Xv городская научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОДЕРЖАНИЕ: Многообразие жанровой системы художественной деятельности отдельно взятого поэта свидетельствует тем самым о творческой зрелости, мастерстве и широком диапазоне проблем, проблем ставших основной темой и содержанием конструирования произведенийКомитет по образованию г. Улан-Удэ
Городское управление образования
XV городская научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 33
Жанровое многообразие творчества Д. Доржиевой
Выполнил: Митыпов Мунко,
ученик 10 «в» класса
гимназии № 33 г. Улан-Удэ
Научный руководитель:
Шожоева Маргарита Дугар-Сыреновна,
преподаватель бурятского языка и литературы, I квалификационной категории
Улан-Удэ
2008
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………….2
I. Творческое становление Д. Доржиевой
1.1. Жизненный и творческий путь Д. Доржиевой……………………………………...3
II. Жанровое многообразие творчества Д. Доржиевой
2.1. Поэтическое творчество Д. Доржиевой и его жанровая полифония………………5
2.2. Особенности прозаических произведений Д. Доржиевой…………………………11
2.3. Художественная символика пьесы «Мнгэн хутага» («Серебряный нож»)………14
Заключение …………………………………………………………………………………16
Использованная литература………………………………………………………………..18
Введение
Многообразие жанровой системы художественной деятельности отдельно взятого поэта свидетельствует тем самым о творческой зрелости, мастерстве и широком диапазоне проблем, проблем ставших основной темой и содержанием конструирования произведений.
Рассматривая в научно-исследовательской работе творческое наследие талантливого поэта Д. Доржиевой, мы раскрываем жанровое многообразие ее творчества, основываясь на периодизации творческого пути.
Говоря о жанровом многообразии, мы констатируем, что Д. Доржиева работает по трем литературным родам: поэзии, прозе и драматургии.
Поэтическое творчество Д. Доржиевой - это особый мир лирического и философского видения мира, в котором отражаются как в капле воды огромный мир родного края, человеческих отношений, красота первозданного чувства любви. Поэт умеет немногими словами рассказать в своих стихах о большом человеческом чувстве поэта, гражданина, философа, знатока народных традиций и обычаев.
Д. Доржиева является автором 11 сборников стихотворений, которые отличаются не только идейно-тематическим богатством, но и жанровым многообразием.
В 1985 году Д. Доржиева становится членом Союза писателей Бурятии, что стало свидетельством творческого роста и потенциала поэта.
Зрелый период творчества охватывает период с 1995 года по настоящее время. Д. Доржиева в эти годы работает над такими крупными произведениями, как «Соембын элшэ» («Сияние соембы»), «Этигэлэй хонхо» («Колокол надежды»), «Газарай хйhэн» («Пуповина Земли»). В 1996 г. состоялась новая встреча поэтессы с читателями – ее поэтический сборник «Новолуние» на русском языке – смелая попытка автора быть услышанной русскоязычным читателем без вмешательства переводчика.
Сборники стихотворений «Новолуние», «Алтан hабагша» («Золотая нить») и «Светотени» в авторизованном переводе Б. Дугарова были выдвинуты Союзом писателей республики на соискание Государственной премии Бурятии.
Поэт в последние годы активно работает в области детской поэзии. В книге «Мнгэн хутага» («Серебряный нож») Д. Доржиева представила стихотворные сказки юным читателям.
Также на Республиканском конкурсе «Лучшие книги Бурятии» в номинации «Лучший друг детей» учредили Грант Д. Доржиевой за книгу «Хараасгай, хараасгай, хаана бэлд амараабши?» («Ласточка, ласточка, где ты зиму проводишь?»). В своей книге «Ндэл тдэгд» («Кочующие костры»), изданной в 2004 году она вновь обращается к сложному духовному миру человека. Мысли автора о судьбе народа, всего человечества отличаются глубиной и прозрачностью.
Таким образом, исследуя многогранное творчество Д. Доржиевой нам следует выявить в чем заключается актуальность выбранной темы. Она обусловлена необходимостью изучения творчества Д. Доржиевой. Творчество поэтессы относится к числу малоизученных. Менее изучена Дулгар Доржиева – поэтесса и совсем мало как прозаик и драматург.
На сегодняшний день мы имеем только газетные публикации, посвященные творчеству поэтессы. Это в основном статьи любителей ее таланта и товарищей по перу, опубликованные в связи с выходом новой книги, юбилейными датами.
Заслуживают упоминания статьи писателей, поэтов и литературоведов: Ц-Д. Дондоковой, Ц-Д. Дондогой, Э. Манзарова, Г. Базаржаповой, М. Шаргаева, Ц. Найданова, А. Анищенко, С. Агриколянской, М.М. Хамгушкеевой, В.Д. Жапова, Р.Шоймарданова, опубликованные в газетах «Буряад Uнэн», «Бурятия», «Правда Бурятии», «Огни Курумкана».
Особый интерес представляет содержательная статья ученого-литературоведа М.М. Хамгушкеевой «Сияние соембы», в которой дан обширный анализ эпический поэмы Д. Доржиевой.
Несмотря на столь длинный ряд вышеперечисленных работ, творчество талантливой поэтессы Д. Доржиевой практически не было исследовано.
Вместе с тем в научно-исследовательской работе проделана попытка рассмотреть все многогранное творчество Д. Доржиевой.
Цель и задачи исследования . Основной целью данной работы является исследование творчества Д. Доржиевой и выявление жанрового многообразия художественной деятельности. При этом ставится задача: на материале творчества поэтессы рассмотреть богатство жанрового многообразия поэзии, прозы и драматургии.
Объектом исследования является многогранное творчество Д. Доржиевой.
Предметом исследования является идейные и художественные искания Д. Доржиевой в трех разных областях литературы: в поэзии, прозе и драматургии.
