Внешнеэкономическая деятельность РФ реформирование, проблемы и перспективы
СОДЕРЖАНИЕ: Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта НГАВТ Кафедра: ЭиМ Дисциплина: Внешнеторговые операции на водном транспортеМинистерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
НГАВТ
Кафедра: ЭиМ
Дисциплина: Внешнеторговые операции на водном транспорте
РЕФЕРАТ
на тему: «Внешнеэкономическая деятельность РФ: реформирование,
проблемы и перспективы»
Выполнила: ст.гр. ЭК-41
Красильникова М.Д.
Проверил: Демидов И.А.
Новосибирск 2011
Оглавление
Внешнеэкономическая деятельность РФ.. 4
Перспективы развития ВЭД России. 12
Список используемой литературы.. 16
Введение
На рубеже XXI века внешнеэкономическая деятельность России переживает сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.
Внешнеэкономическая деятельность РФ
ВЭД страны отражает ее национальные интересы и проводимую ею внешнюю и внешнеэкономическую политику. В то же время эта деятельность характеризует состояние ее экономики, уровень, темпы и условия развития, потенциальные возможности и фактическое использование имеющихся ресурсов.
Коренные преобразования в социально-экономическом строе нашей страны, переход России к рыночной экономике, возвращение ее экономики в мировое хозяйство принципиально изменили сущность и характер ВЭД РФ. ВЭД СССР, правопреемником которого стала Российская Федерация, строилась на принципах государственной монополии внешней торговли, валютной монополии и запрета на иностранные инвестиции, что отражало господствовавшую в стране административно-командную экономическую систему.
Состояние ВЭД в годы так называемой перестройки (1985-1991) существенно ухудшилось, как следствие социально-экономического кризиса, абсолютного снижения объемов производства, резкого увеличения внешней задолженности (к концу 1990 г. она составила более 80 млрд. долл.), ограниченных возможностей сырьевого экспорта (в 1985-1990 гг. из-за снижения мировых цен на энергоносители было потеряно не менее 45 млрд. долл. экспортной выручки).
Таково было наследство, которое получила Российская Федерация в области ВЭД.
Развитие ВЭД России в 90-е годы XX века проходило в чрезвычайно сложных условиях нарастания кризисных явлений в экономике, вызванных как коренными преобразованиями экономического строя национального хозяйства, так и трудностями переходной экономики, отягощенных неустойчивостью внутриполитической обстановки. Переход к рыночной экономике, вовлечение России в мировую экономику сделало ее зависимой от процессов в ней происходящих, что отрицательно сказалось на ее ослабленной экономике (примером может быть влияние мирового финансового кризиса 1997-98 гг., что было одной из причин событий августа 1998 г. – девальвация рубля и дефолт по обязательствам государства).
Существенным недостатком внешнеэкономической деятельности нашей страны является недостаточное развитие экспорта услуг, малая доля прямых инвестиций как иностранных, так и российских, высокая кредитная задолженность государства.
Реформирование ВЭД РФ
Кризис экономической системы государственного социализма, отразившийся в недостаточном и неэффективном развитии ВЭД сделал необходимым ее реформирование.
Потребность в радикальном реформировании ВЭД была вызвана целым рядом обстоятельств:
· государственная монополия внешней торговли порождала оторванность непосредственных хозяйствующих субъектов от мирового рынка и делала невозможной для них использовать преимущества международного разделения труда;
· предприятия, особенно обрабатывающей промышленности, не были заинтересованы в экспорте своей продукции, так как вся экспортная выручка полностью централизовалась государством;
· экспорт носил в основном остаточный характер и преследовал лишь одну цель - получение валютной выручки;
· импорт, особенно в период застоя, в 70-80 годы XX в. был экономически не обоснован, ввозились, главным образом, потребительские товары и сырье для их производства, что не создавало условий для развития производства и его технического обновления;
· оторванность от мирового технологического рынка, сосредоточение новейших технологий в военно-промышленном комплексе делала неконкурентоспособными отечественные товары, особенно машинно-технической продукции и ряд других факторов.
Реформа ВЭД в общем комплексе радикальных экономических преобразований стала особенно острой по мере исчерпания возможностей экстенсивного развития национальной экономики.
Основные цели реформы ВЭД:
· включение российской экономики в мировое хозяйство;
· использование преимуществ международного разделения труда;
· ускорение экономического и научно-технического развития на основе использования достижений мировой науки, техники и производства;
· создание заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении экспортно-импортной и других видов ВЭД;
· преодоление монополизма в экономике;
· преодоление отрицательных последствий административно-командной экономики во ВЭД;
· устранение неблагоприятных последствий экономических трудностей в экономике страны в 80-е годы.
