Вопросы экономики экологической деятельности

СОДЕРЖАНИЕ: Экономическое регулирование экологической деятельности. Оценка платежей за загрязнение окружающей среды предприятия, использование природных ресурсов. Оценка затрат на разработку и внедрение системы обеспечения экологической безопасности предприятия.

Вопросы экономики экологической деятельности

Содержание

1. Экономическое регулирование экологической деятельности

2. Оценка платежей за загрязнение окружающей среды предприятия

3. Оценка платежей за использование природных ресурсов

4. Оценка затрат на разработку и внедрение системы обеспечения экологической безопасности предприятия (СОЭБП)

5. Экономическая оценка вреда, наносимого экосистеме экологическими правонарушениями

1. Экономическое регулирование экологической деятельности

Экологические проблемы должны быть приоритетными в финансово-экономическом обеспечении деятельности. К источникам финансирования относятся:

международные гранты;

бюджетное финансирование программ и проектов;

кредитное финансирование;

собственные средства предприятий;

страхование экологических рисков;

налоги с предприятий на развитие экологической деятельности.

Финансовые средства обеспечения экологической деятельности относятся к издержкам производства, поэтому, чтобы повысить их привлекательность, используются методы поощрения и принуждения. Существуют следующие экономические методы природопользования:

создание благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств;

подавление экологически опасных отраслей с помощью жесткой налоговой политики;

ослабление влияния экологических ограничительных рамок на темпы и масштабы экономического развития.

На основе нормативов загрязнения окружающей среды национального масштаба в ряде стран устанавливаются экологические квоты и распределяются между предприятиями. При этом право на дополнительные выбросы предприятие может купить у других предприятий, у которых выбросы ниже квот. Та же система торговли квотами существует и на планетарном уровне (по Киотскому протоколу). Экологические платежи необходимо было бы ввести и за загрязнение околоземного космического пространства.

Государственная природоохранная деятельность включает:

экологические налоги и платежи;

экономические санкции за нарушение экологических требований;

экологическое образование;

экологический мониторинг и контроль.

Основными недочетами в экологической деятельности государства являются:

отсутствие экологического кадастра;

отсутствие правовых норм, регулирующих аккумулирование финансовых ресурсов на природоохранную деятельность и как следствие - отсутствие экологического бюджета или фондов;

упор на фискальный метод воздействия.

Экономическое регулирование экологической деятельности осуществляется главным образом на региональном и локальном уровнях. Какие меры улучшения экологической деятельности на отдельных предприятиях необходимо предпринять? Во-первых, для повышения мотивации необходимо заменить затратные виды деятельности принудительного характера, упомянутые выше, на деятельность с минимальными издержками на осуществление экологических мероприятий и извлечением наибольшей прибыли при соблюдении требований экологической безопасности. Во-вторых, система управления охраной окружающей среды должна быть основана на рекомендациях международных стандартов ИСО 14000. В-третьих, выделить экологическую деятельность как обособленную часть менеджмента. Направлениями этой деятельности должны стать экологизация производства и информационное обеспечение экологической деятельности. Экологическая деятельность предприятия будет регулироваться собственным экологическим бюджетом, который станет обязательной частью финансового баланса предприятия. А учет требований природопользования и природоохранной деятельности будет проводиться автоматизированными системами качества АСОКП и СОЭБП.

Стимулировать развитие экологического менеджмента могли бы:

обязательное страхование экологических рисков. ФЗ Об охране окружающей среды допускает возможность обязательного государственного экологического страхования, но она не реализована на практике.

экономико-правовой метод повышения ответственности за загрязнения окружающей среды. В России отсутствует экологическое судопроизводство, а меры ответственности устанавливают чиновники разных уровней исполнительной власти.

Сегодня для регулирования экологической деятельности используется экологический аудит - систематический, документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных, с тем чтобы определить, соответствуют ли критериям аудита определенные виды экологической деятельности, события, условия, системы административного управления или информация об этих объектах, а также сообщение результатов заказчику аудита (предприятию). Однако, этот метод не является эффективным. Более эффективным методом было бы создание и внедрение на базе информационных технологий системы экологической сертификации предприятия, товаров и услуг с учетом требований рационального природопользования и охраны окружающей среды.

2. Оценка платежей за загрязнение окружающей среды предприятия

Экологические платежи - единственный механизм экономического регулирования экологической деятельности предприятий на данный момент времени. Их расчет производится в соответствии с межведомственным нормативным документом Минприроды России, Минфина России, Минэкономразвития России и Минюста России Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды (1993г). В этом документе установлен порядок расчета массы загрязняющих веществ, порядок оплаты за загрязнение и определена трехуровневая система экологических платежей по дифференцированным ставкам в соотношении 1: 5: 25 для каждого уровней:

за предельно допустимый сброс (ПДС) или выброс (ПДВ);

за временно согласованный сброс (ВСС) или выброс (ВСВ) в пределах установленного лимита;

за сверхлимитный сброс или выброс.

