Юношеские психопатии и алкоголизм

СОДЕРЖАНИЕ: В последние годы увеличивается число несовершеннолетних с нарушениями поведения. Наиболее часта и наиболее существенна такая форма аддиктивного поведения как химическая зависимость. Ведь именно алкоголизм, наркомания, токсикомания и курение на сегодняшний день стали неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры.

1. Юношеские психопатии и алкоголизм

В последние годы увеличивается число несовершеннолетних с нарушениями поведения. Наиболее часта и наиболее существенна такая форма аддиктивного поведения как химическая зависимость. Ведь именно алкоголизм, наркомания, токсикомания и курение на сегодняшний день стали неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры. Таким образом, аддиктивное поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Алкоголизм – это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.

Наиболее актуальна в настоящее время проблема алкоголизма в подростковом возрасте. Современных подростков, не употребляющих спиртного, во много раз меньше, чем тех, кто его употребляет, а некоторые пьют регулярно. Это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Пьянство и алкоголизм в подростковом и юношеском возрасте имеет некоторые особенности в сравнении с пьянством и алкоголизмом взрослых. Это связано с физиологической и социальной незрелостью подростков, но этапы формирования алкоголизма и типичные его проявления те же.

Сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте - уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным: у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.

Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают «тренировать» себя спиртным. При появлении тошноты они убегают подальше, чтобы их не увидели и, после прекращения рвоты, снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Пьющих подростков не пугают случаи передозировок, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются «до рвоты» и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более «опытные» и более выносливые. Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, а не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность, вряд ли им самим хотелось напиться до «полной отключки». Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил».

В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса, происходящей по мере алкоголизации несовершеннолетних, повышается переносимость спиртного, формируется влечение к нему. В состоянии опьянения подросток на этой стадии уже не испытывает дискомфорта. Ему, наоборот, очень весело, он весьма активен, готов к «подвигам», ищет «приключений». Но контролировать свое поведение опьяневший подросток не в состоянии. Изменяются интересы и характер. Учащиеся теряют интерес к занятиям, пропускают уроки, грубят учителям и родителям. Любыми способами добывают деньги на выпивку. Отсюда - драки, кражи, грабежи, а затем - беспорядочные половые связи, изнасилования и другие криминальные действия, вплоть до убийств. Главное: по разным причинам, образ жизни таких подростков для большинства их родителей остается тайной вплоть до задержания юных нарушителей законов работниками правоохранительных органов.

Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем и тяжестью алкоголизма существует достоверно определяемая связь: чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Самым опасным, безусловно, является злокачественное (ускоренное) течение алкоголизма.

Вот как характеризует эту форму алкогольной болезни Д. Д. Еникеева: «Злокачественное течение алкоголизма характеризуется стремительным формированием патологического влечения к алкоголю (в некоторых случаях после одно- двукратного приема спиртного) отсутствием этапов борьбы мотивов «выпить» или «не выпить». Возникшее влечение без раздумий реализуется изначальным отсутствием количественного контроля или его ранней утраты, систематическими передозировками и последующими амнезиями, появлением неуправляемого поведения уже на начальной стадии алкоголизма и социальными конфликтами»[1]

Описанная патология характерна для подростков, страдавших еще до начала алкоголизации различными психическими заболеваниями, такими, например, как психопатия, эпилепсия, последствия черепно-мозговых травм и др. Основная черта характера таких детей – неконтролируемое поведение. Их родители, будучи пьющими, а чаще алкоголиками с низким интеллектом, сами приобщают своих отпрысков к спиртному. Они не обременяют себя воспитанием детей, т.к. и сами пренебрегают общепринятыми правилами поведения, а иногда просто не знают, что таковые существуют.

При злокачественном варианте подросткового алкоголизма родители вынуждены прибегать к помощи нарколога. Но и на этом этапе подростки ведут себя неадекватно: отказываются от лечения, не соблюдают режим лечебного учреждения. Как правило, попытки близких избавить подростков от злокачественной алкогольной болезни не дают желаемого результата. Родственники в конце концов не выдерживают их безобразного поведения, предоставляют подросткам полную свободу, фактически отказываясь от них. Дальнейший сценарий жизни подростков, страдающих злокачественной формой алкоголизма весьма однообразен: вначале они попрошайничают, затем начинают воровать и после неоднократных судимостей попадают в колонии для несовершеннолетних, покидая которые пополняют «армию» бомжей.

К счастью, далеко не все подростки обречены на описанный выше образ жизни. Абсолютное большинство детей в нашей стране получает среднее образование, многие - высшее.

Анализируя особенности развития и распространения пьянства и алкоголизма у несовершеннолетних, следует отметить, что к употреблению алкоголя в наибольшей степени причастны мальчики. Однако в последние годы резко возросли темпы вовлечения в пьянство и девочек. По данным В. С. Братусь и П. И. Сидорова,[2] можно выделить несколько типов приобщения девочек подростков к алкоголю в зависимости от микросоциального окружения.

Тип первый: Употребление алкоголя в группе лиц мужского пола:

а) совместная алкоголизация со сверстниками-мальчиками;

б) употребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины.

И в том и в другом случае формируется мужской тип алкоголизации, протекающий злокачественно.

Тип второй: Имеет два подтипа. В обоих случаях алкоголизация происходит в кругу лиц женского пола.

Подтип первый: Алкоголь в составе слабых спиртных напитков употребляется в кругу сверстниц, в небольших дозах, ситуационно - перед танцами, на дне рождения и т.д. Степень опьянения - легкая. Проявление симптомов заболевания замедленное, течение болезни относительно доброкачественное. Больные способны критически оценивать свое состояние.

