Внешнеэкономическая деятельность 4

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание 1. Понятие ВЭД и ее отличие от других .2 2. Основные элементы ВЭД экспортно- ориентированных предприятий ..3

Содержание

1. Понятие ВЭД и ее отличие от других…………………………………….2

2. Основные элементы ВЭД экспортно-

ориентированных предприятий......................................................................3

3. Субъекты внешнеэкономической деятельности. ………………………4

4. Заключение…………………………………………………………………14

5. Литература…………………………………………………………………16

1. Понятие ВЭД и ее отличие от других.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это категория рыночных отношений, которая реализуется на уровне хозяйственных субъектов (организаций, объединений), которая предполагает полную самостоятельность и независимость в рамках такой деятельности, независимость от каких-либо вышестоящих организаций и структур (финансовая, материальная – с точки зрения обеспечения экспортного производства). Кроме того, ВЭД предполагает самостоятельность в выборе экспортной стратегии своего производства; в выборе номенклатуры экспортного товара, предполагаемого к производству, его ассортиментной структуры; в определении объемов производства экспортного товара, исходя из своих возможностей; в определении стоимости и цены будущего экспортного товара; в выборе рынков его реализации; в выборе иностранного партнера как импортера (покупателя) экспортной продукции; при выборе способа реализации на внешнем рынке; при выборе типа внешнеторговой сделки с иностранным партнером; в выборе способа транспортировки, формы продаже; возможности предоставления дополнительных услуг, сопровождающих сделку и т.д.

Отсюда вытекает, что ВЭД имеет, прежде всего, производственную основу (ни в коем случае не торговля !!!) ВЭД может оценивать как 100%-но экспортно-ориентированная на внешний рынок, а может составлять только часть производственно-хозяйственной деятельности предприятия. ВЭД осуществляется только на уровне предприятий; является базой для возможности осуществления импортных закупок. ВЭД имеет ряд принципиально отличительных функций:

1) производственно-хозяйственные (формируется экспортная стратегия) [частично внутренняя, частично внешняя];

2) организационно-экономические (связаны с проработкой возможности выхода на внешние рынки) [наиболее сложный и профессиональный блок];

3) оперативно-коммерческие (подготовка внешнеторговых сделок и их реализация).

Наличие конкурентоспособных параметров у экспортной продукции, которая отвечает требования международной конкуренции.

В рамках этой категории существует много других близких понятий (например , внешнеэкономические связи [ВЭС] ВЭД хотя в литературе часто сводятся к одному и тому же ® неправильно, т.к. ВЭС – форма международных отношений, осуществляемая на уровне государства способ реализации другой. ВЭД реализуется через внешнеторговые сделки (ВТС); ВЭС реализуется !!исключительно!! на основе межгосударственных торгово-экономических соглашений [производителя как такового не присутствует]). Для реализации ВЭС правительства прибегают к услугам экспортно-ориентированных предприятий, причем система взаимодействия базируется на основе Госзаказа .

В рамках Госзаказа Правительство с учетом поставок доводит до предприятий:

- необходимый объем экспортной продукции;

- товарную номенклатуру ВЭД;

- ассортимент товарной номенклатуры;

- параметры конкурентоспособности;

- срок изготовления.

Госзаказ ® материальные + финансовые (включая валютные ресурсы)

После выполнения Госзаказа, реализация ВЭД осуществляется через государственных посредников на внешний рынок. В РФ государственные посредники – это внешнеэкономические организации (В/О) [Пометка: ВЭО – внешнеэкономические объединения], которые находятся в составе Министерства экономического развития и торговли (МЭРиТ). Всего 25 посредников.

Еще одно отличие – внешнеторговой деятельности (ВТД) от внешнеэкономической деятельности (ВЭД). ВТД отличается тем, что она не подразумевает производство как ВЭД, а предполагает лишь обмен на внешних рынках продукции, услуг, работ, производимых в системе международного разделения труда на территории разных стран национальными производителями (фирмами, компаниями и т.д.). Таким образом, ВТД – это лишь внешнеторговые операции в рамках экспорта или импорта. ВЭД – это только экспорт. Значит, доля ВТД в системе международной торговли реализуется через посреднические структуры, в том числе и от лица экспортеров и производителей экспортно-ориентированных предприятий.

ВЭД следует отличать от внешней торговли (ВТ), мировой торговли (МТ), международной торговли (МТ), т.к. эти категории обозначают статистические значения объемов продаж и закупок на мировых и международных рынках. ВТ относится/используется для обозначения внешнеторговых отношений двустороннего характера (государств или внешнеторговых отношений страны с группой стран). В состав показателя/понятия ВТ включается вся совокупность ВЭД предприятий, ВЭС государства, объемы ВТД по линии импортных закупок.

Международная торговля – это совокупность статистических показателей, объемов продаж на отдельных, региональных, международных рынках, а также с учетом совокупности этих рынков, однако международная торговля не охватывает весь объем мировой торговли, и только мировая торговля предполагает абсолютную совокупность всех объемов продаж, которые осуществляются на международных рынках (мировой рынок).

