Влияние этикета на формирование культурного уровня школьников

СОДЕРЖАНИЕ: История этикета и его значение в обществе. Методы воспитания этикета, культуры поведения и дисциплинированности у детей с учетом возрастных особенностей. Наиболее важные нравственные качества: вежливость, деликатность, предупредительность, скромность.

Этикет как важнейший компонент внешней культуры личности


Оглавление

Введение

1. История возникновения и структура этикета

2. Пути формирования этикета, культуры поведения, дисциплинированности с учетом возрастных особенностей

Заключение

Библиография


Введение

О правилах хорошего тона написано множество книг. Быть культурным и воспитанным человеком не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановки - право и обязанность каждого человека.

Культура начинается с дисциплины, т.е. самоконтроля и самокритики. Не возможно сказать: я хочу и буду поступать только так, несмотря ни на какие запреты. Тот, кто придерживается такого принципа, никогда не узнает, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. В самом деле, мы редко задумываемся над тем, что в обыденных человеческих отношениях проявление бестактности, грубости или демонстративного равнодушия не только, как принято говорить, портит настроение, но и имеет более серьезные последствия – разобщает людей. Следовательно, вежливость – это нечто больше, чем простое соблюдение принятого в обществе этикета. Это еще и свидетельствует культуры чувств. Формы проявления культуры чувств, т.е. формы вежливости, развиваются и видоизменяются исторически – вместе с развитием общества. Поэтому некоторые из них сегодня имеют практический смысл, другие - чисто символический.

Воспитание дисциплины школьников, которым завтра предстоит трудиться и быть в ответе за дальнейшие развитие страны – одна из важнейших задач школы как социального института, учителя, который призван выполнять в ней все более интегральную функцию. Не только осуществлять руководство учебно-воспитательной работой в школе, но и координировать действия родителей, направленные на формирование у школьников ответственного отношения к труду, разумную организацию свободного времени. Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться? Правила существуют повсюду – в любом обществе, в каждом коллективе. Кое в чем они отличаются. Это зависит от условий, в которых живут люди. Зато сейчас существуют правила, каких не знали в старину. Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем. Ребята бывают разные. Есть такие, что не желают считаться ни с какими правилами поведения. Повсюду они ведут себя так, как им хочется и как им кажется удобнее, и не задумываются над тем, каково товарищам сидеть с ними рядом за столом или оказаться вместе в театре. Другие стараются вести себя примерно, но в душе считают, что всякие правила поведения вовсе не так уж необходимы, а придуманы назло детям какими - то скучными дядями и тетями. К сожалению, все чаще выявляются факты грубого нарушений дисциплины учащегося, разрыва между пониманием требований социальных норм и анти - социальными поведенческими проявлениями, которые происходят из - за ослабления внимания педагога к проблеме воспитания дисциплинированности школьников.

Школьники непростительно мало знают о нормах и правилах поведения в современном обществе, о морально - психологическом климате трудового коллектива, об этикете служебных отношений, предпочитая им подчас вульгарную непосредственность. А между тем школа, решая традиционные и новые задачи, должна стать гарантом культурного, нравственного развития граждан. Академик Д.С. Лихачев, справедливо заметил, что « человечество погибнет, если не сможет воспитать в молодежи отношение к человеку как к высшей ценности. Начинать надо с малого: научить людей хотя бы терпеть друг друга». Эту лаконичную формулу представляется важным развернуть, шире представить в целостном воспитательно-образовательном процессе.

Всё вышесказанное определило выбор темы научного исследования. Объект исследования - является воспитательный процесс и социальное окружение.

Предмет – использование этикета в формирование общей культуры школьников.

Цель- рассмотреть влияние этикета на формирование культурного уровня школьника.

Задача:

1.Изучить теоретические данные об истории этикета и его значении в современном обществе.

2.Определить уровень знаний этикетных правил у школьников и отношение к их содержанию.

3.Выявить отношения школьников разных возрастных групп к соблюдению правил этикета.

