Влияние права на развитие культуры США
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие термина американская культура. Исторический обзор формирования культурной политики Соединенных Штатов. Массовая и элитарная культура страны: проблема соотношения. Основные правовые институты, осуществляющие внешнюю культурную политику.Содержание
Введение
1. Исторический обзор формирования культурной политики Соединенных Штатов
2. Массовая и элитарная культура в США: проблема соотношения
3. Основные правовые институты, осуществляющие внешнюю культурную политику США
Заключение
Список литературы
Введение
Термин «американская культура» далеко не однозначен и вызывает большое количество прямо противоположных оценок, существуют совершенно разнообразные точки зрения по поводу того, правомерно ли в принципе использовать понятие “американская культура” и существует ли таковая вообще.
Под термином “американская культура” подразумевается такая составляющая этого понятия, как современная американская массовая культура или поп-культура, т.е. кино-, теле-, видео-, радиоиндустрия, средства массовой информации в целом, индустрия развлечений ( т.е. шоу-бизнес), субкультура, американский образ жизни, наконец, американский менталитет.
В культурном плане США представляют собой уникальное явление, универсальную модель межцивилизационного общения, а точнее межкультурного синтеза и взаимовлияния различных культур. Америка является “гигантским национальным плавильным котлом”, что четко отражает мультикультурную специфику американского общества.
Известно, что любой гражданин США вне зависимости от национальной принадлежности идентифицирует себя как “американец”, подчеркивая свою принадлежность к государству и обществу, носящим наднациональный характер, а вернее к единой американской нации. Этот процесс развивается под воздействием различных факторов исторического, культурного, политического, и иного плана.
Но в то же время, представители каждого этноса вносят в “общий котел” американской культуры и часть своей национальной культуры и, таким образом, множество самых разных культур мира синтезируется в этом “котле”, находясь в постоянном взаимовлиянии и взаимопроникновении, что, по сути, составляет основу межцивилизационного диалога на американской почве [8] .
1. Исторический обзор формирования культурной политики Соединенных Штатов
Культурная политика американского правительства на ранних этапах была достаточно сложной и разноплановой, но, к сожалению, в одном она была практически всегда одинаково последовательной – в подавлении культурного разнообразия, в начале касавшегося американских индейцев. Как ни парадоксально это звучит, но известное своей мультикультурной спецификой современное американское общество прошло на пути своего исторического формирования ряд весьма мрачных этапов, первым из которых было уничтожение коренного населения и создание для его проживания специальных резерваций.[1]
Политика американского правительства того времени в этом направлении практически привела к уничтожению и консервации культур коренных народов Северной Америки, что нашло отражение проблематичном статусе индейского населения в сегодняшних США. Это также является одним из болезненных вопросов американской истории и современности.
До первых больших волн иммиграции XIX века основное белое население молодой американской нации составляли в основном английские протестанты. Их взгляды были пропитаны идеями эпохи Просвещения, что нашло отражение в американском “Билле о правах”, т.е. первых десяти поправках к конституции США, хотя применялись эти принципы очень избирательно, по большей степени в пользу владельцев крупной земельной собственностью.
Ценности Просвещения, в интерпретации первых американских политических философов, делали основной акцент на защите личных свобод и сохранении независимости от потенциальной тирании со стороны государственной власти. Несмотря на то, что такие культурные аспекты американской общественно-политической жизни, как образование, избирательное право и рабство были предметами горячих общественных дискуссий, правительство заняло позицию невмешательства, которая автоматически благоприятствовала наиболее могущественным.
Противовесом такой американской культурной ценности как личная свобода, на протяжении всей истории США являлась противоположная традиция – традиция общинных ценностей. Возведение жилищ, взаимопомощь во время урожая или пред лицом наводнений и иных стихийных бедствий, недоверие далеким от народа политическим лидерам — все это стало частью культурного наследия, которое также имеется в виду при употреблении термина “американская культура”.
Как мы знаем, власть в США, особенно в то время, принадлежала белым, по-другому, собственно говоря, и быть не могло. Но на формирование американской культуры оказало также серьезное влияние чернокожее население, которое тогда составляли рабы, завезенные из Африки.
