Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

СОДЕРЖАНИЕ: Курсовая работа по истории и теории музыкального образования Работа выполнена студентом 1 курса эстрадного отделения музыкального факультета Долгих Александром

Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой

Курсовая работа по истории и теории музыкального образования

Работа выполнена студентом 1 курса эстрадного отделения музыкального факультета Долгих Александром

Московский педагогический государственный университет

Москва 2003

Введение

...в современном музыкально-образовательном пространстве отсутствует

( или присутствует в весьма размытом виде ) важнейшее звено - психолого - антропологические знания о субъекте музыкальной культуры, теории музыки и музыкальной практики - Homo – musicus, являющемся собственно адресатом усилий музыкального образования, партнёром диалога с культурой, посредником которого выступает педагог-музыкант...

Интересная идея по-поводу того, что сознание передаёт смысл чего-либо посредством интонации - это и есть искусство звука, то есть создание музыки. Я считаю это абсолютной истиной и мало того я обобщю:

Когда сознание передаёт смысл чего угодно посредством чего угодно

- это и есть создание вселенной вокруг нас...

Актуальность

Эта тема достаточно актуальна, так как это бальзам на душу сегодняшнего общества, увязшего в грязи ложных данных старых психологических школ о человеке - животном, не имеющем души ( а точнее - самого себя в роли психической субстанции или духовного существа ). Эта тема также придаёт значение философии, религии и искусству, а также разным видам наук, изучающим области не только материального.

...до последнего времени как в общей психологии (отечественной), так и в музыкальной наблюдалось исключение, или игнорирование фундаментальных категорий науки о целостном человеке - сознание, душа. ( Такое положение вещей в отечественной науке имеет социально-историческое, искусственно созданное вненаучными политически идеологическими директивами происхождение). История советской психологической школы, по В.П.Зинченко, это история потерь и титанических усилий сохранить Человека (всего Человека - А.Блок, а не его рефлексы) в сфере научных интересов психологии: так, ранее потеряв душу, и дух в 1925 г. страна потеряла бессознательное : был запрещён психоанализ. В 1929 г. ...страна начала терять сознание... С 1931 г. начался дрейф от проблематики сознания к проблематике деятельности. Нам кажется необходимым и с содержательно-теоретической, и с методологической, и с психолого-педагогической ( и даже с этико-эстетической ) точки зрения опереть музыкально-психологическую науку на фундамент исследования сознания человека в его целостности и многомерности, как средоточия человеческого в человеке, как категории, отвечающей требованию отражения некоей целостности в иерархии других целостностей (человек,мир) и вмещающей в себя все проявления психического. На этом магистральном направлении, лишь привлекая знание, добытое на различных путях познания, где наряду с наукой, философия человека, религия и искусство создают многомерную картину искомого целого, можно строить концепции, соотносящие эти частичные образы человека друг с другом и со смыслом его существования и развития...

Цели, задачи

Цель А.В.Тороповой как мне показалось в том, чтобы поднять предмет музыкальной психологии и психологии музыкального образования на совершенно новый уровень понимания. Она не преследует цель накладывать уже готовую структуру общей психологии на музыку и её атрибуты, хотя не отрицает возможности заимствования некоторых моментов из науки о душе. Её цель - новая структура.

...К попытке понимания того, как культура и психика создают друг друга, были устремлены усилия целого ряда выдающихся учёных нашего времени: Г.Г.Шпета, Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.А.Ухтомского, М.К.Мамардашвили, В.П.Зинченко, М.Коула и др. Их и последующие интерпритации культурно-исторической психологии, а также дух романтической науки приведут нас когда-нибудь к психологии, в которой человеческие существа смогут жить и дышать без ущерба для ощущения и сознания своей целостности...

Но как мне кажется, вряд ли это будет называться психология...

Основная часть

Приведу основную часть статьи, наиболее полно описывающую её идею :

...Итак, интонирующее сознание несёт функцию объективации

(удваивания) и экспликации (объяснения) процесса становления сознания, где трансформирующееся и трансформируемое нерасчленимо взаимосвязаны в акте делания и задают континуальность и необратимость развитию. Именно такое существование интонирующего сознания во времени и обусловливает его особое значение в самосознании различных традиций.

Становление человека в антропогенезе через инобытие не раз являлось

предметом размышлений философов и учёных. Человеческое инобытие есть такая форма существования человека, когда он оставляет какие-то следы, отпечатки в других людях, предметах, вещах, произведениях искусства и т.п. Эти процессы есть суть организации функционирования и развития сознания: интонирующего и музыкального, в частности.

