Вредное влияние телевидения

СОДЕРЖАНИЕ: Влияние телевидения на детей как важная социологическая проблема. Дети - самая уязвимая для гипнотического воздействия группа из-за незащищенности их психики самосознанием. Первая и вторая стадии гипноза.

Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы является влияние его на детей. По мнению доктора психологических наук В.И.Лебедева, именно дети оказываются самой уязвимой для гипнотического воздействия группой, ввиду незащищенности их психики самосознанием. Если раньше воспитанием личности занимались родители или ближайшие родственники, то сейчас, эти функции взял на себя телевизор. В отличие от родителей, телевизор никогда не отстраняется от юных зрителей, удовлетворяет их духовные потребности и наставляет их в жизни.

Хотелось бы отметить, что дети, из-за отсутствия у них полного сознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным.

Итак, рассмотрев некоторые факторы внутреннего душевного состояния, благоприятствующие внушению человека, а также специальные методы усиленного гипнотического воздействия на психику, мы делаем вывод словами психотерапевта А М.Кашпировского что, благодаря телевизионному воспроизведению, внушаемость с экрана многократно увеличивается [9].

Теперь рассмотрим процесс внушения, осуществляемый путем словесного воздействия на человека.

В зависимости от склада и состояния нервной системы, внушение происходит либо в первой стадии гипноза, для которой характерно ощущение покоя, расслабление мышц, сохранение связи с окружающими и способность противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокой, для которой характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость внушению. Основой внушения в гипнотическом состоянии является возможность поддерживать связь телевизора с человеком и высокую концентрацию внимания на экране и телевизионном сообщении. Это звуковое воздействие, как правило, не прерывает гипнотического состояния и влияет на психику зрителя в соответствии с содержанием сообщения.

Характер словесного внушения зависит от психического состояния, особенностей личности, а также цели, которую утверждают внушением. Подобную аналогию можно провести и по отношению к многочисленной аудитории. Чем специфичней, жестче аудитория, - пишет Кашпировский, - тем продуманнее, совершеннее должны быть методы ведения словесного воздействия. Собрав, огромнейший опыт в телевизионном внушении, он указывает, что для изменения поведения человека или общества необходимо изменить установку либо передачу [9].

Зная силу телевизионного внушения, он также говорил и о методе внушения при работе с массами: Создавая определенные установки, мы ориентируем общество на какие-то моральные поступки [9]. Телевнушение - средство манипулирования общественным сознанием, - отмечает кандидат медицинских наук Ю.Савенко и продолжает: Оно еще и средство телеманипулирования общественным мнением. Достаточно вспомнить, как отреагировала миллионная аудитория на кончину телелюбимца В.Листьева. Страна погрузилась в глубокий траур, которого не было, когда в Грозном гибли сотни военных, молодых ребят. Таким образом, с помощью телевидения огромные массы населения и отдельные личности можно заставить совершать определенные действия.

Однако вернемся к установке. У людей, - говорит Кашпировский, - она срабатывала безотказно. Главное - все поверили в силу воздействия телеэкрана. Поверили, и теперь этим нужно пользоваться [9].

Плодами использования телевнушения является сознательное разложение и порабощение личности и общества во всем мире.

Сидящий перед экраном человек приводится, как мы уже выяснили, в гипнотическое состояние, следовательно, - пишет психолог А.Мори, - он находится во власти того, кто производит впечатление на его чувства или воображение. Экспериментаторы утверждают, что можно не только напомнить ему некоторые мысли, но и навести его на те, какие имеешь сам, и насиловать таким образом его волю. Чувства в этом состоянии делаются до такой степени пассивными или впечатлительными, разум до такой степени утрачивает реактивную силу, что достаточно сообщить внушаемому мысль или вызвать в нем ощущение, ее порождающее, чтобы он воспринял ее, не замечая, что она пришла к нему извне: он смотрит на нее, как на свою собственную, он верит во все, что говорят ему, он ощущает все, что ему напоминают [10].