Расистские настроения в США заметно усилились в XVIII веке, когда вся экономика и социальная структура Юга оказалась в зависимости от использования рабского труда и работорговли. Вопрос о рабстве стал предметом горячих дебатов на каждой ступени создания государства в течение достаточно длительного исторического периода и уже в XIX веке вылился в Гражданскую войну 1861-1865 гг. Рабовладельцам срочно понадобилось создать религиозные, моральные, научные и политические оправдания рабства.
Эта расистская философия выжила после Гражданской войны и еще долго процветала, дожив на официальном уровне, как мы знаем, до XX века, и частично сохранилась по сей день на неофициальном уровне.
Когда более крупные и разношерстные группы иммигрантов начали прибывать на территорию Соединенных Штатов, те, кто считали себя “истинными американцами” серьезно встревожились. Страх перед зарубежными веяниями и незнакомыми культурными традициями привел к введению жестких ограничений на иммиграцию в страну, квотированию и созданию запретительных барьеров для въезда представителей т.н. “нежелательных” этнических групп.
Расистские настроения, направленные ранее в сторону афроамериканцев и коренных индейцев, распространились теперь и на новые для США этнические группы выходцев из стран Азии и Латинской Америки.
Критический период американской истории рубежа XIX-XX вв. отмеченный, расовыми и антииммигрантскими актами насилия, привел к возникновению идеи, которая с тех пор стала центральным звеном культурной политики США, т.е. ее неким концептуальным обоснованием и краеугольным камнем. (Хотя, разумеется, все происходило не так быстро и, как известно, свои полноценные плоды эта политика начала приносить лишь в последней четверти ХХ века.)
Речь идет о т.н. концепции мультикультурализма или, как ее часто называли, и по сей день именуют, “плавильного котла”, которая обязана своим названием пьесе “Плавильный котел” (“The melting pot”) 1908 г.
Плавильный котел явился наиболее неоднозначным символом американского общества, из всех, которые когда-либо существовали. С одной стороны, он указывает на основную особенность современной американской культуры: на ее внутреннее разнообразие и многоликость, что можно сказать и об американском обществе в целом. Но, в то же время, этот термин воплощает в себе направляющее течение в истории формирования мультикультурного социума США: отрыв от этнических корней и погружение в огромный унифицирующий мультинациональный плавильный котел.
Развитие американской культуры в XX столетии часто обсуждалось в свете анализа таких понятий как “американский характер”, “американский дух”, “американская мечта” и т.д. Многие институты, прямо или косвенно занимавшиеся реализацией культурной политики в США стремились реализовать на практике и популяризировать, в ту пору среди иммигрантов, идею об американском образе жизни.
В начале XX столетия непосредственное влияние общества на культурную жизнь, на ее организацию, поддержание и регулирование было достаточно ограниченным. В основном все сводилось к участию общественного сектора в процессе всеобщего образования и организации и управлению рядом публичных библиотек. Все остальные инициативы в сфере культуры были предоставлены частным лицам, имевшим здесь свои интересы.
Преобладание частного сектора в сфере культуры в США, которое сохранилось и по сей день, было юридически закреплено в начале XX века законом 1917 года, согласно которому лица, осуществлявшие благотворительность освобождались от уплаты части налогов. Эта инициатива со стороны американских политиков была направлена на сохранение и стимулирование активности частных предпринимателей в области культуры, а также на то, чтобы исключить возможность диктата со стороны государства в сфере культурной политики.
Несмотря на то, что частный сектор остается центральным звеном в осуществлении культурной политики США, американской истории известен период, когда государство играло ключевую роль в реализации этого направления в политике. Это эпоха федеральных культурных программ “Нового Курса” Президента Франклина Делано Рузвельта.
Кажется вполне естественным, что первая серьезная попытка сформировать и осуществить комплексную культурную политику в Америке на государственном уровне произошла во время “Великой депрессии”, когда в обществе возникло опасение того, что частный сектор в экономике окончательно рухнул. Программы 1930-х гг. явились едва ли ни единственным в американской истории подобным ярким мероприятием государства в области культурной политики.