2. Основные элементы ВЭД экспортно-ориентированных предприятий.

Основными элементами ВЭД являются составляющие в группе функций ВЭД, включая:

- экспортную стратегию;

- элементы организационно-экономических функций;

- конъюнктуру внешних рынков;

- экспортные цены;

- торговые объемы (на мировом рынке);

- экспортный маркетинг;

- конъюнктурно-ценовую работу.

Кроме того, элементами ВЭД являются:

- выбор базисных условий поставки в рамках конкретной внешнеторговой сделки на основе международной системы ИНКОТЕРМС-2000

- выбор типа внешнеторговой сделки с иностранным партнером;

- форма внешнеторговых расчетов между контрагентами;

- обеспечение системы валютного страхования и защитных оговорок в составе контракта и ряд других специфических элементов.

Необходимо обратить внимание на то, что ВЭД реализуется через внешнеторговые операции (такие, как экспортная и реэкспортная), каждая из которых подразумевает несколько типов внешнеторговых сделок. Выбор типа сделки обуславливается, прежде всего, предметом экспорта, кроме того, международными торговыми обычаями. Тип сделки избирается в зависимости от того, сопровождается ли продажа продукции дополнительными формами и видами услуг.

В системе ВЭД международной торговли есть 4 вида основных внешнеторговых операций: экспортная, реэкспортная [реэкспорт – это экспорт товаров из одной страны в другую, с последующей перепродажей в какую-то третью страну. Реэкспорт нельзя путать с транзитом товара через определенные страны], импортная, реимпортная [реимпорт – это продажа товара из страны А в страну В с последующей его перепродажей в страну А] ¬ у каждого вида происходит использование до 20 дополнительных/вспомогательных коммерческих операций. В составе внешнеторговых операций находится большое количество внешнеторговых сделок (до 25), основная сделка – купля-продажа.

3. Субъекты внешнеэкономической деятельности.

С конца 90-х гг. была введена новая система мониторинга за этой группой предпринимательства, которая должна была определить истинную картину с ее численностью. Это было вызвано тем, что в период кон. 90-х гг. насчитывалось от 60 до 360 участников. Это объяснялось тем, что большинство участников ВЭД фиксировались только в рамках процедур таможенного оформления (с целью совершенствования одноразовых операций, значительная часть которых носила чисто доходный характер).

Еще одна причина введения этой системы: исключительное большинство субъектов ВЭД фактические не занимается ВЭД или носит эпизодический характер. Аналитические оценки дают более точный результат - примерно 10% всех участников работает на внешнем рынке.

Функции по осуществлению мониторинга, сопровождаемого регистрацией реальных участников ВЭД, были переданы Государственному таможенному комитету и таможенным органам, которые занимаются процедурами таможенного оформления (чтобы в перспективе создать систему «зеленых коридоров», для добросовестности участников ВЭД, позволяет упростить для них таможенную процедуру и, наоборот, ужесточить контроль за компаниями-однодневками, которые пытаются уклониться от системы валютного контроля).

Несмотря на то, что прошло 3 года, реальная оценка численности участников ВЭД до сих пор не названа (» 56. 000). Состав субъектов ВЭД неоднороден – это подтверждается разными параметрами (с точки зрения функциональной деятельности – не все участники используют весь комплекс функций; субъекты ВЭД имеют разную организационную форму своих структур и различную правовую основу их создания/организации).

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются субъекты хозяйственных правоотношений. Согласно ст. 25 Закона о предприятии все субъекты хозяйственных правоотношений имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР конкретизирует и развивает положение названной ст. 25. Согласно ст. 1 Указа разрешается всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации.

Право на осуществление внешнеэкономической деятельности не является абсолютным, поскольку, как устанавливается в ст. 25 Закона о предприятии, она ведется в соответствии с российским законодательством.

Внешнеэкономическую деятельность могут осуществлять как физические лица, имеющие статус предпринимателя, так и юридические лица, зарегистрированные для ведения предпринимательской деятельности. Среди юридических лиц можно назвать предприятия, принадлежащие российским гражданам и юридическим лицам, предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, совместные предприятия, государственные предприятия, предприятия, созданные органами местного самоуправления.

Наряду с общим положением, согласно которому все хозяйствующие субъекты обладают правом на ведение внешнеэкономической деятельности, установлен и особый порядок осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено тем значением, которое государство придает отдельным видам внешнеэкономической деятельности. Так, в целях защиты национальных интересов установлен специальный порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров.

Для получения права экспорта таких товаров введен специальный порядок регистрации предприятий и организаций. Этот порядок определен Положением о порядке регистрации (перерегистрации) предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически важных сырьевых товаров, утвержденным МВЭС от 2 декабря 1993 г. и ГКАП от 11 ноября 1993 г. № ЮХ/5091. Положение принято во исполнение Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров.