Методологической основой исследования явились труды теоретиков и исследователей проблем литературы, как Г. Н. Поспелова, М.М Числова, А. Г. Жакова, В.Т. Скобелева; а также работы ученых-литературоведов. Это прежде всего научные труды В.Ц. Найдакова, С.Ж. Балданова, М.М. Хамгушкеевой, Е.Е. Балданмаксаровой, С.С. Имехеловой, С.Г. Осоровой, Т.М. Дугаржаповой, Г.Ц. Бадуевой и др.
Научная новизна работы заключается в том, что на фактическом материале сделана попытка рассмотреть и охватить все творчество Д. Доржиевой, показать художественный мир поэта во всей многогранности, многожанровости.
I. Творческое становление Д. Доржиевой
1. Жизненный и творческий путь Д.Доржиевой
Известный поэт, журналист Дулгар Ринчиновна Доржиева родилась в селе Хилгана Баргузинского района в 1943 году. Училась в Нурской начальной школе. Первые шаги в поэзии она сделала будучи ученицей Улюнской школы.
С детских лет она работала в родном колхозе, на заводе, в библиотеке, в газетах Баргузинского и Курумканского районов, с 90-х гг. плодотворно работает в сфере радиожурналистики. Сегодня Д. Доржиева известная в республике журналистка, ведущая литературных программ на республиканском радио «Алтаргана», «Тоонто», «Орьел». Они посвящены писателям, художникам, артистам, выдающимся историческим личностям Бурятии. Многие из них звучали как открытие, как возрождение ярких страниц истории бурятского народа.
Сегодня Дулгар Доржиева является одной из самых плодотворных, а главное – ищущих новые эстетические горизонты поэтов. Многогранное творчество Д. Доржиевой отличает не только идейно – тематическое единство, но и жанровое многообразие.
Д. Доржиева является автором книг: «Баргажанай долгин» («Волны Баргузина», 1978), «Наран сэсэг» («Цветок солнца», 1982), «Эржэн тобшо» («Перламутровая пуговица», 1988), «Эжыдээ бэлэг» («Подарок матери», 1995), «Новолуние» (1996), «Алтан hабагша» («Золотая нить», 1997), «Светотени» (1999), «Дуранай дугы» («Мосты любви», 2001), «Соембын элшэ» («Сияние соембы», 2002), «Мнгэн хутага» («Серебряный нож», 2001), «Ндэл тдэгд» («Кочующие костры», 2004). Кроме того, стихи поэтессы опубликованы в многочисленных коллективных сборниках поэтов, в частности: «Залуу наhанай охин», «Ажал, тэмсэлэй аялга дуунууд», «Буряадай шлэгэй баглаа», а также на страницах газет и журналов «Буряад нэн», «Бурятия», «Баргажанай нэн», «Хурамхаанай галнууд», «Огни Курумкана», «Буряадай залуушуул», «Ажалай туг», «Саяан», «Удинская новь», «Байгал», «Улыбка Белой тары», «Сагай духэриг» и т.д.
Д. Доржиева не только талантливый поэт, в чьем творчестве отражается и современность, и прошлое, но и хороший прозаик, публицист и драматург. В 1990 году Д. Доржиева пробует силы в новой для себя области художественного творчества – в драматургии. Пьеса «Мнгэн хутага» («Серебряный нож») с успехом шел в 1990-1991 гг. на сцене Бурятского государственного академического театра драмы, также на сценах народных театров.
Как прозаик она выступила в литературе в 1992 году, когда в журнале «Байгал» был опубликован рассказ «Намарай набшын гуниг» («Осенняя грусть»).
Дулгар Доржиева является автором более 30 песен, написанных в соавторстве с такими известными композиторами Бурятии: В. Пантаевым, Б. Дондоковым, П. Дамирановым, Ц. Чойжонимаевым, Б. Хамаевым, Б.Батодоржиевым, посвященных родному краю, красоте родной природы, выдающимся историческим и мифическим личностям бурятского и монгольского народов, о любви и дружбе, о вечности бытия и о преходящем в жизни человека. Обращение композиторов к ее стихам говорит о том, что они музыкальны, мелодичны, в них преобладает мажорность. Песни Д. Доржиевой вошли в репертуар и исполняются с большим желанием такими известными артистами и исполнителями, как М. Елбонов, Д.-Д. Бочиктоев, Х. Аюржанаева, Е. Шараева, Е.-Х. Гомбоин и др.
Необходимо сказать, что Д.Р. Доржиева принимает активное участие в работе Баргузинского и Курумканского литературных объединений, является их наставником и консультантом. В 1985 году ее приняли в свои ряды писатели Бурятии, а в 1997 г. – член союзов писателей и журналистов России. Она является заслуженным работником культуры Республики Бурятия, Победителем Гранта Республиканского конкурса «Лучшие книги Бурятии» в номинации «Лучший друг детей».
II. Жанровое многообразие творчества Д. Доржиевой
2. Поэтическое творчество Д. Доржиевой и его жанровая полифония
Исследуя творческий арсенал поэта, нам необходимо рассмотреть богатство жанрового многообразия поэзии, прозы и драматургии.
В первом разделе мы раскрываем поэтическое творчество Д. Доржиевой. Объектом исследования являются поэмы и детская поэзия, так как в первой главе рассмотрено в целом творчество поэта. Наиболее важным и характерным для данного анализа является жанровые модификации поэм и жанровое многообразие детской поэзии.
Таким образом, обращаясь к вопросам жанрового многообразия творчества Д. Доржиевой, необходимо установить в каком аспекте мы будем употреблять понятие «жанр», «поскольку в нем как в фокусе совмещаются существенные стороны функционирования литературы. Ведь степень развитости и завершенности жанровой системы свидетельствует об уровне литературы».
