Военные мемориалы в усадьбах

СОДЕРЖАНИЕ: История создания мемориалов в честь побед над врагом, начиная с XVII века.

Е. Чернявская

Самые ранние мемориалы в подмосковных усадьбах - это по древней русской традиции храмы. После Смутного времени Михаил Федорович Романов повелел в царской усадьбе в загородном Рубцове (ныне Бакунинская улица, 83) построить храм Покрова Богородицы. Сооруженный по обету, данному царем в 1618 году, когда подступавший к Арбатским воротам Белого города гетман Сагайдачный неожиданно отступил от Москвы, храм получил имя в честь праздника Покрова - именно в этот день произошло чудесное избавление от врага. В 1620-е годы деревянные храмы Покрова Богородицы появились и в усадьбах приближенных к царю бояр - И.Н.Романова в Измайлове, Д.М.Пожарского в Медведкове, Ф.И.Мстиславского в Филях1. В память освобождения Москвы от поляков заложили Казанскую церковь в царской подмосковной - Коломенском. Однако завершена она была только в 1653 году, но посвящена уже 100-летию взятия Казани.

Значительно меньше сохранилось сведений о храмах, возведенных в вотчинах и поместьях служилых дворян в ознаменование их личных воинских подвигов. В воспоминаниях М.М.Голицына о своей усадьбе Петровское (ныне Петрово-Дальнее Красногорского района) говорится, что князь Семен Васильевич Прозоровский, в 1613 году защищавший город Тихвин от шведов, считал Тихвинскую икону Божией Матери своей спасительницей, и его сын в 1665 году построил в своей вотчине церковь во имя этой иконы. Празднование Тихвинской иконы (26 июня) сохранялось до начала ХХ века не только в Петровском, но и в других вотчинах Прозоровских2.

В XVIII веке картина с мемориализацией побед резко изменилась. При Петре I появилась заимствованная с Запада традиция отмечать победы светскими памятниками. Пригородные резиденции знати стали украшать монументами, подобные которым впервые появились в Египте и античном мире. Чаще всего использовались пирамида, обелиск, колонна и аллегорическая скульптура. Яркий пример - статуя Самсона, раздирающего львиную пасть, в фонтанных каскадах Петергофа, символизировавшая победу России в войне со Швецией (Самсон - Россия, лев - Швеция, в гербе которой он изображен). Эта же тема - и в парковой скульптуре в подмосковном Головинском дворце (ныне Лефортовский парк). Каменная статуя Самсона, выполненная в 1722 году Б.К.Растрелли-отцом, стояла в средней нише подпорной стенки плотины главного Крестового пруда3.

При Екатерине II волна победной мемориализации прокатилась по подмосковным усадьбам дворянской верхушки. Поводом послужила победоносная русско-турецкая война 1768 - 1774 годов, открывшая России выход в Черное море. Эта победа значила для России не меньше, чем Полтавская, и ее празднование стало столь же грандиозным. После десятидневных торжеств на Ходынском поле Екатерина II побывала в некоторых подмосковных. Их владельцы - генерал-фельдмаршал Захар Григорьевич Чернышов, генерал-фельдмаршал Петр Андреевич Румянцев, генерал-аншеф Василий Михайлович Долгоруков - щедро награждались орденами и землями, почетными титулами по названию тех мест, где они отличились (Румянцев-Задунайский, Долгоруков-Крымский), а их подмосковные украсились памятными монументами самых разных типов.

Фаворит Екатерины II граф З.Г.Чернышов (1722 - 1784) устроил свою усадьбу в Яропольце (Волоколамский район) с размахом, соответствующим его новому высокому положению президента Военной коллегии и генерал-фельдмаршала. В роскошном парке было установлено два мемориальных обелиска (образцом послужил обелиск в память победы при Кагуле архитектора А.Ринальди перед окнами личных покоев императрицы в Царском Селе). Один из них до сих пор стоит в усадьбе. Утраченный ныне текст на его основании гласил, что Екатерина II в сентябре 1775 года праздновала здесь заключение Кючук-Кайнарджийского мира. В приветственной речи хозяин подчеркнул, что восемь расходящихся от памятника дорожек символизируют сияние, распространяемое императрицей. На другом обелиске, воздвигнутом в честь графа П.А.Румянцева, были высечены названия мест, где тот одержал главные победы: Кагул, Чесма, Кючук-Кайнарджи (об этом сообщает писатель А.Н.Муравьев, живший в усадьбе в середине XIX века)4. Тема победы над Турцией нашла своеобразное воплощение в других сооружениях. Главную ось парка замыкал стоявший на острове павильон в виде мечети с двумя минаретами. В стену оранжереи были вмонтированы генуэзские барельефы из Кафы (Феодосия). Их вывез из Крыма и подарил Чернышеву В.М.Долгоруков-Крымский.