Шаги правительства в этом направлении после второй мировой войны разительно отличались от того, что было при Рузвельте. Федеральные культурные программы “Нового Курса” предоставляли интересные модели децентрализованного развития сферы культуры, проектировавшиеся таким образом, чтобы отвечать американской мультикультурной среде. Они были направлены на охват как можно большей части населения и затрагивали наиболее актуальные в то время, противоречивые и болезненные вопросы.
Нет ничего удивительного, с другой стороны, в том, что эти инициативы привели к последующему усилению цензуры и созданию Комитета конгресса по антиамериканской деятельности, которому еще предстояло сыграть важную роль в грядущей эпохе.
Вторая мировая война явила собой разделительную черту между культурной деятельностью 1930-х и послевоенным временем. Только один элемент культурной политики, обсуждавшийся в тридцатых перекочевал в новую эпоху. Этим элементом стала т.н. “охота на ведьм”.
Корни антикоммунистической лихорадки 1950-х гг., которую в американской историографии именуют “эрой Маккарти”, отчасти кроются в упомянутом периоде 1930-х гг. “Великая депрессия” способствовала появлению и распространению самых разных политических, экономических и культурных идей радикального толка, многие из которых отразились в культурных программах этого периода, что, в свою очередь, спровоцировало усиление реакции в США.
В период внутриполитической реакции, цензуры, идеологической войны, когда было опасно исповедовать любые политические взгляды кроме правых, деятели искусства продолжали предпринимать радикальные шаги, отказываясь от традиционных форм, все больше уходя в абстракцию. Эта, ставшая огромной, пропасть между искусством и повседневной жизнью оказала существенное влияние на формирование концептуального базиса современной культурной политики внутри США.
С середины 50-х гг. ХХ века начала четко прослеживаться тенденция взаимосвязи государственных и частных учреждений культуры, происходит все более заметное вмешательство государства в регуляцию культурной жизни. Особенно заметным этот процесс стал в период правления президента Дж. Кеннеди, когда была расширена система органов, осуществляющих культурную политику под контролем как федерального правительства, так и конгресса.
В течение 70-х гг. культурная политика продолжала осуществляться по большей части в указанном направлении. Расовая проблема в Америке 70-х гг. продолжала оставаться одним из наиболее болезненных моментов и оказывала влияние на реализацию не только культурной политики, но и всей внутренней политики в целом.
В 80-е гг. при администрации Рональда Рейгана приоритетной моделью государственной политики США стал “новый федерализм”, означающий тенденцию к децентрализации управления различными сферами деятельности, в том числе и культуры, сужение масштабов вмешательства государства в духовную сферу, перекладывание задач на различные деловые и общественные институты. Децентрализация управления культурной политикой проявилась в предоставлении более широких полномочий в этой сфере местным органам власти.
“Новый федерализм” в культурной политике привел значительному усилению и без того крепких позиций частных благотворительных фондов, спонсорских организаций и иных негосударственных институтов.
В 90-е годы благотворительные организации продолжали играть ведущую роль в процессе реализации культурной политики и оказывать влияние на ее содержание. Как известно, в США по определенным причинам не существует отдельного ведомства, целиком и полностью занимающегося вопросами культуры и культурной политики.
Вместо этого, большое количество вопросов, связанных с функционированием культурной сферы относятся к компетенции общественных и частных организаций, филантропических фондов и т.д. Что касается роли государства в осуществлении культурной политики в 90-х, то одним из примечательных событий в этом плане является организация (по инициативе М. Олбрайт) конференции по культурной дипломатии, состоявшейся 28 ноября 2000 года и ставшей одним из последних актов Б. Клинтона на посту Президента США.[6]
2. Массовая и элитарная культура в США: проблема соотношения
В отношении культуры США, как и культуры практически любого другого государства, уместно разделять понятие культуры на составляющие, а именно на так называемую элитарную и массовую культуру. Что касается элитарной культуры, то она, как и вся культура современного американского общества, формировалась с начала ХХ века под непосредственным влиянием эмигрантской среды, в том числе и бывших наших соотечественников, вклад которых в формирование высокой культуры США более чем ощутим.
