Взаимодействие фискальной и монетарной политики

СОДЕРЖАНИЕ: В условиях перехода Украины к рынку государство должно выполнять определенные функции по регулированию экономики. Роль государства в рыночной экономике проявляется через определенные функции. Государство разрабатывает и принимает законы. Макропроэкты.

Введение

Основной целью каждого государства является стабильность экономики и благосостояние каждого гражданина. В условиях перехода Украины к рынку государство должно выполнять определенные функции по регулированию экономики. Как правило, оно корректирует те несовершенства, которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Чтобы удержать рост цен, обесценивание денег, оно регулирует уровень инфляции.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции;. а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан; б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Для осуществления этих функций государством разрабатываются макропроэкты, куда входит финансовая политика. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства, наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и увеличения богатства общества. Хорошо продуманная и правильно организованая политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики. С её помощью осуществляется государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Решение отдельных проблем этой политики приводит к определенным сдвигам, как социального, так и экономического характера. Чтобы представить содержание и задания финансовой политики, обратимся к рассмотрению её составляющих и их взаимодействия.

1. Бюджетно-налоговая политика

1.1. Бюджетная политика

Государственный бюджет и система налогообложения составляют главное звено финансовой системы государства. Внутри этой структуры происходит свыше 70% всех финансовых отношений, в нее входят различные финансовые учреждения, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность и перераспределяет значительную часть ВВП. В бюджете собраны финансовые средства необходимые государству для выполнения своих функций, он влияет на работу всех других звеньев финансовой системы. Таким образом, бюджет является мощным инструментом государственного регулирования.

Суть бюджета состоит в том, что он предусматривает направления использования доходов на определенные расходы. Государство использует бюджет для осуществления территориального, внутреннего и межотраслевого распределения и перераспределения ВВП с целью обеспечения социальных гарантий населению и усовершенствования структуры социального производства.

Чтобы управлять бюджетными ресурсами и отношениями, возникающими в процессе движения бюджетных потоков, государством разрабатывается бюджетная политика. Направление бюджетной политики определяет Верховная Рада Украины, а ее выполнением занимается правительство и органы госуправления: НБУ, ФДМУ.

Бюджетная политика определяет состав и количество налоговых поступлений, льготы на налогообложение отраслей, предприятий или определенных групп населения, формы и размеры необлагаемых налогом доходов, источники формирования доходов бюджетных целевых фондов.

В процессе распределения бюджетных средств бюджетная политика проводится путем выделения и закрепления бюджетных расходов за основными распорядителями. Таким образом, финансируются низкорентабельные или неприбыльные отрасли. Такие как: органы госуправления, обороны, развитие науки и образования, защита окружающей среды и др.

1.2. Налоги и налоговая политика

Рассмотрим, откуда государство берет средства на постоянное пополнение бюджета. Оно может использовать для покрытия расходов займы, но их нужно будет возвращать, может прибегнуть к выпуску денег в обращение, но это приведет к инфляции. Мировая практика показала, что основным источником государственных доходов являются налоги. Проанализировав бюджеты промышленно развитых стран, можно увидеть, что налоги являются важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, на их долю приходится 70-90% всех бюджетных поступлений.

Налог – это изъятие в пользу государства части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта, заранее определенной и установленной в законодательном порядке.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в центральный и местные бюджеты, совершаемые в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами страны.

А чтобы лучше понять суть налогов, рассмотрим основные их функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция обеспечивает условия для образования материальной основы функционирования общества. Именно с ее помощью реализуется большая часть общественного предназначения налогов, проявляются конкретные формы образования денежных фондов государства, достигается максимально возможный баланс между доходами и расходами бюджета; обеспечиваются потребности науки, образования, здравоохранения, обороны и органов управления, социальная инфраструктура достигает высокого уровня.

Основное требование при исполнении фискальной функции – полнота сбора налогов в соответствии со сроками, указанными в действующем законодательстве. Но в некоторых случаях сроки могут быть изменены. Например, для временной поддержки производства товаров и услуг отечественных производителей или для развития определенных видов деятельности. В дальнейшем это может привести к положительному экономическому эффекту и увеличению поступлений в бюджет.

