Виктор Цой (биография, интервью)

СОДЕРЖАНИЕ: Доклад на тему: Виктор Цой Северо – Задонск 2002 Краткая биографическая справка. Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в г. Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и ин­женера Роберта Максимовича Цоя. Виктор был единственным ребёнком в семье. В 1969 год – он поступил в школу, где работала его мать.

Доклад на тему:

Виктор Цой

Северо – Задонск 2002

Краткая биографическая справка.

Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в г. Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и ин­женера Роберта Максимовича Цоя. Виктор был единственным ребёнком в семье. В 1969 год – он поступил в школу, где работала его мать. Всего за время обучения до восьмого класса сменил вместе с матерью три школы. С 1974 по 1977 год посещает среднюю художественную школу, где воз­никает группа ПАЛАТА № 6 во главе с Максимом Пашковым. В 1977 году - окончил восемь классов и поступил в художественное учи­лище им. В. Серова. В 1978 году - исключен из училища за неуспевае­мость. По­ступает работать на завод и учится в вечерней школе. В 1979 году - по­ступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. В те­чении лета 1981 года - вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валин­ским создает группу ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ. Осенью 1981 - группа ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ вступает в Ленинградский рок - клуб. Вес­ной 1982 – производится запись альбома 45. В это же время Виктор знакомится со своей будущей женой Марианной. В это же время - пер­вый электрический концерт группы КИНО в Ленинградском рок - клубе совместно с музы­кантами АКВАРИУМА. Заканчивает училище со справ­кой и поступает работать в реставрационные мастерские в г. Пуш­кин. Осенью 1982 - по­ступает на работу в садово-парковый трест резчи­ком по дереву. В этом же, 1982 году, первые акустические концерты в Москве. В феврале 1983 - второй электрический концерт группы КИНО в рок - клубе. Весной группу покидает Алексей Рыбин. Летом 1983 - за­писывает с Юрием Кас­паряном фонограмму Демо у Алексея Вишни, впоследствии получив­шую название 46. Осенью 1983 - проходит об­следование в психиатри­ческой больнице № 2 на Пряжке и получает бе­лый билет. Весной 1984 года - выступление КИНО на втором фести­вале рок - клуба и получение лауреатского звания. Летом, осенью 1984 года - записывает альбом На­чальник Камчатки в студии Андрея Тро­пилло вместе с музыкантами АКВАРИУМА. Оформляется второй со­став КИНО: Цой, Каспарян, Ти­тов, Гурьянов. В феврале 1985 - же­ниться на Марианне. Весной 1985 – получает звание лауреата на третьем фестивале рок - клуба. 5 августа 1985 года - родился сын Саша. Летом, осенью 1985 - работа над двумя альбомами - Ночь в студии Тропилло и Это не любовь в студии Вишни. Весной 1986 - выступление на четвертом фестивале рок - клуба. Диплом за лучшие тексты. Летом 1986 - съемки фильма Конец каникул в Киеве. Выходит пластинка Red Wave. Поступает работать в котельную Камчатка. Участвует в съемках фильма режиссера Алексея Учителя Рок. Осень, зима 1986 - участие в съемках Ассы. Весной 1987 года по­следнее выступление на фестивале рок - клуба. Приз за творческое со­вершеннолетие. Записывается аль­бом Группа крови. Осенью 1987 на­чинаются съемки фильма Игла. В 1988 году выходит Группа крови и фильм Рашида Нугманова Игла. Записывается альбом Звезда по имени Солнце. Начало звездных га­стролей. В ноябре - участие КИНО в мемориальном концерте Алексан­дра Башлачева в Лужниках. В 1989 году летняя поездка в США, участие в фестивале Золотой Дюк в Одессе. По опросам кинокритиков журнала Советский Экран признан лучшим киноактером года. Обширные турне по стране. Выходит альбом Звезда по имени Солнце. В ноябре - по­следние концерты КИНО в Ле­нинграде. Во Франции выходит пластинка Последний герой. Весной 1990 поездка в Японию. В июне 1990 - по­следний концерт КИНО в Мо­скве в Лужниках. Летние гастроли по стране. Запись последнего альбома, который вышел после смерти Цоя и называется Черный альбом.

15 августа 1990 года Виктор Робертович Цой погиб рано утром в ав­томобильной катастрофе под Ригой и похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Группа «КИНО» и Виктор Цой.

