Внешнеторговая политика государства

СОДЕРЖАНИЕ: Цели и направления внешнеторговой политики государства. Таможенные тарифы и нетарифные барьеры. Объекты и субъекты внешнеторговой деятельности Украины. Механизм экспортного и импортного регулирования. Содействие развитию внешнеторговой деятельности.

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный технический университет

Факультет экономики

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

по теме: «Внешнеторговая политика государства»

Исполнитель

Студентка гр. ЭФК-07в

__________________ Коломоец О. В.

подпись, дата

Консультант

__________________ Кузнецова З. П.

подпись, дата

Донецк 2009


Донецкий национальный технический университет

Факультет экономики

Кафедра экономической теории

Дисциплина – макроэкономика

Специальность - Финансы и кредит

Курс 2 группа ЭФК-07в 4 семестр

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студентки

Коломоец Оксаны Владимировны

Тема работы: Внешнеторговая политика государства

Срок сдачи работы________________________________________

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению: цели и основные направления внешнеторговой политики государства, таможенные тарифы и нетарифные барьеры, объекты и субъекты внешнеторговой деятельности Украины, методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, механизм экспортного и импортного регулирования, содействие развитию внешнеторговой деятельности и её стимулирование

Дата выдачи задания____________________________________


РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу

по дисциплине «Макроэкономика» студентки

Донецкого национального технического университета

Факультета экономики

ЭФК-07в, Коломоец Оксаны Владимировны

Тема курсовой работы: Внешнеторговая политика государства

Положительные стороны работы:

Недостатки работы:

Оценка____________________

Дата ___________ Рецензент_______________________

Реферат

Курсовая работа: 34с., 22 источникa.

Объект исследования – внешнеторговая политика государства.

Цель работы – изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства, знакомство с системой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, выявление слабых мест в регулировании внешнеэкономической деятельности, а также путей её стимулирования. Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах. Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА,ФРИТРЕДЕРСТВО, ПРОТЕКЦИОНИЗМ, ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ, НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ, АДВАЛОРНАЯ ПОШЛИНА, КВОТА, ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ: НА ИМПОРТ, НА ЭКСПОРТ, ТОРГОВОЕ ЭМБАРГО, ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ, ДЕМПИНГ

Календарный план

п/п

Этапы подготовки курсовой работы

Срок выполнения этапов работы

Примечания

1

Выбор темы, составление плана, подбор литературы

18.02.09-28.02.09

2

Выяснение теоретических аспектов темы. Сбор фактического и статистического материала

1.03.09-1.04.09

3

Подготовка чернового варианта курсовой работы

2.04.09-20.04.09

4

Составление чистового варианта курсовой

21.04.09-10.05.09

5

Подготовка к защите курсовой работы. Защита работы

11.02.09-20.05.09

Студентка гр. ЭФК-07в _______________ Коломоец О. В.

Руководитель __________________ Кузнецова З. И.

«____» февраля 2009


План

Введение

1. Внешнеторговая политика государства

1.1 Цели и основные направления внешнеторговой политики государства

1.2 Таможенные тарифы и нетарифные барьеры

1.3 Объекты и субъекты внешнеторговой деятельности Украины

2. Основы государственного регулирования внешнеторговой политики

2.1 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

2.2 Механизм экспортного и импортного регулирования

2.3 Содействие развитию внешнеторговой деятельности и её стимулирование

Выводы

Список литературы


Введение

Внешнеэкономическая деятельность является одним из главных направлений развития многих современных государств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны, также доходов от экспортно-импортных операций. Для многих стран, где по определённым причинам отсутствуют производственные процессы, ВЭД - единственный способ обеспечения себя необходимыми товарами,

Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах.

Рассмотрим объективные причины, которые заставляют государства заниматься внешнеэкономической деятельностью. Это - неравномерность распределения сырья по поверхности земли (у одних стран есть полезные ископаемые, а у других нет); различные климатические условия, что сказывается на способе возделывания земли, урожайности сельского хозяйства; различие в экономике и экономической структуре государств (есть развитые промышленные страны, а есть менее развитые - аграрные); неодинаковый уровень развития техники и технологии в отдельных отраслях (например, немецкие автомобили, японская электроника, французские вина, российское вооружение, американские самолеты и т.п., почти в каждом государстве есть товары, которые они делают лучше других). Государству выгоднее специализироваться на производстве тех товаров, издержки при производстве которых - минимальны, и завозить те товары, издержки, по производству которых выше, чем при их ввозе.