Хозяйствующие субъекты для осуществления экспорта стратегически важных сырьевых товаров приобретают специальный правовой статус. Положение устанавливает разрешительный порядок экспорта таких товаров. Предприятия и организации должны представить в Управление уполномоченного МВЭС России соответствующего региона следующие документы финансовый отчет предпрития за предыдущий год, справку из обслуживающего банка о наличии рублевого и валютного счетов с рекомендательным письмом, подгверждающим платежеспособность предприятия, а также справку заявителя о наличии у него или фирм с его участием счетов в иностранных банках и другие документы. В регистрации или перерегистрации может быть отказано, если предприятие допустило хотя бы одно из нарушений, перечисленных в п.7 указанного Положения, например:

· нарушение российского законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность;

· нарушение законодательства зарубежных стран, повлекшее за собой экономический или политический ущерб для России;

· невыполнение обязательств по поставкам на экспорт стратегически важных сырьевых товаров;

· экспорт из Российской Федерации товаров по заниженным (демпинговым) ценам;

· ограничительная деловая практика (сговор по ценам, раздел рынка и т.д.) и недобросовестная конкуренция;

· невыполнение обязательств по поставкам для государственных нужд (при наличии соответствующих договоров).

Решение о предоставлении, продлении, приостановлении или лишении полностью или частично права предприятий и организаций на экспорт стратегически важных сырьевых товаров принимается коллегией МВЭС на основании заключения Регистрационной комиссии МВЭС России, состоящей из представителей заинтересованных министерств и ведомств.

Если предприятие зарегистрировано в качестве экспортера стратегически важных сырьевых товаров, то оно получает Свидетельство о регистрации сроком на один год и вносится в Реестр предприятий, осуществляющих экспорт стратегически важных сырьевых товаров, который ведет МВЭС. При получении свидетельства о регистрации предприятие подписывает Обязательство экспортера стратегически важных сырьевых товаров. Этот документ обязывает экспортера, в частности, представлять в МВЭС информацию о получении валютной выручки от экспорта таких товаров.

Правовое положение этих хозяйствующих субъектов характеризуется также тем, что для них установлена обязанность оказывать посреднические услуги по экспорту стратегически важных сырьевых товаров. Нарушение данного требования влечет отказ в перерегистрации.

Таковы основные черты правового статуса субъекта, осуществляющего экспорт стратегически важных сырьевых товаров.

Следует отметить, что в изъятие из общего правила некоторые субъекты предпринимательской деятельности могут осуществлять экспорт стратегически важных сырьевых товаров без специальной регистрации в качестве экспортера таких товаров. Так, экспорт стратегически важных сырьевых товаров (кроме сырой нефти и продуктов ее переработки), произведенных на территории Калининградской области, что должно быть подтверждено выдаваемым Калининградской торгово-промышленной палатой сертификатом, предприятия могут осуществлять без специальной регистрации.

Субъекты внешнеэкономической деятельности могут непосредственно выходить на зарубежные рынки, оказывать услуги за рубежом, импортировать продукцию (товары), а также могут вести внешнеэкономическую деятельность через посредников. Причем одно и то же предприятие может как самостоятельно выходить на внешние рынки, так и через посредников. Например, при экспорте продукции (товаров), среди которых имеются стратегически важные сырьевые товары, экспорт этих товаров, если предприятие не имеет правового статуса экспортера стратегически важных сырьевых ресурсов, осуществляется через посредников, имеющих такой статус (зарегистрированных должным образом). Причем для посредников в данном случае установлена обязанность заключать договоры на оказание посреднических услуг.

Через посредников осуществляется также экспорт вооружения и военной техники. Функции посредника в этой области осуществляет государственная компания Росвооружение, созданная на базе структур МВЭС. Росвооружение на основе договоров комиссии с предприятиями-производителями заключает внешнеторговые экспортные контракты. Следует отметить, что, кроме экспорта и импорта всех видов вооружений и военной техники, Росвооружение может осуществлять инвестирование капитала за рубежом, создавая, в частности, ремонтные базы, лизинговые, транспортные и иные фирмы.

Правовой статус государственной компании Росвооружение имеет некоторые особенности по сравнению с правовым статусом других субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ее в качестве посредников. Росвооружение не только ведет предпринимательскую деятельность как посредник во внешнеэкономических отношениях, но и защищает интересы государства при определении контрактных цен на экспортную продукцию, а также представляет Правительству отчет о валютно-финансовых операциях.

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью в тех сферах внешнеэкономической деятельности, где не требуется специальной регистрации. Такие посредники могут непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие свою деятельность через посредников. являются субъектами внешнеэкономической деятельности.

Для того, чтобы привести в соответствие функциональную деятельность субъектов ВЭД, всю их совокупность можно классифицировать в составе нескольких групп:

1. Производители экспортной продукции (играют основополагающую роль для России), которые весь технологический процесс от производства до реализации выполняют самостоятельно. Они являются собственниками своей продукции. К их числу относятся:

o производственные предприятия;

o промышленные объединения;

o научно-промышленные производства ведущих отраслевых министерств и ведомств, промышленная номенклатура которых зафиксирована во внешнеторговом обороте страны.

