Воспитание и школа в России с древнейших времен до 1917 года
СОДЕРЖАНИЕ: Вопрос №1. У древних славян детям передавались навыки земледельческого и ремесленного труда, они получали моральное и военное воспитание, их приучали к повиновению старшим членам общины, почитанию предков, поклонению языческим богам.Вопрос №1. Воспитание и школа в России с древнейших времен до 1917 года
У древних славян детям передавались навыки земледельческого и ремесленного труда, они получали моральное и военное воспитание, их приучали к повиновению старшим членам общины, почитанию предков, поклонению языческим богам.
В IX веке на территории Восточной Европы возникло мощное государство — Киевская Русь, в конце X века появилась одна из наиболее распространенных религий— христианство. Князья и церковь начали популяризировать заимствованные из Византии переведенные с греческого сборники поучений со статьями и изречениями педагогического характера. Основным средством воспитательного воздействия считалось выполнение детьми с ранних лет религиозных обрядов, рекомендовались физические наказания. В конце XI века великим князем Киевским Владимиром Всеволодовичем Мономахом было написано оригинальное литературно-педагогическое произведение «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором он наряду с внушением детям страха перед богом и духовенством призывал их, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей. Он учил детей с уважением относиться к книге и образованию. «Поучение Владимира Мономаха детям» является замечательным памятником высокого уровня культуры и педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.
Начиная с XIII века почти на 300 лет установилось страшное монголо-татарское иго, которое привело к падению культуры в стране: прекратили свое существование школы для детей бояр и дружинников, уменьшилось количество школ при церквах и монастырях. После освобождения от монголо-татарского ига к концу XV века образовалось Русское централизованное государство, возрождалась культура, в XVI веке в Москве возникло книгопечатание. О характере и направлении семейного воспитания в этот период времени дает представление сборник «Домострой». Он был создан в Новгороде протопопом Сильвестром. «Домострой» рекомендует обособлять семью от всего окружающего мира, восхваляет суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца — с детьми. В детях требует воспитывать любовь к богу, страх перед ним, почитание служителей церкви, беспрекословное повиновение старшим. Рекомендовалось обучать детей вежливости, всяким домашним работам и ремеслу.
Во второй половине XVII века в Московском государстве Епифанием Славинецким было создано педагогическое сочинение «Гражданство обычаев детских». В этой книге содержались правила благонравия и благочинного (приличного) поведения детей. В сборнике говорилось о манерах и поведении ребенка за столом во время еды, в церкви; давались советы о гигиенических правилах, о прическе, позе, выражении лица, уходе за зубами, была специальная глава «об игрании» детей.
В начале XVIII века, когда развернулась деятельность Петра I, стали проводиться различные хозяйственные, политические, военные и культурные преобразования, направленные на преодоление отсталости России. Огромное значение для развития науки и просвещения имела деятельность М. В. Ломоносова (1711 —1765). Он явился одним из основоположников материалистических традиций отечественной науки. Желая улучшить жизнь детей, снизить их заболеваемость и смертность, Ломоносов настаивал на запрещении браков между крепостными людьми по принуждению помещиков и предлагал священникам прекратить проводить крещение детей в холодной воде, ставил вопрос об организации медицинской помощи населению, требовал вести борьбу с различными суевериями, ворожбой и гаданиями. Деятель просвещения в России во второй половине XVIII века И. И. Бецкой (1704— 1795) представил Екатерине II доклад об общей реорганизации дела воспитания детей в России, который в 1764 г. получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, где дети с 5—6-летнего возраста должны были находиться в течение 10—15 лет. Он предлагал изолировать их от окружающей среды, чтобы не подвергать «развращенному влиянию». И. И. Бецкой также считал, что правительство должно обратить внимание на тяжелое положение незаконнорожденных детей и сирот; он рекомендовал Екатерине II проект об открытии в Москве воспитательного дома для «приносных людей» и при нем госпиталя для бедных родильниц. Однако главным средством нравственного воспитания И. И. Бецкой считал укоренение «страха божьего, изоляцию детей от окружающей безнравственности».