Подтип второй: Употребление алкоголя под влиянием пьющих женщин. Особенности: употребление крепких спиртных изделий в больших, часто интоксикационных, дозах до выраженной степени опьянения. Заболевание носит злокачественный характер, особенно если партнером девочки-подростка является женщина, больная алкоголизмом. Алкоголизация протекает скрыто, характеризуется запоями, продолжительность которых, по мере развития заболевания, возрастает. Болезнь часто сопровождается нравственным падением.

Тип третий: Одиночное пьянство девочки-подростка. Наблюдается в основном у людей с психопатическим развитием. Алкоголь потребляется ими в больших дозах до тяжелой степени опьянения. Цель потребления алкоголя: облегчение контактов, корректировка застенчивости, нерешительности. Потребление спиртного при одиночном пьянстве очень быстро приобретает постоянный, а затем и запойный характер.

Таков далеко не полный анализ развития алкоголизма у подростков. Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего поколения - показатель социального неблагополучия общества. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском возрасте, а каждое взрослое поколение пьющих формирует себе смену из молодых.

Развивающееся в настоящее время медицинская наркологическая служба не в состоянии решить проблемы пьянства и алкоголизма, т.к. имеет дело с конечными результатами алкоголизации людей. Основные же меры социального и воспитательного характера должны быть направлены на профилактическую работу с непьющими и малопьющими.

Аддиктивное поведение признается многофакторным явлением. Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах аддиктивного поведения. К ним в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности и социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку.

Наиболее распространенная классификация причин, обусловливающих возникновение аддиктивности у подростков включает причины следующего характера: социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического.

Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера и традиционные. К причинам глобального характера относят интеграцию нашей страны в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Традиционные причины – это причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения, например, толерантное отношение к таким явлениям как алкоголизм и табакокурение.

К причинам конституционально-биологического характера относят наследственную отягощенность подростка нервно-психическими заболеваниями, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного или наркотиков[3] .

В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые проявляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма. Некоторые существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными. Понятие нервно-психические отклонения включает умственную отсталость, эмоционально-волевые отклонения и следствия органического поражения головного мозга разной степени выраженности. Потребность в психоактивных веществах связано и с минимальными мозговыми дисфункциями. К ним относятся незначительные нарушения нормального процесса созревания мозговых структур. Такие нарушения могут возникнуть вследствие родовой травмы, воздействия инфекции, токсических веществ, радиоактивного излучения.

Следующей группой отклонений в психическом развитии являются психопатии и акцентуации характера[4] . Наиболее тесно связаны с употреблением психоактивных веществ неустойчивый, гипертимный, эпилептоидный, возбудимый, истероидный типы акцентуаций характера у подростков. Чаще всего среди подростков с аддиктивным поведением встречаются акцентуации характера по неустойчивому типу. Это и понятно: изменить свое настроение от отрицательного к положительному они обычно стремятся с помощью чувственных наслаждений, а психоактивные вещества как раз и дают этот эффект «в чистом виде», без каких-либо духовных усилий или продуктивной деятельности с их стороны.

Социальные причины – это влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в т.ч. огромное влияние средств массовой информации и успешность или неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.

Наиболее опасными являются семейные факторы, ведь для формирования личности подростка важны события, происходящие в семье, и их значение для него. Этими факторами могут быть:

1. Неблагоприятная семейная атмосфера, особенно, если родители злоупотребляют медикаментами или страдают от психических заболеваний. Так, 75% подростков, поступающих на обследование в связи с употреблением психотропных веществ или на лечение от наркомании - росли в неблагополучных семьях; до 90% правонарушителей - выходцы из неблагополучных семей; 76% пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 50% - в неполных семьях.

2. Неумелое воспитание, что особенно опасно для подростков с трудным характером и неуравновешенным поведением. Это может быть гиперпротекция, т.е. повышенная опека ребенка, лишение его самостоятельности, чрезмерный контроль за поведением. В результате ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного, чем он сам. Во втором варианте подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становясь неуправляемым.

Гипопротекция - пониженное внимание к ребенку. Родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями подростка. Воспитание по типу гипопротекции, по сути, оставляет ребенка «один на один» с жизненными трудностями. В этом случае психотропные вещества выступают для него универсальным средством для решения всех его жизненных проблем.

Неконгруэнтность в общении, т.е. несоответствие слов родителей интонации и мимике. Часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка. Слушая поучения родителей, подросток чувствует их неискренность, глубоко спрятанное равнодушие. Такое положение может сложиться в семьях с появлением мачехи или отчима[5] .

Еще более негативные последствия дает альтернатирующее воспитание, т.е. неустойчивое эмоциональное отношение со стороны родителей, особенно матери. Похвала или упрек зависят от настроения родителей. Поэтому подросток, желая поднять свое настроение, прибегает к искусственному способу регулирования психического состояния, например, к употреблению психотропных веществ.

Отсутствие взаимопонимания в семье и заботы к детям со стороны родителей. Ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью и поэтому, вырастает озлобленным, агрессивным.

К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:

1. Подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие вещества.

2. Стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников. Группирование со сверстниками - свойство подросткового возраста. Собираясь в группе, многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку. Рано или поздно «для настроения» или «для смелости» они начинают употреблять спиртное и принимать наркотические вещества. Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми, он становится предметом насмешек, что очень болезненно для столь уязвимого возраста. Поэтому подростки легко поддаются отрицательному влиянию.

3. Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неустойчивость характера). Именно личностные особенности вызывают отклонения в поведении, напряженность в социальных контактах, что, в свою очередь, может быть связано с возникновением у подростка потребности изменить свое психическое состояние. Следовательно, влечение подростка к употреблению психоактивных веществ является симптомом более общего личностного неблагополучия.