Регулирующая функция заложена в сущности каждого налога, так как налоги связаны с процессами перераспределения стоимостных пропорций ВВП между государством и налогоплательщиками. Причем объемы этих стоимостных пропорций непосредственно регулируются при помощи налогов. Изменение пропорций функционирования ресурсов в экономике влияет на процесс производства, накопление капитала, инвестирование, платежеспособный спрос и предложение. Сущность регулирующей функции состоит во влиянии налогов на разные виды деятельности их плательщиков, а, манипулируя пропорциями и режимами налогообложения, государство может соответственно менять направления деятельности хозяйствующих субъектов.

Регулирующая функция имеет две подфункции: экономическую и социальную.

Экономическая составляющая выражается в регулировании государством экономической деятельности. Государство может создавать свободные экономические зоны с благоприятными условиями для развития предпринимательства. При определении налоговой политики региона должны учитываться условия деятельности налогоплательщиков всех уровней, промышленная структура региона. Например, самые большие налоги должны взиматься с производителей, монопольно выпускающих высокорентабельную продукцию (ликероводочную и табачную), а производители товаров первой необходимости или продовольственных должны платить наименьшие налоги. При развитом промышленном производстве увеличивается общая сумма налогов, уровень занятости работоспособного населения и среднедушевой доход.

Рассматривая социальную составляющую в аспекте достижения социальных целей общества, необходимо отметить прогрессивное налогообложение, льготы, стимулирование социально неблагополучных территорий, обеспечение мер для формирования среднего класса.

Отвечают за поступление средств в бюджет специальные контролирующие органы. Они действуют на основе налоговой политики.

Налоговая политика – это деятельность государства в сферах правового регламентирования и организации взыскания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства.

Выделяют налоговую политику на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. Налоговой политикой на макроэкономическом уровне называют государственную налоговую политику. Это система отношений между государством и плательщиками, формирующихся в результате процесса уплаты и дальнейшего распределения налогов и других обязательных платежей.

Задачами налоговой политики является:

· обеспечение государства финансовыми ресурсами;

· создание условий для регулирования хозяйства страны в целом;

· сглаживание неравенства, возникшего в процессе рыночных отношений, в уровне доходов населения.

1.3. Дискреционная и недискриционная бюджетно-налоговая политика

Бюджетно-налоговая политика государства – система регулирования экономики при помощи государственных расходов и налогов. Она объединяет все мероприятия по формированию целостного устройства бюджетной и налоговой систем государства.

Цели бюджетно-налоговой политики:

· сглаживание колебаний экономического цикла;

· обеспечение стойкого экономического роста;

· достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Бюджетно-налоговую политику еще называют фискальной. Она подразделяется на два типа: дискреционную и недискриционную.

Дискреционная политика проводится правительством с целью влияния на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. Основными ее инструментами выступают: изменение ставок налогообложения; проекты социальных работ; трудоустройство населения. Это активная фискальная политика государства.

Дискреционная политика, осуществляемая для сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:

· экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика. Она связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов. В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства;

· рестрикционная (контрактивная) или сдерживающая фискальная политика, связана с увеличением налогов и уменьшением государственных расходов, чтобы уменьшить инфляцию.

Недискриционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства т. к. она основана действии встроенных стабилизаторах.

К встроенным стабилизаторам относится прогрессивный налог, пособие по безработице, субсидии фермерам, пособие по бедности, а также система участия в прибыли. С их помощью автоматически регулируются налоговые поступления и государственные расходы. Они сглаживают циклические колебания экономики, а не устраняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приводят уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. В период подъема происходит обратный процесс.

2. Денежно-кредитная политика

2.1. Сущность и цели денежно – кредитной политики

Денежно-кредитная (монетарная) политика так же, как и бюджетно-налоговая является частью финансовой политики государства. Ее основная цель состоит в том, что бы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости, уровня цен. Денежное предложение, т.е. количество денежной массы в обороте, увеличивается в периоды спада для поощрения расходов. В периоды инфляции для ограничения расходов денежное предложение сокращается. Контролирует денежно-кредитную политику Национальный банк.

Монетарная политика имеет конечные и промежуточные цели. К конечным целям относят: быстрый рост реального ВВП, низкую безра ботицу, стабильные цены, устойчивый платежный баланс. Проме - жуточные цели: денежная масса, ставка процента, обменный курс.

