Волошин Максимилиан Александрович

СОДЕРЖАНИЕ: Краткие сведения о жизни и творчестве.

Годом своего духовного рождения М. А. Волошин считал 1900-й — стык двух столетий, когда явственно стали прорастать побеги новой культурной эпохи, когда в разных концах России несколько русских мальчиков, ставших потом поэтами и носителями ее духа, явственно и конкретно переживали сдвиги времен. То же, что Блок в шахматовских болотах, а Белый у стен Новодевичьего монастыря, Волошин переживал в те же дни в степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов. Вдохновленные Вл. Соловьевым эсхатологические чаяния нового века явились исходным толчком странствий духовно гостеприимного поэта, художника, литературно-художественного критика по различным историческим эпохам и культурам. Эллинская древность и Рим, европейское средневековье и Возрождение, культура Востока и новейшие достижения искусства Запада — все манит и влечет Волошина, его творческий гений хочет все видеть, все понять, все знать, все пережить. Поэт, соблазненный всеми облачениями и всеми масками жизни: порхающими святыми барокко и штейнеровскими идолослужениями, загадками Маллярмэ и каббалистическими формулами замков, неотмыкающими ключами Апокалипсиса и дендизмом Барбэ д0рвильи, — таким представал он Илье Эренбургу.

М. А. Кириенко-Волошин родился в Киеве в семье юриста. Его детские и отчасти гимназические годы прошли в Москве, там же он поступил на юридический факультет (занятия были прерваны из-за участия в студенческих волнениях, добровольной ссылки в Среднюю Азию, а затем отъезда в Париж). В 1893 г. мать поэта, Елена Оттобальдовна, приобрела земельный участок в Коктебеле. Пустынный суровый берег Восточного Крыма, хранящий множество культурных напластований (тавры, скифы, печенеги, греки, готы, гунны, хазары), легендарная Киммерия древних — все это оформилось в своеобразную неповторимую киммерийскую тему в поэзии и живописи Волошина. Построенный в 1903 г. в Коктебеле дом постепенно превратился в один из уникальных культурных центров — колонию для людей искусства. В разное время здесь жили: А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, В. Я. Брюсов, И. Г. Эренбург, Андрей Белый, А. Н. Бенуа, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. П. Остроумова-Лебедева и многие, многие другие.

В 1903 г. Волошин быстро и легко знакомится с кругом московских символистов (В. Я. Брюсов, Андрей Белый, Ю. К. Балтрушайтис) и петербургских художников Мира искусства, в 1906 — 1907 гг. он близок к петербургскому литературному салону — башне Вяч. Иванова, в 1910-е годы примыкает к редакции журнала Аполлон. Миролюбивый и открытый для общения, он, однако, остро ощущал свою обособленность в любой литературно-художественной среде. Редактор Аполлона С. К. Маковский вспоминал, что поэт всегда оставался чужаком по своему складу мышления, по своему самосознанию и по универсализму художнических и умозрительных пристрастий.

В культурной ориентации Волошина важное место занимает Франция. Весной 1901 г. он отправился в Европу учиться художественной форме — у Франции, чувству красок — у Парижа, логике — у готических соборов, средневековой латыни — у Гастона Париса, строю мысли — у Бергсона, скептицизму — у Анатоля Франса, прозе — у Флобера, стиху — у Готье и у Эредиа. В Париже он входит в литературные и художественные круги, знакомится с европейскими представителями нового искусства (Р. Гилем, Э. Верхарном, О. Мирбо, О. Роденом, М. Метерлинком, А. Дункан, О. Рэдоном). О новейшем искусстве Франции читатель узнавал из корреспонденции Волошина в Руси, Окне, Весах, Золотом руне, Перевале. Его переводы познакомили русскую публику с творчеством X. М. Эредиа, П. Клоделя, Вилье де Лиль Адана, Анри де Ренье.

Первая публикация восьми его стихотворений, подвергшихся редакторской правке П. П. Перцова, появилась в августовском номере Нового пути за 1903 г. 3. Н. Гиппиус, для которой критерием истинной поэзии были стихи-молитвы, увидела в Волошине поэта-коммивояжера, отличающегося необыкновенной легкостью. В 1906 г. поэт предложил издать книгу стихов Годы странствий М. Горькому, в последующие годы то сборник Звезда-полынь, то Ad Rosam анонсировался издательством Вяч. Иванова Оры. Ни один из этих планов не был реализован. Наконец, в 1910 г. издательство Гриф выпустило в свет Стихотворения — итог десятилетней поэтической деятельности (1900 — 1910). В. Я. Брюсов сравнил их с собранием редкостей, сделанных любовно просвещенным любителем-знатоком. Живопись, — заметил Вяч. Иванов, — учила его видеть природу; книги о тайном знании — ее слышать; творения поэтов — петь... Таково было великолепное ученичество ученика мудрецов и художников, не научившего странника в миру одному — таинству Жизни. М. Кузмин указал на своеобразную таинственность переживаний и большое мастерство, не похожее на приемы других художников. В качестве недостатков сборника назывались замкнутость в тесном кругу своих переживаний, перегруженность стиха, пристрастие к слишком красочным эпитетам.

Три последующих сборника: Anno mundi ardentis. 1915 (1916), Иверни (1918) и Демоныь глухонемые (1919) — отразили эпоху социальных катаклизмов (первая мировая война. Февральская и Октябрьская революции). Теперь судьбы мира и судьба России выдвигаются поэтом на первый план. Стараясь понять происходящее, он часто обращается к историческим и мифологическим параллелям. Его поэтический голос обретает пророческий накал. Известна мужественная и гуманная позиция Волошина во время гражданской войны: он спасает людей от жестокости расправ, невзирая ни на их убеждения, ни на принадлежность к белым или красным. Белый, посетивший поэта в 1924 г. в Коктебеле, писал: Я не узнаю Максимилиана Александровича. За пять лет революции он удивительно изменился, много и серьезно пережил... с изумлением вижу, что Макс Волошин стал ..Максимилианом; и хотя все еще элементы латинской культуры искусств разделяют нас с ним, но в точках любви к современной России мы встречаемся, о чем свидетельствуют его изумительные стихи. Вот еще старик от эпохи символизма, который оказался моложе многих молодых.

Скачать архив с текстом документа