Я руководитель
СОДЕРЖАНИЕ: Кафедра экономики и психологии труда Я, будущий руководитель Чита, 2010 «Если мне нужно оценить качество работы руководителя, то в первую очередь меняКафедра экономики и психологии труда
Я, будущий руководитель
Чита, 2010
«Если мне нужно оценить качество работы
руководителя, то в первую очередь меня
интересуют не личные особенности
его характера и даже не его профессиональная
квалификация, а совсем другое. Я хочу знать
только одно — как работают его подчиненные.
Когда я вижу перед собой рядовых сотрудников,
качество работы которых постоянно улучшается,
то я понимаю — они работают под
началом хорошего руководителя».
(Норман Каниерс)
Человек не рождается с набором качеств; они являются сочетанием полученных от природы особенностей и условий его жизни. Формированию нужных качеств могут способствовать специальные формы обучения. Необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность.
В своей работе я рассматриваю себя как будущего руководителя организации.
Руководителем принято считать такое лицо, на которое извне, чаще всего контролирующей данную организацию инстанцией, возложены право и обязанность налаживания, оценки, внутреннего контроля и управления той официально заданной деятельностью, необходимость реализации которой в решающей степени и обусловливает официальный статус вверенного ему подразделения.
Для определения стиля руководства я пройду Тест Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки, с помощью которого выявлю стиль руководства подходящий мне.
«+»-да
«-»- нет
Тестовый материал:
+1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
-2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.
-3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.
+4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.
-5. Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел.
-6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.
-7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.
-8. Когда я чувствую, что меня не понимают, то отказываюсь от намерения доказать что-либо.
+9. Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых
.
-10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.
-11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения.
+12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.
+13. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.
-14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.
+15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.
+16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого.
-17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.
+18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.
-19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.
-20. Мне часто не хватает времени для эффективной работы.
+21. На грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта.
+22. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.
+23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения.
-24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.
+25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций.
-26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него.
+27. Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, даже самое незначительное достижение.
+28. Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей.
-29. Мне приходится чаще просить, чем требовать.
-30. От возбуждения я часто теряю контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.
+31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно повысилась бы.
-32. Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных.
+33. Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особенно не контролируя их.
+34. Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы.
+35. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями.
+36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которые всегда зависят от меня.
+37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.
-38. Самое трудное для меня – это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.
+39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.
+40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.
-41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.
+42. Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
-43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.
-44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.
+45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.
+46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.
+47. Главное в руководстве – распределить обязанности.
-48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли менеджера.
-49. Подчиненные – безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно контролировать.
-50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться.
+51. Для более качественного руководства нужно поощрить наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых.
+52. Всегда признаю свои ошибки и выбираю боле правильное решение.
-53. Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами.
+54. Нарушителя дисциплины строго наказываю.
-55. В критике недостатков подчиненных я беспощаден.
-56. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.
+57. Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить.
+58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.
-59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.
+60. Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.
Ключ к тесту:
Стиль управления Номера ответов-утверждений
Авторитарный 1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60 Либеральный 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59 Демократический 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58
Из пройденного теста следует, что я отношусь к демократичному стилю управления (18 утверждений).
14 – 20 Высокая : умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу.
Я думаю, что все эти качества демократического руководителя мне подходят.
Как я управляю, руковожу.
Я как демократичный руководитель, выделяю для себя следующие правила руководства:
- Быть примером
(т.е. я должна подавать пример своим подчиненным. Не предложу другому поступить так, как не поступила бы сама. Буду на собственном примере демонстрировать качества, которые ожидаю от других: ответственность, активность, честность, взвешенность решений)
- Проявлять участие
( я, как руководитель, всегда могу поставить себя на место другого и ,конечно, понимаю, что никто не хочет специально работать плохо – все делают то, считают оптимальным. Разумеется, я сама могу считать оптимальным другое решение проблемы, но как раз и отличаюсь умением признавать возможность иных подходов и искренней готовностью понять чужую точку зрения ).
- Проявлять гибкость
(Я знаю, что хорошо сделать работу обычно можно несколькими разными способами. Обязательно буду спрашивать мнение других и высказывать свое собственное. Буду учиться у других, принимать и пробовать что-то новое).
