Влияние различных типов учреждений на ведение финансово-хозяйственной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ: Характеристика автономных учреждений и правовая база их создания в контексте реформ в сфере государственного и муниципального управления. Определение преимуществ применения данного механизма на примере муниципального образования города Красноярска.

Академия труда и социальных отношений

Красноярский филиал

Курсовая работа

Влияние различных типов учреждений на ведение финансово-хозяйственной деятельности

Студентки Новохацкой Е.А

факультет заочный группа ФКВ 82/2


Содержание

Введение

1. Правовые положения создания бюджетных и автономных учреждений

2. Имущество учреждений

2.1 Распоряжение имуществом бюджетным учреждением

2.2 Распоряжение имуществом автономным учреждением

2.3 Как не лишиться имущества?

3. Финансирование бюджетных и автономных учреждений

4. Ответственность учреждений по своим обязательствам

5. Состав бухгалтерской отчетности бюджетного и автономного учреждения

6. Практическая часть

Заключение

Список литературы


Введение

С осени 2007 г. в России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. В массовом сознании населения это новое словосочетание в отличие от таких слов, как, например, монетизация, пока еще не имеет каких-либо позитивных или негативных смыслов. В профессиональной среде, среди людей, так или иначе связанных с государственным или муниципальным управлением в социальной сфере (чиновники, руководители государственных и муниципальных учреждений, эксперты), по поводу автономных учреждений существуют различные и нередко полярные мнения. Причем зачастую суждения (как позитивные, так и негативные) основаны не на объективных данных, а на неких мифах. Появление последних (особенно среди чиновников и руководителей бюджетных учреждений) обусловлено как недостаточной информированностью их носителей, так и бурными дискуссиями, сопровождавшими разработку и принятие Федерального закона Об автономных учреждениях в 2005 - 2006 гг. Кроме того, практические действия по преобразованию бюджетных учреждений в автономные далеко не всегда производятся с ясным пониманием смысла этих преобразований.

В данной работе предпринимается попытка осмыслить такое явление, как автономные учреждения, в общем контексте происходящих реформ в сфере государственного и муниципального управления, показать возможные плюсы и минусы применения этого механизма для различных сторон, рассмотреть уже имеющийся опыт создания автономных учреждений.


1. Правовые положения создания бюджетных и автономных учреждений

В соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (п. 2 ст. 120 ГК РФ). При этом государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Таким образом, учредителем и бюджетного, и автономного учреждений является РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

Бюджетным признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).

Автономное учреждение является некоммерческой организацией, которая создается учредителем для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иных сферах (п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ Об автономных учреждениях определяет порядок создания и преобразования существующего типа государственных или муниципальных учреждений в автономные учреждения, а также правовой статус таких учреждений. Следует отметить, что действие Федерального закона О некоммерческих организациях не распространяется на государственные и муниципальные учреждения в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона, кроме случаев, когда это прямо оговорено в Законе. Таким образом, этот Закон является основой только для негосударственных (частных) учреждений, а бюджетные и автономные учреждения в своей деятельности опираются на иные нормы, при этом для автономных учреждений (которые, по сути, являются государственными или муниципальными, следовательно, также не подпадают под данный Закон) специфика правового положения и порядка финансирования закреплена самостоятельным нормативным актом.

Законодательство позволяет сохранить уже существующие бюджетные учреждения либо изменить их статус на автономные. Кроме того, автономные учреждения могут быть созданы путем принятия специального решения.

Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения в соответствии с Законом должно приниматься по инициативе либо с согласия самого муниципального учреждения, если такое решение не повлечет нарушения конституционных прав граждан на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни (например, сузится круг предоставляемых учреждением услуг в сфере образования). При этом не допускается уменьшение или изъятие имущества, закрепленного за учреждением. Следует отметить, что такое изменение типа учреждения не признается его реорганизацией и не влечет предусмотренных гражданским законодательством последствий.

Закон прямо закрепляет, что изменение типа существующих учреждений не может производиться до момента утверждения порядка определения видов особо ценного движимого имущества, а объем финансового обеспечения выполнения задания учреждения не может зависеть от его типа (автономное оно или бюджетное). Подавляющее большинство субъектов Российской Федерации приняли нормативные акты, создающие правовую основу порядка определения видов особо ценного имущества, что дает им практическую возможность создавать автономные учреждения.

Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подготавливается исполнительным органом власти или местного самоуправления, в ведении которого находится данное государственное или муниципальное учреждение, по согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Данное предложение подготавливается таким органом по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения.

