ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно
СОДЕРЖАНИЕ: Литературный язык – основа культуры речи. Основные признаки литературного языкаРефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно.
http :// www . pjatjorochnik . ru
1. Литературный язык – основа культуры речи. Основные признаки литературного языка.
Русский язык – это национальный язык русского народа. Являясь средством общения – язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. В нем выделяется его обработанная и нормированная часть, которая составляет основу русского национального языка и называется языком литературным.
Литературный язык — это язык государственных и культурных учреждений, школьного обучения, радио и телевидения, науки, публицистики, художественной литературы, то есть всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.
Основной признак литературного языка – нормированность. В литературном языке произношение, выбор слов и употребление грамматических форм подчиняются определенным правилам, или нормами. Целая система норм охватывает все стороны литературного языка: произношение, лексику, словообразование, морфологию, синтаксис, правописание.
Словарный состав русского языка богат и разнообразен. Каждое слово имеет определенное значение. Слова могут обладать и несколькими значениями (многозначность).
Литературный язык является основным средством, обслуживающим коммуникативные потребности общества.
Литературный язык имеет письменную и устную формы. Литературный язык — это лишь часть национального языка, который включает, кроме того, местные говоры (диалекты), городское просторечие, а также профессиональные, жаргонные и другие элементы, противостоящие литературному языку как ненормативная речь. Литературный язык принимается обществом как образцовая форма национального языка, и поэтому именно используется во всех сферах общения.
2. Норма. Характерные особенности нормы литературного языка. Основные источники языковой нормы.
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.
Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.
В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяются следующие типы норм:
Акценто-логические - ударения; орфоэпические – произношения; лексические – употребления слов; фразеологические – употребления устойчивых сочетаний слов; словообразовательные – образования слов; морфологические – образования грамматических форм; синтаксические – объединения слов в словосочетания и предложения; орфографические – написания слов; пунктуационные – постановки знаков препинания.
Характерными чертами языковых норм являются: относительная устойчивость; распространенность; общеупотребительность; общеобязательность; соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.
К основным источникам языковой нормы относятся: произведения писателей-классиков; произведения современных писателей, продолжающих классические традиции; публикации средств массовой информации; общепринятое современное употребление; данные лингвистических исследований.
3. Устная и письменная речь. Разновидности устной речи.
Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. Основой письменной и устной речи является литературная речь. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности. Устная речь - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки. С их помощью передаются интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда, пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.
Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не заученной, походила на непосредственное общение.
Речь существует в форме монолога или диалога.
Монолог — это речь одного лица, адресованная многим слушателям (реже одному). Это развернутый вид речи, обычно заранее подготовленный. Он имеет определенный замысел и композицию, обладает относительной законченностью (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.). Монолог мало зависит от ситуации, от условий; обычно он не поддерживается и не направляется вопросами слушателей.
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Он связан с обстановкой, в которой протекает речь. Каждая новая реплика в диалоге опирается на предыдущие. В диалоге важную роль играют жесты, мимика, указания на окружающие предметы, обращения, междометия, звукоподражательные слова, интонация.
4. Орфоэпические нормы русского литературного языка.
Произносительные нормы устной речи изучает орфоэпия. Она исследует закономерности литературного произношения. Нормы произношения определяются фонетической системой языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, по которым произносятся слова. Орфоэпические нормы определяют выбор произносительных вариантов – если фонетическая система в данном случае допускает несколько возможностей. Орфоэпия включает также нормы ударения. Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. Варианты произношения, признаваемые неправильными, нелитературными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем – территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков. Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В некоторых случаях она допускает варианты произношения. Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка. Произношение постепенно меняется. Орфоэпические нормы устанавливаются учеными – специалистами в области фонетики. Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными погрешностями произношения. Правильное произношение облегчает и ускоряет процесс общения.
5. Особенности русского ударения.
Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Ударение всегда падает на гласный звук в слоге. Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак «апостроф» вверху над ударной гласной. В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными (творог и творог). Обычно в словах бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение. Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова.
В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется разноместным. Ударение может быть на любой части слова. Ударение в русском языке в изменяемых самостоятельных словах при их склонении или спряжении может сохраняться на той же части слова, на которой оно было в начальной форме, может переходить на другую часть слова. При словообразовании ударение может сохраняться на той же части слова. Общего правила сохранения и передвижки ударения в русском языке нет: при овладении родным языком мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове. При затруднении обращаемся к словарю.
