Вопрос о местоимении как части речи в русской грамматике

СОДЕРЖАНИЕ: Рассмотрение понятия и категориального значения местоимений как части речи; их семантические и функциональные признаки. Ознакомление с грамматическими особенностями местоимений, такими как одушевленность/неодушевленность, склонение и категория лиц.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ТАТАРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕГО ИСОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Курсовая работа

Вопрос о местоимениикак части речив русской грамматике

студентки группы 07-0502 Мухаметзяновой Разили Агалямзяновны

Научный руководитель: доцент, кандидат филологических наук Исламова Э. А.

КАЗАНЬ 2009

СОДЕРЖАНИЕ

местоимение речь грамматический семантический

Введение

Глава I. История изучения местоимений как части речи

Глава II. Категориальное значение местоимений

Глава III. Семантические и функциональные признаки местоимений

Глава IV. Грамматические свойства местоимений

4.1 Начальная форма местоимений

4.2 Одушевленность, неодушевленность местоимений

4.3 Склонение местоимений

4.4 Категория лица местоимений

Глава V. Разряды соотношения с другими частями речи

Заключение

Использованная литература


ВВЕДЕНИЕ

Часть речи – это основная грамматическая категория в русском языке, а изучение морфологических особенностей разных частей речи – главная задача курса морфологии.

Понятие о частях речи складывалась в русском языкознании постепенно, трудно, и до сих пор существует немало дискуссионных вопросов, связанных с теорией частей речи. Например: сам состав частей речи в современном русском языке является предметом обсуждения; есть ли такая часть речи, как категория состояния; каков статус причастий и деепричастий (глагольные формы или самостоятельные части речи); положение и состав модальных слов и др.

Не сразу были найдены и сформулированы основные критерии выделения частей речи и распределения слов по частям речи.

Наиболее полно и четко подытожил все разнообразие мнений, предложил аргументированную классификацию частей речи академик Виктор Владимирович Виноградов в работе Русский язык (Грамматическое учение о слове) (М., 1946).

В основе классификации частей речи в русском языке лежат определенные принципы.

Для выделения слов в какую-то часть речи необходимо учитывать весь комплекс семантических, словообразовательных, морфологических и синтаксических особенностей; недопустимо одностороннее выделение какого-либо из этих признаков.

Для современной лингвистики характерно стремление изучать наиболее сложные явления языка, не нашедшие глубокого однозначного толкования; поэтому нельзя считать удивительным то внимание, которое было уделено местоимениям в последние 25-30 лет.

Статус местоимений как цельной части речи оспаривается и в традиционной, и в современной грамматике. Так, Михаил Васильевич Ломоносов считал местоимения служебной частью речи, академик Виктор Владимирович Виноградов собственно местоимениями называл только предметно-личные. Все это объясняется тем, что внутри этого класса слов сосуществуют различные по своим грамматическим и семантическим признакам слова. В частности, одни местоимения имеют категорию рода (например, определительные, указательные), а другие не имеют; одни местоимения имеют категорию лица (например, личные), а другие не имеют; одни изменяются по числам (например, определительные, указательные), а другие не изменяются (например, отрицательные, некоторые вопросительно-относительные).

Актуальность избранной темы, таким образом, обусловлена необходимостью дальнейшего теоретического осмысления проблемы местоименности.

Целью работы является показать занимаемое местоимениями место в русской грамматике.

Были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть историю изучения местоимений;

- остановиться на категориальном значении местоимений;

- показать семантические и функциональные признаки данных слов;

- разобрать грамматические свойства местоимений;

- разобрать соотношение местоимений с другими частями речи.

Объектом данной работы являются части речи в русском языке, а предметом – местоимение в русском языке как часть речи.


ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ КАК ЧАСТИ РЕЧИ

Одним из важных и дискуссионных вопросов является вопрос о выделении местоимений в особую часть речи. В истории изучения прономинативов четко прослеживаются две противоположные точки зрения: одни ученые считают местоимения особой частью речи (М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, А. Н. Гвоздев), другие отказывают им в самостоятельности и распределяют по знаменательным частям речи (А. А. Потебня, А. М. Пешковский, В. Н. Мигирин). Академик В. В. Виноградов относит к местоимениям лишь предметно-личные и производные от них прономинативы. Противоречиво и неполно представлены, по мнению Е. Н. Сидоренко, местоимения в одном из фундаментальных трудов последних лет – Русской грамматике. Отказывая прономинативам в статусе части речи, авторы грамматики в то же время выделяют в самостоятельный класс слов местоимения-существительные и располагают их среди знаменательных частей речи в одном ряду с именами существительными, прилагательными, числительными, глаголами, наречиями. Единственной мотивировкой такого распределения является несовпадение категорий рода, числа и падежа у имен существительных и соответствующих прономинативов.

