Время как психологическая категория

СОДЕРЖАНИЕ: «ВРЕМЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ» ПЛАН: ВВЕДЕНИЕ 3 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ВРЕМЯ» … .5 1.1. ПОНИМАНИЕ ПОНЯТИЯ «ВРЕМЯ» В ФИЛОСОФИИ И

«ВРЕМЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ВРЕМЯ»…………………………….....5

1.1. ПОНИМАНИЕ ПОНЯТИЯ «ВРЕМЯ» В ФИЛОСОФИИ И

ФИЗИКЕ…………………………………………………………………5

1.2. ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ПСИХОЛОГИИ………………………….9

2. ОСНОВНЫЕ ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ………………………………..13

3. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕКОМ…………………………………..16

3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ И ОСНОВНЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………16

3.2. РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ ВРЕМЕНИ У РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП

ЛЮДЕЙ……………………………………………………………………..20

4. КАУЗОМЕТРИЯ КАК БАЗОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ И

ПСИХОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ…………..25

4.1. ПРИМЕР АНАЛИЗА КАУЗОМЕТРИИ………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..31

ВВЕДЕНИЕ.

На заре человечества осознание времени формировалось в мифологических образах, а с зарождением философии началась многовековая история философского осмысления времени. Искусство никогда не находилось в стороне от жизнеполагающих проблем человеческого бытия.

Время — это цикл нашей жизни, ее длительность, ритм, ее периоды, которые имеют разное значение и смысл для личности. Время — это ценность, поскольку нам удается наполнить его глу­боким содержанием и реализовать себя в нем. Время является определенной мерой скорости, продуктивности и т. д.; вместе с тем происходят растраты, т. е. уничтожение времени, виной ко­торых незаметно являемся мы сами. Итак, время — это темпы, скорость, сроки и ритмы, периоды, этапы и определенные струк­туры самых различных процессов и явлений. Объединяя все эти временные структуры и явления, можно сказать: время необходимо включает в себя энергетический аспект, время — это энергия нашей жизни.

В психологи проблема понимания времени важна с практической точки зрения. На состояние личности влияет множество временных факторов: способность организовать время, личностные представления и времени, соотношение прошлого и будущего, заполненность времени т.д., а их неправильное соотношение может вызвать множество негативных последствий, таких как депрессия, тревога, стресс и многое другое. В подтверждение можно привести высказывание Фрица Перлза: «Tревога — разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда». Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее». Поэтому очевидно, что, изучив психологическую и физическую природу времени, возможно использовать полученные знания в диагностике и психотерапии. На сегодняшний день этим комплексным методом является каузометрия, которой я уделила особое внимание в своей работе.

Исследования проблемы времени в психологии осуществлялись в целом ряде направлений, которые фактически мало связаны друг с другом. Это классические исследования восприятия времени (Ю. М. Забродин, Ф. Е. Иванов, Е. Н. Соколов, П. Фресс и др.), переживания времени (Д. Гарбетте, Р. Кнапп и др.), временной перспективы (Р. Кастенбаум, Дж. Нюттен и др.) Однако они ока­зались оторванными от целого исследовательского направления, в котором изучались нейрофизиологические, психофизиологические особенности временной организации человека. Можно предполагать, что этот разрыв определялся тем, что первые были отнесены к области изучения субъективного психологического времени (или, как принято гово­рить в отечественной психологии, субъективного отражения вре­мени), а вторые — фактически — к области, в которой исследова­лась объективная временная организация самой психики.

Тенденция технического прогресса растет непропорционально профессиональному прогрессу, опережая развитие временных спо­собностей человека. Этот дисбаланс ведет не только к росту ава­рийности, но к утрате человеком рабочего и жизненного комфорта, перенапряжению, нервно-психическому износу и кризису экологии человека. Происходит исчезновение временных перспектив, необходимых для развития цивилизации, человек утра­чивает жизненные перспективы, восприятие будущего. Недавно проведенный программой телевидения опрос показал, что люди не хотят жить в будущем, а только в прошлом или настоящем. В силу этого проблема организации времени должна ставиться и решаться как комплексная проблема не только технического, но и духовного прогресса человечества и его экзистенциального бытия как лич­ности.

Исходя из этого, целью моей работы стало изучение разных аспектов понимания времени в теоретической и практической психологии (особенности восприятия, личностной организации времени и методы диагностики и психотерапии), чтобы составить общую картину того, насколько изучена сейчас категория времени и какие перспективы её изучения и применения в будущем.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ВРЕМЯ».

1.1. ПОНИМАНИЕ ПОНЯТИЯ «ВРЕМЯ» В ФИЛОСОФИИ И ФИЗИКЕ.

ВРЕМЯ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.

В точных науках направленность времени рассматривается как свойство физических систем, а не как свойство самого времени. В естествознании же направленность времени существует всегда и связана с принципиальным отличием причин от следствий. С возникновением естествознания складываются методы эмпирического познания природы. Использование соответствующих научных средств позволяло получать утверждения о фактах временного характера, таких, как: в течение 5 сек. тело прошло расстояние х; “Два луча света начали одновременно распространяться из источников А и В”. Для их получения нужно было измерить время - единственный способ эмпирического познания, приемлемый для изучения времени, ибо наблюдать его нельзя, экспериментировать с ним тоже не удается, а измерять его можно.

На эмпирическом уровне научного познания определенные представления о времени фигурируют не только при измерении временной координаты события, но в неявном виде они пронизывают процесс получения эмпирических фактов о всех других явлениях действительности. Как известно, в повое время в процессе развития физики преимущественно под влиянием работ Г.Галилея возник экспериментальный метод исследования природы. С тех пор вплоть до 60-х годов XX в. стратегия экспериментального исследования соответствовала основным принципам классической физики. Развитие наук о природе и обществе, процесс дифференциации и интеграции наук ориентировали мышление ученых на использование методов и концепций других наук. Прежде всего это проявилось в использовании эмпирических методов исследования, процедуры измерения и экспериментирования.