В соответствии с названными целями были определены и основные направления проведения реформы ВЭД. Главными из них стали:
· Демонополизация ВЭД (ликвидация государственной монополии внешней торговли, валютной монополии и запрета на иностранные инвестиции);
· Децентрализация ВЭД (передача права ее осуществления непосредственно хозяйствующим субъектам);
· Либерализация ВЭД (отмена и существенное ослабление ограничений, порождаемых административно-командной экономикой);
· Переход к использованию преимущественно экономических методов государственного регулирования ВЭД;
· Решение проблемы конвертируемости российской валюты;
· Либерализация ценообразования и приближение внутренних цен к уровню мировых;
· Развитие негосударственных структур содействия ВЭД;
· Вступление РФ в международные экономические организации;
· Коренная реорганизация управления ВЭД на федеральном, региональном и местном уровне и на уровне фирм и предприятий;
· Разработка законодательства по ВЭД, соответствующего уровню достигнутому в промышленно-развитых странах и нормам международного права.
Реформа ВЭД началась во второй половине 80-х годов. Первым актом стало постановление СМ СССР от 19.08.1986 О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями, в соответствии, с которым были несколько расширены права министерств и небольшой группе предприятий (около 80) было предоставлено право выхода на внешний рынок при сохранении монополии государства на внешнюю торговлю. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 13.01.1987 было разрешено создание совместных предприятий с иностранным капиталом на территории СССР. Особую роль в реформировании ВЭД сыграло постановление СМ СССР от 12.12.1988 О дальнейшем развитии ВЭД государственных, кооперативных и иных общественных объединений и организаций, по которому всем названным структурам с 1 апреля 1989 г. было предоставлено право выхода на мировой рынок при условии конкурентоспособности их продукции.
Реальное начало подлинному реформированию было положено Указом Президента РФ от 19.11.1991 О либерализации ВЭД на территории РСФСР.
Данным актом была ликвидирована прежняя система ВЭД и положено начало формированию новой системы, адекватной рыночной экономике.
В 90-е годы многие из указанных задач были, в определенной мере решены и в области ВЭД в России осуществлена большая часть рыночных преобразований. Было разработано и внедрено в практику национальное законодательство по ВЭД - федеральные законы о регулировании ВЭД, о валютном регулировании и валютном контроле, об иностранных инвестициях, о таможенном тарифе, о международном коммерческом арбитраже. Таможенный кодекс РФ и целый ряд других правовых актов. Достигнута внутренняя конвертируемость российского рубля. Фирмы и коммерческие банки, независимо от формы собственности, получили возможность осуществления любых внешнеэкономических операций.
По сравнению с начальным периодом реформ роль внешней торговли в экономике России в количественном выражении заметно повысилась.
Реформа ВЭД проходит в сложных условиях сохраняющейся нестабильности экономической и политической ситуации, полностью не преодоленного экономического кризиса. Успешному проведению реформы ВЭД препятствует ряд факторов объективного и субъективного порядка, имеющих и внешний и внутренний характер.
К таким факторам можно отнести:
- сохраняющийся сырьевой характер российского экспорта делает неустойчивым его стоимостной объем;
- исчерпание экстенсивных возможностей наращивания экспорта сырьевых товаров;
- стабилизация и рост экспорта происходил, прежде всего, за счет роста его физического объема при заниженных (относительно уровня мировых цен) средних контрактных цен;
- рост доли сельскохозяйственного сырья и продовольствия в 1991 -98 гг. почти на одну треть и она составила в 1995 г. более 28%, что угрожает продовольственной безопасности страны.
- действующие ограничения для участников ВЭД, в частности обязательная продажа государству 50-75% валютной выручки и другие;
- утрата сложившихся внешнеэкономических связей с постсоциалистическими странами;
- усиление конкуренции со стороны фирм промышленно-развитых стран и транснациональных корпораций;
- сохранение рядом стран дискриминационных мер в отношении российских товаров;
- высокие процентные ставки по кредитам;
- неразвитость системы внешнеэкономического страхования, особенно по финансовым рискам;
- недостаточная квалификация кадров, привлекаемых к ВЭД и другие обстоятельства;
- отсутствие четкой долговременной программы реформирования;
- значительное развитие неорганизованной торговли, так называемые челноки.
