Виртуальные субъекты политики анализ электронных СМИ

СОДЕРЖАНИЕ: Политология Виртуальные субъекты политики: анализ электронных СМИ ПЛАН страницы Введение Развитие радиовещания в России 1.1. Радиовещание в СССР 1.2. Радиовещание в России

Политология

Виртуальные субъекты политики:

анализ электронных СМИ


ПЛАН

страницы

Введение

3

1. Развитие радиовещания в России

4

1 .1. Радиовещание в СССР

4 – 6

1.2. Радиовещание в России

6 – 7

2. Развитие телевещания в России

7

2.1. Первые этапы развития телевидения

7 – 8

2.2. Как телевещание стало массовым

8

2.3. Телевидение в СССР и России

8 – 11

3. Специфика сетевых средств массовой информации

11 – 13

4. Власть и СМИ

14 – 15

Заключение

15 – 16

Введение

Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества. Отличительные черты СМИ:

— наличие специальных технических приборов, аппаратуры;

— публичность, то есть неограниченный, обычно, надперсональный круг ее потребителей и пользователей;

— целенаправленный и, как правило, однонаправленный: от СМИ к потребителю, всегда контролируемый ими поток информации, даже при возможности обратной связи;

— различный, непостоянный характер их аудитории во времени и пространстве;

— разделённое взаимодействие коммуникационных партнеров. Цели СМИ - утверждение духовных ценностей общества или его правящих групп, оказание идеологического, культурного и политического воздействия на получателей информации. Они выполняют многообразные функции: информирование, просвещение, рекламирование, развлечение.

Среди ведущих общественно-политических направлений функционирования СМИ необходимо отметить функции обеспечения общества, как конкретной политической информацией, так и информацией в различных политических целях, по разным направлениям и для разнообразных политических процессов; политическое манипулирование информацией. Средства массовой информации служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения; легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности или нестабильности общества.

Основные СМИ обычно контролируются государством, финансово-промышленными группами, различными кампаниями, богатыми собственниками, общественно-политическими организациями и т.п. В демократических государствах СМИ имеют различных собственников, в авторитарных — находятся под полным государственным контролем. Большое значение имеют законы о деятельности СМИ, которые устанавливают правила их владения, функционирования и контроля за содержанием информационных потоков в обществе. Характер и направленность деятельности СМИ во многом зависит от политической ориентации их владельца, характера общества и соответствующих законов.[1]

Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими «титулами», как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями.

Вне всякого сомнения, в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.

Одним из видов СМИ являются электронные СМИ (Electronic mass-media). К ним относятся радио, телевидение и Интернет. Сейчас это наиболее популярные средства получения информации. Эффективность электронных СМИ состоит в способе их передачи и доставки. Скорость, с которой передается информация, не сравнима со скоростью распространения СМИ традиционных форм. Огромным преимуществом также является возможность доступа к информации из любого места, даже теоретически из другой галактики, достаточно лишь иметь спутник необходимой мощности. Таким образом, у автора статьи появляется возможность оперативно согласовать с редакцией все вопросы и вставить какие-то свежие факты, происходящие буквально на глазах. А у читателя – возможность моментально среагировать на новость.[2]


1. Развитие радиовещания в России

Радиовещание - передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и др. звуковых эффектов; одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды, просвещения населения. В странах развитого радиовещания радиопередачи слушает 90% населения (1,5—2 ч в сутки ). Как форма организации досуга радиовещание уступает только телевидению, и в недавнее время стало уступать Интернету.

Радиовещание осуществляется через передающие радиоцентры и принимается на радиовещательные приёмники индивидуального или коллективного пользования. Широкое распространение в России и ряде других стран получило проводное вещание.

Приоритет в области изобретения радио и использования его как средства связи принадлежит России (Попов А.С.). В конце 19 — начале 20 веков для передачи служебной информации построены первые русские радиостанции. В царское время в России массовых сетей радиовещания не было.

1 .1. Радиовещание в СССР

С первых лет советской власти радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917 года по радиотелеграфу передавались декреты советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном положении, выступления Ленина В.И. Одной из актуальных государственных задач было создание материально-технической базы радиовещания. В 1918 Совнарком создал комиссию для разработки планов развития радиотелеграфного дела; ряд мощных радиостанций военного ведомства были переданы наркомату почт и телеграфа; совнарком принял декрет о централизации радиотехнического дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 году из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций (Москва, Казань и других).

Коммунистическая партия придавала исключительное значение радиовещанию как основному средству пропаганды. В 1922 году в письмах Сталину И.В. для членов политбюро ЦК РКП(б) Ленин сформулировал положения программы сплошной радиофикации страны[3] , в том же году начались первые (ещё нерегулярные) текстовые радиопередачи через громкоговорители; Нижегородская радиолаборатория передала в эфир первые радиоконцерты. Становлению и популяризации радиовещания в 20-е годы способствовали массовое радиолюбительское движение (которое стало развиваться после открытия в 1922 году в Москве радиостанции имени Коминтерна), деятельность организованных в 1924 году общества друзей радио, акционерного общества «Радиопередача». Регулярное радиовещание началось 23 ноября 1924 года, когда в эфир был передан первый номер радиогазеты. В 1925 организована радиокомиссия ЦК РКП(б) для общего руководства радиовещанием и радиосовет при Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР для разработки основных направлений вещания.

