Ю.Н. Говорухо-Отрок и В.Г. Короленко в творческой полемике
СОДЕРЖАНИЕ: Вопрос Божьего суда, справедливости ставили в своем творчестве многие писатели. На наш взгляд, очень интересны позиции Говорухо-Отрока и Короленко в постановке этой проблемы, создавших в 80-е годы XIX века произведения «Поцелуй любви» и «Сон Макара».Ю.Н. Говорухо-Отрок и В.Г. Короленко в творческой полемике
Евтушенко Ж.А.
Вопрос Божьего суда, справедливости ставили в своем творчестве многие писатели. На наш взгляд, очень интересны позиции Говорухо-Отрока и Короленко в постановке этой проблемы, создавших в 80-е годы XIX века произведения «Поцелуй любви» и «Сон Макара». В наше время, когда вопросы веры, духовности, соблюдения Божьих Заповедей стоят перед нашим обществом, рассказы «Поцелуй любви» и «Сон Макара» весьма актуальны. Целью нашей работы является сопоставление взглядов Ю.Н. Говорухо-Отрока и В.Г. Короленко на веру и Божью справедливость сквозь призму их произведений.
Рассказы Говорухо-Отрока «Поцелуй любви» и Короленко «Сон Макара» имеют сходный сюжет: человек, который является страшным грешником, в конце своей жизни попадает на суд Божий и оказывается оправдан. Возникает вопрос: «Почему?» На него каждый писатель отвечает по-своему, исходя из своей мировоззренческой концепции.
Юрий Николаевич Говорухо-Отрок в 80-90-е годы XIX века был широко известен как писатель, литературный и театральный критик, публицист и философ, свободно чувствовавший себя во всех жанрах печатного слова. За увлечение идеей «хождение в народ» он был арестован в 1874 году, три года провел в одиночном заключении и вышел на свободу противником революционных переворотов, глубоко верующим человеком. В 1882 году в журнале «Огонек» (№26) появляется его рассказ «Поцелуй любви», который он называет Восточной легендой. В нем он воплощает свои религиозные взгляды.
Будучи сторонником монархизма, Говорухо-Отрок делает своего героя представителем высшего социального слоя – Шейхом.
В 1883 году, идя вслед за Говорухо-Отроком, Короленко пишет в творческой полемике свой рассказ «Сон Макара» в якутской ссылке. В 1885 году писатель дебютировал им в «Русской мысли» во второй раз после пятилетнего молчания, прерывавшегося только небольшими очерками и корреспонденциями. Являясь народником, Короленко в противовес говорухиному Шейху представляет своего героя человеком из народа, а именно крестьянином Макаром. Имя героя символично, ведь на Макара, по русской поговорке, «все шишки валятся»; с другой стороны, короленковский Макар живет именно там, куда другой фольклорный Макар «телят не гонял».
Оба героя, и Макар, и Шейх, живут не по Божьим заповедям, совершают дурные поступки и грешат.
Молодой Шейх, с детства видевший только зло и жестокость, всю свою жизнь предается разврату, убийствам, чудовищной жестокости.
132 «Окруженный своею мрачною и беспутною дружиною, Шейх проходил страну с огнем и мечем, заливая ее кровью бесчисленных жертв. Все ненавидело его, все трепетало вокруг него, зато и он ненавидел всех и все...». Однако и ему, оказывается, не чужды человеческие чувства. В его жизни появляются мгновение любви и страдания: Шейх влюбляется в Гайде – дочку старого бедуина. Находясь рядом с ней, «смотря в эти чудные глубокие глаза», ему казалось, что «муки спадают с сердца его, слезы подступают к глазам его». Девушка отвергает его, «и вдруг из глаз его, всегда сухих, никогда не плакавших при виде самых страшных, самых зверских зрелищ, теперь брызнули, на одно лишь мгновение, неудержимые слезы». Не чуждо Шейху и мгновение жалости: он утоляет предсмертную жажду умирающего котенка и целует его. «Вдруг что-то неожиданное и неслыханное сделалось с ним; вдруг что-то подступило ему к сердцу; вдруг что-то наполнило его глаза сухими, режущими слезами; вдруг что-то промелькнуло там, где-то, в глубине, давно забытое, замершее, задавленное... Вдруг что-то вспомнилось, прихлынуло сразу, что-то из далёкого, далёкого прошлого, когда это, окаменелое теперь, сердце так сладостно и больно сжималось томительным предчувствием жизни, любви, счастья...». Юноша все время терзается, «страстно ему хотелось чего-то». Может быть, «настоящей жизни, настоящей любви». Говорухо-Отрок очень тонко подходит к этой ситуации, он четко дает понять, что не так то все просто с молодым принцем, его душа истерзана и искалечена с детства. В нем постоянно борются два начала – добро и зло. Душа Шейха находится в поиске, в поиске поддержки, подпитки того добра, которое есть в его душе, но он этого не находит, и все зло и мерзость очередной раз берут над ним верх.
