Вызовы времени и проблема сетевого взаимодействия в сфере образования

СОДЕРЖАНИЕ: Проблема разработки теоретико-методологических основ сетевого взаимодействия учреждения педагогического образования остро актуальна. В статье выделены положения, значимые для формулировки, обоснования и иерархизации принципов сетевого взаимодействия.

Вызовы времени и проблема сетевого взаимодействия в сфере образования

О. Н. Шилова

(Санкт-Петербург)

Глобальным вызовом современной цивилизации являются постоянные изменения. Скорость изменений хорошо иллюстрируют следующие цифры. За 50 тыс. лет существования человека сменилось около 1600 поколений. Из них: 1100 – провели жизнь в пещерах; 800 – применяют огонь; 400 – используют энергию животных; 300 – владеют энергией воды и ветра; 150 – осуществляют эффективную связь поколений благодаря письменности (из них 12 – через печатное слово); 16 – применяют порох; 8 – измеряют время; 6 – используют искусственные источники энергии; 4 – пользуются электромоторами; 2 – владеют атомной энергией, реактивной авиацией, телевидением, лазерами, антибиотиками; только 1 поколение использует персональные компьютеры, космические технологии, телекоммуникацию, Интернет, генную инженерию [1].

Для соответствия динамике социокультурных глобальных процессов и вызовам ХХI века России необходим переход к инновационному типу развития.

М. Кастельс [2] отмечал, что высокая динамичность и открытость для инноваций характерна для социальной структуры, имеющей сетевую основу. Именно сети, по его мнению, составляют новую социальную структуру наших обществ, а логика их распространения и существования в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью. Материальную основу для всестороннего проникновения сетей в структуру общества обеспечивают развивающиеся информационные и коммуникационные технологии.

Среди основных проблем построения информационного общества в России в Государственной программе российской федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» отмечены: наличие низких навыков использования информационных технологий; недостаточность научно-методического обеспечения процесса становления информационного общества в Российской Федерации [3]. При этом программа не только призвана решать задачи модернизации в сфере информационных и коммуникационных технологий, но и является инструментом модернизации, в том числе и сферы образования.

Итоговым результатом программы заявлено наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях.

В этих условиях сети оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей: экономики, политики, – ориентированных на усвоение новых ценностей и общественных запросов; сферы образования, нацеленной на развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет.

Изменяется место человека в обществе – он становится генератором инновационных идей и тем самым превращается в движущую силу прогресса. В ближайшее время основным фактором социокультурной динамики должны стать творческие инициативы, самоактуализация человека, инновационные внедрения. Чрезвычайно актуальными являются социальные проекты, направленные на формирование формальных и неформальных инновационных структур, развитие креативных трудовых способностей личности, инновационной культуры хозяйственных организаций и объединений [8].

В этой ситуации формулируются вызовы учреждениям профессионального педагогического образования, среди которых – требования к качеству подготовки педагогических работников; изменение студенчества; конкуренция вузов, учреждений дополнительного профессионального образования и других организаций; управление в новых условиях; приобретение актуальных личных практик.

Очевиден вывод о том, что в ближайшей перспективе наиболее острая социально-экономическая проблема российского общества связана с несоответствием человеческого фактора требованиям формирующегося инновационного общества. В условиях нового экономического уклада и социальной модернизации возникает потребность в человеке, способном к самоактуализации, творческому труду, самообразованию, саморазвитию, самоуправлению, непрерывному образованию на рабочем месте, поиску, обработке, аккумуляции, внедрению новых профессиональных знаний, ведению коллективной и самостоятельной деятельности, умеющем сочетать личные мотивации с общественными.

