Возникновение основ советского права
СОДЕРЖАНИЕ: оздание советского государства и права. стория советского государства и права началась в связи с произошедшей Октябрьской революцией 25.10.1917 г.C оздание советского государства и права.
И стория советского государства и права началась в связи с
произошедшей Октябрьской революцией 25.10.1917 г.
П обеда пролетарской революции в России привела к установлению
диктатуры пролетариата. В.И.Ленин на основе изучения опыта Парижс-
кой коммуны, революций 1905 – 1907 гг. и Февральской революции 1917 г. в России сделал вывод , что для России лучшей формой дикта-
туры пролетариата будет не парламентская республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов. В России дикта-
тура пролетариата была установлена в форме республики Советов.
Р еволюция в России победила под руководством Российской социал-
демократической партии (большивиков) , которая стала правящей партией
в стране. Она определяла стратегические направления развития государст-
ва и права.
С оздание советского государства и права проходило в сложной внутренней и внешней обстановке. В мире шла первая империалистическая
война. Со всей остротой встала перед новым государством проблема вы-
хода из войны. 3.03. 1918 г. был подписан Россией с Германией, Авст-
ро – Венгрией, Болгарией и Турцией - Брестский мирный договор.
В нутри страны резко обострилась классовая борьба, приняв самую ожесточенную форму – форму гражданской войны. Уже к концу октября 1917 г. новой власти пришлось отражать наступление на Петроград войск
Керенского - Краснова, а в самом Петрограде - ликвидировать выступление
юнкеров. В 1918 – 1920 гг. новому государству пришлось отражать напа-
дение как внутренних противников Советской власти, так и войск Ан- глии , Франции, Японии, США, Польши, чехословацкого корпуса. Поло-
жение порой складывается критической для советского государства. Так, к осени 1918 г. внутренние и внешние противоборствующие против Со-
ветской власти войска захватили территории страны, отрезав ее от важнейших экономических районов. На освобождаемых от Советской власти территориях они создавали свои государственные структуры : Вре-
менное правительствоСеверной области, Сибирское правительство, Пра-
вительство Юга России и др.
В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции со-
ветское государство проводило «политику военного коммунизма». Его ос-
нову составляли продовольственная разверстка , монополия государства на торговлю хлебом, национализация не только крупной, но даже средней и мелкой промышленности, всеобщая трудовая повинность.
1. Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата.
М арксистская концепция исходила из того положения, что все пред-
3
шествующие революции лишь усовершенствовали прежний государствен-
ный аппарат, а задача пролетарской революции его уничтожить. Процесс
слома буржуазного аппарата и создание нового государственного аппара-
та были взаимосвязаны.
У же в первом акте обращения Петроградского ВРК «к гражданам России» говорилось о низложении Временного правительства и о перехо-
де государственной власти в руки Петроградского ВРК, т.е. начался процесс слома старого аппарата и создание нового. Петроградский ВРК
был высшим органом власти в стране с 10 ч. утра 25.10. 1917 г. и до
принятия II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских де-
путатов воззвания “Рабочим , солдатам, и крестьянам “ в 5 ч. утра 25 октября 1917 г. , где говорилось о том , что “ Съезд берет власть в свои руки …”. Фактически же ВРК был им значительно дольше, постепенно
утрачивая эти полномочия с открытием II Всероссийского съезда Сове-
тов рабочих и солдатских депутатов, с образованием ВЦИК и СНК, с
созданием отделов ВЦИК и аппарата наркоматов.
В РК обладал реальной силой, опираясь на отряды Красной гвардии,
верные большивикам армейские части, матросов флота, на районные и
Петроградский Советы рабочих и солдатский депутатов, на Советы и местные военно – революционные комитеты. Ему пришлось осуществлять
властные полномочия не потому , что какой – либо орган возложил их на него , а в силу исторической необходимости, в силу того, что победив- шая пролетарская революция еще не создала нового центрального госу- дарственного аппарата. Потребности же управления страной требовали их осуществления, и на первых порах это пришлось делать ВРК.
В РК был создан по инициативе ЦК большевисткой партии 12.10.1917
г. при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов как легальный орган вначале для противодействия возможных контрреволюци-
онных действий Временного правительства, но вскоре он становится органом по подготовке и проведению восстания в петрограде. Был изб-
ран Военно – революционный центр ЦК партии по руководству восстани-
ем. В его состав были избраны А.С.Бубнов, Ф.Э.Дзержинский, Я.М.Сверд-
лов, И.В.Сталин, М.С. Урицкий. Военно – революционный центр полностью вошел в состав ВРК и стал его руководящим ядром. Органами руково-
дившими работой ВРК, были его председатель, секретарь, президиум, бюро. Секретарем ВРК был избран большевик В.А. Антонов – Овсиенко.
Н аиболее важные вопросы решались на пленарных заседаниях ВРК.
ВРК назначал своих комиссаров в воинские части, в отдельные учрежде-
ния, предприятия Петрограда и в провинцию. С момента его создания и до 10.11. 1917 г. он назначил 184 комисара в гражданские учреждения, 85 - в войсковые части и 72 комиссара и эмиссара – в провинцию. Рабо-
той руководило бюро комиссаров. В полномочия комиссаров ВРК входило:
- следить за правильным функционированием вверенной им воинской части, предприятия, учреждения, чтобы те неуклонно проводили в жизнь
постановления СНК и ВРК.
4
- должны пресекать все контрреволюционные попытки.
- должны были действовать в тесном контакте с общими собраниями солдат, рабочих, их комитетами, с Советами рабочих и солдатских депу-
татов.
- комиссары были в своей деятельности подотчетны ВРК. Они должны были предоставлять не менее двух раз в неделю письменные доклады
в бюро комиссаров ВРК.
Д ля осуществления своей обширной компетенции после победы ре-волюции ВРК создавал различные отделы и комиссии. В опубликованной
историко– юридической литературе нет четкой картины в отношении структурных подразделений ВРК. По сообщению газеты «Известия ЦИК»
от 14.10.1917 г. о создании ВРК, он должен был подразделяться на от- делы : 1) обороны, 2) снабжения, 3) связи, 4) информационное бюро, 5) ра-
бочей милиции, 6) стол донесений, 7) комендатура. По мере необходимости возникали новые отделы. Так, 29.10.1917 г. был создан продовольственный отдел, в ведении которого находилось снабжение Петрограда и фронта продовольствием. Затем был создан отдел печати, боровшийся с антипра-
вительственной прессой. Действовала следственная комиссия, проводившая
не только расследование преступлений против революции, но и оператив-
ную работу по задержанию противников революции и заключению их в тюрьму. Были созданы и действовали отдел реквизиций, автомобиль-
ный отдел, агитационная комиссия. В первые дни ноября 1917 г. агитато-
ры ВРК выехали в разные концы страны. Они провели большую работу на местах по установлению Советской власти , по ее укреплению, по разъяснению политики большевистской партии и нового государства.
2 1.11.1917 г. по предложению Ф.Э.Дзержинского постановлением ВРК создается комиссия по борьбе с контрреволюцией в составе 5 чело-век. Впервые в советском государственном аппарате появляется специаль-
ный орган по борьбе с контрреволюцией. ВРК создавал и свои воору-
женные силы. Так, в ноябре 1917 г. им было создано 10 летучих отрядов по 50 человек для охраны продовольственных грузов. ВЦИК делегировал
своих 13 представителей для работы в ВРК. В ВРК существовали еще штаб ВРК , полевой штаб ВРК , бюро комиссаров авиации и воздухопла-
вания при ВРК, особая разведка при ВРК, врачебно – санитарный отдел.
К омпетенция ВРК не была очерчена каким – либо нормативным ак-
том, изданным центральным органом власти или управления. Для этого
периода вообще характерно отсутсвие четкой регламентации компетенции
какого – либо органа советского государства. ВРК весьма часто сам оп- ределял свою компетенцию. Он занимался многими проблемами:
- формирование органов советского государственного аппарата ( отделов
ВЦИК, аппарата наркоматов и т.д.),
- снабжение Петрограда и армии продовольствием,
- борьба со спекуляцией, пьяными погромами, хулиганством, охрана об- щественного порядка и т.д.
