Внешняя разведка США CIA

СОДЕРЖАНИЕ: ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ США Любое государство, как организация политической власти, как устройство общества, нуждается в механизме, который оградил бы его от посягательств на его суверенитет, целостность, власть. Важнейшей частью этого механизма является разведка.

ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ США

Любое государство, как организация политической власти, как

устройство общества, нуждается в механизме, который оградил бы

его от посягательств на его суверенитет, целостность, власть.

Важнейшей частью этого механизма является разведка.

Разведывательная деятельность состоит в сборе и анализе

информации о предполагаемых внешних и внутренних угрозах госу-

дарству и обществу, а также в осуществлении мероприятий по пре-

дотвращению и ликвидации этих угроз.

История внешней разведки США началась в период Второй ми-

ровой войны. По словам Кима Филби, до этого секретная

информация из других стран поступала в ограниченном количестве

в результате сверхплановой деятельности американских военных

атташе и дипломатов.

В Нью-Йорке в 1940 году был создан я1Британский координаци-

я1онный центр по вопросам безопасности американских поставок в

я1Англию.я0 Уильям Стивенсон, руководитель этой организации, отдал

основные силы на то, чтобы убедить американцев в необходимости

создания собственной разведывательной службы. Он вызвал интерес

к этому у президента Рузвельта. В 1942 г. было учреждено я1Управ-

я1ление стратегических служб я0(УСС) во главе с генералом Донова-

ном. В это время предусматривалось тесное сотрудничество с анг-

лийской разведкой.

Первоначально УСС было создано как научно-исследователь-

ская и аналитическая организация. Впоследствии оно получило к

тому же задание планировать и осуществлять специальные операции.

После окончания войны все подразделения УСС, кроме службы

секретной разведки и службы анализа, были распущены. В 1945 г.

аналитические подразделения были переданы в ведение госдепарта-

мента, а оперативные подразделения - военного министерства.

В своем обращении к конгрессу 12 марта 1947 г. президент

Трумэн заявил, что действия коммунистов угрожают безопасности

США. Основываясь на проекте генерала Донована, Трумэн рекомен-

довал учредить я1Центральное разведывательное управление я0 (ЦРУ).

Это был открыто функционирующий орган исполнительной власти,

хотя на нем лежало также много обязанностей секретного характера.

В августе 1961 г. было учреждено я1Разведывательное управле-

я1ние министерства обороныя0 (РУМО). Первым его руководителем был

назначен генерал-лейтенант Джозеф Кэррол.

Главной задачей этой организации являлось обеспечение мак-

симальной координации и эффективности разведывательной работы,

выполняемой армией, авиацией и военно-морским флотом.

СТРУКТУРА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА США

1. Центральное разведывательное управление (ЦРУ)

11. Разведывательные организации министерства обороны США

111. Разведывательные организации, входящие в гражданские

ведомства США.

Численность ЦРУ по данным прессы в 1989 г. превышала 20

тыс.человек.

Бюджет ЦРУ, также по данным прессы, в 1989 г. составлял 4

млрд.долл., а всего сообщества - 25 млрд.долл. В 1986 г. сооб-

щалось, что бюджет ЦРУ ежегодно увеличивается на 20%. В том же

году в Вашингтон пост появилось сообщение, что в 1979г. бюджет

всей разведки составлял около 12 млрд.долл., что в 1986 г. он

более чем удвоился, а к 1990 году возрастет в три раза. В 1975

г. генеральный контролер Главного счетного управления (ревизор-

ский орган конгресса) Э.Стаатс публично заявил, что бюджет аме-

риканской разведки (всех разведывательных организаций США) мо-

жет достигать 5% всего федерального бюджета США. В 1977 г. в

докладе сенатской комиссии впервые было указано, что общие рас-

ходы на национальную разведку составляют 3% всего федерального

бюджета США, а расходы ЦРУ составляют примерно 10% бюджета всей

разведки. Следовательно общие расходы на американскую разведку

в начале 90-х годов составляли около 60 млрд.долл.ежегодно, а

расходы ЦРУ - примерно 6 млрд.долл.ежегодно.

Структура ЦРУ

Согласно данным американской печати структура ЦРУ состоит

из пяти основных директоратов и ряда самостоятельных подразде-

лений.