4.Рассмотреть общественное мнение к соблюдению этикетных правил школьниками.


1. История возникновения и структура этикета

Этикет – это важнейший компонент культуры общества, который представляет собой особый способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Он представлен материально: в произведениях искусства, ремесла, промышленности. Умение сделать красивую и полезную вещь, элегантно и уместно одеться, вырастить овощи без нитратов – проявление культуры материальной. Духовная культура проявляется в знании литературы, истории, других наук искусств, навыков творчества. В усвоение традиций, постижении идеалов, следовании норм, т.е. правилам, выработанным обществом. Этикет – составная часть общественного порядка и порядочности человека. Главное назначение кодекса правил внешней культуры – организация поведения людей в обществе. Следуя нормам этикета, человек экономит время, энергию, нервы. Правила этикета, нормы вежливости отражают исторический опыт общения людей и передаются из поколения в поколение. Существуют незыблемые нравственные критерии, на которых покоится здание этикета. Это – честь, порядочность, совесть, ими нужно дорожить так, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств нет человека в настоящем, высоком понимании этого слова. Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Поведение – это образ жизни и действий, формируемый на основе нравов, обычаев, традиций и привычек. Различают поведение бытовое, преследующее прагматические цели и не имеющие никакого символического значения, и ритуализованное, содержащее определенные символы. Ритуализованное поведение является важной составляющей поведенческой культуры. Ритуал – это порядок обрядовых действий религиозного или гражданского акта. Обряды как совокупность установленных обычаем действий, воплощающих религиозные представления и бытовые традиции, постоянно сопровождали жизнь русского человека. Нередко ритуалом называли различные церемониалы, например ритуал приема послов или похоронный ритуал. Под церемониалом понимается определенный ход церемонии, ее распорядок. Сама же церемония означает установленный порядок совершения какого-либо события. Под понятием нрав подразумеваем характер, присущий человеку. На Руси говорили: « Нравом хорош, да норовом негож». Нравы присущи не только отдельному человеку, но и целому сообществу людей. Основаны нравы на исторических, национальных, психологических, социальных и культурных особенностях развития. Стереотипный способ поведения, стихийно передаваемый из поколения в поколение, который складывается под воздействием постоянно повторяющихся ситуаций и требует от человека однотипных поступков во всех сферах деятельности, называется обычаем. Например, с далеких времен у многих народов существовал обычай гостеприимства. Древние славяне с радостью встречали любого человека и угощали его. Хозяин дома обязан был создать условия безопасности для гостя, в противном же случае его ожидала месть соседей. Обычай почитания старших с древности выражался в уважение к ним, в требовании не перебивать старшего, прислушиваться к его совету, предлагать ему везде и всюду лучшее, почетное место. Таким образом, молодое поколение, не знавшее жизни, принимало опыт старших. О неуклонном соблюдении обычаев свидетельствует русская поговорка « Обычай не клетка – не переставишь».