Речь идет о талантливых музыкантах, композиторах, дирижерах, певцах, поэтах, писателях, художниках, театральных режиссерах, хореографах, танцорах и т.д. – выходцах из СССР и других европейских и не только европейских стран, которые сыграли и по сей день играют очень важную роль в культурной жизни Америки. [3]
На начало 90-х гг. прошлого столетия в США наблюдался необычайный рост популярности и спрос на высокую культуру и искусство. Здесь они имеют в виду серьезный рост посещаемости концертов симфонических оркестров, оперы, балета, драматических театров, а также о неком буме в изобразительных искусствах, возросшей посещаемости музеев и т.д.
Таким образом, элитарная культура Нового Света, как и американское общество и культура в целом, является “лоскутной” или, по-другому, “мозаичной”, т.е. культурой синтезированной путем ассимиляции, адаптации и синтеза части историко-культурных традиций и иных явлений культурного порядка различных стран и регионов мира. В результате появляется новый тип культуры, который, ассимилируя вышеперечисленные явления, “переваривает” их под воздействием различных факторов, прежде всего национального менталитета, добавляет свое видение, свои тенденции и транслирует на весь мир уже непосредственно свое восприятие этих явлений.
Массовая культура, является флагманом американской культуры, своеобразной “визитной карточкой” Соединенных Штатов и одним из столпов современной североамериканской, или, более обобщенно, англо-саксонской цивилизации. Если высокая культура США, все-таки является больше продолжением европейской культурной традиции, то современная американская поп-культура представляется истинно американским порождением, американским продуктом. [4]
Именно коммерческим продуктом, т.к. популярная культура представляет собой индустрию, а ее потребители – некий рынок сбыта, где они выбирают между “купить” этот продукт или “не купить”, “смотреть” или “ не смотреть” и т.д. Причем масштабы этого рынка простираются практически на весь мир. Кроме того, между понятиями “американская культура” и “массовая культура” можно поставить знак равенства, т.к. очень часто они взаимозаменяются и используются как тождественные.
Когда заходит речь об экспорте американской культуры, культурном империализме и других явлениях подобного рода, прежде всего, имеется в виду, естественно, не высокая культура США, а их массовая культура, которая, благодаря развитию высоких технологий, транслируется на весь мир, воспринимается на большей его части, и которая стала достоянием современной цивилизации. Кроме того, когда идет разговор о планетарных завоеваниях американской культуры имеется в виду именно поп-культура.
Так, на конференции по культурной дипломатии организованной в Белом доме 28 ноября 2000 года тогдашний Президент США Б. Клинтон заявил, что “холодную войну выиграл Элвис Пресли” и обратился к законодателям с призывом отпускать на нужды культуры еще большие ассигнования, а к госдепартаменту — эффективнее ими распоряжаться.
Более того, именно массовая культура по большей части является эффективным политическим и идеологическим инструментом, находясь на службе у различных медиамагнатов, транснациональных корпораций, представителей тех или иных политических кланов, финансово-промышленных и иных деловых кругов, которые владеют средствами массовой информации (основными распространителями современной американской культуры) и осуществляют объемные капиталовложения в эту сферу, представляющую собой и весьма прибыльный бизнес.
Как правило, культурная политика реализуется, прежде всего, государством в лице органов законодательной и исполнительной власти (например, в США, это конгресс, государственный департамент и Белый дом), но культурная политика осуществляется также различными институтами в частном секторе от корпораций до общественных организаций.
Можно сказать, что культурная политика является некой системой координат для тех, кто принимает решения или совершает действия, так или иначе оказывающие влияние на культурную жизнь общества и государства. Культурная политика может быть довольно определенной и четко сформулированной и осуществляться в соответствии с программой устанавливаемой институтом на это уполномоченным.
Но очень часто, и в данном случае это касается Соединенных Штатов, культурная политика недостаточно закреплена формально или не определена вообще.
Одним из наиболее эффективных инструментов в процессе реализации культурной политики США является законодательная база и государственное регулирование . Здесь идет речь о контроле за импортом культурной продукции из зарубежных стран и финансировании отечественного культурного экспорта.