6. Виды общения. Бытовое и деловое общение. Особенности делового общения. Виды делового общения.
Виды общения – это стиль языка. Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживают какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность и др. в каждой из этих сфер используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка. Каждый стиль характеризуется следующими признаками; целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует. В бытовом общении употребляется разговорный стиль. Цель этого стиля – общение, обмен мыслями, впечатлениями. Обычная форма реализации этого стиля – диалог. В разговорном стиле отсутствует предварительный отбор языкового материала. В нем употребляются слова и фразеологизмы разговорного стиля, просторечные слова, слова с переносным значением, обращения, вводные слова, неполные предложения и т.д.
В деловом общении употребляется официально-деловой стиль. Цель этого стиля – информация. Обычная форма реализации такого стиля – монолог. В официально-деловом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств. Официально-деловой стиль располагает своими жанрами: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверенность, расписка, объявление, акт и др. В этом стиле преимущественно используются нейтральные языковые средства, слова в прямом значении. Широко употребляются стандартные выражения, составные предлоги, союзы, развернутые предложения. В этом стиле обычно не допускается употребление экспрессивных речевых средств. Этот стиль требует предельной точности выражения, которая должна исключить разное толкование. В официально-деловом стиле используются специальные слова6 дипломатические, общественно-политические, юридические.
7. Невербальные средства общения.
Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций.
Невербальное общение - вид общения без использования слов. Его составляют: голос, внешний вид, одежда, поза выражения лица, улыбка, взгляд, движения, походка жесты, прикосновения; рукопожатие; объятия; поведение, действия; мимика.
8. Основные качества речи и их характеристика.
Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. К основным качествам речи относят правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, богатство, выразительность и уместность речи.
Правильность речи - качество речи, состоящее в соответствии ее звуковой (орфографической), лексической и грамматической структуры принятым в языке литературным нормам. Правильность является базовым качеством речи, обеспечивающим придание речи других, более сложных качеств, таких как выразительность, богатство, логичность.
Точность речи - коммуникативное качество речи, состоящее в соответствии ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность речи зависит от правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, учета многозначности и омонимии, правильного сочетания слов.
Уместность речи - строгое соответствие структуры и стилистических особенностей речи условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и
Основные качества речи и их характеристика. продолжение
адресата. Уместность речи предполагает умение пользоваться стилистическими ресурсами языка в соответствии с обстановкой общения. Выделяют уместность стилевую, контекстуальную, ситуативную и личностно-психологическую.
Богатство речи - набор языковых средств (лексических, грамматических, стилистических), которыми владеет и умело пользуется в соответствии с ситуацией отдельный человек. Богатство речи определяется способностью человека выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами.
Богатство речи связано с разнообразием используемых говорящих средств выражения мысли, синонимов, способов построения высказывания, организации текста.
Выразительность речи - качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства.
Условиями выразительности речи являются самостоятельность мышления говорящего и его внутренняя убежденность в значимости высказывания, а также умение выбрать оригинальные способы передачи содержания его мысли.
Чистота речи - это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных).
Логичность речи - это логическая соотнесенность высказываний друг с другом.
Логичность достигается благодаря внимательному отношению к целому тексту, связности мыслей и ясному композиционному замыслу текста. Логические ошибки можно устранить при прочтении готового письменного текста, в устной речи необходимо хорошо помнить сказанное и последовательно развивать мысль.
Ясность речи - это качество речи, которое состоит в том, что речь требует наименьших усилий при восприятии и понимании, при сложности ее содержания. Ясность очень важна для действенности речи.
9. Слова ограниченного и неограниченного употребления. Диалектная лексика. Профессионализмы. Жаргонизмы.
Слова известные всем и употребляемые всеми называются общеупотребительными. Слова, известные не всем говорящим на русском языке, называют необщеупотребительными. К таким относятся диалектные и профессиональные слова.
Диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Речь жителей той или иной местности называют диалектом. В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские, южнорусские и среднерусские диалекты. Речь жителей той или иной местности состоит из общеупотребительных и диалектных слов. Одни и те же предметы, признаки или действия в диалектах и в литературном языке нередко называют по-разному. Диалектные слова используются в художетсвенных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности. Такие слова называют диалектизмами.