«Категория жанра – одна из самых значимых в системе литературных категорий». Вообще, «жанр означает от французского genre –род, вид. Это тип художественного произведения заключается в единстве свойств композиционной структуры, его формы и содержания с характерными сюжетными и стилистическими признаками (роман, поэма, баллада). Жанр обобщает черты, характерные большой группе произведений какой-либо эпохи, науки или искусства. В различных видах искусства жанр определяется по своему. Его выделяют на основе принадлежности определенному роду и по преобладающему эстетическому качеству. Различают жанры, относящиеся к различным видам поэзии: эпические (героическая или комическая поэма или рассказ), лирические (ода, элегия, песня), драматические (драма, комедия). Многие жанры подразделяют на виды исходя из тематики общего характера (роман бытовой, психологический, авантюрный, научно-фантастический).
Интерес к поэме, как литературному жанру, имеет под собой реальную почву, так как именно этот жанр в нашей поэзии занимает одно из ведущих мест и вызывает более пристальное внимание критиков, литературоведов.
А.Г. Жаков в своей книге «Современная советская поэма» отмечает, что «при анализе поэмы будем исходить из такого понимания родовых подвидов поэмы: лирическая, лиро-эпическая, эпическая».
Исследуя творческий процесс Дулгар Доржиевой, мы рассматриваем магистральные пути ее поэзии, таким образом, следует отметить, что поэт на протяжении всей художественной деятельности отшлифовывала жанр поэмы. В творческом арсенале поэтессы насчитывается около восьми поэм. Необходимо их перечислить: «Тэргэд арын толондо» («Свет полнолуния», 1975), «Наран сэсэг» («Солнце цветок», 1982), «Дуунайм эхин» («Начало песни», 1983), «Этигэлэй хонхо» («Колокол надежды», 1987), «Газарай хйэн» («Пуповина земли», 1992), «Соембын элшэ» («Сияние соембы», 1998), «Намарай набшын буалгаан» («Бунт осенних листьев», 1993-2000), «Ндэл тдэгд» («Кочующие костры», 2002).
В 1975 году была написана поэма «Тэргэд hарын толондо» («Свет полнолуния»), посвященная великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Поэма входит в «Московский цикл», в который также включены стихотворения «Пушкинда» («Пушкину»), «Москва», «Поэдтэ» («Поэту»). Поэма была опубликована в июньском номере газеты «Буряад Uнэн» в связи с 200-летним юбилеем со дня рождения А.С. Пушкина ( «Тэргэд арын толондо» // Буряад Uнэн. 1999 от 3 июня).
«Свет полнолуния» является лирической поэмой, состоящей из восьми небольших глав. Организующую роль в композиции выполняет образ лирической героини. Ее присутствие мы ощущаем на протяжении «всего повествования». Сюжет поэмы «Свет полнолуния» основан на мыслях и чувствах лирической героини.
Обращаясь к Пушкину, автор преклоняется его таланту, называя учителем («Багша минии Пушкин»).
Центральным, цементирующим звеном композиции поэмы является философская мысль поэта, авторская позиция. Поэзия великого русского поэта вдохновляет автора. «Пушкин … Хуушархагй номууд» («Пушкин … Нестареющие книги») – истинная поэзия гения, сколько бы тысячелетий она не существовала, всегда неожиданно, ее образный арсенал неисчерпаем.
Следующая поэма «Наран сэсэг» («Солнце цветок») была написана в 1982 году. Поэма, посвященная Великой Отечественной войне является лиро-эпической. Здесь автор изображает жизнь одной деревни во время войны, показываются реальные события, внутренний стимул человека в тылу, подвиг изображается в произведении как труд, как необходимость.
Главная героиня со своим маленьким сыном Булатом остается одна. Муж ее Сэнгэ уходит на фронт. В деревне остаются старики, женщины да маленькие дети. Соелма с утра до ночи работает в родном колхозе.
Д. Доржиева умело показала образ женщины в колхозе. Здесь представлена целая галерея образов. Также в поэме появляется отрицательный герой. Абидуев Морхондой всячески старается угодить Соелме. Автор, раскрывая образ Морхондоя, усматривает характерное для того времени изменение нравственного облика человека.
Название поэмы «Солнце цветок» символично. В заключении произведения Соелма вспоминает тяжелые годы войны. Сейчас у нее есть внучка по имени Наран сэсэг. Автор тем самым через название выражает светлое, мирное будущее, связывая с именем девочки Наран сэсэг.
Одним из «вершинных» достижений поэта является по форме лиро-философская поэма «Пуповина земли». Это горькая, но в то же время оптимистическая драма - размышление о судьбе Земли и живущих на ней людей. В ней автор говорит о вселенской взаимосвязи всех вещей и явлений в мире, о вечном и переходящем:
«Верь своим детям, Земля,
что способны расцвести
от любви человека,
мы будем хранить и беречь
вечно пуповину твою».
Заложенные в этой поэме светлые размышления поэта о сущем, заключили ее желание проникнуть в сокровенные законы бытия, и по ее убеждению для этого необходимо утвердиться на своей земле, врастая в нее всей своей человеческой сутью «пуповиной». Это произведение являет яркую поэтическую манеру поэта, в котором сплетены воедино пронзительный лиризм и тонкая философичность.
Все в конечном иногда исходит от человека и возвращается к человеку – так можно кратко выразить главную мысль автора поэмы. И для любого поэта, стремящегося постичь философские, экзистенциальные глубины жизни, структура этого образа остается следующей: «человек - пуповина – земля – человек», - так кратко излучает в своей рецензии Р. Шоймарданов («Не прорвется «золотая нить» // Бурятия. 1999, 8 сентября).
Немаловажным пунктиром является то, что тема «тоонто » занимает главное место в поэме. Как известно, в традиционном понимании это понятие связано с шаманистской и буддийской ментальностью. Данному ритуалу придавалось важное значение в укладе жизни бурят, поскольку обряд символизировал рождение человека для свободного самостоятельного существования, как дар и возможность его жить в этом земном мире. В то же время этот старинный обычая создавал культ домашнего очага, земли, на которой родился человек, его неразрывную связь с предыдущими поколениями: обряд становился одной из реалий человека на пути к гармонии – напоминая живущим о преемственности и целостности жизни.