В популярности ленинградской группы КИНО есть что-то необъ­яснимое. И действительно, успех, слава, массовое признание обычно на­ходит того или иного исполнителя в результате последовательности оп­ределенных событий; им, как правило, предшествуют всплески твор­че­ской активности, интенсивная работа, нарастание общественного инте­реса и постоянное нахождение на виду. В случае КИНО все было прямо наоборот. Год КИНО начался весной 1988, когда группа полно­стью исчезла с музыкальных горизонтов: не выступала, даже не репети­ровала, а её участники были заняты реализацией собственных проектов и, как это может показаться, лишь по чистой случайности вы­кроила в на­чале года несколько дней, чтобы завершить находившийся в полуфабри­катном состоянии альбом, получивший известность под на­званием Группа крови. Он-то и стал катализатором взрыва давно на­зревавшей киномании, в считанные месяцы охватившей страну.

А началось всё осенью 1981 года, когда на обломках жэковских ко­манд ПАЛАТА №6 и ПИЛИГРИМ возникло трио Гарин и Гипербо­лоиды. Пару месяцев спустя его состав сократился до дуэта, а назва­ние обратилось в КИНО-
- в ту пору под ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они всту­пили в рок-клуб, выступили при деятельном участии музыкантов АКВАРИУМА - на его сцене, записали альбом, по суммарному вре­мени звучания получивший название 45, и исчезли на целый год. За­тем вы­ступили ещё раз - уже впятером и с электрической программой и … распались. И все же в мае 1984 года КИНО появилось вновь. Вик­тор Цой, а вместе с ним Юрий Каспарян (гитара), Александр Титов (бас) и Георгий Гурьянов (барабан) тёмной лошадкой вышли на сцену II Ле­нин­градского Рок-фестиваля и произвели сенсацию, став одним из главных открытий этого смотра творческих сил рок - движения. Звание лауреатов фестиваля КИНО подтверждало ещё дважды в 1985 и 1987 годах. Осе­нью 1984 года А. Титова сменил Игорь Тихомиров по совмес­тительству участник ДЖУНГЛЕЙ и один из лучших бас - гитаристов страны. С тех пор состав группы КИНО - если не считать эпизодиче­ских появлений разнообразных гитаристов, перкуссионистов и клавиш­ников, редко иг­равших с группой больше одного концерта остаётся не­изменным.

Песни КИНО поражают обилием свежих мелодических решений, их аранжировки отличают сдержанность и лаконизм, а отличная ансамб­левая игра, в которой вклад каждого участника равнозначен и не­заменим, позволяет говорить о них как о классическом образце рок – группы. В тек­стах Виктора Цоя, а именно он является автором практиче­ски всего ре­пертуара КИНО, романтически возвышенные образы сме­шиваются с су­губо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внут­ренний мир современного молодого человека. Острые, почти публици­стические, обращения соседствуют в песнях КИНО с добрым юмором, а иногда и едкой иронией, которая вообще характерна для поэтического языка Цоя. В более поздних работах группы заметно повзросление ее героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен к бо­лее серьезным проблемам, призывы к действию, по­ступку,
жажда нравственного совершенства.

В последние годы, особенно после успеха Группы крови, творче­ская активность группы значительно возросла. КИНО регулярно высту­пает в Ленинграде, периодически гастролирует. В 1989 группа дважды побывала за рубежом - на благотворительных концертах в Дании и на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже. Их музыка звучит в фильмах РОК, АССА, ГОРОД, ИГЛА - в последнем из них Виктор Цой дебютировал как исполнитель главной роли.

Интервью газете Политехник (Ленинград) 24 февраля 1984 г.

- Что главное, по-вашему, в музыке? В чем секрет ее популярности ? -
-Я думаю - актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими
- Мы знаем ваши стихи - и простые, жизненные, на волнующие всех нас темы, и более сложные, с подтекстом. Что вам ближе?
- Я не представляю себя и без того. и без другого. Мир многолик, многолики и стихи.
- Точно не знаю. Наверное, текст и музыка едины, ведь мысль в них одна А вообще, стихов я не пишу, только песни.
- Какие современные эстрадные группы вас интересуют больше
- Те же. что и вас: Аквариум, Зоопарк. Алиса Кстати. Алиса сейчас возобно­вила работу с Кинчевым, наверное, мы их увидим на рок-фестивале
- А из западной музыки?
- Для нас интереснее всего работа независимых фирм грамзаписи. До нас же доходит чаще всего музыка продающаяся, музыка для танцев. Уши привыкают к стандартам. А у независимых фирм небольшим тиражом выходят пластинки групп, не ориенти­рующихся на стандарты. Нам это ближе.
- Виктор, не находите ли вы у нас или на Западе аналогов своему творчеству?
- Я их не ищу. Хотя мы слушаем очень много музыки, это входит в нашу работу. Воз­можно, какое-то влияние есть, но каждая наша песня проходит через собственную призму.
- Что вы предпочитаете - концертную или студийную работу? И что вы старае­тесь использовать больше, акустическую или электрическую музыку?
- Концерты и записи неразделимы. Сейчас очень остро встает проблема звука на кон­цертах Кино. Мы хотим превратить концерты в нечто горячее, поэтому мы ориен­тируемся на тех, кто слышал наши песни в записи и знает их
- Какие у Кино проблемы?
- Только организационные. В музыке у нас тупиков нет. Мыслей и желания работать много.
- Что вы ждете от публики?
- Я хочу, чтобы среди слушателей были только те. кому близка моя музыка. Приятно играть для тех, кто понимает тебя.
- В заключение традиционный вопрос о творческих планах.
- В апреле мы закончим запись нового альбома. Потом поедем в Киев для участия в съемках короткометражного художественного фильма. Ну, и будем готовиться к рок-фестивалю здесь и в Вильнюсе.

