Выбор компьютера

СОДЕРЖАНИЕ: Происхождение персональных компьютеров. Конкуренты. Tandy/Radio Shack. Стратегия IBM. Нахождение точки опоры. Свой собственный опыт.

Компьютер волнует воображение всех людей. Вид вскрытого компьютера можно сравнить с видом живого сердца - оба приводят к благоговейному страху. Но компьютер - это только машина созданная людьми и для людей, а следовательно, человек должен уметь совладать с ним.

Таинства вокруг компьютера возникли по нескольким причинам. Наиболее важная — это то, что компьютер думающая машина. В это слово может быть вложен любой смысл. Можно вообразить, что думающая машина может хитрить, располагаясь на вашем столе, мо­жет составлять свои собственные планы и даже реализовывать их. У думающей машины есть мозг, и работать с этим мозгом может только нейрохирург. И электронный пациент испыты­вает боль от рук неопытного оператора. Думающая машина работает непонятным образом, и кажется, что и через тысячи лет лучшим гениям не удастся объяснить ее работу.

Но компьютер не может думать — по крайней мере так, как это делал Альберт Энштейн. У него не может быть ни причин,ни эмоций. Импульсы, проходя по компьютеру, не порож­дают необъяснимых химических или электрических процессов. Все, что происходит в нем, происходит под полным контролем и полностью объяснимо. Наверное, работу компьютера легче объ яснить, чем действие пламени в двигателе внутреннего сгорания. В компьютере со­вершенно нет ничего таинственного!

Компьютер вызывает некоторое опасение потому, что он содержит микросхемы, работа­ющие от электрического тока. Электричество может быть опасным. Но как раз в компьютере эта опасность сравнительно мала. Компьютер работает в основном с напряжением в 12 вольт. А следовательно, опасность не более чем при игре с детской железной дорогой. Ком­пьютер не угрожает ни вашему здоровью, ни вашей жизни. Компьютер специально разрабо­тан так, чтобы его легко можно было починить. Может быть, наше отношение к компьютеру объясняется его микросхемами, которые не рекомендуется трогать руками, и каждая из ко­торых стоит около 500 долларов. И действительно , микросхемы являются наиболее деликат­ными компонентами компьютера. Статическое электричество может повредить им. Но ког­да микросхемы находятся на платах — эта опасность минимальна.

Большинство людей не хотят лезть внутрь компьютера потому, что он очень сложен. В действительности это так и не так. Все зависит от того, как на это посмотреть. Так, замена микросхемы или установка дискового драйвера едва ли сложнее, чем понимание булевой ал­гебры. Для работы с компьютером вовсе не требуется глубоких знаний электроники, опыта техника или механика. При ремонте чаще всего требуется соединить проводники и порабо­тать отвертк ой, а это может каждый, в том числе и вы. Хотя большого опыта и глубоких зна­ний теории числовых процессов не требуется, вы должны представлять, что вы хотите сде­лать и что вы можете сделать, как и почему именно так строится архитектура компьютера.

Персональный компьютер можно определить двумя путями: как компьютер, который мо-жет эксплуатироваться одним человеком, или как игрушку, превратившуюся в мощное орудие бизнеса. Во многих случаях эти два определения значат одно и то же. IBMPCоли-цетворяет саму идею пе рсонального компьюте ра. Только совсем недавно эти компьютеры были замещены новыми машинами — так называемыми персональными системами IBM и компьютерами Apple фирмы Macintosh. Тем не менее, IBMPC явилась технологическим фундаментом для всех персональных компьютеров. Эта система установила первые стан­дарты, которые помогли другим производителям добиться успеха и которые указали путь к прогрессу.

Происхождение персональных компьютеров

Не было бы индустрии персональных компьютеров в нынешней форме, если бы фирмой IBM в 1980 году не был принят ряд практических шагов. Кульминация наступила 12 августа 1981 года, когда впервые была представлена IBMPC. И сегодня все производители персональных компьютеров испытывают на себе влияние тех исторических решений.

Для полного понимания работы персональных компьютеров, путей их эволюции, мы должны начать с ознакомления с основными концепциями тех решений. Слишком часто разработки по персональным компьютерам сталкиваются с ограничениями, которые кажут ­ся ничем не оправданными.