Поэма Д. Доржиевой «Пуповина Земли» осмысляет этот старинный бурятский обряд с позиции современности:
Детство мое, родительский очаг из-за дымка вырастает,
Жизни лицо цветком лотоса раскрывается,
Тоонто мое шелком переливается,
И бабушки – повитухи голос звенит
В строфе собраны ключевые образы, составляющие мир детства лирической героини. Метафорой «Жизни лицо цветком лотоса» подчеркнут миг божественного дарования жизни, ее бесценности. А то, что «тоонто … шелком переливается», выделяет мысль о драгоценном миге этого рождения. Суть ритуала тоонто , как известно, сводится к онтологическому бытийному увековечиванию нового наследия, и образ пуповины – символ прочной связи с той связанной землей, на которой человек родился, где как бы сконцентрировано все прошлое, вся нравственная память его предков.
В поэме «Пуповина земли» образу тоонто придается более широкое значение и толкование. Тоонто каждого человека, в единстве с другими, составляет уже пуповину Земли – стержень мироздания:
Если есть у Земли пуповина – спасительница
Значит, есть у нее душа, что стережет ее .
Актуализируя старинный ритуал своего народа, поэтесса создает полный сакрального смысла образ тоонто, находящийся в единой системе с культом предков и идей избранничества.
Обычай предков – пуповину новорожденного
Зарывать в ту землю, где он родился,-
Это напоминание о том, чтобы человек жил и творил,
Дыханием своим сливаясь с землею родною .
Идея захоронения материнского последа сознание людей в понимании рода – послед зарывался на родовой территории, и потому ритуал тоонто связан с понятиями родового: домашний очаг, родная земля и, конечно же, связь с предками, их почитание и стремление быть продолжателем всего этого – данный комплекс нравственного поэтессы выступает как одна из возможных моделей гармонизации жизнеустройства.
Лирическая поэма «Пуповина земли» состоит из пяти песен и все они связаны между собой мыслями и чувствами лирического героя.
Лиро-философская поэма «Пуповина Земли» Дулгар Доржиевой, объединив все пять песен, звучит как единой целое, являя миру яркую манеру поэта, в котором сплетены воедино пронзительный лиризм и тонкая философичность …
Д. Доржиева, как журналист, много ездит по республике, бывает во многих школах, участвует в группе «Интеллектуального десанта», организованного библиотекой имени И. Калашникова г. Улан-Удэ и Городским управлением образования. Это дает ей возможность быть в курсе детских проблем, забот и интересов, знать их психологию.
Круг тематики детских стихов разнообразен. У поэтессы можно встретить такие жанры детской поэзии: стихотворения, озорные шутки, материнскую колыбельную, стихотворные сказки.
Произведения, посвященные самым маленьким, представлены в сборниках «Эжыдээ бэлэг» («Подарок матери») и «Мнгэн хутага» («Серебряный нож»).
Детские писатели «в высшей степени наделены способностью находить необыкновенные в обыкновенном, они умеют по детски радостно и увлеченно воспринимать окружающий мир, по детски восторгаться и переживать».
Такой способностью наделена и Дулгар Доржиева. Ее сборник стихотворений «Эжыдээ бэлэг» («Подарок матери») был издан в 1995 году. Стихотворения, посвященные детворе занимают первую половину книги. Этот сборник открывается со стихотворения «Праздник матери». Маленькие герои произведения с нетерпением ждали этого праздника. Праздник 8-го марта всегда приносит в их дом радость и веселье.
Мартын найманай айндэр
Манайда хододоо х хюутэй.
Эжынгээ ажалые энэ дэр
Ээлжэлэн хэдэгбди эбтэй.
Праздник мамы
Всем нам приносит улыбку
В этот в день мы
Дружно делаем работу.
Остроумный герой стихотворения «Жеребенок» не узнал сперва скакуна, назвав его маленькой лошадью. Тогда посмеиваясь над ним, Дарма поправляет его, что перед ним жеребенок. А наш герой не обижается, а так шутливо в ответ говорит:
Би тэрээндэ гомдонг й
Унага хараандаа баярлааб.
«Морин болоходонь унахаб» - гээд,
унаган тээшэ гэшхэлээб.
На него я не обиделся.
Жеребенка увидев, я обрадовался
И сказав: «Все равно его объезжу»
К жеребенку я направился .
Стихи Д. Доржиева рассказывают о домашних животных, потому что они повседневно окружают бурятскую детвору. Богатая фантазия героя стихотворения «Сон» приводит к тому, что ему во сне приснилось, как он встретился с медведем в лесу. Косолапый угощает его кедровой шишкой, но когда наш герой просыпается, оказывается, все это ему приснилось. И тогда он говорит:
U дэшэнд унтахадаа,
U зээйб тэрэл з дэеэ.
Хоть бы мне приснился
Ночью этот сон .
В детской поэзии распространен жанр материнской колыбельной. Д. Доржиева в своей колыбельной «Uлгын дуун» с любовью обращается к ребенку – «б бэй», «б бэйхэн», «д хэн», «д хэй».
Б бэй, б бэй, б бэйхэн,
Д хэй мини унтыш даа.
Б бэй, б бэй, б бэйхэн,
Сказка «Серебряный нож» начинается вступления, где автор открывает прекрасный сказочный мир, который населяет трудолюбивый и поющий народ. Все они являются подданными царя – хан-тайжа. Самый младший сын царя не видел восхода солнца. Повзрослевшему сыну хан-тайжа дает серебряный нож и отправляет его в путь. Тут царевич впервые увидел, как солнце восходит, посмотрел заморские края. Возвратившись, домой молодой тайжа увидел свой дворец и он показался ему избушкой, а его серебряный нож – «бесцветным». Вскочив, царевич приказывает бросить нож в лужу. И вдруг вся земля опустошалась, не стало видно дороги. Заблудившийся царевич унывает, не может понять из-за чего он так мучается и тут вдруг вспоминает, что он сломал нож отца. Хан-тайжа начинает поиски.