Интервью газете Молодежь Эстонии 9 мая 1988г .

……………

- У вас не было мысли публиковать свои собственные стихи?
- Нет, я считаю, что они должны звучать вместе с музыкой, вернее даже, с группой. Последний же год я не занимался музыкой вообще, а занимался съемками в кино.
- Вы имеете в виду фильм Сергея Соловьева Асса?
- И этот фильм, и документальные фильмы о роке. Сейчас буду сниматься на Казах­фильме в картине с рабочим названием Игла, главный герой - наркоман.

……………

Интервью газете Молодой Ленинец (Волгоград) 6 мая 1989 г.

- В песне Фильмы вы поете: Оставь меня в покое, не тронь мою душу. Вы действительно замк­нутый человек?
- Да, но все же эта песня юмористическая. А вообще, просто у любого человека есть люди, с которыми ему интересно разговаривать, а есть - наоборот.
- Вы учились в художественном училище, а стали музыкантом. Как это случилось?
- Просто надоело одно. захотелось делать другое.

………………

- Года полтора назад в передаче До 16 и старше свой отказ от поездок за рубеж вы объяснили тем, что песни ваши в первую очередь смысловые, иностранцы не пой­мут. Недавно вы вернулись из Франции...
- Вы знаете, после этой передачи я как раз подумал, что меня можно неправильно понять. Так и произошло, потому что многие мне потом говорили: ты такой герой, отказываешься, все, кто ездит, плохие, а сам... Но дело в том. что я имел в виду то что сейчас на Западе очень сильна мода на Россию: на советскую символику и все остальное. Но отношение ко всему этому очень несерьезное, как к матрешкам: мол, смотрите, русские на гитарах играют, почти так же как мы. И масса групп, используя возможность, бросилась просто очертя голову за границу, сознательно идя на то, что их там будут принимать на самых плохих условиях, как финансовых, так и концертных. Мне меньше всего хотелось выглядеть такой матрешкой. Ведь дело тут уже не столько в деньгах, сколько в престиже страны. Если уж так хо­чется за рубеж, то лучше уж ехать туристом.
Что касается нас мы все-таки совершили попытку сделать иначе. Во-первых, сначала выпустили во Франции пластинку. Во-вторых, это было не просто мероприятие типа Концерт из России, а очень известный в Европе фестиваль рок-музыки. Поэтому я решил поехать и посмотреть, насколько можно установить коммуникацию. Не могу сказать, что это было очень удачно, потому что от нас скорее ждали какой-то рус­ской экзотики, а увидели собственно рок-музыку.
Да, и до этого мы еще ездили в Данию. Там проводились концерты в фонд Армении, нас пригласили, ну и тут отказаться было трудно. Хотя, скорее всего, я отказался бы при других условиях.

……………

- Как вы думаете, молодым талантам нужно помогать или, как говорится, талант сам пробьет себе дорогу?
- Для настоящего музыканта обстоятельства внешней жизни не имеют почти никакого значения. Ему для того, чтобы что-то делать, нужен инструмент и больше ничего. Я знаю массу людей которые гово­рят: вот если бы у нас была аппаратура... У нашей группы аппаратуры нет вообще, ну, кроме инстру­ментов. Однако мы продолжаем что-то делать, а те сидят и ждут пока у них аппаратура появится.