Развитие сознания через его инобытие приводит нас к осознанию важности символического слоя сознания, трансперсонального резервуара образов, подвигающих человеческое сознание к развитию, деланию, осуществлению. Так, роль образа, даже протообраза - архетипа становится в нашем исследовании одним из ключевых понятий, берущих на себя как функцию одной из единиц анализа психики и сознания человека, так и медиатора становления, развития и делания сознания как в антропогенезе, так и в индивидуальном развитии человека.

Итак, наша концепция заключается в том, что значение музыки в антропогенезе может выявиться только при прояснении суперпозиции

необратимых процессов развития сознания человека и музыки (в расширенном понимании слова музыка и тех явлений становления человеческой культуры, которые ещё собственно музыкой не являлись и которые можно условно назвать звукосимволическим планом выражения смысла). В данной суперпозиции заключена природа спонтанного и поступательного развития сознания человека во взаимных превращениях форм психических и культурных (символических) феноменов. Звукосимволический пласт выражения ( как и музыка ) является одним из каналов интонирующего сознания или сознания интонируемого смысла. Отсюда вытекают функции интонирующего сознания :

а) гностическая ( бессознательное познание имплицитных законов бытия через звуко-ритмическую символику),

б) рефлексирующая ( музыка как спонтанная звучащая рефлексия сознания),

в) регистрирующая этапы развития сознания человека, его уровня взаимоотношений с миром ( порождающая нормы, эпистемы ) и г) трансформирующая сознание ( функция внутреннего делания ).

Самоосуществление или спонтанно-внутреннее делание - эта функция тесно связана со всей органомией сознания: его чувственной и рефлексивной, биодинамической и аффективной тканями сознания. Они обеспечиваются языком или языками, выносящими акты переживания и рефлексии во внешний план и возвращающие их в сознание через усмотрение их значений и отработку в контексте культуры ( культура, таким образом, понимается как общественный полигон смыслов, утяжелённых многократным отражением в её явлениях ( через архетипы ) и способных влиять на антропогенез). Таковы процессы, омывающие сознание человека как данность и обеспечивающие трансформации этой данности, психическое развитие человека и человечества.

Напомним мысль М.К.Мамардашвили о том, что сколь бы глубоко в историю мы не погружались, нигде мы не найдём человека без сознания, без языка, без плача по умершему... Таким образом, двунаправленными становятся предметные понятия нашего тезауруса: сознание, язык, символ, символическое действие - одним концом направлены к пониманию порождающей музыку цепочки превращенных форм сознания, а другим концом - к пониманию порождения человека и трансформаций его природы через звукосимволический пласт культуры. В первой перспективе - музыка, её язык и значение просвечивает сквозь целостность человека, во второй - человек, его развитие, прошлое, будущее и вневременное просвечивают сквозь музыкальную реальность, её интонируемый смысл, образуя один из аспектов человековедения - музыкально-психологическую антропологию. Ещё В.Гумбольдт хотел понять, как язык, происходя из природного звука и потребности, становится родителем и воспитателем всего высочайшего и утончённейшего в человечестве. Гумбольдт считал язык организмом духа. Думаю, что речь идёт не об одном языке ( вербальном ), а о языках культуры.

Таким образом, концепция психологии музыкального образования, фундированная в более общих и глубоких пластах онтологии человека, выводит рассмотрение своих проблем на уровень музыкально-

психологической антропологии. Такой способ концептуализации содержания означенного предмета кажется нам оправданным и своевременным. Привитие будущим музыкантам-педагогам опыта антропологического самосознания в своей профессии даст ещё ряд преимуществ. Например, связанных с погружением ребёнка - субъекта образования - в такой музыкально-педагогический контекст, создаваемый сформировавшимися установками педагога, который включает понятия внешняя и внутренняя музыкальная (звукосимволическая) реальность психики ребёнка, охранный для личности смысл фантазирования, интонационно-символические манифестации личности, архетип интонирующего сознания личности, музыкально-символическая модель будущего в развитии ребёнка, интегрированность или расщеплённость Я , живое или механическое движение в построении образа, музыка как функциональный орган души и т.д.

Такова в самых общих чертах антропологическая концепция психологии музыкального образования, заслуживающая, на наш взгляд, обсуждения и развития в ряду базовых подходов к разработке прблематики музыкально-педагогической и музыкально-психологической направленности...

Комментарии

Как я понял, главная идея - сознание человека необъятно, в нём очень много таинственного потенциала, оно представитель Высшего Разума или Высшей Субстанции, его возможности не ограничены ( тем более музыкальные и, естественно, творческие).

...В связи с представлением о том, что сознание человека является тем предметом, в содержании и структуре которого заложены потенции и программы самоосуществления человека, его развития и внутреннего делания ( как осознаваемого саморазвития ) и, кроме того, сознание является презентантом самой субстанции психического ( включающего телесные и социальные уровни ) ещё до её расчленения на отдельные процессы и функции, данная категория принимается в качестве ключевой и основополагающей нашего концептуального подхода...