1. Оперативный директорат - решает задачи по добыванию

информации силами агентурной разведки, организует и проводит

тайные операции, осуществляет контрразведывательное обеспечение

агентурной деятельности, занимается борьбой с терроризмом и

наркотиками.

В структуру директората входят:

- управление внешней разведки, руководит деятельностью опе-

ративных отделов, которые делятся на две группы:

Географические отделы:

- отдел по бывшему Советскому Союзу и Восточной Европе;

- отдел Латинской Америки;

- отдел Ближнего Востока и Южной Азии;

- отдел стран Африки;

- отдел Восточной Азии.

Отделы по направлениям работы:

- отдел иностранных ресурсов (агентурно-оперативная работа

с территории США);

- отдел международной деятельности (планирование и прове-

дение полувоенных тайных операций);

- отдел сбора информации на территории США;

- отдел прикрытий;

- отдел коммерческих предприятий и др.;

- Управление внешней контрразведки - обеспечивает безопас-

ность разведвательной деятельности резидентур ЦРУ и центрально-

го аппарата разведки, осуществляет проникновение в иностранные

спецслужбы, опрашивает перебежчиков. В 1993 г. в управлении

создан контрразведывательный центр для координации контрразве-

дывательной деятельности всех контрразведывательных органов США.

- Управление тайных операций - разрабатывает и осуществля-

ет тайные операции.

- Управление технических служб (управление Д) - осущест-

вляет техническое обеспечение тайных операций.

- Финансово-плановое управление - обеспечивает планирова-

ние и финансирование всей деятельности директората.

- Центр по борьбе с терроризмом - координирует деятель-

ность подразделений ЦРУ в борьбе с международным терроризмом.

- Центр по борьбе с наркотиками - осуществляет анализ всей

информации по наркотикам, разрабатывает и проводит оперативные

мероприятия против наиболее опасных организаций наркобизнеса.

2. Научно-технический директорат - проводит исследования и

разработки в области технических средств сбора информации, экс-

плуатирует их, поддерживает контакты с крупнейшими научными

центрами США.

В структуру директората входят:

- Управление исследований и разработки технических систем

- занимается фундаментальными и прикладными исследованиями в

самых различных областях (искусственный интеллект, моделирова-

ние процессов, полупроводниковые системы, связь и т.п.)

- Управление по разработкам и конструированию - занимается

разработкой и эксплуатацией крупных технических систем сбора

информации

- Управление радиоперехвата - эксплуатирует и обслуживает

новейшую аппаратуру по сбору и анализу информации

- Управление технического обеспечения - разрабатывает и

изготавливает различную оперативную технику (средства тайнопи-

си, подслушивания, скрытного фотографирования и т.п.) Согласно испольнительному приказу N 12333 УРИ обеспечивает

сбор открытыми методами информации, необходимой для проведения

внешней политики США, и подготавливает и рассылает разведыва-

тельную информацию.

Вместе с тем УРИ координирует с другими членами разведыва-

тельного сообщества сбор информации, а также участвует в разра-

ботке тайных операций. УРИ опрашивает сотрудников госдепартамента

после возвращения их из загранкомандировок с целью получения

разведывательной информации, УРИ участвует в разработке нацио-

нальной разведывательной программы США.

2. Разведывательные подразделения министерства торговли США

- Отдел разведывательных связей

- Отдел разведывательного управления по со-

действию экспортным операциям

- Отдел оценки возможностей зарубежного экс-

портного управления

3. Разведывательные подразделения министерства финансов США

- Отдел разведывательной поддержки - отвечает

за сбор и анализ разведывательной информации через возможности

министерства финансов, а также за координацию работы с другими

организациями разведывательного сообщества.

Сбором информации за рубежом занимается атташе по финансо-

вым вопросам дипломатического представительства США.

Согласно исполнительному приказу N 12333 от 1981 г. сбор

информации осуществляется открытыми методами. Информация соби-

рается о финансовом и валютном положении иностранных государств.

- Секретная служба министерства финансов - обеспечивает

охрану президента и вице-президента, членов их семей, официаль-

ных гостей правительства, охрану правительственных зданий и со-

оружений. Служба насчитывает 1,5 тыс. сотрудников, она занима-

ется сбором разведывательной и контрразведывательной информации

о всех американских и зарубежных организациях и лицах, которые

могут представлять потенциальную опасность для охраняемых лиц

и объектов.