Молодой Шейх совершает чудовищный, леденящий душу поступок, который, однако, нельзя оценить однозначно. Он убивает свою Гайде, поняв, что ее жених ее не любит. «Холодный ужас объял душу молодого Шейха, и страшная картина того, как человек с пустым сердцем будет владеть и телом, и душой его Гайде, как давящий кошмар, заморозила его кровь». Кажется, дико слышать, как этот грешник обращается к Господу: «Господи Иисусе Христе! Верую, что ты есть наш Бог и Спаситель!», а затем убивает такое чистое создание как Гайде, но, нужно подчеркнуть, взгляд Говорухо-Отрока шире: убивая девушку, он спасает ее душу, ее светлое начало от неизбежной моральной гибели, которая ждала бы Гайде рядом с ее будущим мужем. Короленковский же Макар – потомок русских крестьян, житель «глухой слободки Чалган», затерянной «в далекой якутской тайге», пьет, обманывает, постоянно грешит и не оглядывается на свою жизнь.
В конце жизни и Шейх, и Макар предстают перед судом Божьим, значительным символом которого являются весы.
Издревле считалось, что в загробном мире происходит отделение праведников от грешников посредством взвешивания на Весах добрых и злых дел. Весы, таким образом, символизировали воздаяние по заслугам. У римлян меч и Весы являлись атрибутами справедливости. Весы служили 133 атрибутом Меркурия, с одной стороны, как бога торговли, с другой – судьи в загробном мире. У греков весы были атрибутом богини Фемиды – богини закона, порядка и истины. В христианской символике Весы – атрибут архангела Михаила. Именно на него возлагалась функция взвешивать души людей.
Говорухо-Отрок в своем рассказе представляет весы как священный предмет. Они все время находятся рядом с Господом и являются безошибочным мерилом грехов и добродетели человека. Именно на одной из их чаш находится величайшая святыня – кровь искупления, кровь Спасителя мира. На эту же чашу Господь бросает свое милосердие, сюда же добавляются все добрые, честные, благородные поступки человека. Короленко, в силу своих мировоззренческих позиций, социализирует символ весов. Он изображает весы как обыкновенный бытовой предмет. Автор уточняет то, что одна чашка весов – золотая, а другая – деревянная, причем намного больше первой. Именно в золотой находится добро, а в деревянной – зло. Наконец, чтобы окончательно приземлить этот символ, Короленко сравнивает их с безменом, которому Макар отдает предпочтение, ведь на нем «в течение долгой жизни он отлично выучился и продавать, и покупать с некоторой выгодой для себя».
Оба героя оказываются оправданы, несмотря на то, что и у Шейха, и у Макара грехов оказывается больше, чем добродетели.