Профессиональные слова – это слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. Профессиональные слова используются в художественных произведениях для более точного описания людей или их занятий. Называют такие слова профессионализмами.
Жаргонизмы – это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл. В современном русском языке можно наблюдать тенденцию к увеличению количества жаргонной лексики в его составе. Раньше жаргонизмы употреблялись только в непринужденном общении хорошо знающих друг друга людей, то теперь их можно услышать в радио- и телепередачах и увидеть на страницах самых разных газет. В то же время возрос интерес ученых к проблемам русской социальной диалектологии и, в частности, к жаргону. Это связано с проникновением жаргонизмов в общенародную русскую речь, в результате чего перед лингвистами встала проблема языковой экологии. Важным является изучение функционирования жаргонизмов в различных системах общенародного языка, а также выработка языковой политики в отношении жаргонной лексики.
10. Терминологическая лексика. Приёмы объяснения терминов.
Терминологическая лексика - это социально ограничено употребление терминологической и профессиональной лексики, используемой людьми одной профессии, работающими в одной области науки, техники. Каждая область знания имеет свою терминологическую систему.
Термины - слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства. В основе каждого термина обязательно лежит определение (дефиниция) обозначаемой им реалии, благодаря чему термины представляют собой точную и в то же время сжатую характеристику предмета или явления. Каждая отрасль знания оперирует своими терминами, составляющими суть терминологической системы данной науки. В составе терминологической лексики можно выделить несколько «слоев», различающихся сферой употребления, особенностями обозначаемого объекта.
1. общенаучные термины, которые используются в различных областях знаний и принадлежат научному стилю речи в целом. Эти термины образуют общий понятийный фонд различных наук и имеют наибольшую частотность использования.
2. Различаются и специальные термины, которые закреплены за определенными научными дисциплинами, отраслями производства и техники; в медицине и пр.
Терминологическая лексика, как никакая другая, информативна. Поэтому в языке науки термины незаменимы: они позволяют кратко и предельно точно сформулировать мысль. Однако степень терминологизации научных трудов неодинакова. Частотность употребления терминов зависит от характера изложения, адресации текста. Немало слов, имеющих терминологическое значение, получили широкое употребление без каких бы то ни было ограничений. Другую группу составляют слова, которые имеют двойственную природу: они могут функционировать и как термины, и как общеупотребительные слова. В первом случае эти лексические единицы характеризуются специальными оттенками значения, придающими им особую точность и однозначность.
11. Ораторское искусство. Виды ораторского искусства.
Техника речи — это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. Такое мастерство еще называется красноречием.
Ораторская речь должна быть определенной не только по своей теме, конкретному содержанию, но и способу изложения, по тому, как она исполняется, по степени эмоциональности и даже по составу и характеру терминологии. Красноречие подразделяется на роды, которые в свою очередь подразделяются на виды ораторского искусства.
Роды красноречия:
Социально- политическое красноречие;
Академическое красноречие;
Судебное красноречие;
Социально-бытовое красноречие;
Богословско-церковное красноречие.
Виды красноречия:
Политическая речь, дипломатическая речь, военно-патриотическая речь, политическое обозрение, митинговая речь, агитаторская речь.
Лекция вузовская, научный доклад, научный обзор, научное сообщение или информация.
Прокурорская, или обвинительная, речь, общественно-обвинительная речь, адвокатская, или защитительная, речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого.
Юбилейная, или похвальная, речь, застольная речь, надгробное слово, или поминальная речь.
Проповедь, речь на соборе.
Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления): I. Владение материалом («что говорить»); II. Владение собой («как говорить»); III. Образ оратора («кто говорит»). Каждый из уровней включает несколько составляющих компонентов.
Владение материалом - что говорить:
1. Грамотная речь (соблюдение лексических, грамматических, орфоэпических норм русского литературного языка)
2. Словарный запас
3. Композиция (принципы построения)
Владение собой - как говорить:
1. Естественность поведения оратора
2. Техника речи (дикция, темп, интонация, голос)
3. Контакт с аудиторией
Образ оратора – кто говорит:
1. Одежда
2. Положение сидя или стоя
3. Выражение лица (мимика)
4. Жесты
12. Подготовка к выступлению. Виды подготовки.
