Возникновение, природа и сущность философии
СОДЕРЖАНИЕ: Философия и мировоззрение. Предфилософские формы мышления и познания мира. Мифология и мифомышление. Мудрость и мудрствование. Возникновение философии. Предмет философии, специфика философского знания. Функции философии.Мировоззрение и философия. Их взаимосвязь и различие.
1. В переводе с греческого термин философия означает любовь к мудрости (от filio – люблю; sofia – мудрость). Часто ее называют любомудрие. Почему же возникает необходимость обращаться к мудрости? Да еще и любить ее? Под мудростью обычно понимают умение человека на основе знания, почерпнутого из жизненного опыта, вскрывать глубинные причины бытия мира и человека. Поэтому каждый из нас может стать мудрецом, но не каждый им становится, даже если есть длительный и богатый жизненный опыт. Значит для мудрости и мудрствования необходимо кроме опыта еще и умение анализировать и объяснять суть тех процессов и тех оснований, в которые мы в процессе жизни погружены, но скрыты от нашего непосредственного восприятия. В силу ограниченности жизненного опыта человек обращается уже к иному способу и принципу объяснения мира – к философии и философствованию. Можно констатировать, что мудрость, мудрствование и философия, философствование не совпадают по содержанию и отличаются друг от друга, хотя близки в одном – они пытаются объяснить, что такое мир и как он существует. Когда же возникает философия как особый способ объяснения и понимания мира? По установившейся традиции (по крайней мере европейской) философия возникла в V – VI веке до н.э. Но и до возникновения философии существовали различные способы и методы описания, объяснения и понимания окружающего нас мира. Уже на самой ранней ступени образования и формирования человеческого общества и человеческой истории, первобытно-общинной, когда человек и человечество только выделялись из природы, возникла практическая проблема и задача – описать мир, в котором существуют люди. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей. Но необходимо также было и объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Почему они действуют именно так, а не иначе, и действуют постоянно? Наконец, необходимо было понять этот мир, описанный и объясненный. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого можно использовать их свойства и качества в сугубо человеческих целях, для организации своей жизни. Таким образом, человечество всегда решает три важнейшие задачи – описания, объяснения и понимания мира, поскольку оно вступает в отношение с этим миром. А на основе этого и рассуждает, размышляет о мире и о самом себе.
Исторически первой формой описания, объяснения и понимания мира (миропонимания) была мифология и мифомышление. Мифология (от греч. – миф – сказание, легенда, логос – слово, учение) есть образное, наглядно предметное, непосредственно чувственное описание, объяснение и понимание мира.
Отметим кратко некоторые ее особенности и черты.
Во-первых, носителем мифологии и мифомышленя являлись социальные коллективы и общности (род, племя). Вот почему многообразие мифов, хотя сюжеты практически одни и те же.
Во-вторых, в мифах и мифологии превалировало отождествление человека и мира, рода и племени с окружающим миром и природой, а не различие.
В-третьих, для мифологии и мифомышления характерно образное, наглядное, непосредственно чувственное и фантастическое описание, объяснение и понимание мира. Фантастическое в данном случае понимается как приписывание реальным предметам и явлениям; их свойствам сверхъестественное происхождение. Как бы отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось вымыслом и фантазией, воображением. Реальным свойствам придавали магический характер, свойства чуда, волшебства.
В-четвертых, сказания, предания, обретая словесную форму бытия, закреплялись в традициях и обычаях, которым необходимо было следовать и обязательно соблюдать, поскольку в них закреплялся коллективный опыт.
В-пятых, для мифологии и мифомышления мир существует как вечно постоянное и неизменное, в котором отсутствует понятие времени: прошлого, настоящего и будущего. Мир предстает и понимается как вечно один и тот же, как повторение одного и того же.
В-шестых, можно сказать, что мифология и мифомышление это формы мышления, в котором фиксируется тотальная зависимость людей от окружающего мира.
В-седьмых, мифология и мифомышление это нерациональная форма объяснения и понимания мира.
И все же следует отметить, что мифология и мифомышление отражали реальные процессы жизни в фантастической форме, но более доступные конкретно-предметному пониманию. Вот почему мифология и мифомышление никогда не исчезнут из бытия человеческой истории.
Второй, исторически более поздней формой и способом описания объяснения и понимания мира стала мудрость и мудрствование, о чем мы уже упоминали. Она возникает в определенных социально-исторических условиях. Во-первых, когда уже наличествовало разделение труда, когда умственный труд отделяется от физического и приобретает особую значимость и ценность. Во-вторых, экономическое разделение труда и появление социально-неоднородного общества, классов обусловило возрастание значения отдельной личности. Как бы человек научался отличать себя от других, себя от общества, себя от мира. Поэтому и появляется возможность иного способа понимания, да и познания мира, получения знания о мире. Хотя мифология еще тяготела над людьми, но она не единственная форма познания и понимания мира. Все отчетливее проявляется отделение субъекта и объекта познания. Каковы же основные черты мудрости и мудрствования?