Учитывая, что РФ имеет сырьевую направленность в экспортных поставках, т.е. представитель на сырьевых экспортных рынках, это выражается в том, что 85% экспорта составляет сырье экспортного происхождения, из них: 90% - нефть, газ, нефтепродукты и переработки; 10% - другие (лесоматериалы, с/х сырье). 15% в общем объеме экспорта распределяется между экспортом готовой продукции, доля которого последние 10 лет не превышает 8% (из них 60% составляет военно-техническая продукция и вооружение, остальное – гражданская продукция [двойного назначения]). Большая часть экспортеров-производителей находится в составе нефтегазовой, лесоперерабатывающей и военной промышленности (ВПК – 85% всех хозяйствующих субъектов РФ).

Помимо этих отраслей экспортно-ориентированные предприятия находятся в химической промышленности, металлургии, станкостроительной промышленности, аграрно-промышленном комплексе, текстильной промышленности, пищевой промышленности [очень незначительная часть], в рыболовно-хозяйственном комплексе. По объемам производства: авиапромышленность США – выпускают 300 самолетов ежегодно; в России – 3 самолета за 2 года, экспорт идет по линии военно-промышленных контрактов (Китай и Индия - за счет предоплаты с их стороны производится комплектация военных самолетов).

К этой же группе участников ВЭД можно отнести совместные предприятия с их основными партнерами, которые также весь технологический цикл в рамках ВЭЛ проводят без посредников. Их число в РФ катастрофически снизилось, доля экспорта совместных предприятий в экспорте России составляет не более 2%.

Малочисленный участник ВЭД – производственные кооперации. Их географическая особенность: активно создаются и функционируют в районах прибрежной и приграничной торговли России с другими странами (Дальний Восток, Северо-Европейские границы). Еще 1 их особенность: они работают исключительно на базе регионального сырья и с учетом спроса своих иностранных покупателей-соседей.

К этой же группе участников ВЭД относятся консорциумы. Они занимают очень маленькую долю, их численность непостоянна в связи с их функциональной особенностью и принципом формирования, поскольку они представляют собой крупные объединения разного рода структур/хозяйственных субъектов (не только производителей, но и банковских структур, транспортных организаций, научно-исследовательских организаций, проектных организаций, геолого-разведовательских и др.). Целью их создания и их функциональной деятельности является реализация крупномасштабных внешнеэкономических проектов за рубежом, в рамках строительства «под ключ» (такого рода проекты/контракты предполагают строительство крупномасштабных сооружений на территории других стран [производственно-промышленных] с последующим комплектованием их технологическим оборудованием, обучением национальный специалистов работе с этим оборудованием, участием в выпуске продукции с точки зрения гарантийно-сервисных услуг, ремонтных работ, с поставкой новых деталей). Ни одно промышленное предприятие не может собственными силами реализовывать такие проекты. В состав консорциумов обязательно входят внешнеторговые посреднические структуры. С помощью такого объединения усилий получается реализовать весь проект.

2. Экспортеры-производители, которые работают на внешнем рынке с привлечением внешнеторговых посредников. Это предприятия и промышленные организации отдельных министерств и ведомств – агропромышленный комплекс, станкостроительная промышленность [поставка готовой продукции]. Посредниками в их деятельности выступают близкие им структуры (отраслевые внешнеэкономические объединения, которые создаются в рамках определенных отраслей, где сосредоточено больше всего экспортно-ориентированных предприятий). Посредниками таких экспортно-ориентированных предприятий выступают внешнеэкономические организации (Минэкономразвития).

В эту же группу входят и такие экспортеры-производители, которые реализуют свою продукцию через специально созданные структуры (смешанные общества), образованными ими самими же на территории стран-импортеров. Они создаются не только отечественными экспортно-ориентированными предприятиями, но и с участием той страны, где находится рынок сбыта.

3. Чисто внешняя посредническая деятельность. Ее принципиальное отличие от других групп: эти организации, как участники ВЭД не являются владельцами экспортной продукции, а имеют лишь право на ее реализацию в рамках тех полномочий).

В эту же группу экспортеров-производителей можно включить объединения производителей и экспортеров, которые также являются владельцами экспортной продукции и выступают ее экспортерами на внешнем рынке. К этому составу участников ВЭД следует отнести консорциумы, холдинги, промышленные концерны, финансово-промышленные группы, ассоциации производителей-экспортеров и их союзов. Число этих объединений экспортеров-производителей гораздо меньше, чем предыдущая группа. В большей степени они имеют место в авиационной промышленности, в металлургии и станкостроительной промышленности. Холдинги компаний: «Газпром», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Русский алюминий», концерн «Норильский никель». В авиационной промышленности: авиационный концерн «Сухой» и «Миг».