Учредителем автономного учреждения могут являться соответствующие территориальные образования (Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование), а их полномочия должны реализовывать соответствующие высшие органы исполнительной власти (местного самоуправления), в том числе и путем принятия решения о создании такого учреждения на базе государственного или муниципального имущества. Автономное учреждение может иметь только одного учредителя, таким образом, не может существовать совместных учреждений с иным регионом или муниципальным образованием. Учредитель автономного учреждения имеет некоторые полномочия в сфере управления таким учреждением, например утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений; рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств. Реорганизация и ликвидация автономного учреждения, а также изменение его типа; назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним; рассмотрение и одобрение предложений руководителя о совершении отдельных видов сделок и пр.

Правовой статус автономного учреждения гораздо шире, чем бюджетного, - у него больше полномочий в отношении закрепленного имущества и шире ответственность по обязательствам.

2. Имущество учреждений

Имущество может принадлежать бюджетному и автономному учреждениям только на праве оперативного управления. Иными словами, ни то, ни другое учреждение не является собственником имущества (им выступают РФ, субъект РФ или муниципальное образование - собственник бюджетного учреждения или учредитель автономного учреждения). При этом все имущество делится на три категории:

- имущество, которое закреплено за бюджетным или автономным учреждением на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- имущество, приобретенное бюджетным или автономным учреждением на средства, выделенные специально для этих целей собственником;

- имущество, приобретенное за счет доходов, полученных от осуществления деятельности, приносящей доход.

Каким образом всем этим имуществом вправе распоряжаться учреждение? Сразу оговоримся, что установлены ограничения. Рассмотрим разницу между бюджетным и автономным учреждением на примере заключения договора аренды.


2.1 Распоряжение имуществом бюджетным учреждением

Будучи бюджетным (напомним, большинство АУ создается путем изменения типа уже существующего государственного или муниципального учреждения), учреждение могло растеряться при решении вопроса о том, вправе ли оно сдавать имущество в аренду.

С одной стороны, в п. 1 ст. 296 ГК РФ приведена общая норма: казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

С другой стороны, в п. 1 ст. 298 ГК РФ обозначено: частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Подчеркнем, в данной норме не содержится оговорка о том, что распоряжаться нельзя без согласия собственника.

В то же время есть еще третья норма - п. 2 ст. 298 ГК РФ, согласно которой если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Таким образом, бюджетное учреждение может самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным им на средства, полученные в результате осуществления деятельности, приносящей доход. А вот в отношении имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником или приобретенного им за счет средств, выделенных ему собственником именно для этих целей, такими полномочиями учреждение не наделено.

Подведем итоги. Бюджетное учреждение, вполне может, заручившись согласием собственника, передать в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления собственником этого имущества либо приобретенное за счет его средств, выделенных специально на эти цели. Если же собственник в обход учреждения заключит договор аренды имущества, принадлежащего последнему на праве оперативного управления, можно смело идти в суд за защитой своих интересов. Кстати, бюджетное учреждение в ряде случаев вправе заключить договор аренды, выступая в роли арендодателя, в силу прямого указания на это в законе.

В отношении некоторых учреждений другими законами (имеется в виду не Гражданским кодексом) установлены специальные нормы. Например, это касается образовательного учреждения, которое в соответствии с п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 Об образовании вправе выступать в качестве арендодателя. То же самое относится и к высшему учебному заведению (п. 4 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании). То, что образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендодателя имущества, которое находится в его оперативном управлении, не означает, что собственник не может сдать в аренду имущество с согласия общеобразовательного учреждения. Подписав договор аренды без каких-либо возражений наряду с собственником, учреждение тем самым соглашается с таким распоряжением имуществом, не воспользовавшись своим правом на сдачу его в аренду.

Как видите, бюджетное учреждение попадает в довольно сложное положение в связи с наличием противоречий в действующем законодательстве.


2.2 Распоряжение имуществом автономным учреждением

В первую очередь обозначим, какими нормами Гражданского кодекса руководствуется автономное учреждение. Это ст. ст. 296 и 298.

Итак, АУ владеет, пользуется и распоряжается имуществом на определенных условиях, указанных в п. 1 ст. 296 ГК РФ. Автономное учреждение вправе использовать имущество только в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Пределы обозначены в абз. 2 п. 1 ст. 298 ГК РФ и п. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях. Несмотря на то что АУ наделено определенной самостоятельностью, некоторые решения без собственника оно принять не вправе.