1. Плата за загрязнение окружающей среды в предельно допустимом диапазоне сброса загрязняющих веществ в водные объекты:

Пв1 = Сн i Mi Кинд при Мi Mi пр , где

i

Сн i - нормированная ставка платы при сбросе в водный объект i-го загрязняющего вещества;

Мi - масса i-го загрязняющего вещества;

Mi пр - масса предельно допустимого i-го загрязняющего вещества;

Кинд - ежегодно устанавливаемый коэффициент индексации.

2. Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты:

Пв2 = Сл i ( Mi - Mi пр ) Кинд при Mi пр М i М i л , где

i

Сл i - лимитная ставка платы за сбросы в водные объекты i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита;

Mi - масса сброса i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита.

3. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в водные объекты:

Пв3 = 5 Сл i ( Mi - Mi пр ) Кинд при М i М i л, где

i

Общая плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты находится суммированием трёх предыдущих показателей.

В пределах установленного лимита ставки определяются следующим образом:

Сн i = Нбн i Кэ , Сл i = Нбл i Кэ, где

Нбн i и Нбл i - соответствующие базовые нормативные платы;

Кэ - коэффициент экологической значимости поверхности водного объекта и экологической ситуации.

Следует отметить, что приведенные выше методы расчета не могут считаться механизмами научно обоснованного экономического регулирования природоохранной деятельности, т.к. отсутствует правовая основа согласования сбросов и выбросов, предельно допустимых сбросов и выбросов.

4. Плата за размещение твердых отходов в пределах установленных лимитов:

П т = С т i M т i , где

I

С т i - ставка платы в зависимости от i-го вида размещенных отходов;

M т i - масса i-го вида размещенных отходов.

При превышении установленных лимитов предприятие выплачивает пятикратную плату за размещение твердых отходов.

При планировании платежей за загрязнение окружающей среды экологический менеджмент предприятия должен руководствоваться следующей процедурой временного обоснования и согласования оценки платежей:

учет источников загрязнения атмосферы;

обоснование предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ на планируемый период;

установление лимитов размещения твердых отходов;

расчеты экологических платежей за ожидаемые выбросы и сбросы и оценка их фактического уровня на плановый период;

расчет экологических платежей за размещение твердых отходов по оценке фактического уровня за плановый период.

Сведения о размерах экологических платежей, полученные на основе расчетных оценок, необходимо занести в план предприятия (приложение к бизнес-плану), в экологический паспорт предприятия и в документы государственной статистической отчетности. Расчеты должны проводиться специалистом в области экологического менеджмента предприятия.

3. Оценка платежей за использование природных ресурсов

В последнее время растет несоразмерное потребление природных ресурсов, а технологии альтернативных природных ресурсов не в состоянии обеспечить их сбалансированное потребление. Поэтому в экологической деятельности вопросы природопользования и природоохранной деятельности взаимосвязаны.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды базируется на использовании программно-целевых методов распоряжения финансовыми ресурсами, основанных на применении экономико-математического моделирования. Рассмотрим основные виды платежей за использование природных ресурсов.

Платежи за землепользование . Плата за пользование землей составляет более 20% всех ресурсно-природных платежей. В настоящее время она осуществляется в форме земельного налога или арендной платы. Земельный налог - это стабильный платеж за единицу земельной площади в год независимо от результатов хозяйственной деятельности собственника земли. В зависимости от вида землепользования в России установлены налоги на земли:

сельскохозяйственного назначения (определяются и утверждаются органами законодательной власти регионов РФ с учетом кадастровой оценки земли);

городов и поселков (определяются органами местного самоуправления);

несельскохозяйственного значения.

Контроль за соблюдением платы за землю осуществляют органы налоговой инспекции.

Платежи за пользование недрами. В соответствии с ФЗ О недрах (2001г.) платежи за пользование недрами предусматривают следующую систему:

регулярные платежи за пользование недрами;

плата за геологическую информацию о недрах;

сбор за выдачу лицензии;

сбор за участие в конкурсе за пользование недрами;

разовая плата за пользование недрами при наступлении определенных событий, указанных в лицензии.