Актуальность темы: события, происходящие сейчас в мире, свидетельствуют о новых подходах к экономическим отношениям между странами, поэтому всё большее значение приобретают вопросы организации внешнеэкономической деятельности, её регулирования, заключения контрактов, технологии доставки товаров и расчётов за них, техники оформления внешнеторговых операций и сделок. Международные коммерческие операции, хотя и подчиняются нормам украинского права, но отличаются своими правилами, нормами и обычаями от сделок внутри страны, в том числе и тем, что они регулируются международными нормативными актами. Поэтому приобщение к международному сообществу решительно меняет наши представления о современном мире, заставляет ставить и осмысливать новые проблемы и в конечном итоге требует нового мировоззрения, поведения, квалификации и знаний. Многому в этой области можно и нужно учиться не только студентам, но и бизнесменам, занимающимся внешней торговлей.

Целью работы является изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства, а также знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, раскрытием их методов и особенностей. Очень важно выявить положительные и отрицательные стороны внешнеэкономической деятельности для экономики страны, преимущества и недостатки влияния.


1. Внешнеторговая политика государства

1.1 Цели и основные направления внешнеторговой политики

Внешнеторговая политика государства– это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику [1, c. 676].

Внешнеторговая политика государства – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда [2, c. 367].

Внешнеторговая политика государства – деятельность государственных органов по созданию оптимального соотношения экспорта и импорта страны, обеспечивающего устойчивое экономическое развитие национальной экономики и реализации страной максимальной выгоды [3, c.457].

Основные цели внешнеторговой политики:

изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;

изменение объема экспорта и импорта;

изменение структуры внешней торговли;

обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.д.);

изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.

Существуют два основных направления внешнеторговой политики:

политика свободной торговли (либерализм или фритредерство);

протекционизм.

Для различных стадий исторического развития общества характерны различные направления внешнеторговой политики.

В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции. В этот период протекционизм играл прогрессивную роль, содействуя быстрому росту промышленности и развитию экономики в целом.

В современной политике регулирования внешнеторгового обмена проявляется объективная потребность в облегчении международного общения. В области МЭО это выражается в ослаблении ограничений внешнеторгового обмена, стремлении к устранению препятствий на его пути. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли, под которой понимается весь комплекс государственных мероприятий по регулированию внутренней экономики и внешних связей для содействия внешнеторговому обороту и снижению таможенных и иных барьеров.

Элементы либерализации внешней торговли существовали и до войны в виде политики свободной торговли. Однако современная либерализация обладает рядом существенных отличий:

расширена сфера регулирующих мероприятий, которые вышли за пределы тарифной политики и охватывают все отрасли хозяйственной жизни;

возросла роль согласованных международных действий, координированный усилий различных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового обмена;

удалось добиться долговременного снижения общего уровня помех развитию внешней торговли.

Политика свободной торговли ( free trade ) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась. [4, c.290]

Протекционизм ( protectionism ) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры. [4, c. 289-290]

Можно выделить несколько форм протекционизма:

селективный – направлен против отдельных стран или товаров;

отраслевой – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

коллективный – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии , при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

В чистом виде автаркическая политика предполагает, что любой импорт должен быть заменен на отечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных стран к замещению импорта отечественной продукцией можно охарактеризовать как автаркическую политику.

Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям. К инструментам внешнеторговой политики относится система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются тарифы и нетарифные барьеры. [5, c. 398-400]

1.2 Таможенные тарифы и нетарифные барьеры

Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

Таможенные тарифы - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Обычно таможенные тарифы устанавливаются на национальном уровне, но существуют и единые тарифы нескольких стран в рамках таможенных союзов. Размер ставок таможенных тарифов повышается вместе со степенью переработки товара.

