Возникновение Марксизма 2
СОДЕРЖАНИЕ: Вступление …2 1. Возникновение Марксизма …3 2. Сущность Марксизма …..4 3. Основные положения общей теории Карла Маркса …8План
Вступление………………………………………………………………………2
1. Возникновение Марксизма …………………………………………………3
2. Сущность Марксизма………………………………………………………..4
3. Основные положения общей теории Карла Маркса………………………8
Выводы…………………………………………………………………………..10
Список использованных источников…………………………………………..11
Вступление
Важным этапом в развитии экономической мысли явилось возникновение в 40-х гг. XIX ст. марксистского экономического учения. Его основатели - К.Маркс и Ф. Энгельс создали экономическую теорию, которая знаменовала собой революционней переворот в политической экономии. Сущность этого переворота, положившего начало новому этапу в развитии этой науки – этапу революционной смены парадигм в экономической теории, состояла в создании нового направления политической экономии, которое выражало интересы рабочего класса.
Возникновение марксизма было подготовлено всем предшествующим развитием капиталистического общества и общественно имело решающие социально-экономические и идейно-теоретические предпосылки.
Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось крушение феодализма и быстрое развитие капитализма в ряде стран Западной Европы и в Северной Америке. Промышленный переворот, существенно ускорившийся в первые десятилетия Х1Хв., ознаменовал небывалое на протяжении всей предшествующей истории развитие производительных сил, означал создание адекватной капитализму материально-технической базы в форме крупной малинной индустрии и достижения нового уровня обобществления производства и труда.
Важным условием возникновения марксизма явилось также то, что капитализм уже показал к тому времени не только свои экономические преимущества перед феодализмом, но также противоречивость своего развития, испытал удары первых глубоких кризисов. Этот процесс сопровождался обострением общественных противоречий, нарастанием конфликта между трудом и капиталом.
1. Возникновение Марксизма
Марксизм возник в 40-е годы XIX в., во времена, когда были сделаны важные научные открытия, создана техническая основа капитализма, мир пережил три экономических кризиса (1825, 1836, 1847 гг.), имели место выступления рабочих, выдвигавших политические требования (лионских и силезских ткачей), созданы чартистские организации в Англии. Источниками марксизма явились немецкая философия (Гегель, Фейербах), французский утопический социализм (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), английская классическая политэкономия (Смит, Рикардо).
Первым политэкономическим произведением марксизма считается работа Фридриха Энгельса (1820–1895) «Наброски к критике политической экономии». В ней рассматриваются проблемы частной собственности как исходной базы капитализма; накопления капитала; концентрации и централизации капитала; экономические кризисы.
«Экономико-философские рукописи» Карла Маркса (1818–1893) посвящены проблемам соотношения труда и капитала, динамики заработной платы. Капитал Маркс характеризует как накопленный чужой труд. Впервые отмечается, что основу человеческого общества составляет материальное производство.
Положение рабочих при капитализме на примере наиболее развитой страны очень подробно анализирует Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии» (1845). Он показывает, что становление капиталистической промышленности является результатом промышленного переворота, даёт характеристику кризисов, хотя ещё не даёт полного представления о цикле и его фазах.
В совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845–1846) создаётся учение об общественно-экономических формациях, исторический процесс характеризуется как смена этих формаций революционным путём.
Социальной базой генезиса марксизма явилось появление на исторической арене в качестве самостоятельной общественной силы рабочего класса. В рассматриваемый период времени происходил рост рабочего движения, которое прошло путь от незрелости и стихийности до организованности и самостоятельности. Наиболее известными проявлениями революционной активности рабочего класса были восстания лионских ткачей в 18311 и 1834 гг. во Франции, силезских ткачей в 1844 г. в Германии, а также чартистское движение 30-40 гг. в Англии.
Унаследовав ряд важнейших положений классической школы, марксизм вместе с тем критически переработал ее идейно теоретическое наследие используя его научные элементы и отбрасывая ненаучные и незрелые положения и выводы.
2. Сущность Марксизма
Важным этапом в становлении марксистского экономического учения явились 40-50 гг. XIXв. Именно в этот период начали научную и политическую деятельность Карл Генрих Маркс /1818г-1883/ и Фридрих Энгельс /1820-1895/. В течение этого периода были заложены основы экономического учения нового типа – пролетарской политической экономии.