В 20-е годы складываются жанры радиовещания (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925 году в эфире — первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам. Организуется регулярное радиовещание в союзных республиках — в 1925—27 годах начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

Особенностью функционирования радио в 1920-1926 годы, когда звук еще не умели записывать на кинопленку, была вольность в речи диктора. Если оратор не говорил «по писаному», оставалось лишь «бросить слово на ветер». Тотальный контроль над эфиром был нереален по техническим причинам, в силу чего до 1927 года в эфире могла звучать, и часто звучала, спонтанная устная речь.

Дальнейшее усиление центральной власти во главе со Сталиным, требовало поставить радиовещание под жесткий контроль на всей территории страны.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 10 января 1927 года достоянием эфира могло стать только предварительно записанное слово – заготовленный в какой-либо форме текст, а не спонтанная речь. В абсолютном большинстве случаев текст, подлежащий цензурному визированию, фиксировался на бумаге и сдавался цензору заранее, за определенный промежуток времени, исчисляемый часами, изредка – сутками. До этого момента в 1920-26 годах речь не умели записывать на пленку.

После постановления 1927 года – в архиве теоретически должно было бы сохраняться все, что было записано для визирования цензурой - либо на бумаге (так называемый микрофонный документ), либо на кинопленке (это называлось тонфильм); магнитофонов в распоряжении радиоработников (судя по заметкам знаменитого радиорежиссера Розы Марковны Иоффе) не было до середины 1940-х годов.

С 20-х годов традицией советского радиовещания стали выступления государственных деятелей. С 1925 года в программе радиовещания появились беседы и лекции на социально-политические и научно-технические темы. В конце 20 — начале 30-х годов для целенаправленного образования населения были созданы рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский радиоуниверситеты, в которых обучались до 80 тысяч радиозаочников.

Состоявшаяся в середине 20-х годов дискуссия об общественном назначении радиовещания, его месте среди видов искусства и средств эстетического просвещения способствовала развитию форм и жанров радиовещания, особенно литературно-драматического. В 20-е годы прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР.

С 1928 по 1933 год мощность советских радиовещательных станций увеличилась в 8 раз. Регулярное вещание «Московского радио» на зарубежные страны началось с 1929 года, вначале на немецком, затем на французском и английском языках. В передачах рассказывалось о всемирно-историческом значении строительства коммунизма в СССР и социализма в странах мировой социалистической системы. В 1931 году при Наркомпочтеле образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 — 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка, Всесоюзное радиособрание в 1929, прямые радиорепортажи со строек в 1930. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке рабселькоровского движения» в 1931 рекомендовало радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы передач по письмам трудящихся.

В 1936 году радиокомитет ввёл в действие 5 программ вещания, составленных с учётом временного пояса, национальных языковых особенностей населения различных районов страны. Первый Всесоюзный радиофестиваль в 1936 положил начало межреспубликанскому обмену радиопрограммами. В 30-е годы в системе общественно-политического вещания выделились самостоятельные редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания. Видное место в программах радиовещания заняла оборонно-спортивная тематика, сформировался как жанр спортивный радиорепортаж, основоположником которого явился В.С. Синявский). Важную роль в улучшении радиовещания сыграла специальная печать по вопросам радио: журналы «Радиофронт», основанный в 1925 году (до № 19 он назывался — «Радио всем»), «Говорит СССР» (1931), еженедельная газета «Новости радио» (1925) и другие.

В ночь с 12 на 13 октября 1941 года во дворе здания Радиокомитета была сожжена большая часть архива Радио. В результате в архивном фонде Гостелерадио не сохранилось ни одного микрофонного документа, созданного до сентября 1941 года, и лишь несколько десятков фонодокументов 1930-х годов.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 передано 2 тысячи радиосводок Совинформбюро, 2,3 тысячи выпусков «Последних известий», свыше 8 тысяч «Писем с фронта» и «Писем на фронт». Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта (в выпусках «Последних известий» около 7 тысяч корреспонденций из действующей армии). В отличие от большинства других стран, в СССР в годы войны радиовещание оставалось непрерывным и многопрограммным. Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. По Всесоюзному радио часто выступали руководители советского правительства. Начались передачи на греческом, турецком, персидском, норвежском и других языках, вещание на Индию, страны Ближнего Востока, Китай, Японию, западную часть США. В 1944 году Совнарком принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы центрального радиовещания, в 1945 — о праздновании Дня радио 7 мая (в честь демонстрации 7 мая 1895 А.С. Поповым созданного им приёмника для беспроводной сигнализации).

С 1 октября 1960 года Всесоюзное радиовещание стало круглосуточным. В 1961 году объём вещания возрос до 78 часов в сутки. В 1962 году введено новое «Положение о передачах Всесоюзного радио», в котором предусматривалось конкретное и точное определение содержания и жанра планируемых передач, организация сезонных (осенне-зимней и весенне-летней) сеток вещания. В этом же году прозвучала первая программа радиостанции «Юность». Появились первые молодежные программы в республиканских и краевых радиокомитетах.

В соответствии с постановлением от 1962 года ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения» повсеместно совершенствуются технические условия приёма программ, расширяется обмен программами между Москвой, республиками и областями, организована подготовка кадров по радиовещанию и телевидению, к участию в создании вещательных программ стала широко привлекаться общественность. Особую популярность завоевали передачи по письмам и звонкам слушателей.

Развивая традиции радиоуниверситетов 20-х годов, в это время был организован цикл специальных учебных передач в помощь школе, общеобразовательных — в помощь политическому самообразованию, по литературе и искусству, в том числе «Радиоуниверситет культуры».

В 1975 году радиовещанием охвачена вся территория СССР: передачи ведутся на более чем 60 языках народов СССР и 70 языках народов др. стран.

