Внешнеторговая политика государства свободная торговля и протекционизм
СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра экономики, менеджмента и маркетингаМинистерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга
Контрольная работа
по дисциплине «Мировая экономика»
Вариант №10
Преподователь: Пархаев Владимир Николаевич
Студент: Кучина Вера Константиновна
Факультет: учетно-статистический
Специализация: Бухгалтерский учет
Группа: 2Бг-2
№ зачетной книжки:08УББ00771
Барнаул 2010
План работы
Введение…………………………………………………………………….3
Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм…………………………………………………………………….4
Контрольные тестовые задания .............................................................8
Заключение……………………………………………………………….13
Список литературы ....................................................................................14
Введение
Внешнеторговая политика – это комплекс мер, позволяющих осуществлять торговлю и с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.
Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.
Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговля.
Торговая политика всегда привлекала внимание людей. Их интересовало, почему одни государства, обладавшие большим количеством ресурсов, оставались бедными, в то время как другие государства, обладавшие лишь человеческими ресурсами, быстро богатели. Это, а также поиск оптимальных путей развития внешней торговли составляют одну из наиболее сложных, но и интересных проблем экономической науки. Этим вопросом занимается целый ее раздел — международная экономика. Со временем внутри него сформировались два больших научных направления — свобода торговли (основатели А. Смит., Д. Рикардо) и протекционизм (основатели — А. Гамильтон и Ф. Лист).
Внешнеторговая политика государства: свободная торговля и протекционизм
Самая старая форма международных отношений – это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.
В условиях развития международных экономических отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке.
Основные виды внешнеторговой политики.
Традиционными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство (свободная торговля).
Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердилась в 19 веке в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли).
Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство) - политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков. Это система государственного регулирования внешнеторговых связей, направленных на создание благоприятных условий фирмам-резидентам. Инструменты протекционизма: таможенные пошлины, тарифы ( делятся на адвалорные, т.е. пошлина с цены товара; специальные (в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара); автономные; договорные) и субсидии.
Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:
- экспортными (он применяются в промышленно развитых странах, в РФ применяются только на бензин и мазут); - импортные; - транзитные;
Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.
Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.
Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.
Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.
Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.
В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.
В реальной международной экономической ситуации существует несколько видов протекционистской политики :
- селективный протекционизм, применяемый против отдельных стран или отдельных товаров;
- отраслевой протекционизм - это политика, которая защищает определенные отрасли, к примеру, сельское хозяйство;
- коллективный протекционизм, т.е. такая протекционистская политика, которая осуществляется методами внутренних экономических мер.
У протекционизма есть свои плюсы и минусы. Преимущества протекционизма:
-сдерживание импорта помогает уравновесить торговый баланс; защита национальной экономики от демпинга; « защита молодых отраслей, которые еще неконкурентоспособны и нуждаются в государственной поддержке; торговые барьеры на пути иностранных товаров стимулируют собственное производство.
Недостатки политики протекционизма заключаются в следующем:
-ослабляется конкуренция в экономике; снижается эффективность производства; в достаточной степени не используются преимущества международного разделения труда; подрываются возможности экспорта, так как ограничение импорта сдерживает и будущий экспорт.
Политика свободной торговли (или фритреда — от англ. freetrade) как явление экономической жизни возникла во второй половине XVIII в. Решающее значение для ее теоретического обоснования имел выход в свет известного сочинения А. Смита Исследование о природе и причинах богатства народов
Фритредерство - это политика весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе игры свободных рыночных сил спроса и предложения.
- это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левых партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.
Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Свободная торговля обладает следующими преимуществами :
-стимулирует конкуренцию, ограничивая монополизм; » повышает эффективность производства, снижает цены;
-расширяет выбор товаров для потребителей;
-позволяет полностью использовать преимущества международного разделения труда.
Сторонники фритредерства считают, что аргументы в пользу протекционизма дискуссионны, поскольку цели, которую он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.
Контрольные тестовые задания
1. Основным побудительным мотивом участия страны в международном разделении труда является:
а) получение новейшей информации о конкурентах
б) передел сфер экономического влияния между странами
в) получение экономических выгод
г) доступ к источникам сырья и энергии
д) политические мотивы.
Ответ: в)
Международное разделение труда - объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо, от их экономической развитости и характера общественного строя. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты.
Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является стремление к получению экономических выгод . Реализация получаемого участниками МРТ эффекта в этом случае происходит в результате действия закона стоимости, проявляющегося в различиях между национальной и интернациональной стоимостью товара. Закон стоимости - движущая сила МРТ в условиях товарного производства.
2. Валютный курс в широком смысле — это:
а) цена денежной единицы страны, выраженная в золоте;
б) цена денежной единицы страны, выраженная в денежной единице другой страны;
в) цена денежной единицы страны, выраженная в долларах США;
г) цена денежной единицы страны, выраженная в евро;
Ответ: б) по определению.