Следует отметить, что они есть уже формы индивидуального мышления, а не коллективного. Источником знания, его предпосылкой и основанием является жизненный опыт отдельного человека, обладающего исключительными умственными способностями. Во-вторых, мудрец пытается уже более рационально, то есть на основе понятий, а не только образов, объяснить мир и понять его так, как он существует на самом деле, а не в воображении и фантазии. И апеллирует уже к фактам своего индивидуального жизненного опыта. Он уже сознательно пытается поставить и ответить на такие вопросы как, что является основой и сущностью бытия мира, един ли мир и что является основой его единства, вечен ли мир и т.д. Он уже на основе жизненного опыта и понятийного мышления объясняет в обобщенной форме первопричины бытия мира. Мудрствование было первой формой рационального, а не фантастического и сверхъестественного понимания мира.
И все же мудрец, а их, как правило, не бывает много, апеллировал к своему жизненному опыту как проверке подлинности своего знания о мире. И в этом плане мудрствование еще не вполне свободное мышление, поскольку оно зависело от богатства индивидуального длительного опыта жизни. Вот почему мудрецом нельзя стать в 20 лет, хотя и в 20 лет можно быть умным. Поэтому мудрец обладал исключительным авторитетом, поскольку в обычном представлении людей мудрец знает обо всем и видит то, что не видят другие. Более того, мудрец выполнял и социально-важную роль – он вырабатывал рекомендации и давал советы как подлинно правильно надо жить и действовать, чтобы избегать ошибок и оформлял эти рекомендации в афористически сжатую форму, не вызывающую ни у кого сомнения. Правда, мудрец нередко апеллировали к мифу, как аргументу и доказательству, доступного для немудрецов и непросвещенных. Но он стремится уже апеллировать и к разуму, к здравому смыслу как доказательству. Мудрствование уже не мифологизированный, но и еще не вполне рациональный тип объяснения мира. Оно ограничено, поскольку любой жизненный опыт ограничен сам по себе. Но мудрец уже был властителем умов, а не только Бог. Мудрость и мудрствование и явились непосредственной интеллектуальной предпосылкой собственного рационального описания, объяснения и понимания мира – философии и философствования.
2. В отличие от мифологии и мудрствования философия имеет строго определенный предмет познания, т.е. ту область объективной реальности, которая подвергается специальному исследованию и осмыслению посредством особых, специальных понятий. Поэтому философия в отличие от мифологии и мудрствования не претендует все в мире объяснить. Тогда что? Философия решает ряд проблем и изучает особую область объективного мира. Прежде всего: что является основанием и основой бытия мира? Т.е., онтологические проблемы бытия мира (онтология – учение об основах бытия мира). Вместе с этим возникает проблема единства мира: Почему и каким образом проявляется единство мира? И, наконец, существуют ли, и если да, то как они действуют, универсальные, всеобщие законы бытия мира, его единства и развития. Наконец, философия рассматривает и решает эти проблемы через призму бытия человека, особенности его природы и сущности, которая неотделима от объективного мира. Поэтому философия естественным образом вынуждена рассматривать и проблемы взаимоотношений человека и мира, их единство и различие. Мы можем на основе вышесказанного более четко определить предмет философии. Им являются наиболее общие и всеобщие законы бытия и развития мира и человека, их противоречивого единства. Поэтому ясно, что философия призвана решать не все, а определенные задачи.
Особый предмет познания требует и особого типа мышления и особого языка как инструмента выражения мысли. Философ и философствование уже не могут апеллировать только к своему жизненному опыту. Поэтому философия и философствование как описание, объяснение и понимание мира формируются по мере возникновения и развития абстрактно-логического языка, выраженного в системе абстрактных, наиболее общих понятий, которые бы перекрывали узость жизненного опыта человека. Специфика философского языка и позволяет схватить и единство мира в его многообразии и рационально, то есть более достоверно, его описать, объяснить и понять. В этом заключается особая природа и сущность философии и философского знания. Вот почему она возникает значительно позднее мифологии и мудрствования, когда в обществе возникают социально-экономические условия: социальные – отделение умственного труда от физического. Умственный труд становится специализированной деятельностью, а это возможно было с появлением классов. Появляется развитая культура, как форма воспроизводства человеческого рода. Высокого уровня достигает искусство и т.д.
Следует отметить еще одну особенность философии – она гуманистична по своей природе и назначению, то есть, призвана осмысливать пути совершенного развития человеческого рода и его сохранения как такового. Вкратце отметим те функции философии, которые вытекают из ее природы и сущности:
Познавательная, еще ее называют гносеологическая, функция философии. (Гносеология означает – теория, путь познания). Причем это рациональная система познания, использующая обобщенные, универсальные понятия. В этом плане философия сближается часто научными знаниями. Но и отличается, поскольку она раскрывает законы единства мира в его многомерности.
