Высоцкий Владимир Семенович

СОДЕРЖАНИЕ: Еще будучи школьником, Высоцкий занимается в драмкружке Дома учителя, которым в то время руководил артист МХАТа В. И. Богомолов. В 1956 г. после серьезной подготовки Высоцкий выдерживает экзамены и поступает в Школу-студию МХАТ.

Годы жизни: 25.01.1938 - 25.07.1980

Родился в Москве в семье служащих. Отец, Семен Владимирович, участник Великой Отечественной войны. Мать, Нина Максимовна (урожденная Серегина), родилась в Москве, по специальности переводчик. Первые годы жизни Высоцкого прошли в Москве; в начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуируется на Урал, в город Бузулук Оренбургской области. Спустя два года они вновь возвращаются в Москву. С 1947 по 1949 г. Высоцкий живет в г. Эберсвальде, в Германии, где служит его отец. В эти годы воспитанием Володи занимается в основном Евгения Степановна Высоцкая-Лихалатова, вторая жена его отца, под руководством которой он занимается музыкой — берет уроки игры на фортепьяно у приходящего в дом учителя-немца.

По возвращении в Москву Высоцкий продолжает жить в семье отца; весной 1955 г. переезжает жить к матери. По окончании школы (1955) Высоцкий поступает на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который вскоре оставляет, проучившись в нем всего один семестр. Еще будучи школьником, Высоцкий занимается в драмкружке Дома учителя, которым в то время руководил артист МХАТа В. И. Богомолов. В 1956 г. после серьезной подготовки Высоцкий выдерживает экзамены и поступает в Школу-студию МХАТ на курс П. В. Массальского. В студенческие годы Высоцкий — один из постоянных авторов и участников многочисленных капустников; он пишет стихи, пародии, куплеты, экспромты. По окончании студии (1960) играет на столичной сцене: в театре им. А. С. Пушкина, Театре миниатюр, пробуется в театр Современник. С 1964 г. Высоцкий — актер Московского театра Драмы и комедии на Таганке, которым руководит Ю. П. Любимов. С конца 1950-х гг. Высоцкий также активно работает в кино, где им сыграно около 30 ролей. С середины 1960-х гг. Высоцкий начинает работать в кино не только как актер, но и как автор песен. Начало своего творческого пути Высоцкий связывал с влиянием на него Б. Окуджавы: Меня поразило, насколько сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он читает их под гитару, и я стал пытаться делать это сам. Первой своей песней Высоцкий считал Татуировку (1961), которая была написана в Ленинграде. Творчество Высоцкого начального периода (1961—1964) опиралось в основном на традиции блатного фольклора и городского романса и носило скорее характер пародии, вариации на блатные темы. К середине 60-х гг. в творчестве Высоцкого наметился кризис; его приход в только что реорганизованный Театр драмы и комедии на Таганке (1964) во многом обусловил разрешение этого кризиса. Яркая индивидуальность театра, его интеллектуальная направленность привлекли к нему многих интересных писателей и поэтов, актеров и ученых, композиторов. Написав первый раз музыку к стихам А. Вознесенского для спектакля Антимиры (1965), Высоцкий начинает работать для театра. Первой песней Высоцкого, профессионально исполненной в спектакле (Десять дней, которые потрясли мир, 1965), была песня белых офицеров В куски разлетелася корона. В этот период (1964—1968) происходит тематическое и жанровое расширение творчества Высоцкий: отклики на политические события (китайский цикл), на события личной жизни (Мой друг уедет в Магадан), зарисовки фельетонного характера (Песня завистника, Перед выездом в загранку). В это же время появляются первые песни-сказки О нечисти, Про джинна, Про дикого вепря, О несчастных сказочных персонажах, антисказка Лукоморья больше нет. Интерес Высоцкого к фантастике выразился в цикле фантастических произведений: В далеком созвездии Тау Кита, Песня космических негодяев, Каждому хочется малость погреться (1966). Одновременно с этим появляются первые спортивные песни: О сентиментальном боксере, О конькобежце на короткие дистанции. В эти годы по-новому начинает звучать военная тема, которая в раннем творчестве была переплетена с тюремной (Штрафные батальоны, 1963) и впоследствии нередко обнаруживала свою с ней связь (Песня о госпитале, Все ушли на фронт, Песня о звездах; все — 1964). В 1965 г. в спектакле Театра на Таганке Павшие и живые (поэтическая композиция по произведениям поэтов военного поколения) звучала песня Высоцкого Солдаты группы Центр, а в 1966 г. в фильме В. Турова Я родом из детства прозвучало несколько песен Высоцкого, в том числе Братские могилы в исполнении М. Бернеса. В этом же году Высоцкий снимается в фильме С. Говорухина Вертикаль, для которой пишет цикл альпинистских песен: К вершине, Песня о друге, Военная песня. На первый план выдвигается лирическое начало. К концу 1960-х гг. эта тенденция усиливается, чему в значительной степени способствуют личные обстоятельства жизни поэта (знакомство летом 1967 г. с будущей женой — Мариной Влади, французской актрисой театра и кино русского происхождения (настоящее имя — Марина Владимировна Полякова-Байдарова). К концу 60-х гг. относятся первые (в основном — нотные) публикации произведений Высоцкого. В это же время в официальной прессе появляется ряд статей, содержащих критику произведений Высоцкого, где им было отказано не только в художественности, но и в высокой идейности, подлинной гражданственности. Поэтическим откликом Высоцкого на эти события стала Охота на волков (1968).