Одной из основных задач ВРК было подавление сопротивления свергну-
тых эксплуататорских классов. ВРК пресекал вооруженные выступления
5
контрреволюции, раскрывал и ликвидировал многочисленные заговоры против Советской власти, боролся с контрреволюционной печатью, сабота- жем чиновников прежнего государственного аппарата, антигосударственной деятельностью различных партий и организаций и т.д.
В РК был , по существу, единственный налаженный аппарат (вместе с большевистскими Советами ), через которые взявшие власть в свои руки большивики осуществляли все аспекты государственной деятельнос-
ти . По своей компетенции это был свеобъемлющий чрезвычайный орган
Советского государства. ВРК делал все, что было необходимо для укреп-
ления Советской Власти и ее защиты.
В советской историко – юридической литературе не решены многие
проблемы ВРК: о месте ВРК в системе органов диктатуры пролетариата;
о его взаимоотношениях с другими органами советского государства, в частности с ВЦИК, СНК, местными военно - революционными комитетами, о структуре и компетенции ВРК. Так, Е.Н.Городецкий считает ВРК
органом государственной власти. Г.С.Калинин пишет, что после Октябрь-ского восстания ВРК из органа Петроградского Совета превратился в орган Всероссийского Ценирального Исполнительного Комитета Советов рабочих и солдатских депутатов. Г.К.Амелин пишет, что после револю-
ции ВРК из органа Петроградского Совета был реорганизован в орган
ВЦИК по охране и закреплению завоеваний Октябрьской революции и установлению революционного порядка в масштабе всей страны. Заслу-
живает внимания позиция Г.И. Литвиновой : выполнив задачу боевого руководства восстанием в Петрограде и взяв власть из рук буржуазии,
ВРК лишь несколько часов был высшим органом диктатуры пролетари-
ата в революционной России. Затем он передал власть II Всероссийско-
му съезду Советов. Пополненный 13 членами ВЦИК, Ревком стал иминоваться органом ВЦИК, превратившись не только фактически, но и
юридически во всероссийский орган. До полного формирования аппарата советского правительства Петроградский Военревком исполнял функцию
центрального органа власти. Бесспорен факт, признаваемый всеми иссле-
дователями, что после победы Октябрьского вооруженного восстания ВРК
становится общероссийским органом. Это подтверждается и документами.
почти 2-х месячную историю ВРК - с 12 октября по 5 декабря 1917 г. –
можно разделить на 3 периода.
1) 12.10. – утро 25.10. 1917 г. – ВРК орган подготовки и проведения Октя- брьского вооруженного восстания.
2) с 10 часов утра 25.10. и до работы II Всероссийского съезда Советов –
5 ч. утра 26 октября 1917 г. В этот период ВРК был единственным выс-
шим органом власти и управления. С этого времени он становится все-
российским органом.
3) с 26.10. по 5.12. 1917 г. были созданы центральные органы власти и управления - ВЦИК и СНК, которые не могли сразу создать своего ап-
парата. Поэтому и в это время ВРК продолжал осуществлять полно- мочия центрального органа, оказывая большую помощь ВЦИК и СНК
в комплектовании их аппарата.
Постепенно с созданием аппарата ВЦИК и СНК , наркоматов деятель-
6
ность ВРК свертывалась и завершилась его самоликвидацией 5.12. 1917 г.
В РК, действовал вполне самостоятельно, не являясь аппаратом, орга- ном, подразделением ВЦИК или СНК. О самостоятельности ВРК свиде- тельствует как его деятельность , так и то, что он сам определял свою компетенцию и свою организационную структуру. О самостоятельности ВРК свидетельствует и факт его самороспуска, а не ликвидации по ре- шению ВЦИК, СНК ил Петроградского Совета. Перечисленные обстоя- тельства характеризуют ВРК как чрезвычайный орган.
Б ольшую роль в становлении советского государства в целом и госу-
дарственного аппарата в частности сыграл II Всероссийский съезд ра-
бочих и солдатских депутатов, начавший свою работу в 22 ч. 40 мин
25.10.1917 г. К началу съезда прибыло 560 делегатов, однако сумели за- регистрироваться 517, среди которых было 250 большевиков, 7 эсеров,
3 меньшевика и 1 интернационалист. В это время существовало в стране
существовало 2 системы Советов : Советы рабочих и солдатских депута- тов и Советы крестьянский депутатов. Почти все национальные окра- ины России прислали своих делегатов на съезд : Украина – 100, Прибал- тика – 26, Белоруссия - 15, Закавказье- 12, Северный Кавказ – 9, Средняя
Азия – 5, от Бессарабии было 3 делегата. Во время съезда раскололась фракция эсеров на правых и левыхж. Лидеры и часть рядовых членов партий правых эсеров, меньшевиков и буденовцев ушли со съезда.
В первом же документа , принятом съездом, - обращении к “Рабочим солдатам и крестьянам” – говорилось, что “съезд берет власть в свои ру- ки”, что Временное правительство низложено и большинство его членов уже арестовано. Съезд постановил , что власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов. Таким образом, съезд юри- дически оформил диктатуру пролетариата в форме Республики Советов. Был обещан своевременный созыв Учредительного собрания. Съезд
Принял 2 важных декрета: “О мире” и “О земле”. В декрете “ О мире”
предлагалось всем воюющим народам и их правительствам начать не-
медленно переговоры о справедливом, демократическом мире, и заклю-
чить перемирии. Съезд избрал Всероссийский Центральный комитет -
Высший орган власти в период между съездами, в составе 101 человека.
Первым председателем ВЦИК был избран большевик Л.Б. Камнев, а 8.11.17 его на этом посту заменил Я.М.Свердлов. При ВЦИК были созданы отделы: агитационный, иногородний, казачий, по местному само-
управлению, экономический, по созыву Учредительного собрания и др. Рабочим органом являлся его Президиум, который готовил материалы для заседаний ВЦИК. В дальнейшем состав ВЦИК пополнялся. Вечером 15.11. 17. Произошло слияние ВЦИК, с исполнительным комитетом, изб-
ранным на чрезвычайном Всероссийском крестьянском съезде.
О беъдиненное заседание этих ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов единогласно подтвердило законы о земле, о мире, принятые II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депу-
татов, и закон о рабочем контроле, принятый ВЦИК. Слияние это зна- чительно укрепило позиции новой власти. ВЦИК принял резолюцию
7
по вопросу об условиях соглашения с другими партиями. Условиями были: признание программы советского государства; признание необходи-
мости беспощадной борьбы с контрреволюцией; ответственность прави-
тельства перед ВЦИК.
II Всероссийский съезд Советов постановил образовать для управ- ления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, именуемое Советом Народных Комиссаров (СНК). Левые эсеры отказались войти в состав СНК. Пра- вительство возглавил В.И.Ленин. Его состав был только большевистс- ким. Наркомом по внутренним делам стал А.И.Рыков, наркомом земля-
делия – В.П. Милютин, наркомом труда _ А.Г.Шляпников, наркомом народ- ного просвещения А.В.Луночарский, наркомом по делам торговли и
промышленности - В.П.Ногин, наркомом финансов - И.И. Скворцов - Степа-
нов, наркомом по иностранным делам - Л.Д. Бронштейн ( Троицкий), нар-
комом юстиции - А.Ломов ( Г.И. Оппоков), наркомом по делам продоволь-ствия - И.А. Теодорович, наркомом почт и телеграфов - Н.П. Авилов ( Н. Глебов), председателем комиссариата по делам национальностей - И.В. Ста-
лин . Комитет по военным и морским делам возглавили В.А. Антонов – Овсиенко, Н.Крыленко и П. Дыбенко. Создание аппарата наркоматов ос-
ложнялось массовым саботажем чиновников прежних министерств и от-
сутствием квалифицированных кадров. Становление аппарата НКВД за-
вершилось лишь весною 1918 г. 4.11.17 г. ВЦИК принял резолюцию по
поводу запроса левых эсеров о праве СНК издавать декреты, которой предоставил СНК право издавать неотложные декреты в рамках общей
программы Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК. После объеди- нения левый эсер Колегаев занял пост наркома земледелия, Трутовского- наркомом по местному самоуправлению. Некоторые другие посты нар- комов тоже отошли к эсерам. Левые эсеры входили в состав СНК до утверждения Брестского мира. В марте 1918 г. они вышли из сос-
тава СНК, но остались в ВЧК. С декабря 1917 г. для решения мелких вопросов с целью разгрузить СНК создавались совещания заместителей
наркомов , которое впоследствии именовалось Малым Совнаркомом.