В современном экономическом словаре новая экономика определяется как «совокупность нескольких высокоэффективных подотраслей экономики, ориентированных на использование интеллектуальной составляющей общественного развития и базирующихся на передовых информационных технологиях, интернет-решениях: консалтинг, инновации, образование, интернет-трейдинг и др.» [4]. Это понятие активно используется с конца 1990-х гг. Из приведенного определения следует, что новой можно считать экономику, которая активно использует:

– интеллектуальный потенциал общества;

– стремительно развивающиеся информационные технологии, которые, в свою очередь, являются одним из существенных катализаторов обновления;

– возможности образования, нацеленные на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие членов общества, которые образуют важнейшую составляющую новой экономики – человеческий капитал.

Новая экономика – это инновационная экономика, экономика знаний, интеллектуальная экономика, основанная на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве высокотехнологичной продукции и самих технологий, на новой организации информационных и производственных взаимодействий.

Одно из ярких названий новой экономики – «викиномика» – ввели в мир Дон Тапскотт и Энтони Д. Уильямс. В своей книге «Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все» [5] они показали, как компании планируют, развивают и распространяют свои продукты и услуги совершенно новыми способами, основанными на использовании интерактивных возможностей сети Интернет. Подняв флаг викиномики (у которой имеются как достоинства, так и ограничения), они показали, что модель сотрудничества не только является важной движущей силой успеха на рынках сегодняшнего дня, но помогает изменять способы проведения научных исследований, управления, создания объектов культуры, образования.

Из определения новой экономики видно, что современное образование понимается как одна из высокоэффективных подотраслей экономики, следовательно, система образования тоже должна быть инновационной. А на ее развитие и функционирование наибольшее влияние оказывают такие факторы, как современное общество, современное производство, человек как личность.

Таким образом, важнейшую роль в переходе страны к инновационному пути развития призвана сыграть система образования. Социальные трансформации, происходящие в российском социуме на протяжении последних десятилетий, многочисленные внутрисистемные противоречия обнаружили существенные изъяны сложившейся системы управления. Например, громоздкость системы, ее чрезмерная инерционность, нарушение связи звеньев управления, неразвитость демократических процедур руководства. Кроме этого очевиден дисбаланс между внешними, директивными и внутренними, самоорганизующимися началами общественной жизни, что закономерно привело к нарушению равновесия между институтом администрирования и общественным самоуправлением.

Одним из возможных ответов на вышеуказанные вызовы может выступить сетевое взаимодействие учреждений педагогического образования, цель которого – обеспечение качества подготовки педагогов, соответствующего текущим и будущим изменениям.

Признание актуальности реализации сетевого взаимодействия в сфере образования подтверждается в ст.15, п.1 нового закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [6].

Универсальность взаимодействия, его многоплановость, разноуровневость, чрезвычайная сложность его представленности выдвигают проблемы его изучения в разряд наиболее актуальных. В современном социальном мире взаимодействие приобретает особые, принципиально новые характеристики в связи со спецификой всех взаимодействующих сил. И прежде всего, когда носителем этих сил выступает сам человек, как активно действующий и проектирующий свои действия социальный субъект.

В современном социуме происходят глобальные преобразования, как следствие, изменяются уровневые характеристики его системного развития, открываются новые возможности развития и новые ситуации для осуществления системной самоорганизации и решения задач самоуправления. Таким образом, возникает необходимость организации множественности взаимодействий на новом уровне.

Феномен взаимодействия во всей своей сложности включает субъектов, ресурсы, пространство взаимодействия, его формы, структуру, временные факторы, предполагает критерии эффективности, выстраивание реальной ситуации по достижению результативности. По-видимому, дальнейшее изучение феномена взаимодействия предполагает введение новых теоретических парадигм и подходов.

Нынешняя модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, поиску новых форм работы, новой модели, позволяющих не только обеспечить сохранение и укрепление традиций отечественного образования, но и увеличить его потенциал за счет взаимодействия всех участников образовательной деятельности и формирования сетевой организации научно-методического и практического обеспечения педагогического образования.

В этой связи проблема разработки теоретико-методологических основ сетевого взаимодействия учреждения педагогического образования является актуальной научной проблемой современного инновационного развития России, модернизации системы образования и относится к числу приоритетных направлений исследований, проводимых в ИПООВ Российской академии образования.

