней стране они не подлежали аресту, да их никто и не искал. Появление Интерпола в корне изменило ситуацию. Был налажен механизм обмена информацией между полицейскими службами, разработана схема выдачи преступников.

Ныне Интерпол работает по трем основным направлениям:

· Создание и поддержка системы глобальной коммуникации полицейских служб. Основное условие международного сотрудничества правоохранительных органов - это возможность беспроблемной и безопасной связи. Созданная Интерполом система называется I-24/7 (Интерпол, 24 часа, 7 дней в неделю).

· Оперативная база данных. Полиция страны - участницы Интерпола имеет доступ к имеющейся в штаб-квартире базе данных. Она содержит имена, отпечатки пальцев, фотографии, пробы ДНК, образцы удостоверений личности и иностранных паспортов и так далее.

· Служба оперативной поддержки. Интерпол развивает следующие программы: поиск беглых преступников, координация борьбы с терроризмом, наркотрафиком, с контрабандой людей, преступностью в области финансов. В области интересов Интерпола находятся также поиски краденых произведений искусства, угнанных машин, биотерроризм.

Интерпол финансируется странами-участницами, которые платят ежегодные взносы.

Основной нормативный акт, регламентирующий деятельность и устанавливающий правовое положение Интерпола – это Устав.

В статье 1 Устава законодатель определяет название и местоположение организации: “Организация, именуемая Международной комиссией уголовной полиции, называется отныне: Международная организация уголовной полиции - Интерпол . Местом ее пребывания определена Франция ”.[3] Устав же определяет и цели данной организации, опираясь на которые можно сделать вывод о направлениях деятельности, структуре Интерпола (ст.2 Устава). Цели МОУП следующие:

1. Обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей Декларации прав человека.

2. Создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.

Из целей видно, что Интерпол – это объединение учреждений уголовной полиции различных стран, которые осуществляют сотрудничество между собой в рамках своего законодательства, а при этом руководствуются одновременно Всеобщей Декларацией прав человека.[4] Тем не менее, согласно статьи 3 Устава Организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

В соответствии с Уставом Интерпола каждая страна может уполномочить выступать в качестве члена Интерпола любой полицейский орган, функции которого совпадают со сферой деятельности этой организации. Просьба о приеме в члены Интерпола направляется от имени компетентного правительственного органа его Генеральному секретарю. Решение о принятии в члены выносит Генеральная Ассамблея Интерпола, которая является высшим руководящим органом Интерпола.

Интерпол ведет базу данных, включающую фотографии и дактилокарты тысяч международных преступников и описания наиболее опасных преступлений. Государства-участники объявляют через систему Интерпола лиц в розыск, направляют заинтересованным сторонам запросы и следственные поручения.

2. Общие положения международного сотрудничества в борьбе с преступностью

Сравнительная оценка количественных и качественных характеристик преступности, ее причин и средств профилактики в разных странах показывает, что здесь много общего. Все это позволяет считать, что предупреждение преступности, устранение причин и условий, ее порождающих, становится проблемой общей.

Решение совместных профилактических программ осуществляется поэтапно. Среди факторов, которые учитываются при определении очередности разработки тех или иных аспектов этой комплексной проблемы, следует назвать количественные и качественные показатели, характеризующие состояние, структуру, динамику отдельных видов преступлений в сотрудничающих странах, обстоятельства, способствующие этим преступлениям, признаки сходства и различия национальных систем профилактики, экономическую целесообразность и возможность осуществления совместных профилактических мероприятий.

В качестве наиболее эффективных и практически осуществимых в современных условиях существуют следующие формы сотрудничества: взаимные консультации, разработка текущих и долгосрочных программ сотрудничества в области предупреждения преступлений, обмен опытом в организации и проведении профилактических мероприятий.

Здесь, как показывает практика, наиболее достижимыми формами обмена могут быть[5] :

· обмен специальной литературой;

· обмен информацией о способах совершения, сокрытия и выявления правонарушений;

· обмен информацией о средствах нейтрализации обстоятельств, способствующих правонарушениям;

· обмен результатами научных исследований;

· обмен делегациями практических и научных работников;

· проведение международных конгрессов, семинаров, симпозиумов, коллоквиумов и т.п.