По суммарной мощности радиовещательные станции СССР в середине 70-х годов занимали 1-е место в Европе, располагая наиболее мощными радиостанциями в мире. Проводное вещание велось через 35 тысяч ретрансляционных узлов, в более чем 400 городах по трём программам. Насчитывалось свыше 60 миллионов радиоприёмников и свыше 50 миллионов репродукторов. Развивается стереофоническое вещание.

В 1974 ежедневно вели передачи 160 аппаратно-студийных комплексов, действовали 164 краевых и областных комитета по телевидению и радиовещанию и 5 окружных радиоредакций.

В 1975 в фондовой фонотеке Всесоюзного радио сосредоточилось свыше 100 тысяч записей, более 140 миллионов километров магнитофонной ленты. Ежегодный прирост новых записей составлял около 400 часов звучания.

В 1980-х годах начались разработки по внедрению цифрового радиовещания, основными преимуществами которого являются: повышение качества передаваемого сигнала до качества записи на компакт-дисках, увеличение числа транслируемых радиостанций. Кроме того, помимо аудиоинформации, цифровое радио позволяет передавать текстовые данные и графику.

1.2. Радиовещание в России

В 90-х было решено присоединиться к европейскому стандарту Digital Audio Broadcasting (DAB), разработанному для цифрового FM-вещания. В соответствие с принятым в 1999 году планом Госкомсвязи, в 2001 году в России должно было начаться экспериментальное вещание в стандарте DAB. А к 2010 году вся территория страны должна была быть покрыта сетями цифрового радио, при одновременном начале сворачивания аналогового радиовещания. Сейчас в России с использованием этого стандарта можно слушать в цифровом режиме 4 государственных радиостанции (Радио России, Маяк, Юность и местные станции), но не на радиоприемниках, а на экранах телевизоров - для их трансляции используется стандарт цифрового телевидения DVB-T. Но теперь чиновники решили внедрять другой стандарт - DRM. Впрочем, ожидать скорейших действий властей по внедрению какого-либо из стандартов цифрового радио не стоит. «Цифровизация» радиовещания всегда рассматривалась лишь в качестве дополнения к «цифровизации» телевещания. Рынок радиорекламы по своим объемам несоизмеримо меньше рынка телерекламы, к тому же, телевидение является более мощным инструментом политического воздействия на аудиторию. Соответственно, и интереса к теме радиовещания гораздо меньше. Между тем, некоторые эксперты считают сам вопрос перехода радиовещания на «цифру» потерявшим свою актуальность. Люди начинают отказываться от традиционного радиовещания в пользу Интернет-радиостанций и различного аудиоконтента из Интернета. Возможно, что в будущем аудиоданные будут передаваться через беспроводные сети передачи данных, наподобие WiMax и 3G.

2. Развитие телевещания в России

О передаче изображений на расстояния человечество мечтало с давних времен, о чем свидетельствуют сказки и легенды о волшебных зеркалах, тарелочках с яблочками, но прошло не одно тысячелетие, прежде чем эта мечта осуществилась. Во второй половине ХХ века стремительное развитие телевидения привело к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без телевизора. С каждым днем оно оказывает все большее и большее воздействие на умы и чувства людей, формируя их взгляды на жизнь, пристрастия, вкусы, настроения, поведение. Даже всем вместе взятым шаманам, заклинателям, гипнотизерам и психотерапевтам не под силу такое! В настоящее время нет ни одного государства, не охваченного телевещанием. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну.

2.1. Первые этапы развития телевидения

Впервые явление фотоэффекта - освобождение электронов веществом под действием электромагнитного излучения, обнаружил немецкий физик Генрих Герц в 1887 году, а через год русский ученый Александр Столетов провел опыт, наглядно демонстрирующий это явление. В 1907 году русскому физику Борису Розингу удалось теоретически обосновать возможность получения изображения посредством электронно-лучевой трубки, разработанной ранее немецким физиком К. Брауном и даже удалось осуществить это на практике: он смог получить изображение в виде одной единственной неподвижной точки.

Первой работающей телевизионной системой считается изобретение немецкого инженера Пауля Нипкова, сделанное еще в 1884 году. Конструкция положила начало созданию так называемого механического телевидения. Пауль Нипков изобрел диск, с помощью которого изображение преобразовывалось в электрические импульсы. Это был диск с определенным числом отверстий, расположенных по спирали, напротив которого устанавливался фотоэлемент, и свет попадал на фотоэлемент через этот диск. П. Нипков вращал диск над картинкой или объектом. Световые импульсы, проникавшие через отверстия диска, превращались фотоэлементом в электрические сигналы. В 1925 году шведскому инженеру Джону Бэрду удалось впервые добиться передачи распознаваемых человеческих лиц. Несколько позже им же была разработана и первая телесистема, способная передавать движущиеся изображения.

Первое время развитие телевидения шло в двух направлениях - электронном и механическом (механическое телевидение называют еще и «малострочным телевидением»). Причем развитие механических систем происходило практически до конца 40-х годов XX века, прежде чем было полностью вытеснено электронными устройствами. На территории СССР механические телесистемы продержались несколько дольше.

2.2. Как телевещание стало массовым

Эксперименты с использованием электронных лучей для передачи и приема изображения на определенные расстояния начали проводиться в различных странах (США, Япония, Советский Союз) с начала 20-х годов ХХ века. В результате в 1933 году американскому инженеру российского происхождения Владимиру Зворыкину удалось изобрести катодную трубку, являющуюся и по настоящее время главной частью большинства телевизоров.

Первые телевизоры, пригодные для массового производства появились в конце 30-х годов ХХ столетия. Однако этому предшествовало несколько десятилетий упорных исследований и множества гениальных открытий.