2.2. Инструменты денежно кредитной политики

Инструментами денежно-кредитной политики являются: нормы обязательных резервов, учетная ставка, операции на открытом рынке. Выбор того или иного инструмента зависит от стратегии монетарной политики.

Наиболее распространенными среди них на сегодняшний день являются операции на открытом рынке. Они заключаются в том, что Национальный банк покупает или продает ценные бумаги коммерческим банкам, предприятиям и населению. Основным предметом купли-продажи в этих операциях являются государственные облигации. Когда НБУ покупает ценные бумаги, уменьшаются его резервы и увеличиваются резервы коммерческих банков, а также количество денег в обращении. Если же государство осуществляет продажу ценных бумаг, это приводит к уменьшению денежного предложения, так как у коммерческих банков снижается потенциал кредитования.

Изменение нормы обязательных резервов. Коммерческие банки в обязательном порядке должны резервировать какую-то часть средств от принятых вкладов. Эти платежные средства не могут быть использованы ими для кредитования. Резервная норма – это обязательный резерв платежных средств, который должны иметь коммерческие банки в процентном отношении к сумме принятых вкладов. Резервная норма для коммерческих банков Украины устанавливается Национальным банком. В результате применения резервной нормы банки лишаются возможности отдавать в кредит все имеющиеся деньги: фактические кредитные ресурсы становятся меньше потенциальных. Изменяя минимальную резервную норму, НБУ тоже может влиять на кредитные возможности коммерческих банков. Увеличение резервов приведет к сокращению денежного предложения, уменьшению способности коммерческих банков создавать деньги путем кредитования. Снижение резервной нормы, соответственно повлечет за собой увеличение инвестирования, денег в обороте. Следует заметить, что изменение резервной нормы – довольно мощный метод монетарной политики, практическое применение этого метода требует осторожности. Потому что даже незначительные изменения этой ставки сильно влияют на предложение денег. Из-за этого изменение резервной нормы применяют лишь в крайних случаях.

Учетная ставка – это процент, под который НБУ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Изменяя учетную ставку, центральный банк оказывает определенное влияние на процессы, происходящие в экономике. Рассмотрим соответствующий пример. Национальный банк Украины принял решение повысить учетную ставку с 10 до 15%. На денежном рынке, как и на любом другом, действует закон спроса: количество покупаемого товара уменьшается при повышении цены за единицу и увеличивается – при ее снижении. Учетная ставка – это цена кредитных денег, продаваемых НБУ. Ее повышение будет стимулировать сокращение займов, в результате чего произойдет сокращение денежного предложения, что должно стать сдерживающим фактором инфляции. Снижение учетной ставки приводит к увеличению резервов в коммерческих банках и количества денег в обращении, как следствие этого снижается процентная ставка на денежном рынке. Это стимулирует повышение деловой активности, рост производства, приводит к созданию новых рабочих мест.

2.3. Варианты кредитно – денежной политики

В зависимости от целей, на которые ориентирована кредитно–денежная политика, а также от порядка применения инструментов регулирования принято различать рестриктивную и экспансионистскую кредитно–денежную политику.

Рестриктивную кредитно–денежную политику еще называют политикой дорогих денег. Она осуществляется путем ограничения денежного предложения и направлена на сдерживание инфляции. Она предполагает повышение процентных ставок по кредитам, делает кредитные ресурсы менее доступными. А также во время ее проведения центральный банк продает государственные ценные бумаги. В результате рестриктивной политики уменьшается совокупный спрос и сдерживается рост общего уровня цен в экономике. Таким образом, цель политики дорогих денег – сдерживание инфляционного давления. Вместе с тем рестриктивная политика несет в себе опасность роста безработицы, что связано с уменьшением инвестиционных расходов и степени деловой активности.

Экспансионистская кредитно–денежная политика или политика дешевых денег осуществляется путем снижения учетной ставки и скупки НБУ государственных ценных бумаг. Она направлена на увеличение денежного предложения и рост совокупного спроса, в итоге увеличиваются объемы производства и количество рабочих мест. В то же время экспансионистская политика несет угрозу ускорения инфляции.