Таможенные тарифы различают по следующим основаниям:

а) по механизму установления и взимания:

адвалерную пошлину, которую вводят в виде процента к таможенной стоимости товаров, что увеличивает их цену на ее ставку;

специфическую пошлину, учреждаемую в форме фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и др.) товаров, вследствие чего их цена возрастает пропорционально этим единицам и фиксированной ставке обложения;

комбинированную пошлину, которая синтезирует два предыдущих ее вида;

б) по направленности облагаемого внешнеторгового оборота:

экспортные пошлины, сдерживающие вывоз, когда мировые цены выше, чем внутринациональные, и когда экспортеры вывозят слишком много ресурсов или товаров в погоне за прибылью либо для вывоза капитала (части выручки от экспорта), что характерно для неразвитых стран;

импортные пошлины, применяемые гораздо чаще и всеми странами прежде всего для защиты отечественного рынка от внешних поставщиков;

в) по целям таможенного обложения:

фискальные пошлины, устанавливаемые для пополнения госбюджета, как правило, по невысоким ставкам на ресурсы и продукты, относящиеся к критическому импорту (не выпускающиеся страны);

защитные пошлины на продукцию национальных производителей, оберегающие их от зарубежных конкурентов, вследствие чего по этой продукции ставки обложения дифференцируют в зависимости от степени отставания в конкурентоспособности ее отечественных поставщиков по сравнению с иностранными, иногда достигая степени запретных пошлин (разновидности защитных);

компенсационные (антидемпинговые) пошлины, вводимые одной стороной в ответ на установление другой стороной торговых барьеров либо на поддержку экспорта последней [2, c. 297-300].

Нетарифные барьеры - система административных и экономических мер, применяемых государством в целях регулирования ввоза и вывоза товаров, в том числе: количественные ограничения ввоза, лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, импортные сборы, таможенные формальности и др.

Нетарифные барьеры подразделяются на 3 группы:

Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;

Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;

Прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.

Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия, по которой они подразделяются на 7 категорий:

Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.

Меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).

Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли.

Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.

Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.

Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.

Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т.ч. качества и безопасности.

Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.

Экспортные квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.

Существуют квоты глобальные , устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные .

Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта , которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении.

Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты . В пределах установленных квот товары импортируются без взымания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины.

Квоты обычно распределяются на основе лицензии , которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.

Основными видами лицензий являются:

а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в соответствующий список, в течение определенного периода;

б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой разрешается импорт либо экспорт определенного товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт [2, c. 301-304].

1.3 Объекты и субъекты внешнеторговой деятельности Украины

К объектам внешнеэкономической деятельности в Украине относятся:

товары, капитал и рабочая сила;

предоставление субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе: производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, посреднических, аудиторских, юридических, туристских и других, прямо и исключительно не запрещенных законами Украины;

научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и другая кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;

международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины;

кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины; создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности указанных учреждений на территории Украины в случаях, предусмотренных законами Украины;

совместная предпринимательская деятельность между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, которая включает создание общих предприятий разных видов и форм, проведение общих хозяйственных операций и совместное владение имуществом как на территории Украины, так и за ее пределами;

предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности; аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины;

организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, аукционов, торгов, конференций, симпозиумов, семинаров и других подобных мероприятий, которые осуществляются на коммерческой основе, с участием субъектов внешнеэкономической деятельности; организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины за иностранную валюту в предусмотренных законами Украины случаях;

товарообменные (бартерные) операции и другая деятельность, построенная на формах встречной торговли между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

арендные, в том числе лизинговые, операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском валютном рынке;

работы на контрактной основе физических лиц Украины с иностранными субъектами хозяйственной деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами; работы иностранных физических лиц на контрактной оплатной основе с субъектами внешнеэкономической деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами;

другие виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенные прямо и в исключительной форме законами Украины.

Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все украинские юридические лица и граждане (физические лица).

Субъектами внешнеторговой деятельности могут быть как украинские, так и иностранные участники. К украинским участникам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, имеющие постоянное местонахождение на территории Украины, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Украины и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Юридическим лицом, согласно Гражданского кодекса Украины, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Гражданин (физическое лицо) вправе заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе и внешнеторговой) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Иностранными участниками внешнеторговой деятельности могут быть юридические лица и организации в иной правовой форме, а также физические лица, включая лиц без гражданства, гражданская правоспособность (т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности), которых определяется по праву иностранного государства.

Всех участников внешнеторговой деятельности Украины можно классифицировать по трём признакам:

1) по профилю внешнеторговой деятельности;

2) по характеру совершаемых внешнеторговых операций;

3) по организационно-правовым формам.