В конце 1936 года в американской научно-исследовательской лаборатории RCA, возглавляемой Зворыкиным, был разработан первый электронный телевизор, пригодный для практического применения. Несколько позже, в 1939 году, RCA представила и первый телевизор, разработанный специально для массового производства. Эта модель получила название RCS TT-5. Она представляла собой массивный деревянный ящик, оснащенный экраном с диагональю в 5 дюймов. Позже радиолампы были вытеснены полупроводниками. Первый телевизор на основе полупроводников был разработан в 1960 году фирмой Sony. В дальнейшем появились модели на основе микросхем.

Первые регулярные телепередачи начались в 1936 году в Великобритании и Германии, в 1941 году в США. Однако массовое распространение в Европе телевещание получило лишь в 1950-е гг., в большинстве развивающихся стран собственные государственные и частные телекомпании возникли еще позднее, в 1960-х - начале 1970-х гг. К наиболее крупным телекомпаниям мира относятся: Си-Би-Эс (Columbia Broadcasting System), Эн-Би-Си (National Broadcasting Company), Эй-Би-Си (ABC Television Network) - в США; Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation), Ай-Ти-Ви (Independent Broadcasting Authority) - в Великобритании; РАИ (Radiotelevisione Italiana) - в Италии; Эн-Эйч-Кей (Nippon Hoso Kyokai) - в Японии; ЦДФ (Zweites Deutsches Fernsehen) - в Германии.

Единые стандарты (PAL и SECAM) появились и начали внедряться в 1967 году.

2.3. Телевидение в СССР и России

В Советском Союзе первый телевизор, выпущенный в апреле 1932 года, назывался Б-2. Эта была механическая модель, работающая в черно-белом режиме, хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году. В дальнейшем появилось и множество других, более совершенных моделей. В середине 1967 года в СССР началось производство цветных телевизоров.

Потребности СССР (как и Германии) в телевизионном вещании значительно превышали возможности отечественной науки и промышленности. Правительство быстро поняло всю политическую выгоду от телевещания, поэтому в 30-е годы была разработана государственная программа развития телевидения и заключено крупномасштабное соглашение с фирмами США (при ведущей роли фирмы RCA) о закупке оборудования, технологий и целых заводов для производства радиоламп, радиоэлементов, радиоприемников и телевизоров.

В Советском Союзе первый опытный сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года, а регулярное вещание началось с 1 октября того же года. В то время полоса частот у телевизионного сигнала позволяла передавать его по обычным радиовещательным станциям, а общий энтузиазм усиливался возможностями приема таких передач на расстоянии до двух – трех тысяч километров. Московские передачи принимались в Томске и Берлине, а германские передачи — в Москве. Простота конструкции телевизора обусловила всплеск радиолюбительской активности — самодельных телевизоров у населения было много больше, чем промышленных.

В 1937 году был организован первый телецентр на улице Шаболовке, с 1938 года осуществлявший экспериментальное телевещание на основе электронных систем, а с 1939 года - регулярное телевещание (первой передачей стала демонстрация фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б)). К концу 30-х годов XX века в России было около 5000 телевизоров. Поскольку СССР не мог отставать от других развитых стран, то в 1940 году было принято решение о переходе на стандарт вещания в 441 строку. Но его внедрению помешала война, остановившая все работы по вещательному телевидению повсеместно в мире, кроме США. После этого перерыва, телецентр на Шаболовке вновь начал трансляции передач 7 мая 1945 года, а 15 декабря того же года первым в Европе возобновил регулярное телевещание два раза в неделю.

В первые послевоенные годы в СССР как и в других европейских странах телевещанию уделялось мало внимания, в отличие от США: там население не потеряло покупательную способность, а радиоэлектронная промышленность, нарастившая огромные мощности во время войны и лишившаяся оборонных заказов, нашла себе поле деятельности в телефикации страны и быстро решила эту задачу. Если в 1947 году в США было около 180 тыс. телевизоров, то к 1953-му их число возросло до 28 миллионов! То есть телевизор имела уже практически каждая вторая семья. Рынок за шесть лет был практически насыщен черно-белыми телевизорами, а чтобы создать новый массовый товар, американская радиопромышленность занялась всерьез цветным телевидением и сотворила в полном смысле чудо — систему цветного телевидения. Для ее выбора был создан второй Национальный комитет по телевизионным системам, по аббревиатуре которого (NTSC) и получила название эта система. Но даже в США цветное телевидение стало массовым только через 15 лет, к 1965 году.

В 1948 году был применен в СССР на московском телецентре новый стандарт (в обиходе известен как «европейский стандарт») с чересстрочным разложением в 625 строк при 25 кадрах (50 полях) в секунду.

Первый электронный телевизор - легендарный «КВН-49» был создан в 1949 году. Он был оснащен маленьким экраном, и перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой.

В 1951 году, на базе Московского телецентра, создана Центральная студия телевидения, ведущая ежедневные передачи. В этом же году правительством было принято решение о разработке советского варианта системы последовательного цветного телевидения (оно было принято только с третьей попытки), и в ноябре 1952-го в Ленинграде уже прошла в эфир опытная цветная передача. Первый, пригодный к продаже цветной телевизор создала в 1954 году все та же RCA. Но в те времена были в большой чести попытки найти свой особенный «советский» путь во всех отраслях науки и техники. Американский негативный опыт не смущал наших энтузиастов: В одном из учебников 1952 года по телевидению для одной из военных академий писали: «Поскольку телевидение рано или поздно все равно станет цветным, то разумнее сразу начать с цветного. А то, что система несовместимая, для нас не беда: у нас парк черно-белых телевизоров невелик, и заменить его будет несложно».