На его пути не встречается та лужа, а только один ручеек не перестает журчать. Хан-тайжа хочет испить из родника, но он близко не подпускает царевича. И тогда он обращается к земле. Откуда-то прилетает жаворонок и говорит царевичу:
«Хан тайжа эзэмнай
М нгэн хутагын гэрэлээ
Хара тэрэ шалбаагшни
М нхын булаг болошонхой. …»
«Хозяин мой, хан-тайжа
от сияния серебряного ножа
лужа превратилась в родник» .
Молодой царевич благодарит птичку и дарит ей золотое колечко. Пташка положила колечко на обочине дороги, а на том месте дружно в ряд появились цветы. Хан-тайжа молится, моля пощады и прощения. Наконец из родника излучается свет и появляется подарок отца.
Д. Доржиева в стихотворной сказке использует образные средства. Здесь встречаются метафоры, например, «м льэн х нжэл » (ледяное одеяло), «арьмай лэн» (дословно, кожаное облако), «амнана анаан бодолоо » (дословно, расчесывает мысли), «сэсэг д жэрьебэ» (дословно, защебетали цветы).
Также мы видим активное обращение автора к улигерным приемам выражения древнего мира и т.д.: «м нхэ ехэ юртэмсэ» (вечная вселенная), «гадаада ргэн далай» (океан), «эсэсг й ута харгы» (бесконечная длинная дорога), «эзэн хаан» (хозяин хан), «албатан» (подданные), «хан-тайжа » (хан-тайджи), «ордон» (дворец).
Использование автором образных и метких сравнений делает сказку ярким и поэтичным: «гадаада ргэн далайн/ гарай альган соо байхада » (дословно, когда в ладони руки / вмещался целый океан), «х жэ модото тайгын / х хэ ногоон байхада» (когда была сине-зеленой / бескрайняя тайга), «уужа уудаг ордониин / рбэгэрхэн гэртэл зэгдэбэ» (дворец ему показался / невзрачным домом), «хонгор бага нааниинь / олонгын ндэр эрьебэ» (все его детство / возвратилось с высоты радуги), «хонхо сэсэгтэ хаань / онор тодоор эрибэ » (пора эта прекрасная / проснулась ясно).
Точный, образный язык произведения легко и просто воспринимается юным читателем.
В следующей стихотворной сказке «Хэн хсэтэйб?» («Кто сильнее?») Д. Доржиева создает целую галерею образов животных. Здесь мы встречаем хитрую лисицу, неропотливую свинью, маленького жаворонка, косолапого медведя, собаку и осла.
В сказке сатирически называют свинью Гахай Гахайевичем. Автор наделяет каждого животного характером, тем самым в контексте произведения мы наблюдаем отношения в жизни взрослых. Ведь реальная действительность конструируется из взаимоотношения людей.
Необходимо отметить, что Д. Доржиева в детской поэзии представляет познавательную своеобразную картину мира для юных читателей.
Сегодня можно с сожалением констатировать, что издания произведений, посвященным детям, тем более поэтических сборников стало катастрофической редкостью в литературной жизни Бурятии.
Поэтому выход в свет ее новой книги стихов «Хараасгай, харасгай, хаана бэлд амарбаш?» («Ласточка, ласточка, где зиму проводишь?»), адресованной детям, логичен и ожидаем. Следует отметить, что на Республиканском конкурсе «Лучшие книги Бурятии» была представлена эта книга, и Д. Доржиева стала обладателем Гранта в номинации «Лучший друг детей».
Выход новой книги Д. Доржиевой, посвященной детям, несомненно, поможет школьникам в изучении и освоении богатств родного языка, поэтической речи и будет способствовать эстетического и художественного мышления и вкуса.
2. Особенности прозаических произведений Д. Доржиевой
Рассмотрим еще одну грань творчества Дулгар Доржиевой. Известность Д. Доржиевой как прозаика началась с 1992 года, когда был напечатан первый ее рассказ – «Намарай набшын гуниг» («Осенняя грусть»). Задолго до этого автором были созданы лирические миниатюры, опубликованные в газете «Огни Курумкана» и рассказ «Сагай гйдэл» («Бег времени»), который существует в рукописном варианте.
Д. Доржиева начинала свой творческий путь как поэт. Характерно, что ее имя до этого времени встречается в периодической печати только в качестве подписи под стихами.
Прозаический мир Д.Доржиевой глубок философскими раздумьями. Для произведений Д. Доржиевой характерны живописность и достоверность в изображении картин природы, психологизм. Эту характерную черту прозы Д. Доржиевой можно обнаружить в маленьких миниатюрах «Уянгата мрнд» («Лирические строки»), опубликованных на страницах газеты «Огни Курумкана». По объему эти небольшие миниатюры тщательно завуалированы лиризмом. Как известно, «миниатюры – это выражение в духе лирической прозы» (Скобелев В.П. «Поэтика рассказа». -Воронеж, 1982).
Осенняя пора всегда была излюбленной темой художника слова. Она вдохновляет, воодушевляет, и на крыльях Пегаса поэту приходят откровенные мысли.
В миниатюре лирической героине на лоне природы очень грустно в осеннюю пору. Здесь Дулгар Доржиева искусно использует олицетворение. Одухотворяя упавший на нее лист, она погружена мыслями о жизненных прелестях.
Сентябрьский день, осененный золотым светом опавших листьев, необычная тишина воспринимается вдумчивым взглядом лирической героини. Эту тишину нарушает упавший лист, который словно, нашептывая, говорит: «Это я нарушил твое спокойствие, это я, это я».
Героиня с удивлением рассматривает маленький пожелтевший лист и находит разветвления, которые все отличаются друг от друга. Лирическая героиня сравнивает их с жизненными дорогами человека. Одурманенная шепотом листьев, героиня задумывается о том, что на каком листе нарисована ее жизнь.
Обычна природа как пастух, сидящий на седле осматривает внимательно свои владения. В это время только желтые цветы, не попавшие «под острие» грусти, тихо выполняют свой долг – украшать землю.