Не удивительно, что выдающиеся люди - это в основном не те, кто учился на хорошие отметки или вобще учился. Я поддерживаю идею того, что теорией (или логикой) возможно перебарщивают наши умы. Мне кажется, что порвано равновесие между массой ( реальным предметом или свойством ) и значимостью ( идеей об этом реальном предмете или свойстве ). Слишком большое значение придаётся значимости, а не массе. Не потому ли это, что в сфере искусства слишком много авторитетных мнений, нежели каких-либо реальных законов или аксиом ?

...Добавим, что в жертву логике принесена не только психология, но и музыка, превращенная в иллюстрации к построениям музыкознания.

Следствием этого является обучение тощим абстракциям, способствующим всё той же психологической дистантности человека ( ребёнка ) и музыки. Данное положение вещей требует осознания и соотнесения с целью музыкального образования...

Заключение

Торопова пишет о влиянии прошлого музыкального опыта человека на его сегодняшнее состояние, на его интонирующее сознание.

Также она упоминает Ламу Анагарика Говинду и его Психологию раннего буддизма и Основы тибетского мистицизма.

Лично я вижу в её идее глубокий смысл, хотя возможно не все его могут уловить. Торопова не пишет это конкретно в лоб, а использует обобщённые слова и выражения, пытаясь скрыть это за призмой научной терминологии - и это единственное, что я действительно критикую! Зачем всё так усложнять?! Для кого писалась эта статья, которую я здесь рассматриваю ?! Для избранных что ли ?! Это то, что мне не нравится в психологии - слишком много хлама !

Всё же я, используя несколько словарей, прочитал статью и понял о чём там. Но сколько у меня ушло на это времени !..

Я бы уже пару любовных романов прочитал за это время...

Но, возвращаясь к глубокой идее, она заключается в том, что возможно прошлый музыкальный опыт человека (конкретного человека) не ограничивается рамками одной жизни человека, а уходит очень далеко в его прошлое. Как мне кажется здесь есть намёк на прошлые воплощения человека, что и проповедует буддизм в лице Ламы, которого упоминает автор.

...Звуковой символ, по Ламе Анагарика Говинда, лежит в основании становления сознания. Акт переживания субъекта становится актом становления сознания в творческом акте наименования, формулирования (так в переводе означено его представление), мы бы сказали интонирования.

Каждая интонированная сознанием вещь опыта становится содержанием и принадлежит сознанию интонирующего. Таким образом, акт интонирования становится уже не только рефлексивным актом, актом познания, но и актом делания. Делание, или самоосуществление (самосозидание или саморазрушение) происходит через трансформации в сознании человека, которое охватывает всю иерархию его природно-психологической структуры. На признании того факта, что в загадочно-неопределённых и неисчерпаемых ресурсах сознания и коренится возможность трансформаций и направленного воздействия, основывается всё магическое мировоззрение. И сейчас нередко это знание отражается в интуициях и гипотезах современной науки, и во вненаучных, подчас спекулятивных, практиках ( что не отменяет наличия данного опыта сознания у человека )...

...Зная из теорий развития психики, что ранние её формы не исчезают, а лишь интериоризуются, инкорпорируются в сознании. Мы предполагаем, что в музыкальном сознании современного человека в бессознательной и превращённой форме содержатся все предыдущие формы функционирования интонирующего сознания : от его синкретичности, через появление расщеплённых форм, к образованию во внутреннем пространстве отчуждённых искусственных форм музыкально-художественного творчества. Таким образом, через предмет музыкально-психологической антропологии - сознание Homo-musicus, которое многообразно и многомерно - релизуется диалог с Другим, а вернее, с Другими Я - инокультурными, инонациональными и иновременными обликами человека музыкального... Именно в такой перспективе и диалоге только и возможно прояснение своего места и состояния сознания современного человека, транслируемого через культуру и образование. С таким осознанием собственных психолого-педагогических деяний в антропологическом контексте связано чувство ответственностипедагога и музыканта перед настоящим и будущим, которое мы готовы или не готовы принять...

Ещё одна идея блестит в предыдущих строках:

Через историю о себе реализуется диалог с другим.

***

Ну вот и раскрыты основные идеи Антропологической концепции психологии музыкального образования, жаль только что они не решают проблему свойств человеческой души ( как обычно и происходит в психологии ).

...Выстраиваемая нами концепция психологии музыкального образования не свободна от проблемы, общей для исследований психического плана человеческого существования...

Скачать архив с текстом документа