В 1957 году создан Госкомитет по радиовещанию и телевидению. К 1958 году телевизоры выпускали уже два завода: в Ленинграде завод им. Козицкого — новую «Радугу», а Московский радиозавод — «Темп-22». Всего их было выпущено около четырех тысяч, но в открытую продажу они, естественно, не поступали.

На заре телевидения все передачи были в реальном времени, поэтому можно сказать, что тогда все было «по-натуральному». Появление видеомагнитофонов произвело фурор. Появилась возможность записывать и монтировать телепередачи.

Советскому Союзу видеомагнитофоны до 1970 года не продавались — был запрет правительства США. Поэтому в 1958 году было принято соответствующее постановление, а к 1960 году были готовы сразу два типа советских аппаратов. В феврале 1960 года по Центральному телевидению был впервые показан концерт, записанный на видеомагнитофоне «Кадр-1».

В 1964 году впервые в стране с помощью спутниковой связи осуществлена трансляция Олимпийских игр из Токио, в 1965 году - обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, в 1966 году - передача цветного изображения из Парижа в Москву.

В марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения, была создана межправительственная комиссия по цветному телевидению, которая часто и торжественно заседала то в Москве, то в Париже.

Преимуществом системы SЕСАМ была меньшая чувствительность к искажениям при передаче по междугородным линиям и при видеозаписи; недостатком — усложнение аппаратуры при микшировании сигналов. Поскольку инженеры не смогли или не решились высказать четкие рекомендации, то сработал заранее предопределенный политический выбор в пользу системы SЕСАМ-3, которая потом, естественно, потеряла порядковый номер.

В 1967-1970 годах введён в действие Технический телевизионный центр (ТТЦ) «Останкино».

С 1967 года начались регулярные передачи цветного телевидения; в этом же году создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приёмных станций «Орбита». В 1968 году цветное вещание по системе SЕСАМ началось в Киеве и Тбилиси, комплекты оборудования были закуплены властями союзных республик на собственную валюту. К 1977 году стали цветными все передачи Центрального телевидения, а в 1987-м цветное оборудование получили все периферийные телецентры.

Трудной и долгой была перестройка производства телепрограмм и, главное, психологии технического и творческого персонала. Нужно было усвоить и соблюдать простую истину: чтобы был цвет на экране, он должен быть в кадре. Но огромный запас костюмов, мебели и элементов декораций был в черно-белых тонах. Даже знамена из экономии иногда делались из серой ткани. По воспоминаниям одного из ученых, стоявшего у истоков отечественного телевещания, в 1968 году велось вещание из студии цветного телевидения. Шла передача «Поет Александр Ведерников», а в кадре были черный рояль, черный фрак, белая манишка и бледное, без кровинки, лицо певца! И все это на сером, нейтральном фоне. В цвете это выглядело хуже, чем на черно-белом экране.

Нужно было также объяснять режиссерам, что яркое зрелище парада физкультурников, радующее цветами на крупных планах, на общем плане станет серым, как брусчатка Красной площади, поскольку в цветном телевидении мелкие детали не окрашиваются.

Трудно формировался парк цветных телевизоров, хотя их долгое время продавали ниже себестоимости. В первые годы цветного вещания возник даже настоящий кризис сбыта телевизоров: население почти перестало покупать черно-белые телевизоры по случаю «наступления эры цветного телевидения», но еще не решалось покупать довольно дорогие цветные, не будучи уверено в их качестве и надежности. Да и объем цветных программ рос очень медленно.

Очень большую роль в распространении цветного телевидения сыграли космические телевизионные системы «Орбита», «Экран», «Москва», высокие параметры трактов передачи которых, позволяли доносить высококачественный цветной сигнал в любую точку страны. Поскольку реконструкция наземных линий связи шла медленно, то бывали иногда курьезные варианты подачи цветных программ: из Москвы через космос до Новосибирска, а потом назад по наземной линии до Омска.

К началу 1990-х годов две программы Центрального телевидения принимались практически на всей территории России.

2 ноября 1989 года в СССР вышла в эфир первая коммерческая телекомпания 22.

В первой половине 1990-х годов началась реорганизация телевещания, появились первые автономные формы - общественное вещание и коммерческое вещание (существующее за счёт рекламы). В 1990 году образована Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК). ВГТРК организовала телеканалы «Россия» (1991) и «Российские университеты» (1992-1996). В 1991 году на базе Гостелерадио созданы Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания (РГТРК) «Останкино» и региональные телерадиокомпании, в том числе Московская телевизионная компания (МТК; на 3-м канале). В 1993 году основана частная телекомпания НТВ. В 1995 году, в результате реорганизации РГТРК «Останкино», 1-й канал телевидения был передан телекомпании ОРТ (Общественное российское телевидение).

В настоящее время в России есть следующие телеканалы: Первый канал, Россия, НТВ, ТНТ, РЕН ТВ, СТС, Культура, Домашний, Пятый канал, ТВ Центр, Спорт, ДТВ, Муз-ТВ, MTV, ТВ3, A-ONE, 7ТВ, 22, РБК, Звезда, Бибигон, Bridge TV, Евроновости, VH1, Мир, Спас, Союз, Благовест, Ностальгия, ТДК и множество других спутниковых, кабельных, региональных телеканалов. Ранее были ТВ-6, ТВС, Телеэкспо, МТК и Российские университеты.