В данной миниатюре поэтесса философски размышляет о времени, о вечном и о своем долге перед Родиной …
В рассказе «Намарай набшын гуниг» («Осенняя грусть») автор изображал образ лирической героини, ее чувств и душевных переживаний, достигает не за счет многословного пересказа, а через показ конкретных действий, скоротечных, но сильных чувств и переживаний, оставляющих неизгладимый след в душе человека.
Как известно, «рассказ - это малая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объему изображенных явлений жизни» (Литературный энциклопедический словарь. М., 1987). Он вмещает в себя целостную эстетическую концепцию личности. Рассказ чаще всего изображает одно мгновение из жизни человека, а если и описывает целую жизнь, то сжимает ее в цепочку из нескольких «однокачественных» эпизодов. Но в этом эпизоде или в их цепи рассказ стремится вскрыть то главное противоречие, которое определяет сущность человека и его времени. Таким образом, цель рассказа - в одном единственном миге собрать, понять и объяснить всю жизнь. Для этого требуется предельная концентрация изображения при максимальной емкости художественного смысла. И все носители жанра в рассказе работают на эту задачу.
Дебют Дулгар Доржиевой в прозаическом творчестве, нужно сказать, был очень удачным. Рассказ «Намарай набшын гуниг» («Осенняя грусть») был создан вначале как повесть. Но она была напечатана в сокращенном виде и обозначена в журнальной публикации как рассказ.
Главными героями рассказа являются биолог Чимита Зундуевна, ее муж Галдан и сын Эрдэм, а также ученый Дандар. Чимита Зундуевна со своей семьей приезжает отдохнуть в свои родные края. В начале рассказа героиня всматривается в знакомые и любимые с детства места, всякий раз заново открывая для себя их красоту, постигая связь времен и поколений, свои отношения с миром.
Направляясь к своему «тоонто », Чимита Зундуевна вспоминает детство, как детвора веселилась, когда вечером все собирались у костра и рассказывали друг другу сказки, отгадывали загадки. А сейчас она не смогла даже найти дом своего дяди. Все изменилось… Нахлынувшие на нее воспоминания, настороженную тишину леса нарушает Дандар. Они были знакомы с детства. Дандар учился на два класса старше ее. Высокий, статный, всегда опрятно одетый, он выделялся среди других. Сейчас Чимита Зундуевна с трудом узнала Дандара и невольно ей приходит мысль о том, что время быстротечно, и удивительно, что «воспоминания как бы продлевают жизнь человека».
Героиню беспокоит и то, что люди все переехали, оставили свои дома, родные места. Ведь в Галтае раньше было много домов, все работали и жили дружно.
Это беспокойство имеет под собой реальную основу, потому что в наше время это становится острой проблемой. Об этом свидетельствует современная ситуация, когда идет активное массовое переселение из сел в города.
Д. Доржиева в своем рассказе «Намарай набшын гуниг» («Осенняя грусть») ставит данную проблему в начале произведения. Что останется нашим детям, молодому поколению, когда мы покидаем свои родные места, где с давних времен жили наши предки; откуда происходят наши корни – с болью в душе произносит монолог героиня.
Лейтмотивом многих произведений Д. Доржиевой является «тоонто ». В связи с этим у героини возникает вопрос: чтим ли мы заветы предков, почему многие забыли свою родословную? Во что превратилось ее «тоонто », где она родилась и бегала босиком в детстве. Перед ее глазами ужасающая картина: повсюду банки, пустые бутылки и мусор.
В рассказе «Намарай набшын гуниг» («Осенняя грусть») автор изображает одно: событие из жизни главного героя Чимиты Зундуевны. Эти пять дней, проведенные в живописном уголке земли Галтае, оставили неизгладимый след в душе героя. Автор подразделяет рассказ на пять частей, тем самым, открывая произведение для читателя в виде «дневника».
Кульминационным моментом является нападение браконьеров на Чимиту Зундуевну и Дандара. Вместо того, чтобы защитить женщину Дандар плачет. Такого человека с презрением можно назвать слабым, беспомощным. Но все ли решается в жизни путем обмана и силы? Чимита Зундуевна задумывается о своей жизни, судьбе. Ее Галдан очень шустрый, хваткий человек. Он все сделал для семьи: обставил дорогой мебелью квартиру, часто ездит за границу. И сейчас он прогнал браконьеров. «Наверное, тогда еще молодой он показался мне красивым, сильным и я вышла замуж за него», - с горечью думает Чимита.
Данное событие является центральным, раскрывая содержание рассказа. В частности, мы «вплотную» соприкасаемся с лирическими переживаниями героини произведения. Чимита Зундуевна с сожалением думает о том, что вышла замуж за нелюбимого человека. Здесь внимание сводится к решающим моментам в жизни действующего лица, в данном случае, Чимиты Зундуевны.
Особенно ярко выражены лирические переживания в конце рассказа. Здесь лирика глубоко проникла в ткань произведения. Чимита Зундуевна решается на смелый поступок подать заявление на развод.
Д.Доржиева умело использует олицетворение. «Тополя и березы перед осенними стужами, когда осыпают листья, остаются подавленными печалью и грустью. Но с приходом весны снова листья распустятся. Придет ли для меня состарившейся, поседевшей время веселья, развлечения, радости, так же как и этим листьям?».
В рассказе «Осенняя грусть» духовный мир сына Чимиты Зундуевны Эрдэма очень богат и неисчерпаем. Вопреки словам отца он берется за свое любимое дело. Эрдэм видит окружающий мир, отображая его на холсте красками. Галдан мечтает о том, что его сын станет экономистом. Но Чимита Зундуевна всячески старается уберечь сына от упреков отца.
Д.Доржиева ставит образ сына в произведении особняком. Потому что он является символом чистоты души, любви к жизни, целеустремленности. Его душа не затронута превратностями жизни. Эрдэм смотрит на мир другими глазами, что не нравится его отцу. Как мать, Чимита Зундуевна понимает и одобряет поступки сына.
