Воспитательная деятельность менеджера

СОДЕРЖАНИЕ: Условия воспитания в менеджменте, цели и идейная база, основные методы и средства воспитательной деятельности. Роль менеджера в управлении и воспитании персонала. Изучение принципов воспитательной деятельности менеджера и определение типов руководителя.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра Общей и социальной психологии и педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: Воспитательная деятельность менеджера

КАЛУГА 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические особенности воспитательной деятельности

1.1 Условия воспитания в менеджменте

1.2 Методы и средства воспитательной деятельности

Глава II. Проблемы воспитательной деятельности в менеджменте

2.1 Роль менеджера в управлении и воспитании персонала

2.2 Изучение принципов воспитательной деятельности менеджера

Глава III. Определение типов руководителя

3.1 Менеджер-воспитатель

3.2 Менеджер-психолог

3.3 Менеджер-руководитель

Заключение

Библиографический список

Введение

В управленческой деятельности менеджера важным составляющим является социально - психологический фактор. Приемом современного руководителя является не только управление экономической психологией, но и большую часть времени в управленческой деятельности занимает воспитательная деятельность. Воспитательная функция руководителя охватывает многие аспекты управленческой деятельности связанной с подготовкой, ростом навыков, квалифицированность персонала. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей. Для того чтобы успешно осуществлять воспитательную деятельность, руководителю нужно овладеть искусством воспитания.

Все руководители, работающие в каждодневном контакте с другими людьми, должны развивать свое умение обучать и воспитывать. Это, прежде всего, относится к тем, в чьих отделах есть сотрудники, долго работающие в одной и той же должности. В этих случаях обучение и развитие играют важную роль в возникновении заинтересованности и повышении компетентности.

Почти каждый человек обладает значительным потенциалом для личного и профессионального роста, и по мере удорожания человеческих ресурсов становится все более важно задействовать этот потенциал. Развитие людей - это ключевой элемент управленческой эффективности, который позволяет влиять на моральный климат и поднимать жизненный статус, не затрагивая непосредственно производственные показатели. Этот важный аспект управления обычно недооценивается.

Проблемой исследования является, изучить и исследовать условия и особенности воспитательной деятельности. Условия, при которых происходит, воспитательная деятельность должны быть определены, самим воспитательным органом. Различные правила и обязанности в воспитании обязательны. Так же существуют некоторые особенности выполнения воспитательной деятельности. Особенностью является то, что на данный момент воспитательная деятельность персонала важна для любой организации, в том числе и для самого менеджера. Воспитание - это процесс формирования в человеке целеполагания, видение личного роста, передачи опыта, но эти качества присущи только индивиду. Объектом исследования является организация воспитательной деятельности менеджера.

Целью является определение и выявление особенностей воспитательной деятельности менеджера. Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

Определив проблемы и цели исследования, мы поставили следующие задачи. Во-первых, следует изучить литературу по данному исследованию. Затем стоит выявить и определить условия применения воспитательной деятельности менеджера. В-третьих, мы изучим данную проблему с помощью «Конкретных ситуаций управления» под ред. В.С. Алексеевского на практике, с помощью отдельно взятой организации. Таковы задачи данного исследования.

Глава 1. Теоретические особенности воспитательной деятельности

Часть 1.1 Условия воспитания в менеджменте

Процесс воспитания один из основных в деятельности менеджера, и он должен существовать в каждой организации. Каковы же все-таки условия выполнения воспитания? На этот вопрос можно ответить различными способами, но самым верным из них является обращение к литературе, и вот то, что думает об этом известный психолог Реан: структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

Объективные:

·генетическая наследственность и состояние здоровья человека

·социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение

·обстоятельства биографии

·культурная традиция, профессиональный и социальный статус

·особенности страны и исторической эпохи.

Субъективные:

·психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя так и воспитуемого

·система отношения с социумом

·организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества

В процессе теоретического обоснования и объяснения природы воспитания выделяют три основные парадигмы, представляющие определенное отношение к социальным и биологическим факторам которые способны оказывать влияние на процессы и отношения.

Парадигма социального воспитания ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.

Сторонники второй, биопсихической парадигмы признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.

Третья парадигма акцентирует внимание на диалектической взаимозависимости социальной и биологической, психологической и наследственной составляющих в процессе воспитания.

Основной функцией воспитания является, управление персоналом. Управление персоналом организации – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации.

Так же можно выделить такую функцию как обучение персонала. Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения. Следует различать три вида обучения:

Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений навыков.