Указанные платежи исчисляются как налог на добычу полезных ископаемых. Рассмотрим некоторые виды полезных ископаемых и ставки по ним (Налоговый кодекс РФ, 2001г.):

Вид полезных ископаемых Ставки в % к стоимости полезных ископаемых
Нефть, природный газ, газовый конденсат 16,5
Цветные и редкие металлы, природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни, многокомпонентная комплексная товарная руда, а также полезные компоненты комплексной руды (за исключением драгоценных металлов) 8,0
Подземные минеральные воды 7,5
Драгоценные металлы (за исключением золота), кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья. 6,5
Золото, горнорудное неметаллическое сырье, битумозные породы, другие полезные ископаемые, не включенные в прочие группы 6,0
Горнохимическое неметаллическое сырье, соль природная. Хлористый натрий, радиоактивные металлы, теплоэнергетические и промышленные воды, неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии 5,5

Платежи за водопользование. В соответствии с ФЗ О плате за пользование водными объектами (2001г.) плата за водопользование взимается с объектов, применяющих сооружения, технические средства или устройства в зависимости от целей пользования: забор воды из водных объектов; сброс сточных вод в водные объекты; удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде; использование акваторий водных объектов для лесосплава в плотах, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения коммуникаций, плавсредств, установок и оборудования, зданий, сооружений, установок для буров, строительства и иных работ.

Рассмотрим некоторые действующие ставки за водопользование:

Виды водопользования Размер ставки, руб. /м3
мин. макс.
Забор из поверхностного водного объекта 60 370
Забор из территориального моря или внутренних морских вод 2 7
Выработка электроэнергии гидроэлектростанцией 4 20
Сплав древесины на плотах на каждые 100 км. 680 1400
Сброс сточных вод (руб. /тыс. м3 ) 7 55

Платежи за лесопользование :

1) лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании лесным фондом;

2) аренда за лесопользование устанавливаются на долгосрочной основе с учетом действующих ставок лесных податей. Экономические вопросы лесопользования регулируются Лесным кодексом РФ. Ставки определяются органами исполнительной власти субъектов РФ или по результатам лесных аукционов.

В общей структуре ресурсно-природных платежей доля платежей за лесопользование составляет около 1%, что явно не соответствует рыночным требованиям.

4. Оценка затрат на разработку и внедрение системы обеспечения экологической безопасности предприятия (СОЭБП)

Оценка затрат на разработку и внедрение СОЭБП представляет собой инновационный и инвестиционный проект, который можно отобразить в виде специального документа - технико-экономического обоснования (ТЭО). Рассмотрим следующие предпосылки, которые позволяют решить задачу внедрения СОЭБП в экологическую деятельность предприятия:

в основу создания и использования СОЭБП могут быть положены принципы внедрения системы управления охраной окружающей среды предприятия;

прежде всего необходимо рассмотреть структуру экономических затрат, методы и процессы снижения загрязнения окружающей среды;

затем осуществить предварительную экономическую оценку эффективности СОЭБП.

Виды финансовых расходов на внедрение СОЭБП:

1. Капитальные вложения - единовременные затраты на разработку и внедрение новых и реконструкцию действующих основных фондов, предотвращающих вредное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также затраты на модификацию технологии производства продукции.

2. Эксплуатационные расходы - текущие затраты на содержание и обследование основных фондов природоохранного назначения, текущие затраты на улучшение показателей состояния элементов окружающей среды, дополнительные затраты на эксплуатацию основных производственных фондов и на оплату услуг по охране окружающей среды.

Методы оценки затрат по внедрению СОЭБП:

1) метод исключения затрат - исключение из общей суммы затрат себестоимости попутной продукции;

2) метод распределения - распределение затрат пропорционально действующим и оптовым ценам или пропорционально основным физическим параметрам продуктов производственных процессов;

3) комбинированный метод.

Рассмотрим распределение затрат на природопользование и охрану окружающей среды ежегодно в среднем по отношению к стоимости основных производственных факторов природоохранного назначения.

Виды экологической деятельности Капитальные вложения Текущие затраты

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

В том числе:

водных ресурсов

атмосферного воздуха

прочее

8

3

3

2

27

17

6

4

Наибольшей эффективностью обладают очистные и вентиляционные устройства очистки газовых и водных потоков от твердых примесей (фильтры), а также очистка с помощью циклонов. Методы очистки сточных вод позволяют либо повторно использовать очищаемые сточные воды и извлекаемые из них вещества, либо использовать только извлекаемые вещества, либо только сточные воды, либо ни то, ни другое. К ним относят методы механической, физико-химической, биологической, электрофизической очистки. Удельные приведенные затраты на предотвращение выброса основных загрязняющих веществ в атмосферу определяются аналогично оценке удельных затрат на очистку жидкостных потоков и сбросов.