Отец всячески стареется упрекнуть в чем-нибудь. Рассказ этот написан в виде дневника, который охватывает период с начала приезда Чимиты Зундуевны и до отъезда. В конце рассказа соприкасаемся с лирическими переживаниями Чимиты Зундуевны .
Следует отметить, что в рассказе преобладает динамичность событий, диалогичность.
3. Художественная символика пьесы Д.Доржиевой
«Мунгэн хутага» («Серебряный нож»)
«Драматургия – особый род литературы, неразрывно связанный с искусством театра. Драма, комедия, трагедия предназначены для сценического воплощения и раскрываются лишь в живом актерском исполнении» (Найдакова В.Ц. «Бурятский драматический театр». –Улан-Удэ, 2001).
В данном разделе «Художественная символика пьесы Д.Доржиевой «Мунгэн хутага» нами предпринята попытка исследовать и отразить значение в произведении символического характера.
Историко-романтическая пьеса «Серебряный нож» была с успехом поставлена в театре бурятской драмы в 1990-1991 гг., также на сценах Гаргинского, Улюнханского народных театров Курумканского района, Иройского народного театра Селенгинского района.
Д.Доржиева в своей пьесе «Серебряный нож» автор повествует о судьбе сына, который отрекся от имени отца, попавшего под репрессии 30-х годов. Главными героями пьесы являются самые обычные люди, наши современники.
По жанру «Серебряный нож» - историко – романтическая пьеса. В ее центре семья Норбоевых. В начале пьесы появляется образ старика Даржая, который пришел на кладбище. Автор органично вводит в ткань произведения поток сознания героя: «Ой, да –а –а …Оказывается, так быстро проходит время. Что оставив на земле, покинули нас эти бедные? Наверное, они думают о нас, лежа в холодной земле. (Прислушивается. Поправляет пальто). Нынче похолодало. С каждым годом лето становится холодным что сказал бы, увидев все это, если рядом со мной здесь сидел Донир? (Даржа поднявшись, поправляет столб).
Образ старика Даржая стоит особняком в пьесе. Автор наделяет своего героя мудростью, проницательностью.
Сюжет пьесы развивается в рамках одного житейского события – празднования в честь защиты кандидатской диссертации сына Галсана Донировича. В доме Норбоевых собираются близкие и родные семьи.
Драматический конфликт пьесы выстроен вокруг кульминационных моментов: приход старика Даржая, подарок Жамбалу, сватовство младшей дочери Юмжэлмы. Герой Галсан Донирович распускает клубок обмана, который плетется персонажами, как Сандак Жалсанович и Ханда. Автор пунктирно обрисовывает образы Ванчикова и Ханды. В начале пьесы мы ощущаем напряженную атмосферу. Директор Сандак Жалсанович и Норбоев ждут проверку из райцентра. Тут вступает в действие дочь Норбоева Намжилма. Д.Доржиева, показывая образ дочери с начала пьесы до конца, делает акцент на ее душевное состояние. Это единственный персонаж в пьесе, который видит жизнь в «разрезе». Намжилма работает в статуправлении инженером. В пьесе она изображена независимой, справедливой. Намжилма жалеет только мать, брату Жамбалу говорит, что в наше время «развелось» этих кандидатов, не приносящих пользу обществу, а отца она осуждает. Галсан Донирович как отец желает своим детям только хорошего, но он «строит» их будущее на обмане и воровстве.
Кульминационный момент начинается, когда семья празднует встречу сына Жамбала, далее события развиваются с приходом Даржая. Старик, сказав напутственные слова Жамбалу, преподносит ему в подарок серебряный нож. Галсан, увидев нож, вспоминает, что эта вещь его покойного отца Донира. Со слов Даржая внуки узнают о своем дедушке. Донир по тем временам был образованным человеком. Знал старомонгольскую письменность, с детства Донир следовал за отцом строить дацаны и дуганы. Он был мастером на все руки, изготовлял статуэтки богов. До сих пор люди хранили тайком эти статуэтки. Донир также был кузнецом драгоценных изделий. Перед репрессией он и успел сделать этот серебряный нож.
Даржа подарив этот нож, желает Жамбалу в дальнейшем успехов, чтобы он прославил свою родину и высоко вознес имя отца. Тем самым автор использует нож в качестве иносказательного средства образа-символа.
Понятие «символ» определяется как художественный образ, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни.
Символ многозначен, поскольку в зависимости от контекстов может обозначать разные понятия. Так в поэзии, парус в стихотворении Лермонтова – это символ одиночества, ая-ганга в стихотворении Улзытуева – символ родного края.
В пьесе Д.Доржиевой «Серебряный нож» Даржа достает из-за пазухи белый серебряный нож (сагаан мунгэн хутага ). Здесь мы видим, с одной стороны, цветовую символику – белый, серебряный: осмысление слов –сагаан и м нгэн становится символом всего высоконравственного, чистого и доброго, с другой стороны, нож является атрибутом национального мужского костюма. Как известно, раньше разрешали носить нож мужчине, когда он достигнет определенного возраста.
«Нож и огниво (хутага, хэтэ ) – чаще всего они встречаются в паре – обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступал в качестве обмена дарами. Утилитарная первичная функция ножа – как орудия защиты, как предмета необходимого при трапезах с мясными блюдами – дополнилась со временем новой функцией – декоративной: нож стал украшением костюма» (Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят». Улан-Удэ, 2004).
Таким образом, серебряный нож стал свойством образности в целом пьесы «Серебряный нож».
В образе серебряного ножа, лейтмотивом проходящего через всю пьесу, показано осмысление содеянного Галсаном Донировичем. В финале пьесы Норбоев понимает и осознает свою вину.
Резюмируя, нужно сказать, что пьеса «Серебряный нож» в свое время была очень актуальна, да и сейчас она не потеряла своего значения. Содержание пьесы, ее идейно-художественная направленность заставляет зрителя задуматься о многом из недавнего нашего прошлого, проникнуться мыслью о ценностях утраченного, о необходимости культурных и бытовых традиций и обычаев.