Но одно очевидно: персональные компьютеры — детище не только IBM. После публично­го представления первых PC даже в самой IBM не осознали — что они сделали. Последовал головокружительный успех, приведший первоначально даже к дефициту и невероятной удаче торговцев от IBM, которые смогли превратить силикон в золото. Противоречивость разработки

Как только наметился большой успех первых PC, IBMзасекретила свои разработки на века. Ее гениальная догадка основывалась в равной мере на прогнозе успеха своих разработок и на ри­ске. IBM хотела представить свое детище, удовлетворяющее как любител ей, так и профессиона­лов. Настольный компьютер открывал огромные возможности, и IBM не хотела упускать их, как это имело место с мини-ЭВМ (здесь наибольший успех пришелся на долю фирмы DEC).

Создавая первую модель настольного компьютера, фирма тщательно разрабатывала свои собственные уникальные решения по всем ключевым вопросам. А затем использовались как эти оригинальные решения, так и принятые в то время другими производителями. Если слу­чались сбои — использовался другой вариант, но только в рамках принятой стратегической концепции.

К онкуренты

Чтобы понять, почему именно эти элементы использовались при разработке PC, необхо­димо вспомнить, что происходило в то время на рынке компьютеров. В 1980 году понятие персональный компьютер трактовалось широко. Рынок технического обеспечения отличался большим разнообразием. Тем не менее, все персональные компьютеры можно было разделить на три большие группы. В двух из них доминировали по одному главному производителю. Третью объединяло использование одной операционной системы.

Компьютер APPLE

Самый главный и долговреме нный конкуре нт по попул ярности, который сумел вы жить со своими оригинальными решениями, был и остается Apple-2. (Предыдущая ра зработка была больше конструкторской разработкой, чем коммерческой моделью). Разраб отка Appl е-2 имела оригинальные и перспективные решения, которые в скором времени стал и использов аться и при создании I BMPC.

Apple-2 имела одноплатную конструкцию и шину расширения, позволяющ ую подсоединять дополнительные устройства. Клавиатура была помещена в отдельный корп ус, что с оответствовало простому, практичному и эффективному подходу.

В качестве центрального процессора был взят очень надежный по тому времени ми кропроцессор 6502, который осуществлял восьмиразрядные операции со скоростью около миллиона операций в секунду.

Недостатком являлось отсутствие нижне го регистра символов, малая оп ерат ивная память -только 8 килобайт и способность обрабатывать только 40 столбцов символов на экране . Для уве личения объема памяти использовалась магнитная лента, запуска емая с обычного к ассетного магнитофона.

Позже в дополне ние к Apple-2 были разработаны битовые карты графики, дисковая оп ерационная система для управления оперативной памятью и нижний регистр для символов, которые могли размещаться на экране в восьмиде сяти столбцах. Некоторые из этих реш ений еще не созрели к моменту появления первых PC или требовали инженерного гения. Так или иначе, со времене м все эти задачи были ре ше ны. Особе нно большой прогресс был дости гнут со структурой памяти, где, например, переме нные символы экрана хранились в различных блоках памяти.

Tandy / Radio Shack

Над вторым лагере м производителе й настольных компьютеров выше вс ех р еял флаг ф ирмы RadioShack. Уличным торговцам были хорошо известны товары этой фирмы — от батареек и игрушек до часов и те лефонов. Вскоре этот ряд дополнили и компьютеры. Некотор ые из них изготавливались по собственной те хнологии, работали на микропроце ссоре и им ели свою операционную систему.

Фирма выпускала очень широкий ассортимент компьютеров, но наибол ьшее распрост ранение во время появле ния IBMPC имела моде ль TRS-80. Это был настольный компью тер, у которого в одном корпусе размещались монитор, клавиатура и вся эле ктроника. Использовался микропроцессор Z8 0, имелись накопители гибкого диска и магнитной кассеты. Но наиболее знаменитой была операционная система TRS-DOS, прозванная дрянно й опера ционной системой.

Это прозвище частично объясняе т, почему моде ль официально исчезла с рынка. После не скольких ле т дрянных шуток, RadioShack пре образовалось в TandyСогрога tiо n. Причём при этом исчезла не только аббревиатура TRS, но и торговая марка Rad ioShack со всех выпускаемых компьютеров.