Некоторые лингвисты, считая местоимения отдельной частью речи, в дальнейшем, противореча себе, распределяют их по знаменательным частям речи. Так, А. А. Шахматов, определяя местоимения как самостоятельную часть речи, в дальнейшем делит их на местоимения-существительные и местоимения-прилагательные [Сидоренко 1990: 5].

Европейская грамматическая традиция, восходящая к античности, рассматривает местоимения как одну из частей речи ; эта трактовка местоимений сохраняется в описательных грамматиках. Однако в некоторых грамматических теориях XX века местоимения считаются грамматически неоднородными и распределяются по частям речи в соответствии со своими главными синтаксическими функциями. В этом случае местоимения-существительные и местоимения-прилагательные включаются в состав более широкого семантического класса местоименных элементов, объем которого определяется исследователями по-разному. Одни подчеркивают связь значения местоименных слов с речевой ситуацией. В этом случае они определяются как указательные (дейктические) слова (К. Бругман, К. Бюлер, У. Вайнрайх), индексы или индикаторы (Ч. С. Пирс, В. Коллинсон), слова с непостоянной сигнификацией (А. Нурен), подвижные определители или шифтеры (О. Есперсен, Р. О. Якобсон), актуализаторы или средства перехода от языка к речи (Ш. Балли, Э. Бенвенист), слова с субъективно-объективным лексическим значением (А. М. Пешковский).

Другие исследователи подчеркивают заместительную функцию местоименных слов, называя их заместительными словами или субститутами (Л. В. Щерба, Л. Блумфилд, З. З. Харрис), репрезентами (Ф. Брюно) и т. п.; иногда для обозначения слов-заместителей употребляется термин Местоимение (Пешковский, М. В. Панов).Первая тенденция нередко ведет к исключению кванторных слов из состава местоименных, вторая позволяет охватить и квантификаторы.

Местоимения-существительные во многих языках, в том числе в русском, обладают особыми морфологическими признаками, отличающими их от других существительных. В связи с этим русские местоимения-существительные иногда квалифицируют как пережиток особой части (В. В. Виноградов), как часть речи (академические грамматики) или вместе с несогласуемыми числительными относят к несогласуемо-бесчисловому грамматическому разряду (А. А. Зализняк) [Лингвистический 2002: 294].

Учитывая очевидную грамматическую неоднородность местоимений, Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и многие другие ученые пришли к выводу, что местоимения вообще не составляют особой части речи и распределяются по другим частям речи – имени существительному, имени прилагательному и имени числительному. В свою очередь, А. А. Шахматов, Л. А. Булаховский, А. Н. Гвоздев и др. продолжали относить все слова с дейктической, анафорической и кванторной семантическими функциями (кроме, естественно, местоименных наречий, глаголов и др.) к одной части речи – местоимению (этот же взгляд отражен в академической Грамматике русского языка (1952-1954) и в большинстве школьных учебников).

Представляет интерес строго обоснованная в научном плане точка зрения В. В. Виноградова. В отличие как от ученых, не считающих местоимения частью речи, так и от ученых, называющих местоимениями грамматически различные слова с местоименной семантикой, Виноградов утверждал, что в русском языке существует особая часть речи – местоимение, но к ней относятся далеко не все слова с местоименным значением, а лишь местоименные существительные (по терминологии Виноградова – предметно-личные местоимения) [Современный 2000: 296].


ГЛАВА II. КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

По категориальному значению местоимение противостоит всем знаменательным частям речи, основной функцией которых является функция номинативная. Местоимение ничего не называет, а только указывает на предметы, на признаки, на количество, на различные обстоятельственные отношения, поэтому категориальным значением местоимения является указание без наименования . Это значение сочетается с более частными значениями: вопросительным, отрицательным, неопределенным и др. При характеристике местоимений термин указание употребляется дважды: в широком значении (обозначает категориальное значение всего класса местоимений) и в узком значении (для обозначения семантики одного из разрядов – указательных местоимений – этот, тот и др.). Поэтому для характеристики категориального значения местоимения используют также термин дейктический (указание).