2.4. Оценки кредитно–денежной политики

Вопрос об эффективности кредитно–денежной политики остается предметом серьезных споров. Экономисты кейнсианского направления считают ее менее надежным и эффективным средством стабилизации экономики по сравнению с фискальной политикой. Они указывают на сложный передаточный механизм кредитно–денежной политики, существование многих опасностей сбоев в нем. Монетаристы же рассматривают кредитно–денежную политику, как ключевой фактор достижения макроэкономической стабильности. Вследствие этих разногласий по-разному оцениваются возможности кредитно–денежной политики. Однако при всех различиях в подходах и оценках большинство экономистов едины в том, что монетарная политика является неотъемлемой частью национальной стабилизационной политики. Кредитно–денежные регуляторы рассматриваются как действенные инструменты макроэкономической стабилизации. Вместе с бюджетно-налоговыми они составляют основу современного макроэкономического регулирования.

2.5. Согласование взаимодействия фискальной и монетарной политики

Для того, чтобы государственное регулирование экономики было эффективным необходимо не просто взаимодействие кредитно–денежной и бюджетно-налоговой политик, но также и четкая согласованность в их проведении. Тем более что на данном этапе государственная политика в Украине должна проводиться под действием трех факторов: потребности обеспечения необходимых бюджетных расходов; необходимости сохранения валютной и монетарной стабильности согласно с целевыми ориентирами деятельности НБУ; потребности реализации долгосрочных ориентиров экономической политики, предусмотренных программой деятельности правительства. А комплекс этих показателей требует взаимодействия фискальной и монетарной политики.

В прошлые годы их взаимодействие было несогласованным. Фискальная политика была направлена на сбалансирование доходов и расходов бюджета. Монетарная политика проводилась под воздействием внешних факторов (почти 80% прироста денежной массы в 2003-2004гг. формировалось в результате осуществления валютных интервенций). К тому же слабое развитие вторичного рынка ценных бумаг, финансирование расходов бюджета за счет средств от приватизации, отсутствие непрямых инструментов монетарной политики, высокий уровень процентных ставок ослабили влияние монетарной политики на обслуживание государственных долгов. В такой ситуации бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика не могли стать действенными рычагами развития.

Проблеме согласования фискальной и монетарной политики уделялось много внимания исследователей. Основные теоретические положения относительно результатов проведения этих политик были разработаны еще в 30-40 годах Дж. Хиксом и Э. Хансеном. Позже (в 60-х годах) появилась модель Мандела-Флеминга, которая представ - ляет анализ открытости страны международному движению капитала при разных режимах валютного курса.

Среди последних разработок западных ученых выделяются труды Б. Лауренса, Э. Пьедро, К. Бэддиса, а также украинских экономистов М. Шаповаловой, Т. Ерлиной, И. Радионовой.

И все-таки вопрос о методологии и принципах гармоничного применения стратегических целей фискальной и монетарной политик в Украине остается открытым. Недостаточно исследованы ограничения, которые могут возникать в украинской экономике при реализации отдельных задач и политик, на низком уровне остается институционное обеспечение согласования инструментов и методов монетарной и фискальной политик.

Согласование ориентиров и инструментов монетарной и фискальной политик должно осуществляться с учетом того, что эти политики имеют неодинаковую эффективность на разных промежутках времени. Методы монетарной политики активно используются и имеют эффект в краткосрочном периоде, а последствия реализации методов фискальной политики проявляются чаще всего только в средне - и долгосрочных периодах. Такая разница во времени проявления результатов проведения этих политик, требует научного прогнозирования последствий и оценки их общности в долгосрочной перспективе.

В долгосрочном периоде главной целью согласования кредитно–денежной и бюджетно-налоговой политики является достижение стойкого экономического роста благодаря контролю над инфляцией и созданию благоприятных условий экономического развития. Это прежде всего означает удержание дефицита бюджета на таком уровне, при котором можно избежать его прямого эмиссионного финансирования центральным банком. Также необходимо следить за тем, чтобы внешние займы находились на безопасном уровне, надо избегать перекосов в распределении ресурсов в экономике.

В краткосрочном периоде взаимодействие фискальной и монетарной политик должно быть направлено на обеспечение эффективного управления государственным долгом.