Среди ключевых моментов, лежащих в основе востребованности сетевого взаимодействия образовательных учреждений, можно выделить следующие [7, с. 159–160]:

1. Пересматриваются способы причинно-следственных объяснений явлений действительности. Прямые линейные причинно-следственные связи уже недостаточны и не могут объяснить процессы и явления, происходящие в сложных системах. Важно уметь видеть, понимать и использовать возможность взаимодействия множества факторов, учитывать влияние многочисленных обратных связей, взаимосвязь причин и следствий.

2. Происходит ориентация на внутреннюю многозначность позиций, которые взаимодополняют понимание сложных систем. Любой человек склонен считать свою точку зрения истиной, над ним довлеют сложившиеся стереотипы. Признать же факт разнообразия восприятия действительности другими людьми – это значит быть готовым к сотрудничеству и взаимодействию: обсуждать, принимать или аргументированно отвергать другие мнения.

3. Осознается внутренняя альтернативность принимаемых решений. Стало понятным, что негативные последствия бурных технико-технологических нововведений неотделимы от позитивных. Благо и зло в данном случае неразделимы и одновременны. Важной установкой при разработке и реализации новых решений становится тщательный учет всех достоинств и рисков, которые сопровождают это решение.

4. Происходит осознание не только ближайших, но и отдаленных последствий принимаемых решений, особенно глобального характера.

Выделенные положения диктуют определенные посылы для формулировки, обоснования и иерархизации принципов сетевого взаимодействия.

Предлагаются две группы принципов: общие (методологические) и специфические (определяющие развертывание и функционирование сетевого взаимодействия в современном информационно-образовательном пространстве).

В обозначении этих групп принципов отражаются современные тенденции развития и реформирования системы профессионального педагогического образования.

Группа общих (методологических) принципов содержит принципы, отражающие определенную связь между философским и специально-научным знанием. В них отражаются основные тенденции и особенности развития системы современного профессионального педагогического образования, через реализацию которых формируется новое качество подготовки специалистов образования. Это принципы культуросообразности, гуманизации, дуализма, дополнительности.

Принцип культуросообразности требует максимального использования в процессе становления профессионала идеальных и материальных средств культуры той среды, общества, страны, региона, в которой находится конкретное учреждение педагогического образования.

Принцип гуманизации требует организации оптимального доступа к информационным ресурсам – многочисленным источниками информации различной природы (аудиальным, визуальным, аудиовизуальным, печатным, электронным), а также создания условий, обеспечивающих быстрый и эффективный поиск и освоение нужной информации с целью удовлетворения образовательных потребностей для личностного и профессионального развития специалиста образования.

Принцип дуализма требует осознания и учета огромных потенциальных возможностей, которые заключены в самой природе сетевого взаимодействия.

Принцип дополнительности, как один из методологических принципов, для воспроизведения целостности явления сетевого взаимодействия на определенном этапе его познания требует применять взаимодополняющие и взаимоограничивающие друг друга классы понятий, которые могут использоваться обособленно в зависимости от условий, но только взятые вместе исчерпывают всю поддающуюся осмыслению информацию.

Группа специфических принципов представлена принципами, отражающими многомерность сетевого взаимодействия как любого значимого явления в современном меняющемся мире.

Принципы этой группы дихотомичны по своей природе и могут быть представлены как пары антонимов:

линейности (последовательности) – нелинейности;

предметности – глобальности;

упорядоченности – хаотичности;

управляемости – самоорганизации;

коллективности – индивидуальности,

рациональности – иррациональности.

Эти принципы выступают как собственно принципы становления и развития сетевого взаимодействия. Они только на первый взгляд исключают друг друга. Включенные же в единую систему, они взаимодополняют друг друга при разумном соотношении пропорций.