23 .10.1917 г. по телеграфу вводился в действие нормативный акт НКВД « О рабочей милиции», который предписывал всем Советам рабо- чих и солдатских депутатов учреждать рабочую милицию. Она должна была находиться в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов. Во-
енные и гражданские власти обязаны были содействовать рабочей мили-
ции в снабжении ее оружием и «техническими силами».
К аково же было отношение советского государства к милиции Вре- менного правительства? На этот вопрос есть различные мнения у иссле- дователей. Одни считают , что специального декрета об упразднении ми- лиции Временного правительства не было, этот вопрос решался на мес- тах Советами .Временное функционирование милиции Временного прави- тельства допускалось при признании личным составом советской власти, контроль за ее действиями со стороны партийных организаций и Со- ветов.
П ротив этих позиций решительно выступил Р.С. Мулукаев. Он счита-
8
ет, что Центральный аппарат старой милиции был подвергнут слому
вскоре после Октябрьского вооруженного восстания. В случаях, когда прежняя милиция занимало открыто враждебную позицию по отношению к Советской власти , она упразднялась сразу. Если же, милиция остава-лась лояльной к Советской власти, Советы направляли в органы мили- ции комиссаров – коммунистов, которые брали руководство в свои руки. Затем осуществлялась чистка аппарата милиции от враждебных и мо- рально неустойчивых лиц. Происходила настолько глубокая реорганизация старой милиции, что возникал новый, советский орган. Однако процесс слома прежней милиции был сравнительно длительным по времени.
П остановление НКВД «О рабочей милиции» от 28.10. 1917 г. пред- писывало Советам рабочих и солдатских депутатов создавать рабочую милицию, т.е. вооружить рабочий класс для защиты революции. В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой
ВЦИК 3.01.1917 г., а затем 12.01. 1918 г. III Всероссийским съездом Сове-
тов, было четко сформулировано, что в интересах обеспечения всей пол-
ноты власти за трудящимися массами декретируется вооружение трудя-
щихся, образование Красной Армии рабочих и крестьян и полное разо-
ружение имущих классов. Это положение четко и ясно ориентировало местные Советы при создании отрядов рабочей милиции не допускать в них представителей имущих классов.
С начала рабочая милиция создавалась Советами рабочих и солдат- ских депутатов. Вскоре по их примеру стали создавать милицию и кре-
стьянские Советы. Рабочая милиция создавалась и действовала по прин-
ципу строгой децентрализации, подчиняясь местным Советам. Советы на
местах определяли названия, организационную структуру милицейских ор- ганов. Так, в Петрограде был создан Комитет революционной охраны,
в Москве – Совет народной милиции, в Саратове – Совет городских комис- саров. Сам же Саратов был разбит на 6 милицейских участков и при
каждом из них создавался Совет во главе с комиссаром. Рабочая мили-
ция не была штатным, постоянным органом. Она строилась на основе
привлечения, выборов и милицейской повинности. Обычно специального
вознаграждения за это не получали, за несущими милицейскую службу,
сохранялась заработная плата по месту работы.
М илиция была одним из первых органов диктатуры пролетариата,
созданных после победы революции. Она осуществляла многогранную
деятельность по охране общественного порядка, борьбе с уголовной
преступностью в стране, в защите революций, в пресечении деятельнос-
ти против новой власти, в проведении в жизнь законов Советской власти.
Н аселение в ряде мест страны, не дожидаясь директив сверху, само
приступило к ликвидации старых судов и созданию новых. Эти суды
носили разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной совести и т.д. СНК принимает декрет «О суде», названный впоследствии декретом о суде № 1. Проект декрета затем
9
подвергся изменениям в процессе его обсуждения в СНК. Этим дек ретом упразднялись прежние суды: окружные, судебные палаты, прави- тельствующий сенат, военные, морские, коммерческие. Приостанавливалась деятельность мировых судей. Ликвидировались : адвокатура, прокурорский надзор, институт судебных следователей.
С оздавалась новая судебная система: местные суды, которые действо- вали в составе постоянного судьи и в двух очередных заседателей. Им
были подсудны гражданские дела с ценой иска до 3000 руб. и уголов-
ные – с наказанием не свыше 2 -х лет лишения свободы. Для защиты революции, борьбы с контрреволюцией учреждались рабочие и крестьян-
ские революционные трибуналы в составе одного председателя и 6 оче-
редных заседателей. Новые суды создавались и действовали на следую-
щих принципах: 1). Выборность судов
2). Участие населения в отправлении правосудия в качест- ве заседателей.
Местные судьи должны были избираться на основании прямых демокра-
тических выборов населением, а до их назначения – местными Советами.
Эти же Советы составляли списки очередных заседателей и определяли
очередь их явки на сессию. Революционные трибуналы должны были
избираться губернскими или городскими Советами. В местные судьи мог- ли быть избраны прежние мировые судьи. Как же предполагалось ор- ганизовать предварительное следствие и защиту и обвинение на суде
по данному декрету? Он возложил временно предварительное следствие
на местных судей, нарушив тем самым демократический принцип – отде-
ление следствие от суда. Для производства следствия по делам, подсуд-
ным революционным трибуналам, Советы создавали следственные комис-
сии. В качестве обвинителей и защитников по уголовным делам, при- чем со стадии предварительного следствия, а по гражданским делам - поверенным, допускались « все неопороченные граждане обоего пола». Местные суды решали дела именем Российской Республики и руководс-
твовались в своих решениях и приговорах законами свергнутых прави-
тельств в случаях , если они не отменены революцией и не противоре-
чат революционному правосознанию. Отмененными признавались все за- коны, противоречащие декретам ЦИК и СНК, а т.ж. программ минимум
партии РСДРП и партии СР. Революционные трибуналы в своих приго- ворах на прежнее законодательство не ссылались.
С оветское государство, местные советские и партийные органы бы- ли обеспокоены прежде всего созданием революционных трибуналов. За короткий срок были изданы нормативные акты, регулировавшие органи- зацию трибуналов, процессуальный порядок их деятельности , подсуд -ность, а т.ж. организацию и деятельность следственных комиссий.
П ервым актом о трибуналах было «Руководство для устройства ре- волюционных трибуналов», подготовленное НКЮ и опубликованное в « Известиях ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депу-
татов» 28.11.1917 г.
10
19 .12. 1917 г. появилась Инструкция НКЮ революционным трибуна- лам. В обоих этих актах в качестве меры наказаний применяемых три- буналами, смертная казнь отсуствовала. С декабря 1917 г. и до весны
1918 г. действовали революционные трибуналы печати в составе 3 судей
без заседателей.
7 .03.1918 г. появился декрет “О суде” (№2), вводивший окружные на- родные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда. Созданы они были не везде и работали плохо. Реше- ния по гражданским делам окружные суды выносили в составе 3 -пос тоянных членов суда и четырех народных заседателей, приговоры же
По уголовным делам - в составе 12 заседателей и председательствующе- го постоянного члена суда. Предполагалось создание Кассационного суда. В судах всех инстанций допускалось судоговорение на местных языках.
Предварительное расследование по делам, превышающим подсудность местного суда, производили следственные комиссии из 3 человек, изби- раемых Советами. При Советах создавалась коллегия правозаступков, осуществлявших как общественное обвинение, так и защиту.
В мае 1918 г. был создан при ВЦИК Революционный трибунал для разбирательства дел, имевших общегосударственное значение. В июне 1918 г. учреждается Кассационный отдел при ВЦИК, рассматривавший кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибу-налов, исправляя их ошибки и обеспечивая единую уголовную политику
Трибуналов РСФСР. С созданием местных судов трибуналы в соответст-
Вии с декретом СНК «О революционных трибуналах» от мая 1918 г. разгружалась от многих уголовных дел и должны были сосредоточить свое внимание на борьбе с контрреволюционными преступлениями. Резко сокращалась сеть трибуналов. Они сохранялись лишь в крупных центрах: столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышлен-ных центрах. При каждом трибунале учреждалась коллегия обвинителей в составе не менее 3-х лиц, избиравшихся Советами.
Н ачиная с декрета «О суде» № 1 в стране были созданы и действо- вали 2 системы судов : система общих судов и система революционных трибуналов, на общих принципиальных основах. Их отличала лишь под- судность.