Процедура измерения любой величины опирается на определенные представления о времени. Так, когда вводится единица измерения (длины, величины тока, количества информации, температуры и т. д.), предполагается, что ход времени не влияет на эталонный процесс, т. е. допускается однородность времени, по крайней мере локально, в системе отсчета экспериментатора. Более того, используется идеализация абсолютной одновременности событий на том этапе процедуры измерения, когда фиксируется показание приборов и допускается, что состоянию прибора и изучаемого объекта присуща одновременность.

Использование системы отсчета в процедуре измерения времени оказалось возможным благодаря геометрической модели времени, которая реализуется введением временной оси наряду с тремя пространственными осями. Временная ось объединяет такие временные особенности физических объектов, как длительность (временные интервалы на временной оси), последовательность моментов времени (временная ось - некоторое упорядоченное множество моментов), однородность, непрерывность, одномерность, направленность, бесконечность, безграничность.

Наряду с традиционной процедурой измерений предлагается и “необычный” способ измерения времени, используемый в физике Е. А. Милна. Его подход ко времени позволяет охватить временные отношения более широкого класса движений по сравнению с традиционной физикой. В физике Е. А. Милна в систему отсчета не входит измеряющая линейка, т. к. исходным понятием является время, а длина выражается через него.

Теория измерения времени - это плод длительного развития физики: с развитием науки эволюционирует и процедура измерения времени, дающая возможность получить определенную совокупность эмпирических фактов. Для измерения времени нужен эталон. Когда измеряется пространственное расстояние, можно прилагать к измеряемому предмету измеряющий стержень (эталон). Чтобы измерить время, т. е. приложить эталон-час к текущему времени, нужно остановить время, вытянуть моменты в актуально сосуществующий ряд. Избавиться от мимолетного настоящего, представить мир вне становления - вот задача, которую следует выполнить, если мы хотим измерить время. Именно это осуществляется в процессе геометризации времени - процедуре, являющейся одним из условий сложного процесса эмпирического познания времени.

ВРЕМЯ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТЕ.

Ввиду особого статуса в жизни человека, проблема времени является одной из центральных тем философии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального?

Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. Исследования гомеровского эпоса показывают, что в «Одиссее» впервые упоминаются категории пространства и времени. В гесиодовской «Теогонии» присутствует представление о двух временах: одно–циклическое время несовершенного мира, другое – высшее время, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории мира. Свое дальнейшее развитие эти еще недостаточно четкие идеи о наличии двух времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др.

Например, раскрывая сущность пространства и времени, Ньютон предлагает различать два вида понятий: абсолютные (истинные, материалистические) и относительные (кажущиеся, обыденные) и дает им следующую типологическую характеристику:

«Абсолютное, истинное, материалистическое время само по себе и своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся, или обыденное, время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами внешняя мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год...».

Наряду с объективными представлениями о пространстве – времени существовали и идеалистические концепции (Беркли, Мах, Авенариус и др.), которые ставят пространство и время в зависимость от человеческого сознания, выводя их из способности человека переживать и упорядочивать события, располагать их одно после другого. Так, Кант рассматривал пространство и время как априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, вечные категории сознания, аргументируя это ссылкой на стабильность геометрии Евклида в течение двух тысячелетий.

Рассматривая эволюцию представлений о времени в ходе развития человеческого мышления и познания природы, в философии и физике выделяют две пары взаимно дополняющих друг друга концепций времени. Первая пара концепций расходится по вопросу о природе времени, об отношении категории времени и движения. Субстанциональная концепция рассматривает время как особого рода субстанцию наряду с пространством, веществом и пр. Реляционная концепция считает время относительным (или системой отношений) между различными событиями.

Вторая пара концепций выражает разные точки зрения на процессы становления, т. е. расходится в вопросе об отношении категорий времени и бытия. Согласно статической концепции, события прошлого, настоящего и будущего существуют реально и в известном смысле одновременно, а становление и исчезновение материальных объектов–это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения.

Долгое время в нашей стране традиционным и наиболее разработанным являлся анализ объективного времени – атрибута материи. В отечественных философских работах время определялось как последовательность и смена состояний объекта. Однако в последние годы основная тенденция в рассмотрении проблемы времени направлена на преодоление растворения философского анализа времени в чисто физической его интерпретации. Так Я. Ф. Аскин отчленил проблему времени от проблемы пространства и оговорил неправомерность одного лишь физического аспекта трактовки времени.

Разграничив понятие времени как такового и понятие о физическом времени как форме протекания природных процессов, ученые стали глубже рассматривать философскую концепцию времени.

М.С. Каган например говорит о существовании биологического, физического, социального и психологического времени.

Рассматриваемые философией основные модальности времени представляют интерес и для психологической науки. Идеи многих философов древности находят свое отражение в современных психологических концепциях. Так понимание времени как объективной, ни от чего не зависящей сущности, как непрерывного, бесконечного, «абсолютного времени», каким оно выступало в концепции И. Ньютона, стимулировало психологические исследования на изучение особенностей восприятия хронологического времени. Понимание же времени с позиции реляционного подхода, предполагающего наличие различных несводимых друг к другу уровней пространственно-временных отношений, позволяет исследовать различные уровни субъективно переживаемого времени.

1.2. ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ПСИХОЛОГИИ.

Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется прежде всего тем, что все основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев, А.А.Кроник и многие другие.

Рассматривая онтогенез человека как развивающиеся единство биологического и социального, психологи выделяют временные структуры человека как индивида, личности, субъекта деятельности и говорят о человеке как о «полиморфном носителе временных упорядоченностей различного порядка». Такой подход позволяет выделить различные уровни временных отношений, каждому из которых соответствуют тот или иной аспект исследований в психологии. В настоящее время можно выделить три основных направления изучения времени в психологии: психофизиологический, психологический и личностный.