Отличающийся особой устойчивостью обычай становится традицией. Общество, получив традиции от предыдущего поколения, сознательно стремится к их сохранению и бережно к ним относится. Например, в традиции древних славян пиры – братчины, устраиваемые в честь богов. На братчины как бы приглашали богов, чтобы они становились сотрапезниками людей. Эта традиция в несколько измененном виде перешла и в христианство: на праздник русский человек обязательно приглашал к столу близких, а первое слово говорил в благодарность богу: « Даст бог день, даст бог и пищу». На Руси долгое время сохранялась традиция празднования дня ангела, почитаемого защитником человека, данным ему от бога. Отмечая празднование нового года, мы соблюдаем традицию, заведенную в нашей стране с начала XVIII в. Соблюдение традиций упорядочивает нашу жизнь, и сохранят преемственность развития, утверждая единство прошлого и настоящего как неразрывный процесс. Привычка – сложившийся способ поведения, ставший для человек обычным и постоянным. По привычке человек механически совершает то или иное действие, не задумываясь над тем, надо ли ему выполнять и как это следует делать. « Привычку, не рукавичку – говорили в народе, - не повесишь на спичку». Через привычку человек не только реализует себя, но и раскрывает свою сущность. Недаром говорят: « Привычка – вторая природа». Во второй половине XVIII в. В России получило распространение новое понятие поведенческой культуры – этикет, который определялся как соблюдение порядка поведения, построенного на благопристойности, учтивости и приятности обхождения. Российский этикет складывался как своеобразное сочетание русских обычаев и традиций с европейскими поведенческими правилами. Современное понимание слова этикет близко к первоначальному и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявление человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Поведенческая культура начала складываться во времена, когда человек, осознав свое место в природе, задумался над важнейшими вопросами выживания в условиях полнейшей зависимости от природных явлений и роли человеческого сообщества и его собственной в этом сообществе. Тогда и возникли первые правила поведения. С развитием эти правила усложнялись, регламентировались, становились определяющими в человеческих взаимодействиях. История оставила немало сведений о развитии поведенческой культуры древних народов. Например, в Древнем Египте примерно в 2350 г. до н. э. появилась книга « Инструкция по поведению». Содержание ее до нас не дошло, но название говорит об общественном интересе к правилам поведения. В античном мире были выработаны церемонии приема чужеземных послов и направления своих собственных посланников в другие земли. Древние греки вручали своим послам жезлы Гермеса (покровителем послов считали греческого бога Гермеса) и инструкции по ведению переговоров – дипломы. К обвитому лавром (знак почета и славы) жезлу сверху прикреплялись крылья птицы, символизировавшие маневренность и быструю подвижность. Римляне выдавали своим послам золотые перстни, являвшиеся знаком мощи римского государства и посланника, которые позволяли беспрепятственно провозить багаж посла через границы государств. В эпоху Средневековья формировались поведенческие правила, отражавшие жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Этикет как органическая часть поведенческой культуры является порядком поведения, установленным обществом или социальной группой внутри себя. Различные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила поведения, вносят свой колорит в общепринятые поведенческие принципы. В жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Он создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, полоролевым установкам. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями и коллегами по работе, общаться малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении, можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.