Закон об освобождении от ряда налогов в случае ведения той или иной организацией благотворительной деятельности, действующий в этом государстве, оказал огромное влияние на финансирование культурной сферы. В юридическом порядке устанавливаются также критерии непристойности в фильмах, телепрограммах, печатной продукции и т.д., налагаются возрастные ограничения на просмотр фильмов.
Существует достаточно много законодательных “рычагов” прямо или косвенно влияющих на осуществление государственной внутренней и внешней культурной политики.
3. Основные правовые институты, осуществляющие внешнюю культурную политику США
Бюро по делам образования и культуры государственного департамента США.
Одним из основных учреждений американского правительства, ответственных за реализацию внешней культурной политики является Бюро по делам образования и культуры в структуре госдепартамента Соединенных Штатов Америки. Бюро, как заявлено в характеристике этого учреждения на официальном сайте госдепартамента, призвано способствовать развитию взаимопонимания между США и другими государствами посредством разработки и осуществления международных образовательных программ и семинаров. Данный орган обеспечивает развитие связей на личном, профессиональном и институциональном уровнях между частными лицами и организациями в США и за рубежом, а также информирует мировую общественность об американской истории, современном обществе США, американском искусстве и культуре. Бюро по делам образования и культуры, в частности, выступает с инициативой и способствует осуществлению следующих программ:
Информационное агенство США (ЮСИА)
ЮСИА является одним из наиболее действенных инструментов осуществления внешней культурной политики американского правительства, обеспечивая ее идеологическую составляющую, которая, как было показано ранее, представляет собой неотъемлемую черту этой политики. Как считают многие аналитики, именно благодаря эффективной деятельности ЮСИА СССР проиграл “холодную войну”, которая была выиграна Америкой, по их мнению, прежде всего на идеологическом уровне, в сфере культурной пропаганды. Здесь мы сталкиваемся еще с одним термином, относящимся к понятию внешней культурной политики и составляющим его целостность – термином “публичная дипломатия”. Публичная дипломатия – это информирование международной общественности, поддержание контактов с другими народами в сфере образования и культуры, нацеленное на создание привлекательного образа своей страны. По признанию самих американцев, публичной дипломатией они занимаются с конца 1940-х гг..
Итак, в пик “холодной войны” - в 1953 г. декретом президента Дуайта Эйзенхауэра учреждается правительственное Информационное агентство США (ЮСИА), пропаганда за рубежом возводится в ранг государственной политики. В 70-е годы, изменившиеся отношения между Востоком и Западом модифицировали цели и риторику “холодной войны”. Конфронтация между Севером и Югом активизировала чувство экономической взаимозависимости государств. Возросшая значимость вопроса о правах человека обострила продолжающийся идеологический конфликт. Гонка вооружений сделала использование военного фактора в международных делах неразумным и более сомнительным. Правительство США стало искать другие формы ведения внешнеполитической деятельности.
Президент Дж. Картер, следуя предвыборным обещаниям реформировать систему правительственных органов, в 1978г. перестроил структуру внешнеполитической пропаганды. С одобрения конгресса Бюро по делам образования и культуры госдепартамента было соединено с ЮСИА, образовав новое ведомство ЮСИКА (Агентство международных коммуникаций США). Перед ЮСИКА были поставлены две задачи: рассказывать миру о США и ее политике – в частности, о ее приверженности культурному разнообразию и индивидуальной свободе; рассказывать американской общественности о мире, с тем, чтобы обогатить ее культуру, а также дать американцам понимание того, как эффективно решать проблемы, возникающие между государствами.
Однако реформы и идея активизации культурных контактов за счет корректировки государственной пропаганды вошли в противоречие с внешне- и внутриполитической конъюнктурой 1980-х гг. В 1982г. рейгановская администрация, сохраняя прежнюю структуру внешнепропагандистского ведомства, но, дополняя ее новыми программами, вновь переименовала его в ЮСИА.
США в соответствии с Законом 1998г. о реформировании и структурной перестройке организаций перевели ЮСИА в состав госдепа, где заместитель Госсекретаря по вопросам общественной дипломатии в соответствии с новыми изменениями курирует деятельность Бюро по вопросам образования и культуры, Управления координатора по вопросам международной информации и Бюро по общественным связям, куда вошла телевизионная служба “Уорлднет”. Отделения ЮСИА, организованные по географическому принципу, вошли в состав соответствующих региональных бюро. Управление ЮСИА по исследованиям и изучению реакции СМИ продолжает работать в составе Бюро сбора данных и исследований.