Повышение квалификации кадров – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков.

Переподготовка кадров – обучения обучение кадров с целью освоения новых знаний умений навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Наиболее показательна в этом отношении воспитательная функция. О ней можно говорить и в узком и в широком смыслах. Действительно, руководитель может и должен оказывать воспитательное воздействие в непосредственной, то есть специально организованной форме, в форме индивидуальных бесед, наставлений, разъяснения, взыскания и др. Однако практика показывает, что не это является основным и наиболее действенным средством реализации воспитательной функции. Более того, нередко в силу недостаточной психолого-педагогической компетентности руководителя, его неумения вести специальную воспитательную работу такие специально организованные формы воспитания приводят к негативным последствиям. Значительно большее влияние имеет непрямая реализация воспитательной функции - через силу личного примера профессиональной компетентности руководителя, через стиль ведения дел в организации, через манеру держаться и общаться, через культивируемую руководителем общую атмосферу в организации и др. Решение воспитательных задач требует создания адекватной социально-психологической среды в организации. Это предполагает соблюдение двух основных требований. Во-первых, это принцип единой морали: признание и реальное соблюдение руководителем того, что социальные, профессиональные и моральные нормы в организации одинаковы для всех - для начальников и для подчиненных. Во-вторых, это принцип единства слова и дела.

Важным аспектом данной функции является то, что в психологическом плане она основывается на одном из наиболее фундаментальных психологических законов. Он состоит в том, что обучение человека социальному поведению осуществляется посредством наблюдения и усвоения эталонов поведения значимых других людей. К числу таких значимых других относится, прежде всего, сам руководитель. Подчиненные часто неосознанно под влиянием еще одного психологического механизма - механизма идентификации - копируют поведение руководителя, его стиль, манеру и т.д. Это распространяется как на исполнителей, так и на все промежуточные уровни руководства. Руководитель специально подбирает и отдает приоритет тем из них, кто близок ему по стилю, духу руководства, личностным особенностям. Тем самым личность руководителя влияет уже не только на реализацию воспитательной функции, но и на функцию подбора кадров, в том числе и руководящих.

Вместе с тем на практике нередки и исключения из правила социального наущения и механизма идентификации. Если личность руководителя столь одиозна, что следование ее канонам становится просто карикатурным, то в действие вступает механизм антиидентификации: поведение и манеры руководителя рассматриваются не как пример для подражания, а напротив, подчиненные их стараются избегать.

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов связанных с содержанием воспитательной деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания воспитательной деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о науке управления. Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельности проблематики. Основные из них состоят в следующем:

Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне них не может быть адекватно решена. Изучение управленческой деятельности выступает специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления. С одной стороны, это позитивно, так как создает широкий фронт для изучения воспитательной деятельности.

Во-вторых, проблема воспитательной деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, то есть является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихилогические ее аспекты: организационный, социологический, экономический. В-третьих, психологическое изучение воспитательной деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая сфера как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления воспитательной деятельности, а не ее внутреннее содержание. Тем не менее, анализ внешней картины воспитательной деятельности, хотя и является объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубоко и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания воспитательной деятельности - требование сочетание анализа ее внешнего - объективного содержания - и ее внутреннего - имплицитного содержания. Данный принцип является основополагающим для психологии деятельности. И лишь синтез этих двух планов познания может обеспечить полное представление обо всем многообразии изучаемого предмета - воспитательной деятельности.

Психологическая специфичность воспитательной деятельности в целом независимо от конкретных разновидностей состоит в том, что она является ни только индивидуальной, ни только совместной, а той и другой одновременно. Тем самым она предстает как качественно своеобразный тип деятельности (индивидуальную и совместную). Действительно, воспитательная деятельность по определению предполагает наличие ряда «воспитуемых» субъектов, т.е. совместной.

Часть 1.2 Методы и средства воспитательной деятельности

Управление персоналом руководитель осуществляет с помощью методов и рычагов управления.

Метод применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо цели. Но для того чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов.

Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель).

Как и у любого другого понятия у метода также существуют различные виды. Одним из главных является социально – психологический метод, основанный на социологии и психологии. Социология как понятие – учение об обществе. Психология изучает свойства личности. Психические процессы – это ощущения, восприятие, мышление и т.д. Характер протекания этих процессов определяет личность.

Для выявления социально-психологических факторов, влияющих на эффективность организации и качество труда, следует широко использовать такие методы как исследование, анкетирование, интервьюирование.