Как уже было отмечено выше, ранние исследования времени проходила в трех основных направлениях: классические исследования восприятия времени, переживания времени, временной перспективы. Но эти направления были оторваны от данных о нейрофизиологических и психофизиологических особенностях временной организации человека. Кроме того, эти две области, в свою очередь, были обособлены от исследований проблем личностного времени — времени развития личности, мотивации, динамики осознаваемого и бессознательного (П. Жане, Ж. Пиаже, К. Левин, X. Томе и Др.). А исследования, касающиеся проблемы личностного времени (в том числе и в первую очередь динамическая концепция личности 3. Фрейда), оказались в стороне от изучения конкретного жизненного пути, его специ­фических временных, биографических, событийных характеристик (Б. Г. Ананьев, П. Б. Балтес, Ш. Бюлер и др.). В свою очередь, недостаточно связанной с особенностями жизненного пути оказа­лась возрастная периодизация Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др. Первую попытку осуществить синтез собственно жизненной и возрастной периодизации предпринял Б. Г. Ананьев. Социаль­ное развитие ребенка в пространстве—времени детства проведено Д. И. Фельдштейном .

Отдельные исследова­ния в рамках деятельностного подхода коснулись некоторых временных характеристик деятельности (В. П. Зинченко и др.), временных условий или специфики от­дельных профессий (Ш. Гадбуа, В. А. Денисов, Д. Н. Завалишина и т. д.), таких, как профессия медсестер, летчиков. Огромный толчок для практического применения исследований времени стало введение понятия «производительность труда» как основной временной характеристики деятельности.

Существующие направления изучения времени можно условно классифицировать следующим образом: выделив четыре основных аспекта его рассмотрения. Первый — отражение (психикой, созна­нием) объективного времени, большая или меньшая адекватность и механизмы отражения (восприятие времени). Второй — временные, т. е. процессуально-динамические характеристики са­мой психики, связанные прежде всего с лежащими в ее основе ритмами биологических, органических, нейрофизиологических про­цессов. Третий — способность психики к регуляции времени движе­ний, действия и деятельности. Четвертый — личностная организа­ция времени жизни и деятельности, т. е. той временно-пространст­венной композиции, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути.

Ш. Бюлер впервые, вопреки всем биографическим подходам, которые представляли жизнь как индивидуальную совокупность обстоятельств, сопутствующих личности и складывающихся отно­сительно благоприятно (или неблагоприятно), назвала жизнь ин­дивидуальной «историей», тем самым подчеркнув ее специфический закономерный характер. Но ей не удалось вы­явить «роль личности в истории». Эту роль начал выявлять и отмечать начиная с 40-х годов С. Л. Рубинштейн, заговоривший о «поворотном моменте жизни», т. е. о соотношении личности и жизни, о детермининации личностью хода ее жизни. В работе «Человек и мир» полностью была построена философско-психологическая концепция личности как субъекта жиз­ни. Но эта концепция открыла множество проблем, касающихся специфики времени самой жизни и специфики времени личности, как живущей этой жизнью. особенно отметим, что Рубинштейн создал тест на планирование времени, который в дальнейшем неоднократно применялся в других исследованиях.

В русле идей С. Л. Рубинштейна пред­ставителями его школы продолжала развиваться концепция при­роды психики как специфически детерминированного процесса (А. В. Брушлинский) и начала исследоваться природа личностной и психической организации времени.

В. И. Ковалев провел глубокий методологический анализ про­блемы времени, предложил и разработал два основных принципа ее анализа и концептуализации. Первым являлось выделение и дифференциация психологической организации у человека и чело­веком времени, которая включала процессы восприятия, пережи­вания, осознания и отношения ко времени жизни, и личностной регуляции — использования, овладения и управления (преобразо­вания) времени. Второй принцип заключался в выделении уровней организации психологических времен, имеющих «следующую восходящую по­следовательность: субъективно-переживаемое, перцептуальное, лич­ностное, субъектное и индивидуальное время»

Одним из наиболее исследованных в психологии разделов жиз­ненного пути является проблема жизненных или временных перспектив (Р. Кастенбаум, К. Левин, Дж. Нюттен и др.). Известно, что среди большого числа исследований жизненных или психологических перспектив одни исследуют будущее относи­тельно прошлого и настоящего, другие — с точки зрения его струк­туры, третьи — ценностного содержания. В русле когнитивизма эти исследования приобрели несколько формализованный характер: во-первых, учитывался только осознанный мысленный прогноз бу­дущего, во-вторых, преимущественно близость—отдаленность, дроб­ность—глобальность, конкретность—глобальность жизненных пла­нов.

На сегодняшний день ярко выделяются 2 направления в исследовании психологического и биографического времени и практическом применении полученных данных:

1. Работы Абульхановой К.А. и др. по особенностям личностной организации времени. В рамках деятельностного подхода создана типология стилей жизни, типов организации личностного времени. Широко представлена проблема тайм-менеджмента и психологии руководства, организации деятельности в быту и на предприятиях.

2. Работы Кроника А.А. и Ахмерова Р.А., главной заслугой которых является создания, пожалуй, единственного целостного психодиагностического метода – каузометрии. Этот метод достаточно разработан и применяется в диагностике и психотерапии. Существует индивидуальная каузометрия, несомненным плюсом которой является возможность домашнего использования., совместная каузометрия, а также биографические тренинги и практические советы по индивидуальной и групповой психотерапии.


ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ.

В первую очередь, для правильного понимания психологического понятия «время», нужно различать время биологическое, психологическое и историческое.

Психологическое время — отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Психологическое время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости), представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества в целом.