4. «Протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов).

5. Попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания.

6. Подчинение давлению и угрозам.

7. Любопытство.

Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество). Вот некоторые из этих факторов:

— неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;

— неудачное участие в школьных мероприятиях;

— неспособность справиться с общественными задачами;

— принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми;

— позитивное отношение к поведению употребляющих психоактивные вещества в школе, среди сверстников и в обществе.

Существует и группа защитных факторов, которые не всегда являются абсолютно противоположными факторами риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:

— крепкие семейные узы;

— положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;

— успех в школьных мероприятиях;

— крепкая связь с социальными - например, семьей и школой, религиозными общинами;

— соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.

Таким образом, причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Но, тем не менее, ни одна из этих причин не является решающей, не может выступать как основополагающая в возникновении аддиктивного поведения конкретного подростка или юноши.

Сочетание различных факторов возникновения психической зависимости от алкоголя или наркотиков, интенсивность их влияния, безусловно, имеют значение, однако, главная роль принадлежит все же переживанию подростком своей жизненной ситуации. Именно этим и объясняются те реальные факторы и жизненные наблюдения, когда один ребенок из самой неблагоприятной среды, отрицательной семейной атмосферы, вырастает достойным человеком, а другой, из вполне благополучной, обеспеченной семьи, занимающей довольно высокое социальное положение, становится наркоманом или алкоголиком.

осложнений являются психозы, выражающиеся острым или постепенно развивающимся нарушением психики.

Одним из проявлений расстройства психической деятельности является депрессия. Она чаще наблюдается после прекращения употребления психоактивных веществ на фоне абстинентного синдрома. У несовершеннолетних ухудшается настроение, возникает тоска, сопровождающаяся то раздражительностью с оттенком злобной тоскливости, то слезливостью и немотивированной тревогой. На фоне этого настроения у подростков появляются мысли о своей ненужности, «загубленной жизни», никчемности своего существования, нежелании жить. В таком состоянии они не опасны для окружающих, однако, подростки могут предпринять попытку к самоубийству. Подростки не могут правильно оценить опасность и предпринять необходимые действия, т.к. его чувства и ощущения притуплены, ситуацию он воспринимает лишь частично, некоторые ее моменты.

Подростки с аддиктивным поведением не способны поддерживать какие-либо связи с другими людьми – все их связи носят лишь ситуационный характер. Они легко заводят новые знакомства, причем в этом такие подростки неразборчивы, т.к. критерием знакомств в большей степени становится стремление выпить, принять наркотик или другое психоактивное вещество.

Существуют различные типы деградации личности. При астеническом типе наблюдается неспособность к каким бы то ни было усилиям, выдержке, терпению, истощаемость побуждений и мотивов деятельности: такой подросток может с энтузиазмом взяться за какое-либо дело, искренне обещает сделать что-либо, но порыв его буквально на глазах теряет силу, желание продолжать дело пропадает. В дальнейшем он избегает сложных или необычных заданий, и вообще заданий, которые требуют усилия и напряжения.

При истерическом типе деградации наблюдается особенно выраженные мнимость и самоукрашательство. Такие подростки спекулируют на любви к ним близких, прибегая к угрозам самоубийства.

Эксплозивный («взрывчатый») тип деградации проявляется в особой неуравновешенности, злобности, гневливости; подростки склонны к бурным сценам и дракам.

Апатический тип деградации характеризуется отсутствием какой-либо энергии, побуждений к действию. Такие подростки безынициативны, ни к чему не проявляют интереса, ничего не хотят видеть, нигде не бывают. Исходные особенности личности сказываются не только на типе деградации, но также и на характере поведения [6] .

Порой поведение подростка, принявшего психоактивное вещество, являет собой полную противоположность тому, что наблюдается вне одурманивания. Например, подросток жесткий, нетерпимый к окружающим в состоянии опьянения, одурманивания оказывается слезливо-сентиментальным, начинает всем объясняться в любви и т.д. Напротив, иной начинает буянить, хотя в обычном состоянии он «тише воды, ниже травы».

Таким образом, изменения личности рассматриваются как психосоциальная деградация, которая включает в себя эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

В заключении хочется отметить, что в настоящее время проблема распространения алкоголизма, наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества.

Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детей и подростков в незаконное употребление наркотиков и других ПАВ.

За последние 10 лет Россия стала одной из самых курящих стран мира.

На сегодняшний день явно прослеживаются следующие тенденции:

«омоложение» контингента употребляющих наркотические вещества;

снижение возраста впервые пробующих наркотики и другие психоактивные вещества;

отсутствие учёта той доли детей и подростков, которые задумываются над проблемой употребления психоактивных веществ.

Каков же вывод? Ведущая роль в борьбе с подростковой наркоманией, алкоголизмом принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике употребления психоактивных веществ в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки.

Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодёжью:

привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;

влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;

посещение семей школьников для анализа и контроля ситуации;

организация профилактической работы комплексной группой специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом;

организация работы по выявлению групп риска - склонных к наркотизации детей и подростков.

Иными словами, общая задача – вырастить психически здоровое, полноценное поколение.

Библиографический список

Научная литература

1. Братусь В. С., Сидоров П. И. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма. - М., 1984г. 237 с.

2. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. - М.: Медицина, 1980г. - 272 с.

3. Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. - М.: Аст-Пресс, 1998г. - 528 с.

4. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.: Академия, 2001г. - 144 с.

5. Копыт Н. Я., Сидоров П. И. Профилактика алкоголизма. - М.: Медицина, 1986г. - 240 с.

6. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Академия, 2003г. - 176 с.

7. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: /Избранные психологические труды/. - М.: Международная педагогическая академия, 1995г. - 366 с.