Сегодня традиционное аналоговое телевидение практически исчерпало свои возможности. К 2015 году телевидение в России полностью перейдет на цифровой формат вещания, что позволит увеличить количество каналов в несколько раз. Специалисты отмечают, что Россия хорошо подготовлена к «цифровой революции». Уже сейчас многие российские компании выпускают цифровые передатчики, а также теле- и радиоприемники. Во многих регионах страны ведется строительство телевышек, поддерживающих цифровой формат.

3. Специфика сетевых средств массовой информации

Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное электронное СМИ. Он дает возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор. Это все равно как выписывать дома все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио.

Но электронные версии журналов и газет не стоит относить к электронным СМИ. Это только форма передачи издания. Иначе дело обстоит с оригинальными электронными изданиями, изначально созданными для функционирования в сетях.

Основу сетевых СМИ составляет новый вид периодических изданий – сетевые газеты и журналы. Среди множества заявленных в информационно-поисковых системах изданий, к сожалению, не являются периодическими. Однако есть несколько десятков серьезных сетевых газет и журналов, выпускающихся на высоком профессиональном уровне уже на протяжении более двадцати лет. И с каждым годом количество таких изданий увеличивается, несмотря на их еще короткую историю. Так почему же возрастает спрос именно на такие издания? Чем сетевая газета отличается от обычной?

Во-первых: жанр сетевой прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

В первую очередь, это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации.

В распоряжении журналистов имеются следующие формы передачи информации:

текст - единовременно передает не очень много информации, но использует силу других элементов (схемы, звуки); фото — представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя; звук — воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов; видеосюжеты — темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах; анимация — последовательность фото, видео, рисунков, со звуком и текстом.

«Визуальный потенциал новых СМИ еще далеко не исчерпан: фотоизображения сегодня меняются не чаще, чем того требует ритм событий. В любом случае — даже по истечении большого периода времени — они могут быть найдены в архиве. Графические же элементы обновляются еще реже, так как они должны служить идентификации общей картины сайта (corporate identity). Тексты создаются и оформляются быстрее, чем картинки, и совместно с графическими элементами и картинками конкурируют за место на сильно ограниченной площади экрана монитора»[4] .

Специфику отображения страницы гипертекста в браузере обуславливают определенные особенности дизайна веб-страницы и веб-сайтов в целом. В борьбе за посетителя, за более удобную работу с их сайтом, разработчики Интернет–ресурсов выработали ряд специальных приемов, применяемых для ускорения и упрощения работы. В крупных проектах самым оптимальным решением является создание и использование одного или целой системы шаблона страниц, похожей на стереотипные макеты газет. Таким образом, создается электронная композиционно-графическая модель виртуальной газеты, по которой строятся все последующие выпуски.

«Согласно результатам исследований, проводившихся в рамках совместного проекта Стенфордского университета и института Пойнтера в течение четырех лет, возможности мультимедиа, часто присутствующие на веб–страницах для многих пользователей важны менее, чем ожидалось. Восприятия пользователя Интернета и печатной продукции существенно различаются. Последний обращает внимание на иллюстрацию и рекламу. В сети же привлекают в первую очередь заголовки и короткие тексты (содержание статей и подписи к фотографиям), а уже потом – иллюстраций».[5]

Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции и другой «интерактив») дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Содержательное качество интерактивной журналистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопряженностью во времени действий по производству, обработке, распространению и корректировке информационного потока, связанного с реакцией потенциальной целевой аудитории.

Стилистические особенности сетевого текста отчасти связаны с тем, что еще в обозримом прошлом читатели сетевой прессы знали авторов лично или по переписке. Отсюда некоторая вольность в обращении со словами и тяготение к разговорной лексике. Кроме того, обычное для нормальной прессы подавление авторской индивидуальности через тщательную редактуру в сетевой прессе пока широко не распространено.

В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.

Интернет предлагает неограниченный объем памяти. Обновления следуют одно за другим — но более старую информацию можно архивировать, превращать в базу данных с возможностью легкого открытия. И хотя пользователь имеет доступ к невероятному количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде. Архив становится частью общего продукта редакций, доступного в любой момент. При этом информация в Интернет-изданиях может меняться ежечасно и даже поминутно. Речь может идти об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий. Существуют три возможности такой актуализации:

- произвольное обновление: по мере подготовки материала;

- обновление с установленной периодичностью: сайт обновляется в определенный момент, например, ежедневно или еженедельно

- перманентное обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления из информационных агентств, от корреспондентов или репортеров.

Эта идея породила ленту новостей. Однако, по мнению некоторых сетевых журналистов, по-настоящему в ней заинтересован весьма и весьма узкий круг потребителей информации. Представитель молчаливого большинства не нуждается в том безумном количестве разнообразных новостей, которые проходят по каналам информационных агентств.

В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.

К сожалению, все вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Отсюда и доверие большинства читателей к Интернет–журналистике весьма невысокое.

При употреблении понятия «интерактивность» в области СМИ — и в особенности, Интернет-СМИ — чаще всего основываются либо на технических, либо на социальных параметрах. Под техническими подразумеваются в основном взаимодействие между пользователем и техническими средствами (человек — компьютер), под социальными — между пользователями, но посредством опять же технических средств (человек — компьютер — человек). «Интернет дает каждому пользователю возможность изменять поток информации, часто в реальном времени, и, таким образом вносить свой собственный творческий вклад в процесс коммуникации и ощущать, что конечный продукт принадлежит ему»[6] .

Техника «гипермедиа» (ссылки) открывает новое, комплексное и нелегко осваиваемое третье измерение, «живущее» за видимой площадью. Этому служат в большинстве случаев различные элементы в текстах и графике, одновременно являющиеся ссылками, ведущими к пока невидимой текстовой или графической информации.