Методологическая функция философии, которая выражается в выработке наиболее общих принципов рационального объяснения и понимания мира как универсума, который фрагментарно изучается частными естественными и общественными науками.
Ценностно-ориентационная функция, которая заключается в том, что философия вырабатывает наиболее общие принципы понимания и формирования сущности мира ценностей, посредством которых человек и человечество и определяют содержание своей жизни и направленность ее изменения: выработка смыслов, значений и целей человеческого бытия как такового.
Функция самопознания и самосознания человеком своей индивидуальной и социальной природы и сущности. Осознание и понимания себя как личности в рациональной форме. Осознание себя как универсума. Эта функция (еще называют ее рефлексией) философии незаменима никакими другими формами познавательной деятельности. (Ни наукой, ни искусством, ни религией).
Мировоззренческая функция философии.
О которой мы скажем подробнее, поскольку возникает практически значимая проблема взаимосвязи мировоззрения и философии.
Под мировоззрением мы понимаем целостную систему взглядов на мир, с которым человек неизбежно вступает в отношения и в котором он только и может реализовать себя и свою жизнь. В этом плане мировоззрение выступает практически-теоретической моделью бытия человека в мире. Поэтому оно всегда шире, чем наука и даже чем философия. Но исходным основанием формирования мировоззрения людей всегда выступает знание о мире и его свойствах.
Поэтому первым элементом мировоззрения как системы является знание. На основе этого мы можем выделить различные типы мировоззрения в зависимости от типа знания, доминирующего в мировоззрении. Типы мировоззрения:
1) научное и ненаучное (обыденное); 2) эмпирическое и теоретическое, которые обладают различными возможностями и ограничениями (подумайте сами и приведите примеры).
Вторым элементом мировоззрения выступают идеалы людей. Под идеалом в данном случае мы будем понимать представления людей о совершенном и желаемом проявлении себя в мире, разрешающее противоречивость реального бытия человека. Идеал есть стремление человека и к свободе, и к счастью, преодолевающего несовершенные стороны жизни. А.М. Горький как-то заметил: Когда Бог лишил человека возможности ходить на четвереньках, он дал ему вместо посоха идеал. Идеалы можно разделить на типы: светские и религиозные, архаические и современные, исторические типы (прошлого, настоящего, будущего) и т.д.
Третьим элементом мировоззрения являются ценности. Под ценностью в данном случае мы будем понимать реально-существующие предметы материального и идеально-духовного порядка, отвечающих интересам потребностям людей, их идеалам и позволяющим определять и формировать реальное содержание своей человеческой сущности. Посредством ценностей человек в реальности становится таким, какие ценности он исповедует. (Нравственные, религиозные, эстетические, утилитарные, национальные, общечеловеческие и т.д.). Ориентируясь на определение ценности человек создает реальную модель поведения и действия, оценивает значимость мира, общества и людей для себя. В этом универсальная значимость ценностей для человека и общества.
Четвертым элементом мировоззрения являются убеждения, аккумулирующие, синтезирующие в себе вышеперечисленные элементы. Убеждения позволяют человеку сознательно относится к миру в целом и противостоять внешним отрицательным воздействиям, формировать определенность своей жизненной позиции и отстаивает ее с точки зрения своей убежденности в истинности своей позиции. Вот почему право на убеждение – неотъемлемый признак свободомыслия.
Пятым элементом мировоззрения являются нормы и принципы, аккумулирующие в себе все предшествующие составляющие мировоззрения. Они придают мировоззрению устойчивость. Благодаря им мировоззрение и выступает регулятивно-регламентирующей моделью практического действия человека.
Типология мировоззрения определяется и по своему носителю: По этому основанию можно выделить следующие типы мировоззрения:
1) индивидуально-личностное; 2) социально-групповое (общества, этноса, человечества, социальных групп и классов); 3)мировоззрение определенной эпохи (например, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.).
Между философией и мировоззрением существуют сложные и противоречивые, но объективно-неизбежные отношения и взаимодействия.
Мировоззрение, как мы уже указали, является целостной системой, в которой все элементы взаимосвязаны. Достаточно выпасть одному из элементов, как вся система мировоззрения рассыпается. Но в тоже время в мировоззрении может доминировать какой-либо элемент. Но в целом они взаимодополняют, а не исключают друг друга. Но что придает устойчивость мировоззрению? Эту роль и выполняет философия по отношению к мировоззрению. Философия придает мировоззрению целостный, системный и устойчивый характер, поскольку она вскрывает фундаментальные причины и основания единства бытия мира и человека. Наконец, философия выполняет организующую роль в отношении мировоззрения. Усиливает его прогностические возможности и критически-содержательного, рационально-разумного оценивания реальных исторических процессов в общественной жизни. Поэтому философия является ядром любого типа мировоззрения. И эта роль философии в современную эпоху, да и в будущем, все более возрастает. В этом и заключается пусть опосредованное, но все же практическое значение философии для бытия человека и человечества.