Время в мире Белого

СОДЕРЖАНИЕ: Писатель впоследствии признавался, что называя свои первые прозаические опыты симфониями, он и сам толком не знал, что это такое. Симфонии Белого больше схожи с сонатами.Слово симфония было для Белого своего рода символом.

Время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами.

Михаил Чехов.

Мне Вечность - родственна.

Андрей Белый.

Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 8.1.1934 ) родился и вырос в среде московской интеллигенции, семье знаменитого математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России , где как бы воедино слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.

Уже учась в университете Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея.Не чайный стол - заседание Флорентийской академии,- с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сергей Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус... Именно здесь , в семье Соловьевых , были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним Андрей Белый (белый - священный,утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов любимый цвет Владимира Соловьева ).

В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем.В этом году создана первая из четырех его симфоний - Северная или Героическая.

Писатель впоследствии признавался, что называя свои первые прозаические опыты симфониями, он и сам толком не знал, что это такое. Симфонии Белого больше схожи с сонатами.Слово симфония было для Белого своего рода символом.

Тема вечного возвращения -одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к которым повествователь возвращается через определенные промежутки времени. Уже во второй симфонии с темой вечного возврата борется тема жизнеутверждения.

Во второй симфонии на первой же странице возникает образ солнца - зловещий глаз, уставивщийся на землю и проливающий на нее потоки металлической раскаленности. Первый поэтический сборник Белого Золото в лазури выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце - предмет почти что языческого поклонения :

Солнцем сердце зажжено.

Солнце - к вечному стремительность.

Солнце - вечное окно

в золотую ослепительность.

Солнце

Стихотворение Солнце посвящено К.Бальмонту - автору книги Будем как Солнце. Также в этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле Золотое руно Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения - поколения рубежа столетия .

Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела Золото в лазури. В будущее , которое - согласно логике возврата - уже было ! Поэтому оно может выступать в масках :

- прежнего счастья

- старины :

Старина, в пламенеющий час

обуявшая нас мировым ,

старина, окружившая нас , водопадом летит голубым.

Вечный зов - образов прошлой культуры ( раздел Прежде и теперь ) :

Блестящие ходят персоны ,

повсюду фаянс и фарфор ,

расписаны нежно плафоны ,

музыка приветствует с хор.

Опала

1905 год - начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достигли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый,Белый оказывается на грани умопомешательства.Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907-1908 годы.

В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотворений Пепел (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами Пепла,- из них Белый составил следующий сборник Урна(1909)

Идея Пепла точнее всего сформулирована самим Белым :

Пепел-книга самосожжения и смерти:но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем.Сборник выстроен по линии все большего и большего просветления горизонта (недаром один из последних разделов сборника называется Просветы).

Пространство Пепла - это система вписанных друг в друга кругов сжимающихся по мере приближения к центру . Первый круг самый большой, - почти что безграничные,пустые,страшные, голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ :

Туда - где смертей и болезней

Лихая прошла колея...

Отчаяние

Пожирают их болезни

Иссушает глаз...

Деревня Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь... Там - убогие стаи избенок, Там - убогие стаи людей...

Из окна вагона

Тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентирована в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство выражено в образах :

- неизвестности

- оторопи :

Где по полю оторопь рыщет,

Восстав сухоруким кустом...

Отчаянье

- смерти :

Над страной своей родной

Встала Смерть.

Веселье на Руси От голода, холода тут

И мерли, и мрут миллионы...

Там Смерть протрубила вдали

В леса, города и деревни...

Русь

Пространство следующего круга - Деревни - имеет более четкие контуры.Оно уже не пусто, а насыщено предметами подчеркнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и высунутый красный язык висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь,свищущая пеной из-под красной рукоятки символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном пространстве смерти :

Красною струею прыснул

Красной крови ток.

Ножик хряснул, ножик свистнул,-

В грудь, в живот и в бок.

Убийство

Пространство следующего раздела Город еще конкретнее : Москва пира во время чумы . Ритуальная пляска Смерти перенесена в Городе с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир :

...Здесь хозяин гостье рад.

Звякнет в пол железной злостью

Там косы сухая трость,-

Входит гостья,щелкнет костью,

Взвеет саван : гостья смерть.

Маскарад

В этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не видят ничего вокруг себя.Среди участников пиров только один поэт-арлекин знает о том что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но и в облике страстотерпца :

Вы мечи

На меня обнажали.

Палачи,

Вы меня затерзали.

Прохождение

Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе Безумие : - венок из колючей крапивы :

Над простором плету, неподвижен,

Из колючей крапивы венок ...

В полях

- приложенный к челу пучок колючего чертополоха - бегущая с чела кровавая струя :

С чела, с кровавого плеча

Кровавая струя струится ...

Успокоение

Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела - Друзьям, - зато укрепится и усилится в следующем разделе Просветы :

Кто зовет благоуханной клятвою,

Вздохом сладко вдаль зовет идти,

Чтобы в день безветренный над жатвою

Жертвенною кровью изойти ?

Жизнь

Пепел является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.

Следующий его сборник -Урна(1909). Этот сборник посвящен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегический характер, хотя в Урне содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме :

Год минул встрече роковой,

Как мы, любовь лелея, млели...

И ежели тебя со мной

Любовь не связывает боле, Уйду,сокрытый мглой ночной,

В ночное ,в ледяное поле...

Сложу в могиле снеговой

Любви неразделенной муки...

Ссора

Урна - последнее ,что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие ( 1905 - 1908 гг. )

В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке.Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пишет Путевые заметки - самое светлое произведение из всех им написанных.В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая в Россию.

В сентябре 1916 Белый возвращается на родину.Россия ожидает его.С Россией Белый переживает ее самое трагическое время:

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня !

Россия, Россия, Россия, -

Безумствуй,сжигая меня !.. Россия, Россия, Россия, Мессия грядущего дня !

Родине

Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма.

В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму Первое свидание - реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.

Первое свидание - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается путь нисхождения.

В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи Москва.

Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому,признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.

Последние годы жизни Белого не составляют исключения,скорее даже наоборот : пробуются все новые формы, жанры,стили, писатель сочетает работу над Москвой с путевыми заметками Ветер с Кавказа и Армения, с трудами по стиховедению,философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.

Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой орнаментальной прозы.

Список литературы

Андрей Белый.Сочинения.

Андрей Белый.Стихотворения и поэмы. Андрей Белый.О себе как о писателе.

В. Пискунов .Сквозь огонь диссонанса.

Скачать архив с текстом документа