Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной трудовой деятельности

СОДЕРЖАНИЕ: Личностные особенности: особенности проявления в профессиональной трудовой деятельности. Эмоциональное выгорание: виды, причины, последствия. Специфика профессиональной трудовой деятельности. Методы повышения эффективности трудовой деятельности.

Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной трудовой деятельности

План

1. Введение.

2. Личностные особенности: особенности проявления в профессиональной трудовой

деятельности.

3. Эмоциональное выгорание: виды, причины, последствия.

4. .

5. Методы повышения эффективности профессиональной трудовой деятельности.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

1. Введение.

Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов (Б.Г. Ананьев, 1977; Е.А. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996; А.И. Папкин, 1996, 1998; К.К. Платонов, 1970; А.М. Столяренко, 1987, 1990; Л.Б. Филонов, 1981 и другие). Вопросом, занимающим особое место, является проблема профессиональной деформации специалиста.

Вопрос, связанный с профессиональным становлением, и личностным развитием, обсуждается в работах отечественных и зарубежных авторов – Б.Г. Ананьева (1977), С.Б. Братуся (1980), Л.С. Выготского (1984), Е.А. Климова (1996), И.С. Кона (1979), Л.Ф. Обуховой (1996), А.И. Папкина (1996), Л.Б. Филонова (1981,1992), З.Фрейда (1989), Э.Эриксона (1996) и других. Отмечается, что характеристики личности специалиста могут в той или иной мере обуславливать его профессиональное становление. В свою очередь выполнение профессиональной деятельности вызывает определенные личностные изменения, в том числе развитие профессиональной деформации.

Изучение публикаций по теме показало, что профессиональная деформация может обнаруживаться как минимум в двух сферах личности – ее психических процессах, состояниях, свойствах и ее социально-психологических чертах, проявляющихся в поведении. Возникновение профессиональной деформации может начаться как с преобразований социально-психологического характера, таки с преобразований психических функций.

.. (1996), . , - (.. , .. , 1998). , (.. , 1988), , (.. , 1991) (.. , 1976), . (.. , .. , 1988), , (.. , 1988; .. , 1991) . , (.. , .. , 1976). , , , , , (.. , .. , 1995; .. , 1996; .. , 1987). (.. , 1976; .. , 1992).

Профессиональной деформации более подвержены представители тех профессий, которые работают с людьми – врачи, педагоги, психологи (С.П. Безносов, 1987). В исследовании С.В. Кондратьевой показано, что по мере роста стажа работы у некоторых учителей формируется излишняя обобщенность в восприятии учеников. Такие учителя рассматривают конкретного ученика только как типичного представителя, абстрагируясь от индивидуальных особенностей, снижая тем самым эффективность воздействия на него (Г.М. Грановская, 1988). Профессиональная деформация проявляется у врачей в профессиональном жаргоне, возникающем в результате экономии времени. Так, сдавая дела перед уходом в отпуск, один врач сказал другому: »Сейчас на отделении три почки, два желудка и один желчный пузырь». Способствуя скорости общения с коллегами, жаргон в то же время плохо действует на больных, которым не нравится, когда личность больного считают лишь придатком к больному органу (Г.М. Грановская, 1988). Профессиональная деформация психологов проявляется в потере способности удивляться. За время своей работы практический психолог встречает тысячи различных житейских ситуаций, общается с огромным количеством самых разных людей. Нормальной реакцией является овладением этим потоком информации: ограничение восприятия, построение типологий и др. Это накладывает отпечаток, как на профессиональную деятельность, так и на личную жизнь специалиста. Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку это для него не является новым, с этим, или подобным этому, он уже встречался. Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций (Д.Т. Трунов 1998).


2. Личностные особенности: особенности проявления в профессиональной трудовой деятельности.

. , . , . , , , . «» 5 15 , , . , , , . . - .

, . - , , ( ) , - . , , , (, ), /, 1984, 1991; , 1987; , 1996; , , 1985; , 1988; 1996; , 1998 ./.