…………

- О фильме Игла кинокритики говорят как о явлении в кинематографе, мол, Цой создал новый об­раз романтичного героя.
- Вообще-то я не создавал ничего, просто старался быть естественным.
- В Ассе и Роке, допустим, вы были собой - рок-музыкантом. В Игле - актерская работа. И все же сложилось впечатление, что роль написана именно для вас, вы играли почти себя.
- В какой-то степени так оно и было. И все же я позволил себе некоторые эксперименты. Ну, интересно иногда изобразить, скажем, хама. Я в жизни вряд ли повел бы себя так. Но все равно это недалеко ухо­дит от реального персонажа фильм делался без всяких костюмов и причесок. Я как ходил по улице, так и входил в кадр. Фильм снимал мой приятель Рашид Нугманов. Он позвонил мне и предложил эту ра­боту. У нас был. конечно, первоначальный литературный сценарий, потом Рашид написал режиссер­ский, со значительными изменениями. В конце концов от оригинала не осталось почти ничего.
- Вы собираетесь еще сниматься в кино?
- В принципе мне было бы интересно, но это не от меня зависит. У меня свои идеи относительно кине­матографа, а у режиссера, как правило, свои. После этих фильмов мне много предлагали сниматься, но там я должен был действовать как профессиональный актер, носить какой-то костюм, произносить ре­плики, полагающиеся по сценарию... Мне это неинтересно.

…………

- Может ли материальная сторона жизни рок-музыканта влиять на его творческое кредо?
- Это зависит от человека. Есть люди, которым необходимо жить в хорошей квартире, иметь машину, дачу и так далее...
- У вас это есть?
- У меня нет... И один готов ради этого идти на компромисс, а другой - нет. Когда я начинал заниматься рок-музыкой, в последнюю очередь я думал о деньгах. Тогда было понятно, что кроме неприятностей (причем самых серьезных), за это ничего не получишь. Мы были значительно беднее, чем могли бы быть работая на каких-то работах... И все время сталкивались с гонениями, были люди с совершенно испорченной репутацией.

- Почему в ваших песнях так много ночи, дождя, осени, падающих звезд?
- Не знаю... Это из области анализа творчества, а я им не занимаюсь.
- В Советской культуре в статье Лики русского рока было сказано: Мир Цоя - братство одиночек, сплоченное отсутствием выхода...
- Это братство одиночек, но не сплоченное отсутствием выхода. Выход реальный существует... Ну об этом долго можно рассказывать.
- Отражаются ли как-то на вашем творчестве перемены в общественной жизни?
- А как они могут отражаться? Я же не певец социального протеста, не пишу песен на злобу дня.
- Вы поете: Я один, но это не значит, что я одинок. Вы действительно никогда не ощущаете одиночества?
- Ну почему... Эта песня о конкретном состоянии, там нет жизненнее программы.
- Вы противоречивый человек?
- Нет, я совершенно монолитный.

Интервью газете Советская молодежь (Рига) 6 мая 1989 г.