Заключение
Исследование многогранного творчества поэтессы Дулгар Ринчиновны Доржиевой позволяет заключить, что ее поэзия – это целая эпоха художественной бурятской литературе.
Природа наделила ее огромной творческой силой, которая проявилась во всех сферах ее многогранной деятельности. Прежде всего, Д. Доржиева профессиональный журналист. В области журналистики она проявила себя специалистом одиноко сильно владеющей культурой, историей своего народа. Д. Доржиева известна всем как журналист, ведущая передач на республиканском радио «Алтаргана», «Тоонто», «Орьел». Этот емкий, требующий определенного отношения труд, Д. Доржиева совмещала и с творческими исканиями в области литературы.
Д. Доржиева прежде всего выступает в литературе как поэт. На протяжении всего творческого пути раскрывается, последовательно углубляясь и поворачиваясь разными гранями, динамичный художественный мир Д. Доржиевой. В поэтическом мире поэта важное место занимает тема и образ родины, родного дома, очага, дороги, нравственно-философское осмысление самих основ жизни, творческого пути выдающихся сынов бурятского народа, думы и чаяния современной женщины, и уже как форма воплощения этого содержания – живописное и музыкальное начало. Все это вместе и образуют живую, целостную художественную систему. Ее поэтическое творчество полифонично жанровым многообразием.
Основываясь на периодизации творческого пути, мы наблюдали за формированием творческого роста поэта, начиная с первого поэтического сборника до последнего. Тем самым в исследуемой работе проделан анализ сборников стихотворений, показано какое место занимает в творчестве поэта та или иная книга или произведение. Особенно заслуживает внимание такие сборники стихотворений, в которые вошли поэмы «Газарай хйэн» («Пуповина земли»), «Соембын элшэ» («Сияние соембы»). Особо следует отметить, что поэт на протяжении всего творчества отшлифовывала жанр поэмы. Они отличаются по тематике, тем самым жанровые модификации поэм самые разные – эпическая, лирическая, поэма – восхваление, стихотворная повесть. Особый пласт ее творчества составляют такие поэмы, как лирическая поэма «Наран сэсэг» («Солнце цветок»), стихотворная повесть «Этигэлэй хонхо» («Колокол надежды»), лиро-философская поэма «Газарай хйэн» («Пуповина земли»), эпическая поэма «Соембын элшэ» («Сияние соембы»).
Расцвет творчества поэтессы относится к 90-м годам. Творчество Д. Доржиевой не смыкается, а динамично углубляется философским осмыслением бытия, открывая для нас многогранный художественный мир в области драматургии и эпоса.
В этот период Д. Доржиева создает историко-романтическую пьесу «Мнгэн хутага» («Серебряный нож»), которая явилась дебютом поэта в драматургии. Основной целью исследования пьесы является определение художественной символики названия произведения. Символический характер осмысляет, таким образом, идейно-художественную, эстетическую целостность произведения.
Анализ прозаических произведений «Намарай набшын гуниг» («Осенняя грусть»), «Сагай гйдэл» («Бег времени») основан на психологическом анализе и выявлении лиризма в прозе.
Таким образом, рассмотрев творчество, нами сделана попытка охватить все многогранное творчество поэта, определить жанровое многообразие в каждом роде: поэзии, прозы и драматургии.
Подытоживая, нужно констатировать, что вклад Дулгар Ринчиновны Доржиевой в развитие бурятской литературы в целом, ее богатейшее поэтическое наследие, ее яркий талант пока еще полностью не оценены.
Список использованной литературы
1. Бадуева Г.Ц. Рассказ в литературе Бурятии: поиски жанровых форм.- Улан-Удэ, 2002
2. Балданмаксарова Е.Е. Бурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров. М., 2002.
3. Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе. –Улан-Удэ, 1991.
4. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы, 1960-1970 – е гг. -Новосибирск, 1985.
5. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм.- М., 1968.
6. Дугаржапова Т.М. Поэтика бурятского стиха. -Улан-Удэ, 2002.
7. Жаков А.Г. Современная советская поэма. -Минск, 1981.
8. Жанр (эволюция и специфика): Вопросы русского языка и литературы. -Кишинев, 1980.
9. Жапов В.Д. Бурятская детская литература на современном этапе. Улан-Удэ, 1994.
10. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
11. Нагибин Ю.М. Размышления о рассказе. М., 1964.
12. Осорова С.Г. Психологизм в бурятской прозе. -Новосибирск, 1992.
13. Поспелов Г.Н. Лирика: среди литературных родов. М., 1976.
14. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. -Воронеж, 1982.
15. Хамгушкеева М.М. Портреты писателей Бурятии. -Улан-Удэ, 1997.
16. Цыренова М.Ц., Дампилова Л.С. Основные тенденции развития современной бурятской поэзии. -Улан-Удэ, 2000.
17. Числов М.М. Время зрелости –пора поэмы. М., 1986.
18. Шатин Ю.В. Художественная целостность и жанрообразовательные процессы.- Новосибирск, 1991.
Произведения поэта
19. Доржиева Д. Алтан абагша. -Улаан -Uдэ, 1997.
20. Доржиева Д. Баргажанай Долгин. -Улаан -Uдэ, 1978.
21. Доржиева Д. Дуранай дугы. -Улаан -Uдэ, 2001.
22. Доржиева Д. Мнгэн хутага. -Улаан -Uдэ, 2001.
23. Доржиева Д. Наран сэсэг. -Улаан -Uдэ, 1983.
24. Доржиева Д. Новолуние. -Улаан -Uдэ, 1996.
25. Доржиева Д. Светотени. -Улаан -Uдэ, 1999.
26. Доржиева Д. Соембын элшэ. -Улаан -Uдэ, 1995.
27. Доржиева Д. Эжыдээ бэлэг. -Улаан -Uдэ, 1995.