2. Признаки насильственной смерти

В судебной медицине собственно смерть различают по ка­тегории, виду и роду. Существует две категории смерти: насильственная и ненасиль­ственная. Насильственная смерть связана с воздействием на орга­низм человека различных факторов внешней среды — механиче­ских, химических, термических и др. Ненасильственная смерть на­ступает от различных заболеваний (сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, онкологических и т.д.).

Вид смерти. Его определение связано с установлением фак­торов, сходных по своему происхождению или воздействию на организм человека. Например, при насильственной смерти встречаются повреждения, возникающие в результате действия острыми и тупыми орудиями, частями движущегося транспорта, причиненные из огнестрельного оружия и т.д. Все это отличает вид смерти от механических повреждений. Повешение, утопле­ние, сдавление груди и живота, задушение рвотными массами и другие причины, вызвавшие задушение, объединяются в один вид — механические задушения и т.д.

Род насильственной смерти. В зависимости от условий воз­никновения насильственная смерть может быть результатом убийства, самоубийства, несчастного случая. Причем самоубий­ство как явление, противоречащее нашему инстинкту самосо­хранения, всегда обращало на себя особое внимание общества и было предметом детального изучения медиками, юристами, со­циологами и другими специалистами.

Ст. 110 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказа­ние за доведение лица до самоубийства. Способы самоубийства зависят как от социальных и психо­логических причин, так и от случайно создавшихся условий. Пол, род занятий, образование, мотивы самоубийства и доступ­ность того или иного орудия самоубийства играют свою роль в выборе способа самоуничтожения. Чаще всего самоубийцы кон­чали жизнь посредством повешения, утопления, отравления, с помощью огнестрельного и холодного оружия. Повешение — способ самоубийства людей дряхлых, старых, безвольных, осуж­денных и т.д. От несчастной любви, например, редко вешаются, чаще стреляются или отравляются. Психически ненормальные люди выбирают иногда очень мучительный или странный спо­соб: выбрасываются из зданий с большой высоты, поджигают себя и т.д. Дети чаще всего прибегают к утоплению.

Профессор А. П. Громов (1970г.) приводит пример, когда воз­бужденный душевнобольной, приняв 20 таблеток люминала, через некоторое время повесился, но в период судорог петля оборвалась. Затем он отыскал спрятанную родственниками опасную бритву и перерезал себе шею, повредив обе сонные артерии. После этого он самостоятельно вышел из дома, прошел около 20 м и бросился в колодец, получив при падении обширную рану головы. При вскрытии трупа погибшего обнаружено: остатки таблеток люмина­ла в желудке, восходящая прижизненная странгуляционная бороз­да на шее, обширная резаная рана шеи, проникающая до позво­ночника, с повреждением обеих сонных артерией, большая скаль­пированная рана головы, а также признаки утопления.[7]

Часто у самоубийц имеется то или иное заболевание. Иногда оно приводится как мотив, заставивший больного лишить себя жизни (например, неизлечимая и мучительная болезнь). В дру­гих случаях причиной самоубийства выступает, например, пси­хическая болезнь. Нередко в материалах следствия имеются ука­зания на нервное или угнетенное состояние психики, особую задумчивость, обращавшую на себя внимание окружающих лиц. Склонность психически больных людей к самоубийству замече­на давно. Мотивы, заставляющие людей лишать себя жизни, крайне разнообразны, и в большинстве случаев они остаются неизвестными. О них мы можем судить со слов окружающих лиц или по запискам, оставленным самоубийцами, в которых они нередко прямо или косвенно объясняют причину, заста­вившую их расстаться с жизнью.

Распознать самоубийство можно по обстоятельствам проис­шествия — например, по оставленным запискам, закрытое изнутри помещение и т.п. Однако и здесь надо быть осторожным: встречаются случаи, когда убитые пишут записку под угрозой смерти или убийца, закрыв изнутри комнату, вылезает в окно. Способы прекращения жизни также могут дать некоторые ука­зания на категорию смерти; одни из них, например повешение, утопление, ранение шеи, свойственны преимущественно само­убийству, другие — удавление петлей, ушибленные и колотые раны, наоборот, редко встречаются при самоубийстве.

Однако при всех повреждениях следует обращать внимание на следующие моменты: доступно ли данное место для действия собственной руки самоубийцы, каковы свойства раны, направ­ление ее раневого канала и т.п. Если среди повреждений есть такие, которые вызывали, например, невозможность произволь­ных движений, то они должны считаться, по крайней мере, по­следними по времени. Множественные повреждения, даже огне­стрельные, — не редкость при самоубийстве.

В частности, огнестрельные раны наносятся самоубийцами чаще всего в висок, область сердца, реже в рот; но возможны и выстрелы в живот.

Профессор Я. Л. Лейбович (1931г.) приводит следующие ин­тересные примеры: 1) самоубийство гражданина Я., военного, покончившего жизнь выстрелом из пулемета: зарядив пулемет и приспособив к ноге шпагат, Я. сел против пулемета, произвел выстрел с близкого расстояния, с ранением печени, желудка, се­лезенки, диафрагмы, сердца, аорты и легких; 2) самоубийцы — мужчина и женщина — покончили жизнь путем взрыва гранаты, подложенной под их головы, оказавшиеся совершенно разорван­ными в затылочных и теменных областях, это не считая других повреждений на теле; 3) самоубийца выстрелил из обреза в левую ноздрю, получив при этом обширные разрушения головы[8] .