Увековечивались победы и в названиях. Усадьбе П.А.Румянцева Троицкое (Балашихинский район) после прошедших здесь торжеств Екатериной II было присвоено второе имя - Кайнарджи. Старший сын генерала, Н.П.Румянцев (впоследствии создатель Румянцевского музея), в 1798 году устроил в двух верстах отсюда образцовую ферму, назвав ее Кагул. Аллеи и площадки старого регулярного парка именовались в память взятых фельдмаршалом П.А.Румянцевым крепостей - Кайнарджи, Кагул, Ларг... Даже ближние пустоши окрестили соответственно - Кагульская, Румянцевская, Задунайская.

Через 50 лет в принадлежавшей Румянцевым деревне Фенино вблизи усадьбы Троицкое-Кайнарджи появился юбилейный монумент. Главная фигура - крылатая богиня с оливковой ветвью - символизировала Победу, небольшой бюст на пьедестале изображал императрицу в шлеме. Надпись на постаменте гласила: От Екатерины II дана сему месту знаменитость, оглашающая навсегда заслуги Румянцева-Задунайского. Сейчас памятник этот находится в Музее архитектуры имени Щусева. На его месте в центре деревни стоит другой - погибшим в Великую Отечественную войну односельчанам.

Вероятно, к тому же времени относится мемориал-колонна в усадьбе Зенино, выделившейся при разделе Троицкого-Кайнарджи в начале XIX века. Усадьба перешла к внучке фельдмаршала Зинаиде (в замужестве Дивовой). Продав Зенино в конце 1850-х годов, хозяйка увезла колонну в имение Соколовка. До конца XIX века сохранялось ограждение - цепи на чугунных столбах, а в усадьбе была миниатюрная мраморная копия памятника (вместе с другими семейными реликвиями она была пожертвована последним владельцем усадьбы И.И.Шаховским Румянцевскому музею)5.

У одного из героев русско-турецкой войны - В.М.Долгорукова (1722 - 1782) - было три подмосковных усадьбы. В день торжественного празднования победы 10 июля 1775 года князь получил от Екатерины II шпагу с алмазами, алмазы для ордена Св. Андрея Первозванного, стал Долгоруковым-Крымским, но не был пожалован титулом фельдмаршала. Обиженный, он вышел в отставку и пять лет почти не показывался в свете. Видимо, поэтому и военных меморий в его усадьбах не так много. В Васильевском на Воробьевых горах (улица Косыгина, 4) только в 1780 году, когда князь вновь был приглашен на службу и назначен Московским генерал-губернатором, к празднику по случаю 20-й годовщины восшествия императрицы на престол в усадебном парке были выстроены потешные сооружения - домики и крепости в турецком стиле. Эти запоздалые игрушечные мемории русско-турецкой войны сохранялись до начала XIX века6. Усадьба Знаменское-Губайлово7 (в центре города Красногорска) мемориалов победе 1774 года не сохранила. Генуэзские мраморные рельефы XIV века, вывезенные Долгоруковым из Кафы, потомки князя вмонтировали в стены усадебной церкви, на месте которой в начале ХХ века был построен новый храм.

На подтопленной водами Озернинского водохранилища территории сохранилась центральная часть самой дальней усадьбы Долгорукова - Волынщины8 (Рузский район). Ее центричная композиция не имеет аналогов не только в Подмосковье, но и во всей России и создает впечатление пространственно развитого мемориального комплекса. Две пары флигелей и пара обелисков, отмечающих подъездную аллею, образуют в плане правильный круг, в центре которого мог бы находиться монумент. Обелиски стоят на высоких постаментах, завершены шарами и очень похожи на уже знакомый нам кагульский памятник. На фронтоне главного фасада помещено крупное изображение герба Долгоруковых, включающего символы воинской доблести: карающая рука со стрелой, птица с копьем, крепость, фигура ангела-воина.

В Подмосковье сохранились усадьбы и других прославившихся в русско-турецкой войне генералов: графа Петра Ивановича Панина (1721 - 1789), командовавшего 2-й армией и штурмом взявшего крепость Бендеры, и князя Николая Васильевича Репнина (1734 - 1801), во главе корпуса овладевшего крепостями Измаил и Килия. У Панина в Михалкове (Михалковская улица, 38) о победе в войне напоминают флигеля парадного двора, у Репнина в Воронцове - въездные башни со стороны Старокалужского шоссе. О желании графа Панина иметь в усадьбе подобие турецкой крепости Бендеры свидетельствуют мемуары современников. Ограды-крепости, террасы-бастионы, турецкие беседки в конце XVIII века появились и в усадьбах даже не воевавших с турками дворян.

Военно-турецкая тематика начала воплощаться по воле Екатерины II сначала на Ходынском поле и в сооружениях Петровского подъездного дворца под Москвой. При строительстве запасного дворца в Царском Селе, по словам современников, было создано подобие Константинополя. Императрица писала: Когда война сия продолжится, то царскосельский сад мой будет походить на игрушечку. После каждого воинского деяния воздвигается в нем приличный памятник9.