Перед современным обществом встают проблемы дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума в настоящее время, преодоления острого конфликта между этикетом как поведенческой основой общества и реальной действительностью. Между реальным поведением людей и правилами этикета нередко возникает расхождение. Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу различных причин: человек не знает правил этикета; не хочет их соблюдать, так как не видит в этом целесообразности для себя; сознательно эпатирует общественные поведенческие установки. Для нормального функционирования общества необходимо создать условия не только нравственного, но и экономического порядка, при которых расхождение этикета и реального поведения не вызывало бы конфликта, связанного с намеренными поступками, противоречащими принятым обществом поведенческим установкам. Поэтому этикет должен иметь практическое применение, являться своего рода поведенческим критерием. Решить эту социокультурную задачу можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов нашего общества. Рассмотрим структуру современного этикета, т.е. выделим его формы, виды и разновидности. По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде нам сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты. В профессиональной подготовке педагога необходимы владения нормами и правилами речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их родителями через слово. не умея определить место и допустимость выражений в публичном выступлении, не зная законов ораторского искусства или эристики, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек попадает в смешное положение, нередко вызывающее недоумение или раздражение со стороны. Очень распространено, например, такое выражение, как я извиняюсь. По сути, оно демонстрирует стремление человека извиниться за причиненные неудобства, ошибки и т.п., но по форме означает, что я себя сам извиняю за причиненные вам неприятности, а уж вы как хотите. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все наши действия или поступки, так или иначе характеризуют нас как людей, хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе. Соблюдение этикета особенно важно для человека, постоянно находящегося под внимательным взглядом широких народных масс, постоянно оценивающих его как лидер – профессионала. Важность этого настолько осознанна в нашем обществе, что появилась профессия имиджмейкера, помогающего отработать стиль поведения. Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах. Отсюда и разделение его на виды: дипломатический, придворный, воинский, общегражданский (для всех граждан). Можно говорить об этикете в каждой конкретной профессии (юриста, врача, учителя, депутата, министра и т.п.) одни поведенческие правила характерны для всех, другие отражают определенный вид деятельности. Этикет можно разделить по разновидностям на деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, свадебный, этикет дистантного общения, телефонного разговора, письма и др. Это деление чисто условное, так как правила этикета выступают не сами по себе, а в неразрывной совокупности. Участвуя в деловых переговорах, мы соблюдаем правила речевого этикета, не забывая при этом мимику, жесты, позы. Находясь на деловом приеме, мы пользуемся знанием правил столового, гостевого, подарочного, речевого этикета. В общение с сотрудниками нам нужны правила всех разновидностей этикета, проявляющиеся в самой тесной связи. Во всех сложных ситуациях нам помогает этикет, являющийся, выражаясь словами классика, не догмой, а руководством к действию. Среди всех этикетных правил есть такие, которые являются основными и пронизывают все поведение человека. Важнейшие из них – стараться не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере, делать это как можно реже; другое пришло в этикет из Нагорной проповеди Христа: « Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» В общении с людьми, различными по национальности, возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному положению, поможет соблюдение такого важного нравственного качества, лежащего в основе этикетного поведения, как вежливость, которая смягчает нравы, предупреждает ссоры и усмиряет противников. Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы современного этикета, которые, словно прочные опоры, держат на себе современную поведенческую культуру. Во-первых, разумность и необходимость соблюдения правил этикета. Каждое этикетное правило строится на целесообразности и необходимости его соблюдения. Например, перебивая своего собеседника, мы не только проявляем себя плохо воспитанным человеком, но и можем упустить важную нить размышлений и не узнать что-то значительное для дела и для себя. Следовательно, неразумно перебивать собеседника, что и является важным правилом речевого этикета. Во-вторых, в основе любого поведенческого правила лежат нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности. Действительно, такие качества необходимы для успешных деловых и личностных контактов. Человеколюбие помогает нам найти правильный выход из сложного положения, лучше понять человека и принять его таким, каков он есть. В-третьих, при соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность манер. Ошибочно думать, что нет необходимости во всех спорных ситуациях соблюдать правила эристики, не обязательно постоянно проявлять уважение к женщине или оказывать помощь нуждающемуся, не стоит тратиться на комплименты сотрудникам и друзьям, потому что при необходимости все это легко можно проделать. Если нет привычки к поступку, в нужный момент он не получится. В-четвертых, следует помнить, что в этикете нет мелочей. Они всегда нас подводят. Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид (цветовое сочетание костюма, обувь, аксессуары, прическу, косметику и др.), так как в деловом мире и внешность «работает» на дело. Съехавший набок галстук, расстегнутая под галстуком верхняя пуговица рубашки, руки в карманах, сигарета во рту во время разговора, мятая одежда и т. П. – все это свидетельствует о небрежности человека в отношении к окружающим людям. В-пятых, важно умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение, как свое, так и других лиц. Необходима постоянная работа над собой в этом направлении. Эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственными нормами лежит в основе этикетного поведения. В-шестых, необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций. Уважая человека, мы уважаем и его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально из-за опасности возникновения и разжигания национальных конфликтов. В связи с этим особенно недопустимы в публичных выступлениях антисемитские или фашистские высказывания. Современный этикет устанавливает нормы общения в современном обществе в самых различных ситуациях. Его главное правило – всегда уважать других людей. Никогда не поставить человека в не ловкое поведение. Для того , чтобы соблюдать нормы этикета, необходимо обладать важнейшим качеством – вежливости. Вежливость – моральное качество. Характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Вежливый человек всегда внимателен к людям, доброжелателен, готов оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатен и тактичен. Вольтер отмечал: « Вежливость для ума, что красота для лица». Вежливость оказывает большое влияние на состояние общества. Она смягчает нравы, предупреждает ссоры, снижает раздражение и усмиряет ненависть.