Родоначальник русского революционного движения A. Н. Радищев (1749—1802) страстно негодовал на существующее в России неравенство в образовании и развитии детей. Цель воспитания, по мнению А. Н. Радищева,— это формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа, человека высокой нравственности, больше всего любящего свою родину.
В 30—40-х годах XIX века в Петербурге и других городах России возникают различные благотворительные общества для систематической помощи бедным, нищим и сиротам. В 1837 г. в благотворительном учреждении Петербурга под названием «Дом для призрения трудящихся женщин» открылось «Убежище для детей, оставляемых матерями, идущими на заработки». Вскоре начали открываться приюты, а в 1841 г. в Петербурге уже 920 детей посещали 6 таких учреждений.
Очень много для организации приютов сделал выдающийся представитель русской педагогической мысли B. Ф. Одоевский (1804—1869). Являясь разносторонним мыслителем, крупнейшим общественным деятелем, он одинаково успешно трудился в области техники, химии, физики, литературы, философии, музыки и педагогики. Одоевский состоял правителем дел Комитета главного попечительства о детских приютах. Им было составлено «Положение о детских приютах», где они рассматривались как воспитательные заведения, в которых дети должны получить не только надзор и уход, но и физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. В приютах запрещались телесные наказания. Очень ценной является книга, над созданием которой В. Ф. Одоевский проработал всю жизнь, это — «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» (псевдоним В. Ф. Одоевского). Он писал, что живое слово производит могучее действие на развитие ребенка, но оно должно быть выразительно, а не сухо и холодно.
В. Ф. Одоевский способствовал разработке теории воспитания детей дошкольного возраста, написал прекрасные книги для детей и составил руководства для работы с ними; особенно содержательна созданная им теория умственного воспитания малолетних детей.
Огромный вклад в отечественную педагогику внес В. Г. Белинский (1811 —1848). Он родился в семье бедного уездного врача и с ранних лет наблюдал тяжелую долю крепостных людей. Работая учителем в гимназии, В. Г. Белинский выступал против насилия над детьми, отстаивал их право на радостное детство. Игры, невинные шалости детей он считал естественной потребностью и средством развития. В. Г. Белинский указывал, что главной чертой психики детей раннего возраста являются эмоции, поэтому нужно прививать детям любовь к добру, умело сочетать физическое и нравственное воспитание. Белинский прозорливо предвидел великую будущность России, а его педагогические революционно-демократические взгляды во многом созвучны нашей эпохе.
А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, основоположники революционно-демократической педагогики, требовали предоставления детям трудящихся равных прав на образование, боролись с крепостнической системой воспитания.
Выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов (1810— 1881), будучи попечителем Одесского (с 1856 г.) и в дальнейшем Киевского учебных округов, ратовал за внесение коренных изменений в воспитание детей, призывал уважать личность ребенка, давал советы по улучшению первоначального семейного воспитания.
Выразителем прогрессивных мыслей является К. Д. Ушинский (1824—1870). В основу разработанной им педагогической системы положено требование народности. Он считал, что нет человека без любви к родине, и что эта любовь дает верный ключ к сердцу человека. Главной целью он считал воспитание нравственного человека, полезного члена общества. К. Д. Ушинский разработал учение о важнейшей роли родного языка в развитии детей, создал оригинальную систему дошкольного воспитания. Нравственное, умственное и трудовое воспитание он тесно связывал между собой, предлагал поощрять самостоятельность детей, научно-психологически обосновал игру ребенка. К. Д. Ушинский доказал, что игрушка имеет большое воспитательное значение — «в игре ребенок живет». Большое значение К. Д. Ушинский придавал эстетическому воспитанию детей, обучению их пению, рисованию. Высокие требования он предъявлял к личности детской воспитательницы: она должна «обладать педагогическим талантом, добротой», но быть с «твердым характером», иметь всесторонние знания, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к ним. К. Д. Ушинским написаны замечательные произведения: «Родное слово», «Руководство к Родному слову для учителей и родителей», «Человек как предмет воспитания». Советский народ высоко ценит исторически прогрессивную роль деятельности К. Д. Ушинского. В нашей стране учреждена медаль его имени для награждения особо отличившихся учителей и научных работников в области педагогики, установлены ежегодные премии К. Д. Ушинского за выдающиеся научные труды по педагогическим наукам, ряд учебных заведений, библиотек носят его имя.