Большую группу участников ВЭД составляют посредники (посреднические организации и агенты). Их принято разделять на несколько представительств:

- комиссионеры;

- агентские фирмы;

- брокерские фирмы.

Более 50% товарооборота на мировом рынке осуществляется на независимых и от производителей, и от потребителей посреднических компаниях. Кроме того, на внешних рынках функционирует огромное число торгово-сбытовых фирм, которые занимаются перепродажей с целью получения прибыли.

Посредники международной торговли представляют собой профессиональную группу участников ВЭД, которая производит услуги как для продавцов, так и для покупателей, на взаимовыгодных условиях. Особенно развита посредническая деятельность в системе продажи торгово-технической продукции, оборудования, запчастей, товаров массового потребления, а также продуктов питания. Спектр услуг этих посреднических фирм достаточно широк:

- по подбору заграничного контрагента;

- по подготовке, оформлению и заключению внешнеторговых сделки;

- услуги по предоставлению гарантии оплаты покупателям;

- услуги, связанные с транспортно-экспедиторскими операциями;

- услуги, связанные с таможенными формальностями.

Специальные торговые посредники берут на себя (освобождают производителя) многие заботы, связанные с реализацией продукции:

- доставка в страну-импортера;

- выполняют сортировку, упаковку и подбор товарного ассортимента экспортной продукции в соответствии с требованиями национального рынка страны-импортера.

Они обладают приемами маркетинга, что позволяет более точно определять конъюнктурные параметры внешних рынков и другие элементы (объем спроса, конкурентные факторы). Это дает возможность экспортерам-производителям экономить значительные финансовые средства по сравнению с тем, если бы им пришлось создавать материально-техническую базу (складские помещения, демонстрационные залы), создавать собственные рынки.

Российская внешнеторговая посредническая практика значительно сужена и значительно отличается от сложившейся международной практики. Поэтому в отечественной практике к основным посредническим организациям можно отнести отраслевые внешнеэкономические объединения (ВЭО), региональные ВЭО, внешнеэкономические организации (В/О) Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРиТ РФ), внешнеэкономические акционерные общества (ВАО) и смешанные общества (СО).

Все они имеют существенные/принципиальные отличия:

1. Отраслевые ВЭО функционируют в рамках конкретных видов отраслей и занимаются сходными по многим показателям товарными операциями (обслуживание производителей экспортной продукции своих отраслей);

2. Региональные ВЭО обслуживают интересы экспортеров-производителей в рамках своего региона деятельности. Работают на договорной основе с участниками ВЭД, получая комиссионное вознаграждение от внешнеторгового контракта/сделки;

3. В/О МЭРиТ РФ (специальные внешнеэкономические организации) - они обслуживают государственный уровень по линии ВЭС (исполнения внешнеэкономических соглашений); занимаются импортными операциями [«критический импорт»] на основе специальных правительственных решений. Производят закупки за счет государственных валютных резервов, в которых нуждается государство в определенные периоды. Они также осуществляют внешнеторговую деятельность в интересах государства по линии ВЭД. Ведут работу, связанную с международной стандартизацией и критерием конкурентоспособности на международном рынке. В настоящее время насчитывается 22 организации в рамках МЭРиТ:

1) Автоимпорт;

2) Внешстройимпорт;

3) Зарубежэкономсервис;

4) Ленфинторг;

5) Лицензинторг;

6) Машиноимпорт;

7) Машиноэкспорт;

8) Проммашимпорт;

9) Промсырьеимпорт;

10) Промэксим;

11) Розвнешторг;

12) Сельхозпромэкспорт;

13) Союзпромэкспорт;

14) Судоимпорт;

15) Техноимпорт;

16) Технопромимпорт;

17) Технопромэкспорт;

18) Техмашимпорт;

19) Тяжпромэкспорт;

20) Новый экспорт;

21) Продинторг;

22) Союзпушнина.

6 – создана в 1933 г., специализируется по организации строительства топливно-энергетического комплекса (нефтегазопровода, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности). Ими было построено 210 объектов такого плана. Занимается импортом машинно-технического оборудования по всем этим строительствам. Является многопрофильной организацией: есть целый ряд специальных фирм, осуществляющих сделки от имени Машиноимпорта. Такие фирмы работают в 15 регионах практически на всех континентах. В их составе функционирует государственное предприятие – Алмазювелирэкспорт, которое имеет 30-летний стаж работы на рынке. Основной вид деятельности – экспорт драгоценных металлов и камней и импорт оборудования для гранильной и ювелирной промышленности. Большая часть внешнеторговых сделок проходит через них.

19 – в настоящее время функционирует как консорциум и занимается реализацией внешнеэкономических проектов, связанных с реконструкцией и модернизацией металлургических комбинатов и домн в других странах. Работает исключительно в рамках получения проектов, выигранных на международных тендерах.