Возможность указывать на тот или иной предмет или на признак предмета осуществляется у местоимений за счет их лексико-грамматического значения, которое имеет обобщенный характер: например, слово я обозначает предмет одушевленный, лицо (т. е. человека), одно лицо, лицо говорящее, т. е. того, кто произносит речь; ты обозначает одушевленный предмет, лицо (т. е. человека), одно лицо, собеседника, слушающего, т. е. того, кому адресована речь; он обозначает один любой предмет (лицо и не лицо) мужского пола или предмет, названный существительным мужского рода: ондом , предмет, не участвующий в речевом акте, т. е. указывает на предмет, о котором говорят; кто-то – неизвестный, одушевленный предмет, кто-либо – любой из множества одушевленных предметов; какой – указание на признак предмета, какой-то неопределенный признак, какой-либо – любой из множества признаков и т. д.

Только тогда местоимение может указать на предмет или признак, когда свойства предмета или слова, его называющего, совпадают с лексико-грамматическими свойствами местоимения: книга – она, что ; синица – она, кто ; неизвестная птица – какая-то птица; неизвестный постучал в окно – кто-то постучал в окно и т. д. [Современный 2001: 141].

Называние и указание – это разные способы языкового обозначения.

При характеристике местоимений следует исходить из того, что это синкретичная по своей природе часть речи , объединяющая признаки собственно местоимения, а также признаки или имени существительного, или имени прилагательного, или имени числительного, или наречия, или безличных предикативов (слов категории состояния) [Сидоренко 1990: 4].

Необходимо отграничивать местоимения от других частей речи, являющихся функциональными омонимами местоимений. Прежде всего следует обратить внимание на слово сам (сама) . Оно может переходить в разряд существительных и в этом случае приобретает значение глава, хозяин (муж), хозяйка (жена): Сам идет – самоё ведет (М. Горький). Как существительное оно может приобретать значение начальник учреждения: Сам -то в командировке. В том случае, если слово сам не субстантивирует, оно сохраняет значение местоимения, наречия и частицы. Местоимение сам , которое может выступать в позиции обстоятельства, оторвалось от подлежащего и примкнуло к сказуемому. Однако отрыв от подлежащего не полный: местоимение сам продолжает согласовываться с подлежащим по формам рода и числа [Мигирин 1971: 94]. Поэтому при анализе этого слова следует отмечать его синкретичность: Все вопросы он решал сам

Субстантивироваться могут и местоимения свой, своё, свои , при этом происходит изменение их лексического значения: существительное свой имеет значение родственник: Свой своему поневоле друг (посл.); люди, близкие по убеждениям, друзья: Клычкова рабочие знали близко, любили, считали своим (Д. Фурманов).

При анализе местоимений и отграничении их от омонимичных им слов других частей речи следует помнить, что значения местоимения и его функции зависят от контекста и ситуации.

Следует разграничить отрицательное (отрицательно-притяжательное) местоимение ничья от существительного ничья , а местоимение ничего от наречия нечего : Собака была ничья (ничья – местоимение); Разводи – ничья ! – крикнуло сразу несколько голосов… (М. Горький) (ничья - существительное); - Ну, как живешь, можешь? – Ничего (Ф. Решетников) (ничего – наречие – хорошо); Темно, ничего не видно (ничего - местоимение).

Особого внимания заслуживают случаи, когда местоимения-существительные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они утрачивают местоименное значение указания (дейктическое значение) и усиливают значение предметности, обогащают его конкретным содержанием и переходят в существительные. При этом их морфологические свойства тоже меняются: эти слова становятся неизменяемыми, приобретают неизменяемую форму среднего рода единственного числа, изменяются по падежам, как слова метро, кафе и т. д.

В отрицательных местоимениях с приставкой не- ярко выражены свойства безличных предикативов, или слов категории состояния: некого, некому…, некогда, некуда, негде и др. [Современный 2001: 143].


