Висенте Эспинель
СОДЕРЖАНИЕ: Висенте Эспинель /Viciente Espinel/ - яркая личность, замечательный человек своего времени. Он был знаменитым музыкантом, писателем и поэтом. В посвящении своей комедии «Валенсианская вдова» Лопе де Вега называл его отцом музыки.Висенте Эспинель /Viciente Espinel/ - яркая личность, замечательный человек своего времени. Он был знаменитым музыкантом, писателем и поэтом. В посвящении своей комедии «Валенсианская вдова» Лопе де Вега называл его отцом музыки. Эспинель усовершенствовал гитару, прибавив к ней пятую струну. С тех пор гитара получила название испанской.
Как свидетельствует церковная запись о крещении Висенте Мартинес-Эспинеля, датированная 28 декабря 1550г., он родился в Ронде на юге Испании, куда его родители переселились из гор Астурии. Мать Эспинеля, Хуана Мартин, происходила из семьи активных участников реконкисты. По-видимому, семья Эспинеля была зажиточной, потому что он сам говорит о потере отцом состояния в каких-то неудачных предприятиях, т.е. Эспинель принадлежал к обедневшей идальгии, и в своём романе «Жизнь Маркоса де Обрегона», в большой степени автобиографичном, он не раз подчеркивает своё горское происхождение – принадлежность к «старым христианам», - к той части испанского дворянства, которая сыграла видную роль в освобождении страны от владычества мавров.
Первоначальное образование он получил в Ронде, где бакалавр Хуан Кансино обучал его латинскому языку и немного музыке, а также «искусству молчать». Так как Висенте успел проявить недюжие способности, отец решил отправить его в университет Саламанки, что могло обеспечить его будущность. Получив от отца напутствия, очень немного денег, плащ и шпагу, Эспинель в 1570 г., обычным тогда способом, с караваном мулов отправился в Саламанку, чтобы стать студентом факультета искусств. Это совпало со вторым восстанием мавров в горах Истана и воинским набором, от которого были освобождены только духовенство и студенты.
Первые годы пребывания в университете Эспинель не особенно усердно занимается науками, причиной чего до известной степени, была большая нужда и отсутствие помощи из дома. В 1572 г. вследствие студенческих волнений, вызванных арестом выдающегося поэта Луиса де Леона, университет был временно закрыт, и Эспинель, пешком и без денег, возвращается в родной город через Мадрид, Толедо, Сьюдад-Реаль, Альмодовар-дель-Кампо и Млагу.
Вскоре после прибытия в Ронду некоторые из его состоятельных родственников, в том числе сестра его матери, учреждают капелланство, «назначив первым капелланом своего племянника Висенте Мартинес-Эспинеля», как гласит акт основания, датированный 3 августа 1572 г. Имущество капеллана состояло из нескольких домов и виноградника. Деятельное участие в деле принимал влиятельный монах, горец по происхождению, фрай Родриго де-Арсе, имевший родственные связи при дворе Филиппа II и, по-видимому, дружный с семьёй Эспинелей, потому что он снабдил Висенте солидными рекомендациями, когда тот вторично отправился в Саламанку.
Благодаря этому обстоятельству и стипендии, полученной в коллегии Сан-Пелайо, Эспинель мог на этот раз жить в лучших условиях и полностью посвятить себя университетским занятиям.
Музыкальные и поэтические дарования сблизили его с представителями многих знатных фамилий, оказывавших ему впоследствии покровительство, и такими видными поэтами, как братья Архенсола и молодой Луис Гонгора-и-Арготе. Его уже признанный музыкальный талант, который Лопе де Вега
Вращаясь в литературных и музыкальных кругах, Эспинель завязывает прочные отношения с представителями аристократии. Этими связями студенческих времён он неоднократно пользуется в дальнейшем, при устройстве своей судьбы.
Осенью 1574 г. В Сантандере формировался флот, который считали первым опытом «непобедимой армады» против Англии. Жажда славы и неудачная любовь заставили Эспинеля, теперь уже окончательно, покинуть Саламанку и зачислиться офицером (alferez) в этот флот, который никогда не вышел из гавани. Чума вызвала большую смертность среди экипажа, оставшиеся в живых рассеялись, а Эспинель, перенесший злокачественную лихорадку, пускается странствовать. Через Ларедо, Португалете, Бильбао, Виторию, Наварру, Сарагосу, Бургос, он достигает Вальядолида, где проводит четыре года (1574 - 1577) на службе в качестве эскудеро у дона Педро де Кастро, графа Лемос, покровителя многих писателей, в том числе Сервантеса.