4. Разведывательное подразделение министерства энергетики

- Отдел оборонной разведывательной информации

управления по делам международной безопасности - не имеет свое-

го разведывательного аппарата за рубежом, но каждый сотрудник в

министерстве эненгетики, выезжающий за рубеж обязан по возвра-

щении предоставлять письменный отчет, содержащий собранные им

сведения, в Управление по делам международной безопасности.

Согласно исполнительному приказу президента N 12333 этот

отдел собирает сведения об энергетике иностранных государств,

особенно о разработке и производстве ядерного оружия, атомной

энергетике.

5. Разведывательное подразделение ФБР - это управление

контрразведки ФБР. Оно обязано добывать разведывательную инфор-

мацию используя все негласные средства, имеющиеся в его распо-

ряжении, как на территории США, так и за рубежом. Оно не только

само ведет сбор разведывательной информации об иностранных го-

сударствах, но и оказывает помощь в сборе внешней разведыва-

тельной информации другим организациям разведывательного сооб-

щества.

1Y.я1 Штаб разведывательного сообщества или Центральная

я1разведка.

Координационный орган всей американской разведки. В него

входят представители всех разведывательных ведомств США. Возг-

лавляет штаб директор центральной разведки, который является по

должности директором ЦРУ. Директор Центральной разведки назна-

чает директорат. В состав рабочего аппарата Штаба разведки вхо-

дит восемь комитетов (по направлениям работы) и несколько уп-

равленческих групп.

Бюджет, численность штаба публикуются официально. В 1989 г.

бюджет составлял 23,5 млн. долларов при численности 224 человека.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В США рагулярно издаются сборники нормативных актов о дея-

тельности разведывательного сообщества.

В 1987 г. был издан очередной сборник я1Compilation

я1on intelligence laws and relaited laws and executiwe orders

я1of interest to the national intelligence community

В нем - более 100 действующих нормативных актов.

Основные нормативные акты

1. Закон о национальной безопасности 1947 г.

Этим законом был утвержден механизм обеспечения национальной ба-

зопасности, состоящий из Совета национальной безопасности. Раздел 5 - в него вошли 2 принятых нормативных акта

1. Закон о надзоре за разведкой, который уста-

навливает контроль президента за осуществлением тайных операций.

2. Закон 1988 г., усиливающий подконтрольность

президента конгрессу относительно тайных операций.

Раздел 6 - закон о защите личного состава разведки 1982 г.

Закон запрещает разглашение всяких сведений о личном составе и

агентуре ЦРУ, и предусматривает строжайшие меры наказания,

включая очень длительные сроки тюремного заключения, за любое

разглашение любым лицом6 включая конгрессменов.

Раздел 7 - об информации ЦРУ 1984 г.

Этим законом разведка выведена из под действия закона 1966 г. о

свободе информации. Всякая информация о разведке должна публи-

коваться после рассмотрения ее ЦРУ.

12. Закон о ЦРУ 1949 г.

В основном закон касается регулирования финансовой дея-

тельности разведки, ее официальной деятельности, в нем есть

разделы о защите информации ЦРУ и есть разделы, предусматриваю-

щие упрощенную процедуру принятия американского гражданства ли-

цами, оказавшими помощь ЦРУ.

13. Закон о пенсиях сотрудников ЦРУ 1964 г.

Все сотрудники государственных учреждений США пользуются

общим государственным бюджетным фондом, а для сотрудников ЦРУ

этим законом предусматривается специальное пенсионное обеспече-

ние.

5. Закон об агенстве национальной безопасности 1959 г.

4. Закон о наблюдении за деятельностью

иностранных разведок 1978 г.

Есть целый блок законов, регулирующих деятельноть разведок

- это ежегодно принимаемый закон об ассигнованиях на разведыва-

тельную деятельность США. В этих законах кроме утверждения соб-

ственно бюджетных ассигнований предусматриваются какие-либо но-

вые нормы - расширение или изменение прав членов разведыватель-

ного сообщества.

Исполнительные приказы президента США.