С точки зрения материально-вещественной формы валютой являются любые выраженные в той или иной национальной денежной единице платежные документы или денежные обязательства, используемые в международных расчетах. Обычно речь идет о банкнотах, казначейских билетах, различных видах банковских счетов, а также чеках, векселях, аккредитивах и других платежных средствах.
Эти платежные документы, выраженные в различных валютах, покупаются и продаются на специальном рынке - валютном. Спрос и предложение на национальном валютном рынке формируются в результате столкновения денежных требований и обязательств, выраженных в различных валютах, опосредующих международный обмен товарами, услугами и движение капитала.
Задача
На основании статей, приведенных в таблице, составьте платежный баланс страны, классифицируя каждую из операций как кредит или дебет.
Операции | Оценка, ден.ед. |
Покупка резидентами страны А ценных бумаг иностранных фирм | 70 |
Импорт товаров и услуг в страну А | 115 |
Экспорт товаров и услуг из страны А | 135 |
Денежные переводы фирм в страну А | 50 |
Продажа ценных бумаг страны А иностранцам | 75 |
Импорт золота в страну А | 75 |
Решение
Платежный баланс - балансовый счет международных операций страны в форме соотношения валютных поступлений и платежей.Отражает соотношение между объемом товаров и услуг, полученных данной страной из-за границы и предоставленных зарубежным странам, а также изменения в финансовой позиции страны по отношению к загранице. Платежный баланс имеет дело с потоками, а не с запасами, с изменениями в реальных и финансовых активах и пассивах, происходящими за базисный период.
Основополагающим для составления платежного баланса является метод двойной записи международных сделок. Этот метод базируется на том, что каждой регистрируемой операции соответствует платеж в той или иной форме, а баланс платежей и поступлений должен сходиться. Система двойной бухгалтерской записи, используемая при составлении платежного баланса, означает, что каждая операция представлена двумя записями, имеющими одинаковое значение. Одна из них регистрируется как Кредит и имеет положительный знак, другая - как Дебет с отрицательным знаком, а сумма их величин должна равняться нулю.
Таким образом, при составлении платежного баланса в графу Кредит заносится экспорт товаров и услуг, получаемый доход, увеличение пассивов или уменьшение активов, а в графу Дебет - импорт товаров и услуг, уплачиваемый доход, уменьшение пассивов или увеличение активов. Другими словами, для активов (материальных или финансовых) кредитовая проводка означает операцию, приводящую к их вывозу (и тем самым к уменьшению), в то время как контрпроводка по дебету показывает операцию, приводящую к их ввозу (и тем самым к росту).
Важнейшим принципом построения платежного баланса является проведение различия между резидентами и нерезидентами при учете всех сделок. В соответствии с общепринятыми критериями к резидентам относят физических лиц, имеющих постоянное местожительство в данной стране, предприятия и организации, созданные в соответствии с законодательством данной страны и находящиеся в этой стране. Кроме того, резидентами являются дипломатические и иные официальные представительства страны за рубежом, а также зарубежные филиалы и представительства предприятий и организаций-резидентов.
Существует два различных подхода к регистрации операций для статистики платежного баланса: регистрация сделок на момент операции и на момент расчета.
Составление платежного баланса на момент расчета охватывает только сделки, связанные с наличными платежами. Таким образом, в нем учитываются только фактически осуществленные платежи и поступления. В силу этого указанный подход имеет определенные ограничения: не принимаются во внимание операции, осуществляемые без наличных расчетов, а также полученные и предоставленные кредиты.
Статья | Дебит | Кредит |
Импорт | 115 | |
Экспорт | 135 | |
Покупка ценных бумаг | 70 | |
Продажа ценных бумаг | 75 | |
Денежные переводы | 50 | |
Импорт золота | 75 | |
Итого | 260 | 260 |
Заключение
В истории МЭО известны два полярно противоположных типа внешнеэкономической политики: свободная торговля (фритред) и протекционизм; на протяжении XX в. наблюдались колебания в предпочтениях государств по отношению к тому или иному типу внешнеэкономической политики: начало столетия, 20-е и 50-е гг. характеризовались всплеском фритредерских настроений, а 30-е и 70-е — возрождением интереса к протекционизму; оба варианта экономической политики обладают позитивом и негативом, что позволяет в современных условиях говорить о необходимости разумного синтеза свободной торговли и протекционизма при сохранении магистральной тенденции к либерализации мировой экономики; введение протекционистских мер способствует временному повышению доходов производителей и государства при снижении уровня жизни подавляющей части населения, а в долгосрочной перспективе — к общему сокращению национального благосостояния и ослаблению позиций страны в МЭО.
Список использованной литературы
1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
2. Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
3. Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4. Международные экономические отношения: Учебник //под
ред. А.И Евдокимова. Москва, 2006г.