Вопросы истины не решаются большинством голосов

СОДЕРЖАНИЕ: Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Ульяновский Государственный университет Кафедра Русского языка и методика его преподавания

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Ульяновский Государственный университет

Кафедра

Русского языка и методика его преподавания

Вопросы истины не решаются

большинством голосов

Выполнил: студент Галяветдинов А.Р.

Курс: I

Факультет: Ф-11(З/О/У)

Специальность: Филология

Ульяновск 2011 г.

Вопросы истины не решаются большинством голосов(Демокрит)

Фильм «12»

Режиссер: Никита Михалков

Небольшая комната. Один стол. Двенадцать стульев. Двенадцать присяжных выносят вердикт по делу об убийстве восемнадцатилетним чеченским подростком своего приемного отца, русского офицера. Все улики свидетельствуют против обвиняемого, и одиннадцать из двенадцати человек, собравшихся в закрытой комнате, готовы осудить юношу. Но один из присяжных уверен, что все не так однозначно, как кажется на первый взгляд, и предлагает коллегам более вдумчиво рассмотреть дело.

Идеи о том, что народ сам должен решать, как именно ему жить, возникли довольно давно. Демократия, правда, своеобразная, существовала еще в Древней Греции. Потом эти идеи еще не раз вспыхивали то в одном, то в другом месте, вызывая, подчас, сильнейшие народные возмущения и революции. За эту идею люди умирали и убивали... Но что же лежит в основе демократии?

Большинство представляет себе демократию таким образом: люди голосуют, то есть высказывают свое мнение по определенному вопросу, и, вопрос решается таким образом, к которому склоняется большинство из голосующих. В принципе, такая система не вызывает возражений, такой способ решения вопроса кажется нам - подсознательно, что ли? – наиболее справедливым. Более того, в повседневной жизни, при решении различных бытовых вопросов, такой способ наиболее распространен - сколько бутылок водки взять и в какой цвет покрасить потолок легче решать сообща. Если взять более интересные примеры, то можно рассмотреть следующие случаи применения демократии. Решения о политике корпораций принимают все владельцы акций (своеобразная демократия, голоса каждого участника не равноценны другому, а более или менее значимы, в зависимости от числа приобретенных акций, эдакая демократия акций). Решение о защите дипломной работы, диссертации принимают члены комиссии, при этом учитывается мнение каждого из них. Суд присяжных выносит свой вердикт большинством голосов (хотя и считается, что лучше, когда присяжные выносят единое, согласованное решение).

Демократия, таким образом, в том или ином, более или менее урезанном виде (возрастные, имущественные и прочие цензы) окружает нас повсюду, и мы привыкли считать, что это хорошо (а если демократии будет больше, то будет еще лучше). Можно сказать, что мы с детства привыкаем сверять свое мнение с мнением большинства, быть как все, выглядеть как все, и т.п.

Тем не менее, сколько существует демократия, столько же существуют серьезные аргументы против нее. Часто это касается каких-то отдельных сторон человеческой жизни. Например, науки. Эдисон говорил, что в науке демократии не место, аргументируя это тем, что большинство представляет собой массу болванов, лишенных всякого соображения. Вопросы истины не решаются большинством голосов – так, более мягко, но не менее категорично говорил Демокрит, древнегреческий философ, живший во времена почти совершенной демократии. Об управлении государством Платон писал, что управлять должны специально подготовленные к этому люди, наделенные особыми качествами, большинство же людей на это не способны. Действительно, в жизни мы встречаем немало примеров, когда простой подсчет голосов за и против не приводит к желаемому результату. Часто, такое, принятое большинством голосов решение, оказывается неправильным, неверным, приносящим не пользу, а лишь вред.

Это лишь один из примеров, но он очень характерен. Когда вопросы решает большинство, тому, кто знает больше, кто лучше умеет и понимает, лучше видит путь, почти невозможно донести свою точку зрения, если точка зрения основной массы народа с ней расходится. Один в поле не воин, одинокий голос ничего не может изменить, а если этот голос вещает истину? Есть такое выражение - народная мудрость, но насколько мудр народ?

Принято приводить такой пример - лет пятьсот все, абсолютно все знали, что солнце крутится вокруг земли, а сама земля плоская. Если отдельные чудаки - Галилей, допустим - и утверждали, что все наоборот, что это земля вертится, то последствия для этих чудаков могли быть самыми неприятными - костер, например (Галилею еще повезло). Со временем жечь и пытать перестали, зато подвергали осмеянию, отлучению от научных кругов. Французская Академия наук в свое время отказалась даже рассматривать сообщения о падении метеоритов - естественно, это же полная чушь, все знают, что небо - это пустота, никаких камней там быть не может (по иронии судьбы, неграмотные крестьяне в камни с неба верили, так как небо по старинке считали - твердью). С огромным трудом доказывалась подлинность пещерных наскальных рисунков - все знали, что древние люди были дикие, к искусству не способные. А как пробивала себе дорогу теория относительности Эйнштейна?! Видимо, к счастью для науки, большинством голосов решается не все, иначе не было бы автомобилей, самолетов, подводных лодок, беспроводных телефонов и компьютеров (над каждым из этих изобретений в свое время смеялись, в них не верили и называли полной чушью). Вполне возможно, что первобытного изобретателя колеса так же в свое время сожгли на костре вместе со своим колесом, рядом с первобытным просветителем, который какие-то подозрительные значки чертил углем на бересте. В общем, всю историю развития человеческого знания можно представить, как историю борьбы того, что всем известно с открытиями, сделанными одиночками. Если человечество и добилось каких-нибудь высот, то отнюдь не благодаря большинству, а вопреки ему.

Таким образом, если уж и применять принцип большинства (а назовите хоть один альтернативный принцип, но чтоб совсем без недостатков?), то крайне осторожно, четко определив, чьи голоса считать можно, а чьи не стоит.С уверенностью можно сказать только одно - к мнению большинства нужно относиться критически.

Скачать архив с текстом документа