В этот период ими были написаны произведения в которых были созданы основы научного пролетарского мировоззрения, подвергнута критике классовая ограниченность буржуазной политэкономии. Первую попытку в этом направлении сделал Ф.Энгельс, который в 1844 г. в альманахе Немецко-французский ежегодник опубликовал статью «Наброски к критике политической экономии». В этой работе он рассматривал экономические проблемы, затрагивающие интересы общественных классов. В частности, он выступил с критикой частной собственности, монополия которой, по его мнению, является причиной кризисов и обнищания, противостояния в производстве, на рынке и в обществе. С ее устранением будут решены проблемы противоречий в обществе.
Характеризуя развитие политической экономии от меркантилистов до современных ему экономистов, Энгельс определяет ее как науку, которая защищает капитализм, основанный на частной собственности.
В том же 1844 г. К.Маркс написал работу Экономическо-философские рукописи, которая не предназначалась для печати, но явилась важным этапом становления его экономических воззрений. В этой работе он обратился к проблеме отношений между трудом и капиталом, которую определил как основную в общественных отношениях. Капитал он рассматривал как накопленный труд. Все формы доходов, существующие в обществе, имеют эксплуататорскую природу и только заработная плата является результатом усилий наемного работника.
Основу жизни общества Маркс усматривая в материальном производстве, формы которых обусловливаются формами собственности. При капитализме – это собственность на средства производства и рабочую силу.
В этой же работе Маркс утверждал, что предметом политэкономии должна стать не защита существующего общества, а отношения между трудом и капиталом.
Первыми совместными работами К.Маркса и Ф.Энгельса явились написанные в 1845 и 1846 гг. книги Святое семейство и Немецкая идеология, которые продемонстрировали единство их взглядов на экономические закономерности и перспективы развития капитализма. Будучи по существу философ сними, эти работы содержат ряд выводов относительно зависимости общественного строя от господствующей формы собственности. А эволюцию этих форм они связывали с развитием производительных сил общества. Отсюда следовал вывод, что общественное разделение труда ведет к ускорению прогресса производительных сил и, как следствие, к формированию соответствующих производственных отношений, которые всегда должны соответствовать уровню развития этих сил. Противоречие между уровнями их развитие является источником развития общества. Когда эти противоречия достигают наибольшей остроты, тогда их разрешение возможно лишь путем революционного переустройства общества.
Обе совместных работы Маркса и Энгельса были важным этапом осуществления революционного переворота как в философии, так и в политической экономии. В них сформулированы основные идеи исторического материализма – методологической основы пролетарской политической экономии. В них также рассматривались важные вопросы, относящиеся непосредственно к экономической теории: характеристика различных форм собственности и нетрудовых доходов, стадий развития капитализма.
В 1845 г. Энгельс опубликовал работу Положение рабочего класса в Англии в которой была дана характеристика положения английского пролетариата после завершения промышленного переворота. В этой работе нашли свое отражение такие вопросы как роль промышленного переворота в возникновении рабочего класса, влияние крупного машинного производства на положение рабочих, роль промышленной резервной армии для капитализма, промышленные кризисы т.е. общие закономерности развития капитализма. Вся работа пронизана идеей противоположности интересов рабочего класса и буржуазии. Рабочий класс, подчеркивал Энгельс – это не только страдающий, но и борющийся класс.
В 1847 г. была опубликована работа К.Маркса – “Нищета философии”, которая знаменовала собой начало нового этапа в разработке марксистской политической экономии. В этом произведении Маркс, полемизируя с мелкобуржуазным экономистом П.Прудоном, автором книги Философия нищеты, рассмотрел ряд экономических категорий: стоимость, заработная плата, рента и пр. и доказал, что эти экономические явления объективно обусловлены формой собственности и, следовательно, их нельзя произвольно создать или отменить. В целом данную работу следует оценивать как произведение в. котором Маркс завершил разработку метода исследования экономических процессов, который был впоследствии применен в его экономическом учении. Не случайно поэтому работу Нищета философии рассматривают как начало работы Маркса над Капиталом. В частности здесь он начал разработку своей теории трудовой стоимости и заложил основы учения о прибавочной стоимости.