Историческое время — есть время человеческого бытия, время человеческой деятельности. Только на социальном уровне время обретает максимальную глубину и полноту своего содержания. В отличие от того, как это имеет место в биологическом мире, в мире социальном индивиды и поколения не просто следуют друг за другом. Они связаны между собой более глубокими узами: содержанием своей жизнедеятельности. Из будничных событий отдельных индивидов создается историческое событие. А из событий складывается и сама история, их сцепление образует ткань исторического времени. Структура событий, содержание, масштабы происходящего определяют основные параметры и характеристики этого времени. Время истории — это качественно высший уровень человеческого, то есть социального, времени, потому что история — есть самопорождающий, самовоспроизводящий себя процесс.

Психологический возраст (далее ПВ) – физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития; интегральный показатель отношения человека к времени своей жизни.

Субъективная картина жизненного пути. Это понятие впервые было использовано Б.Г.Ананьевым. Он не дал развернутого определения, но выделил несколько существенных его компонентов. Во-первых, эта «картина» - важнейшая характеристика самосознания человека; во-вторых, в ней отражены вехи социального и индивидуального развития; в-третьих, она всегда развернута во времени, фиксирует в биографо-исторических датах главные события жизненного пути, связывает в единой системе отсчета биологическое, психологическое и историческое время.

Биографические кризисы . В свете выбранной тематики работы мы будем основываться на определении, данном Е.И.Головаха и А.А.Кроником : «Биографические кризисы – различные формы переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути, могут быть измерены с позиций внутренней самооценки. основные типы кризиса – нереализованности, опустошенности, бесперспективности, которые могут проявляться в различных сочетаниях между собой и иметь различные степени выраженности».

Стиль жизни — индивидуально своеобразная целостная система устойчивых способов и форм опосредования личностью объективных условий жизнедеятельности. Понятие было разработано М. Вебером и затем введено в психологию А. Адлером, который определил индивидуальный Стиль жизни как целостность индивидуальности. А. Адлер видел природу внутреннего постоянства личности в выборе ею на основе фактов и событий жизни своей уникальной конечной жизненной цели. Эта высшая цель определяется тем смыслом, который человек придает жизни.

Кроник и Ахмеров в своей монографии типологию стилей жизни строят исходя из 4 типов евдемонических установок. Термин «эвдемонические» обозначает, что речь идет в данном слу­чае об установках по отношению к способам обретения сча­стья («эвдемония» в переводе с греческого на русский язык означает «•счастье» или «блаженство»), В соответствии с че­тырьмя принципами саморегуляции в системе «человек-мир» мы выделяем и четыре класса эвдемонических установок: 1) гедонистические установки, формирующие­ся на основе принципа максимизации полезности мира и являющиеся его конкретизацией; 2) аскетические — фор­мирующиеся на основе принципа минимизации потребное--тей; 3) деятельные — формируются на основе принципа максимизации способностей; 4) созерцательные — формиру­ются на основе принципа минимизации сложности мира.

Отсюда выделяют 4 основных «чистых» стиля жизни (гедонический, аскетический, деятельный и созерцательный). Выделим также «смешанные» типы стилей жизни. К ним относятся:

а) на фоне наиболее сильно выраженных аскетических установок: деятельно-аскетический и созерцательно-аскети­ческий типы;

б) на фоне гедонистических установок: деятельно-гедо­нистические и созерцательно-гедонистические типы;

в) на фоне деятельных установок: аскетически-деятель­ные и гедонистически-деятельные типы;

г) на фоне созерцательных установок: аскетически-со­зерцательные и гедонистически-созерцательные типы.

В рамках каждого из тринадцати типов (четыре «чистых», восемь «смешанных», один «гармоничный») индивидуаль­ные стили жизни могут различаться по степени своей на­пряженности, то есть общей интенсивности эвдемонических установок.

Чувство реализованности – субъективная оценка соотношения насыщенности прожитых лет и ожидаемой челдовеком суммарной насыщенности жизни в целом (определяется в процентах %, обычно увеличивается с возрастом)

Тайм-менеджмент ( time - management ) - (Управление временем) — это система способов и методов оптимизации временных затрат в различных сферах человеческой деятельности, способность организовывать свою деятельность в различных ситуациях.


ГЛАВА 3. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕКОМ.

3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ И

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Особую роль для человека играет восприятие времени. Восприятие времени не имеет очевидного физического стимула. Хотя
физическое время и может быть измерено, оно не является стимулом в
обычном смысле: нет объекта, энергия которого воздействовала бы на
некоторый рецептор времени. Тем не менее, физическое время, конечно,
является самым важным среди многих факторов, влияющих не восприятие
времени. Таким образом, должен существовать механизм, хотя и непрямой,
преобразующий физические интервалы в сенсорные сигналы.
Но постулирование существования механизма ещё далеко от обнаружения
его. Самыми популярными кандидатами на эту роль в течение многих лет
были связанные со временем физиологические процессы: среди
предполагаемых «биологических часов» назывались сердечный ритм и
метаболизм тела. По Рубинштейну, у нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение или «чувство» времени. Оно обусловлено органическими ощущениямии связано с ритмичностью основных процессов органической жизни – пульса, дыхания и так далее.

Жизненно очень существенная ориентировка во времени у животных совершается, как показал ряд исследований, на основе рефлекторной деятельности. У человека она превращается в очень сложный процесс восприятия времени. В восприятии времени мы различаем: 1) составляющее его чувственную основу непосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральной чувствительностью, 2) собственно восприятие времени, развивающееся на этой чувственной органической основе. Подобно тому как в отношении пространства мы различаем элементарную протяженность и собственно пространство, в отношении времени нужно таким образом различать два понятия – длительность и собственно время, но с тем, чтобы, различая, связать их в едином целом.

В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности. Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты.

Существует понятие закономерности субъективности восприятия – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости
от своих интересов, потребностей, способностей и тому подобное.
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от
особенностей его личности носит название апперцепции.