ГЛАВА III. СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ МЕСТОИМЕНИЙ

Проблема местоимений – одна из наиболее сложных проблем грамматики. Местоимения по традиции определяются как часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (кто, ты, этот, некоторый, несколько). Такое понимание не является в настоящее время общепринятым. Для того чтобы включить местоимения в систему частей речи, следует подробнее рассмотреть особенности значения и формальных показателей местоименных слов.

При изучении особенностей значения местоименных слов необходимо принимать во внимание, что для местоимений характерны три основные семантические функции:

1) дейктическая функция ( гр. Deixis - указание) – указание на условия речевого акта, соотнесение того, о чем говорится, с условиями речевого акта и его участниками (я говорящий, ты слушающий, вам принадлежащий вам, т. е. слушающий, этот находящийся вблизи от места речевого акта, тот находящийся вдали и т. п.);

2) анафорическая функция ( гр. Anaphora - отнесение) – соотнесение элементов данного высказывания с другими частями текста, отсылка к сказанному ранее (такой подобный или равный тому, о чем говорится, другой не такой, о котором говорилось и т. п.);

3) кванторная функция – указание на тип предметной отнесенности имени, т. е. соотнесение имени с различными классами предметов и их признаков: с классом предметов или признаков, о которых говорящий хотел бы получить информацию от слушающего (кто?, какой?, сколько?), с классом не известных говорящему или слушающему (и поэтому неопределенных) предметов либо признаков предмета (кто-то, что-нибудь, какой-либо, сколько-то); с классом универсальных, всеобщих признаков (все, любой, всякий); с классом предметов и признаков, не включающих данный предмет или признак (никто, некому, нисколько) и т. д.

По характеру выполняемых функций местоименные слова делятся на восемь функционально-семантических разрядов:

1. Личные : я, мы (1-е лицо) – указывают на говорящего; ты, вы (2-е лицо) – указывают на слушающего; он, она, оно, они (3-е лицо) – указывают на того (на то), о ком-чём говорится. Местоимения 1-2-го лица имеют дейктическую функцию отсылки к участникам акта речи; местоимения 3-го лица называются иногда лично-указательными, они совмещают лично-дейктическую функцию с ситуативно-указательной (Вот он идет) и даже анафорической (Это Петров. Он уходит).

2. Возвратное местоимение себя выполняет дейктическую функцию и указывает на отношение производителя действия к себе: Издревле сладостный союз поэтов меж собой связует (Пушкин); Везде Онегина душа себя невольно выражает (Пушкин).

3. Притяжательные : мой, твой, наш, ваш, свой; его, её, их (три последних слова – несклоняемые: вот его дом, вижу его дом, обрадоваться его дому) связаны с дейксисом и анафорой – указывают на принадлежность чего-либо говорящему, слушающему или тому о ком-чем говорится.

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько; устар. экий, этакий, сей, оный – имеют общее значение указания на предметы, их качество и количество. В зависимости от ситуации речи они выполняют либо дейктическую (Это дерево ближе, чем то), либо анафорическую функцию (Дети разбежались, и это озадачило воспитателя).

5. Вопросительно-относительные: 1) вопросительные, содержащие вопрос о предмете, его признаках, принадлежности или количестве: кто, что, какой, каков (устар. каковой ), чей, который, сколько (кванторная функция); 2) относительные – перечисленные выше местоимения в функции союзных слов, соединяющих главную часть сложноподчиненного предложения с придаточной: Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (Ч.); О вы, которых ожидает отечество из недр своих! (Лом.) – анафорическая функция.

6. Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой; всяк, всяческий – указывают на обобщенный признак предмета (кванторная функция).

7. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, а также некого, нечего, не имеющие формы именительного падежа (кванторная функция).

8. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также местоимения, образованные от вопросительно-относительных местоимений с помощью словообразовательных элементов кое-, -то, -либо, -нибудь (кто-то, кто-либо, какой-нибудь, сколько-нибудь, кое-кто и др.) – указывают на неизвестные, неопределенные предметы, признаки или количества. Местоимения этой группы также выполняют кванторную функцию.

Местоименные слова – замкнутая, непродуктивная лексическая группа; новые местоименные слова в русском языке не появляются. Однако местоименные значения могут развиваться у некоторых прилагательных, существительных, числительных: данный вопрос (этот); известный просчет (некоторый); определенный успех (какой-то); смех – дело серьезное (нечто); жил-был один человек (какой-то).