Наблюдение – это изучение коллектива организации в условиях естественной и привычной для него деятельности, учебной, производственной. Наблюдение приводит к накоплению факторов, на основе которых руководитель может сделать заключение о профессиональной пригодности сотрудников, успешности усвоения ими профессиональных знаний и навыков, способностей и решение конкретных организационных задач. Путем наблюдения можно получить данные об особенностях памяти и внимания и т.д. Накопленный в результате наблюдения опыт позволяет определить закономерные факты от случайных.

Беседа осуществляется в условиях индивидуального или группового обучения собеседников. Чтобы беседа была продуктивной, руководитель должен заранее тщательно продумать ее тематику, сформулировать вопросы и руководить течением беседы до получения определенного результата. Иногда беседу можно заменить анкетированием, когда вопросы и ответы поступают в письменной форме. Анкетирование может расширить объем получаемой информации за счет ответов более широкого круга людей, реже проводить беглый личный опрос человека.

Анализ результатов деятельности - это изучение результатов учебной и организационной деятельности сотрудников: отчетов, рефератов и деловых предложений, сконструированных планов и моделей, принятых решений. Все это является, богатейшим материалом определения мотиваций характера, способностей к теоретической и профессиональной практической деятельности сотрудников.

Указанные 3 метода непосредственно доступны каждому опытному руководителю, однако, некоторые методы требуют специальных психологических знаний.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди воздействуют на других людей — с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые менеджером действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции. Каждое из описанных средств воспитания имеет свои сильные и слабые стороны.

Средствами воспитания могут стать личный пример, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные.Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом (ссылка на мнение авторитетного человека и т.п.). Особенностью и достоинством, например, прямого, личного воспитательного воздействия одного человека на другого является то, что здесь в дело вступают такие виды научения, как заражение, подражание и внушение, основанные, в свою очередь, на эффективном механизме викарного научения. В данном случае менеджер может обойтись и без слов, ему достаточно продемонстрировать нужный образец поведения и обеспечить его полное и правильное восприятие воспитуемым.

В жизни далеко не все, что хотел бы сказать управляющий, можно выразить словами. Поэтому прямое воспитательное воздействие расширяет возможности воспитания. В педагогике его называют воспитанием на личном примере. Недостатком данного средства воспитания является персональная и временная ограниченность его применения. Воспитатель может передать воспитуемому только то, чем располагает сам. Кроме того, воспитатель далеко не всегда может постоянно находиться в личном контакте с воспитуемым.

Косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое через книги, средства массовой информации и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому, может быть разносторонним и сколь угодно длительным. Его можно сохранять и неоднократно воспроизводить, побуждая человека вновь и вновь обращаться к материальным источникам воспитательных влияний.

Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей делать акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего. По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

Когнитивные воспитательные воздействиянацелены на систему знаний человека, на преобразование ее. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействияпризваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияниянепосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

В последнее время на практике широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Традиционно психотерапия не была отделом педагогической психологии и понималась как способ лечения или предупреждения возникновения различного рода заболеваний, частично или полностью имеющих психогенную природу, т.е. зависящих от психологического состояния человека. В настоящее время во многих странах мира методы психотерапевтического воздействия вышли за пределы медицинской практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактических целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным социальным условиям. К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг. Он включает в себя множество частных методик, значительная доля которых направлена на то, чтобы научить человека лучше справляться с жизненными проблемами и стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы.

Применение психокоррекционных методов предполагает взаимодействие психолога и клиента. В ходе такого взаимодействия клиент рассказывает специалисту о своих проблемах, а психолог или психотерапевт, вникая в них, помогает своими средствами клиенту справиться с этими проблемами.

В современном управлении весьма распространена форма психотерапии, называемая психоанализом. Она основана на теории З.Фрейда, на его трактовке движущих сил, предпосылок и условий личностного развития человека, происхождения его проблем и способов их разрешения. Считается, что как только бессознательные мотивы и внутренние конфликты станут осознаваемыми, с ними легко сможет справиться на разумной, рациональной основе любой человек.

Одной из методик, которой пользуется менеджер для обнаружения бессознательных конфликтов и оказания практической помощи клиенту, является метод свободных ассоциаций. Этот метод состоит в том, что менеджер различными доступными ему способами стимулирует человека к спонтанным речевым высказываниям, содержащим информацию о волнующих его проблемах. Трудности и паузы, которые возникают в речи человека при рассказывании о тех или иных событиях в его жизни, общее эмоциональное состояние клиента в этот момент времени показывают менеджерусферы жизни, с которыми вероятнее всего связаны неосознаваемые конфликты. Далее делается все, чтобы они стали осознаваемыми клиентом, и психолог оказывает ему помощь в том, как избавиться от данных проблем.