Монетарная политика определяет способность парламента финансировать бюджетный дефицит через влияние на стоимость долгов государства и сокращения/ расширения источников их финансирования. Мягкая монетарная политика расширяет возможности финансирования бюджетного дефицита за счет внутренних займов, поскольку из-за того, что процентные ставки низкие, уменьшается стоимость обслуживания таких долгов. К тому же благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам, обеспечивают активное потребительское и инвестиционное кредитование. А некоторое увеличение доходной части бюджета и усиление фискальной нагрузки на некоторые производства, территории или отрасли, вследствие отмены налоговых льгот может компенсироваться привлечением кратко- и долгосрочных кредитов.

Жесткая монетарная политика и высокие процентные ставки не только делают более дорогими ссуды на внутреннем рынке, но и угнетают инвестиционные процессы и экономическую активность в стране. В результате чего уменьшатся будущие налоговые поступления в бюджет, и станет больше долговая нагрузка. В тоже время высокие процентные ставки привлекают иностранный капитал, что расширяет возможности размещения долговых ценных бумаг среди нерезидентов.

Фискальная стратегия правительства и его потребности относительно финансирования дефицита бюджета накладывают определенные ограничения на методы кредитно–денежной политики. Большой дефицит государственного бюджета подрывает доверие к методам монетарной политики, что усложняет проведение жесткой стабилизационной денежной политики. Вариант объединения мягкой бюджетно-налоговой и кредитно–денежной политики украинская экономика испытала в виде эмиссионного финансирования государственных расходов, что привело к гиперинфляции в 1992 – 1993 годах.

Мягкая фискальная политика в условиях социальной направленности бюджета не создает надежного фундамента для стойкого экономического развития и требует усиления рестрикционного характера монетарной политики в краткосрочном периоде. При сочетании жесткой монетарной и слабой фискальной политики для поддержания темпов экономического роста должно происходить замещение частных инвестиций государственными, что означает активизацию инвестиционной составляющей бюджетных расходов и снижение налогового бремени. Самым безопасным источником покрытия дефицита бюджета считается размещение ценных бумаг среди частных национальных агентов. Это дает возможность избежать значительной эмиссии средств для удовлетворения потребностей парламента и инфляционного давления. При развитом вторичном рынке ценных бумаг они могут использоваться центральным банком, как эффективный инструмент регулирования объемов ликвидности в стране. Но такой тип финансирования может ограничиваться глубиной и ликвидностью финансовых рынков в стране.

В краткосрочном периоде существенное влияние на состояние монетарной сферы имеет движение средств правительства на счетах государственной сокровищницы, а также пропорция, в которой государственный долг разделяется на внешний и внутренний. Увеличение объема внешних займов усиливает мотивацию центрального банка к удержанию обменного курса национальной денежной единицы от снижения. Это помогает избежать увеличение долгов и ухудшения показателя долговой нагрузки. Приоритетным заданием в такой ситуации является также наращивание объемов международных резервов. Эффект проведения этой политики похож для экономики на последствия оттока капитала из страны. Следует помнить, что финансирование государственного бюджета за счет внешних займов лишает возможности использовать такой инструмент стимулирования, как девальвация валюты и означает перекладывание налогового бремени на следующие поколения.

Жесткая бюджетная при жесткой монетарной политике одновременно сокращает финансирование социальной сферы, сдерживает инвестиционный процесс, что тормозит экономическое развитие. Такой вариант может применяться в ситуации перегрева экономики или при довольно благоприятной внешней конъюнктуре, которая компенсирует ограничения, налагаемые жесткой бюджетной и монетарной политикой.

В Украине существуют такие мероприятия для повышения согласованности методов фискальной и монетарной политики.

Для гармонизации методов фискальной и монетарной политики в краткосрочном периоде необходимо ускорить процесс создания органов, которые будут координировать действия правительства и НБУ относительно достижения фискальных и монетарных целей на короткий и среднесрочный период. Таким органом может стать комитет, который будет связывать Министерство финансов, Госказначейство и НБУ. Обмен информацией о потребностях финансирования правительства, перспективах дефицита бюджета, состоянии финансовых рынков, проведение консультаций относительно определения путей оптимизации государственного долга дадут возможность достигнуть консенсуса относительно ориентиров и методов реализации обеих политик.