Конечно, огнестрельные раны самоубийц носят характерные особенности выстрела с близкого расстояния: следы ожога, вне­дрение порошинок, копоть, рана часто неправильной формы и значительной величины. Это зависит от длины руки и выполне­ния привычных для нее движений. Бывают, однако, случаи вы­стрелов с близкого расстояния без внедрения порошинок и без ожога, они значительно осложняют судебно-медицинскую экс­пертизу — их можно принять за выстрелы с более дальнего рас­стояния, т.е. за убийство. Очень большое значение имеет сопос­тавление повреждения, оружия и повреждающего снаряда.

Мы уже упоминали о симуляции самоубийства через пове­шение и об отличии этого рода смерти от удавления петлей. При утоплении нужно обращать внимание на признаки борьбы, противоречащие самоубийству; однако случайные повреждения на трупах утопленников тоже встречаются очень часто.

Самоубийство путем отравления, как правило, констатирует­ся по свойству яда, обладающего особо едкими качествами или вкусом, запахом. Однако исключения возможны и здесь. Так, жена подала рюмку с серной кислотой мужу вместо водки, и тот проглотил поданное «залпом». Самоубийцы обычно принимают большие количества яда. При убийстве же, наоборот, яд дается по возможности в небольшом количестве и тщательно маскиру­ется или выдается за лекарство. И наконец, как уже было упо­мянуто, в одном регионе для самоубийства избирают одинако­вые ядовитые вещества.

При осмотре тела самоубийцы всегда следует обращать вни­мание на окружающие предметы (следы рвоты, крови и т.п.), одежду, ее повреждения и загрязнения.

К ненасильственной смерти относятся скоропостижная и внезапная смерти. Скоропостижная смерть наступает от заболе­вания, но среди кажущегося полного здоровья и неожиданно для окружающих. Внезапную смерть констатируют на фоне за­болевания при поставленном диагнозе, и хотя каких-либо угро­жающих для жизни признаков в этот период не усматривалось, возникшее осложнение или неожиданное бурное развитие бо­лезни внезапно вызывают смерть.

Пример:

Судебно-медицинский диагноз: атеросклероз. Резко выраженный ате­росклероз аорты, сосудов сердца, головного мозга, почек. Миофиброз сердца. Кровоизлияние в левое полушарие мозга с прорывом в левый боко­вой желудочек. Жидкая кровь в 3-м и 4-м желудочках мозга. Точечные кровоизлияния в продолговатом мозгу. Язвенная болезнь желудка. Хрони­ческая язва на малой кривизне желудка.

Выводы:

На основании судебно-медицинского исследования трупа гражданки Д., 52 лет, и данных лабораторного исследования, учитывая сведения об обстоятельствах ее смерти, прихожу к следующим выводам:

1. Смерть гражданки Д. последовала от кровоизлияния в мозг, обуслов­ленного атеросклерозом с преимущественным поражением мозговых сосудов.

2. При жизни гражданка Д. страдала язвенной болезнью желудка.

3.Незадолго до смерти гражданка Д. спиртных напитков не употреб­ляла, о чем свидетельствует отрицательный результат биохимического ис­следования крови и мочи на наличие этилового алкоголя.

4. Смерть гражданки Д., наступила быстро, о чем свидетельствует жидкая кровь, обнаруженная в полостях сердца.

5. Степень развития трупных явлений — трупные пятна в стадии позднего стаза, выраженность трупного окоченения во всех группах мышц, отсутствие гниения свидетельствуют о том, что с момента смерти до иссле­дования трупа прошло более 24 часов. Ответственность по ст. ст. 307 и 310 УК РФ известна.

Судебно-медицинский эксперт

Как при скоропостижной, так и при внезапной смерти все­гда может возникнуть подозрение на насильственную смерть.

На судебно-медицинское исследование направляются: тру­пы лиц, умерших насильственной смертью в результате убий­ства, самоубийства или несчастного случая или при подозре­нии на такую смерть; умерших скоропостижно в лечебных уч­реждениях при неустановленном диагнозе в первые сутки по­сле поступления; трупы неизвестных (неопознанных) лиц; тру­пы лиц, умерших в лечебных учреждении, в случае жалобы в органы прокуратуры на неправильное лечение больного, по­влекшее за собой смерть; трупы новорожденных при подозре­нии на совершение детоубийства.

В задачу судебно-медицинской экспертизы трупа входит ре­шение целого ряда сложных и важных для следствия вопросов: установление причины смерти; времени ее наступления; при на­сильственной смерти — определение характера насилия, вида травмирующего орудия (тупой, острый предмет, огнестрельное оружие и др.), его групповых и индивидуальных особенностей (идентификация орудия травмы по имеющимся на теле повреж­дениям), последовательности нанесения повреждений, их при­жизненности, наличия и характера причинной связи между нане­сенным повреждением и наступлением смерти (прямая причин­ная связь или непрямая, косвенная) и др. Решение всех этих во­просов во многом зависит от сообщаемых эксперту обстоятельств происшествия и данных осмотра места происшествия и трупа.[9]

Первым и основным вопросом, подлежащим разрешению при судебно-медицинской экспертизе трупа, является установление причины смерти.

Причиной смерти принято считать заболевания, состояния, процессы, обусловившие остановку сердца. Различают:

1. непосредственные причины смерти остановка сердца, ды­хания, «мозговая смерть» (прекращение функций цен­тральной нервной системы);

2. ближайшие причины смерти — рефлекторная остановка серд­ца, шок, острая кровопотеря, гипоксия различного происхо­ждения, эмболия (жировая, воздушная, газовая), интоксика­ция, заболевания, коллапс, кома, острая сердечно-сосудистая недостаточность, острая почечная недостаточность, острая печеночная недостаточность и др.

При каждой причине смерти механизм остановки сердца может быть различным.