Глава 2. Проблемы воспитательной деятельности в менеджменте

Часть 2.1 Роль менеджера в управлении и воспитании персонала

Как основной субъект управления, руководитель является ответственным лицом за принятие решений и выборе средств их реализации. Ориентированный на успех в деятельности, имея положительную мотивацию, руководитель проявляет высокую активность, самостоятельность, рискует в выборе средств, адекватных поставленной цели.

Но управленческая практика знает и таких руководителей, которые ориентируются на «избегание неуспеха» в деятельности. Такие руководители стремятся уйти от ответственности и самостоятельности, ими руководит страх действовать без указаний «сверху». Такой руководитель не может считаться эффективным. Он боится как ошибки, так и наказания от вышестоящего начальства.

Неэффективные руководители предпочитают жить прошлым, т.е. имеющимися у него стереотипами поведения и мышления, используя традиционные средства в управлении. Сохранить свое положение в организации становиться для них самоцелью.

Как отмечают современные теоретики менеджмента М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, принятие решений и коммуникаций (т.е. обмен информации) следует считать связующими процессами в связи с необходимостью реализовывать решения при выполнении любой функции управления.

В каждой организации информация перемещается по вертикали сверху вниз. Но она должна перемещаться так же и по восходящей линии в виде обратной связи, поскольку это имеет непосредственное отношение к росту производительности труда.

Спектр рассмотрения особенностей коммуникативных процессов достаточно широк. Он включает психологические барьеры, конфликты, вербальные и невербальные средства общения с учетом особенностей контактирующих сторон. Особое значение приобретает правильность обратной связи, поскольку ее отсутствие может стать серьезным ограничителем эффективности межличностного обмена информацией.

Для более полного и эффективного использования организацией всех ресурсов, включая и людские, все факторы, которыми она располагает, должны находиться в определенном сочетании, как считает известный польский ученый С. Ковалевски. Среди них он особо выделяет «слабый фактор», который ограничивает работу всей организации. В теории управления он называется «стратегическим», поскольку в определенной мере он исключает действие всех остальных факторов. Выявление стратегических факторов является одной из важнейших задач руководителя.

Вполне понятным является то, что необходимо дать каждому работнику обрести чувство собственной значимости, выразить себя в труде, проявить свои способности, высказать собственное мнение по решаемым внутри организации вопросам.

Каждый руководитель манипулирует своими подчиненными, рассчитывая при этом на положительность отношения к нему персонала. Но если работники не будут удовлетворены отношением к ним со стороны руководителя, от них нечего будет ждать инициативы, интереса, к общим целям в группе и тем более в организации.

Менеджер может участвовать в воспитательном процессе как сам непосредственно, так и с помощью своих помощников. Какова же основная роль руководителя в обучении. Основной задачей является подготовка, рост навыков, повышение квалифицированности персонала. Менеджер универсален, поэтому он также может являться психологом в организации, и следственно исполнять вышеперечисленные задачи. Как же руководитель может повысить квалифицированность персонала? На данный момент существует большое количество различных тренингов, которые могут помочь ему выполнить поставленную цель. Также важным составляющим воспитания может стать, формирование у человека личностных качеств.

Часть 2.2 Изучение принципов воспитательной деятельности менеджера

Принципы воспитания представляют собой систему базовых положений, основополагающих идей правил в соответствии, с которыми осуществляется деятельность работников в той или иной сфере общественной жизни.

В работе с персоналом на протяжении длительного времени формируются общие требования, соблюдение которых давало наибольший результат в управленческой деятельности. Такие правила, и способы становились общепризнанными во многих сферах общественной практики. Принципы развиваются, совершенствуются, что в определяющей степени связано с развитием и совершенствованием самой реальности. Действенность принципов связана с осознанием людьми их целесообразности и необходимости, потребности в практическом использовании. Известный английский философ и педагог Джон Локк отмечал, что люди должны пользоваться теми или иными принципами, а такими принципами могут быть лишь те, с которыми они умеют обращаться.

Обычно в литературе выделяются группы принципов, которые условно можно разделить на общие и частные, что предполагает их особую роль в воспитании персоналом.

Принципы общей группы являются частью организационных принципов управления. Так, один из классиков науки управления – Анри Файоль сформулировал 14 принципов управления, значительная часть которых относится именно к сфере управления человеком в организации. Они дополняются другими принципами, что и создает их цельную систему, соответствующую потребностям времени.