Шейх оказывается спасен благодаря любви к Гайде, жалости к маленькому котенку. Сын Божий произносит: «Истинно говорю вам: вместе со мною человек сей войдет в царствие небесное». Как символичны эти слова! Здесь Говорухо-Отрок выражает свои христианские убеждения. Четко прослеживается аналогия со словами, которые писатель взял из главы от Матфея Старого Завета к монографии о В.Г.Короленко: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Говорухо-Отрок подчеркивает: «Одно мгновение Любви искупает века злодейства» ведь «никто не хотел дать ему поцелуя любви, и не раскрылся источник ее в душе его». Именно этот грешник, эта заблудшая душа оказывается ближе и дороже Богу, чем тысяча праведников. Шейх раскаивается, и поэтому Господь прощает его. И тут «спали оковы с души его, и ушли муки из сердца его, и спали язвы с совести его, и открылся источник любви в сердце его, и пал ниц великий грешник и зарыдал, и рыдал, омывая слезами ноги Сына Человеческого...».
Таким образом, Говорухо-Отрок подходит к проблеме греха и Божьего прощения с христианских позиций. Он своим рассказом стремится доказать правильность веры, Божью справедливость и милосердие.
Макар же, представ перед судом Бога, которого Короленко, придерживаясь социальных позиций, воплощает в образе великого Тойона (то есть господина, хозяина, начальника), оказывается оправдан в силу того, что не в его испорченности источник его отступлений от правды, а в том, что никто никогда не учил Макара отличать добро от зла. Разве слышал Макар когда-нибудь от кого-либо «ласку, привет или радость?». Вместо этого «его 134 гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга!..». По Короленко, «душа одного человека – это целый мир», и этот мир Макара порос «бурьяном, и тернием, и горькой полынью». Кто виноват в этом? Ведь он родился, как другие, - «с ясными, открытыми очами, в которых отражались земля и небо, и с чистым сердцем, готовым раскрыться на все прекрасное в мире?». Чья вина в этом, неизвестно. Макар бунтует. В нем забушевала ярость, как буря в пустой степи глухою ночью. «Как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя». И долго молчавший человек громко и гневно заговорил, проклиная людскую несправедливость и обвиняя в ней самого бога: Он забыл, где он, перед чьим лицом предстоит, - забыл все, кроме своего великого гнева.
Он надеялся на «лучшую долю», но «теперь он стоял у конца, и надежда угасла...».
Таким образом, Короленко мастерской рукой дав на небольшом пространстве очерк всей жизни Макара, не скрыл ни одной плутни и ни одной проделки его, но сделал это не как судья и обличитель, а как добрый друг, отыскивая любящим сердцем все смягчающие обстоятельства.
Правда, пробуждение к протесту, яростный бунт Макара и его готовность вступить в единоборство с высшей небесной силой, защищая правду и справедливость, - все это происходит не наяву, а в фантастическом сне. Но ведь герою рассказа привиделось именно то, что жило в его подсознании, что годами копилось в его душе, что он вынашивал в своих мечтах и желаниях. В форме художественной условности, средствами романтической фантастики Короленко показал в Сне Макара духовное выпрямление личности, рост ее самосознания, народные стремления к справедливости и счастью.
Таким образом, к проблеме греха, Божьего суда и справедливости Короленко подходит с социальной точки зрения, не принимая христианских убеждений Говорухо-Отрока.
Представления о суде Божьем и справедливости у Говорухо-Отрока, человека православного и противника революционных преобразований, и народника Короленко зиждется на одной основе – справедливости Божьего суда, но к этому выводу каждый приходит со своей позиции.
И, тем не менее, Говорухо-Отрок в монографии о Короленко, несмотря на диаметрально противоположные мировоззренческие позиции, высоко оценивает его рассказы, в частности «Сон Макара», а самого Короленко называет «художником, одушевленным верой в человека и умеющим...найти человека и спасти человеческое, как бы ни грязнил и топил его омут житейской борьбы».
Список литературы
1. Говорухо-Отрок Ю.Н. Собрание сочинений. Том первый. Рассказы, пьеса. Издательство 135 Шаповалова, Белгород,2005. – с.512
2. Короленко В.Г. Рассказы и очерки/ Сост. и автор послесловия Н.М. Любимов. – М.: Сов. Россия, 1982. – 336 с.
3. Критический этюд Ю.Н. Говорухо-Отрока «В.Г. Короленко»
4. Николаев Ю. Очерки современной беллетристики. – М.: Университетская типография, Страстной бульвар, 1893.