4. Смешанные общества (СО), как посреднические организации, создаются за рубежом с привлечением иностранных партнеров и их инвестиций. Они создаются от лица крупных промышленных предприятий машинно-технического направления, поскольку их спецификой является предпродажная доработка и техническое обслуживание машин, оборудования, технических линий, связанных с производством такой продукции. СО во внешнеторговой сфере учреждается в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью. Более того (поскольку они учреждаются на территории других стран), они подчиняются законодательству страны учреждения.

Основные функции СО:

o торгово-сбытовая;

o предпродажная деятельность;

o производственная (связана с добычей и переработкой сырья);

o инженеринговая (связана с наладкой механизмов и технических линий, гарантийным обслуживанием);

o финансовая (предполагает предоставление банковских услуг на территории страны-импортера).

В числе вспомогательных функций можно назвать различные транспортно-экспедиторские операции.

В настоящее время через СО реализуется до 30% российского экспорта машинно-технической продукции. Помимо того, что СО способствуют преодолению конкуренции на рынках экспортной продукции:

- содействуют улучшению экспортной структуры;

- позволяют обеспечивать эффективность внешнеторговых сделок;

- способствуют укреплению за рубежом ключевых позиций в отдельных сферах этих стран российских экспортеров-производителей, приобретая часть акций иностранных компаний и фирм.

В совокупности все это:

- дает российским экспортерам возможность получать более достоверную информацию о рынке сбыта, его потребителях, их предпочтениях;

- дает возможность обеспечить оперативный контроль экспортеру за продвижением своей продукции;

- дает возможность своевременно реагировать на конъюнктурные колебания рынка, подбирая более подходящие формы и методы внешнеторговых сделок.

Важной чертой СО является то, что они формируют за рубежом собственную материально-техническую базу, в том числе для осуществления лизинговых операций в стране-импортере (учитывая, что лизинг – это один из способов торговли готовой продукцией на международном рынке через аренду). Кроме того, материально-техническая база дает возможность последующей модификации экспортной продукции, дает возможность транспортных операций и возможность для торговли лицензиями.

Наличие материально-технической базы позволяет осуществлять целенаправленное расширение внешнеторговой реализации. СО занимаются также продажей продукции в 3ьи страны, что позволяет уходить от услуг посредников, а значит сокращать финансовые затраты за счет отказа от комиссионных, что одновременно может позволить уторговывать более высокие цены. Создание СО за рубежом от лица российских экспортеров – это единственный вход на рынки промышленно-развитых стран.

Лидирующие позиции по СО занимают:

o ФРГ (50 российских производителей);

o Финляндия (около 30);

o Италия (около 20);

o Великобритания (около 14);

o Бельгия (около 14);

o Франция, Швейцария, Австрия (единицы);

o США (более 20).

Около 20% СО функционируют на территории развивающихся стран. Здесь они имеют свою специфику: их деятельность связана с рыбодобывающим производством и транспортно-экспедиторскими компаниями.

По номенклатуре продукции деятельность СО распределяется следующим образом:

50% СО обеспечивают торгово-коммерческие или посреднические функции;

около 35 СО – транспортные и транспортно-экспедиторские;

7 СО занимаются фрахтовыми услугами;

около 19 СО работают по линии выполнения агентских услуг;

2 СО работают по трудовым автоперевозкам.

Если говорится о товарной номенклатуре ВЭД, то:

- более 30 СО занимаются экспортом машин, оборудования, транспортных средств;

- более 20 СО работают в области экспортной сырьевой продукции (нефть, нефтепродукты, лесоматериалы, химические сырьевые товары);

- около 15 СО занимаются реализацией пищевкусовых товаров.

Можно представить всех участников ВЭД исходя из обеспечения вспомогательных функций – это группа «содействующих» организаций и ресурсосберегающих. К этой группе участников ВЭД относятся разные компании, организации, фирмы в виде объединений, которые оказывают помощь или содействуют разным участникам ВЭД. Эта помощь связана с предоставлением услуг:

· информационного характера;

· конъюнктурного характера;

· маркетингового характера;

· связанные с подготовкой внешнеторговых контрактов;

· связанные с поиском иностранных партнеров на внешнем рынке;

· связанные с проработкой различных аспектов внешнеторговой сделки (финансово-расчетные операции, валютно-кредитные операции);

· по выбору базисных условий;

· по расчету эффективности внешнеторговых перевозок (связанные с выбором вида транспорта);

· по организации выставок-ярмарок и рекламной работы

· консультационно-методического характера.

В состав этой группы входят:

1. Ассоциации внешнеэкономического сотрудничества;

2. Международные неправительственные организации;

3. Ресурсосберегающие структуры и организации (банки и специальные кредитные учреждения);

4. Транспортные и транспортно-экспедиторские фирмы;

5. Страховые компании;

6. Консультационные и инженеринговые фирмы;

7. Аудиторские компании;

8. Рекламные компании и агентства;

9. Торгово-промышленная Палата;

и др. специфические организации.