Другие возможности предлагает эта технология и для журналистов, создавая для них особую мультимедийную среду:

-Свобода в выборе формы сообщения, а, следовательно, и возможность тонкой регуляции силы его эмоционального воздействия (например, известно, что видеоизображение обладает наибольшей силой эмоционального воздействия, а текст - наименьшей);

-Возможность синтеза свойств телевидения, радио и прессы, в теле одного сообщения;

-Отсутствие необходимости «пересказа», явного или подразумеваемого, визуальных сообщений в текстовой или аудио формах, из-за отсутствия возможности передать их «как есть». И, как следствие, меньшая потребность в использовании тропов, стилистических средств выразительности, которые журналистика заимствует из литературы;

-Свобода эксперимента при создании новых журналистских жанров и синтезу существующих.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что возможность создания гиперссылок в любом месте статьи дает журналисту при работе с планом содержания возможности аналогичные тем, что дает мультимедийность в плане выражения.

По данным исследования, проведенного в 2005 году в 25 развитых странах мира профессором Университета Южной Калифорнии (USC) Джеффри Коулом (Jeffrey Cole), значительная часть пользователей глобальной сети за получением информации «никуда, кроме Интернета, не обращается». По мнению автора проекта, одной из основных причин такого явления стало стремительное развитие технологий, обеспечившее быстрый доступ к Cети, а кроме того — высокое качество поисковых систем в Интернете. Для получения ответа на тот или иной вопрос в Интернете требуется в среднем не более десяти секунд. В связи с тем, что Интернет для людей стал настолько важным информационным ресурсом, авторов проекта заинтересовало, насколько пользователи оценивают достоверность информации, получаемой ими в Интернете, отметил Коул. Данные исследования показали, что в США информации в Интернете доверяют 48% респондентов, в Китае — 58%, Венгрии — 60%, Южной Корее — 70%, а в Швеции лишь 33%. А в Японии 13% опрошенных считают, что вся информация, предоставляемая в Интернете, надежна[7] .

4. Власть и СМИ

Когда у Владимира Путина спрашивали, почему власть давит на СМИ, он объяснял, что власть так устроена – она всегда будет давить на журналистов. А журналисты должны бороться, и вся жизнь идет в этой борьбе: кто – кого. Это неизбежно.

Во все времена правительство желало, чтобы граждане ее страны, знали не больше, чем им положено. К примеру, почти с самого начала массового радиовещания в СССР, руководство страны всячески пыталось пресечь распространение антисоветской информации. Было разработано множество устройств для глушения, шумоподавления и создания помех в эфире. Но с начала 1990 годов в России отношения между СМИ и правительством стали еще более неясными. В 1991 году первый президент России Б.Н.Ельцин подписал указ о гарантии свобод для всех видов СМИ. Однако, в 2002 году президентом В.В.Путиным этот указ был отменен. Декрет В.В.Путина создал юридические предпосылки для упразднения лицензий ретрансляторам русской службы RFE/RL (Radio Free Europe Radio Liberty) в России. Анонимная общественная группа в 2003 году на одном из Интернет-сайтов под лозунгом “Нет русофобии в России!” требовала “закрытия штаб-квартиры радио “Свобода” в Москве, запрета трансляции на средних волнах передач радио “Свобода”, “Немецкой волны”, “Голоса Америки” и глушения всех антирусских передач во всех диапазонах”.[8] Но на декабрь 2008 года все Интернет-версии перечисленных радиостанций успешно функционируют.[9]

На телевидении ситуация обстоит подобным образом. Негласная установка направлена на то, чтобы журналисты могли расследовать и рассказывать «нехорошие» новости только локального масштаба. И лишь в исключительных ситуациях давать свою оценку на международные события. Неповиновение же грозит моментальным увольнением всех сотрудников, причастных к данной новости. В ноябре 2007 года на сайте «Форум МСК» появилась статья, о том что «в российских деревнях и селах глушат теле- и радиопередачи, в которых высказывается отличная от официальной точка зрения на происходящее в стране. В одну из суббот ноября жители российской глубинки не смогли досмотреть программу «Неделя» на канале «РЕН-ТВ». В одних населенных пунктах исчез звук, а в других канал был полностью блокирован. Использовалась система контроля над эфиром, сохранившаяся еще с советских времен и применявшаяся против радиостанций «ВВС» и «Голос Америки». Система работала в течение всего прошедшего времени, и занимается ею специальное техническое подразделение. В свое время подобным образом глушили каналы «НТВ» и «ТВЦ», в некоторых регионах эти телеканалы полностью исчезли, а вместо них появились развлекательные «ТНТ» и спортивные каналы. Сейчас нечто подобное периодически происходит с «РЕН-ТВ», а в отдельных территориях по просьбе региональных властей глушат и местные оппозиционные каналы. Специалисты отмечают, что в городах подобный контроль вести довольны сложно - слишком много ретрансляторов и естественных помех для волнорезов, тогда как в сельской местности никаких проблем с заглушкой не возникает».[10]