Основываясь на своих исследованиях, Вундт сформулировал основной закон восприятия времени : «Всякий раз, когда мы обращаем своё внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Никогда минута не покажется нам столь длинной, как тогда, когда мы следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений.

По-видимому, заполненное время переоценивается потому, что требует
большего внимания. Вообще, с точки зрения испытуемого, в заполненном
интервале происходит больше событий, и это, как ему кажется, требует от
него больших усилий. В результате бывают случаи, когда систематически
переоцениваются внешне незаполненные, но требующие усилий или связанные
с переживанием интервалы.

Небольшие промежутки времени, заполненные, например, рассматриванием какой-нибудь картинки, по их истечении обычно, как показали опыты ряда исследователей, более или менее сильно переоцениваются, большие – недооцениваются Эти данные можно обобщить в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, тягучим оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прошлое объективировано в своем содержании и целиком определяется им; события в нем внеположны: они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания. В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно переживается как настоящее, оно по существу смыкается в переживании в одно единство; заполняющими его событиями оно не расчленяется именно постольку, поскольку оно переживается как настоящее. При незаполнении же переживаемого времени в переживании обычно создается томительное напряжение, так что внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется.

По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного – мучительно сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором – оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании, а заполненное событиями с отрицательным эмоциональным знаком в переживании удлиняется.

Точность оценки короткого интервала зависит от множества факторов.
Например, существует тенденция переоценивать отрезки времени менее одной
секунды и недооценивать интервалы более одной секунды.

Любопытно также, что более коротким по времени кажется осмысленное
предложение, чем набор бессмысленных слогов, имеющий ту же физическую
длительность. Можно предположить, что последний состоит из значительно
большего числа дискретных частей по сравнении с осмысленным предложением
и воспринимается как более длительный потому, что в большей степени
заполнен.

Поскольку время – направленная величина (вектор), однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, сутки, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, особенно осложняющий восприятие времени опосредованными компонентами. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это теперь, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется на прошлое и на будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему.

Настоящее – отправная точка, из которой определяются и прошлое, и
будущее, - не является в психологическом времени абстрактной точкой, а
всегда некоторым временным интервалом.
Экспериментальными исследованиями пытались установить минимальные
размеры, или величину, «момента». Под величиной «момента» разумеют
астрономическую длительность того интервала, который воспринимается как
нерасчленённое настоящее. Например, искра, прошедшая в течение «момента»
путь в 1 м. Воспринимается как присутствующая одновременно во всех
точках этого пути, то есть как сплошная светящаяся линия. Величина
«момента» обычно определяется установлением порога слияния раздельных
периодических колебаний в одно восприятие. Для определения порога
зрительных ощущений обычно служит мелькатель. За характеристику величины
«момента» в таком случае принимается та частота вращения, при которой
произойдёт слияние белой и чёрной половины вращающегося диска, так что
чёрное и белое поля перестанут мелькать и диск будет казаться
одноцветным. Эта величина измерена и проверена: она лежит в основе
расчёта смены кадров при проекции кинофильма. Она очень близка к частоте
самого низкого из воспринимаемых тонов и равна примерно 1/18 – 2
секундам. Действительно, под нижней границей моменты не воспринимаются
больше как таковые: 18 изображений в секунду уже сливаются в одно
непрерывное движение (такой медленный для человеческого глаза процесс,
как распускание цветка, снятый с частотой 1 кадр в минуту, при
демонстрации плёнки с нормальной скоростью (18 кадров в секунду),
превращается в великолепное зрелище организма в движении, грация и
синхронность которого не уступают артистическим качествам звёзд балета),
18 вибраций воздуха в секунду превращаются для нашего уха в один звук
(самый низкий), а 18 лёгких ударов по коже воспринимаются как одно
надавливание. Такова, по-видимому, разрешающая способность наших чувств
во времени. У разных видов она может варьировать.
Верхняя граница психологически настоящего времени, заполненного лишь
простыми, между собой не связанными чувственными раздражителями, очень
ограничена; максимальные размеры интервалов, отмечаемых, например,
ударами молотка, которые мы воспринимаем и непосредственно сравниваем
между собой, равны примерно 5 с. Сравнение интервалов большей
длительности требует уже счёта и опосредованных приёмов. При
соответствующем обычным условиям реальной жизни заполнении нашего
времени содержанием, компактно связанным в обширные целые, грани
настоящего заметно расширяются.

3.2. РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ ВРЕМЕНИ

У РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЛЮДЕЙ.

У одного и того же испытуемого восприятие времени может серьезно варьироваться в зависимости от эмоционального и физического состояния.

Известно, что на восприятие времени оказывают влияние
некоторые медикаменты, оказывающие воздействие на ритмику организма.
Хинин и алкоголь заставляют время течь медленнее. Кофеин, по-видимому,
ускоряет его, подобно лихорадке. С другой стороны, мескалин и марихуана
имеют сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени: они могут
приводить как к ускорению, так и к замедлению субъективного времени.
У больных, у которых наблюдается анестезия
внутренних органов, оказывается утраченной или очень сниженной
непосредственная оценка времени. Значительную роль в «чувстве» или
ощущении времени играют, по мнению Рубинштейна, необратимые химические
реакции в нервной системе.