Наибольшую роль в оказании помощи участникам ВЭД принадлежит Ассоциациям внешнеэкономического сотрудничества. Ассоциация – это добровольное объединение участников ВЭД в форме акционерных компаний, которые в основном занимаются:

- оказанием помощи по оценке конъюнктурных параметров будущих рынков сбыта;

- оказанием помощи при подготовке внешнеторговых сделок и внешнеторговых документов;

- выпуском не только информационной, но и международной литературы, необходимой для участников ВЭД.

В деятельности этих ассоциаций за последние 10 лет наблюдаются следующие тенденции:

1) Бльшая их часть создана по отраслевому принципу (в рамках отраслей, где находятся участники ВЭД, что позволяет более эффективно обслуживать их интересы). В составе таких ассоциаций принимают участие транспортные, проектные, финансовые организации.

2) Другая часть создана по региональному принципу, что позволяет обслуживать интересы, прежде всего, экспортеров-производителей в регионе их деятельности. Часть таких региональных ассоциаций занимается обслуживанием участников ВЭД в приграничных/прибрежных зонах.

3) Обслуживание участников ВЭД по групповому признаку, исходя из форм обслуживающих структур: интересы холдинговых компаний, малый и средний бизнес.

4) Принцип взаимодействия в рамках самих ассоциаций. Сферой получения прибыли являются услуги, которые они оказывают участникам ВЭД, исходя из комиссионных вознаграждений.

Близким к ним организациям являются Международные неправительственные организации, которые занимаются содействием производителям экспортной продукции, которые имеют более жесткие конкурентные заслоны на внешних рынках. Они ведут работу по поиску информации на внешних рынках, направленной на усовершенствование конкурентных параметров, способствующих повышению технологий производства, сырьевых комплексов и некоторых других сторон, связанных непосредственно с производством экспортной продукции. Наиболее крупные объединения такого рода создают экспериментальные производства по отдельным видам номенклатуры ВЭД, что позволяет экспортно-ориентированным предприятиям наладить типовой выпуск такой продукции.

Ресурсосберегающие структуры – это организации, содействующие сокращению/сбережению финансовых и материальных ресурсов. Большую роль здесь играют банки:

- являются каналами прохождения внешнеторговых платежей;

- являются структурами, которые берут на себя часть финансовых рисков в процессе совершения валютных операций и валютных сделок при страховании валютных потерь;

- занимаются предоставлением кредитов импортерам и экспортерам;

- обеспечивают комплексное страхование экспортных поставок на наиболее рискованные внешние рынки.

Кроме того, некоторые финансовые структуры с участием банков занимаются факторинговыми и форфейтинговыми операциями, предназначенными для экспортеров малого и среднего бизнеса. Эти операции связаны с приобретением у экспортеров коммерческих документов (при факторинге) и платежных средств (при форфейтинге). Приобретение означает единоразовую выплату экспортером суммы внешнеторговых контрактов в размере 95-98% от суммы платежа, которые должны будут оплатить им импортеры.

В числе содействующий организаций по транспортным операциям наибольшая доля принадлежит транспортным компаниям, которые обеспечивают процесс перемещения внешнеторговых грузов, а параллельно предоставляет комплекс услуг владельцам (экспортерам).

Транспортно-экспедиторские организации тоже играют большую роль в предоставлении … . Они специализируются на предоставлении операции по доставке товаров импортеру от лица экспортно-ориентированных предприятий или посредников (проверка состояния тары, упаковки, маркировки в соответствии с условиями контракта). Занимаются оформлением всего пакета товаросопровождающей документации. По поручению экспортера они могут:

- производить оплату стоимости перевозки груза;

- обеспечивать весь комплекс погрузо-разгрузочных работ;

- производить подбор и комплектацию партии товаров;

- заниматься информированием грузополучателей по прибытии груза;

- заниматься составлением коммерческих актов в рамках причинения ущерба грузу;

- брать на себя таможенные формальности;

- обеспечивать контейнерные перевозки;

- заниматься грузовой отправкой товаров или продукции, которая требует документального сопровождения и гарантийного, санитарного и ветеринарного надзора.

Огромное значение принадлежит страховым компаниям, которые обеспечивают защиту рисков, возникающих в процессе транспортировки грузов, и берут на себя определенную меру ответственности. Они осуществляют страхование грузов при всех видах перевозок.

Еще одна группа – консультационные и инженеринговые фирмы. Они, чаще всего, привлекаются при реализации крупных внешнеэкономических контрактов, поскольку такие компании имеют возможность оказывать услуги по целому ряду отраслей. При это они специализируются на привлечении подрядчиков, что, в целом, необходимо при продвижении машинно-технической продукции на внешний рынок. Параллельно инженеринговые компании экспортируют лицензии и ноу-хау в рамках поставляемой машинно-технической продукции. Занимаются консультированием импортеров (заказчиков) в рамках испытаний, …, наладки продукции.