Принцип разделения труда, предполагающий управление специализацией работников в процессе служебной деятельности. Также важным правилом работы с персоналом является соблюдение дисциплины. Требования к дисциплине зависят от ее характера, места в системе общественных, производственных отношений, ее классификаций. В зависимости от этого выделяют трудовую, служебную, общественную дисциплину. Существуют понятие личной дисциплины и самодисциплины. В работе организации первостепенное значение приобретает трудовая, служебная дисциплина, обеспечивающая организованность и порядок функционирования коллектива.

Принцип профессионализма и компетентности – один из основных в воспитании персоналом любой организации. Его суть состоит в органическом сочетании профессионализма и компетентности. Профессионализм предполагает высокий уровень подготовки кадров управления, их мастерство, творческий подход ко всем элементам служебной деятельности, способность выполнять профессиональные задания на высоком уровне. Настоящий профессионал обладает развитой интуицией. Он всегда находит выход из самых сложных и противоречивых ситуаций. Его решение точны и обоснованны, действия максимально эффективны. Профессионализм в широком смысле этого слова дополняется понятием компетентности. Компетентность – это высшая форма проявления профессионализма. Она воспроизводится только в том случае, когда профессиональный опыт личности соответствует структуре задач и функций, которые профессионал призван выполнять на рабочем месте. Если это условие не соблюдается, то присущие специалисту качества не позволяют ему действовать профессионально, самостоятельно и ответственно, реализовывать большие познания и разнообразный опыт в своей сфере деятельности, иметь обще признанный авторитет. Профессионал в области управления вряд ли способен компетентно решать задачи в области медицины, и наоборот.

Профессионализм и компетентность управленцев формируются на основе постоянного пополнения багажа знаний, шлифуются годами практической деятельности. Разумеется, эти качества не являются исключительной монополией руководителей. Они должны быть свойственны не только тем, кто управляет, но и тем, кто исполняет различного рода приказания и предписания. Поэтому талантливые руководители всегда заботятся об окружении себя способными исполнителями. Видный государственный деятель С.Ю.Витте отмечал: «Я имел счастье, где бы я ни служил, приглашать талантливых сотрудников что, по-моему, мнению составляет одно из главных и необходимых достоинств администраторов по крупным делам».

В принципе согласования личных и общественных интересов объединяются 2 группы интересов различного порядка – личных и общественных. Приоритет той или иной группы интересов зависит от конкретной обстановки стиля управленческой деятельности руководителей. Недальновидно поступает тот руководитель, который, преследуя общественные интересы, а это, прежде всего интересы организации, забывает о нуждах и заботах подчиненных.

Недальновидно поступает и тот руководитель, который, заботясь об удовлетворении личных интересов подчиненных, пренебрегает интересами организации. Принцип сочетания согласования личных и общественных интересов нацеливает руководителей на совершенно иные поступки. Он требует от них таких действий, при которых соблюдались бы в полной мере интересы организации и максимально учитывались бы интересы персонала. Как правило, такое поведение руководителя находит понимание в коллективе и способствует его стабилизации.

Очень полезно помнить, что чем выше уровень организации, тем сложнее учитывать общие интересы. А. Файоль отмечает что в «маленьком предприятии общий интерес, т.е. интерес самого предприятия легко ощутим».

Поддержание благоприятных социально-психологических отношений среди сотрудников организации в значительной степени определяется принципом справедливости и равенства. Под равенством понимается равенство прав и обязанностей так и осуществление системы предпочтений для тех, кто более эффективно реализует в процессе службы свой личностный, творческий потенциал. Осуществление принципа справедливости и равенства возвышает личность служащего, способствует раскрытию профессиональных деловых личностных качеств.

Практика показывает, что наиболее эффективно реализует себя в практической деятельности сложившийся, устойчивый персонал учреждения или предприятия. Поэтому субъект управления персоналом должен быть заинтересован в том, чтобы сохранить костяк трудового коллектива его профессиональной ядро. Этому призван способствовать принцип устойчивости состава персонала. Известно, какой вред наносит организации высокая текучесть кадров, частая сменяемость специалистов и руководителей. Но еще больший вред наносит службе распад коллективе профессионалов в различных звеньях иерархии. Это всегда признак крайне неблагополучного положения дел в организации. Как отмечают специалисты управления, особое значение имеет состав руководящего персонала. На преуспевающих предприятиях он устойчив, на неудачливых - неустойчив. Отсюда вывод – путь к успеху заключается в сохранении устойчивости персонала, его способности к обновлению форм и методов работы в полном соответствии с требованиями времени.