Скитания Эспинеля характерны для испанского идальго той эпохи. После окончания реконкисты, разорённая властью испанской абсолютной монархией, не получив никакой доли из мавританских богатств, идальгия осталась не у дел. Считая унизительным всякий труд, идальго пускаются на всевозможные военные авантюры. Они устремляются во Фландрию и составляют основную массу конкистадоров жаждущих лёгкой наживы несметных сокровищ Нового Света и военной славы авантюристов. В этом отношении Эспинель, дитя своей эпохи, не был исключением.
В 1578 г. Эспинель направляется во Фландрию, где присоединился к войскам Александра Фарнезе, с которым участвовал в штурме Мастрихта. За время пребывания в войсках он подружился с доном Эрнандо де Толедо, герцогом Альба и доном Педро де Толедо, маркизом Вильяфранка, тоже принадлежавшем роду герцогов Альба. Там же он приобрёл дружбу Октавио Гозаго, женатым на Сецилии Медичи, в доме которых в Милане и Мантуе Эспинель нашёл позднее радушный приём и покровительство. В Ломбардии Эспинель пробыл около трёх лет, неизменно пользуясь покровительством Гозаго и вращаясь в кругу виднейших музыкантов. Хотя Эспинель жалуется в своём романе на нездоровье в это время и на то, что не создал ничего значительного, всё же можно считать, что пребывание в Италии было им прекрасно использовано для усовершенствования его обширных музыкальных познаний и практических занятий музыкой, позднее явившейся его главной поддержкой. Всё это, однако, не избавило его от нужды, с которой ему пришлось бороться до самой старости. Недаром он называет музыку «божественным, но плохо вознаграждаемым занятием».
В 1599 году Эспинель получил в университете Алькала-де-Энарес учёную степень магистра (маэстро) искусств. На литературном поприще Эспинель прославился создав особую форму десимы (десятистишия), получившую в его честь название эспинелла, а также как автор плутовского романа Жизнь Маркоса де Обрегона. О высоком авторитете Эспинеля говорит тот факт, что в числе похвальных предуведомлений к книге Матео Алемана «Гусман де Альфараче», есть и его эпиграмма. А ведь в то время популярность «Гусмана де Альфараче» затмила славу «Дон Кихота», - так за первые пять лет знаменитый роман Сервантеса переиздавался 10 раз, в то время как плутовской роман Алемана была издан 26 раз за тот же срок.
Скитальческая жизнь Эспинеля, многочисленные житейские тревоги и огорчения, его преклонный возраст, наконец, обострившаяся в последние годы страдания от падагры – все это привело к тому, что Эспинель не вынес необычайно суровой зимы 1623-1624 г. Окружённый своими друзьями, 1 февраля он составил завещание, назначив наследником жившего в Ронде племянника, и 4 февраля 1624г. умер в своей комнате при капелле епископа Пласенсии. Согласно завещанию, он похоронен в церкви св.Андрея в Мадриде. (Неизвестно, на чём основывается Лопе де Вега, утверждая что Эспинель умер бедным и забытым в девяностолетнем возрасте. Приводимая Пересом де Гусман документация исправляет эту ошибку, принятую всеми старыми биографами Эспинеля на основании слов Лопе де Вега. По-видимому, легенда о том, что Эспинель умер в бедности, возникла на основании слишком полного отождествления с героем его романа Маркосом де Обрегоном.)
Я надеялся, что продолжение будет... Но к моему сожалению пропало желание работать над продолжением т.к. нашёлся хуглар к имени которого относится только две первые буквы этого определения странствующих музыкантов, и так же совершенно иная буква русского алфавита. Этот, с вашего позволения, ху(глар), беззастенчиво ворует контент данного сайта присваивая себе авторство даже моих стилистических огрех. Таким способом уже обворованы био Гаспара Санза, био Э.Пухоля… далее не хочется продолжать и проверять что ещё «скоммуниздил» этот юноша, а ведь его пиратский сайт наделён именем домена первого уровня (с зеркалом в «народе»), с заявкой на глобализм в деле мировой «пропаганды» лютни, - желание похвальное, да используемые методы не достойные. По-видимому заходит солнце таких титанов как strings.ru или С.Тавровский, а к зениту стремится чёрная луна жлобов от академической музыки… Пока ещё ваш Rustik68.
Список литературы
Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М. Наука 1983.
Висенте Эспинель. Жизнь Маркоса де Обрегон. М.-Л. ACADEMIA 1935
Матео Алеман «Гусман де Альфараче», в 2-х тт. ГИХЛ., M. 1963