В траурные дни гибели Пушкина
СОДЕРЖАНИЕ: В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, обе столицы облетели гневные и трагические строки : Погиб поэт! - невольник чести - Пал, оклеветанный молвой…В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, обе столицы облетели гневные и трагические строки : Погиб поэт! - невольник чести - Пал, оклеветанный молвой…
Так Россия обрела нового великого поэта -Михаила Юрьевича Лермонтова . Обрела , чтобы через четыре года оплакать его гибель . Судьба Лермонтова - страшная трагедия русской литературы. Его талант, его огромный дар не успел себя . Поэтический мир М.Ю. соотносится с пушкинским. В раннем периоде творчества он подражает великому предшественнику , в зрелом же постоянно спорит с ним и их голосами спорят две России- додекабристская и николаевская.
Спорят два типа мировосприятия . Пушкин устремлен к дому , к теплу, уюту, его ценности в человеческой жизни. Любовь к родине - любовь к родному очагу , Михайловскому, куда так стремился поэт. Все это чуждо Лермонтову. Судьба с младенчества складывалась так, что дома не было . Ранняя смерть матери , вынужденная разлука с отцом заставляли чувстВовать себя бездомным. События внешней жизни усилили трагедию разрушенного дома и невозможностью счастья. В основе его поэзии - тема одиночества , разобщенности людей . Его герой говорит особым языком, в котором слово любовь означает измену, дружба - предательство, надежда- иллюзию . Он стоит один под резким и холодным ветром эпохи . Ни на кого не надеясь и не от кого не ожидая сочувствия . Он один против множества , бессилен против силы. Но не сломлен , не отказался от борьбы , хотя понимает и безнадежность . Он вечный странник во времени и пространстве.
Стихи Лермонтова - это почти всегда напряженный монолог , искренняя исповедь. Образ поэта в лирике М.Ю. Л. - это образ художника -пророка, одушевленного божественным глаголом. Он обречен на непонимание , бесславный конец или трагическую гибель, потому что вовлечен в роковые конфликты . Стихотворение Смерть поэта принесло автору широкую известность . Оно выражает глубокое потрясение от извкстия о гибели Пушкина. Образ поэта в нем противопоставлен толпе. Он одинок , устремлен к высокому идеалу , полон достоинства , свободы , смелости . Поэт восстал против судьбы и погиб в этой борьбе . Свет , противостоящий поэту , - это молва , общества , несовершенный земной мирю. Поэт оклеветан , его жизнь сопровождают мелочные обиды , гонения , пустые похвалы , клевета , ложь, коварство. В последних строках выносится главное обвинение палачам поэта , стоящим у трона . Лирический герой обвиняет их в том , что они допустили убийство , стали палачами свободы, гения и славы . Личность художника , восставшего против мнения света, в этом стихотворении необычайно возвышается .
В стихотворении Поэт Лермонтов сравнивает кинжал, превратившийся в игрушку золотую, с положением поэта в век изнеженный. Когда-то кинжал звенел в ответ речам обидным. Теперь он лишен смысла своего существования . Кинжал богато украшен , но стал бессславным предметом. Таков и поэт. В прошлом поэзия была оружием , имевшим власть над людьми. Поэт должен выражать мысли благородные, разоблачать блестки и обманы современности . Стихотворение заканчивается вопросом , в котором звучит и негодование , и призыв к действию: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Стихотворение Лермонтова Пророк как будто продолжает одноименное пушкинское стихотворение . Намерение пророка следовать божьей воле разбивается о людское непонимание . В их глазах он читает только злобу и порок. Лирический герой бежит в пустыню. Он понятен для всей природы . Пророка слушают звезды, ему покорна тварь земная , со всем миром природы он находится в гармонии. Но его ученья , чистые порывы не трогают сердца людей. Он не в силах победить злобу и остаётся гордым , непобежденным среди враждебного мира. В огромный век , госящий разум , волю, Лермонтов владел гордым сердцем , пылкостью чувств. И стремился возвратить миру утраченную им гармонию , красоту, силу любви.