Оценка потребных финансовых ресурсов, связанных с СОЭБП, рассматривается как система финансовых рисков, требующих применение компенсирующих действий, т.к. информационные базы данных дают весьма приблизительные сведения. Наиболее надежным методом оценки финансовых затрат и снижения рисков является предельное совмещение ТЭО на производство и реализацию продукции и ТЭО на внедрение СОЭБП. Издержки природоохранной деятельности при этом можно отнести к издержкам производства продукции.

В качестве достаточно убедительного метода расчета затрат на создание СОЭБП и ее внедрение с целью получения дополнительной прибыли можно использовать зарубежный метод прогноза эффективности обычных инвестиционных проектов - метод использования коэффициента скорости возврата инвестиций . В основе метода лежит формула:

Пр = П1 / (1+ j) + П2 / (1+ j) +. +Пп / (1+ j) п - К0 , где

П1,2, п - чистая прибыль, полученная за 1, 2. п год;

j - коэффициент учетной процентной ставки в расчетный год с инфляционной составляющей.

Чистая прибыль - разность между ожидаемыми доходами за год использования проекта и суммарными затратами, а ожидаемые доходы - это доля от общих доходов предприятия, связанная с использованием проекта.

экономика экологический безопасность загрязнение

5. Экономическая оценка вреда, наносимого экосистеме экологическими правонарушениями

Экологические правонарушения - неудовлетворительное экологичес-кое состояние предприятия, возникновение экологических нештатных ситуаций и экологических аварий, приводящих к различным последствиям состояния экосистемы.

Законодательного акта прямого действия, регулирующего отношения в области правонарушений (Экологического кодекса), в России не создано. Действующие законодательные акты России по-разному определяют последствия экологических правонарушений, используя термины ущерб, вред, убытки . Экономический вред от неудовлетворительного экологического состояния предприятия компенсируется на основании исковых заявлений в судебном порядке, которые могут быть предъявлены к открытию судопроизводства в течение 20 лет (ФЗ Об охране окружающей среды) Эта норма вынуждает предприятия гарантировать стабильность экологического состояния хозяйственной деятельности. В России размер компенсации не превышает 0,05% доходной части федерального бюджета, в то время как фактические затраты многократно превышают этот размер. Экологическим законодательством установлено, что нанесенный вред окружающей среде подлежит полному возмещению с учетом упущенной выгоды от снижения плодородия почв и восстановления биоресурсов водных объектов. В РФ действует система нормативных документов, которая до сих пор не имеет статуса обобщающего, систематизированного единого нормативного акта по экономике экологического менеджмента предприятия и оценке экономического вреда от неудовлетворительного состояния предприятия.

Возмещение вреда, наносимого окружающей среде, производится в соответствии с расчетными данными, полученными на основе ведомственного руководящего документа Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей среде в результате экологического правонарушения (Госкомэкология России, 1998). Размер взыскания за вред, причиненный окружающей среде вследствие засорения поверхностных водных объектов и поверхности земель, в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей среды (Минюст России, 1993г.) производится в зависимости от массы, объема, состава, степени токсичности загрязнения, которые установлены с помощью инструментальных измерений или на основе экспериментальных оценок. В случае аварийных выбросов и сбросов нормативы платежей повышаются в 25 раз. Оценка вреда от загрязнения земель (в первую очередь химического) производится по методам, содержащимся в руководящих документах Роскомзема России и Минприроды России (Порядок определения размеров вреда от загрязнения земель химическими веществами, 1993 г.).

Таким образом, в области экономического регулирования экологических правонарушений существует ряд недостатков:

правовая неурегулированность методических материалов;

недостаточная научная обоснованность нормативов;

неадекватность применения штрафных санкций;

отсутствие системного подхода к комплексному взаимодействию видов загрязнений;

низкий уровень финансовой ответственности за неудовлетворительное экологическое состояние предприятий;

приоритет фискальных вопросов у федеральных и региональных органов исполнительной власти, а не решение научно-методических и организационно-технологических проблем развития и устойчивости экосистем.

Для организации экономически эффективного экологического менеджмента необходимо исходить из следующих предпосылок:

1) воздействие загрязнений на компоненты экосистемы обусловливает ее переход на новый качественный уровень;

2) состояние экосистемы остается устойчивым, если воздействия на каждый из ее параметров не выводят их из равновесия;

3) применение математического моделирования параметров экосистемы и определение допустимых нормативов загрязнения (в виде экологического кадастра экосистем всех уровней) позволяют регулировать экологические риски;

4) долговременная компенсация вреда способствует восстановлению устойчивого равновесия экосистемы;

5) необходимы система досудебных решений о спорах и обязательная и обязательная независимая экологическая экспертиза исков по судебным решениям.

Скачать архив с текстом документа