В принципе единения персонала отражена огромная сила, заключающаяся в способности объединять усилия для эффективного решения практических задач. Так обычно и поступают руководители, исходя, прежде всего из деловых соображений. Но бывают, и такие которые стремятся подчинить себе коллектив по принципу «разделяй и властвуй». Такая позиция руководителя ведет к расколу коллектива, порождает в нем нездоровую атмосферу, вызывает к жизни уродливые явления в виде анонимок подсиживания, подхалимства, протекционизма, стравливания людей друг с другом и т.д.

Порочная практика разделения и противопоставления подчиненных свидетельствует о низких моральных и невысоких умственных способностях такого типа руководителей. Надо обладать подлинным талантом, чтобы

1. Постоянно координировать усилия

2. Стимулировать усердие

3. Использовать способности всех и вознаграждать заслуги каждого, не возбуждая ничьих ревнивых подозрений и не нарушая гармонии отношений.

Поэтому в практической деятельности необходимо последовательно соблюдать принцип единения персонала, который значительно умножает силы всех и каждого участника трудового процесса.

На одно из первых мест в современных условиях выдвигается принцип адаптации к новым условиям деятельности. Как отмечают специалисты, переход к решению новых задач нередко встречает сопротивление консервативной части персонала. Служащие опасаются подчас потери рабочего места изменения специализации, монотонности новых условий труда. Руководитель в таких условиях призван в большей степени опираться на новаторские силы персонала организации, настойчиво обучать сотрудников новым приемам выполнения служебных заданий, укрепляя их уверенность в возможности успешно решать новые ответственные и неординарные задачи, иными словами, управлять адаптацией персонала к новым условиям.

Принцип эффективности работы связан с соизмерением затрат и конкретного результата деятельности персонала организации. Работать эффективно – значит добиваться максимального результата при минимуме затрат используемых сил и средств, следовательно весь персонал должен быть нацелен на результативное использование технологий профессиональной деятельности, экономию выделяемых средств повышение эффективности служебных мероприятий призванных обеспечить качественное исполнение полномочий организации.


Глава 3. Определение типов руководителя

Часть 3.1 Менеджер-воспитатель

Менеджер в любой организации должен быть наставником, педагогом, психологом, руководителем. Далее мы приведем пример правильного воспитания в организации.

Организация «МВМП» создающая программное обеспечение для компьютера, не является крупной фирмой, но все же достаточно стабильной и развивающейся фирмой. Иван К. окончивший Школу Бизнеса, мечтал устроится в крупную фирму в которой он будет ведущим специалистом или хотя бы компьютерщиком, потому что на этом поприще ему практически не было равных. Через друзей познакомился с одним из работников этой фирмы Сергеем Ивановичем, и у них завязался разговор, в процессе которого Ивану было предложено работать в «МВМП».

И вот уже на следующий день, Иван шел на свою работу. Придя в офис, он обратил внимание на присутствующий там порядок. Нигде не было грязно, рабочее место каждого работника было в меру обставлено требующимися канцелярскими принадлежностями. Он пришел раньше на полчаса, чтобы осмотреться постараться привыкнуть. И меньше чем через 20 минут пришел директор, что Ивана очень удивило, и только затем подошел остальной персонал. Отношение людей друг к другу было очень доброжелательным.

Затем сам директор позвал на совещание, на котором познакомил Ивана со всеми сотрудниками. Борис Григорьевич – директор, объяснил, что сегодня необходимо ускорить работу, и постараться закончить к 5 часам, чтобы можно было пойти домой пораньше. Но на этом совещание не окончилось, он попросил всех пойти на свои рабочие места, а Иван остался. Борис Григорьевич сказал, что времени не очень много поэтому общение началось с того, где Иван родился, в какой семье рос. После они постепенно начали разговаривать о том, какой институт он заканчивал. И вот их беседа закончилась. И напоследок Борис Григорьевич сказал, что если ему потребуется помощь, то пусть обращается к нему в любой момент. Но что было удивительно, Борис Григорьевич, направился вместе с ним на рабочее место, показал, как и что ему требуется делать, после объяснений он пошел к себе в кабинет. Работа была отнюдь непростая, но все работали слаженно, обращались друг к другу за советом, поэтому уже к 4 часам вся работа была закончена. За все это время директор не разу не выходил покурить, и вообще не отвлекался, он тоже очень долго работал. Даже после 5 часов когда все уже ушли он остался, для того чтобы не оставлять работу на следующий день.