2. Основы государственного регулирования внешнеторговой политики

2.1 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами и соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлении и решении правительства.

Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами, законами и иными нормативными правовыми актами страны посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

Внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных законами.

Экономические методы регулирования.

К методам экономического характера относят различные налоги и сборы, особые виды таможенных пошлин, меры валютного регулирования, субсидии и другие.

Практически во всех странах применяется пограничное налогообложение товаров. Его целью является в первую очередь создание одинакового налогового режима для одних и тех же товаров иностранного и отечественного производства. К таким мерам относится применение акцизного сбора, других уравнительных налогов и сборов, в том числе лицензионного сбора, сбора за регистрацию.

К мерам валютного и финансового характера относятся различные ограничения на расходования иностранной валюты: множественность валютных курсов, налоги при операциях с иностранной валютой, беспроцентный залог. Под множественностью валютных курсов подразумевается установление дифференцированного курса пересчета национальной валюты в иностранную в зависимости от рода сделки, партнера или товара. В ряде развивающихся государств налоги при операциях с иностранной валютой составляют 50-60% от стоимости ввозимых товаров.

Государство для защиты своих производителей не только ограничивает импорт, но и поощряет в форме субсидий отечественных экспортеров. Экспортные субсидии могут быть в формах прямых дотаций, льготного налогообложения, льготного кредита.

В развитых странах широкое применение находят антидемпинговые меры в форме взимания с импортных товаров дополнительных высоких пошлин.

Демпинг определяется как продажа товара по ценам ниже издержек производства. Международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже мировой или ниже внутренней. Выявление демпинга выступает причиной наложения карательной антидемпинговой пошлины, которая несколько раз превышает обычную.

Главным недостатком ценовых или стоимостных методов регулирования остается их косвенное воздействие на национальную экономику. Часто иностранные экспортеры идут на их выплату за счет понижения собственной прибыли. При импорте товара с низкой эластичностью экономические барьеры могут и не повлиять на уровень импорта. Это приводит к более широкому использованию методов административного регулирования внешней торговли.

Административные методы регулирования.

Из всех нетарифных административных барьеров наибольшее распространение получила квота. Квота представляет собой ограничение производства продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны, которое действует в течении некоторого периода.

В мировой практике используются индивидуальные, тарифные, глобальные и другие виды квот.

Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам . различают пропорциональную квоту , которая определяется по доле каждой страны в импорте за базовый период, и двухстороннюю квоту, предоставляемую в обмен на встречные торговые уступки или политические обязательства другой страны.

Тарифные квоты предусматривают поставку определенного количестве товара в обычном режиме, а для поставки сверх этого количества устанавливается более жесткий тариф. Например, Япония установила тарифные квоты на мясной скот , сыр, кукурузу, солод, первичный спирт.

Глобальные квоты устанавливают размер общего количества импорта товара на определенный период без распределения его между странами-поставщиками, что позволяет избирательно подходить к выбору страны-поставщика.

Рассматривая действие импортной квоты и таможенного тарифа, можно отметить, что их воздействие на уровень благосостоянии страны в целом идентично. Однако главное отличие их в том, что при введении импортной квоты происходит замена рыночного механизма административным регулированием, в то время как при введении тарифа рыночный механизм лишь корректируется.

Одним из сравнительно новых видов нетарифных мер стало добровольное самоограничение экспорта , практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта. Хотя внешне такая форма ограничения торговли представляется добровольной, она является результатом давлением страны-импортера. «Добровольное» самоограничение экспорта осуществляется, как правило, под угрозой применение жестких протекционистских санкций, в результате которых страна-экспортер может потерять большую часть национального рынка [, c. 289-305]

2.2 Механизм экспортного и импортного регулирования

Экспорт – вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Импорт – ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезённые товары, предназначенные для потребления в народном хозяйстве страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. К реэкспортным товарам относятся товары, ввезённые в страну, а затем вывезенные за границу без переработки

В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из и импорт в осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях правительством в целях:

обеспечения национальной безопасности страны;

выполнения международных обязательств с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

защиты внутреннего рынка страны.