ГЛАВА IV. ГРАММАТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕСТОИМЕНИЙ

По грамматическим свойствам местоименные слова обычно делятся на три разряда:

1. Предметно-личные местоимения (местоименные существительные): кто, что, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, себя, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, кто-либо, кое-кто, кто-нибудь, что-то, что-либо, что-нибудь, кое-что, а так же всё (Всё пройдет), все, то, это – по частеречному значению близки к существительным, так как указывают на предметность. В предложении эти местоимения выполняют те же функции, что и существительные, - являются подлежащими или дополнениями: Я вас любил… (П.)

2. Признаковые местоимения (местоименные прилагательные): мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой, этот, тот, такой, таков, экий, этакий, сей, оный, какой, чей, который, каков, каковой, сам, самый, весь, всяк, всякий, всяческий, любой, иной, другой, некоторый, некий, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, чей-либо, который-нибудь и др. – в грамматическом плане не противопоставлены прилагательным. Они имеют частеречное значение признака предмета, не называя этот признак прямо, но, указывая на него (отвечают на вопрос какой?); согласуются с существительными в роде, числе, падеже и по одушевленности \ неодушевленности (мой дом, моя страна, моё отечество; такой город, такие города; вижу этот стол, но этого коня); в предложении являются определением или именной частью составного сказуемого (Это письмо – Ваше ).

3. Количественные местоимения (местоименные числительные): сколько, столько, несколько, сколько-нибудь, как уже отмечалось, по грамматическим свойствам не противопоставлены числительным.

Кроме того, местоименные слова устанавливаются в рамках таких частей речи, как наречия (местоименные наречия где, куда, как, зачем и т. п.), безлично-предикативные слова (Каково ему сейчас?) и даже глагол. Многие ученые (в частности, М. В. Панов) полагают, что используемые в практике грамматического анализа вопросительные обороты что делать? и что сделать? [Петя (что делает?) рисует ] являются не чем иным, как местоименными глаголами.

4.1 Начальная форма местоимений

Начальная форма местоимения – форма именительного падежа, единственного числа, мужского рода: мой, наш, какой, который. В тех случаях, когда местоимение не изменяется по числам или не имеет числа и рода, начальной является форма именительного падежа: я, ты, мы, вы, кто, что, кто-нибудь и др. Некоторые местоимения (себя, нечего, некого ) не имеют формы именительного падежа. В этих случаях следует отметить, что начальной формы нет, и надо назвать первую словоформу имеющейся парадигмы. Начальной формой местоимений его, её, их (со значением притяжательности) принято считать формы он, она, они. Однако формы его, её, их со значением притяжательности можно считать неизменяемыми местоимениями, лишь по своему происхождению связанными с лично-указательными.

Постановка вопросов к местоимениям затруднений обычно не вызывает. Исключение составляют относительные местоимения: Пока еще я сам не знаю, что буду писать (К. Паустовский) (буду писать что? – повесть, рассказ ); А это синица, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек? (С. Маршак). Вопросы – кто ворует пшеницу?- которая (синица ); что построил Джек? – который (дом) . Местоимения указывают на предметы и замещают в предложениях существительные, называющие эти предметы: синица, пшеница, дом, поэтому к этим местоимениям следует задавать вопросы к т о? и ч т о?

4.2 Одушевленность и неодушевленность местоимений

Личные местоимения я, мы, ты, вы служат для обозначения лиц говорящих и слушающих, т. е. живых существ, они отвечают на вопрос к т о? У этих местоимений В.=Р., поэтому они считаются одушевленными. Однако в языке художественной литературы эти местоимения могут явиться средством выражения олицетворения и указывать на предметы неживой природы: Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела? (М. Лермонтов).

Местоимения он, она, оно, они регулярно употребляются для указания как на живые, так и на неживые предметы и соответственно отвечают на вопрос к т о? или ч т о? У этих местоимений всегда В.=Р.: вижу его – стол, человека, т. е. формы падежей не могут дифференцировать одушевленность \ неодушевленность, показателем категории является вопрос к т о? или ч т о?

Относительные местоимения кто и что и вопросительные кто? что? существенно различаются по признаку одушевленность \ неодушевленности. Относительные местоимение кто используется только для указания на лица. Относительное местоимение что – для указания как на живые, так и на неживые предметы, т. е. это слово утрачивает семантику неодушевленности: Мир осинам, что , раскинув ветви, загляделись в розовую водь (С. Есенин); Слава борцам, что за правду вставали!.. (С. Михалков).