Итак, в отличие от бюджетного учреждения, которое согласно абз. 1 п. 1 ст. 298 ГК РФ вообще не наделено правом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных для этих целей собственником, АУ вправе распоряжаться всем имуществом. Единственное - оно не имеет права передать в аренду без согласия учредителя недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества. Для получения согласия руководитель АУ обращается к учредителю с предложением о совершении сделки (передачи в аренду указанного имущества), а учредитель, рассмотрев его, дает добро либо отказывает (п. 7 ст. 9 Закона об автономных учреждениях). Остальным имуществом, в том числе недвижимым, АУ распоряжается самостоятельно.

Более подробно то, каким образом АУ может получить согласие собственника на передачу соответствующего имущества в аренду, собственник, как правило, излагает в своих нормативных актах.

Не заручившись в соответствующих случаях согласием собственника на предоставление в аренду имущества, АУ рискует тем, что договор аренды будет признан недействительным.

Отсутствие согласия собственника имущества на предоставление имущества в аренду - не единственная причина, когда договор аренды может быть признан недействительным. В отношении отдельных объектов на законодательном уровне установлены дополнительные специальные требования, выполнение которых является обязательным. Например, это относится к объектам социальной инфраструктуры для детей.

Обратите внимание на то, что социальная инфраструктура для детей включает в себя не только объекты (здания, строения, сооружения), необходимые для жизнеобеспечения детей. Сюда входят и организации, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей (ст. 1 Закона об основных гарантиях прав ребенка в РФ).

Пунктом 4 ст. 13 Закона об основных гарантиях прав ребенка в РФ установлены специальные требования к порядку сдачи в аренду объектов, закрепленных за государственным или муниципальным учреждением, являющимся объектом социальной инфраструктуры для детей. До заключения договора учредителем учреждения должна быть проведена экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Другими словами, при проведении экспертной оценки оценивается дальнейшая деятельность арендатора, не может ли она привести к ухудшению положения детей в части обеспечения их учебными помещениями, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий, договор аренды не может быть заключен.

2.3 Как не лишиться имущества

Остановимся на том, в каких случаях собственники вправе забрать у автономного и бюджетного учреждений имущество и распорядиться им по собственному усмотрению. На основании п. 2 ст. 296 ГК РФ действия по изъятию имущества могут быть совершены собственником в отношении излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного собственником за учреждением либо приобретенного последним за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Если учреждение посчитает, что имущество изъято у него неправомерно, оно вправе обратиться в суд за защитой своих интересов. В этом случае доказывать, что у собственника имелись основания для изъятия имущества, должен уполномоченный им орган. Если последний не преуспеет в этом, изъятие имущества будет признано неправомерным. И наоборот, если окажется, что имущество, например, не использовалось учреждением в соответствии с целями его деятельности и назначением имущества, что привело к использованию имущества иным лицом, изъятие будет признано правомерным. Вернуть обратно правомерно изъятое имущество не получится.

Кстати, у бюджетного и автономного учреждений не могут изъять имущество, приобретенное ими за счет средств, полученных от осуществления деятельности, приносящей доход, даже в том случае, если оно не используется или используется не по целевому назначению.


3. Финансирование бюджетных и автономных учреждений

Представляет интерес сравнение отдельных аспектов деятельности бюджетных и автономных учреждений в случае, когда АУ создано путем изменения типа существующего бюджетного (государственного или муниципального) учреждения:

1. Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 №25н. Автономные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н.

2. Исполнение расходов и получение доходов бюджетными учреждениями осуществляется через казначейство. Автономные учреждения имеют право на открытие счетов в самостоятельно выбранных кредитных учреждениях.

3. Бюджетные учреждения не имеют возможности привлекать заемные средства, автономные учреждения имеют право брать банковские кредиты.

Теперь рассмотрим подробнее порядок финансирования бюджетных и автономных учреждений.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через свои лицевые счета, при этом оно опираются на бюджетную смету. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются, как и иные кредиты (займы), которые бюджетное учреждение получать не вправе. Таким образом, использование средств бюджетного учреждения более детально регламентировано, а контроль за расходованием средств со стороны уполномоченных органов (главного распорядителя, органа, исполняющего бюджет, финансово-контрольного органа региона, собственника имущества учреждения и т.д.) носит более жесткий характер по сравнению с автономным учреждением. С другой стороны, автономное учреждение получает бюджетные средства только в части финансирования выполнения государственных (муниципальных) заданий учредителя, а не всей деятельности автономного учреждения.