Вспомнив один из факторов усиления внушения - гипервнушаемость от частых гипнотических сеансов, а также приняв в расчет то, что люди смотрят телевизор каждый день и, следовательно, то, что они подвергаются ежедневному телевизионному внушению, можно прийти к важному заключению, высказанному руководителем лаборатории творческого анализа В.Райковым: Снарастанием внушаемости у пациента происходит качественный скачок в его восприимчивости. Даже обычное внушение, проведенное в это время гипнологом (а в нашем случае - телевизором), дает сильнодействующий эффект. Человек как бы автоматически выходит на сверхреактивный уровень управления. Являясь игрушкой посторонней воли, человек испытывает расстройство нервной системы, ослабление внимания и воли, что открывает свободный ход самопроизвольным, навязанным идеям.

Итак, мы выяснили силу и методы телевизионного внушения, с помощью которого производится манипулирование как отдельным человеком, так и обществом в целом. Конечно, этими знаниями обладают вдохновляемые диаволом мировые организации, готовящие воцарение антихриста.

Но может возникнуть возражение, что есть такие личности, которые не поддаются телегипнозу. Согласен, что именно телевизионному внушению вследствие различного строения и состояния душ подвергаются в основном слабосильные, слабовольные и мягкие сердцем. Это отмечал В.М.Бехтерев в своих исследованиях, однако невольное внушение при естественном общении одного субъекта с другим происходит незаметно для лица, на которое оно действует, а потому обыкновенно и не вызывает с его стороны никакого сопротивления. Оно действует медленно, но достаточно верно, т.е., делая вывод из слов Бехтерева, любой человек с сильной волей, умом и психикой безсознательно подвергается внушению через ту массу людей, которая поддалась воздействию телегипноза.

В итоге мы видим, что вся масса народа слепо подвергается внушению. Сеансы психотерапии Каш-пировского проводились по официальному первому телевизионному каналу с определенной целью, которую ясно выразил кандидат медицинских наук Ю.Савенко: Вызываемый эффект-индикатор уровня иррациональности общества, а точнее сказать, мистичности общественного сознания, что отражает меру его кризиса. Категорически хотел бы подчеркнуть, что телесеансы не имеют отношения к психотерапии. Это - один из примеров массового внушения. Важной и отличительной чертой массового внушения является то, что оно проводится, по словам Кашпировского, многопланово, многонаправленно и универсально, способно осуществлять внутренний контроль над большими массами населения [9].

Перефразируя положения В.Райкова, мы узнаем, что по своим возможностям и задачам телевидение призвано по-новому организовать психические функции личности и ввести целое общество в состояние нового видения мира.

Различают следующие виды такого массового внушения:

1. Успокаивающее воздействие, направленное на успокоение, ослабление болезненных ощущений или смягчение эмоциональной реакции на болезнь (с целью успокоения общества телевидением умышленно скрывается статистика самоубийств, абортов, криминальных преступлений; смягчается катастрофическое состояние экономики, экологии и духовной нравственности народа).

2. Коррелирующее воздействие, призванное выработать определенное отношение к кризисам общества и ослабить негативную значимость причин кризиса. Слепая беспорядочная масса (под влиянием этого вида внушения) движется в том направлении, которое ей даст тщательно продуманная и заранее сформулированная установка. В этой связи особенную тревогу вызывает распад некогда могущественного государства и создание на этой почве взаимной вражды между двумя православными братскими народами России и Украины. Всякая нежелательная информация, основная идея которой не совпадает с официальной информационной доктриной (идеи Православия, патриотизма, разумные решения в плане государства и экономики) обязательно изглаживается, вытравливается последующим показом фильмов и передач с отвлекающим или явно противоположным содержанием.

3. Стимулирующее воздействие, имеющее целью мобилизовать компенсаторные механизмы и повышение социальной активности больного общества. Для примера можно упомянуть телевизионное насаждение нового для нас принципа жизни общества - демократии. Для доказательства мнимой важности их воплощения в жизнь ведется показ видеорепортажей о плодах демократии в западных странах, а особенно в США. И масса, под воздействием их, воплощает эту мировую благоприятную идею в жизнь.

Достоевский сказал о сущности демократии: Провозгласили свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все, что угодно в пределах закона. Когда можно делать все, что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Человек без миллиона есть не тот, который делает все, что угодно, а тот, с которым делают все, что угодно. Несомненную достоверность сказанного подтверждает современная действительность, ибо с нашим обобранным народом, опираясь на принципы западной демократии, хозяева мира сего делают что угодно.