Предоставление права выхода на внешний рынок всем предприятиям, без достаточно разработанной правовой базы, гарантирующей экономическую безопасность страны, без должной ответственности участников ВЭД, при отсутствии достаточного умения проводить экспортно-импортные операции и этики бизнеса нанесло России огромный экономический ущерб.
Дальнейшее развитие ВЭД, продолжение ее реформирования предполагает преодоление неблагоприятной ситуации, создание условий, способствующих прогрессу и ВЭД, и национальной экономики в целом. Одним из важнейших таких условия является разработка долгосрочной стратегии ВЭД России.
Проблемы ВЭД России
При определении внешнеэкономической стратегии России необходимо учитывать существенные слабости нашей экономике во внешнеэкономических связях. К основным проблемам ВЭД можно отнести:
· чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства (даже в технологически продвинутых отраслях);
· преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства;
· существенный, а в отдельных отраслях критический износ основных производственных фондов;
· ограниченные возможности внутреннего накопления;
· слабая мотивация и низкая интенсивность труда;
· значительная неравномерность в экономическом развитии регионов страны и большие разрывы в стандартах жизни между ними;
· разрыв после распада СССР и прекращении деятельности СЭВ сложившихся хозяйственных и торговых связей;
· ощутимая, особенно после распада СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая внешнеэкономические), высокая доля дальних перевозок на транспорте:
· большая зависимость производственной модернизации и стандартов жизни от импорта и привлечения зарубежных инвестиций, сложное положение с обслуживанием значительного внешнего долга;
· инерция бюрократизации экономики и всей системы государственного управления и значительная социально-политическая неустойчивость.
Успешному решению проблем международных экономических отношений России должно способствовать развитие механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещающего производства на микро- и макроуровне; дальнейшее развитие инфраструктуры ВЭД.
Перспективы развития ВЭД России
Во внешнеэкономическом комплексе России в последние годы отмечалось падение абсолютных объемов экспортной продукции. Помимо низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках значительную роль в ослаблении экспортных позиций стали играть следующие субъективные факторы:
1. Дискриминационные ограничения ЕС, США, Канады и других на продукцию российского производства, преимущественно полуфабрикаты и готовые изделия.
2. Антидемпинговые процедуры со стороны Комиссии ЕС, под которые подпадает значительное количество продукции металлургической, химической, легкой и других конкурентоспособных отраслей российской промышленности. Со стороны США и Канады такие меры направлены против поставок отдельных видов черных металлов.
3. Введение с 1997 г. импортных пошлин на российские нефтепродукты, ввозимые на территорию стран ЕС, пока в льготном режиме. Одновременно они, стремясь понизить энергетическую зависимость от России, ориентируются на поставщиков энергоносителей из других стран.
4. Высокий уровень концентрации по рынкам сбыта российского экспорта, ограничивающий его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на рынок Нидерландов; 60% поставок алюминия осуществляется на рынки двух стран – Японии и США; около 70% лесоматериалов – Финляндии и Японии; более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.
В условиях высокой экспортной ориентации российской промышленности, а также снижения конкурентоспособности отечественной продукции, как на внешних, так и на внутренних рынках конъюнктура мировых товарных рынков оказывает непосредственное воздействие на результаты развития сферы ВЭД, а также реального сектора экономики России.
Сокращение стоимостных объемов внешнеторгового оборота в России ведет к снижению роли ВЭД в решении задач экономической стабилизации в стране, сказывается отрицательно на доходной части государственного бюджета.
Однако, главной причиной неблагоприятной ситуации в сфере ВЭД России является сырьевая перегруженность отечественного экспорта. Следствие ее – чрезмерная зависимость от конъюнктурных колебаний, которым наиболее подвержены международные сырьевые рынки.
Ориентация на мировой рынок была и остается для России исключительно выгодным экономическим направлением, что соответственно требует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами. Для обеспечения этого процесса Правительством России определены стратегические цели и приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельности России:
1. Развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции.
2. Создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций.
3. Формирование современной производственной и финансово-экономической инфраструктуры ВЭД.
4. Устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска.
5. Рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечения процесса модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплексного оборудования и лицензий и др.)
Достижение этих целей и обеспечение стабильности ВЭД России предполагает изменение действующих и отработку новых элементов механизма государственного регулирования в соответствии с меняющейся конъюнктурой внутреннего и мирового рынка.
Заключение
На рубеже XXI века ВЭД России переживает сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.
Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.
Список используемой литературы
1. Рогачевский А.М. «Основы внешнеэкономической деятельности»
2. Интернет – ресурсы