2. Пути формирования этикета, культуры поведения, дисциплинированности с учетом возрастных особенностей

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь школьного учреждения. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с врагом, заведующей, муз. руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие - только после, напоминая, третьи — только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.

Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.

Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых. С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».

Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.

Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника.

Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.

Культура поведения - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения — предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым. Нужно поступать, руководясь чувством уважения к окружающим, в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Особое место в обучении отводится формированию основ культуры речи, поведения и общения. Для этого предусмотрены специальные занятия речевого этикета и сквозной учебный материал, нацеленный на освоение младшими школьниками различных сторон культуры речи: орфоэпической, логопедической, словоупотребления и др.

На занятиях речевого этикета школьники знакомятся с основными правилами вежливого общения в реальных жизненных ситуациях: например, приветствие — в телефонном разговоре, поздравление на дне рождения и т. п.

Непосредственное включение элементов культуры речи в содержание обучения начинается с общего представления о значении культуры устной речи, которое дается на специальном уроке «Будем мы родную речь изучать, любить, беречь!», а затем отдельных аспектов (совершенствование или коррекция работы речевого аппарата; постановка темпа, ритма, громкости и интонации речи; орфоэпия ударения; различение на слух и правильное произнесение смешиваемых согласных фонем л-р, ж-ш и т.п.; четкое произношение частей слова) отрабатываются на последующих уроках в течение всего периода обучения. В целом все содержание культуры речи подчинено усвоению младшими школьниками орфоэпического чтения -важнейшего параметра функционально грамотной речевой деятельности.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов — воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям — истоки уважения к людям.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Культура труда и поведения - это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.

По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.

Становление младшего школьника как функционально грамотной личности неразрывно связано и с его социализацией, т. е. с освоением культурных ценностей обществ. В УМК основное внимание учащихся сосредоточено на ценностях духовно-нравственной культуры в соответствии с требованиями нормального типа этнической идентичности и особенностями его выращивания в начальной школе. Для этого в «Букварь» и «Помощницу букваря» включены тексты, отражающие темы добра, дружбы, помощи, трудолюбия, честности и других. Уровень общечеловеческих ценностей, а также разнообразные по жанру тексты из русского устного народного творчества (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. п.) - уровень носителя национальной культуры и традиций. Обсуждая и оценивая с помощью учителя содержание данных текстов, первоклассники осваивают ценностное отношение к миру: к окружающим предметам (игрушкам, книгам и т. п.), к себе, родным, сверстникам, животным и природе в целом. Это способствует становлению у младшего школьника нравственной культуры (семейной, бытовой, экологической и т. п.).

Уже в дошкольном возрасте прививаются навыки культуры поведения. Целенаправленная, систематическая работа продолжается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах развиваются не только представления школьников, но и деятельность по их применению. Дети осознают, что нужно быть аккуратными, опрятными, вежливыми. В их поведении закономерны хорошее манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.

Личный опыт общения ребёнка ещё очень беден, он часто может быть не вежлив лишь в силу не знания того, что когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона, подражают, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Однако осознание ребёнка своего поведения, своих действий - необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек, нравственных норм поведения. Необходимо такая организация жизни в школе, чтобы учащиеся постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений.

Всю работу по воспитанию культуры поведения следует строить в определенной системе, а успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами являются, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Методы разъяснения различны: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу стенды по культуре поведения. Важным средством при учении младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребёнка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характеристики правила, которое отрабатывается.

Остановимся особо на таком методе разъяснения правил поведения как беседа учителя с детьми. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг к другу, высказывают разные мнения, основываясь на собственном опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им мало знакомы или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог, формулируют правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.

Беседа используется и при чтении литературных произведений (рассказов, стихотворений, басен) этического содержания. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения, и негативные поступки. Таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них.

Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В классовых обществах манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к высшему кругу. В то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение правил в обществе, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Таково формальное понимание культуры поведения. В демократичном обществе она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности.

Диалектика формирования сознательной дисциплины заключается в единстве, противоречивой взаимосвязи исполнительской деятельности ребенка и проявляемой им инициативы, общественной активности. Будучи руководимым, направляемым воспитателями, школьник активно реализует собственные побуждения к самодеятельному творчеству, осознает себя не столько объектом воздействия, сколько организатором собственной жизни, субъектом воспитания.

В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми. В первую очередь, учителями и родителями, и в меньшей степени спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и непослушание. Отсутствие опыта жизненных отношений, уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих потребностей, это побуждает основную массу младших школьников к послушанию. Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинированния, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо поддерживать развивать, включать в систему педагогически организованных и целенаправленных дел.

Ребята среднего школьного возраста совершают постепенный переход от необходимости, от неосознанных стимулов и внешних воспитательных воздействий, направляющих их поведение, к свободе, к реализации сознательных, продуманных планов и перспектив, к самостоятельным общественно ценным действиям и поступкам.

Психологически сложные переходы внешних взаимодействий во внутренне осознанные мотивы поведения, целесообразные, общественно ценные действия детей ведут к постепенному возникновению и формированию у них таких качественно новых психических образований, как самоутверждение, способность выбора и самостоятельного решения, определяющих их отношения с окружающей действительностью.

К подростковому возрасту, ребенок обогащается значительным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений. Осуществление подростками самовоспитания и самоорганизации убедительно свидетельствует об их продвижении к самоорганизации и сознательной дисциплине. Ему становится чуждым бездумное послушание. Он стремится действовать на основе собственных представлений об идеале справедливости, противодействует административно-командному стилю взаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний, дисциплинарному воздействию.

Подросток остро реагирует на отношения к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и действия наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процесс дисциплинирования школьников среднего возраста сложным, требующим ювелирной педагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточно устойчивые интересы к труду, общественным делам, к общению, к представителям другого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства, укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарищами, симпатии и антипатии.

Одновременно необходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, в организационной работе опираться на внутренние психологические механизмы стимулирования, использовать для достижения целей практической деятельности и воспитания сознательной дисциплины максимум детской активности, самостоятельности и самодеятельности.

Юношеский возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, самовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабатывать мужественные черты характера. Организуя деятельность, общение юношей и девушек, следует опираться на укрепление большинства из них чувства ответственности, коллективной и личной чести, справедливости, непримиримости к лжи, обману, злу. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь вовлекается в реальную жизнь взрослых: в общественное производство, овладение профессией, ответственность за качество труда и поступки. В этих условиях у ребят возникает глубокое осознание важности общественной дисциплины, формируется дисциплинированность как морально-политическое качество личности. Отсутствие такой организации порождает политическую инфантильность, безалаберность и безответственность, негативное неконтролируемое поведение.

Итак, поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно какое огромное значение приобретает нравственное воспитание в формировании школьника. Исходя из этого, многие педагоги разрабатывали теории и методики воспитания у школьников нравственности, но главным направлением стало гуманистическое.

Учитывая, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у школьников положительных моральных отношений, ведущие педагоги, выявили, что главным фактором осознания личностью правил поведения в обществе является гармоническое воспитание — это одновременно воспитание дисциплины и культуры поведения.

Если дисциплина понимается как наличие в коллективе твердо установленного порядка, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение правил всеми членами данного коллектива, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности.

Естественно, осознание правил поведения и дисциплины вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения. Поэтому и уровень ее развитости у детей, в зависимости от возраста, может быть различным, что необходимо учитывать в ходе воспитательной работы.