Отрицательные и неопределенные местоимения с компонентами кто- и что- (кто-то, что-нибудь и т. п.) довольно четко противопоставляются по признаку одушевленности \ неодушевленности. Однако местоимения с компонентом что- , так же как и относительные, утрачивают семантику неодушевленности: Все на что-нибудь похоже, на кого-то и на что-то. Встала радуга над рожью, как огромные ворота (Л. Татьяничева). В этом предложении слова кто-то и что-то противопоставляются по значению одушевленности \ неодушевленности, а слово что-нибудь имеет обобщающие значения (без дифференциации по признаку одушевленности \ неодушевленности).

4.3 Склонение местоимений

Местоименные прилагательные склоняются как обычные прилагательные (который - как старый; какой – как заводской ).

Местоименные числительные склоняются по образцу собирательных числительных [сколько ( ср. пятеро, скольких ( ср. троих), сколькими ( ср. троими) ].

Наиболее разнообразно склонение предметно-личных местоимений. Склонение личных местоимений я, ты и возвратного местоимения себя (не имеющего формы именительного падежа, так как оно всегда является дополнением) сходно с разными субстантивными склонениями:

И. я- ты- (ср.: стол- , конь- )

Р. меня тебя (ср.: стола , коня )

Д. мне тебе (ср.: стране )

В. меня тебя (ср.: коня )

Т. мной тобой (ср.: страной )

П. (обо ) мне тебе (ср.: о столе, стране )

У личных местоимений мы, вы словоизменительная парадигма такая: И. мы, вы; Р. нас, вас ; Д. нам, вам ; В. нас, вас ; Т. нами, вами ; П. (о) нас, вас (необходимо обратить внимание на уникальное окончание –ас в формах родительного, винительного и предложного падежей).

Личные местоимения он, она, оно, они, вопросительные кто, что, неопределенные кто-то, что-нибудь и др., определительное всё в предметном значении [За всё , за всё тебя благодарю я (Л.)], указательные то, это также в предметном значении [То было раннею весной (А. К. Т.)] при образовании форм косвенных падежей используют окончания разных склонений прилагательных (его – ср. синего; с ними – ср. с синими; кого – ср. морского; ту – ср. папину) . Лишь трем формам нет соответствия в склонении прилагательных: Р. и В. от она – её (неё) ; Т. от кто, что, всё, то – кем, чем, тем, всем; ср. окончания прилагательных: синим , богатым . Парадигмы склонения этих местоимений таковы:

И. он, оно она они кто что то это

Р. его её их кого чего того этого

(него) (неё) (них)

Д. ему ей им кому чему тому этому

(нему) (ней) (ним)

В. его её их кого что то это

(него) (неё) (них)

Т. им ею ими кем чем тем этим

(ним) (нею) (ними)

П. (о) нём ней них ком чём том этом

Местоимения он, она, оно, они образуют формы косвенных падежей с использованием разных основ – в зависимости от предложного или беспредложного употребления местоимения (ј-его , но н’-его ).

Неопределенное местоимение некто имеет только форму именительного падежа. В предложении оно всегда является подлежащим или же именной частью составного сказуемого: Пришёл некто ; Это был некто Сидоров.

Неопределенное местоимение нечто имеет формы только именительного и винительного падежей: Произошло нечто важное; Мы услышали нечто интересное.

Отрицательные местоимения некого, нечего, подобно возвратному себя , употребляются только в формах косвенных падежей.


4.4 Категория лица местоимений

Категория лица местоимений указывает на участников (неучастников) речевого счета. Выделяется три лица – 1-е лицо, 2-е лицо, 3-е лицо.

Категория лица отчетливо проявляется у двух разрядов местоимений – личных и притяжательных.

Личные местоимения 1-го лица я, мы указывают на говорящего; во множественном числе мы указывает на группу лиц, в числе которых есть говорящий.

Личные местоимения 2-го лица ты, вы указывают на собеседника (слушателя), т. е. того, с кем говорящий ведет речь; во множественном числе вы указывает на группу собеседников.

Личные местоимения 3-го лица он, она, оно, они указывают на лицо или предмет, не участвующий в речи.