Всего лишь 15 минут в неделю, т. е. 1/400 часть эфирного времени уделяется выступлению от имени Православной Церкви на Российском телевидении. После этого идет передача для детей Марафон, которая яркостью, страстью и фантастическим ощущением, создаваемым компьютерными роликами, сразу стирает из памяти телезрителя все сказанное ранее.

Нередко информационные программы передают о распространении фашизма и сразу же добавляют, что корни его следует искать в Православии и патриотизме. Обыватель начинает отрицательно относиться к Православию, которое ничего общего с фашизмом не имеет. Все эти виды внушения проводятся при строгом учете и контроле психического состояния больного общества. Истинное знание состояния общества позволяет подвергать его планомерным и систематическим внушениям, не вызывая в нем болезненных, нежелательных уклонений от цели внушения. Важно заметить, что чем более общество или личность находятся в состоянии истерии, гнева, отупения и подавленности, тем более в их сферу проникают чуждые идеи и задачи.

Людей по душевному устроению можно разделить на две категории: К первой категории, - пишет психолог И.П.Назарьев, - принадлежат люди, которые критически относятся к господствующим верованиям и убеждениям и непоколебимо сохраняют силу своего ума и характера, а люди второй категории, подобные слабым и безпомощным детям, слепо усваивают господствующие мнения и предрассудки, всецело подчиняются авторитетным представителям общих односторонних воззрений и верований и представляют собой полуобразованную и невежественную толпу. Слабосильная и слабовольная толпа склонна к лености и праздности и привязана к хлебу и зрелищам. Авторитетные ее руководители, переживающие ее настроение, развивают и идеализируют ее излюбленные мысли, склонности и привязанности, возбуждают ее страсти и доводят ее до фанатизма и полного умственного и нравственного ослепления. Возбужденная своими руководителями толпа, безрассудная и фанатичная, совершает возмутительные насилия и преступления, и своими жестами, словами и действиями нередко увлекает за собой даже благоразумных и чистых людей.

Управляемая масса, - отмечает социолог М.Вылцан, - отличается отбезпорядочной толпы людей тем, что обладает единством идеи и настроения, воли и поведения. Когда в толпе присутствуют все эти четыре компонента, она становится массой - великой и страшной силой. [11]

Во время всеобщего воодушевления толпы поведение индивида, - отмечал французский социолог-психолог Г. Лебон, - радикально меняется = им овладевает ощущение непреодолимой силы, утрачивается чувство ответственности [12]. Далее (в соответствии с положениями этого ученого) в психологическом состоянии масс бывают такие всплески страстей и эмоций, общего воодушевления, которые мобилизуют волю и поведение людей [12].

Имея представления о влиянии телевидения на поведение массы и отдельных личностей, мы можем раскрыть для себя средства духовного закабаления общества.

Во-первых, таковым средством является пропаганда лжи. Из книги В плену у телеспрута журналиста-международника Р.Стрельникова мы узнаем о известном профессоре и специалисте по обработке общественного мнения М.Чукасе. Он утверждал: Пропаганда - это контролируемое распространение, сознательно искаженных представлений, чтобы побудить людей к действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп. Он, как и гитлеровский министр пропаганды Геббельс, предлагал повторять ложь до тех пор, пока она, наконец, не останется в сознании людей. О пропаганде лжи и о ее влиянии на отдельные личности журналист Р.Баландин пишет: Для одурманивания, духовного закабаления человека, формирования его установок и системы оценок вполне достаточно обычного искажения информации, поднесения ее с определенным подтекстом. О последствии усиленной лживой пропаганды социолог М.Выцлан замечал, что неадекватное отражение в сознании толпы объективной реальности может привести к массовым психозам, парализующим волю и поведение людей, либо, наоборот, толкающим их на бессмысленные действия.

И в этом плане цель и задачи телевидения, как утверждал М.Чукас, таковы: создание человека, совершенно лишенного способности разобраться в положении вещей, критически мыслить, человека, низведенного до самого низкого эмоционального состояния, когда он может действовать под влиянием только внешних, а потому искусственных, возбудителей и направляющих сил [13]. Именно по таким рецептам готовятся телевизионные программы как у нас, так и во всем мире.