В эти годы Высоцкий пробует работать и в других жанрах: повесть Жизнь без сна (1968, название дано при первой публикации в парижском журнале Эхо; в отечественном самиздате распространялась под названием Дельфины и психи; в СССР впервые опубликована в 1989 г., заявка на киносценарий Удивительная история очень молодого человека из Ленинграда и девушки из Шербурга (1969; опубликована в 1992 г.) и киносценарий Как-то все вышло... (1969—1970). Но ни один из замыслов Высоцкому реализовать не удалось. В 1970—1971 гг. он работает над поэмой для детей Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Дыховичного в 2 частях для издательства Детская литература, которым она так и не была принята. В октябре 1970 г. в Театре на Таганке начинаются репетиции спектакля по пьесе У. Шекспира Гамлет, где Высоцкий играл главную роль. Эта актерская работа Высоцкого стала вехой не только на его актерском, но и на поэтическом поприще, оказав заметное влияние на все его последующее творчество. Все чаще в произведениях Высоцкого затрагиваются вопросы жизни и смерти, человеческого предназначения, общечеловеческой связанности и ответственности, так или иначе окрашенные гамлетовской темой: Бег иноходца (1970), Горизонт (1971), Кони привередливые (1972). Одно из центральных мест в поэзии этого периода (1968—1973) занимает стихотворение Мой Гамлет (1972), в котором размышлениям о судьбах своего поколения и о своей собственной судьбе Высоцкий придал форму лирико-философского монолога, позволяющего не только лучше понять искания самого поэта, но еще и представить его видение образа Гамлета. В жанровом отношении этот период творчества поэта более однороден, чем предшествующий: наряду с лирико-философским монологом Высоцкий все чаще обращается к жанру баллады. Гамлетовским содержанием наполнен цикл баллад, написанный к фильму Бегство мистера Мак-Кинли (1973): Баллада о маленьком человеке, Баллада о манекенах, Баллада об уходе в рай, Прерванный полет. Впервые появляются произведения исповедальной (Я не люблю, 1969; Маски, 1971; Памятник, 1973; Когда я отпою и отыграю, 1973) и любовной лирики (Мне каждый вечер зажигает свечи, 1968; Маринка, слушай, милая Маринка, 1969; Нет рядом никого, как ни дыши, 1969; Люблю тебя сейчас, 1973). Одновременно с этим формируется и собственно лирический герой Высоцкого. В этот период созданы наиболее значительные произведения о войне — Песня о Земле (1969), Он не вернулся из боя (1969), Мы вращаем Землю (1972). В 1973 г. совместно с Мариной Влади Высоцкий совершает свою первую зарубежную поездку, впечатления от которой нашли отражение в цикле стихов Из дорожного дневника. Позднее первое стихотворение этого цикла Ожидание длилось, а проводы были недолги опубликовано с купюрами в альманахе День поэзии. 1975. Это была единственная прижизненная публикация стихов Высоцкого в подобном издании. В эти годы Высоцкий часто выезжает за границу, подолгу живет в Париже, где работает над циклами, заказанными ему режиссером С. Тарасовым для фильма Стрелы Робин Гуда и драматургом Э. Володарским для спектакля Звезды для лейтенанта. В 1977 г. Высоцкий впервые выступает в Париже на празднике Юманите и на вечере советской поэзии в Павийон де Пари с группой поэтов (К. Симонов, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, О. Сулейменов, В. Коротич). В последующие годы (1978—1979) Высоцкий много выступает за рубежом: в Германии, Италии, США, Канаде. В 1979 г. Высоцкий — один из участников альманаха Метрополь, организованного Вик. Ерофеевым и В. Аксеновым, исключенными впоследствии из Союза писателей. В этот альманах Высоцким было представлено около 20 произведений, разнообразных как в жанровом отношении, так и по времени их написания: от самых ранних (Ребята, напишите мне письмо...) до более зрелых (Банька по-белому, На смерть Шукшина, Горизонт).

Наиболее зрелый этап творчества поэта — 1973—1980-е гг. Центральное место в поэзии Высоцкого этого периода занимает тема Судьбы — от судьбы отдельной личности до судьбы целого поколения и всего народа. Для этого этапа наиболее характерны жанры философского монолога и баллады, нередко — с ярко выраженным притчевым началом (Две судьбы, Притча о Правде и Лжи). В 1970-е гг. Высоцкий часто работает на радио, многие из спектаклей с его участием записаны на диски: Зеленый фургон, Мартин Иден, Незнакомка и Маленькие трагедии. Большой цикл написан им для музыкальной сказки Алиса в Стране чудес (1977). В эти годы Высоцкий продолжает работать в театре. В конце 1970-х гг. он работает над прозой (Роман о девочках, 1977), киносценарием (Венские каникулы, в соавторстве с Э. Володарским), пробует свои силы в режиссуре, вынашивает идею создания авторского кино.

25 июля 1980 г. в своей московской квартире Высоцкий скончался от сердечного приступа. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Скачать архив с текстом документа