На основе значение категории лица – указание на участников (неучастников) речевого акта в тексте могут наслаиваться дополнительные значения – обобщенности, речевого этикета (вежливое вы, фамильярное ты , авторское мы и др.).

В предложении Охотно мы дарим, что нам не надобно самим, анализируя местоимение мы по категории лица, следует отметить, что мы – местоимение 1-го лица, обозначает группу лиц, куда входит и говорящий, и в предложении оно имеет обобщающее значение.

Притяжательное местоимение 1-го лица мой (моя, моё, мои) указывает на принадлежность предмета лицу говорящему: мой сын, моя мать, моё письмо.

Местоимение наш (наша, наше, наши) указывает на принадлежность предмета группе лиц, среди которых есть и говорящий: наша семья, наш дом, наши дети.

Притяжательные местоимение 2-го лица твой (твоя, твоё, твои ) указывает на принадлежность предмета собеседнику.

Местоимение ваш (ваша, ваше, ваши) указывает на принадлежность предмета группе собеседников: ваш преподаватель, ваша учительница, ваши оценки и т. п. Слово ваш может иметь значение вежливости, если относится к одному лицу.

Притяжательные местоимения 3-го лица (образованных от личных) – его, её, их указывают на принадлежность предмета, не участвующему в речевом акте: его голос, её руки, их письма.

Местоимение свой может указывать на принадлежность предмета любому лицу, как одному, так и многим. Указание на принадлежность лицу у этого местоимения определяется по контексту: возьму свою книгу, возьмем свою книгу, возьмите свою книгу, возьмет свою книгу, возьмут свою книгу.

Возвратное местоимение себя может указывать также на любое лицо ед. и мн. ч. Значение лица определяется по контексту: увижу себя (1-е л., ед. ч.), увидим себя (1-е л., мн. ч.), увидишь себя (2-е л., ед. ч.), увидите себя (может быть и 2-е л., ед. ч., вежл. и 2-е л., мн. ч.), увидит себя (3-е л., ед. ч.), увидят себя (3-е л., мн. ч.) [Современный 2001: 152].


ГЛАВА V. РАЗРЯДЫ СООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

Местоимения в предложении могут употребляться вместо имен существительных, прилагательных, числительных, а при широком понимании местоимений и вместо наречий и слов категории состояния (безлично-предикативных слов). В зависимости от того, на что указывает местоимение, какую часть речи оно может заменить, а также от его грамматических свойств местоимения распределяются по следующим разрядам: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения наречия, местоимения-слова категории состояния. Показателями разрядов являются: а) значение указания (указывает ли оно на предмет, признак предмета, количество, признак действия или на некоторое состояние); б) на какой вопрос отвечает; в) слово какой части речи заменяет или словом какой части речи заменяется; г) грамматические признаки (морфологические и синтаксические свойства).

Местоимения-существительные указывают на предмет и отвечают на вопросы кто? что? в соответствующем падеже, имеют абсолютную, не повторяющую форм другого слова категорию падежа, в тексте они заменяют имена существительные или заменяются ими. В этот разряд входят слова: я, ты, вы, он, она, оно, они, себя, кто, что и производные от них.

Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? В соответствующей форме рода, числа и падежа (если эти категории у них есть). В тексте они заменяют имена прилагательные или заменяются ими; изменяются, как и прилагательные, по числам, родам и падежам, согласуются с именами существительными. К этому разряду относятся местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой, каков, какой, чей и производные от них.

Местоимения-числительные указывают на число, количество предметов или на порядковое место при счете предметов; местоимения – количественные числительные отвечают на вопрос сколько? в соответствующей падежной форме, склоняются (кроме мало ), категорий числа и рода не имеют, любое из этих местоимений может быть заменено количественным числительным. К этой группе относятся: сколько, столько, много, мало, несколько, немного, дцать, надцать.

Местоимения – порядковые числительные отвечают на вопрос который? (в тексте – какой? ), изменяются по родам, числам и падежам. К этой группе относятся: такой-то, энный и др.

Местоимения-наречия указывают на признак действия или признак признака, т. е. к указательному значению присоединяется значение обстоятельственные, и отвечает на вопросы: как? когда? где? почему? зачем?; не изменяются, могут заменять собой наречия или заменяться ими. К этой группе относятся слова: так, как, там, тут, где, когда, почему, потому, зачем, затем и др.