Обмену опытом способствуют и такие практикуемые меры как[6] :

· расширение международной специализации и кооперирования при разработке мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих правонарушениям;

· развитие непосредственных связей между правоохранительными органами, научными организациями, развитие существующих и создание новых международных правовых, экономических и других организаций, решающих задачи по общему и специальному предупреждению преступлений, обмен специалистами, совместная подготовка учебников, монографий, методических пособий, сборников научных трудов и т.п., совместная подготовка информации, предложений, проектов законодательных актов;

· взаимопомощь в подготовке кадров, координация текущих и перспективных планов борьбы с правонарушениями, совместное проведение научных исследований и внедрение их в практику.

3. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью по линии ООН .

Многолетний опыт развития международных контактов в борьбе с преступностью способствовал формированию довольно сложного и разностороннего институционного механизма сотрудничества при разработке и реализации общих и специальных профилактических мер.

Этот механизм сотрудничества включает в себя несколько групп организаций.

Наиболее значимая из них - Организация Объединенных Наций и международные неправительственные организации по предупреждению преступности.

Организация Объединенных Наций создана в октябре 1945 г. По Уставу на нее возложена ответственность за международное сотрудничество между государствами по всем актуальным проблемам.

Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из органов ООН - Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), в структуре которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, в 1993 г. - в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями.

Генеральная Ассамблея ООН возложила на этот орган функцию подготовки один раз в 5 лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

ООН издает специальные статистические сборники о состоянии, структуре, динамике преступности в мире, уголовной политике, особенностях национального законодательства.

Генеральная Ассамблея ООН выступает инициатором разработки международных и национальных программ борьбы с наиболее опасными и распространенными видами преступлений.

В поле ее зрения, в частности, возникают вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, с экономической преступностью, проблемы наркобизнеса, отмывания денег, нажитых преступным путем, и другие.

Стратегию в области предупреждения преступности следует понимать, как и разработку теоретических основ рационального планирования предупреждения

преступности.

Планирование предупреждения преступности должно осуществляться не только правоохранительными органами, но и службами здравоохранения, образования, сельского хозяйства, градостроительства.

Основой стратегии по предупреждению преступности должно быть устранение причин и условий, ее порождающих.

Всем государствам-членам ООН необходимо принять все зависящие от них меры к устранению условий жизни, унижающих достоинство человека и ведущих к совершению преступлений, включая безработицу, нищету, неграмотность, расовую и национальную дискриминацию и различные формы социального неравенства, сопровождать экономическое развитие одновременным проведением в жизнь адекватных мер социального и культурного характера.

4. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью по линии неправительственных организаций .

В числе субъектов работы по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью необходимо выделить неправительственные организации[7] :

· Международная ассоциация уголовного права (МАУП),

· Международное криминологическое общество (МКО),

· Международное общество социальной защиты (МОСЗ),

· Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).

· Международная ассоциация уголовного права основана в 1924 г.

Основными задачами МАУП, как следует из Устава этой организации, являются:

- сотрудничество теоретиков и практиков уголовного права;

- изучение преступности, ее причин и средств борьбы с ней;

- изучение реформ уголовного права, пенитенциарной системы и уголовного процесса;

- изучение проблем международного уголовного права.

Она изучает преступность, ее причины и средства борьбы с ней, занимается сравнительными уголовно-правовыми исследованиями, организует проведение международных конгрессов по проблемам уголовного права, консультирует ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации.

Основным международным мероприятием МАУП является проведение конгрессов.

Круг вопросов, обсуждаемых на конгрессах, довольно широк и включает в себя как проблемы уголовного права в узком смысле этого слова, так и проблемы уголовного процесса, прокурорского надзора, пенитенциарии, криминологии.

Одной из самых влиятельных международных организаций, занимающейся вопросами обеспечения сотрудничества в борьбе с преступностью, является МКО.