Эксперт устанавливает причину смерти на основании данных, полученных при вскрытии трупа, дополнительных исследований, анализа материалов дела. В одних случаях определение причины смерти не представляет затруднений: разрыв аневризмы аорты, инфаркт миокарда, токсическое содержание алкоголя в крови и др. В других случаях при отсутствии морфологических изменений (на­пример, при рефлекторной остановки сердца) эксперт на основа­нии изучения обстоятельств наступления смерти и клинической картины умирания может объяснить причину смерти. Иногда экс­перт не может не только доказать, но и объяснить причину смерти. Тогда он заявляет о невозможности установить причину смерти и указывает, почему этого сделать нельзя (в частности, при исследо­вании гнилостно измененных трупов, в связи с отсутствием сведе­ний об обстоятельствах наступления смерти и в других случаях).

Работникам оперативно-следственной группы, первыми ос­матривающими труп на месте происшествия, приходится решать ряд сложных вопросов: констатировать наступление смерти, оп­ределять характер и прижизненность обнаруженных на трупе по­вреждений, определять время наступления смерти и др. Для этого необходимо знать, как происходит умирание человека и какие изменения наступают в трупе в различные сроки после смерти.

Наступление смерти проявляется в необратимом нарушении основных жизненных функций организма с последующим пре­кращением жизнедеятельности отдельных тканей и органов. Смерть от старости (физиологическая) встречается редко. Чаще причина смерти — заболевания или воздействие на организм различных факторов (травма, крайние температуры и др.).[10]

При грубых повреждениях (авиационная, железнодорожная травмы, обширная травма головы с разрушением черепа и др.) смерть может наступить очень быстро. То же самое может наблю­даться и при смерти от некоторых заболеваний (самопроизвольный разрыв аневризмы аорты, внезапный тромбоз сосудов сердца и др.).

В ряде случаев наступлению смерти предшествует агония. Она характеризуется глубоким нарушением всех жизненных процес­сов в организме и может длиться до нескольких часов и даже дней. В этот период ослабляется сердечная и дыхательная функ­ции, часто наступает помрачение сознания, кожные покровы умирающего становятся бледными, нос заостряется, появляется липкий пот, температура тела падает. Сознание спутанное. Ино­гда умирающий в состоянии агонии возбужден, мечется в посте­ли и может причинить себе различные повреждения (нанесение ногтями рук ссадин на лице, шее, груди и других частях тела). Агональный период переходит в состояние клинической смерти[11] .

При клинической смерти фиксируют прекращение дыхания и остановку сердечной деятельности, нарастающее кислородное голодание всех органов и тканей. При своевременном оказании медицинской помощи иногда можно вернуть умирающего из состояния клинической смерти к жизни. Такая возможность связана с тем, что в этот период при отсутствии внешних при­знаков жизни в тканях на минимальном уровне сохраняются обменные процессы. Благодаря большим успехам реаниматологии многие больные, находившиеся в состоянии клинической смерти, возвращены к жизни. Клиническая смерть продолжает­ся примерно пять-шесть минут, однако низкая температура тела (гипотермия) может ее несколько продлить.

Биологическая смерть — это следующий этап умирания, ко­торый характеризуется переходом в состояние, когда наступают необратимые изменения в тканях и органах, и в первую очередь в высших отделах центральной нервной системы как наиболее чувствительных к кислородному голоданию, в частности в коре головного мозга. Ряд тканей и органов сохраняют свою жизне­деятельность более длительное время, что используется в меди­цинской практике при пересадке их от одного человека другому (от трупа живому человеку).

Мнимая смерть — это состояние, при котором жизнедея­тельность организма настолько ослаблена, что внешне создается впечатление наступившей смерти. Для избежания таких ошибок трупы лиц, умерших, например в больницах, отправляют в морг не ранее чем через два часа после наступления смерти. С прояв­лением мнимой смерти работники следствия и эксперты могут встретиться при осмотре пострадавших на месте происшествия (поражение электрическим током, отравлением алкоголем, нар­котиками, тепловой и солнечный удары, эпилепсия и др.). При малейшем подозрении на такую смерть необходимо принять ме­ры для оказания пострадавшему первой медицинской помощи и направить его в лечебное учреждение.

Для установления факта смерти используется ряд ориенти­рующих признаков, указывающих на ее наступление. К ним отно­сятся: отсутствие чувствительности (реакции) к различным раз­дражениям (термическим, болевым), рефлексов со стороны ро­говицы и зрачков, дыхания, кровообращения и др.

Судебно-медицинский эксперт для констатации смерти ис­пользует как описанные выше ориентирующие признаки, так и достоверные признаки, связанные с появлением ранних труп­ных изменений.

Как известно, насильственную смерть разделяют на три рода: убийство, самоубийство и случай (несчастный случай). Эти понятия являются юридическими, так как они могут быть определены только с учетом умысла при нанесении повреждений. Поэтому вопрос о роде насильственной смерти решается не вра­чом (судебно-медицинским экспертом), а органами следствия и суда. Оказывая помощь следователю в решении этого вопроса, врач лишь устанавливает, мог или не мог покойный нанести сeбe повреждения собственной рукой, причем прийти к такому выводу можно далеко не всегда[12] .

Решая этот вопрос при осмотре места происшествия, врач должен учитывать: обстановку на месте обнаружения трупа; положение трупа и его позу; локализацию повреждений на теле и одежде; особенности повреждений, их количество и тяжесть; особенности следов крови на трупе, его одежде и окружающих предметах.