Главным достоинством TRS-80 была возможность подде рживать 80 столбцов т екста по ве рхнему и нижнему регистрам, главным не достатком — се дизайн. Корпус мод ели не имел углов и был отделан пластиком под ме талл, что могло понравиться Ве се лому Роджеру , но никак не бизнесмену.

СР/М

Третью группу производите лей малых компьюте ров объе диняла фирма Control Program forMicrocomputers (СР/М). Фирма производила мощные и широкораспространснныс компьютеры с микропроцессорами 8080 и Z80 и гибкой опе рационной системой. Ни зкая стоимость и надёжность привели к широкому распространиению данной модели и её использованию как стандарта. Типовые компьютеры CP/M позволяли обрабатывать текст на 80 столбцах дисплея с использованием нижнего регистра. Текстоориентированный дисплей обычно имел телетайпный интерфейс. Этот интерфейс был разработан при создании отдельных терминалов и центрального процессора. Связь между ними осуществлялась последовательно и по одному биту. Комбинация микропроцессора и операционной системы позволила найти широкое применение компьютеров: от подготовки текстов до управления базами данных. Это было как раз то, что нужно было для бизнеса и позволило считать эту модель эталоном настольного компьютера. В начале 80-х годов большинство бизнесориентированного программного обес- печения (обычно состоящего не более чем из нескольких дюжин строк в кодах Бейсика) бы- ло разработано на СР/М.

Стратегия IBM

Это окружение явилось стимулом для создания PC. К тому времени рынок малых компь­ют еров вырос до нескольких десятков тысяч машин в год. Это была солидная цифра, чтобы ее игнорировать. Особенно если учесть, что возросло число потребителей среди бизнесменов. Вы не забыли — средняя буква IBM обозначает бизнес.

Учет уроков прошлого

Необходимо вспомнить старую ошибку IBM. Однажды IBM проигнорировала специфиче­ские запросы покупателей. Это случилось потому, что рынок малых ЭВМ был мал и прибы­ли были намного меньше, по сравнению с производством бол ьших ЭВМ. Фирма DEC вос-пользовалась нерасторопностью IBM и поспешила захватить свободное место на рынке. В ре­зультате DEC преуспела и стала главным конкурентом IBM. Столкнувшись с новыми рыночными перспективами, IBM решила быстро захватить ры­нок, но с минимальным риском.

Нахождение точки опоры

Возможно, самым легким путем для достижения своих целей была покупка. IBM могла просто купить завод по производству малых компьютеров и присоединить новую компанию вместе с ее продукцией к колоссу IBM (позже IBM проделала этот трюк в сфере промышлен­ной связи, купив Rolm Corporation).

Лучшим выбором была бы Apple. Однако Appleне могла быть целью IBM. Продукция Apple, в первую очередь, ориентировалась не на деловых людей, а на любителей. Удовлетво­рение потребности любителей не являлось главной целью IBM.

К тому же Apple не имела серьезной репутации солидной компании по производству ком­пьютеров. Конечно же, то же самое можно было сказать о любой компании того времен и, производящей настольные компьютеры. Индустрия сама была молода, а следовательно, и все компании ее были молоды. Тем не менее, Apple была одной из малых начинающих ком­паний, будущее которой было весьма сомнительно. Кроме того, модель Apple-2 имела пло­хой дизайн.

RadioShack никог да не могла служить альтернативой. Производство компьютеров не яв­лялось главным бизнесом фирмы. Иными словами, IBM пришлось бы купить ресторан толь­ко для того, чтобы выпить чашечку кофе.

Другие производители были еще менее привлекательны. IBM не хотела покупать чей-ли­бо гараж, оптимистично названный заводом по производству микрокомпьютеров.

Свой собственный опыт

Фирма имела свой собственный опыт по производству малых компьютеров. Она уже вы­пускала свой собственный переносной компьютер — модель 5100. Созданный без использо­вания таких новшеств, как драйвер гибкого диска, — эта модель использовалась внутри са­мой фирмы и никогда не рассматривалась как коммерческая модель.