Местоимения – слова категории состояния стали выделяться в классе местоимений как их разряд по соотношению с знаменательными частями речи недавно; к этому разряду прежде всего относятся слова каково, таково. Эти слова имеют форму среднего рода, единственного числа, но по родам и числам не изменяются (в отличие от местоимений-прилагательных каков, какова, каково, каковы ); они указывают на состояние, сочетаются с глагольной связкой быть (было каково, будет каково) . Кроме этих слов значение состояния имеет местоимение некогда (состояние занятости). К безлично-предикативным словам (не называя их словами состояния) относят и отрицательные местоимения негде (негде жить) , некуда (некуда ехать), незачем (незачем объясняться) и др.

Необходимо обратить внимание на местоимения это, то, все, всё , которые, с одной стороны, могут указывать на предметы, заменяться существительными и заменять их. В предложении они выполняют роль подлежащего или дополнения; их словоизменительные категории подобны именам существительным. Но слова это, всё не изменяются по родам (средний род) и числам (единственное число). Всё имеет только форму ср. р., ед. ч.: Все всё знают; всё прошло; все вышли; аналогично слово это обладает формой ср. р., ед. ч.: Это – весна. С другой стороны, слова это, то, все, всё могут указывать на признаки предметов, заменять прилагательные или заменяться ими; словоизменительные категории этих слов проявляют себя, как и у имен прилагательных: они изменяются по родам, числам и падежам (этот, эта, это, эти; весь, вся, всё, все ), согласуются с существительными, в предложении являются определениями [Современный 2001: 146].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории изучения местоимений четко прослеживаются две противоположные точки зрения: одни ученые, такие как М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, А. Н. Гвоздев, считают местоимения особой частью речи, другие, А. А. Потебня, А. М. Пешковский, В. Н. Мигирин, отказывают местоимениям в самостоятельности и распределяют по знаменательным частям речи. Как уже отмечалось, В. В. Виноградов относит к местоимениям только предметно-личные и производные от них слова. В учебном пособии для студентов тюркоязычных отделений педвузов Сафоновой С. С. местоимения входят в состав самостоятельных частей речи. Это говорит о том, что в настоящее время местоимения признаются в русском языке как часть речи.

По семантическим и функциональным признакам местоимения в современной грамматике делят на 8 разрядов: личные, возвратное местоимение (себя ), притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные и неопределенные местоимения.

В работе были показаны грамматические особенности местоимений. Такие как, одушевленность / неодушевленность, род, склонение и категория лица. Правда не всем местоимениям характерна та или иная грамматическая особенность. Например, категория лица отчетливо проявляется только у двух разрядов местоимений – личных и притяжательных, определительные и указательные местоимения имеют категорию рода, а остальные нет.

С. С. Сафонова по грамматическим свойствам местоимения делит на 3 группы: предметно-личные, признаковые и количественные. По соотношению с другими частями речи в книге под редакцией Е. И. Дибровой местоимения распределяются по следующим разрядам: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия, местоимения – слова категории состояния.

Таким образом, ввиду выше перечисленного, местоимения можно назвать самостоятельной частью речи. В учебном пособии Лекции по современному русскому языку Сафоновой С. С. местоимениям дано следующее определение: Местоимение (от лат. Pronomen – вместо имени) по традиции определяют как часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их [Сафонова 2008: 45].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык.: Учеб. пособие для студентов-филологов заочного обучения / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – М.: Высш. шк., 1991. – 559с.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. редактор В. Н. Ярцева. – 2-е изд., дополненное. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 709 с.: ил.

3. Мигирин В. Н. Очерки по теории процессов переходности в русском языке. – Бельцы, 1971.

4. Сафонова С. С. Лекции по современному русскому языку (словообразование, морфология, синтаксис): Учебное пособие для студентов тюркоязычных отделений педвузов. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. – 198 с.

5. Сидоренко Е. Н. Очерки по теории местоимений современного русского языка. - Киев; Одесса: Любидь, 1990. – 148 с.

6. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л. Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е. И. Дибровой – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 704 с.

7. Современный русский язык: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. Филология / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; Под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 560 с.

8. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1989. – 800 с.

Скачать архив с текстом документа