П роцесс строительства революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. За период с ноября 1917 г. по май 1918 г. вся
территория РСФСР покрылась сетью трибуналов. В результате того, что
трибуналы были созданы на большей части территории республики раньше местных судов , им приходилось рассматривать дела не только своей подсудности, но и все уголовные и подчас даже гражданские де- ла.
З акономерностью процесса создания новых судебных органов на мес- тах являлось широкое местное правотворчество. Это объяснялось необыч- ной творческой активность населения, вовлеченного в общественную дея-
11
тельность революцией, а т.ж. несвоевременным поступлением нормативных
актов из центра, в ряде случаев их неполной. Лишь в Конституции РСФСР 1918 г. этот вопрос получил определенное разрешение. Статья 49
Конституции отнесла к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК вопросы судоустройства и судопроизводства.
С ложность и острота классовой борьбы, массовый саботаж чиновни- ков, деятельность иностранных разведок и т.д. ставили вопрос о созда- нии специального органа государственной безопасности. 21.11.1917 г. пос- тановлением Петроградского ВРК создается Комиссия по борьбе с контрреволюцией. Однако 5.12.1917 г. Петроградский ВРК и все его ор-
ганы перестали существовать. 7.12.1917 г. СНК создал Всероссийскую
Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Учреждалась она при СНК. В этом постановлении СНК не гово-
рилось о структуре ВЧК, подробно не раскрывались ее задачи и компе- тенция. Само название органа свидетельствовало об основной его задаче - борьбе с контрреволюцией.
С труктура и состав ВЧК формировались постепенно. Во главе ВЧК стоял ее председатель. На эту должность был назначен Ф.Э.Дзержинский
на заседании СНК 7.12. 1917 г. ВЧК действовал как коллегиальный орган.
При председателе ВЧК состояла коллегия. Вначале в ВЧК были созданы
3 отдела: информационный, организационный, и борьбы с контрреволюци-
ей и саботажем. Образуется Президиум ВЧК в количестве 5 человек: председателя, 2 заместителей и 2 секретарей. 11.12.1917 г. было решено создать четвертый отдел - по борьбе со спекуляцией.
18 .03.1918 г. Президиум ВЧК принял решение о создании новых от- делов. Создавался отдел до борьбе с преступлениями по должности ибо
это стало одним из главный ВЧК. В связи с созданием местных ЧК был образован иногородний отдел на базе прежнего организационного отдела, осуществлявший руководство местными ЧК. Были созданы отделы:
тюремный и хозяйственный. Канцелярия была преобразована в общий от-
дел. Существовали : справочное бюро, дававшее справки об арестованных и о делах, находившихся в производстве ВЧК; стол личного состава ВЧК. СНК возложил на ВЧК борьбу со спекуляцией на железнодорож- ном транспорте. Поэтому были созданы железнодорожный отдел ВЧК и
соответствующие отделы губернских ЧК, а т.ж. ЧК на больших желез- нодорожных станциях.
Д ля осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы. Со второй половины декабря 1917 г. стали создаваться местные ЧК, создаваемые местными Советами. К концу мая 1918 г. было создано
40 губернских и 365 уездных ЧК. При каждом областном , губернском Совете, а т.ж. при крупных портах, в пограничной полосе образовывались
ЧК. В волостях и небольших уездах назначались комиссары ЧК.
ВЧК наделялась правом ареста контрреволюционеров. Постановлением
12
от 21.12 1917 г. СНК возложил на ВЧК борьбу с общеуголовным преступ- лением - спекуляцией , и она начинает приобретать черты чрезвычайного органа. ВЧК занимался розыском, пресечением и предупреждением прес-
туплений, передавая материалы для предварительного следствия в след- ственную комиссию трибунала. Т.о., четко разграничивалась компетенция органов ВЧК и следственных комиссий трибуналов. Создавались нормаль- ные взаимоотношения между этими органами. Результаты расследования передавались в трибунал для вынесения приговора. Это нормальное по- ложение было нарушено наступлением немецких войск, когда в приня- том в связи с этим 21.02. 1918 г. постановлении СНК «Социалистическое Отечество в опасности» говорилось, что неприятельские агенты подележа- ли расстрелу. Это постановление наделило ВЧК правом внесудебного
решения дел с применением высшей меры наказания – расстрела. ВЧК становится чрезвычайным органом. Это затем привело к злоупотреблениям
в данных органах, так как нарушалась общепринятая система борьбы с преступностью, исчезли такие стадии, как предварительное расследование и судебное разбирательство. Нарушались такие демократические принципы ,
как отделение суда от администрации, следствия от суда. Органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выноси- ли постановление, т.е. приговор, заменяя , т.о., следственные и судебные органы.
К акие же проблемы встали перед новой властью в отношении армии?
В ооруженные силы страны составляли отряды Красной гвардии, ра-
бочей милиции, старая армия, часть которой поддерживала Советскую власть.
1).Советское государство осуществляло постепенную демобилизацию старой армии.
2).Шел процесс демократизации старой армии. II Всероссийской съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 26.10.1917 г. предлагал всем ар-
миям создать временные революционные комитеты. Главнокомандующие обязаны были подчиняться распоряжениям комитетов. Назначались комис- сары II Всероссийского съезда, которые выезжали в армию. В декрете СНК « о выборном начале и об организации власти в армии» от 16.12.1917 г. отмечалось, что армия подчиняется СНК. Вся полнота власти в войсковой части принадлежала солдатским комитетам и Советам.
3).Сложная внутренняя и внешняя обстановка заставила перейти к созда-
нию постоянной , регулярной новой армии. 15.01.1918 г. СНК принимает декрет « О рабоче-крестьянской Красной Армии». Красная Армия создава- лась на следующих основах :
а) создавалась она на классовом принципе – «из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся классов».
б) новая армия комплектовалась на принципе добровольности. Для вступления в армию необходимы были рекомендации войсковых комите- тов или общественных демократических организаций, стоявших на плат- форме Советской власти, партийных и профессиональных организаций.
В ерховным руководящим органом рабоче-крестьянской армии являлся
СНК, а непосредственное руководство и управление армией было сосре-
13
доточено в Комиссариате по военным делам и созданной при нем Все-
Российской коллегии. 29.01. 1918 г. СНК принял декрет о создении рабо- че- крестьянского Красного флота на т.ж. основаниях, что и Красная Армия. В Армии вводился институт военных комиссаров.
В есной 1918 г. обстановка в стране обострилась, началась иностранная
военная интервенция. Декретом ВЦИК от 22.04.1918 г. вводилась всеоб- щая воинская повинность, т.е. армия комплектовалась уже не на принци- пе добровольности. Были взяты на учет граждане в возрасте от 18 до 40 лет, прошедшие курс обязательного военного обучения. Был сделан шаг к переходу от выборности командиров к их назначению. Созданные на местах военные комиссариаты осуществляли комплектование армии на новых основах. В Конституции РСФСР, принятой 10.17.1918 г., закрепля - лась обязанность всех граждан защищать социалистическое Отечество и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках Кон-ституция предоставила то- лько трудящимся, возложив на нетрудовые элементы отправление иных воинских обязанностей.
Местные органы власти и управления.
П роцесс слома старого и создание советского государственного аппа-
рата на местах были взаимосвязанными и сравнительно продолжительны- ми. Руководство этим процессом осуществляли Всероссийские съезды Со- ветов, Петроградский ВРК, ВЦИК , НКВД и др. органы.
II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов пос-
тановил о переходе всей власти на местах к Советам рабочих, солдат- ских и крестьянских депутатов, закрепив тем самым принцип полновлас- тия и единовластия Советов на местах в решении местных дел. Съезд т.ж. постановил о ликвидации комиссаров Временного правительства на местах. Т.о., сразу же, после победы Октябрьского восстания начался про- цесс слома прежнего и создания нового аппарата на местах. Декретом ВЦИК и СНК от 10.11.1917 г. упразднялись все сословия и сословные деле- ния граждан и сословные организации и учреждения.
В ласть на местах переходила к Советам. За короткое время Советская власть была установлена в 90 губернских и др. крупных городах. Начался процесс слияния Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. В соответствии с постановлением НКВД от 28.10. 1917 г. местные Советы рабочих и солдатских депутатов получили право
создавать свои вооруженные формирования – отряды рабочей милиции, что,
несомненно, усиливало власть местных Советов, особенно на первых порах становления новой власти.