Для того чтобы выступление на публике было успешным, необходимо не только знание основ ораторского мастерства. Не менее важно знать и о том, как правильно заранее подготовиться к речи.
Правильная подготовка публичной речи осуществляется в несколько этапов.
Этап I. Подготовка содержательной стороны речи.
Этап II. Словесное оформление выступления.
Этап III. Окончательная подготовка выступления. На каждом этапе у будущего оратора образуются свои объекты внимания, т.е. то, чем он должен заняться именно сейчас.
Этап I. Подготовка содержательной стороны речи. К выступлению нужно правильно подготовиться. Если упустить из виду хотя бы один из этапов подготовки, речь может быть неудачной. При подготовке выступления необходимо ответить на три вопроса: 1. Что я делаю? 2. Зачем я это делаю? 3. Как я это делаю? Ответы на них помогут определить соответственно тему выступления, цель выступления, а также непосредственно заняться подготовкой содержательной стороны речи (составлением плана, сбором материала, обдумыванием структуры речи). Новизна темы и интерес к ней – залог будущего успеха.
Этап II. Словесное оформление выступления.
Второй этап подготовки – подготовка к непосредственному изложению текста, словесное оформление публичного выступления по законам красноречия.
На этапе словесного оформления выступления объектами внимания оратора должны стать 1) изобразительные возможности, или богатство языка, а также 2) явления, засоряющие речь. Первые необходимо развивать, а вторых – избегать в своей речи.
Этап III. Окончательная подготовка выступления
Начинающему оратору необходимо написать целиком текст выступления. Текст выступления должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него выступающий должен тут же видеть интересующие его фрагменты. Если выступление предстоит важное, желательно его прорепетировать. Мастерство публичного выступления приходит с опытом работы в профессии.
13. Композиция речи. Составные элементы композиции речи.
Композиция - это содержательно-структурная основа речи, представляющая собой последовательное расположение распределенного по порциям содержательного материала в соответствии с логикой изложения, продиктованной, с одной стороны, замыслом оратора, с другой - определенной ситуацией и аудиторией, т. е. структурированное и выстроенное в оптимальной для воздействия на данную аудиторию последовательности содержание речи.
Составные элементы композиции речи: вступление, основная часть, заключение.
Задачи вступления:
1. Вызвать интерес к теме разговора, показав её полезность для собеседников – слушателей.
2. Установить психологический контакт со слушателями, создав эффект единомыслия.
3. Мотивировать их активное восприятия речи риторическими и наводящими вопросами.
Задачи основной части:
1. Раскрыть суть проблемы (идеи, подхода, решения, предложений, инициативы).
2. Аргументировать свое видение проблемы
3. Побудить собеседников к обсуждению проблемы (если в этом есть необходимость и имеется достаточно времени).
4. Поддерживать интерес и внимание у собеседников.
5. Управлять аудиторией, не давая ей отвлечься от содержания речи.
6. Вызвать удовлетворение у слушателей содержанием и стилем речи, манерой поведения.
Задачи заключения:
1. Подвести итог сказанному.
2. Сформировать свои предложения (решение).
3. Призвать к обсуждению предложения или к непосредственным конкретным действиям, если решение принято.
4. Ответить на вопросы из аудитории.
14. Основные формально-логические законы полемики. Полемические приёмы.
Полемика – вид языкового общения нескольких партнеров и в этом смысле – диалог. Этим полемика отличается от лекции или доклада. Полемика отличается и от других форм диалога – бесед, прений, дебатов, диспута, совещания. В полемике присутствует элемент состязательности, борьбы, соперничества, проявляющийся в виде реплик с критикой и опровержениями высказываний соперника. Составляющие полемики: оппоненты лексика, основания и рассуждения. Типы полемики: познавательная полемика; деловая полемика ( дипломатическая, коммерческая, процессуальная, конформистская); игровой (спортивный) тип полемики .
Уважение к собеседнику, терпимость к его мнению, соблюдение процессуальных норм, лояльность публики – требования, общие для любого вида диалога. Верны они и для полемики, но не характеристичны для нее.
С другой стороны, общие принципы или приемы полемики верны для любого ее типа. Это принципы демократизма (по отношению к собеседнику), объективности (арбитров), тщательности (отбора слов и выражений), недопустимости (ложных аргументов), выдержки и хладнокровия (субъектов полемики).
15. Научный стиль. Его особенности. Жанры научного стиля.