Важной особенностью является порядок финансирования деятельности автономных учреждений. В соответствии с Федеральным законом Об автономных учреждениях учредитель такого учреждения устанавливает для него задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с этими заданиями, при этом учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом определенных расходов, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. В соответствии со ст. 4 Федерального закона Об автономных учреждениях финансирование автономных учреждений должно осуществляться за счет субсидий и субвенций из соответствующего бюджета и иных не запрещенных законом источников. Однако Бюджетный кодекс РФ в ст. 78.1 предусматривает выделение автономным учреждениям лишь такого вида бюджетных ассигнований, как субсидии, при этом автономное учреждение получает от учредителя определенные задания по своей основной деятельности, которые оно обязано выполнять. Предоставление автономным учреждениям субвенций Бюджетным кодексом РФ не предусматривается, поскольку под таковыми понимается вид межбюджетных трансфертов. Следует отметить, что непосредственно Федеральный закон Об автономных учреждениях уделяет вопросам финансирования автономных учреждений незначительное внимание. Преимущественно порядок финансового обеспечения заданий учредителя и выделения субсидий из соответствующего бюджета регламентируется бюджетным законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. №182 Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания установлен порядок формирования задания учредителя федеральным автономным учреждениям. Следует обратить внимание на данный подзаконный акт, поскольку субъекты Федерации и муниципальные образования закрепляют в нормативных актах регионального и муниципального уровня схожие условия и порядок формирования заданий учредителя автономного учреждения.

В соответствии с указанным Постановлением утверждается Положение о формировании задания федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции и полномочия учредителя, в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядок финансового обеспечения выполнения задания. Задание является обязательным.

Учредитель устанавливает в задании требования к качеству или объему (составу), условиям, порядку и результатам оказания автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах, а также определяет порядок контроля за исполнением задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.

Учредитель утверждает задание только после принятия закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период и доводит его до автономного учреждения до начала финансового года.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления автономному учреждению:

- субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг физическим и (или) юридическим лицам. Предоставление таких субсидий в течение финансового года осуществляется на основании соглашения между учредителем и автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий, причем учредитель вправе уточнять и дополнять соглашение с учетом отраслевых особенностей;

- субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Субсидии перечисляются в установленном порядке на счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации, а периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и размеры субсидий определяются соглашением, которое является приложением к заданию.

Кроме заданий учредителя и обязательств оно вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе, что подчеркивает социальную, некоммерческую направленность деятельности автономных учреждений.

Таким образом, создание, финансирование и деятельность автономного учреждения регламентированы достаточно четко и понятно, хотя не урегулированы некоторые вопросы, которые затрудняют реализацию отдельных норм. По сравнению с бюджетными учреждениями они имеют большую степень самостоятельности, однако контролируются больше, чем бюджетные учреждения, и имеют больше органов управления.


4. Ответственность учреждений по своим обязательствам

Ответственность бюджетного учреждения по Гражданскому кодексу РФ ограничена находящимися в его распоряжении денежными средствами, в случае недостаточности таких средств наступает субсидиарная ответственность собственника.

У автономного учреждения ответственность по своим обязательствам наступает за счет всего закрепленного за ним имущества, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. При этом собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по его обязательствам и наоборот.

Имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения, то есть возвращается собственнику.

Таким образом, большая свобода в распоряжении и использовании переданного автономным учреждениям имущества влечет большую ответственность этих субъектов.


5. Состав бухгалтерской отчетности бюджетного и автономного учреждения

В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в состав бюджетной отчетности для получателя бюджетных средств включаются следующие формы отчетов:

- справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года;

- отчет об исполнении бюджета получателя бюджетных средств;

- отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств;

- отчет о финансовых результатах деятельности;

- пояснительная записка;

- разделительный (ликвидационный) баланс получателя бюджетных средств.

При этом периодичность представления отчета об исполнении бюджета получателя бюджетных средств - месячная, а отчета об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств - квартальная.

В соответствии с п. 11 ст. 2 Закона об автономных учреждениях АУ должно вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ст. 13 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

При этом бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит:

- из бухгалтерского баланса;

- из отчета о прибылях и убытках;

- из приложений, предусмотренных нормативными актами;

- из аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

- из пояснительной записки.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Годовая бухгалтерская отчетность АУ подлежит утверждению в особом порядке, установленном ст. 11 Закона об автономных учреждениях. Во-первых, руководитель АУ должен представить на рассмотрение наблюдательному совету проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, а также годовую бухгалтерскую отчетность.