Интернет-СМИ в этом отношении, конечно же, гораздо более независимы. Так в сети гораздо сложнее, а порой не под силу (даже спецслужбам) отследить автора статьи. Самое плохое, что может случиться с Интернет-изданием, так это его закрытие. Но и это не будет являться серьезной проблемой – достаточно лишь будет зарегистрировать новое имя (адрес) в Сети. Но и здесь не все так гладко. Так, например, сейчас совершаются серьезные провокации против российского политического Интернет-издания «URA.Ru». Администрация сайта подозревает, прежде всего, ряд чиновников, которым стали неугодны опубликованные ранее статьи. Правительство хочет привлечь администрацию сайта к ответственности за то, что на форуме «URA.Ru» пользователи позволяют себе «слишком многое». Но, если судить объективно, то привлекаться должны те, кто это написал, а не те, у кого написали. Фактически, чиновники хотят ввести строгую предварительную модерацию всех сообщений – цензуру. К сожалению, в настоящий момент в России нет такого закона или подзаконного акта, который бы регулировал данный вопрос. Факт атаки сверху на профессиональное издание с всероссийским охватом в одном из процветающих регионов России говорит, что монополизация медиапространства в регионах уже выходит на новый уровень. И превращается в политическую проблему, которую Кремль вместе с Белым Домом уже не смогут решить так просто. Не хотелось бы верить, что после этого случая СМИ в России начнут в добровольном порядке сужать поле для дискуссий на своих площадках в Интернете – просто потому, что в противном случае им грозит закрытие.[11]

Тут не очевидно, что сила на стороне власти. Во-первых, наша журналистская открытость – наше главное оружие. А во-вторых, власть неоднородна, в ней есть разные группировки. И указывая на промахи одних представителей власти, вы поможете их соперникам.

Заключение

Ярким примером использования электронных СМИ в политике является недавняя война (в том числе и информационная) между Россией и Грузией. Так каждая из этих стран вела пропагандистскую политику в отношении своих действий. Благодаря поддержке Грузии со стороны США (в первую очередь экономическими ресурсами) весь политически активный мир узнал о России как об агрессоре, нападающем на бывшие советские республики (по аналогии описания в западной прессе военных действий россиян в Афганистане и Чехословакии).

Одновременно с вводом 8 августа 2008 года войск в Южную Осетию грузинское правительство начало свое наступление и в киберпространстве. Так первым делом был полностью блокирован доступ ко всем осетинским сайтам. Позже российские СМИ, включая «Russia Today»также были подвержены хакерской атаке. Но ответные действия последовали незамедлительно. Правда, это была инициатива не российских госструктур, а российских граждан. Практически одновременно были взломаны или атакованы сайты грузинского президента, правительства, парламента и министерства иностранных дел. Сайт грузинского президента Саакашвили был одновременно атакован с пятисот IP-адресов. Пока спецслужбы блокировали одних хакеров, им на смену подключались другие.

Пока шли военные действия, грузинские власти постоянно пытались завысить российские потери. Согласно грузинским СМИ, к концу Пятидневной войны, число военных самолетов, потерянных Россией, насчитывало более чем 20, но эти высказывания не были подтверждены никакими видео или другими документами. Говоря на собрании 14 августа, Саакашвили сказал, что в Грузию вторглись 1200 российских танков. Но даже теоретически такого просто не могло быть, поскольку «Соглашение о постоянных вооруженных силах в Европе» устанавливает потолок для числа танков, который лишает страны такой возможности. Информационная агрессия, однако, воздействовала, по крайней мере, на грузинскую аудиторию. Об этом говорит тот факт, что в начале 2007 года только 25% грузин поддерживали военное решение конфликта с отколовшимися республиками, но июльские опросы 2008 года показали, что число таковых повысилось до 80%. Запад играл на стороне грузинских СМИ, которые день за днем заставляли население страны полагать, что их армия была «обкатана» в Ираке, и президент Саакашвили, якобы, талантливый военнокомандующий. Грузинские СМИ преднамеренно исказили данные разведки, чтобы представить армию России как неспособную; аналогичная информация распространялась и о юго-осетинских силах самообороны.

В настоящее время последствия Грузино-Осетинского конфликта используются политическими силами США для попытки размещения ПВО в Польше.

Информационные войны сегодня – это геополитическая реальность. И российскому правительству действительно стоит обеспокоиться решением таких проблем, иначе наша страна всегда будет в проигрыше.

Норберт Винер полвека назад утверждал, что в обществе, слишком большом для прямого контакта между его членами, средства связи становятся наиболее действенным и важным фактором управления. В настоящее время на Земле в полном соответствии с его предсказаниями строится новый информационный мир — «глобальное информационное сообщество». Его строительство провозглашено мировым правительством — «большой семеркой» на саммите 1994 года в Галифаксе (Канада). С тех пор эти страны уже трижды возвращались к этой важнейшей проблеме века.

Сейчас, когда Россия проходит первые этапы на пути к демократии, очень важно каждому гражданину правильно и объективно оценивать ту или иную информацию, которую преподносят нам СМИ. Знание информационных технологий и методов искажения информации, позволит россиянам делать правильный выбор, от которого будет зависеть не только их личная судьба, но и судьба всей страны


[1] http://www.rustrana.ru/article.php?nid=543

[2] http://smi.ru

[3] В.И. Ленин. Журнал. Полное собрание соч., 5 изд., т. 51.

[4] В.В. Кихтан. Информационные технологии в журналистике. Москва, 2004 г.

[5] Особенности восприятия сетевых СМИ // Open.by // http: www.open.by

[6] В.Ф. Олешко. Журналистика как творчество. Москва, 2003 г.

[7] Lenta.ru, я нашел на http://news.tut.by/it/59125.html

[8] http://russianslc.com/phpBB2R/viewtopic.php?p=16899

[9] http://www.rferl.org/section/Russia/161.html

[10] http://forum.msk.ru/material/news/410806.html

[11] http://www.stratagema.org/publications.php?nws=bkv6t8863213898

Скачать архив с текстом документа