Содержание школьной дисциплины определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие:

— школьники обязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями;

—в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия;

—также соблюдать порядок и тишину на занятиях;

—не допускать подсказок и списывания, беречь школьное имущество и личные вещи;

проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами;

принимать участие в общественно полезном труде и внеклассных мероприятиях;

не допускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду;

—поддерживать честь своей школы и своего класса и т. д.

Конкретные требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах. Поскольку содержание этих норм и требований должно учитывать возрастные особенности учащихся, они имеют свою специфику в отношении к учащимся на начальных, средних и старших классов. К сожалению, в последние годы внимание к разработке правил поведения школьников было ослаблено, хотя четкое их определение имеет большое воспитательное значение. Дело в том, что правила для учащихся и внутренний распорядок школы являются нормативными документами, на основе которых осуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения как личностных качеств у школьников. Какой же должна быть эта работа?

Как и воспитание любого личностного качества, формирование дисциплины и культуры поведения базируется на потребности учащихся в своем нравственном росте. Для этого учителя и классные руководители должны создавать такие педагогические ситуации, в которых школьники переживали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стремились бы к ее улучшению. В этих целях можно использовать целую систему методических приёмов.

Прежде всего, в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуру и образцовый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных кабинетах, их хорошая освещенность и художественное оформление — все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, воздерживаться от хождения в грязной обуви, обращать внимание на неопрятность. Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремонтирована и благотворно действовала на учащихся своей чистотой, порядком, эстетическим оформлением. Это придает не только торжественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирующее влияние на школьников, на их чувства в сознание.

этикет нравственный воспитание поведение


Заключение

Совокупность норм и правил, призванных регулировать внешние формы поведения, принятого называть этикетом. Этикет систематизировал, оформил сложившееся в практике человеческого общения принципы (и соответствующее человеческие качества) и возвёл их в ранг общепринятых норм поведения.

Некоторые считают, что думать надо не столько о «хороших манерах», сколько о внутреннем мире человека, ибо, в конечном счёте, главное не форма, а содержание... Но не значит ли это - отрывать форму от содержания? Ведь культура поведения человека есть проявление внутренней культуры, внешнее выражение его духовного богатства, умение общаться с людьми. Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на работе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях.

Владение культурой поведения приобретает большое практическое значение, поскольку оно способствует созданию в любом коллективе (семейном, школьном) таких нравственных условий, при которых возрастает самоотдача каждого его члена. Поэтому порядку, вежливости учить детей нужно как можно раньше, пока это можно осуществлять в процессе игры. Пусть это войдёт у них в привычку, пусть выработается «автоматизм этикета» - это очень пригодится им в будущем, облегчит их общение с людьми, поможет в любом деле.

Требования морали школьник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять - действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.

Чтобы формировать действенные нравственные представления, необходимо знать его возрастные особенности.

Определить цепь зависимости: нравственные представления, эмоциональные отношения, нравственная ситуация, создаются ситуации, включающие разнообразные аспекты жизни, и тем самым ребенок ставится перед необходимостью свершить то или иное действие. Проводятся также беседы по сюжетным «картинкам» в таком аспекте, чтобы испытуемый мог сказать, как поступил бы он в данной ситуации.

Самостоятельное поведение школьника – необходимое условие формирования активной жизненной позиции. Повышение действенности нравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.

Во взаимодействии с детьми сознательная дисциплина как гражданское качество и результат педагогического процесса воспитывается постепенно, всем многообразием содержания, форм и методов организации жизни. А.С. Макаренко доказал, что она не может быть исходным моментом и средством организации учебно-воспитательного процесса, поскольку вырастает из него как его продукт и результат. Сознательная дисциплина становится орудием, средством воспитания лишь после того, как рождается, укрепляется, формируется, созревает в качестве итога всех воспитательных влияний.