Оно представляет собой объединение национальных институтов и специалистов. Общество было основано в Риме в 1934г. по инициативе итальянского профессора уголовной антропологии Бениньо ди Туллио.

Главная цель МКО, как это следует из Устава организации, - содействовать изучению преступности на международном уровне, объединяя для этого усилия ученых и практиков специалистов в области криминологии, криминалистики, психологии, социологии и других дисциплин, заинтересованных в изучении преступности.

Оно непосредственно занимается обеспечением сотрудничества в борьбе с преступностью, объединяет национальные институты и специалистов по криминологии.

МКО имеет консультативный статус ЭКОСОС, ООН и ЮНЕСКО. МКО изучает причины преступности на международном уровне, организует криминологические конгрессы, семинары, коллоквиумы, публикует их материалы, оказывает содействие национальным криминологическим институтам, учреждает и назначает стипендии и премии для стимулирования криминологической науки.

Большое значение в деятельности МКО придается организации и проведению международных криминологических курсов.

Цель данных курсов, направленных на углубление знаний в области криминологии, заключается в том, чтобы поощрить развитие криминологии в различных регионах мира, в периоды между конгрессами оперативно обмениваться новыми знаниями о преступности и методами борьбы с ней. Аналогичную работу по своему профилю проводят МОСЗ и МУПФ.

5. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью по линии Интерпола .

Особое место в международном сотрудничестве занимает Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

Основная его работа - организация сотрудничества по конкретным уголовным делам путем приема, анализа и передачи информации от НЦБ и для них.

Каждое НЦБ поддерживает постоянные связи со своими правоохранительными органами, а на международном уровне - с НЦБ других стран и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Важно совершенствовать систему уголовной статистики и широко распространять знания о природе преступности и ее причинах, равно как и о мерах, обеспечивающих ее предупреждение на социальной основе.

Заключение

Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах. При этом различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью.

Такое сотрудничество осуществляется в целях: согласования квалификации международных преступлений. В международных договорах регулируются вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осужденных для отбывания наказания в страны их гражданства, обеспечение неотвратимости наказания, защиты прав своих граждан при уголовном преследовании их в другом государстве, обмен оперативной и правовой информацией, проведение совместных профилактических мероприятий, координация усилий и мер по предотвращению и пресечению преступлений[8] .

В настоящее время в России отмечается значительный рост преступности, в том числе с «иностранным» элементом: существенно выросло количество преступлений иностранцев, когда виновные после преступления скрываются за рубежом, в свою очередь, граждане РФ, разыскиваемые иностранными государствами, нередко пытаются избежать ответственности на российской территории. Российская Федерация активно сотрудничает с иностранными государствами в борьбе с преступностью.

Список литературы

Нормативные акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 10.12.1948г.)

3. Устав международной организации уголовной полиции (Интерпол). Вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.

4. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола.

5. Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв. постановлением Правительства РФ от 14.10.1996г. №1190).

Специальная литература:

1. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

2. Богатырев А.Г. Конвенция по борьбе с преступлениями международного характера. //Сборник соглашений: Учебное пособие. - М., 2009.

3. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник – М.: Изд-во “БЕК”, 2001.

4. К.А. Бекяшева. Международное публичное право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное.– М.: «Проспект», 1999.

5. Интернет-ресурс Yandex.cc

6. Интернет-ресурс Allpravo.ru


[1] К.А. Бекяшева. Международное публичное право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное.– М.: «Проспект», 1999. с. - 96.

[2] Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв. постановлением Правительства РФ от 14.10.1996г. №1190).

[3] Ст.1 УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ (ИНТЕРПОЛ) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.)

[4] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 10.12.1948г.)

[5] Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. с. – 147.

[6] Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. с. – 150.

[7] Богатырев А.Г. Конвенция по борьбе с преступлениями международного характера. //Сборник соглашений: Учебное пособие. - М., 2009. с. – 215.

[8] Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник – М.: Изд-во “БЕК”, 2001. с. – 315.

Скачать архив с текстом документа