В о многих губерниях и даже уездах и волостях создавались свои сове-
ты народных комиссаров. Нужно было унифицировать местные органы влас- ти и управления, четко определить их компетенцию. В обращении НКВД ко всем Советам депутатов « Об организации местного самоуправления» и
14
Инструкции НКВД «О правах и обязанностях Советов», отмечалось, что Советы самостоятельны в решении местных вопросов, но должны Действо- вать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вы- шестоящих Советов. На Советы и их органы возлагались задачи управле- ния и обслуживания всех сторон местной жизни, административной, хозяй- ственной, финансовой, культурной, воспитательной. На местные Советы воз- лагалась задача проведения в жизнь декретов и постановлений централь-
ной власти. Они наделялись правом издавать постановления. Советы из- бирали из своей среды исполнительный орган, на который они возлагали проведение в жизнь своих постановлений и всю текущую работу по
управлению. Местные Советы могли производить реквизиции и конфиска- ции, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы печати, про-
изводить аресты. О всех принимаемых мерах и важнейших событиях местной жизни Советы должны были докладывать центральной Советской власти. Военно-революционные комитеты на местах упразднялись. Советы находились на государственном финансировании.
Учредительное собрание.
27. 10.1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил провести выборы в Учредительное собрание в назначенный срок 12.1917 г. Выборы
состоялись 12.11. 1917 г., по спискам, составленным еще до революции, где левые и правые эсеры шли одним списком как эсеры, хотя к момен-
ту выборов это были 2 партии с разным отношением к Советской власти. Левые эсеры – поддерживали ее, а правые были против. В списке в основ- ном были представлены правые эсеры. Данные о результатах выбора –
различные. Так, по одним данным, в голосовании участвовало около поло-
вины избирателей, по другим - 44 443 тыс. Было избрано 715 депутатов, по другим данным – 703. Эсеров было избрано 229, из них 39 левых, по другим данным – 412, из них 30 левых эсеров. Большивиков было избрано
168 или 183. 20.12. 1917 г. СНК постановил созвать Учредительное собра-
ние 5.01.1918 г. Накануне созыва Учредительного собрания 3.01.1918 г. ВЦИК принял постановление, где говорилось, что вся власть принадле - жит Советам и советским учреждениям и поэтому всякая попытка прис- воить функции государственной власти будет рассматриваться как контр- революционное действие и будет подавляться вплоть до применения во- оруженной силы. В т.ж. день, чуть раньше ВЦИК принял «Декларацию
прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
У чредительное собрание начало свою работу 5.01.1918 г. в Петрогра-
де в Таврическом дворце. Присутствовало около 410 депутатов. Председа- телем был избран правый эсер В.М.Чернов, за которого проголосовало 244
депутата. Я.М.Свердлов зачитал «Декларацию прав трудящегося и эксплу- атируемого народа» и предложил собранию принять ее, т.е. признать Со-
ветскую власть и ее важнейшие декреты : о мире, земле, и т.д., а т.ж. передать власть Советам. Учредительное собрание этого не сделало. Боль-
шевики покинули собрание. Перед уходом левых эсеров собрание приня- ло постановление о том, что верховная власть в стране принадлежит ему и что СНК должен подчиняться собранию. В 5 часу командовавший охраны анархист матрос А.Г.Железняков предложил В.М.Чернову
15
прекратить работу собрания , заявив : «Караул устал». 6.01.1918 г. в 4.40.
утра Учредительное собрание прекратило свою деятельность.
6. 01.1918 г. ВЦИК принял декрет «О роспуске Учредительного собра- ния. 18.01.1918 г. СНК принял декрет , в котором предписывал из всех ранее изданных законов устранить ссылки на Учредительное собрание.
10 .01.1918 г. собрался III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором присутствовало 710 делегатов. 13.01.
1918 г. начал свою работу III Всероссийский съезд крестьянских депу-
татов. Эти съезды объединились и в стране образовался единый высший орган власти, что укрепило новую власть. Съезд одобрил роспуск Уч- редительного собрания и постановил устранить во всех новых изданиях нормативных актов ссылки на Учредительное собрание. Т.ж. было решено снять в наименовании правительство слово «временное».
Н а съезде была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуа-
тируемого народа», отвергнутая Учредительным собранием. Была т.ж. при-
нята резолюция «О федеральных учреждениях Российской Республики»,
согласно которой Российская Социалистическая Советская Республика учреждалась на основе добровольного союза народов России как феде -рация советских республик этих народов. Съезд т.ж. принял закон «О социализации земли», основанный на декрете II Всероссийского съезда «О земле».
2. Деятельность советского государства в области экономики.
Новая власть внесла серьезные изменения в аграрный сектор эко- номики. Был принят декрет «О земле», согласно которому помещичья
Собственность на землю отменялась немедленно без всякого выкупа. Помещичьи имения , а т.ж. удельные монастырские, церковные земли со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками переходили в распоряжение земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания. Руководствоваться при осуществлении земельных преобразований следовало «Крестьянским нака-
зом о земле», составленным на основании 242 местных крестьянских на- казов редакцией Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов и опубликованный в номере 88 этих Известий 19.08.1917 г. В «Наказе» содержались важнейшие положения:
-- право частной собственности на землю отменялось навсегда. Земля не могла быть продаваема, покупаема, сдаваема в аренду либо в залог.
-- вся земля обращалась во всенародное достояние и переходила в по-
льзование всех трудящихся на ней. Все полезные ископаемые , а.ж. леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходили в исключи- тельное пользование государства. Мелкие озера, реки, леса переходили в пользование общин.
-- Земельные участки с высококультурными хозяйствами – сады, планта-
16
ции, оранжереи и т.д. - не подлежали разделу, превращались в показатель-
ные и передавались в исключительное пользование государства или об-
щин, в зависимости от размера и значительности их.
-- Право пользования землей получали все граждане без различия пола,
желающие обрабатывать ее своим трудом. Наемный труд не допускался.
-- Земля распределялась по трудовой или потребительской норме.
-- Вся земля после отчуждения поступала в общенародный земельный фонд.
-- Распределением ее между трудящимися должны были заниматься местные и центральные органы самоуправления. Формы пользования зем- лей должны были быть совершенно свободными: подворная, хуторская,
общинная, артельная ( как решит само население ).
В результате осуществления этих законов крестьяне получили более
150 млн. га земли, освобождаясь от ежегодных арендных платежей в сум- ме 700 млн. руб. золотом и от расходов на приобретение земли в даль- нейшем. Крестьяне освобождались от долга Крестьянскому поземельному банку. Крестьянам был передан помещичий сельскохозяйственный инвен- тарь стоимостью 300 млн. руб. Помещичье землевладение было ликвиди- ровано. Советская власть получила мощную поддержку со стороны кресть- янства. Стали создаваться коллективные хозяйства : сельскохозяйственные артели, коммуны.
М ероприятия новой власти в области промышленности начались с введения рабочего контроля. 14.11.1917 г. ВЦИК утверждает «Положение
о рабочем контроле». В нем, в интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковых, сельско- хозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товарище- ствах и др. предприятиях, имевших наемных рабочих или дававших ра- боту на дом, вводился рабочий контроль над производством, куплей, про- дажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а т.ж. над финан- совой стороной предприятия. Этот контроль должны были осуществлять рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения. В каж- дом крупном городе, , губернии или промышленном районе предписы- валось создание местного Совете рабочего контроля, состоявшего из пред- ставителей профессиональных союзов. Создавался Всероссийский Совет рабочих, в состав которых входили представители различных Профсоюзов и Советов рабочих .
О рганы рабочего контроля осуществляли наблюдение за производст- вом, устанавливали минимум выработки предприятия, принимали меры к
выяснению себестоимости продукции, устанавливали контроль над деловой
перепиской, причем владельцы обязаны были предъявить органам рабоче- го контроля всю документацию. Виновные в сокрытии документации от-
вечали по суду.
В ведение рабочего контроля являлось одним из основных мероприя-
17
тий государства по созданию новой экономики. Его учреждение давало
возможность решить несколько задач.