Эта разновидность литературного языка употребляется в научных трудах для выражения результатов исследовательской деятельности. Цель данного стиля – сообщение, объяснение научных результатов. Обычная форма реализации – монолог. В научном стиле имеет место предварительный отбор языковых средств. Научный стиль реализуется в следующих жанрах: монография, диссертация, статья, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция.
В этом стиле широко используются специальные слова, термины, сложные синтаксические конструкции, между которыми создается упорядоченная связь. Слова употребляются преимущественно в прямом значении. Эмоционально-экспрессивные слова используются крайне редко. В текстах научного стиля необходимы ссылки на источники, цитаты.
16. Газетно-публицистический стиль. Его особенности. Жанры газетно-публицистического стиля.
Этот стиль употребляется в агитационно-массовой работе. Цель этого стиля – воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах.
В этом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств. Обычная форма реализации данного стиля – устный или письменный монолог. В этом стиле широко используются, помимо нейтральных, высокие, торжественные слова и фразеологизмы, эмоционально окрашенные слова, частицы, междометия, несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы, восклицания, повторы и т.д. В соответствии с основной целью данного стиля в нем употребляются общественно-политические и морально-этические слова.
Публицистический стиль реализуется в форме публицистической статьи, очерка, выступления, памфлета, фельетона.
17. Официально-деловой стиль. Его особенности. Жанры официально-делового стиля.
Этот стиль употребляется в официально-деловой сфере – в переписке граждан и учреждений друг с другом. Цель официально-делового стиля – информация. Обычная форма реализации этого стиля – монолог. В официально-деловом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств. Официально-деловой стиль располагает своими жанрами: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверенность, расписка, объявление, акт и др. В этом стиле преимущественно используются нейтральные языковые средства, слова в прямом значении. Широко употребляются стандартные выражения, составные предлоги, союзы, развернутые предложения. В этом стиле обычно не допускается употребление экспрессивных речевых средств. Этот стиль требует предельной точности выражения, которая должна исключить разное толкование. В официально-деловом стиле используются специальные слова6 дипломатические, общественно-политические, юридические.
18. Разговорно-обиходный стиль. Лексические, морфологические и синтаксические особенности разговорно-обиходного стиля.
Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям, он один выполняет функцию общения. Основные стилевые черты разговорного стиля: экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания высказывания; эмоциональность, непринужденность, обобщенность. Характерные особенности разговорного стиля: широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии; использование внелексических средств (интонация, ударение, паузы, темп речи и т. п.); диалоговая форма высказывания, реже монолог; включение в речь частиц, междометий, вводных слов, обращений; преобладание простых предложений над сложными; использование вставных и присоединительных конструкций; лексические повторы, инверсии (обратный по рядок слов).
19. Художественный стиль. Его особенности. Форма реализации художественного стиля. Жанры художественного стиля.
Художественный стиль употребляется в словесно-художественном творчестве. Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств. В художественном стиле для создания образов используют все языковые средства. Этот стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии, которые делятся на соответствующие жанры.
Драма – трагедия, комедия, драма и др. драматургические жанры.
Проза – роман, новелла, повесть, рассказ и др. прозаические жанры.
Поэзия – стихотворение, басня, поэма, романс и др. поэтические жанры.
20. Текст и его строение. Признаки текста. Типы текстов.
Текст – это ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, местоимений, частиц и др. текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и монолога. Текст может иметь заглавие. Минимальной единицей текста является предложение. Предложения объединяются в абзацы, параграфы, главы и т.д. Предельное количество предложений в тексте не ограничено. Общее их количество определяется задачами сообщения и достаточностью информации. Объем текста определяет пишущий или говорящий.
Текст всегда оформляется стилистически, а именно: как разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стиль. Поэтому стилевое единство – важнейший признак текста. В зависимости от содержащейся информации, тексты делятся на три смысловых типа: описание, рассуждение и повествование.
Описание – в таком тексте описываются признаки предметов, явлений, человека, животных. Может быть в форме любого стиля.
Рассуждение – в тексте отрицается либо утверждается какое-то явление, факт, понятие. Строится по определенному плану (тезис, аргументы, вывод) и в форме научного стиля.
Повествование – описание событий в определенной последовательности. Бывает в форме разговорного и художественного стиля. Строится по плану: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.