Иногда обстановка на месте происшествия, положение трупа и его поза сразу же дают основание следователю, а также другим участникам осмотра установить род насильственной смерти. Это в первую очередь бывает тогда, когда для причинения себе по­вреждений используются различные, иногда достаточно сложно устроенные приспособления. Обычно не возникает сомнений о самоубийстве, когда перед трупом с резаной раной шеи находится зеркало, забрызганное кровью; когда у трупа с огне­стрельным повреждением лежит длинноствольное оружие (карабин, автомат, охотничье ружье), одна стопа трупа обнажена и снятая с этой ноги обувь находится здесь же; когда на месте, откуда произошло падение с высоты, находят снятую и аккурат­но сложенную одежду; когда рядом с голым трупом на снегу лежит его одежда, и при других подобных положениях и позе обнаруженного трупа.

Как правило, в таких случаях обстановка места происшест­вия не бывает нарушена, все предметы находятся на своих обычных местах, следы борьбы и обороны на трупе и его одежде отсутствуют. И напротив, при нанесении повреждений посто­ронней рукой нередко, кроме смертельной травмы, встречаются ссадины, кровоподтеки и поверхностные ранки на лице и передней поверхности тела, следы укусов зубами, разрывы одежды, отрывы пуговиц и т. п. повреждения, которые могут возникать в процессе борьбы.

Локализация и морфологические особенности повреждений, обнаруженных при осмотре трупа, также иногда дают возможность врачу высказать суждение о том, что они нанесены собственной рукой. Обычно такие повреждения располагаются в доступных местах на передней или боковых поверхностях тела; нередко они являются множественными, сосредоточенными в одной области тела; большинство их являются поверхностными; нередко на оде­жде в соответствующем месте повреждения отсутствуют.[13]

Смертельные самоповреждения тупыми, твердыми или рубя­щими предметами встречаются крайне редко. При этом наносят себе множественные удары по голове, обычно в лобную и темен­ную области. Значительно чаще для причинения повреждений собственной рукой используют различные режущие предметы.

Резаные раны, нанесенные собственной рукой, обычно локали­зуются на передней или переднебоковой поверхности шеи, в лок­тевых ямках, на передней поверхности предплечий, а в некоторых случаях — на животе, в паховых областях, в подколенных ямках. Как правило, они множественны, параллельны друг другу (особен­но часто это встречается на предплечьях), большинство из них по­верхностны, проникают только до подкожной жировой клетчатки или даже являются царапинами. По краям и особенно у концов ран шеи видны множественные надрезы кожи. Соответствующие детали одежды (воротник, рукава) обычно не повреждены.

Важное значение имеют следы крови. При нанесении на шее раны собственной рукой обычно на одежде образуются верти­кально расположенные потеки крови, иногда доходящие до стоп; следы от брызг и потеки крови выявляются на предметах, перед которыми находился погибший; тыльная поверхность кисти, державшей режущий предмет, иногда предплечье обиль­но забрызганы кровью. Как правило, режущий предмет (бритва, нож), также со следами крови, находится рядом с трупом или зажат в кисти. Обнаружение следов крови на подошвах обуви, носках или на подошвенной поверхности стоп свидетельствует о том, что пострадавший перед смертью ходил и наступал на пят­на или лужу крови.

При убийстве, когда резаная рана шеи наносится лежащему человеку, на одежде спереди следы крови практически отсутствуют; имеются лишь лужа крови под шеей трупа и частичное про­питывание одежды сзади. Рана, как правило, одиночная, без до­полнительных надрезов кожи, глубокая, нередко с надрезами на телах позвонков. Однако следует отметить, что и при самоубийстве тоже иногда бывают глубокие раны шеи, доходящие до позво­ночника. Резаные раны ладоней, ладонных поверхностей пальцев возникают при активной обороне, захвате режущего предмета руками и свидетельствуют о действии посторонней руки.

Колото-резаные раны, как правило, наносятся посторонней рукой. Они обычно локализуются в области груди и живота, бы­вают как одиночными, так и множественными. В последнем слу­чае они располагаются далеко друг от друга и могут находиться как на передней, так и на боковых и задней поверхностях туло­вища; соответственно ранам имеются колото-резаные поврежде­ния одежды. Обычно раны являются проникающими, с повреж­дением внутренних органов груди и живота (что устанавливается при исследовании трупа). На пальцах и ладонях погибшего не­редко выявляются резаные раны, возникающие при обороне. По­этому во всех случаях обнаружения на трупе резаных или колото-резаных ран необходимо тщательно осмотреть ладонные поверх­ности пальцев и пясти. О посторонней руке свидетельствуют и посмертные повреждения, нанесенные тем же предметом (одно­типные с прижизненными), хотя встречаются они нечасто[14] .

В отдельных случаях самоубийства с использованием колю­ще-режущих предметов выявляется множество колото-резаных ран в области сердца (нередко их 10 и более), длинники кото­рых параллельны друг другу. Раны располагаются кучно на ог­раниченном участке, большинство их поверхностны и только 1—2 являются глубокими. Одежда в таких случаях обычно по­вреждений не имеет.

Иногда встречаются самоубийства путем вколачивания ка­кого-либо колющего предмета (гвоздя, шабера и т.п.) в голову с использованием молотка.

При огнестрельных повреждениях, нанесенных собственной рукой, входные раны обычно локализуются в правой височной области или в области сердца и имеют признаки выстрела в упор или с очень близкого расстояния (если не использовалось какое-то приспособление для производства неблизкого выстрела, кото­рое сразу же обращает на себя внимание участников осмотра). Иногда самоубийца стреляет себе в рот. Если входная рана располагается на левой половине груди, то одежда, как правило, повреждений не имеет, поскольку самоубийца обнажает тело для того, чтобы произвести выстрел точно в определенное место.