Выбор микропроцессора

Сомнений не было — машина IBM должна была быть реализована на микропроцессоре. Этот умный чип сделал настольный компьютер практичным и возможным к использованию в промышленности. Встал вопрос — какой микропроцессор использовать, чип Apple 6502 был уже устаревшим даже в 1981 году. Этот чип мог оперировать только с 8-ю битами с частотой 1 Мгц . Отсюда его производительность не могла сравниться с СР/М и микропроцессором Z80.

Хотя, Z80 являлся также 8-битным процессором, у него был более эффективный набо р кодов управления и скорость его работы была выше. Еще более ухудшало это сравнение для 6502 огромная библиотека программного обеспечения СР/М.

Однако IBM столкнулась бы с трудностями, попытайся она использовать Z80. Новую продукцию едва бы удалось поставить в отдельный ряд от СР/М на рынке. IВМ-СР/М ком пьютеры не имели бы существенных новшеств, и их широкая реализация на рынке была бы проблематичной.

Память

После микропроцессора следующий наиболее важный вопрос — вопрос выбора пам яти. При этом необходимо решить несколько проблем. Рабочая память компьютерной сист емы должна быть разработана как с физической точки зрения (какие микросхемы использо вать и каким образом их подключать), так и логически (способ организации работы с память ю). Кроме того, не следует забывать о внешней памяти.

Первая проблема — проблема выбора конкретных микросхем памяти - была решена наиболее легко. На PC были использованы микросхемы памяти на 16384 байт. В то врем я это были наиболее ёмкие и эффективные, с точки зрения цены, микросхемы. Эти чипы де лали PCвысококонкурентоспособными.

Информация в этих микросхемах размещалась в одноразмерном массиве на 16384 элемента по 1 биту. (Другие микросхемы могли хранить по 4 бита в ячейке). При организации побай тной структуры информации необходимо иметь 8 микросхем.

IBM пошла дальше и добавила один дополнительный бит к каждому байту. Имея огромный опыт работы с большими ЭВМ, IBM прекрасно сознавала, какое важное значение имеет целостность данных. Для этой цели больш ие ЭВМ снабжались сложными и громозд кими схемами для определения возможных сбоев памяти. Поэтому IBM решила обеспечить РС системой попрямому обнаружению ошибок, возникающих в памяти машины.

Простейшая схема контроля основывается на использовании контрольной суммы. Для этого ка ждый байт был снабжен дополнительным битом. Этот бит всегда имеет такое значе­ние , чт обы сумма всех битов в байте была четной. Если произошел сбой и один бит потерял своё ист инное значение, контрольная сумма сразу же скажет об этом. Дополнительный бит чётности требует дополнительную микросхему. А следовательно, во всех PC было установ­ле но 9 и сполнительных чипов памяти.

Большинство программ того времени требовали оперативной памяти немногим больше 16 К. IBM пошла дальше. И обеспечила гораз до большие возможности. Она обеспечила 64 К памяти IPC. Ориентируясь на будущее, IBM пр едусмотрела возможность установки допол­нительной памяти вплоть до 512К. Для того времени это были нем ыслимые ресурсы, хотя программ, требующих их, тогда еще не было написано.

IB M зарезервировала половину адресуемого диапазона 8088 для специальных целей. Часть его использовалась для видеопамяти, а другая часть — для постоянного хранения программ в ПЗУ (BIOS). Только малая часть этой зарезервированной памяти была использова­на. Но IBM чувствовала, что этот р езерв будет использоваться в будущем. В действительности только около 20К памяти было использовано: 4К — для видеопамяти; 16К — для BIOS.

Ре ше ния IBM по внешней памяти были характерны для настольных компьютеров того времени . Использовался 5,1 /4-дюймовый гибкий диск. Он был широко распространен среди других к омпьютеров, а кроме того, у IBM был личный опыт по работе с 8-дюймовыми диска­ми в своей собственной продукции. Например, как система подготовки текстов Display-Write r.

В то время никто не мог предвидеть возникновения потребности в больших объ емах внешней памяти. Поэтому IBM решила использовать только одну сторону гибкого диска, что ограничивало его объем 160К . По тем временам это был существенный шаг вперед, так как другие производители использовали только от 80К до 13 0К возможностей гибкого диска.