, , , ( «») . - (, , ), - ().

. , .

(, , , 1986; , 1992; , 1996; , , 1999; , 1987; , 1973 .). - () . , , , , , , (.. ), (.. -), (.. ). ( ) , , , . , , .. /, 1990/ , , , . , , .

, /. , 1982; , 1990/ , , .

, 1) 2- () 38 2) 5- 55 3) - (, , , -, ), , 69 . . (, ) (, ) .

(, ), . , PEN (. . ) .

Г. Айзенквсвоихработахнеоднократноуказывалнато, чтоегоисследованиявызваныкжизнинесовершенствомпсихиатрическихдиагнозов. Поегомнению, традиционнаяклассификацияпсихическихзаболеванийдолжнабытьзамененасистемойизмерений, вкоторойпредставленыважнейшиехарактеристикиличности. Приэтомпсихическиерасстройстваявляютсякакбыпродолжениеминдивидуальныхразличий, наблюдаемыхунормальныхлюдей. ИзучениеработК. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмераидругихизвестныхпсихологов, психиатровифизиологовпозволилопредположитьсуществованиетрехбазисныхизмеренийличности: нейротизма, экстра- интроверсииипсихотизма. Краткоостановимсянаописанииэтихличностныхизмерений (втомвиде, каконипредставленывпоследнихпубликацияхГ. Айзенка).

Нейротизм (илиэмоциональнаянеустойчивость) представляетсобойконтинуумот нормальнойаффективнойстабильностидоеевыраженнойлабильности. Нейротизмнетождествененневрозу, однакоулицсвысокимипоказателямиподаннойшкалевситуацияхнеблагоприятных, напр. стрессовых, можетразвитьсяневроз. Нейротическаяличность характеризуетсянеадекватносильнымиреакциямипоотношениюквызывающимихстимулам.

ЗаимствуяуК. Юнгапонятияэкстраверсиииинтроверсии, Г. Айзенкнаполняетихинымсодержанием. УК. Юнгаэторазличныетипыпонаправленностилибидо, дляГ. Айзенка —комплексыскоррелированныхмеждусобойчерт. Характеризуятипичногоэкстраверта, Г. Айзенкотмечаетегообщительность, широкийкругзнакомств, импульсивность, оптимистичность, слабыйконтрольнадэмоциямиичувствами. Напротив, типичныйинтроверт —этоспокойный, застенчивый, интроспективныйчеловек, которыйотдаленотвсех, кромеблизкихлюдей. Онпланируетсвоидействиязаблаговременно, любитпорядоквовсемидержитсвоичувстваподстрогимконтролем.

. , , , , , , , - , . . , , , , , , , , . . . : , , , , , , , / , , 1999; , 1999/.

, , : , ; , , , . , , , .

, - (.. ), (.. - , ). : , ; , . . , , , / , , 1999/.

, , . . ( t- ) . (t = 0,963, 0,25), (t = 2,96, 0,0025) (t = 2,345, 0,025) , .

, , , , . , , .. (r = -0, 496, 0,025); (r = 0,67 , 0,0025) (r = -0,375 , 0,1). (r = -0,016, ), - (r = - 0,14, , (r =0,09, ).

, .

- . , , , . , , ( ). ( ), , , .

, , , - , .

, , - .

, , , , - .

.. /, 1981/ , - . , . , . .. : ) ; ) (), ; ) , (. , ); ) , .

. /, 1983/, , , (, ) - . « , , » « ». : (, (, ) , (, - ) «» .

, .. , , . , , , , . . , , . , . . , , , . , , , , : . : ( ) 1-2 , .. , , , 1-2 , ..

, .. , . . («») . , , , , . . «» ? . . «», . , . , , , . - , . . , . , . - , . . /, 1983/.

, , , , , . . , « - ». , (, ). ( - , ), .

, - , , , , .. , , , . , , ( ), .

, .. , « », « », . , . . . , , ( ), . , . . , , .

. , - . , , , , . . . , , , , .. , , .. . , , , , (, ) , . - .