Вообще, воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его. Тем не менее,
механизм, опосредующий восприятие времени, до сих пор является одной из
нерешённых психофизиологических проблем.
В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов, по
данным ряда исследователей, наблюдаются некоторые возрастные различия: и
недооценка маленьких, и переоценка больших промежутков времени оказалась
в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых. У взрослых
переоценка минутных промежутков достигла 133%, у детей, подростков и
юношей в возрасте от 7 до 19 лет она доходила до 175%.
В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия. В
опытах Х.Эренвальда одни испытуемые обнаруживали очень стойкую тенденцию недооценивать, а другие – переоценивать время. Эренвальд считает поэтому возможным различать два типа восприятия времени – брадихронический и тахихронический. Первый обнаруживает более или менее стойкую тенденцию к
ускорению; второй – к замедлению, к запаздыванию. Первый переоценивает,
второй недооценивает длительность временных интервалов.
Ошибки в оценке времени оказались, по данным Эренвальда, довольно
значительными. Имея задание определить длительность временного интервала
в одну минуту, один из испытуемых счёл минуту истекшей по прошествии
всего 13 секунд, другой – 80. Специальная длительная тренировка может на
некоторое время более или менее заметно повысить точность временных
оценок. Но и при тренировке у испытуемых сохраняются довольно стойкие
индивидуальные тенденции: одни недооценивают, другие переоценивают
время.
В некоторых патологических случаях выступает резкое расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени. Поучительной в этом отношении оказалась группа (обследованная Л. Я. Беленькой) шизофреников (от которых часто вообще можно слышать заявление, что они не чувствуют времени). Проведённое
исследование Л.Я.Беленькой обнаружило на клиническом патологическом
материале связь переоценок и недооценок длительности с эмоциональной
сферой. Оказалось, что все испытуемые, в частности маниакальные больные
с повышенным тонусом эмоциональной возбудимости и моторной подвижностью, связанной с непоследовательностью, торопливостью, обнаружили резко выраженные недооценки временных интервалов (иногда в два раза). При этом почти во всех протоколах отмечалось в показаниях испытуемых субъективное переживание этими больными ощущения «летящего» времени.

Испытуемая Ф. (студентка, 25 лет) пишет:

Времени я не чувствую; долго ли это было или мало времени прошло – для меня это безразлично, безвкусно. Другие говорят: как быстро прошло время или как медленно, а мне безразлично. Шизофреники этой группы в состоянии опосредованно оценить время, но не способны его ощутить. Обнаруживая полное понимание самых сложных временных соотношений, они оказываются не в состоянии определить длительность небольшого интервала.

Расщепление непосредственного переживания времени и опосредованной его оценки, слитых в нормальном восприятии времени, возникает в некоторых случаях нарушения нормального заполнения реального времени в результате патологического отрыва личности от реальности и образования у нее второго бредового плана переживания. Иногда это расщепление отчетливо осознается самим больным. Так, испытуемый Г., актер, 35 лет (из той же группы шизофреников), говорит: Я прекрасно понимаю, что время движется, что дни сменяются днями, недели неделями, годы годами. Однако субъективно мне кажется, что время остановилось, замерло, у меня в мозгу засела, застряла одна дата – 10 июля 1925 г. Я отлично понимаю, что настоящему, текущему моменту соответствует другая, но для того чтобы ее запомнить и закрепить, я должен ее записать и в дальнейшем для самоориентировки во времени должен вести календарный отсчет от этой даты, ибо иначе снова восторжествует та другая, неподвижная дата, которая не дает разворачиваться времени, которая сковывает его.

Непосредственные компоненты переживания и опосредованные компоненты восприятия и ориентировки во времени в данном случае как бы разведены, и потому каждый из них выступает с предельной отчетливостью: с одной стороны – искаженное непосредственное переживание течения времени; с другой – сохранившаяся нормальная, правильная, опосредованная ориентировка во времени, корригирующая дефектное непосредственное переживание. В других случаях – у больных с кортикальными поражениями и нарушением интеллектуальной деятельности – наблюдалась, наоборот, неспособность оперировать временными соотношениями при сохранности непосредственного переживания длительности, выручающего в элементарных случаях повседневной жизни.
В состоянии подавленности или фрустрации время течёт медленно. Больные,
находившиеся в депрессивном состоянии, - со сниженным тонусом,
замедленной моторной деятельностью, подавленным настроением,
отрицательной окраской органической чувствительности, распались на две
группы. Одна из них давала переоценку, иногда очень значительную,
предъявлявшихся им в эксперименте временных интервалов. В их показаниях,
как правило, отмечалась «тягучесть» времени в их переживании. У другой
группы депрессивных больных наблюдалась стойкая недооценка временных
интервалов. Такую недооценку обнаружили больные, у которых общее
депрессивное состояние сочетается с состоянием «угнетённого
возбуждения». При общем угнетённом состоянии они испытывают постоянное
смятение, нетерпеливость, они всегда спешат, боятся опоздать, никак не
могут довести до конца начатую работу. Тоскливое состояние сочетается у
них с аффективным состоянием тревоги, порождающим поведение, сходное с
маниакальным. У этих больных наблюдалось обычно, как и больных
маниакальных с повышенной возбудимостью, резко выраженная недооценка
времени.
Временная перспектива относительно мало изучена. Но некоторые факты
заставляют с уверенностью сказать, что она чрезвычайно варьирует у
разных испытуемых разных возрастов в разных ситуациях. Для солдата на
фронте во время вражеской атаки она чрезвычайно
сужена. Прошлое для него отсутствует, а будущее представлено лишь
несколькими часами предстоящей битвы. На следующий день, когда он лежит
раненый в госпитале, его временная перспектива значительно шире. Он
может думать о годах детства и о предстоящих годах.
Можно сделать вывод о том, что восприятие времени, являясь субъективной и динамической характеристикой, может отражать состояние человека, а также, изменяя различные внутренние и внешние факторы, можно изменять его и таким образом воздействовать на психическое состояние.


ГЛАВА 4. КАУЗОМЕТРИЯ КАК БАЗОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ И

ПСИХОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ.

Основным и наиболее полным биографическим методом диагностики является каузометрия - (от лат cau sa—причина и греч. metreb—измеряю) — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности (Е. И. Головаха и А. А. Кроник, 1982г.). Он позволяет провести анализ не только событий прошлого и настоящего, но и предполагаемых будущих событий. Каузометрия . позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов человека, об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим. Применима для исследования индивидуального и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профориентационных, семейных, психогигиенических консультациях.