В свою очередь наблюдательный совет обязан утвердить перечисленные документы. После этого копии данных документов, включая годовую бухгалтерскую отчетность, направляются учредителю АУ. [20]

Однако при этом на автономные учреждения с 1 января 2008 г. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 №684 Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества возложена обязанность ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации.

В содержание такого отчета должны входить сведения за каждый из двух предшествующих опубликованию лет:

а) информация об исполнении задания учредителя;

б) информация об осуществлении деятельности, связанной с выполнением работ или оказанием услуг, в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию;

в) общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) автономного учреждения, в том числе количество потребителей, воспользовавшихся бесплатными, частично платными и полностью платными для потребителей услугами (работами), по видам услуг (работ);

г) средняя стоимость для потребителей получения частично платных и полностью платных услуг (работ) по видам услуг (работ);

д) среднегодовая численность работников автономного учреждения;

е) средняя заработная плата работников автономного учреждения;

ж) объем финансового обеспечения задания учредителя;

з) объем финансового обеспечения развития автономного учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке;

и) объем финансового обеспечения деятельности, связанной с выполнением работ или оказанием услуг, в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию;

к) общие суммы прибыли автономного учреждения после налогообложения в отчетном периоде, образовавшейся в связи с оказанием автономным учреждением частично платных и полностью платных услуг (работ);

л) перечень видов деятельности, осуществляемых автономным учреждением;

м) перечень разрешительных документов (с указанием номеров, даты выдачи и срока действия), на основании которых автономное учреждение осуществляет деятельность;

н) состав наблюдательного совета (с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств).

Отчет о деятельности автономного учреждения по решению автономного учреждения либо органа, осуществляющего полномочия учредителя автономного учреждения, может включать также иные сведения.

Отчет об использовании закрепленного за автономным учреждением имущества должен включать следующие сведения:

а) общая балансовая стоимость имущества автономного учреждения, в том числе балансовая стоимость закрепленного за автономным учреждением имущества с выделением стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, на начало и конец отчетного периода;

б) количество объектов недвижимого имущества, закрепленных за автономным учреждением (зданий, строений, помещений), на начало и конец отчетного периода;

в) общая площадь объектов недвижимого имущества, закрепленная за автономным учреждением, на начало и конец отчетного периода, в том числе площадь недвижимого имущества, переданного в аренду, на начало и конец отчетного периода.

Отчет об использовании имущества, закрепленного за автономным учреждением, по решению автономного учреждения либо органа, осуществляющего полномочия учредителя автономного учреждения, может включать также иные сведения.

Отчеты подлежат опубликованию не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в средствах массовой информации, определенных учредителем автономного учреждения и доступных для потребителей услуг автономного учреждения. При наличии у автономного учреждения и/или уполномоченного органа государственной власти сайта в сети Интернет отчеты подлежат размещению на этом сайте. Доступ к размещенным на сайте отчетам должен быть свободным и безвозмездным. При этом информация о дате опубликования и средствах массовой информации, в которых опубликованы отчеты, а также о сайтах в сети Интернет, на которых размещены отчеты, должна размещаться в помещении автономного учреждения в доступном для потребителей услуг автономного учреждения месте.


6. Практическая часть

А сейчас предлагаю на примере одного из муниципальных учреждений города Красноярска посмотреть разницу в сметах расходов на год при различных типах учреждения.

Начиная с 3 квартала 2008 года, в ведомстве главного управления по физической культуре и спорту администрации города Красноярска функционировало муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по баскетболу (далее по тексту МОУДОД СДЮСШОР по баскетболу). Данное учреждение являлось бюджетным, имело свой код получателя бюджетных средств – 2А760, и финансировалось по смете расходов в соответствии с общероссийским классификатором секторов государственного управления (приложение 1).

В смете расходов МОУДОД СДЮСШОР по баскетболу были предусмотрены следующие расходы:

o Обеспечение деятельности внешкольных учреждений;

o Оздоровление детей;

o Городская целевая Программа Устранение нарушений по предписаниям надзорных органов в учреждениях социальной сферы города Красноярска на 2008 - 2010 годы;

Данные расходы были предусмотрены за счет следующих источников:

o Выполнение функций бюджетными учреждениями (бюджетное финансирование)

o Выполнение функций за счет поступления целевых средств, безвозмездных перечислений, средств родителей за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах муниципальных образовательных учреждений, платы за обучение в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования в соответствии с постановлением администрации города от 01.09.2006 №739;

o Выполнение функций за счет доходов от предпринимательской деятельности и от платных услуг.