- Использовать различия
(все люди разные, и я должна уметь этим пользоваться. Различия и разнообразие – залог новых подходов и решений. Я, как хороший руководитель, буду поощрять новые подходы, оригинальные и свежие идеи).
- Общаться
(не буду ждать того, что сотрудники прочтут мои мысли, и понимаю, что продуктивное общение требует терпения и внимания. Буду готова потратить время и силы на общение. Встречи, собрания и переговоры предполагают взаимодействие, а не просто выступление одного из собеседников с лекцией или докладом. Всегда стремится буду услышать, что мне говорят, и понимать, что хотят сказать на самом деле)
- Не скупиться на похвалу
(я всегда могу найти что-то хорошее. Даже если нужно покритиковать сотрудника, я сначала, за что-нибудь его похвалю, отмечу достижения, достоинства, хорошую работу).
- Доверять
(уверена, что каждому доводилось работать с начальником, который заглядывает через плечо, чтобы увидеть, чем вы занимаетесь. Я, как хороший руководитель, четко буду говорить что мне надо, а затем дам возможность самостоятельно работать, поощряя и поддерживая при необходимости).
- Поощрять
(Каждому важно чувствовать свою значимость, и я понимаю. Не буду подминать все под себя, а делится властью и ответственностью, давая другим возможность приносить пользу и при этом учиться и расти).
- Не давить
(Закручивать гайки, не проявлять гибкость – путь к провалу. Лао Цзы писал: «Править большим народом – это как готовить маленькую рыбку – чрезмерное усердие только вредит». )
Реакция в кризисной ситуации
Даже самый предусмотрительный и дальновидный руководитель не в силах избежать кризисной ситуации.
Кризис может привести к возникновению или крушению организации. Если к нему подойти со знанием дела и со знанием дела освещать происходящее - это окупится на многие годы вперед.
В кризисной ситуации я поступлю так:
I. Нужно разработать пакет стандартных заявлений
Заранее надо подготовить позиционные материалы, фактические справки, а также пакет стандартных заявлений, который можно было бы использовать в любой кризисной ситуации, например, перестановок в высших кадровых эшелонах, пожаров, финансовых неудач, несчастных случаев, ранений, временных увольнений и закрытия предприятия. Требуется проклассифицировать эти документы, снабдить их комментариями, также следует периодически их обновлять. Если кризис вдруг возникнет, подготовленность к нему сослужит нам добрую службу.
II. Разработка антикризисных инструкции
Разработаем антикризисные инструкции, в которых четко изложим порядок действий, имена и номера телефонов людей, которых следует оповестить, фактические данные и проекты заявлений. Следует указать в инструкции, кому поручено делать заявления по различным вопросам и темам, а также сведения о том, где эти люди работают и как можно вступить с ними в контакт. Обязательно нужно обновлять эти инструкции..
III. Информация только из одного источника
Если возникнет кризисная ситуация, немедленно нужно оповестить своих сотрудников и сделать так, чтобы вся внутренняя и внешняя информация о кризисе исходила только из одного источника.
IV. Действия на опережение
В кризисной ситуации надлежит действовать на опережение. Быть первым - значит держать ситуацию под контролем.
V. Откровенность и честность
В освещении кризисных событий буду достаточно откровенной и честной. Многие факты очень легко проверяются, и я не должны попасть в неловкую ситуацию.
VI. Корректность и полнота информации
Должна быть проверка исходящей информации, чтобы она была аккуратной и полной. Создам команду информирования, которая позволит обеспечить информационную безопасность и единый подход в подаче информационных сообщений.
Мое отношение к планированию
Работу в организации в целом надо планировать. Я, как руководитель, обязана четко понимать и доносить до коллектива общие цели: «К чему мы идем и чего хотим добиться». И поэтому реальное видение ситуации, постановка целей и задач, планирование деятельности это что я должна делать в первую очередь.
Мне необходимо разрабатывать план действий, ведущего к достижению поставленной цели. Действия и функции надо грамотно распределять и контролировать. Если я знаю чего хочу, или могу объяснить и донести до людей поставленную задачу, значит эффективная работа у меня получится.