Еще одна группа – Торгово-промышленная Палата. Это негосударственная и некоммерческая общественная организация, которая объединяет российские предприятия и производителей и обслуживает их интересы, связанные с проведением внешнеторговых операций на внешнем рынке. Оказывает помощь по освоению новых форм работы на внешнем рынке благодаря тому, что они участвуют в деятельности зарубежных компаний и международных организаций [в том числе входят в состав смешанных торговых палат] – это позволяет накапливать огромный массив информации о внешних рынках, о потенциальных конкурентах и партнерах, и устанавливать связи с этими партнерами. Они оказывают содействие в процессах, проходящих в международных коммерческих арбитражных судах – это дает возможность устанавливать контакты на самых разных уровнях. Занимаются предоставлением разного рода информации ценового характера и номенклатурного. В рамках Торговой палаты создана самая крупная ассоциация российских экспортеров.

4. Заключение.

В области экспортной деятельности имеют место как экономические методы (в частности, использование таможенно-тарифной системы), так и использование нетарифных ограничений. Система таможенно-тарифного регулирования экспорта имеет периодический характер, т.е. в определенные периоды экспортные тарифы были отменены, потом вновь введены. Первые экспортные тарифы появились в 1991 г. вместо действующих экспортных налогов и первый экспортный тариф охватывал 100% товарной номенклатуры экспорта, вывозимой за пределы России.

Товарная номенклатура экспорта и сейчас достаточно ограничена. В первом Таможенном тарифе было 32 экспортных позиции, по истечении года их число значительно уменьшилось, и до 1994 г. внешнеторговая стратегия способствовала сведению на нет экспортный тарифов. Это объясняется тем, что в 1993 г. Россия активизировала свою деятельность по вступлению в ВТО (отмена экспортных тарифов, сокращение нетарифных ограничений).

Беспрепятственный вывоз сырья – это потеря экономической безопасности государства. К 1996 г. число позиций в экспортном тарифе было снижено до 1 товарной группы – нефть и нефтепродукты. С 1 июня 1996 г. и в отношении этой группы экспортный тариф был упразднен и вместо него был введен акцизный налог.

Такая ситуация сохранялась недолго – до дефолта 1998 г. Потом был вновь введен экспортный тариф. Первоначально до середины 1999 г. он был введен по ограниченным товарным позициям (нефть, газ, цветные и черные металлы). С 1999 г. – опять стал увеличиваться до первоначальной формы.

В настоящее время в товарную номенклатуру в рамках экспортного тарифа входят: все виды топлива; металлы, отходы и лом из металлов. На некоторые виды цветных металлов применяются комбинированные пошлины (фиксированные пределы €); лесоматериалы, с/х сырье, необработанные шкуры и кожи животных. Этот тариф действует и до настоящего времени.

В составе экспортного тарифа имеют место адвалорные, комбинированные, специфические таможенные пошлины. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, которые установлены как специфические, дифференцируются:

o в зависимости от марки поставляемой продукции;

o в зависимости от степени очистки;

o в зависимости от уровня действующих мировых цен;

Максимальные ставки – для нефти меньшей степени очистки; минимальные ставки – для более высокой степени очистки.

По мере роста мировых цен увеличивается и размер экспортной пошлины. Перерасчет экспортной пошлины осуществляется задним числом производства с корректировкой на акцизный налог. В определенной мере в рамках таможенно-тарифной системы используются таможенные режимы, которые позволяют менять экономический статус вывозимой экспортной продукции; получать возможность освобождения от экспортных пошлин на определенную часть или получать беспошлинную стоимость.

В отношении экспорта действует система нетарифных ограничений экспорта:

- квотирование;

- лицензирование;

- экспортный контроль;

- валютный контроль;

- таможенный контроль;

- экспертные оценки.

Все эти меры действуют в рамках контингентирования. Система валютного контроля по экспортным операциям не входит в рамки контингентирования.

В отношении импорта используется механизм таможенно-тарифного регулирования, который был введен в 1994 г. и фактически вступил в силу с 1995 г. Т.е импортные тарифы были введены в 1995 г., до этого не было никакого экономического воздействия на импорт. Система охватывает весь поток импортной продукции, роме того, таможенно-тарифное регулирование импорта включает:

· пошлины,

· РНБ и общий режим преференций,

· таможенную оценку ввозимой продукции,

· установление страны происхождения,

· подтверждение товарной номенклатуры ВЭД,

· таможенные режимы.

Импортные таможенные тарифы с точки зрения построения имеют одноколонный характер, однако ставки пошлин могут быть дифференцированы через РНБ или общий режим преференций. Кроме того, дифференцировать ставку пошлин позволяют таможенные режимы.

Список литературы:

1. Грачев Ю. Н. «ВЭД» учебно – практическое пособие 2001 г.

2. Дегтярева «ВЭД» учебное пособие М 2004 г.

3. Иванова «Внешнеторговая деятельность» М 2004 г.

4. Киреев «Международная экономика» 2000 г.

5. Дитенко «Основы ВЭД в РФ» СПб 2004 г.

6. Бровкова «ВЭД предприятий» учебник М 2001 г.

Скачать архив с текстом документа