Во-вторых, следует отметить пропаганду насилия, жестокости, пошлости и т. п. Журналист Р.Стрельников пишет: Освобождение зрителей от всяких моральных запретов стало умышленной и постоянной идеологической позицией (телевизионных корпораций всего мира), насаждающей культ кулака, садизма и порнографии. Телевидение стало подлинной школой насилия, а телефильм - своеобразным пособием по насилию. Их герои всегда красивы и обаятельны. Их играют популярнейшие звезды Голливуда. Многие в совершенстве владеют приемами каратэ, стреляют без промаха. Деньги так и текут им в руки. И телезрителю, естественно, приходит на ум - если хочешь жить, как эти герои, то будь таким, как они жестоким и безпощадным. Доллары и культ силы давно уже стали содержанием жизни как американского общества, так уже сейчас и людей всего мира. Искусственно культивируемые с помощью телевидения насилие и жестокость обернулись в истории США (например) гигантской волной преступности. Такой же силы взрыв преступности произошел и в бывшем Советском Союзе после размножения повсюду видеозалов. Всем известно, что самые лучшие боевики, фильмы ужасов, порнофильмы и т.п. имеют, как правило, американское происхождение. Следовательно, нам весьма важно знать влияние их на американское общество. Об этом хорошо пишет Р.Стрельников: Очевидным злом называет лондонская Тайме показ соперничающими между собой средствами массовой информации, и особенно телевидением, сцен насилия Сколько бы психиатры не спорили, - пишет Тайме, - насчет того, достаточно ли сильно побуждают такие кадры к подражанию, здравый смысл подсказывает, что постоянная демонстрация убийств на экране притупляет критическое мышление и рефлексы торможения. А пока идут споры о пользе и вреде показа насилия, на экранах Си-Би-Эс продолжают совершаться тысячи убийств, проливаться моря крови. Изо дня в день, - заявил профессор Нью-Йоркского университета Н.Потсман, - наше телевидение вбивает в головы молодым американцам ужасающие проявления насилия и садизма, восхваляет вседозволенность [13]. Такая пропаганда зла полным ходом идет и в нашей стране.

Остальной массе людей, которые все-таки противятся жизни по принципам сатанинской вседозволенности, прививают потребительские вкусы и модели поведения, насаждают культ эгоизма, наживы, индивидуализма.

Духовному закабалению и деградации личности способствуют два фактора.

Первый фактор. У людей, сидящих перед телевизором и, естественно, подвергающихся гипнотическому воздействию, появляется состояние гипно-наркомании, т.е. болезненной повышенной внушаемости. Это приводит, - по словам заслуженного артиста и гипнотизера Ю Горного, - к разрушению структуры личности, понижает ее способность к ситуационному анализу, стимулирует спонтанное немотивированное поведение [9].

Второй фактор. Как пишет психолог А.Мори, продолжительное внимание, которое должен сохранять телезритель, смотря на экран, утомляющий зрение, производит род столбняка, что сопровождается большим ослаблением воли и внимания. Этим способом человек доходит до того, что вызывает в себе расстройство, почти сходное с тем, какое производится употреблением анестезических средств эфира, альдегида, опия, гашиша [10].

Естественно вытекающий отсюда вывод: телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В.Лебедева, телевидение и пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна (!).

Зная способы и возможности управления массой, можно естественно предположить, с какой силой и воодушевлением безпорядочная и подавленная толпа встретит сатанинского посланника - антихриста.

Сатана, противник Бога, желает владеть миром, человечеством. Это достижение планируется через воцарение над миром антихриста, который будет человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фее. 2; 3-4). Иудеи, масоны и их ставленники, страстно мечтая владеть миром, готовят приход и воцарение своего лжемессии - антихриста - путем объединения средств массовой информации, структур манипулирования общественным сознанием, структур управления различными общественными группами, партиями и государствами.

Шаги, предпринятые ими в этом направлении, уже известны:

1. Создание единого правительства СБСЕ.

2. Создание единой компьютерной сети.

3. Создание единой телефонной связи.

Следующим шагом является создание единого европейского телевидения. Это достигается посредством спутниковой связи. Телевещание таким образом одновременно охватывает расстояние от берегов Франции до Дальнего Востока. Средства массовой информации (и почти вся печать) уже находятся в ведении и контроле мирового сверхправительства, поэтому-то самое малейшее наше общение с телевизором влечет за собой постепенную полную управляемость сознанием и жизнью человека.