В практике работы школы нередко допускается типичная ошибка сведения, суждения сущности сознательной дисциплины до простой суммы голых требований, запретов, сдерживающих мер, тормозящих средств, отдельных способов дисциплинарного воздействия. Такая дисциплина отталкивает детей от воспитателей, воспринимается ими как скучная и неприятная обязаловка, как стеснение и подавление свободы и инициативы, сдерживание, ограничение и подавление активности. А. С. Макаренко называл такую дисциплину занудной. Дети всеми силами стремятся выйти из-под ее воздействия, оказывают сопротивление ограничению своих естественных проявлений.

Нередко учителя видят дисциплинированность детей только в исполнении ими правил для учащихся и всю работу по воспитанию сознательной дисциплины сводят к их вербальному усвоению. Другие усматривают свою задачу лишь в выработке у детей навыков внешней культуры поведения за столом или в гостиной с помощью голых упражнений и тренировок. При этом забывают об идейной стороне дела, о связи сознательной дисциплины с добросовестным отношением к учебному и производительному труду? общественному богатству и достоянию. Третьи считают, что дисциплина лишь внешний порядок, который достигается за счет детского послушания, беспрекословного исполнения детьми требований и указаний педагогов, родителей, воспитателей. Конечно, в понятие сознательной дисциплины входит, и выполнение правил, и внешняя культура поведения, и разумное послушание.

Однако она не сводится ни к одному из этих частных моментов. Она представляет собой явление цельное, конкретное, психологически более сложное диалектически более противоречивое, чем послушание или культурное внешнее проявление. Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения. Она образуется как элемент сознания и способ привычного практического действия, по мере накопления опыта успехов и достижений. Благодаря дисциплинированным индивидуальным и коллективным усилиям. Она усваивается ребенком как дисциплина борьбы, преодоления, решения реальных насущных задач жизни. Поэтому и уровень ее развитости у детей, могут встать в позу обиженных, страдающих. Но не лучше ли постараться своим присутствием изменить атмосферу в лучшую сторону. От нашей реакции на чье-то плохое поведение зависит очень многое. Можно грубо одернуть недогадливого юнца, не уступающего места пожилому человеку, а можно то же самое сказать ему тихо, не распаляясь. Следовательно, культура поведения — это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики.

Честность, благородство, верность данному слову, уважение к людям, радушие и гостеприимство- норма поведения для каждого человека.

В настоящее время особенно в условиях сложной кризисной и духовной ситуации в современном обществе остро возникла необходимость говорить о воспитании подрастающего поколения. И именно этикет является частью общей культуры школьника, который знание которого способно повлиять на формировании его культурного уровня, а в дальнейшем и культурного общества в целом.


Библиография

1. Амонашвили Ш.А. Единство целей: пособие для учителя. Москва, 1987.

2. Воспитательная работа в школе (пособие для директоров и педагогов ОУ). Москва, 2002.

3. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию. Сборник тестов и рекомендаций. Москва, 1992.

4. Газман О.С, Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. Москва, 1992.

5. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976.

6. Дорохов А. Это стоит запомнить. Москва, 1972.

7. Камычек Я. Вежливость на каждый день. Москва, 1988.

8. Котигер Я., Чамлер В. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.

9. Ю. Курочкина Современный этикет. Калуга, 1993.

10. П.Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. Москва, 1998.

11. Макаренко А.С. О воспитании. Москва, 1988.

12. Пидкасистый П.И. Педагогика. Москва, 1999.

13. Писаренко В., Писаренко И. Педагогическая этика. Минск, 1986.

14. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Москва, 2002

15. Семенова Г.С. Организация воспитательной работы в школе. Москва, 2002.

16. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва, 1999.

17. Сластенина В.А. Методика воспитательной работы. Москва, 2002.

18. Степанова Е.Н. Классному руководителю о классном часе. Москва,2002.

19. Столяренко Л.Д. Педагогика для студентов колледжей. Ростов н/д., 2002.

20. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. Москва, 1991.

21. Харламов И.Ф. Педагогика. Москва, 1990

22. Чернокозов И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988

23. Чернокозова В., Чернокозов И. Этика учителя. Киев, 1973

Скачать архив с текстом документа