1). Устанавливался контроль над деятельностью хозяев предприятий, чтобы они не бойкотировали работу по созданию социалистической экономики,
не сворачивали производство, не продавали предприятия, не переводили
деньги за границу, соблюдали законы новой власти.
2). Участвуя в работе рабочего контроля, рабочие приобщались к управ- лению производством.
В первые месяцы существования новой власти национализировались лишь частные предприятия, владельцы которых не соблюдали новые законы, останавливали производство, бросали фабрики и заводы. Массовая нацио- нализация промышленности произошла позднее. В собственность нового государства перешли все казенные железные дороги и предприятия.
О чень важным событием в создании новой экономики была национа- лизация банков страны, проводившаяся в соответствии с декретом ВЦИК
«О национализации банков» от 14.12.1917 г. Банковское дело объявлялось
государственной монополией. Все существовавшие банки и банкирские конторы объединялись с Государственном банком. Крупные вклады были
конфискованы. Аннулировались все внешние и внутренние займы, которые
заключили как царское, так и Временное правительство. Внешний долг государства составлял 16 млрд. руб. Вместе с внутренним долгом это сос- тавляло сумму в 60 млрд. руб.
Д ля организации народного хозяйства и государственных финансов по декрету ВЦИК и СНК от 2.12.1917г. учреждался Высший Совет на-
родного хозяйства при СНК. Он должен был вырабатывать общие нор- мы и план регулирования экономической жизни страны. ВСНХ согласо-
вывал и объединял деятельность центральных и местных учреждений, занимавшихся топливом, металлургией, транспортом, продовольствием , зем-
леделием, торговлей, промышленностью, финансами. Ему предоставлялось
право конфискации, реквизиции, секвестра и проведения других меропри-
ятий в области производства, распределения государственных финансов. Все существовавшие учреждения по регулированию хозяйства подчинялись
ВСНХ, которому предоставлялось право их реформирования. ВСНХ обла-
дал значительными полномочиями по руководству экономикой страны. По мере углубления процесса национализации промышленности деятель-
ность ВСНХ все больше сосредотачивалась на управлении промышлен- ностью.
В январе 1918 г. был национализирован морской и речной флот. В апреле 1918 г. национализируется внешняя торговля. Декрет СНК предос-
тавил органам городского самоуправления занимать пустующие помеще-
ния, пригодные для жилья, под квартиры для граждан, нуждающихся в жилье.
С обострением внутренней обстановки в стране и иностранной во-
енной интервенцией весной 1918 г. государство начинает проводить по-
литику «военного коммунизма».
18
Д екретом ВЦИК 9.05.1918 г. о предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий подтверждалась незыблемость хлебной монополии и твердость цен. В декрете предусматривалось, что каждый владелец хлеба обязан был «весь избыток , сверх количества, необходимого для нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления и каждой волости». Не сдавшие хлеб объявлялись врагами народа, подлежали суду с осуждением на срок не менее 10 лет тюремного заключения с конфискацией имущест- ва и изгнанию навсегда из общины.
В се организации и учреждения обязывались «безоговорочно» испол-
нять все распоряжения народного комиссара продовольствия, касающиеся продовольственных вопросов. Постановлениями Наркомпрода крестьянам устанавливались нормы душевного потребления: 12 пудов зерна, 1 пуд
крупы на год и т.д. Сверх этого хлеб считался излишком и подлежал отчуждению. Однако этот декрет не решил продовольственного вопроса в стране.
11 .01.1919 г. СНК принимает знаменитый декрет о продовольственной разверстке, согласно которому все количество хлеба и фуража, необходи- мое для удовлетворения государственных потребностей, разверстывалось между производящими хлеб губерниями. Крестьянам оставляли определен- ное количество продовольствия для питания, фураж для скотины и зерно для посева. Все остальное зерно подлежало изъятию за деньги. Не сдав- шие хлеб подвергались безвозмездному принудительному отчуждению хлеба, преданию суду, а злостно укрывающие запасы хлеба к тому же приговаривались к конфискации имущества. Эти меры дали определенные результаты. Если в 1917 – 1918 гг. было заготовлено только 30 млн. пудов хлеба, то 1918 – 1919 гг. - 110 млн. пудов, а в 1919 – 1920 гг. - 260 млн. пудов.
В период политики «военного коммунизма» идет ускоренный процесс
национализации не только крупной , но и средней и даже мелкой про- мышленности. В мае 1918 г. началась национализация предприятий сахар- ной промышленности, в июне – нефтяной. 28.06.1918 г. СНК издает декрет о национализации крупнейших предприятий горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной, др. промышленности, а т.ж. предприятий по местному благоустройству и предприятий железнодорожного транспорта. Они объявлялись собственнос- тью РСФСР. Постановлением ВСНХ все промышленные предприятия, находившиеся во владении частных лиц или обществ, имевшие число рабочих свыше 5 при механическом двигателе ил 10 без механического двигателя, объявлялись национализированными.
Р езко сужается денежное обращение в стране. Деньги исчезают во взаимоотношениях с предприятиями. Продовольственные и промышленные
товары распределялись по карточкам и бесплатно. В конце 1920 г. отме-
нялась плата за жилье, пользование электроэнергией, топливом, снабжение населения медикаментами, ширпотребом и т.д.
19
Г осударство вводило всеобщую трудовую повинность. На транспорте вводилось военное положение.
3. Формирование нового права.
О формление нового права происходило путем издания отдельных нормативных актов. В 1918 –1919 гг. была проведена некоторая системати- зация норм права. Правом издания законодательных актов обладали Все- российский съезд Советов, ВЦИК, СНК, а с 1919 г. - Президиум ВЦИК. Издавали правовые акты также центральные органы управления. Право- творческими правами были наделены и местные Советы. В выработке нормативных актов в ряде случаев принимали участие общественные организации трудящихся; профсоюзы в создании норм трудового права. На местах иногда принимались местные небольшие уголовные и процес- суальные кодексы.
З аконодательные акты назывались по-разному: обращения, воззвания, декреты, постановления, декларации. Нормативные акты РСФСР служили образцом для законодательства других республик.
Гражданское право.
В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, пред-
приятия крупной, а затем средней и даже мелкой промышленности, же- лезные дороги и т.д. В результате национализации сфера частной собст- венности граждан, основанную на личном труде, но всячески притесняло собственников, эксплуатировавших труд других. Сокращались договорные отношения. Отношения между национализированными предприятиями строились в основном на административном праве.
Д екрет ВЦИК «Об отмене наследования» отменил наследование как по закону, так и по духовному завещанию. После смерти владельца иму-
щество, ему принадлежащее, как движимое, так и недвижимое, станови-
лось государственным достоянием РСФСР. Нуждавшиеся и нетрудоспо- собные родственники умершего впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении. Имущество не превышавшее 10 тыс. руб., пере-
ходило пережившему супругу или ближайшим родственникам независимо
от их трудоспособности и нуждаемости.
Д арение и всякое иное безвозмездное предоставление, передача, пере- уступка и т.п. имущества на сумму свыше 10 тыс. руб. признавались не- действительными. Пожертвование допускались без ограничения суммы, но на сумму, превышающую 10 000 руб., требовалось разрешение СНК.
Н есколько декретов в 1918 – 1919 гг. были посвящены авторскому и изобретательскому праву. Государство предоставлялось право на национа-
лизацию авторских произведений. Нельзя было передавать авторские пра-
ва по наследству. Изобретателям выдавались авторские свидетельства на
изобретение.
20
Семейное право.
С емейное право стало формироваться как самостоятельная отрасль права, а в прежних системах права семейно-брачные отношения являлись
предметом регулирования гражданского права.
В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК принимают 2 декрета: «О граждан- ском браке, о детях и ведении книг актов состояния»» и «О расторже- нии брака». В декретах содержались важные, новые нормы о браке, се-
мье, взаимоотношениях супругов, родителей и детей и т.д. Государство впредь признавало лишь гражданские браки. Церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, не имела значения принадлежность к сословию, расе , религии. Возраст для вступления в брак был установлен следующий : для мужчин – 18 лет, для женщин – 16 лет. Устанавливалась моногамная форма брака. Внебрачные дети уравни-
вались с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям. Отцом и матерью ребенка записыва- лись лица, подавшие об этом заявление. Допускался судебный порядок установление отцовства. Акт о смерти лица составлялся органами загса по месту события.