- Виктор, начнем сначала: почему Кино?
- Когда мы придумывали это название, нам было по восемнадцать лет. Сейчас я даже не помню.
- Что побудило вас создать группу?
- Наличие некоторых песен. Я начал их писать, они понравились моим друзьям, потом - друзьям моих друзей...
- Прежде чем вы получили официальное признание, каков был ваш путь?
- Знаете, я никогда не шел тяжело, занимался только тем что нравилось. И был вполне дово­лен этим. Никогда не старался добиться успеха любой ценой. Конечно, я рад, что очень мно­гим людям нравятся наши песни.
- Вы как-то сказали, что собирали в группу не музыкантов, самое первое - друзей. Охарактеризуйте своих друзей.
- Я не могу как-то анализировать друзей. У них есть и недостатки, и достоинства. Твоими друзьями они становятся не потому, что обладают набором всех положительных качеств, а по каким-то другим причинам.
- Кто близок вам из советских исполнителей?
- Я в хороших отношениях с Борей Гребенщиковым, Костей Кинчевым, дружим с Андреем Макаревичем, хотя мы не так часто встречаемся.
- У вас были эстрадные кумиры?
- Никогда. Я не любил кого-то одного. Мне нравились некоторые песни некоторых групп.
- Ваш имидж?
- У меня нет никакой установки на поведение. Я веду себя так как считаю нужным, в любой ситуации.
- Артисту часто приходится отказываться в жизни от общедоступных благ и радостей. От чего приходится отказываться вам?
- От удовольствия гулять по улице, жить в одном и том же городе больше месяца. (Смеется.)
- Как родители относятся к вашей работе?
- Сейчас они считают, что я занимаюсь своим делом. Наверное, они так считали не всегда.
- А они бывают на ваших концертах?
- По-моему, были один или два раза.
- Кто-то из кинокритиков отметил, что ваш герой в фильме Игла единственный в отечественном кино не тяготится своим одиночеством и этим привлекает.
- Пожалуй. Герой этого фильма в каком-то смысле - человек ниоткуда. Он мне очень близок по духу. Я в принципе ничего не играл, а старался вести себя так, как бы я мог себя повести в такой ситуации, но в рамках сценария, конечно.
- Вы стремитесь создать какой-либо образ на сцене?
- Я ничего не создаю, просто выхожу на сцену и пою. Я сам - образ. (Смеется.)
- Перемен требуют наши сердца!- поете вы, зрители вторят. Что бы вы хотели изме­нить в жизни?
- Каждый человек должен изменить прежде всего свою жизнь и себя... Это сложный вопрос. Я не считаю, что одному человеку под силу изменить жизнь как таковую.
- В жизни вы борец за перемены?
- Я не считаю себя борцом. Я пою песни. Пою о том, что мне нравится или нет. о том. что меня волнует.
- Как появляются ваши песни?
- Это для меня загадка... Я не знаю..Я начинаю играть. Потом появляются какие-то слова...
- Ленинградской газетой Смена вы названы лучшим рок-поэтом 1988 года. В чем, по-вашему, отличие рок-поэзии от поэзии вообще?
- Не знаю. насколько точен этот термин. Я не могу рассматривать тексты своих песен в от­рыве от музыки, считаю, что они очень многое таким образом теряют.
- Что главное для вас сегодня?
- Сохранить внутреннюю свободу.
- Виктор, сейчас во время выступлений вы исполняете не все свои песни. Чем это объ­ясняется?
- Какие-то песни со временем теряют актуальность. Мне самому они уже не интересны. Я пою только тогда, когда мне интересно петь.
- Группа Кино- во главе отечественных хит-парадов. Чего бы вы еще хотели дос­тичь?
- Мы никогда не стремились к популярности. Мы никогда не задумываемся, в каком стиле мы играем и как долго будем популярны. Играть и любить это дело -важно для нас прежде всего. Как только перестанет быть важным, мы уйдем со сцены.
- Проблемы сегодняшнего Кино?
- Проблема в том. что нам приходится сейчас много работать, а это требует большой собран­ности.
- Группа работает под эгидой ленинградской студии Бенефис. Что это за организа­ция?
- Чисто административная организация, которая, собственно, для нас является некоторой формой прикрытия, чтобы мы не были Кино ниоткуда.
- Есть ли приглашения за границу?
- Довольно много. Но мы тщательно просеиваем их, потому что сейчас все русское там очень модно. Мы же хотим выступать там просто как музыканты поэтому ездим довольно редко.
- Где вы побывали?
- В Дании, Франции, Америке.
- И как принимают Кино?
- С озадаченным лицом: видя, что мы такие же, как они и не в косоворотках, без балалаек...
- Гастроли по Союзу продолжаются?
- Да, сейчас мы хотим поездить.
- А в Риге будете?
- У нас не было приглашений. Обычно нас зовут - мы едем. Из Риги нас пока никто не звал.
- Что нового приготовило Кино поклонникам?
- Записан новый альбом. Как назвать, пока не решили.
- Вы довольны своей жизнью?
- Я не думаю, чтобы человек мог действительно быть доволен жизнью... С другой стороны, я был всегда доволен ею. И когда работал в котельной и бросал уголь в печь, я был очень до­волен жизнью. И сейчас тоже.
- Пожелания читателям?
-Удачи!
- В особенности тем, кому сегодня 15-17 лет?
- Думаю, любой подросток мечтает самоутвердиться. Я никогда никого не учу. Я могу поже­лать только удачи!

Подшивки газет.

Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой ни­когда не врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не ве­рить. Из всех наших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой - единственный, у кого невозможно провести грань между образом и реаль­ностью; тем, что он пел, и тем, как он жил. И его уход - еще один сюжет для новой песни. Ненаписанной, но, кажется, не раз прочувство­ванной. Одиночество, справедливость, доброта и черный цвет монаха - та­ков Цой, в КИНО, в кино и ежедневно. Это большая, чест­ная романтика. Мы пошли вслед за Цоем, наплевав на цинизм, безверие и общую смутность нашего времени. И правильно сделали.

Каждая песня Цоя - это песня о любви и свободе. Это вечные песни - и потому, что они потрясающе красивы, и потому, что, в отличие от про­довольствия, любви и свободы, их всегда будет не хватать. Так что Цой ос­тается с нами - и это не пустые слова.

И все же... теперь - легенда.

Список литературы:

1. Ресурсы сети “Internet”.

2. «Комсомольская правда», 1990 год.

3. Сай www . kino 2000. boom . ru

Скачать архив с текстом документа