Постановления о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

соблюдение общественной морали и правопорядка;

охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

сохранение культурного наследия народов;

защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них;

необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

обеспечение национальной безопасности;

защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса;

выполнение международных обязательств [7, c. 32-40].

Ввозимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в стране [6, c. 304]

На отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются законами страны.

Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензии выдаются органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов не дискриминации и добросовестной коммерческой практики.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.

Приграничная торговля осуществляется между лицами данной страны, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории этой страны, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах с определьными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах существующей приграничной территории [8, c.57-66]

2.3 Содействие развитию внешнеторговой деятельности и её стимулирование

Эффективность государственного регулирования ВЭД во многом обеспечивается за счет выработки обоснованной внешнеэкономической стратегии с всесторонним учетом интересов и возможностей страны на отдельных этапах ее развития и на перспективу.

В качестве главной цели внешнеэкономической политики должно быть провозглашено активное участие страны в создании и развитии нового международного экономического порядка. Речь идет о выработке международных правил, способствующих глобализации деловой активности и размыванию экономических границ; формировании новых норм движения капитала и зарубежных инвестиций, технологий; защите прав интеллектуальной собственности; гармонизации стандартов. Большое значение придается таким вопросам, как усиление координации макроэкономической и валютно-финансовой политики развитых стран, укрепление международной экономической системы, урегулирование внешнеторговых дисбалансов, поддержка развивающихся экономик.

Большую роль играют экономические рычаги регулирования ВЭД.

Развитию ВЭД способствует развитая система государственного страхования торговли и инвестиций.

Государство выступает также организатором системы обслуживания внешнеэкономических связей и финансирует эту деятельность из бюджетных средств. Данная система носит разветвленный характер, охватывая такие сферы деятельности, как сбор и анализ маркетинговой информации, оказание информационно-консультационных услуг, организация рекламно-выставочной работы. Она содействует повышению эффективности ВЭД, приобщению к ней новых участников.

Важным направлением государственного участия во ВЭД является информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации.

Эффективность внешнеэкономического комплекса в значительной мере зависит от прочности институциональных основ ВЭД. В системе органов государственного управления этой сферой можно выделить административные, координационные и консультативные.

Среди государственных административных органов особое место занимает Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), которое разрабатывает и координирует промышленную и внешнеторговую политику страны. МВТП обеспечивает развитие торговых отношений с зарубежными странами, решает связанные с внешней торговлей валютные вопросы, содействует производству экспортных товаров, устанавливает квоты на импорт лицензируемых товаров, выдает разрешения на импорт, определяет соответствующие правила торговли.

Данное министерство играет ключевую роль в планировании и структурной перестройке экономики в сторону приоритетного развития внутреннего рынка, высокотехнологичных и непроизводственных отраслей, увеличения экспорта при одновременном росте зарубежных инвестиций, расширения производства за рубежом, создания конкурентоспособной информационноемкой экономики, сокращения внешнеторгового дисбаланса и уменьшения зависимости от импорта сырьевых товаров и энергоресурсов.

Последовательность и согласованность реализации торгово-экономической политики в значительной мере обеспечивается за счет тесной межведомственной координации правительственных органов.

Содействие развитию внешнеторговой политики заключается в следующем:

усиление государственного участия в определении и реализации целей, приоритетов, основных направлений структурной политики, ее тесной увязке с внешнеэкономическим регулированием;

укрепление законодательной и нормативно-правовой основы государственного регулирования ВЭД;

укрепление институциональных основ государственного регулирования ВЭД. В частности, было бы оправданным создать вместо многочисленных и нередко дублирующих друг друга правительственных и межведомственных комиссий по различным вопросам ВЭД одной правительственной комиссии или совета по внешнеэкономическим связям во главе с премьером или первым вице-премьером. Задача этого органа – координация деятельности всех российских министерств и ведомств, занимающихся отдельными областями ВЭД;

формирование общегосударственной системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности, финансируемой за счет средств государственного бюджета (возможно, с привлечением ресурсов предпринимательских структур) и управляемой специальным уполномоченным органом. Необходимое условие эффективного функционирования такой системы – создание широкой сети информационно-консультативных служб;

выработка и практическое использование механизмов кредитования экспорта, предоставления государственных гарантийных обязательств, страхования торговли и инвестиций от коммерческих и политических рисков;


Выводы

После изучения данной темы можно сделать вывод о том, что внешнеэкономическая деятельность в различных её формах и проявлениях является нужной для развития экономики любой страны.