У станавливается свободный развод по желанию одного из супругов или обоих. Этот вопрос рассматривался судом, но если было обоюдное согласие, развод мог быть оформлен и загсом. Если были дети, то суд
решал, у кого остаются несовершеннолетние дети.
В декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» было четко зафиксировано, что акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей браков и рождений.
16. 09. 1918 г. ВЦИК принимает «Кодекс законов об актах гражданско- го состояния, брачном, семейном, и опекунском праве. Это был первый кодекс в истории советского права. В нем появилось важное положе- ние о том, что церковные и религиозные браки заключенные до 20 декабря, имели силу зарегистрированных браков. Подробно регламентиро- вались права и обязанности супругов. Брак не создавал общности иму- щества супругов. Супруги могли вступать между собой во все дозволен- ные законом имущество - договорные отношения. Нуждавшийся супруг имел право на содержание от другого супруга, если последний был в состоянии оказать ему поддержку. Забеременевшая и не состоявшая в браке женщина не позднее 3 месяцев до родов ребенка подавала заяв- ление в местный отдел записи актов гражданского состояния по месту
жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца. В 2-х недельный срок, лицо указанное в заявлении отцом, мог возбудить
судебный спор против матери о неправильности ее заявления. Суд,
21
признавший лицо отцом , определял т.ж. его участие в расходах, связан- ные с расходами на ребенка.
В кодексе было записано, что родительские права осуществляются ис- ключительно в интересах детей, и если этого не делалось, суд может лишить родителей этих прав. Родители обязаны заботиться о несовер- шеннолетних детях, а дети , должны содержать нетрудоспособных и нуж- дающихся родителей, если они не получали содержания от государства. Кодекс не допускал усыновления. Над несовершеннолетними и больными устанавливалась опека.
Трудовое право.
Ф ормируется как самостоятельная отрасль новой системы права. Та-
кой отрасти права не было в прежних системах права.
П ервым нормативным актом нового государства о труде было поста- новление советского правительства «О восьмичасовом рабочем дне, про- должительности и распределении рабочего времени». Это постановление распространялось на всех лиц, занятых работой по найму. Рабочее вре- мя в течение недели не должно было превышать 46 часов. Не позднее 6 ч. после начала работы должен быть установлен перерыв для отдыха и принятия пищи продолжительностью не менее 1 ч. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 16 лет. Не допускались к работе по найму лиц, не достигшие 14 лет. Рабочее время лиц, не достигших 18 лет, не должно было превышать 6 ч. При односменной дневной работе наименьшая продолжительность воскресного и праздничного отдыха оп- ределялась в 42 часа. При работах в особо вредных производствах ра- бочее время подлежало сокращению. К подземным работам женщины и подростки до 18 лет не допускались. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере, но женщины и подростки до 18 л. к ним не допус- кались.
«Д екларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», ввела всеобщую трудовую повинность, в целях уничтожения паразитических слоев общества. Декларация эта вошла в Конституцию РСФСР 1918 г.
Конституция признавала труд обязанностью всех граждан республики и провозглашала лозунг: «Не трудящийся да не ест».
В водилось страхование по болезни. В стране была безработица. Для решения этой проблемы создавались биржи труда. Безработным государ-
ство оказывало помощь. Постановлением СНК от 14.06.1918 г. вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим, проработав-
шим на государственном или частном предприятии не менее 6 мес.
В декабре 1918 г. принимается Кодекс законов о труде ( КЗоТ ). В него вошли принципиальные положения ранее изданных законов о труде.
Кодекс содержал 137 статей, которые составляли 9 разделов:
* о трудовой повинности, * право на применение труда,
* порядок предоставления труда, * о предварительном испытании,
22
* о переводе и увольнении трудящихся, * о вознаграждении за труд,
* о рабочем времени, * об охране труда,
* об обеспечении надлежащей производительности труда.
Кроме этого было 5 приложений:
* правила о порядке установления нетрудоспособности,
* о выдаче пособий трудящимся во время их болезни,
* о безработных и выдаче им пособий,
* о трудовых книжках;
* о еженедельном отдыхе и праздничных днях.
К ЗоТ действовал как на государственных, так и на частных пред-
приятиях. Подтверждалась всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 50 лет. Кодекс уделил большое внимание профсоюзам, им предос-
тавлялись значительные полномочия в регулировании оплаты труда, най- ма и увольнения и т.д. Кодекс заменял социальное страхование социаль- ным обеспечением из фондов государства. Однако в чрезвычайных усло- виях гражданской войны и иностранной военной интервенции многие по- ложения КЗоТ не смогли быть реализованы.
Уголовное право.
П ервое время новая власть издавала отдельные нормативные акты, имевшие отношение к уголовному праву. К апрелю 1918 г. было приня- то 17 специальных уголовно – правовых декретов и 15 актов об отдель- ных преступлениях, к концу июля 1918 г. их было соответственно 40 и 69. Большое внимание государство уделяло борьбе с контрреволюционны- ми преступлениями.
П ервым специальным нормативным актом нового государства в об-
ласти уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Со- ветов «Об отмене смертной казни», согласно которому «восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменялась». До 16.06.1918 г. смер- тную казнь как меру не применяли.
И нструкция НКЮ революционным трибуналом от 19.12.1917 г. кон- кретизировала положение Декрета о суде №1 о подсудности революцион- ных трибуналов, согласно которому им подлежали дела о лицах, органи- зующих восстания против власти рабоче – крестьянского правительства, ак- тивное противодействие правительству, неподчинение ему, саботаж, прекра- щение и сокращение выпуска предметов массового потребления, скупку, сокрытие, порчу и т.д.; нарушение декретов, приказов, обязательных пос- тановлений и др. опубликованных распоряжений правительства, если в них предусмотрено предание за нарушение их суду революционного три- бунала; злоупотребление властью. Это была первая попытка дать нормы Особенной части уголовного права в отношении дел, подсудных трибу- налам. Инструкция давала перечень мер наказания применяемых револю- ционными трибуналами: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики, объявление общественного порицания, объявление виновного врагом наро-
23
да, лишение виновного всех или некоторых политических прав, секвестр или конфискация (частичная или общая ) имущества, присуждение к обяза- тельным общественным работам.
С озданные революционные трибуналы печати применяли следующие наказания: денежный штраф, выражение общественного порицания, о кото- ром привлеченное произведение печати доводит до всеобщего сведения способами, указанными трибуналом, опровержение ложных сведений, вре-
менная или навсегда приостановка издания или изъятие его из обраще- ния, конфискация в общенародную собственность типографий или иму- щества издания печати, лишение свободы, удаление из пределов столиц, отдельных местностей и пределов Российской Республики.
В связи с обострением обстановки в стране 16.06.1918 г. было опуб-
ликовано постановление НКЮ, наделившее революционные трибуналы правом применения высшей меры наказания.
В 1919 г. НКЮ подготовил важный документ по общей части уго- ловного права, обобщивший законодательство, а т.ж. судебную практику общих судов и революционных трибуналов. «Руководящие начала по уго- ловному праву РСФСР» были изданы в качестве постановления НКЮ. «Руководящие начала…» включали введение и 8 разделов:
* об уголовном праве, * об уголовном правосудии,
* о преступлении и наказании, * о стадиях осуществления преступ-
ления,
* об условном осуждении , * о соучастии, * о видах наказания,
* о пространстве действий уголовного права.
Во введении дана оценка классовой сущности буржуазного права, кото-
рое, как и буржуазный аппарат, подлежало слому. Уголовное право имело своим содержанием правовые нормы, которыми система общест -
венных отношений данного классового общества охраняется от нарушения (преступления) посредством репрессии (наказания). Содержалось важное по- ложение о том, что советское правосудие осуществляется народными су- дами и революционными трибуналами. Преступление определялось как нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посред- ством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общест- венных отношений от нарушителей последнего (преступников). Задача на- казания раскрывалась как охрана общественного порядка от совершивше- го преступление или покушавшегося на совершение такового и от бу- дущих возможных преступлений , как данного лица, так и др. лиц, т.е. как задача общего предупреждения. При определении меры наказания суд должен был оценивать степень и характер опасности для общества как самого преступника, так и совершенного им деяния. Перечислялись обсто- ятельства, которые должны были учитываться судом при определении меры наказания.