Екатерина II не поощряла создания своих скульптурных изображений. Прижизненные военные мемориалы, ей посвященные, не портретны, как, к примеру, обелиск в Яропольце. Но был здесь и бюст Екатерины - в специальном павильоне.

Монументы в честь Екатерины II - победительницы турок есть в подмосковной усадьбе Кусково, которая принадлежала не воевавшему, но влиятельному Борису Петровичу Шереметеву. Они сооружены в связи с посещением Кускова императрицей в августе 1775 года10. В 1779 году здесь появилась колонна, венчавшаяся статуей богини Минервы с копьем и в аллегорической форме прославляющая воинскую мудрость императрицы (мемориальная доска увезена французами в 1812 году), а в 1785 году - обелиск, подаренный императрицей Б.П.Шереметеву за грандиозный праздник, устроенный в ее честь. Это была точная копия любимого ею царскосельского кагульского обелиска.

В 1820 - 1830-е широкое архитектурное воплощение нашла тема победы над Наполеоном. Триумфальная арка, грот в Александровском саду, храм Христа Спасителя, Манеж - в Москве, монастырь и памятники на Бородинском поле, изба - в Филях. Тогда в архитектуре царствовал ампир. В усадьбах личные подвиги владельцев знаменовались возведением традиционных классицистических монументов.

В ближайшей к Москве усадьбе Студенец (улица Мантулинская, 20) графа Арсения Андреевича Закревского (1786 - 1865) в 1820-е годы были установлены бюсты полководцев, под началом которых он служил: Барклая-де-Толли, П.М.Волконского, С.М.Каменского11. Колонна в парке в честь победы 1812 года до сих пор цела, правда, на ней не осталось надписей и крылатой фигуры с мечом12. Своему непосредственному воинскому начальнику С.М.Каменскому Закревский в другой усадьбе - Ивановское под Подольском - установил памятник (в 1920 годы он еще стоял перед домом и, по воспоминаниям А.Н.Греча, был похож на надгробный памятник)13.

Князь Петр Михайлович Волконский в своей усадьбе Суханово (Ленинский район) увековечил боевую славу Александра I. В 1826 году здесь появился увенчанный двуглавым орлом чугунный обелиск с датами жизни и боевой славы императора. Отлитый инженером М.Е.Кларком по рисунку архитектора В.П.Стасова и отличавшийся высокими художественными качествами, он исчез в начале 1920-х годов14.

Необычный памятник герою Отечественной войны графу Александру Ивановичу Остерману-Толстому (1770 - 1857), выполненный по модели итальянского скульптора Кановы, находился до 1920-х годов в парке усадьбы Ильинское (Красногорский район). Он был заказан А.И.Остерманом в качестве собственного надгробия и изображал эпизод битвы под Кульмом в Австрии. Граф изображен лежащим и опирающимся на барабан; рядом - оторванная в бою рука. На вмонтированных в барабан часах - время, когда это произошло, и надпись: vidit horam, nest horam (видит час, но не знает часа). При жизни графа скульптура украшала одну из комнат его петербургского дома, после смерти, вероятно, была перенесена на могилу - в церкви села Красное Сапожковского уезда Рязанской губернии. Покрытая гальванопластикой гипсовая копия одно время находилась в Ильинском. Владевший позже усадьбой великий князь Сергей Александрович установил ее в парке15. Очевидно, это последний по времени усадебный монумент в честь героя Отечественной войны 1812 года.

Список литературы

1Тарабарина Ю.В. Победа над королевичем Владиславом 1 октября 1618 г. и мемориальное храмостроительство 1620-х гг. // Сакральная топография средневекового города. Известия Института христианской культуры средневековья. М., 1998. Т.1. С.100-106.

2Голицын М.М. Петровское. СПб., 1912. С.11-14.

3Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы. М., 1969. С.38-39.

4Седов А.Н. Ярополец. М., 1980. С.19, 24, 70.

5Шаховской И.И. Село Троицкое-Кайнарджи и сельцо Зенино, Карнево тож. М., 1915. С.20.

6Нащекина М.В. История усадьбы Васильевское // Мир русской усадьбы. М., 1995. С.124-125.

7Ногтева М.В. Красногорские пенаты // Мир русской усадьбы. М., 1995. С.100-101.

8Памятники архитектуры Московской области. М., 1975. Т.2. С.195-197.

9Сочинения Державина. СПб., 1864. Т.I. С.424. Примечания Я.К.Грота к стихотворению Прогулка в Царском Селе.

10Глозман И.М., Тыдман Л.В. Кусково. М., 1966. С.17, 19-20.

11Москва сто лет назад. Справочник по истории городского управления. М., 1997. С.138.

12Некоторые памятники Студенца изображены на акварели неизвестного художника (1830-е гг.), хранящейся в ГИМе.

13Греч А.Н. Венок усадьбам // Памятники Отечества. 1995. Вып.32. С.188.

14Пилявский В.И. Суханово. Л., 1986. С.40-44.

15Степанов М.П. Село Ильинское. М., 1900. С.157-158.

Скачать архив с текстом документа