Волго-Вятский экономический район
СОДЕРЖАНИЕ: Состав экономического района: Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика. Факторы, влияющие на экономическое развитие региона. Обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами, ведущие отрасли хозяйства.
Волго-Вятский экономический район
Состав Волго-Вятского экономического района: Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика. Площадь: 265,4 тыс. км2 . Население: 8,5 млн чел.
Волго-Вятский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки.
Занимая немногим более 1% территории Российской Федерации, Волго-Вятский экономический район производит 5,1% промышленной и 6,4% товарной сельскохозяйственной продукции страны. В межрайонном территориальном разделении труда район выделяется продукцией отраслей рыночной специализации: машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию Волго-Вятский экономический район значительно уступает большинству экономических районов России. Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов Вятско-Камского месторождения Кировской области. Балансовые запасы их превышают 2 млрд т, что составляет более 20% общероссийских запасов. Около 60% запасов фосфоритов относится к числу лучших. Неглубокое залегание пластов (от 3 до 30 м) позволяет вести разработку сырья открытым способом с низкой себестоимостью добычи. Однако поскольку рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, добыча руд носит сезонный характер.
Известен Волго-Вятский район и залежами торфа. Геологические запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд (1,3% всех запасов России). Более половины всех запасов составляет торф с повышенной теплотворной способностью и использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит торф в сельском хозяйстве. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Имеются также запасы его в Нижегородской области и республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется.
Район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень. На долю Волго-Вятского района приходится свыше 9% запасов гипса России.
Важное значение для развития промышленности строительных материалов имеют значительные ресурсы цементного сырья. Запасы их сконцентрированы в республике Мордовия и Кировской области. Среди месторождений большими промышленными запасами мергельно-меловых пород выделяется Алексеевское (Республика Мордовия). К важнейшим природным богатствам района относят лесные, ресурсы с запасами древесины 1,3 млрд м3 , что составляет около 2% всех запасов древесины Российской Федерации. Лес покрывает почти половину территории Волго-Вятского экономического района. 80% покрытой лесом площади занимает эксплуатационный лес. 4/5 запасов древесины приходится на Кировскую и север Нижегородской областей. В природном составе лесов преобладают хвойные породы: ель, сосна, пихта; из мелколиственных - береза, осина, ива, на юге района представлены липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойных пород, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается. Важным резервом являются лиственные породы деревьев, пока еще слабо разрабатываемые в районе. Поэтому одной из главных задач является рационализация эксплуатации лесных богатств и развитие глубокой переработки древесины.
Волго-Вятский экономический район выделяется среди европейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами. Поверхностных водных источников достаточно для удовлетворения потребности хозяйства и населения. Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район. Несмотря на высокую обеспеченность водными ресурсами в целом по району, условия водоснабжения в нем существенно отличаются даже в пределах небольшой территории. Недостаток воды ощущается в пунктах, расположенных в верховьях малых рек или на водоразделах. В последнее время возрастание водного дефицита обусловливается не только ограниченностью запасов поверхностных вод, но и их загрязнением, а также загрязнением подземных вод промышленными стоками и неочищенными стоками сельскохозяйственных объектов.
Почвенно-климатические условия Волго-Вятского района в целом благоприятны для развития сельского хозяйства. Территория района находится в зоне влажного климата с теплым летом и умеренно суровой зимой. Континентальность климата возрастает с юго-запада на северо-восток.
На водораздельных равнинах к северу от Волги преобладают дерново-подзолистые и подзолистые почвы, требующие внесения органических и минеральных удобрений для повышения их плодородия. К югу от Волги преобладают плодородные почвы - серые лесные, деградированные и выщелоченные черноземы. Это зона интенсивного сельскохозяйственного освоения, где выращивают зерновые культуры, коноплю, хмель. В поймах рек значительные территории занимают заливные луга, покрытые разнотравной растительностью и представляющие хорошую кормовую базу для животноводства.
Численность населения региона составляет 8,5 млн чел., или 5,7% численности населения Российской Федерации. За период экономических реформ численность населения региона сократилась на 36 тыс. человек, что объясняется отрицательными показателями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 32,0 человек на 1 км2 и более чем в 4 раза превышает среднюю заселенность территории России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плотность населения Чувашской Республики составляет 74,4 человек на 1 км2 , а в Кировской области - 13,5 человек на 1 км2 . Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. 70,1% населения региона проживает в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской (77,9%) и Кировской (70,4%) областях. Менее урбанизированы республики Мордовия, Чувашия, Марий Эл, в них на долю городского населения приходится 58,8, 60,6 и 62,6% соответственно. Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города спутники, примыкающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и другие, а также тяготеющие к нему поселки городского типа. Тенденция концентрации населения в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуществлялось замедленными темпами. Многие показатели демографической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Отток населения из сельской местности, особенно молодежи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе.
Население региона многонационально. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары.
К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Трудоспособное население составляет 4,7 млн чел., из них в общественном производстве занято 86,1%, в том числе в материальном производстве занято 65,7%, в непроизводственной сфере - 20,4%. В связи с развитием рыночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест, возрастает удельный вес безработных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. В связи с этим необходимо в этих городах широкое развитие непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы в регионе.
Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированных кадров, создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона. Однако слабые минерально-сырьевая и топливная базы оказывают сдерживающее влияние на развитие и размещение материало-, топливо- и энергоемких производств.
Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями рыночной специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность.
В структуре промышленного производства региона на долю отраслей группы А (производство средств производства) приходится 75,5%, а на долю продукции отраслей, производящих предметы потребления - группы Б приходится 25,5%, что отражает структуру промышленного производства России.
Кризис последних лет, охвативший всю экономику страны, негативно отразился и на состоянии экономики Волго-Вятского региона: снизились объемы промышленного производства, показатели жизненного уровня населения, нарушились хозяйственные связи.
На долю ведущих отраслей хозяйства района приходится свыше 60% объема промышленного производства товарной продукции региона.
Главную роль играют машиностроение и металлообработка. Их удельный вес в структуре промышленного производства составляет 39,8%. В регионе производятся автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудования. Среди отраслей машиностроения рыночной специализации выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовали наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Среди предприятий автомобилестроения выделяется акционерное общество АвтоГаз, головное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает легковые и грузовые автомобили, а также предприятия-смежники в малых и средних городах региона: моторный завод - в Заволжье, завод тормозных узлов - в Канаше, шинный завод - в Кирове, заводы автофургонов - в Шумерле, автосамосвалов - в Саранске, в Павловске выпускают автобусы для сельской местности.
Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное ведущим предприятием страны АО Красное Сормово в Нижнем Новгороде, выпускающее суда на подводных крыльях современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. Судостроение представлено также в городах Нижегородской области Навашино и Городец.
Большое развитие в регионе получила и отрасль рыночной специализации - электротехническая промышленность. Крупные предприятия этой отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод Электровыпрямитель является головным заводом объединения Светотехника и выпускает значительную часть электроламп и выпрямителей, производимых в России, в Саранске (Республика Мордовия) также расположено предприятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) - электроаппаратный завод.
Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство, получившие развитие во всех крупных городах региона. Более 1/2 фрезерных станков, производимых в России, выпускает Нижегородский завод; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков является Красный инструментальщик (г. Киров). Среди предприятий отрасли следует отметить завод по производству оборудования для химической промышленности (Дзержинск) и пищевой промышленности (Нижний Новгород, Волжск). Среди предприятий машиностроения выделяется Чебоксарский тракторный завод. Развитие тракторостроения способствует дальнейшему углублению рыночной специализации района на производстве продукции машиностроения.
Следует отметить, что машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала.
Среди отраслей рыночной специализации региона выделяется высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность. В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится около 9%. Развитие отрасли опирается на использование как местного, так и привозного сырья. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных материалов. Большое развитие получила лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в хозяйстве и быту. В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района. Собственные месторождения фосфоритов пока используются только для производства фосфоритной муки. Однако в перспективе здесь возможно создание предприятий по производству сложных минеральных удобрений.
Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. В структуре производства товарной продукции промышленности района на нее приходится 5,1%. Она уступает машиностроению и химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только для данного, но и прилегающих регионов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Наибольшее развитие в регионе получила заготовка древесины. Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовки, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе получила целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-Вятский регион занимает 3-е место в России, уступая Северному и Уральскому. Крупнейшим предприятием отрасли является Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, использующий древесину не только хвойных пород, но и лиственных. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске.
Отсутствие собственной топливно-энергетической базы поставило в сильную зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-энергетическом балансе региона велика доля дорогостоящих углей, поступающих из Печоры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Это позволило сократить использование твердых видов топлива. Основная часть электроэнергии в регионе вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. Гидроэнергетика представлена двумя электростанциями: Чебоксарской (1430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт). Энергетический дефицит покрывается поступлением электроэнергии из Объединенной энергетической системы европейской части страны.
К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят и черную металлургию, которая частично обеспечивает потребности машиностроительных предприятий региона в металле. Металлургический комплекс представлен передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем Новгороде и малой металлургией крупных машиностроительных предприятий, например, АО Красное Сормово и др: Основная часть металла поступает с Урала, из Западной Сибири и Украины.
Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по производству строительных материалов размещены главным образом в Нижегородской области и Республике Мордовия. Из местных сырьевых ресурсов наиболее широко используются стекольные пески. Борский стекольный завод специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла. Потребность строительства в ряде строительных материалов за счет местного производства покрывается не полностью. Особенно остро ощущается дефицит прогрессивных строительных материалов и конструкций - легких бетонов, асбоцементных панелей, деревянных клееных, а также стальных конструкций.
Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6% валовой продукции сельского хозяйства России. Регион специализируется на молочно-мясном животноводстве, картофеле-зерновом растениеводстве, льноводстве.
В связи с переходом экономики к рыночным отношениям, происходят изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые формы хозяйствования на селе: арендные условия хозяйствования, развитие фермерского движения. Созданию фермерских хозяйств способствовало принятию законов о земле и землепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в производстве товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и составляет немногим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур в них значительно превышает производительность в общественном секторе.
Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий и 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в Правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зерновых культур занимает почти 55%, что в значительной степени определяет характер всего сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин приходится на Кировскую область - больше половины и Республике Мордовия - почти 3/5 всей их посевной площади. Среди продовольственных культур преобладают озимая и яровая пшеница, рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на производстве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим условиям региона. Широкое развитие получило картофелеводство. Производство картофеля в регионе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами труда, что позволяет расширить возделывание данной культуры в регионе.
Из технических культур главной является лен-долгунец. Вместе с тем в последние десятилетия отмечаются сокращения посевных площадей под этой культурой, что вызвано низкой урожайностью и высокими затратами труда. Для производства льна необходима специализированная техника, применение интенсивных технологий.
Важное значение в регионе имеет животноводство, которое широко представлено во всех административно-территориальных единицах региона.
Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает сетью перерабатывающих предприятий. Существенное расширение сырьевой базы перерабатывающих предприятий было связано как с ростом производства сырья, так и с увеличением доли закупок в общем объеме производства. Однако предприятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокую степень изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975 года, а свыше трети из них - в довоенный период.
Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось в Нижегородской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное - в Кировской (Слободское). Предприятия по производству пеньки, шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей - в Нижнем Новгороде. Используя привозной хлопок, развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Особое место занимают изделия декоративно-прикладного искусства из дерева - Хохломская, Городецкая роспись (Нижегородская область), глины - Дымковская игрушка (Киров).
Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение.
Характерные процессы замедления развития экономики страны за последние 20 лет отразились и на хозяйственной деятельности региона. Экономический кризис 1990 -х годов, определил существенный спад производства во всех отраслях и сферах Волго-Вятского региона.
Транспорт и экономические связи. Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта - железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимает топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина, строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским регионами России.
Географическое положение Волго-Вятского региона на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлический лом, различные виды машин и оборудования.
Во внутренних грузоперевозках региона широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.
Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный транспорт. По территории региона проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только Поволжская, но и Сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.
Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.
Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок региона. Активному выходу региона на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок региона приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий региона в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России. Проведение экономических реформ и формирование рыночных отношений, предоставление большей самостоятельности областям и республикам требуют учета региональной специфики во всех направлениях экономического и социального развития регионов.
Одной из главных задач регионального развития являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса; реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных и гражданских отраслей.
Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре легкой и пищевой промышленности региона требует изменений в инвестиционной политике, т.е. увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей, что могло бы обеспечить потребности населения в необходимых товарах народного потребления и продуктах питания.
С развитием рыночных отношений в АПК шире используются новые формы хозяйствования: появляется больше фермерских хозяйств, внедряются арендные формы, развитие получают личные подсобные хозяйства. Усиливается специализация региона на более продуктивных зерновых культурах, активнее проводится приватизация перерабатывающих предприятий района и восстанавливаются нарушенные хозяйственные связи.
Необходима модернизация инфраструктурных объектов, современное состояние которых не обеспечивает в должной степени развитие рыночных структур в районе.
Стимулирование развития экспортных и импортзаменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского района.
Регион располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки.
Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область. Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленности. Однако отмечается снижение удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона. Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона. Так, в Чувашской Республике опережающими темпами развивались отрасли квалифицированного машиностроения - электротехника и приборостроение; в Республике Мордовия - светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл - приборостроение и радиоэлектроника.
Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе. На ее долю приходится 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая.
В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В машиностроении наибольший удельный вес имеют сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. В республике производится 61% всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13%.
Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится свыше 50% объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников. Велика доля пищевой промышленности - почти 1/5 всей промышленной продукции республики.
В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства. Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий Республики выделяется АО Промтрактор - единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли. В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли.
Следует отметить, что основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах, при слабом развитии малых и средних городов Волго-Вятского района.
На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники, приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике способствовало строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами. Волжский промышленный узел в Республике Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения.
Несмотря на значительное промышленное развитие республик Волго-Вятского региона за последний период, все еще сохраняется разрыв в уровнях экономического и социального развития национальных образований и Нижегородской, и Кировской областей. Недостаточно, кроме Нижегородской области, в регионе идут процессы становления рыночных структур, а следовательно, и переход к рыночной экономике. Положительным моментом являются расширение экспортно-импортных операций в регионе и привлечение иностранных инвестиций. Так, сотрудничество Чувашской Республики с Германией способствовало строительству нового завода по выпуску автомобильных ремней безопасности в г. Алатыре. Такое производство является единственным не только в России, но и странах СНГ и позволяет устранить зависимость российских автомобилестроителей от импортных поставок. Иностранные инвестиции стимулировали развитие Чебоксарского завода строительных материалов (АО САНТЭК). Такое сотрудничество способствует подъему экономического развития не только отдельно взятой республики, но и региона.
Список использованных источников
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
2. Лексин В.Н. Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.
3. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. М.: ТЕИС, 2003.
4. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1998.
5. Проблемы территориального развития. Словарь-справочник. Составители А.П. Сысоев и И.В. Усов. М.: ТЕИС, 2003.
6. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и Р3 1 М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.-666 с.
7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.