У головная ответственность наступала с 14 лет. Содержалось положе- ние о необходимой обороне. Не подлежали суду и наказанию лица, со-
24
вершившие деяние в состоянии душевной болезни. В специальном разде- ле давались примерные виды наказаний: внушение, выражение обществен- ного порицания, принуждения, принуждение к действию и т.д. Расстрел являлся исключительной мерой наказания. Народные суда не применяли смертной казни, ее могли применять лишь революционные трибуналы.
П редусматривалось условное осуждение к совершившим преступление впервые и притом при исключительно тяжелом стечении обстоятельств его жизни, когда опасность осужденного для общежития не требует его изоляции.
У головное право РСФСР действовало на всем пространстве респуб- лики в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших на ее территории преступления, а т.д. в отношении граждан РСФСР и инос- транцев, совершивших преступления на территории другого государства, но уклонившись от суда и наказания в месте совершения преступления и находящихся в пределах РСФСР.
4. Конституция РСФСР 1918 г.
Д о принятия Конституции РСФСР 1918 г. советское государство из- дает целый ряд актов, имевших конституционное значение. II Всероссий- ский съезд Советов провозгласил переход всей власти в руки Советов как в центре, так и на местах. Устанавливался принцип единовластия и полновластия Советов, закрепленный затем в Конституции. Этот съезд принял т.ж. декреты «О мире», «О земле», основные положения которых
впоследствии вошли в Конституцию. 2.12.1917 г. была опубликована «Декларация прав народов России», законодательно закрепившая нацио- нальную политику Советской власти. Принимается Декрет о рабочем кон-
троле. 1.12.1917 г. создается ВСНХ. Декретом от 14.12.1917 г. национализиро- вались банки. По декрету от 15.01.1918 г. создавалась Красная Армия.
Д ля укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка, законности в стране, успешной реализации социалистических идей необходимо было создание основного закона - Конституции.
В первые шаги по созданию первой Конституции были осуществлены
III Всероссийским съездом Советов, поручившим ВЦИК разработать ос
новные положения Конституции РСФСР, но поручение не было выполне- но т.к. произошло резкое обострение международной обстановки.
IV Всероссийский съезд Советов решил этот вопрос , ратифицировав Брестский мирный договор.
III Всероссийский съезд Советов принял акты имевшие непосредст- венное значение для выработки впоследствии проекта Конституции. Это:
-- «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
-- « О федеральных учреждениях Российской Республики».
После заключения Брестского мира появилась возможность практически приступить к созданию проекта Конституции. 30.03.1918 г. ЦК РПК (б)
25
принял решение о создании комиссии для разработки Конституции. Про-
ведение в жизнь этого решения было поручено Я.М.Свердлову. Уже 1.01.1918 г. стала создаваться конституционная комиссия. В комиссию вошли пропорционально их составу во ВЦИК представители следующих
партий: от большевиков – Я.М.Свердлов, М.Н.Покровский, И.В.Сталин, от
фракции левых эсеров – Д.А.Магеровский и А.А.Шрейдер, от эсеров – макси-
малистов – А.И.Бедерников. с совещательным голосом. В комиссию вошли т.ж. представители следующих наркоматов: по делам национальностей, финансов, по военным делам, юстиции, внутренних дел и ВСНХ. Комис- сию возглавил Я.М.Свердлов. Материалы комиссии публиковались в “Из-
вестиях ВЦИК”, на страницах которых велось обсуждение проектов раз- делов Конституции.
10. 07.1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. 19.07.1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция
РСФСР вступила в действие.
К онституция РСФСР 1918 г. состояла из 6 разделов:
1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Со- циалистической Республики;
3. Конструкция Советской власти;
4. Активное и пассивное избирательное право;
5. Бюджетное право;
6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики.
К онституция закрепила политическую основу – Советы рабочих, солдат-
ских и крестьянских депутатов; диктатуру пролетариата в форме Респуб-
лики Советов ( ст 1 , 9). В ней нашли отражения важнейшие мероприятия советского государства в области экономики: национализация земли , бан-
ков, лесов, недр, вод; введение рабочего контроля и ВСНХ как первых шагов к национализации фабрик, заводов, рудников, транспорта; аннулиро- вание внешних займов, заключенных до революции ( ст. 3 ). Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР ( ст.11 ).
Р аздел третий «Конструкция Советской власти» посвящен организа- ции и деятельности центральных и местных органов власти и управле- ния. В основу построения и деятельности советского государственного аппарата был положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов, а в пе- риод между съездами - ВЦИК. ВЦИК образовывал Совет народных комис- саров для общего управления страной. Конституция определила компетен- цию этих органов, они наделялись законодательными полномочиями.
Н а местах власть принадлежала областным, губернским, уездным, во-
лостным съездам Советов; городским и сельским Советам, которые избирали исполнительные комитеты.
26
К онституция провозгласила новую, классовую , пролетарскую демок-
ратию, демократию только для трудящихся. Трудящимся предоставлялись следующие политические права: избирать и быть избранными в органы Советской власти; свобода слова, собраний, митингов, шествий, свобода союзов. Ставилась задача предоставить трудящимся «полное, всестороннее и бесплатное образование» (ст. 17 ). Признавались равные права «за граж-данами независимо от их расовой и национальной принадлежности» ( ст. 22 ). Конституция предоставляла право политического убежища всем иностранцам, подвергавшимся преследованиям за политические и религи-озные преступления. ( ст. 21 ). В целях обеспечения за трудящимися дей- ствительной свободы совести церковь отделялась от государства и шко- ла от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавались за всеми гражданами. Конституция записала лишь те права, осуществление которых гарантировалось в тех условиях. Поэтому в ней нет права на труд, отдых, образование и др.
П олитические права предоставлялись лишь трудящимся. Эксплуата-
торские элементы были лишены политических прав, в т.ч. и избиратель- ных прав. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обста- новкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбы в стране.
К онституция закрепила не только права, но и обязанности , признав
труд обязанностью всех граждан и провозгласив лозунг: «Не трудящийся да не ест». Обязанностью всех граждан являлась защита социалистичес-
кого Отечества. Причем почетное право защищать революцию с оружи-
ем в руках предоставлялось только трудящимся; на нетрудовые же эле-
менты возлагалось отправление иных военных обязанностей.
Р абочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить руководящую роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР.
В ыборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских , были многостепенные , непрямые. Правом избирать и быть избранными в Сове-
ты пользовались трудящиеся , достигшие ко дню выборов 18 лет, незави- симо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п. Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отзы- вать избранного депутата.
К онституция наметила задачи на переходный период от капитализ- ма к социализму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспо- щадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма (ст. 3 ).
К онституция послужила в известной степени базой для последующе- го законодательства. Она оказала большое влияния на формирование кон- ституций других советских республик.
27
Г о с у д а р с т в е н н а я а к а д е м и я с ф е р ы б ы т а и у с л у г.
М е ж р е г и о н а л ь н ы й и н с т и т у т э к о н о м и к о – п р а в о в о г о о б е с п е ч е н и я с е р в и с а.
История государства и права России.
Тема № 20:
Возникновение основ советского права.
Конституция 1918 года.
Студентки субботней группы
Преподаватель: Чистяков Н.М.
План работы:
Создание советского государства и права………………3
1. Слом буржуазного и создание нового государственного аппарата….3
Местные органы власти и управления……………………………………….14
Учредительное собрание……………………………………………………………15
2. Деятельность советского государства в области экономики…………16
3. Формирование нового права……………………………………………..…20
Гражданское право………………………………………………………………….20
Семейное право………………………………………………………………………..21
Трудовое право…………………………………………………………………………22
Уголовное право……………………………………………………………………….23
4. Конституция РСФСР 1918 года……………………………………………..25
………………………………………………………………………………
Список использованной литературы:
«История государства и права России». Исаев. Изд. «Юристъ». 1997 г.
«История государства и права России». Под ред. Титова. Изд. «Проспект». 1998 г.
«Как сдать экзамен по истории государства и права России». И.В.Иванцова. Изд. «Феникс». 1999 г.
«Пособие по истории России». Изд. «ИНФРА-М». 1997г.
«Основы права». Под ред. Д.П. Котова. Изд. «Центр». 1998 г.
«Краткая история СССР». Синельников А.Г. Том II 1997 г.