Дальнейшее развитие экономические идей, изложенных в Нищете философии, получили в книге Наемный труд и капитал, вышедшей в 1847г. В этой работе Маркс вновь возвращается к проблеме заработной платы и капитала, исследует влияние капитала на положение рабочего класса, влияние различных факторов на уровень цен, раскрывает механизм действия закона стоимости. Анализирует он и те факторы, которые влияют на величину заработной платы и высказывает мысль о том, что наемное рабство превращает работника в товар, который имеет свою цену, выступающую в форме заработной платы, которая изменяется под влиянием спроса и предложения. В этом же произведении Маркс анализирует капитал и впервые указывает, что он есть общественное отношение капиталистического производства. При этом он подчеркнул, что при капитализме существует антагонистическое противоречие между трудом и капиталом. Здесь же он характеризует процесс накопления капитала и его влияние на положение рабочего класса, формулирует закон капиталистического накопления.
Особое место в теоретическом наследии Маркса и Энгельса занимает опубликованная в 1848 г. работа Манифест Коммунистической партии. В этом, программном по своему назначению документе была дана развернутая характеристика капитализма, определена его прогрессивная историческая роль, раскрыты присущие ему противоречия. Политикоэкономический аспект данного произведения заключается в освещении перспектив развития капиталистического общества и его преобразования в коммунистическое общество. В частности, были охарактеризованы стадии развития капитализма, показано как капиталистические отношения вначале способствовали прогрессу производительных сил, а затем начали тормозить их развитие.
3. Основные положения общей теории Карла Маркса
К. Маркс является не единственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно- следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временными.
Однако центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция базиса и надстройки, о которой он заявил еще в 1859 г. в работе “К критике политической экономии”. Основная идея в этом произведении была сформулирована так: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”. Между тем, по большому счету, в концепции базиса и надстройки предпринята попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом развития производительных сил и производственных отношений, которая подсказывает, по замыслу К.Маркса, процесс перехода от капитализма к социализму, ибо “буржуазной общественной формацией, — пишет он, — завершается предыстория человеческого общества”. По Марксу, недиалектический подход и необоснованное признание законов капиталистической экономики универсальными, не позволили понять представителям классической политической экономии, которые собственно открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер.
Обращаясь к сути рассматриваемой концепции К. Маркса, следует заметить, что идея анализа общественного развития как чередования базиса и надстройки не проста в применении. Например, “производительные силы зависят одновременно от технической оснащенности и от организации совместного труда, которая в свою очередь зависит от законов собственности. Последние принадлежат к юридической сфере. Но “право — это часть государства, а последнее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и надстройки”. Но, несмотря на это, с тех пор, да и сейчас, “для марксиста экономический подход означает, что организация производства играет решающую роль, предопределяя социальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочими и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса другому”.
По убеждению К. Маркса, капитализм, эра которого “берет свое начало в
XVI веке”, исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. А что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени, то оно, по Марксу, “мерилом богатства” станет не при капитализме, а при коммунизме. Однако у автора “Капитала” действительно “нет никаких убедительных данных ни о том моменте, когда капитализм перестанет функционировать, ни даже о том, что в данный конкретный момент он должен перестать функционировать. Маркс представил определенное число доводов, позволяющих считать, что капиталистический строй будет все хуже и хуже функционировать, однако он не доказал экономически, что внутренние противоречия капитализма разрушат его.
Следует подчеркнуть, что в доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам.
Общественным идеалом он считает социализм и коммунизм, называя их фазами неантагонистического коммунистического общества, при котором средства производства не будут более объектом индивидуального присвоения и каждый человек обретет свободу.
Выводы
Убежденность К. Маркса в торжестве идеалов бесклассового общества основывается прежде всего на теории классов, ставшей достоянием классической политической экономии еще со времен физиократов и А. Смита.
Считая себя последователем “классиков”, он действительно занимался “в основном проблемой экономического роста, а именно роста благосостояния и дохода, а также проблемой распределения этого растущего дохода между трудом, капиталом и землевладельцами”, т.е. между классами. Но центральной идеей его теории классов является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества.
Еще в “Манифесте Коммунистической партии” К. Маркс писал: “История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу,всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов”.
Список использованных источников
1. Булатов А.С. Экономика. – Москва: Юрист. 2001
2. Костюк B.H. История экономических учений.- Москва: Центр. 2001
3. Н.Е. Титова «История экономических учений» - Москва: Астра. 2003
4. Ядгаров Я.С. История экономических учений.- Москва: Инфра-М. 2000