IB M также установила порт для подключения кассетного магнитофона на первые PC. Вме сто того, чтобы платить 500$ за драйвер гибкого диска, вы могли бы использовать маг­нитные ленты для хранения программ данных и даже обмениваться файлами с вашими дру зьями. Кассеты, конечно же, медленны, неудобны и менее всего подходят для использования на PC. Но в то время любители составляли значительную ч асть всего рынка потребителей PC. И, конечно же, кассетный порт нашел своих покупателей.

Д ля всех компьютеров необходимы языки программирования, и IBM снабдила свой PCБейсиком. В то . время этот язык был очень популярен среди любителей, а малый размер де­лал е го незаменимым для машин с ограниченной памятью. Кроме того, IBM имела свой собственный опыт работы с этим языком на 5100. Другой язык программирования APL также исполь зовался на 5100, и во многих случаях пользователи отдавали ему предпочтение. Од­нак о победил Бейсик.

К у жасу производителей совместимых машин IBM поместила Бейсик в ПЗУ. Так как внешняя память была необязательным атрибутом первых PC, без внутренне го языка программирования эти машины не могли принести много пользы. А так, Бейсик ждал вас, даже « I том случае, если у вас не было дискового драйвера, и он всегда был готов записывать и за­гружать программы на кассетный магнитофон.

Дисплей

Каждому компьютеру требуется система отображения. IBM разработала свой собственный дисплей, который использовался как внутри фирмы, так и в выпускаемой про­д укции. Он имел хорошую контрастность, символы на нем легко читались и не утомляли ме рцанием. Опыт работы с большими ЭВМ, а также успехи СР/М нав ели IB M на мы сль использовать так называемый телетайпный видео, когда компьютер посылает сигналы на терминал, а терминал затем отображает их. Терминал сам отвечает за изображение текста на экране. IBM использовала дополнительный байт для каждого символа отображаемого на дисплее. С его помощью передавались параметры символа: яркое изображение символа, тусклое. подчеркивание или негативное изображение. Каждый символ и его атрибут хранились в от­дельной ячейке памяти. Всего же для нужд системы отображения использовались 4К.

Клавиатура

Клавиатура требуется для управления компьютером, а также для ввода информации. Вместо того, чтобы следовать технологии Apple, которая поместила клавиатуру в один кор­пус с процессором, IBM повесила клавиатуру на провод, разместив ее в отдельном корпусе. При этом она руководствовалась опытом работы собственных сотрудников с такой клавиату­рой.

Таким образом, разрабатывая PC, IBM использовала все наилучшие идеи, реализован­ные другими производителями настольных компьютеров того времени. В результате слия­ния этих передовых идей получился очень способный компьютер. IBMPC был одноплатным микрокомпьютером — все его вспомогательные схемы располагались на одной большой пе­чатной плате. Как и Apple, и много других производителей компьютеров, IBM предусмотре­ла возможность расширения системы дополнительными устройствами.

IBM смогла сделать шиноориентированный компьютер. Это значит, что даже главный процессор можно рассматривать как всего лишь одно устройство на печатной плате. Логика, однако же, была против такой стратегии. Не все цепи могли работать на одной расширенной плате. Поэтому IBM разработала PC, у которой была главная печатная плата, составляющая скелет системы, и которая позволяла реализовывать расширение системы через предусмот­ренные разъемы.

Проблема состояла в том, что рынок потребителей настольных компьютеров отличался большим диапазоном запросов, и производство первых IBMPC можно сравнить с тайным хранением готовой продукции на складе и ожиданием: купит ли кто-нибудь эти машины?

К удивлению многих, в том числе и самой фирмы IBM, люди покупали компьютеры. По­купали представители малого бизнеса и огромные корпорации. PC продавались так быстро, что IBM не могла просто произвести требуемое количество.

Производство PC можно сравнить с революцией. Они пользовались огромным успехом и были очень мощными компьютерами того времени. Логические и практические разработки, используемые в машине, установили стандарт для молодой индустрии. Дюжины производи­телей, начиная от отдельных лиц, работающих в своем гараже, и кончая огромными корпо­рациями с многомиллиардным оборотом, создавали свои собственные версии PC, стараясь, чтобы их продукт по возможности был более совместим с оригиналом IBM. Эти компьютеры изменили не только стиль работы людей, но даже их образ мышления.

Скачать архив с текстом документа