Конгресс Соединенных Штатов Америки
Роль конгресса в данном случае заключается преимущественно в формировании законодательной базы обеспечивающей функционирование внутренней и внешней политики в области культуры и культурной сферы в целом. Кроме того, конгресс является учредителем крупнейших в США правительственных организаций в области науки, культуры и искусства, например National Endowment for the Arts (Национальный фонд искусств), National Endowment for the humanities (Национальный фонд гуманитарных наук) и т.д. К тому же конгресс ежегодно утверждает статьи бюджета предназначенные для финансирования культуры, в том числе ассигнования на содержание государственных организаций (т.н. GSE—government sponsored enterprises) и его инициативы в сфере культуры и искусства. Помимо двух выше указанных к ним (GSE) относятся такие учреждения как Смитсоновский институт (Smithsonian Institution), Национальная галерея (National Gallery of Art), Центр исполнительского искусства им. Дж. Кеннеди (The John F. Kennedy Center for the performing arts), Международный центр Вудро Вильсона и другие. Эти учреждения также прямо или косвенно участвуют в осуществлении внешней культурной политики американского правительства, что, в частности, проявляется в международных культурных обменах, организации выставок, взаимных обменах музеями США и других стран экспонатами для проведения экспозиций и т.д.
Заключение
При употреблении термина “американская культура” в контексте осуществления ее экспорта в общемировом масштабе и планетарного культурного влияния США прежде всего имеется в виду не высокая культура США, а их массовая коммерческая культура, являющаяся основным предметом американской культурной экспансии. Массовая культура Соединенных Штатов представляет собой, своеобразный флагман современной Америки, ее “визитную карточку”.
Современным США с их культурным разнообразием, наличием огромного и постоянно растущего числа переезжающих на постоянное место жительства иммигрантов из самых разных стран и континентов, в той или иной степени эффективно решаемой расовой проблемой, расово-этнической толерантностью и возведенной в культ политкорректностью и культурной демократией знакомы такие периоды в их истории как геноцид коренного индейского населения (XVIII-XIX вв.), антииммигранские настроения, волнения, и даже антииммигранская политика (первая половина XIX в.), преобладание тенденции к “искусственному” ассимилированию пришлых культур с доминирующей культурой в обозначенный период, расизм, острые противоречия, конфликты и столкновения на этой почве (вплоть до 70-х гг. ХХ в.), трагически известный ку-клукс-клан, суды Линча и т.д.
К тому же история внутренней и внешней культурной политики США показывает, что насущная потребность правительства в разработке и реализации культурной политики как в ее внутреннем так и, тем более, во внешнем проявлении возникла в период “холодной войны”.
Вторая половина ХХ–начало ХХI вв. охарактеризовалась мощной внешней культурной экспансией Соединенных Штатов, которая оказалась эффективным инструментом внешней политики американского правительства, даже если речь идет о негосударственных механизмах реализации внешней культурной политики.[8]
Список литературы
1. Американская цивилизация как исторический феномен: Восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли, РАН. Институт Всеобщей истории, отв. ред. Болховитинов Н.Н.- М.: Наука , 2001.
2. Культура и власть (Сборник научных статей), Тверской государственный университет / отв. ред. Губман Б. - Тверь, 1999.
3. Нитобург Э.Л. Вклад русской иммиграции в науку, технику, культуру США//США – ЭПК. - 2002.-№ 10.
4. Осипенко О.В. Массовая культура США и ее влияние на страны Западной Европы в последней трети ХХ столетия, Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения.- Ставрополь, 2001.
5. Русинов Р.К. Правосознание и культура Учеб. для ВУЗов. - М.: 1999.
6. Сенченко И.А. Государство и право, история и культура Великобритании и США. Конспект лекций.- М.: Приор,2005.
7. Согрин В.В. Политическая история США XVII-XX вв.- М.: “Весь мир”, 2001.
8. Филимонов Г.Ю. Фактор культуры во внешней политике США. – М., 2003.