Век нынешний и век минувший в комедии Грибоедова горе от ума

СОДЕРЖАНИЕ: Век нынешний и век минувший в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Комедия А.С. Грибоедова Горе от ума явилась отражением той напряженной борьбы, которую вели между собой два противоположных лагеря русского дворянства. Конфликт между реакционной и передовой частью общества в те времена бурно разрастался.

Век нынешний и век минувший

в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума.


Комедия А.С. Грибоедова Горе от ума явилась отражением той напряженной борьбы, которую вели между собой два противоположных лагеря русского дворянства. Конфликт между реакционной и передовой частью общества в те времена бурно разрастался. Противоборство века нынешнего и века минувшего показано Грибоедовым на примере московского дворянства. С большой художественной силой автор рисует столкновение барской Москвы с Чацким, представителем прогрессивного дворянства. В комедии раскрывается не только жизнь Москвы, но и Петербурга, которая мало чем отличается от московской. Но все же на первом плане, говоря словами Пушкина, резкая картина нравов барской Москвы. Ей противостоит прогрессивное дворянство в лице Чацкого.

Столкновение века нынешнего и века минувшего происходит из-за того, что люди, подобные Чацкому, не только непонятны, но и враждебны реакционерам. Представители века минувшего не могут понять всей правоты идей молодого человека. Сам Чацкий вначале искренне верит, сто Фамусова и его гостей еще можно убедить словами, открыть им глаза на мир. Но все его старания остаются тщетными. И тогда он понимает, что этим путем ничего добиться нельзя:

Так ! отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой - и спала пелена ...

Фамусовское общество, считающее Чацкого заблуждающимся человеком, сначала даже готово пожалеть его. Но как только оно почувствовало в герое силу и протест, сразу же постаралась расправиться с ним любыми средствами. Чацкого единодушно признают сумасшедшим:

Про это знает целый свет ...

Так представители века минувшего боролись с неугодными им людьми. Показательно, что через десять лет после драмы Чацкого Николай I объявил сумасшедшим Чаадаева, который выступал с идеями, крамольными в глазах реакционного дворянства.

Большое значение имеет образ Скалозуба. Полковник - опора реакции, один из тех, кто потом расстреливал декабристов на Сенатской площади. В Скалозубе воплощены все черты, присущие барскому обществу. Это гонитель просвещения:

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.

И Скалозуб не одинок в этом стремлении. Все фамусовское общество видит в просвещении источник бед. Совсем иную позицию занимает Чацкий. Будучи очень образованным человеком, он клеймит позором тех, кто считает учение вредным занятием:

Теперь пускай из нас один ...

В науки он вперит ум, алчущий познаний ...

Они тотчас: разбой ! пожар !

И прослывет у них мечтателем ! опасным !

Чацкий отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме он видит одно из главных средств переделки общества. Чацкий - просветитель, непримиримый враг морального рабства, которое Грибоедов заклеймил в образе Молчалина. Этот персонаж стал символом угодничества и подхалимства. Именно такие люди были необходимы столпам века минувшего:

... Ведь нынче любят бессловесных.

Особенно острый протест Чацкого вызывает дворянское преклонение перед всем иностранным. Представители века минувшего в то время говорили на смеси французского с нижегородским, плохо знали свой родной язык. Особенно отличается этим Скалозуб. Члены фамусовского общества полностью оторваны от народа, русской культуры. Чацкий решительно отвергает подчинение национального духа иностранному влиянию. Главный герой комедии очень любит свой народ, выступает с гневной обличительной речью в адрес крепостников. А представители века минувшего решительно требовали сохранить старые крепостнические порядки. Жестокое отношение к слугам характерно для всего фамусовского общества:

В работу ! на поселенье вас !

Гости Фамусова не видят в крепостных людей, ставят их на одну доску с животными. Например, графиня Хлестова предлагает Софье накормить собачку и арапку - девку подачками с господского стола. Чацкий же обличает само право владеть живыми людьми. Он вступается за бесправных, чей подневольный труд был основой благополучия фамусовского общества. Чацкий - это истинный патриот России. Он готов служить, но ему прислуживаться тошно. Людям века минувшего такая позиция кажется смешной и даже опасной. В барском обществе процветают лицемерие, в почете раболепие, карьеризм:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы ...

Фамусов, Молчалин и другие представители старого мира стремятся из государственной службы извлечь максимум выгоды для себя. Им кажутся странными поступки Чацкого, человека прямого, честного, порвавшего отношения с министрами в Петербурге. Но Чацкий не одинок. В комедии упоминается брат Скалозуба, который вышел в отставку, уехал в деревню и стал читать книги. Можно вспомнить и о племяннике княгини Тугоуховской, химике и ботанике. Именно такие люди составляли основу века нынешнего, лагеря передовой русской молодежи, вступившей на рубеже 20-хгодов XIX века в решительную борьбу с веком минувшим.

Скачать архив с текстом документа