В американской юридической теории и практике эти исполни-

тельные приказы рассматриваются как разновидность нормативных

актов исполнительной власти, составляющая часть федерального

права и имеют обязательную силу для всех без исключения прави-

тельственных ведомств США.

Наиболее важным из исполнительных приказов президента о

деятельности разведки является приказ N 12333 от 1981 г.

Он определил состав разведывательного сообщества и задачи

его членов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

До настоящего времени Разведывательное сообщество имело вы-

шеописанную структуру, но сейчас, в связи с распадом СССР, из-

менениями в Восточной Европе и другими событиями мирового масш-

таба, а также в связи со множеством громких провалов и скандалов

подготавливается коренная реорганизация разведки.

Но в любом случае разведка останется важнейшей составляю-

щей частью американского государства.

Выступая 4 января 1994 года в штаб-квартире ЦРУ перед сот-

рудниками американской разведки, президент США Б. Клинтон зая-

вил: На разведку возлагается уникальная миссия. Никто не знает

это лучше тех, кто имеет честь работать в овальном кабинете Бе-

лого дома. Передавая на хранение в ЦРУ свое фото с автографом,

президент Трумэн сделал на ней такую надпись: Центральному

разведывательному управлению, без которого не может обойтись

президент США, от человека, знающего об этом не понаслышке.

Каждый мой день начинается с вопросов о событиях, происшедших

накануне и в течение ночи. Подобно моим предшественникам, я вы-

нужден искать ответы на эти вопросы, обращаясь в первую очередь

к разведывательному сообществу, поскольку именно оно предупреж-

дает меня и всю нацию о возникающих укрозах, указывает на наи-

более важные тенденции в развитии ситуации в мире.

Далее президент отметил: Деятельность разведки сегодня

очень важна. Завершение холодной войны укрепляет безопасность

США, ведь именно разведка, действуя самыми разными путями, по-

могла одержать победу в этом противостоянии, и, конечно, неслу-

чайно.

Но и нынешний, обновленный мир остается пол-

ным опасностей и, судя по многим событиям, становится даже бо-

лее сложным и более трудным для правильного понимания происхо-

дящих процессов. Администрация испытывает острую потребность в

более деятальной информации о развитии этнических конфликтов,

нарастании воинствующего национализма, угрозе терроризма, а

также распространении всех видов оружия массового уничтожения.

Точная и заслуживающая доверия разведывательная информация слу-

жит ключом к пониманию каждой из этих проблем и без нее затруд-

нено принятие выверенных решений по кризисным ситуациям или по

долгосрочным процессам в мире.

БИБЛИОГРАФИЯ

Аллен Даллес - Искусство разведки,М.Международные отно-

шения - МП Улисс,1992

Ким Филби - Моя тайная война, Военное изательство Минис-

терства обороны СССР, Москва - 1982

Хайнц Фельфе - Мемуары разведчика, Москва, Издательство

политической литературы, 1988

Макгэффин Уильям и Нолл Эрвин - Секреты Белого дома,

Москва, Международные отношения, 1971

Яковлев Н.Н. - ЦРУ против СССР, Москва, Молодая гвар-

дия, 1983

Кузнецов В.С. - Руководители ЦРУ и их политика.

1947-1987гг. Душанбе, Ирфон, 1988

Асеевский А. - ЦРУ: шпионаж, терроризм, зловещие планы,

Москва, Издательство политической литературы, 1983

Алексеев А. - безопасность от Атлантики до Урала и далее.

Международная жизнь, N 2, 1993 г.

Джордж Гинсбергс - Российско-американское сотрудничество

в борьбе с преступностью (там же)

Мизин В., Ознобищев С. - Параметры безопасности в эпоху

после холодной войны. Международная жизнь, N 7, 1993 г.

Dr. Ray S. Cline The CIA under Reagan Bush Casey,

Washington, Acropolis books ltd. 1981

Compilation on intelligence laws and relaited lows and

executiwe orders of interest to the national intelligence

community, New-York, 1987

Richelson J. The U.S. Intelligence Community. - Cambrige,

M.A. Bellinger, 1989

Congressional Quarterly - 1988 - Sept.

U.S. News and World Report. - 1986 - June 16

Washington Post. - 1986 - May 19

Los Angeles Times - 1975 - 1.8

Скачать архив с текстом документа