В соответствии с Постановлением администрации города Красноярска от 18.12.2008 г. №596 О создании автономных учреждений отрасли физической культуры и спорта с 01.01.2009 года было создано муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по баскетболу (далее по тексту МАОУДОД СДЮСШОР по баскетболу) путем изменения типа существующего учреждения – МОУДОД СДЮСШОР по баскетболу.

Финансирование МАОУДОД СДЮСШОР по баскетболу на 2009 год предусмотрено в виде субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг физическим и (или) юридическим лицам и содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (приложение 2). С переходом в автономное, учреждение утратило статус получателя бюджетных средств, поэтому субсидия предусмотрена в смете главного распорядителя – главного управления по физической культуре и спорту администрации города Красноярска.


Заключение

автономный учреждение реформа муниципальный управление

Таким образом, автономное учреждение в целом является некой модернизированной версией бюджетного учреждения. Несмотря на ряд заметных и важных отличий в правилах функционирования основные принципы и факторы, определяющие сущностные моменты жизни автономных учреждений, остаются такими же, как у бюджетных учреждений.

Новую форму автономного учреждения (АУ) создали для государственных и муниципальных некоммерческих организаций, расширив таким образом спектр государственных/муниципальных некоммерческих организаций. Их учредителем выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.


Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ред. от 27.12.2009) от 31.07.1998 №145-ФЗ: ИС КонсультантПлюс

2. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) Об автономных учреждениях: ИС КонсультантПлюс

3. Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ (ред. от 10.02.2009) О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона Об автономных учреждениях, а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений: ИС КонсультантПлюс

4. Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) О бухгалтерском учете: ИС КонсультантПлюс

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2007 года №684 Об утверждении правил опубликования отчетов деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества: ИС КонсультантПлюс

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2007 года №337 О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения: ИС КонсультантПлюс

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 г. №182 Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания: ИС КонсультантПлюс

8. Приказ Минфина Российской Федерации от 13.11.2008 №128н (ред. от 09.11.2009) Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: ИС КонсультантПлюс

9. Приказ Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 №148н (ред. от 30.12.2009) Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: ИС КонсультантПлюс

10. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2007 №684 Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества: ИС КонсультантПлюс

11. Постановление администрации города Красноярска от 18.12.2008 г. №596 О создании автономных учреждений отрасли физической культуры и спорта: ИС КонсультантПлюс

12. Постановление администрации города Красноярска от 19.10.2009 г. №398 О переименовании муниципальных автономных образовательных учреждений дополнительного образования спортивной направленности: ИС КонсультантПлюс

13. Постановление администрации города Красноярска от 27.01.2010 г. №9 Об утверждении Положения о порядке предоставления в 2010-2012 годах субсидий из бюджета города муниципальным автономным учреждениям, подведомственным главному управлению по физической культуре и спорту администрации города Красноярска: ИС КонсультантПлюс

14. Глушко Е.К. Комментарий постатейный к Федеральному Закону Об автономных учреждениях: ИС КонсультантПлюс

15. Чагин К.Г. Автономные учреждения: Госкорпорации в социальной сфере или мостик к рынку? – Законодательство и экономика, 2008, № 5

16. Давыдова О.В. Предоставление имущества бюджетного и автономного учреждений в аренду. – Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, №3

17. К. ю. н. Яговкина В.А. Правовое положение и порядок финансирования автономных учреждений. – Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2009, №3

18. Сотникова Л.В., Балашова В.Ю. Автономные учреждения: особенности управления, порядок принятия решения. – Аудиторские ведомости, 2008, №11

19. Давыдова О.В. О переходе автономного учреждения – бывшего бюджетного учреждения на УСНО. – Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, 2010, №2

20. Д. э. н. Вифлеемский А.Б. Состав бухгалтерской отчетности автономного учреждения. – Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, №12

21. К. ю. н. Яговкина В.А. Налогообложение автономных учреждений. – Бюджетный учет, 2009, №6

22. Евстратова Л.А. Проверка имущества и обязательств бюджетных и автономных учреждений – Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, 2008, №6

23. Егорова И. Автономное учреждение: правовые и финансовые аспекты деятельности – Финансовая газета, 2008, №30, 31

24. Абанкина Т. Управление бюджетными и внебюджетными доходами бюджетных и автономных учреждений. - http://au.edu.ru/node/47

Скачать архив с текстом документа