Яковлев Юрий Васильевич

СОДЕРЖАНИЕ: Но одна роль стоит на вершине кинематографического Олимпа. Ее одной хватило бы, чтобы войти в когорту бессмертных - князь Мышкин из экранизации И.Пырьевым романа Ф.Достоевского Идиот (1958 г.).

Народный артист СССР.

Родился в Москве 25 апреля 1928 г. Мать - Ольга Михайловна Иванова, родилась в г. Таганроге. Отец - Василий Васильевич Яковлев, юрист, родился в г. Воронеже. Жена - Ирина Леонидовна Сергеева. Дети: Елена (1961 г.рожд.), Алексей (1961 г.рожд.), Антон, 1969 (г.рожд.).

Учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже. 1948 - 1952 - годы учебы в Театральном училище им. Б.В. Щукина. После его окончания пришел на работу в Государственный академический театр им. Евг.Вахтангова.

Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в острохарактерной, гротескной, виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С.Маршака Горя бояться - счастья не видать. Эта работа стала как бы эскизом к театральному шедевру - спектаклю Дамы и гусары. Тридцатилетний артист сыграл старого майора в отставке с таким комедийным блеском и такой трогательной наивностью, что мгновенно полюбился зрителям и спектакль продержался в репертуаре более двадцати лет, что даже для стационарного театра явление неординарное.

В этом же 1960 году в спектакле Пьеса без названия А.П.Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей - Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. В это время уже стало понятно, что в труппе театра творит актер невероятных, безграничных возможностей.

60-80-е годы - звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные.

Если сегодня это старик Панталоне - очаровательный, наивный, уморительный, в легендарной сказке Принцесса Турандот, которая позволяет пользоваться большим количеством приспособлений, то завтра Яковлев выходит на сцену в роли Антона Чехова в документальной драме Л. Малюгина Насмешливое мое счастье. При аскетизме внешних средств полное внутреннее перевоплощение и актер создает характер, адекватный великому русскому писателю.

Венчает галерею Яковлевских персонажей конца 60-х герой комедии А. Островского На всякого мудреца довольно простоты Глумов. Вот уж, где во всем блеске проявился талант Яковлева - лицедея. В одном образе актер создает одновременно несколько характеров: то робкий, застенчивый юноша с Мамаевым, то почтительно - послушный чиновник с Крутицким, то грозный обличитель государственной машины с Городулиным и, наконец, истинный Глумов, гениальный авантюрист, обвинивший общество, отвергшее его в ханжестве и лицемерии, и сумевший остаться победителем.

В 1975 году в спектакле югославского режиссера Мирослава Беловича Господа Глембаи Яковлев вновь поражает зрителя в роли рефлексирующего сербского интеллигента Леона Глембаи, сыграв его темпераментно, страстно, почти на грани нервного срыва, но природное чувство стиля и абсолютный вкус не позволили артисту перейти эту грань.

В 1983 режиссер Р.Виктюк, как бы полемизируя со знаменитым мхатовским спектаклем, ставит на сцене Вахтанговского театра свой вариант романа Л. Толстого Анна Каренина. И Каренин у Яковлева, прежде всего, человек, любящий, страдающий, мучающийся, в борении с собой приходящий к религиозной идее Толстого о всепрощении.

Невозможно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более семидесяти, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо Великая магия - странный персонаж, живущий в мире своих фантазий, не желающий возвращаться в реальный мир, загадочный Казанова («Три возраста Казановы»), блестящий придворный дипломат, герцог Болингброк («Стакан воды»), трагически - гениальный Прокофьев («Уроки мастера»).

Последняя по времени роль - Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко Без вины виноватые. Яковлевский персонаж - очаровательный московский барин; нежно и преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучат старинные русские романсы, и режиссер максимально использует необыкновенной красоты и музыкальности голос Юрия Яковлева.

Право называться и стать подлинно всенародным любимцем принес Юрию Яковлеву экран кино и телевидения. В кино Ю.Яковлев начал сниматься с 1956 года, сыграв роль Чахоткина в фильме На подмостках сцены. Затем последовала роль поручика Дибича в картине В. Басова Необыкновенное лето. В одно мгновение начинающий киноартист оказался востребованным. Его органика, абсолютное чувство свободы, природное обаяние и необыкновенный дар перевоплощения раскрылись в разнообразной галерее персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу повседневную жизнь, стали ее неотъемлемой частью. Такими оказались: поручик Ржевский из Гусарской баллады (1962 г.), Стива Облонский из экранизации романа Л. Толстого Анна Каренина (1968 г.), писатель Потапенко из картины Сюжет для небольшого рассказа (1970 г., СССР-Франция), Иван Васильевич из одноименной комедии Л.Гайдая (1973 г.), Ипполит из Иронии судьбы (1975 г.), Брюханов из дилогии Любовь земная (1975 г.) и Судьба (1978 г.), Девятов из фильма Мы, нижеподписавшиеся (1980 г.). Экран приблизил к огромной аудитории изумительный талант выдающегося артиста Юрия Яковлева.

Но одна роль стоит на вершине кинематографического Олимпа. Ее одной хватило бы, чтобы войти в когорту бессмертных - князь Мышкин из экранизации И.Пырьевым романа Ф.Достоевского Идиот (1958 г.). Яковлевские вопрошающие, проникающие, прощающие глаза навсегда врезались в память многомиллионных зрителей.

Ю.В.Яковлев снялся также в фильмах Ветер (1959 г.), Человек ниоткуда (1961 г.), Выстрел (1967 г.), Крах (1969 г.), Король-Олень (1970 г.), Юлия Вревская (1978 г.), Идеальный муж (1981 г.), Карнавал (1982 г.) и многих других.

Ю.В.Яковлев - Народный артист СССР, кавалер Орденов Ленина (1988 г.), Трудового Красного Знамени (1978 г.), За заслуги перед отечеством III степени (1996 г.).

Юрий Яковлев удостоен Государственной премии РСФСР в области театрального искусства - премии им.К.Станиславского за спектакль На всякого мудреца довольно простоты А.Н.Островского (1970 г.), Государственной премии СССР за кинодилогию Любовь земная и Судьба (1979 г.), Государственной премии России за спектакль Без вины виноватые (1994 г.), премии Хрустальная Турандот (1998 г.) и премии Деловых кругов Кумир за высокое служение искусству (1999 г.). Как победитель конкурса-смотра Золотые маски он награжден знаком Серебряная маска за лучшее исполнение мужской роли (Сальвадор Альенде, Неоконченный диалог, 1976 г.), а также Золотой медалью им. А.П.Довженко за фильм Судьба (1978 г.).

В 1997 году в издательстве Искусство вышла книга Ю.В. Яковлева Альбом судьбы моей.

Юрий Васильевич любит читать русских классиков, особенно - А.П. Чехова, предпочитает классическую музыку, очень любит и хорошо знает старую Москву. С удовольствием собирает грибы. Любит спорт: хоккей, футбол, гимнастику, фигурное катание.

Скачать архив с текстом документа