Проводится это метод в различных вариациях – индивидуальный режим в форме опроса или с помощью специальной компьютерной программы Life Line («Биограф»), групповой режим (тренинг).

Проводится в среднем 1-2 часа. В полном варианте состоит из 11 этапов:

1 . Биографическая разминка. Предназначена для введе­ния человека в ситуацию целостного осмысления своего жизненного пути. Включает в себя определение даты рож­дения, ожидаемой продолжительности жизни, проведение теста Коттла и методики «Оценивание пятилетних интер­валов».

2. Формирование списка событий. Процедура предназначе­на для формирования опрашиваемым списка наиболее важ­ных событий своего прошлого, настоящего и возможного будущего в любой удобной для него формулировке. Всего пред­стоит назвать 15 событий. Психологу надо внимательно про­следить, чтобы в списке не было двух одинаковых событий.

3. Датировка событий. Опрашиваемый указывает год, месяц (или время года), число (или начало— середину-конец) месяца, когда произошло или произойдет каждое из названных событий.

4. Ранжировка событий по важности «для себя». Проце­дура предназначена для определения личной значимости событий. Измеряется с помощью прямой ранжировки оп­рашиваемым событий по их важности «для себя».

5. Ранжировка событий по важности «для значимых дру­гих». Измеряется с помощью прямой ранжировки.

6. Цветовые ассоциации событий. Процедура предназна­чена для диагностики менее осознанного эмоционального отношения опрашиваемого к событиям его жизни. Ему пред­лагается указать цвета (из 8 возможных), с которыми у него ассоциируется то или иное событие, а затем упорядо­чить все цвета по привлекательности. Рекомендуется вос­пользоваться 8-цветным тестом М. Люшера.

7. Анализ событий по шкале «приятное—безразличное-неприятное». Процедура направлена на выявление осоз­нанного эмоционального отношения к событиям (эмоционального знака событий).

8. Причинный анализ межсобытийных отношений. Пред­назначен для диагностики представлений опрашиваемого о структуре причинно-следственных связей между событи­ями его жизни. Опрашиваемому предстоит проанализиро­вать возможные причины каждого события (начиная с последнего) и, если причинная связь имеется, указать ее знак (благодаря/вопреки) и интенсивность (конечно, ско­рее всего, может быть). Анализируя причины 15 событий методом попарных сравнений, опрашиваемый должен дать 105 ответов.

9. Целевой анализ межсобытийных отношений. Предназ­начен для диагностики представлений опрашиваемого об инструментально-целевых зависимостях (средство—цель) между событиями его жизни. Начиная с самого первого события ему предстоит проанализировать возможные цели каждого события и, если цели имеются, указать, чего он хотел достичь или избежать, совершая то или иное собы­тие—поступок, и насколько он в этом уверен.

10. Обозначение сфер принадлежности. Процедура предназначена для определения того, к каким сферам жизни принадлежит то или иное событие (перемены в обществе,

природе, вделовой жизни, семейной, в проведении досуга, во внутреннем мире, в состоянии здоровья).

11. Определение «личного временного центра» — хроно­логического момента или интервала, с которым опраши­ваемый себя отождествляет, в котором чувствует себя живущим и с позиции которого оценивает происходящее.

При подведение результатов оцениваются:

- реализованность человека,

- значимые сферы жизни,

- направленность событий (прошлое, настоящее будущее),

- оптимизм/пессимизм по отношению к себе и происходящему,

- стиль жизни,

- предположительная оценка будущего (какие внутренние изменения могут произойти, какие из целей будут достигнуты, а какие нет и почему и т.д.).

Многолетний опыт использования данного теста в раз­ных возрастных группах и жизненных обстоятельствах по­зволяет рекомендовать его для формирования банка данных социологических, социально-психологических и медико-психологических обследований, а также для служб соци­ально-психологической помощи населению, пострадавшему вследствии социальных и экологических катастроф. Резуль­таты повторного тестирования могут служить одним из кри­териев эффективности социально-психологической и психотерапевтической помощи.

4.1. ПРИМЕР АНАЛИЗА КАУЗОМЕТРИИ.

Мной была проведена диагностика девушки, 18 лет, студентки с помощью программы Life Line. Использовались компьютерные данные для определения реализованности, объективной важности событий, оценки внутренней важности событий , составления психологического портрета (так как эти данные трудно получить в «ручном» режиме работы. Самостоятельно мной была составлена таблица событий, оценка пятилетий жизни, каузограмма (см. Приложения). Полученные мной данные я проанализировала и сопоставила с психологическим портретом. Затем моей испытуемой был представлен этот портрет для ознакомления и её оценки. Итак, опрос длился 75минут. Испытуемая прошла 6 основных процедур:

Данные о событиях представлены в таблице (см. Приложение 1). Можно сделать вывод о том, что события нормально распределены во времени, нет излишней опоры на прошлое или будущее. Почти все события относительно стандартны для большинства людей (школа, институт, свадьба, ребенок, работа). Можно сказать, что испытуемая имеет нормальный для её возраста процент реализованности (22%) и трезво может смотреть на свою жизнь, оценивать свои способности и притязания с возможностями (это подтверждает и психологический портрет). Об этом же говорит и психологический возраст – 19 лет – очень близкий к реальному.

Обратимся к цветовой оценке и цветовым предпочтениям. События, как мы видим, преимущественно окрашены в привлекательные цвета, что горит об оптимистичном взгляде на жизнь и о том, что наша испытуемая умеет трезво оценивать и преодолевать трудности (это также отражено в психологическом портрете). Оценивая сферы событий она больше всего выделяет «внутренний мир», «семья и быт» - это говорит о том, что перед нами «человек духовных поисков», который стремиться к самосовершенствованию.