Для того, чтобы усовершенствовать управление движением средств правительства на счетах Государственного казначейства, недопущения чрезмерного роста остатков средств на них, необходимо ввести практику их привлечения к кредитованию экономики через банковскую систему.

Совершение контроля за объемами кредитования НБУ правительства.

Обеспечение эффективного сотрудничества НБУ и Минфина в разработке ключевых принципов, создании правовой и экономической базы для функционирования вторичного рынка государственных ценных бумаг.

Оптимальной моделью для современного этапа развития экономики в Украине, по мнению ученых, является соединение жесткой бюджетной с мягкой монетарной политикой и либерализацией валютного регулирования. Жесткая бюджетная политика не исключает некоторого увеличения доходной части бюджета. Однако увеличение социальных расходов должно происходить синхронно с ростом продуктивности труда и ВВП. Основным направлением государственных инвестиций должно стать развитие производствен - ной, информационной и транспортной инфраструктуры.

Заключение

Государственное регулирование экономики – система законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями. Оно нацелено на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества. Государственное регулирование экономики является объективно необходимым в условиях становления рыночной экономики, т. к. ограничение функций государства неизбежно приводит к нарушению общего экономического равновесия и обостряет циклический характер рыночной экономики.

Государственное регулирование осуществляется экономически - ми и административными методами. Далеко не последнее место среди них занимают кредитно–денежная и бюджетно-налоговая политика.

Бюджетно-налоговая политика регулирует экономику при помощи государственных расходов и налогов. В рамках общей фискальной политики выделяется дискреционная и недискреционная политика. Основными инструментами дискреционной политики являются изменение ставок налогообложения, проекты общественных работ, трудоустройство населения. Недискреционная политика основана на действии встроенных стабилизаторов.

Еще одной важной составной частью макроэкономической политики является кредитно–денежная политика. Она представляет совокупность государственных мероприятий в области денежно-кредитной сферы. Выделяют конечные и промежуточные цели кредитно–денежной политики. К конечным целям относят рост реального ВВП, низкую безработицу, стабильные цены и устойчивый платежный баланс. В промежуточные цели включают денежную массу, ставку процента, обменный курс валюты. Инструментами кредитно–денежной политики являются нормы обязательных резервов, учетная ставка, операции на открытом рынке.

Для эффективной реализации кредитно–денежной и бюджетно-налоговой политики необходимо, чтобы их взаимодействие было согласованным. Для этого нужно создать орган, который будет координировать и контролировать работу организаций и учреждений, занимающихся проведением этих политик.

В Украине, на данном этапе должна проводиться жесткая бюджетная политика в сочетании с мягкой монетарной и либерализацией валютного регулирования.

Список использованной литературы

1. Бутук А.И. Макроэкономика: Учебное пособие. - К.: Знання, - 2004. - 305с.

2. Вечканов Г., Вечканова Г. Макроэкономика, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 544с.

3. Иванов В.Б. Современные проблемы налоговой политики: Учебное пособие. – Х: ИД ИНЖЕК, 2006. – 328 с.

4. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Макроэкономика. – Учебник. – К.: О-во Знання, КОО, 2004. - 368с.

5. Макроекономіка: Навчальній посібник / Під ред. Проф. М.А. Сіроштана. - Х: ИД ИНЖЕК, 2004. – 184 с.

6. Сотников В.И., Сотникова О.А. Макроэкономика в структурно – логических схемах: Учебное пособие. - Х: ИД ИНЖЕК, 2005. – 240с.

7. Белінська Я.В. Проблеми і напрями узгодження фіскальної та монетарної політики. – Фінанси України № 10/ 2005 (124-130 стр);

8. Маковкіна А.М. Проблемі фінансової політики. – Вісник № 2 (3) / 2005 (43-45 стр);

9. Панченко В.І. Податкова політика як засіб впливу на фінансово – економічні процеси в Україні. – Актуальні проблеми економіки № 9 (63) / 2006 (94-99 стр.);

10. Юхименко П. Інструментарій впливу грошової політики на економіку. – Банківська справа № 4 / 2005 (27-36 стр).

Скачать архив с текстом документа