Вот пример правильной организации, обучения и воспитания коллектива. Рассмотрим самое начало этого примера. Придя на работу раньше всех, директор своим примером дает понять людям, что ему вовсе не безразлично положение компании. Дальше мы обратим внимание на доброжелательных сотрудников, которые ходят на работу не просто с чувством долга, но и с желанием работать, не одному, а в коллективе. Все они между собой в прекрасных отношения, что показывает прекрасную работу хорошего менеджера – психолога, который сумел объединить абсолютно разных людей. Так же можно обратить внимание на то, как директор провел совещание. Он попросил сегодня поработать немного побыстрее, для того чтобы перед выходными они могли прийти домой пораньше. Затем он отпустил всех на рабочие места, но оставил нового сотрудника. Пообщавшись с ним, он лучше узнал человека, для того, чтобы в дальнейшем найти к нему подход, и быстрее привыкнуть к человеку. Затем очень важные слова, которые дали почувствовать Ивану свою значимость в этой организации, а это очень важно для нового работника. После этого директор сам проводил его до рабочего места, где показал ему, как ему следует работать. Из этого следует, что Борис Григорьевич – очень хороший менеджер – воспитатель, а это свойство необходимо любому руководителю, который хочет хорошего отношения в коллективе.

Часть 3.2 Менеджер-психолог

Теперь мы рассмотрим пример менеджера-психолога. Этот тип руководителя подходит не для каждой организации, и не для каждого менеджера. Лучше всего эту роль выполняет менеджер, имеющий непосредственное отношение к психологии, т.е. заканчивал психологический факультет. Мы возьмем конкретный пример на психологическом отборе кадров.

Менеджер Иван Иванович являющийся директором компании «Комп-Сервис» пригласил к себе на работу трех людей, одного из которых он должен будет назначить на должность менеджера по продажам.

И вот в день консультации все трое пришли к Ивану Ивановичу в офис. Он предложил им присесть, после чего предложил ответить на пару вопросов. Разговор проходил в спокойной обстановке, он был деловой, но все же чувствовалась личная симпатия к каждому человеку. После общения Иван Иванович предложил пройти тест на определение темперамента, и объяснил, что ему очень важно знать какой тип темперамента у человека, с которым ему предстоит общаться и решать различные проблемы каждый день. После этого чтобы люди, пришедшие к нему на работу устраиваться не устали он предложил им заполнить последнюю анкету, в который были основные вопросы, например: хобби, любимый вид отдыха и т.д. Затем, собрав анкеты, Иван Иванович поблагодарил за предоставленное ему время, после чего они ушли.

Вот яркий пример менеджера-психолога, тут можно обратить внимание на то, как он отбирает людей, с которыми ему предстоит работать. Для этого он предоставил тесты для определения темперамента, но все же основной психологический метод – это общение, поэтому Иван Иванович в начале пообщался с людьми, при этом выяснив, на сколько коммуникабельны его оппоненты. Так как он является хорошим психологом, он сразу отметил с кем из них будет проще, и интереснее общаться, людям собирающимся купить себе компьютер. Он сделал вывод еще в начале тестирования, и понял, какого из оппонентов ему следует оставить.

Часть 3.3. Менеджер-руководитель

Теперь рассмотрим, одну из основных ролей менеджера, это роль руководителя. Мы рассмотрим руководителя рекламной фирмы Петра Петровича, а также изучим организацию в целом.

Рабочий день начинается как обычно с совещания, на котором Петр Петрович, четко определил задачу каждого сотрудника, после чего сказал, что обязательно проследит за четким выполнением его приказа. Каждый сотрудник выполняет свою работу добросовестно, и не только для какого-то награждения, но еще они прекрасно видят отношение самого директора к работе. Оно не безразлично, даже наоборот он чувствует ответственность за каждую выполненную операцию. И еще он на своем личном примере показывает, как необходимо работать. Также можно обратить внимание на рабочие места сотрудников. Чистоту в офисе, несмотря на бумагу, и прочие канцелярские товары. В офисе не шумно, то есть люди занимаются делом, не отвлекая друг друга по пустякам. Когда у какого-либо сотрудника день рождения, то менеджер зовет всех в свой кабинет, где все и поздравляют именинника. Различные другие праздничные мероприятия организовываются непосредственно директором в нерабочее время. Например, на Всемирный Женский День директор позвал к себе всех мужчин, и обсудил с ними покупку подарков, и празднование этого праздника.