Выделяется из общей картины событие «развод родителей». Оно окрашено в черный цвет, который является предпоследним по привлекательности. На каузограмме видно, что оно не имеет связи с другими события и отнесено к сфере «семья», а значит не значительно изменило внутренний мир и дальнейшую судьбу испытуемой. При этом оно и объективно и субъективно занимает последнее место по значимости. То есть это сильное негативное случайное событие, неприятное переживание детства, которое, естественно включено в число важных, но совершенно рационально занимает только нижнюю позицию.

В каузограмме (см. Приложение 3) видны несколько событий (4, 5, 10), которые не имеет связей с другими. Проанализировав их названия и сферу (внутренний мир) видно, что это некие приятные моменты прошлого и настоящего, которые отнесены к значимым событиям из-за их сильного эмоционального компонента, который важен для испытуемой. При этом она, опять же рационально, ставит их в середину списка значимости. Стиль жизни испытуемой скорее деятельно-гедонистический (формируется на основе максимизации способностей и максимизации полезности мира и его конкретизации).

Испытуемая, ознакомившись с результатами исследования,(см. Приложение 4) полностью с ними согласилась и с интересом приняла к сведению предположения и её будущем. В целом можно сделать вывод, что перед нами вполне здоровый психически человек, трезво оценивающий себя, других, свои цели, возможности и условия их реализации. Она не нуждается в серьезно психологической помощи и поддержке на данный момент.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В психологии на сегодня наблюдается далеко не самая положительная тенденция – использовать тестовые методики, особенно их компьютерные варианты, и делать из этого весьма обширные выводы об испытуемом не зная его. Можно много говорить о минусах подобного подхода, но лучше задаться вопросом: «А почему это происходит?». Скорее всего потому, что ответить на стандартные вопросы легче, чем посмотреть вглубь себя, подумать, проанализировать. Поэтому биографические методы не столь широко распространены среди профессионалов и любителей. Да и проблема психологического и биографического времени остается интересной, совсем узко разработанной

С этим я столкнулась в ходе написания работы – понятие «время» по прежнему ассоциируется и рассматривается в рамках философии и физики, в психологии собрано достаточно много данных о закономерностях и различиях в восприятии времени, есть широкие практические исследования в области тайм-менеджмента, в рамках психологии труда, но нет единой теоретической базы, нет обширных практических методов, за исключением авторского метода каузометрии. Но несмотря на все трудности, на мой взгляд я справилась с поставленной в начале целью, смогла составить общую картину развития представлений и взглядов на понятие «время» в разных науках выделила основные показатели, которые наиболее часто используются в диагностике и психотерапии. Подробно я ознакомилась методом каузометрии, его теоретическими основаниями, данными, полученными в ходе почти 20-летней практики. Результаты этой работы, меня лично заставили о многом задуматься, многое осознать и переоценить. Это большой и серьезный опыт для меня, как для будущего профессионала, новый знания и умения, которые несомненно пригодятся и возможно комплексно будут использоваться в практике. В заключении, имея достаточную осведомленность в области психологии личностного времени, хотелось бы описать проблемы и перспективы развития этой области.

Говорить о жизни одновременно и легко, и непросто. С одной стороны, нет, казалось бы, ничего ближе и доступнее человеку, чем собственная жизнь, с другой же — эта жизнь всегда нечто сокровенное и далеко не с каждым можно и хочется говорил, о ней. Для преодоления эффекта «защиты биографии» существует немало способов — от психоанали­тической беседы до приема «встречной откровенности» Подобные приемы не всегда, однако, представляются корректными с этичес­кой точки зрения. Одна из особенноестей каузометрии состоит в том, что, давая возможность исследовать жизненный путь, она не предполагает в качестве обязательного условия снятие за­щиты биографии и достижение полной откровенности оп­рашиваемого. Необходим лишь некоторый минимум доверия, достаточный для того, чтобы в присутствии психолога просто подумать о своей жизни.

Проблема психологического времени, его важности является одной из наиболее «молодых» в психологии. Ещё не до конца исследовано влияние времени на личность человека, но уже есть большие достижения в этой сфере – биографические методы, тренинги, работа с биографическими кризисами и многое другое.

Наше настоящее – это период, когда время течет иначе, чем раньше, когда время нужно рационально использовать из-за катастрофической нехватки. Это можно понимать и в самом узком смысле и в самом широком, ведь недостаток времени может стать причиной дальнейших серьезных проблем. Мы на 5 опаздываем на работу или важную встречу – получаем сильный стресс, а такие стрессы могут быть ежедневно, накапливаться и выливаться самыми неприятными для нас последствиями. Мы много учились, работали, а личную жизнь оставили в стороне – получаем серьезный биографический кризис нереализованности, неуверенность в себе и другие проблемы. Этот список примеров «из жизни» можно продолжать дальше, но вывод из них один – психология времени личности, психодиагностика и психотерапия жизненного пути сейчас невероятно актуальны.

Сейчас многие проблемы решаются сменой режима, релаксацией, но это дает поверхностный и кратковременный результат, не заменяющий курса психологической терапии. Это можно решить путем расширения использования существующий биографических методов психотерапии и диагностики и разработкой новых направлений, таких как разработка биографических игр, направленных на развитие способностей человека к решению проблемных жизненных ситуаций, психофизиологические исследования, направленные на создание «психологических часов» - измерителя психологического возраста человека, реализованности его жизненных замыслов и творческого потенциала и многое другое. Вполне имеют место исследования связи базовых личностных черт со стилями жизни.

Реализовать все это непросто, но конечная цель подобных исследованиях все же оправдывает потраченные средства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова А.К., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетея, 2001.

2. Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. М., Изд-во МГУ,1980 г.

3. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. –М.: Смысл, 2008.

4. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.

5. Психология ощущений и восприятия (Хрестоматия). – М.: ЧеРо, 1999.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - М., 1946.


Скачать архив с текстом документа