Особую тревогу вызывает состояние и обстоятельства, в которых оказался наш православный народ. Православная Русь - вот единственное в мире, что реально препятствует сегодня прийти в мир антихристу, слуги которого всеми средствами стараются прооперировать сознание нашего народа, сердце которого - Православная вера. Большинство людей, которых принято называть новыми русскими, не имеют православного мировоззрения и подлинной христианской веры, т.е. уже подготовлены к принятию антихриста благодаря воздействию телевидения и других средств массовой информации. Этими же средствами при непродолжительном царствовании антихриста, видимо, будет достигнуто и то, что соблазненное человечество примет число имени зверя (Откр. 13: 17) - печать-начертание антихриста, компьютерный знак на руку или на чело. Подготовка к этому ведется через усиленную рекламу предшественницы печати - компьютерной кредитной карточки.

Из всего изложенного о телевидении духовно зрячим людям очевидно действие духов злобы. Единственной силой, способной оградить и спасти от воздействия демонического мира, является благодать Божия. Все средства к ограждению от воздействия демонического мира хранятся в Православной Церкви. Где молитва, призывание имени Божия, там демон безсилен. Где исповедание истинной веры - Православия, там диавол не имеет своей власти.

Современный человек не допускает даже мысли, чтобы вообще не смотреть телевизор. Он боится отстать от жизни, не быть в курсе всех событий, уменьшить свой кругозор... Однако несмотря на то, что атеист или человек нецерковный (невоцерковленный) смотрит телевизор каждый день, он вроде бы в курсе, у него, как принято считать, широкий кругозор, но он не знает истинных причин происходящих событий, сути происходящего и каков будет результат происходящего. И, как это ни парадоксально, христианин, который живет православной церковной жизнью, не смотрит телевизор, однако же, хорошо знает Священное Писание и святоотеческое его изъяснение, знает пророчества о последних временах мира из Священного Писания, из трудов святых отцов Церкви, из изречений подвижников благочестия, зная о тайне беззакония (2 Фее. 2: 7), которая уже в действии, понимает истинные причины происходящих событий, суть происходящего и знает последствия.

В страшные времена довелось жить нам. Не будем же, братья и сестры, драгоценное время, данное нам для покаяния и спасения, для подготовки к вечности, для приобретения познания об Истине, разменивать на ничтожные и кратковременные удовольствия и развлечения, предлагаемые князем мира сего! Они не приносят никакой настоящей, существенной пользы для души, для ее духовного совершенства и изменения к лучшему.

Сегодня, как никогда, надлежит нам всеми силами хранить Православие и себя в Православии, жить внимательной духовной жизнью, навыкнуть и пребывать в непрестанной молитве, в терпении спасать душу свою, посильно нести спасающее и исцеляющее слово ближним, еще способным услышать это слово.


Список литературы:

1. А.Довженко. Мое исцеляющее слово. М., 1985.

2. Свящ. В.Шустин. Запись об о.Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. Белая Церковь, Королевства С.Х.С., 1929.

3. В.Быков. Тихие приюты.

4. Свящ. Г.Дьяченко. Из области таинственного. М., 1990(репринт).

5. Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. М., изд. Донского монастыря, 1992.

6. Журнал Московской Патриархии, № 12, 1989.

7. Зомби на потоке? Техника молодежи, 1993, № 5.

8. Секретное оружие Бехтерева. Техника молодежи, 1993, № 4.

9. А.Перевозчиков. Синдром, феномен или..? Техника молодежи, 1990, № 2-4.

10. А.Мори. Сон и сновидения. М., 1967.

11. И.П.Назарьев. Психология. М., 1911.

12. М.Вылцан. Психология масс - культ героя и культ толпы. Наука и жизнь, 1993, № 10. 13. Р.Стрельников. В плену у телеспрута. М., 1985 [1*] Антропофагия (греч.) - человекопожирательство.

[2*] Сенсорный (лат.) - чувствующий.

[3*] Вербальный (лат.) - словесный, устный.

[4*] Суггестия (лат.) - внушение.

[5*] Психеос (греч.) - душа.

Скачать архив с текстом документа