, . , .

, , , .

, , () , , . , , - , . , , , .

- . , , , , .

«».

3. .

« » ( «burn out» - «») , . , « »: (, ), (, ) (, ) /. , 1994/. , , , , «».

– , , . , , . : – .

, , . , , , , , .

. , , , , - . , , , , , , , , .

1. . , . , , , , , . , , , . . , , , , - .

2. . . , - , . , , . , . . . . , .

3. , . . - . , - - . , , , . , . - . , , , . , , . , . . , , , .

4. . , - . , , . , , , , , , . , - - , . .

4. Специфика трудовой деятельности.

:

- физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными связями, т.е., образно говоря, произойдет замена перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня по оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное “надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата.

- из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере занятости возникает необходимость в переподготовке больших масс населения; в течение активной жизни человек в информационном обществе вынужден будет несколько раз менять профессию.

- повышаются требования к интеллектуальным и творческим способностям человека, к его психофизическим характеристикам. Возникает проблема безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьи способности к труду не отвечают новым требованиям. Чем значительнее будет эта группа, тем острее будет проблема их занятости.

- встает проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда, готовность к этому представителей других социальных групп.

- “” , .

Сегодня тотальная электронная слежка охватывает в США около 2/3 из 12 млн. работающих у дисплеев (к 2000 году их будет 40 млн.) и распространяется с рабочих и служащих уже на специалистов инженеров, бухгалтеров и врачей. В итоге растут “технострессы”, требования работников вернуться к персонифицированному контролю как “допускающему диалог”, протесты против вторжения в “приватную область” трудовой жизни, множатся призывы социологов доверять новым поколениям работников, полагаться на их самодисциплину и самоконтроль в целях и экономического, и социального прогресса современного производства.

5. Методы повышения эффективности профессиональной трудовой деятельности.

, , ; , .

. , , , , , .

.. , . , . , :

· требовалось использование самых разнообразных навыков

· работа была полезной и сама по себе приносила удовлетворение

· работа давала служащему значительно большую свободу

· допускала поддержание необходимой обратной связи для коррекции работы подчиненных

· обеспечивала возможности непрерывного обучения

. , , , . . , , . :

: , , . , , . . , , , .

: , .

: , , , .

- , , . .

- . . достаточнымограничитьсятребованием, шуткойвадреснарушителейдисциплины, строгимвзглядом. , . : , , , , . .

. , , , , . , , .

. , . , .

:

· поручение сотрудникам работы, которая позволила бы им общаться

· создание на рабочих местах духа единой команды

· проведение периодических совещаний с подчиненными не только для принятия стратегических решений, но и для обсуждения текущих вопросов

· не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят реального ущерба организации

· создание условий для социальной активности работников вне организации

:

· необходимо постоянно увеличивать содержательность работ сотрудников

· обеспечить эффективную обратную связь с результатами работ и реакцией руководителя

· высоко оценивать и поощрять достигнутые результаты

· привлекать подчиненных к формулированию целей и разработке решений

· делегировать подчиненным достаточные права и полномочия

· продвигать подчиненных по служебной лестнице

· обеспечить или поддерживать обучение и переподготовку подчиненных, которая повышает уровень их компетентности

:

· стараться точно определить и реализовать потенциал каждого работника

· поручать подчиненным сложные и важные задания, требующие полной отдачи

6. .

, . - . - .

. , . - .


1. .. . ., 1984.

2. .. : . ., 1996.

3. .. // , 1990.

4. B.T. // . , 1984.

5. . . // (20-30- XX ). . .. , .. , .. . - .: , 1983.

6. .. . .: , 1992.

7. .. // . , 1981.

8. M.B., .. - // . . 14. , 4, 1999.

9. .. « » // . 6, 1994.

10. . . - .: -,1997 .

11. . ., . . . - .: , 1996.

12. . : : ., ., 2002.

13. . . : . , . . . . : -, ., 2002.

Скачать архив с текстом документа