В самом начале прекрасно видны организаторские качества руководителя. Он ставит цели перед персоналом, достичь которые им предстоит в течение работы. Очень важный момент: хороший менеджер должен чувствовать ответственность за то, какие приказы он отдает. Дальше идет работа, которая основывается на примере самого руководителя, а этот момент очень важен для хорошего менеджера-воспитателя. Прекрасно организованный рабочий процесс:

· в офисе не шумно, что обеспечивает лучшую концентрированность на работе

· в офисе чисто, что способствует обучению людей порядку, даже на рабочем месте

Дальше очень важный психологический фактор. Директор сам лично поздравляет любого сотрудника, начиная от бухгалтера, заканчивая менеджером по персоналу. Также различные мероприятия тоже организовываются лично менеджером.

Из всего этого можно сделать один единственный вывод: хороший менеджер должен быть и замечательным воспитателем, и прекрасным психологом, и мудрым руководителем. Поэтому все эти типы важны для правильного руководства.

Заключение

Рассмотрев и решив проблемы и задачи исследования мы пришли к выводу. Мы изучили различные методы и условия, встречающиеся в процессе воспитания. Также мы выявили актуальность этой проблемы, и она состоит в том, что мудрому менеджеру, действительно нужна воспитательная деятельность, которая подразумевает под собой процесс воспитания и процесс самовоспитания. Затем мы изучили роль менеджера в воспитании. Менеджер является основой воспитательного процесса и непосредственно его исполнителем. Менеджер, как ни кто другой должен знать свой персонал, людьми, которыми он руководит. Знать не только как сотрудника, но и как личность, знать поведение каждого, знать отношение каждого к тому или иному событию, то есть менеджер должен знать психологию своих сотрудников.

Также мы выявили особенности исследования. Особенностями являются условия выполнения воспитательной деятельности. Например, не в каждой организации возможен воспитательный процесс, так же не каждый руководитель может стать менеджером-воспитателем. Бывает также наоборот все условия есть, но менеджер не придерживается основ воспитательной деятельности. Но это не ошибка, это небольшая недоработка, которую возможно устранить.

Затем мы изучили воспитательную деятельность на примерах, которые показывают нам различность типов менеджера. Начиная с менеджера-воспитателя, заканчивая менеджером-руководителем. Из этих примеров видно, что каждый менеджер придерживается своего типа руководства, но в каждом из них присутствует воспитательная деятельность.

Из всего этого можно сделать один общий вывод. Воспитательная деятельность, безусловно, важна для любой правильно развивающейся организации, разумеется, она очень нужна менеджеру который хочет добиться правильного управления персоналом. Тем более что в наше время можно найти большое количество методик, обучающих данному процессу. Также для каждого менеджера важно самовоспитание, потому что если человек сам является не воспитанным, то обучить других этому невозможно. Поэтому менеджер, несомненно, должен быть компетентен в этом вопросе.


Библиографический список

1. Ли Якокка «Карьера Менеджера»

2. В.С. Алексеевский «Введение в российский менеджмент»

3. Питер Друкер «Задачи менеджмента в 21 веке»

4. В.Р. Веснин Менеджмент: учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 504 с.

5. А.Г. Маклаков Общая психология: Учебник для вузов/ А.Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

6. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом»

7. Педагогика. Учеб. Пособие для студ. Педагогических вузов и пед. Колледжей (Под. Ред. П.И. Пидкасистого) – М.: ед. общ-во России 2002. – 640 с.

8. Харламов И.Ф. Педагогика. Для студ. ун-тов и пед. ин-тов (И.Ф. Харламов) – Мн.: Университетское, 2001. – 272 с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений (Г.М. Андреева – 5-е изд., испр. и доп.) – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

10. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие – М.: «Бизнес школа «Интеллект Синтез». – 2001. – 352 с.

11. Психология менеджмента: Учебник (Под ред. Проф. Г.С. Никифорова – СПб.: Издательство С. – Петербургского университета, 2003. – 572 с.

12. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 584 с.

13. Шибутаки Т. Социальная психология. (Пер. с англ. В.Б. Ольшанского, - Ростов н/д: «Феникс», 2002. – 544 с.

14. Алексеевский В.С. Метод конкретных ситуаций управления: учебно-методическое пособие по развитию практических навыков управления. – Калуга: КФ МГЭИ, 2000 г. – 58 с.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – кн.2: Психология образования. – 608 с.

Скачать архив с текстом документа