Можно выделить следующие преимущества и недостатки ВЭД: она способствует росту ВВП и ВНП, способствует расширению товарного ассортимента, стимулирование производства для экспорта продукции, расширяет внешнеэкономические связи, но при отсутствии контроля, ущемляет национального производителя.

Правительство различных стран предпринимает различные действия для контроля объёмов поставок импортной продукции, недопущения нарушения правовых норм. Для этого применяются стимулирующие и ограничивающие инструменты, такие как льготные или наоборот, очень высокие таможенные пошлины. Государство также контролирует работу таможенных органов путём проведения спецопераций, регулярных проверок, что существенно понижает риск нелегального везения товаров на таможенную территорию страны, способствует борьбе с коррупцией в государственных структурах.

При прохождении таможенного контроля и оформления, товар подлежит различным видам контроля (фитосанитарному, ветеринарному, карантинному, радиологическому, экологическому и др.) для определения степени его соответствия общегосударственным стандартам, качества и пригодности для использования. С помощью этих и других инструментов, государство регулирует ввозимые и вывозимые грузы.

Итак, можно сделать вывод, что ВЭД является важной составляющей экономического развития страны, однако для положительного её влияния, необходимо держать её объёмы и структуру в определённых рамках, которые будут приносить доход в бюджет, прибыль субъектам ВЭД, насыщать рынок нужными товарами, не наносить ущерба национальным производителям.

Список литературы

1. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика/ Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784с.

2. Агапова Т. А., Серёгина С. Ф. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Под общеё ред. д.э.н., проф. А. В. Сидоровича, МГУ им. М. В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002 – 448с.

3. Панчишин Степан Макроекономіка: Навч. посіб. – К.: Либідь, 2001. – 601с.

4. Задоя А. А., Петруня Ю. Е. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., стер. – К.: О-во «Знання», КОО, 2006 – 368с.

5. Бутук А. И. Макроэкономика, 1996 – 320с.

6. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002 – 472с.

7. Кухарська Н. Експортно-імпортна політика// Регіон. екон. – 2005. - № 1

8. Кухарська Н. Експортно-імпортна політика (продовження)// Регіон. екон. – 2005. - № 3

9. Вишивана Б. М. Оцінка експортно-імпортної діяльності в Україні// Фін. України. – 2008. - № 1.

10. Анисимов С.А. О внешней торговле, налогах и таможенных пошлинах / С.А. Анисимов, А.В. Сакович// Финансы : Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал . М. (Россия) - 2006. № 10. . С.28-37

11. Бураковський І. «Теорія міжнародної торгівлі», К., 1996

12. Внешнеторговые сделки/ Сост. И. С. Гринько. – Суми: Фирма «Реал», 1994 – 464с.

13. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. 11-го изд. Т 1, 2 – М.: Республика, 1992. – 400с.

14. Международные экономические отношения : Учебник для вузов / Б.М. Смитиенко, Л.И. Комиссарова, Н.В. Лукьянович и др. ; Под ред. Б.М. Смитиенко . М. : ИНФРА-М, 2005 . 512с.

15. Миклашевская Н.А. Международная экономика : Учебник / Под общ.ред.Сидоровича А.В.,МГУ им.М.В.Ломоносова . М. : Дело и Сервис, 1998 . 272с. Учебники МГУ им.М.В.Ломоносова .

16. Наговицин А. Г. «Внешняя торговля», М: Русская Деловая Литература, 1999 – 288с.

17. Наказ ДМСУ № 933 Про внесення змін до наказу Держмитслужби від 09.07.97 № 307;

18. Таможенный Кодекс Украины

19. Циганкова Т. М., Петрашко Л. П., Кальченко Т. В. «Міжнародна торгівля: навч. посібник» - К.: КНЕУ, 2001 – 488с.

20. Фигурнова Н.П. Международная экономика : Учебное пособие для вузов / Н.П. Фигурнова . М. : Омега-Л, 2005 . 509с.

21. Фомичёв В. И. «Международная торговля: Учебник» - М.: ИНФРА-М, 1998 – 496с.

22. http://friedman.com.ua/ru/

Скачать архив с текстом документа