Замечательным педагогом, тонким психологом был Л. Н. Толстой (1828—1910). Он художественно правдиво показал как в процессе повседневной жизни и воспитания совершается переход от детства к отрочеству и юношеству («Детство. Отрочество. Юность»), Л. Н. Толстой указывал на характерные черты детей дошкольного возраста: невинную веселость, беспредельную потребность в любви, привязанность к взрослым, любознательность, активность. Он был сторонником семейного воспитания, и взаимное уважение родителей считал лучшим примером для детей. Л. Н. Толстой говорил, что воспитание в семье должно быть гармоническим и был против телесных наказаний. Л. Н. Толстой считал, что для малолетних детей трудового крестьянства необходимо открывать ясли — «детские питомники».
В середине XIX века в России стали организовываться ясли, инициаторами которых в большинстве случаев были частные благотворители или передовые земские врачи (обслуживающие главным образом крестьянское население). Первые ясли на 10 мест были открыты в Петербурге в 1845 г., позже они начали появляться в Москве, Нижнем Новгороде, Баку и других городах. В этих учреждениях дети получали питание, иногда — медицинскую помощь. В некоторых яслях безвозмездно работали врачи. В 1866 г. в Петербурге был открыт бесплатный народный сад для детей фабричных рабочих и беднейшего городского населения, а также летний народный детский сад. Аналогичные детские учреждения были открыты в Серпухове, Риге, Киеве. Они были переполнены: на одну воспитательницу приходилось до 50 детей, смешанных по возрасту. Правительство не оказывало помощи благотворительным обществам, а деятельность прогрессивных людей, желающих помочь народу, преследовало. По ходатайству съезда врачей Пермского губернского земства к 1897 г. было открыто 14 летних яслей для детей крестьян; в Воронежской губернии их было 36, в Курской губернии— 22. Начали открываться и платные детские сады— в 1903 г. в России их насчитывалось 84.
После поражения революции 1905—1907 гг. буржуазная и мелкобуржуазная интеллигенция начала проповедовать реакционную «теорию свободного воспитания». Одним из представителей этого мелкобуржуазного направления являлся К. Н. Вентцель (1857—1947). Он предлагал создать «идеальный детский сад», где не должно быть планов и программ, а дети и воспитатели станут равноправными; нравственное воспитание в предлагаемом детском саду тесно связывалось с религиозным.
В период с 1907 по 1917 г. царское правительство не считало нужным вводить дошкольное воспитание в систему народного образования, а ассигнования на дошкольное воспитание составляли в среднем около одной копейки на ребенка в год.
Однако интерес к дошкольному воспитанию возрастал. Некоторые общественные организации начали готовить кадры работников и открывать немногочисленные дошкольные учреждения. В 1908 г. в Петербурге было организовано общество содействия дошкольному воспитанию. В 1909—1910 гг. было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц детских садов. К 1911 г. для детей рабочих-металлистов при клубе «Знание» были открыты три народных детских сада. Иногда открывались частные детские сады, но владельцы многих из них преследовали главным образом предпринимательские цели. С 1913 г. в Москве была создана постоянная комиссия детских садов. Однако правительственные органы всячески тормозили решение насущных вопросов воспитания детей трудящихся.
Первые шаги по завоеванию прав дошкольного воспитания предприняли коммунисты в период Февральской революции. В мае 1917 г. В. И. Ленин выдвинул программные требования о полном равноправии женщин и охране материнства и младенчества. Н. К. Крупская в 1912 г. поднимала вопрос об организации воспитания детей в дошкольных учреждениях и сама активно участвовала в создании детских садов для детей рабочих в Петрограде.