Например, линейность – нелинейность. При становлении сетевого взаимодействия, с одной стороны, важны последовательность, непротиворечивость, логика развития, а, с другой стороны, нелинейная структура информационно-образовательного пространства, наличие внешних связей обусловливают нелинейность процесса развертывания и, соответственно, функционирования сетевого взаимодействия.

Предметность – глобальность. Ресурсы учреждений педагогического образования, в широком смысле, имеют предметный характер, они в конечном счете ориентированы на воспроизведение в познавательном образе предметной реальности. Но, включенные в систему информационно-образовательного пространства, являются принадлежностью глобальной системы. Таким образом, являясь элементом глобальной структуры, ресурсы способствуют ее осмыслению через заданную направленность.

Свойства пар упорядоченность – хаотичность, управляемость – самоорганизация требуют объяснения с позиций открытых нелинейных систем (а таковой и является сеть).

Информационно-образовательная среда, как система условий освоения информационно-образовательного пространства, – система синергетическая, то есть система с управлением на основе информации и обратных связей (между субъектами и объектами среды), и система иерархическая, входящая в иерархию подсистем образовательного пространства. Она управляема, и в ней четко определены цели. Однако достижение этих целей зависит не только от внутренних процессов в системе, но и от внешних факторов. Эти факторы – «информационные шумы» – мешают или способствуют формированию и удовлетворению образовательных потребностей обучающихся в объеме, установленном стандартами, идеологическими, этическими и моральными принципами. То есть «информационные шумы» вносят неопределенность в достижение общих результатов образовательного процесса. И, соответственно, становление сетевого взаимодействия образовательных учреждений не может идти только в направлении управляемости и упорядоченности. Одновременно всегда существует хаотичность и самоорганизация, что должно обязательно учитываться и использоваться грамотным управленцем в организации современного образовательного процесса.

Коллективность – индивидуальность. Ресурсы образовательных учреждений в конечном счете – это продукт коллективного творчества, но для личности их разработка/освоение всегда идет индивидуально. Разработка/освоение ресурсов человеком осуществляется посредством как сотрудничества, межличностных коммуникаций, так и индивидуальной деятельности.

Рациональность – иррациональность. Современная социальная сеть – это сфера возникновения, аккумуляции и реализации социального капитала. Накопление социального капитала происходит за счет сетевых взаимодействий субъектов сети, которые ориентируются, с одной стороны, на конкретные объекты, процессы, взаимоотношения, с другой стороны, на общие идеи, ценности, качества.

Важно подчеркнуть, что эти принципы выстроены не по типу «или – или», а как «единство противоположностей», отражающее все многообразие и противоречивость современного мира, в котором человек живет, который осмысливает, который изменяет, в котором ищет «золотую середину».

Список литературы

1. Фортунатов В. В. Отечественная история : учеб. пособие для гуманитар. вузов [Электронный ресурс]. – URL: http://www. iworld.ru/attachment.php?barcode=978546900076at=excn=0/ (дата обращения 10.09.2013).

2. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / под ред. В. Л. Иноземцева. – М., 1999. – С. 494–505.

3. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // Российская газета : документы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/ 2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html/ (дата обращ. 10.09.13).

4. Современный экономический словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://slovari.yandex.ru/ (дата обращения 10.09.13).

5. Тапскотт Д., Уильямс Э. У. Викиномика. Как массовое сотрудничество меняет все. – BestBusinessBooks, 2009. – 392 с. – ISBN 978-5-91171-016-3.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета : документы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html/ (дата обращения 10.09.13).

7. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий : программа Intel «Обучение для будущего»: учеб.-методическое пособие / под ред. Е. Н. Ястребцева : пер. с англ. – М: Интуит.ру, 2006. – 168 с. – То же: [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/003/55003/files/manual_1.pdf

8. Тарасова О. И. Взаимодействие социальных институтов в развитии систем образования взрослых// Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: материалы VIII науч.-практ. конф. 25 мая 2012 г. / ред. кол.: М. П. Горчакова-Сибирская (отв. ред.) [и др.] – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. С. 282–288.

Скачать архив с текстом документа