При нанесении огнестрельных повреждений собственной рукой оружие обычно лежит рядом с трупом, реже находится на некотором расстоянии от него (2—3м, редко дальше) или остается в кисти. Иногда для симуляции самоубийства преступник вкладывает оружие в руку трупа. Это легко установить в тех случаях, когда входная огнестрельная рана не имеет признаков близкого выстрела. В то же время при самоубийствах оружие на месте обнаружения трупа может отсутствовать (оно может быть похищено посторонними лицами до прибытия следственной группы или остаться на месте ранения, если раненый прошел значительное расстояние, и т.п.).

Характерна обстановка места происшествия при самоубийст­ве из длинноствольного оружия, когда для нажатия на спуско­вой крючок используется какое-либо приспособление или оно осуществляется пальцем разутой стопы.

При производстве выстрела самим покойным на кистях не­редко обнаруживаются различные повреждения и загрязнения. На тыле кисти, державшей оружие (чаще правой), могут быть найдены следы от мелких брызг крови, частицы мозгового ве­щества, ружейная смазка, копоть, порошинки; на левой кисти, поддерживавшей дульный конец оружия, также могут быть об­наружены копоть и отдельные порошинки[15] .

Как правило, самоубийство из огнестрельного оружия осу­ществляется путем производства одного выстрела (редко 2, бы­вает даже 3 выстрела).

Наиболее частым способом лишения себя жизни является самоповешение. Поза трупа при этом может быть самой разно­образной. Чаще встречается неполное висение тела, когда стопы трупа касаются земли, или он стоит на коленях, находится в по­лусидячем, сидячем, полулежачем или даже в горизонтальном положении. В то же время при симуляции самоповешения не редко встречается полное висение трупа. Самоубийцы иногда намыливают петлю (на месте происшествия находят мыло со следами трения о материал петли), подкладывают под петлю какой-либо мягкий предмет.

Симуляция самоповешения может быть выявлена по несоответствию трупных пятен положению трупа (например, трупные пятна располагаются на спине при вертикальном положении трупа), по наличию на шее двух пересекающихся странгуляционных борозд (от удавления петлей и посмертного подвешивания трупа) и по ряду других признаков.

Кроме того, при убийстве — удавлении петлей или убийстве — повешении (что встречается очень редко) обычно выявляются следы борьбы на теле, одежде, на месте обнаружения трупа. Как правило, смертельные самоповреждения причиняются каким-то одним предметом. Однако в некоторых случаях встречается так называемое комбинированное самоубийство, когда, например, после нанесения себе резаных или колото-резаных ран самоубийца бросается с высоты или производит в себя выстрел; после приема ядовитого вещества накладывает на шею петлю и т.п.

Следы крови на теле, одежде трупа и окружающих предметах позволяют определить положение потерпевшего во время причинения повреждений, последовательность их нанесения, высказать суждение о перемещениях тела после нанесения повреждений и др., что также помогает выяснить, собствен­ной или посторонней рукой причинены повреждения, обна­руженные при осмотре трупа.[16]

Таким образом, осмотр трупа на месте происшествия может в ряде случаев дать достаточно данных для решения вопроса о том, собственной или посторонней рукой нанесены обнаружен­ные повреждения. Однако следует помнить, что всякое повреж­дение, причиненное собственной рукой, может быть нанесено и другим человеком. Поэтому, отвечая на данный вопрос, судеб­ный медик должен оценить все сведения, полученные при осмотре трупа, а при малейшем сомнении — отказаться от ответа. На вопрос о роде насильственной смерти в прямой его постановке врач не должен отвечать, так как этот вопрос выходит за пределы его компетенции.

Основными документами, в которых отражены результаты вскрытия, являются «Заключение судебно-медицинской экспертизы (заключение эксперта)» и «Акт судебно-медицинского исследования трупа», включающие протокольную запись результатов вскрытия, сведения о направленных на лабораторные исследования органах и тканях и результаты этих исследований, диагноз и выводы (заключение), содержащие ответы на поставленные перед судебно-медицинской экспертизой трупа вопросы.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 4.10.2010г № 270-ФЗ // Российская газета № 5304 от 6.10.2010г) // Российская газета от 18.06.1996г.

Научная литература

1. Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза трупа. – М.: Медицина, 1976г. – 440 с.

2. Громов А.П. Курс лекций по судебной медицине. – М.: Медицина, 1970г. – 312 с.

3. Гурочкин Ю.Д. Дерягин Г.Б. Судебная медицина. – М.: «Щит – М», 2008г. – 435 с.

4. Петров С.В. Общая хирургия. – СПб: Питер, 2003г. – 768 с.

5. Попов В.Л. Судебно-медицинская экспертиза. – СПб.: Специальная литература, 1997г. – 354 с.

6. Попов В.Л., Гурочкин Ю.Д. Судебная медицина. – М.: Спарк, 1999г. – 534 с.

7. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. – М.: Медицина, 1995г. – 668 с.

8. Шалевич М.А.; Буромский И.В. Судебно-медицинская экспертиза трупа. М.: 1983г. – 398 с.


1. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.: Академия, 2001г.- С.-54

1 . Братусь В. С., Сидоров П. И. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма. - М., 1984г. – С.- 76

1. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.: Академия, 2001г. – С. -58

2. Братусь В. С., Сидоров П. И. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма. - М., 1984г. – С. - 77

1. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. - М.: Медицина, 1980г. – С. -156

1. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: /Избранные психологические труды/. - М.: Международная педагогическая академия, 1995г. – С. -124

1. Громов А.П. Курс лекций по судебной медицине. – М.: Медицина, 1970г. – С. -122

1 . Шалевич М.А.; Буромский И.В. Судебно-медицинская экспертиза трупа. М.: 1983г. – С. – 198

1. Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза трупа. – М.: Медицина, 1976г. – С. -35-37

1. Громов А.П. Курс лекций по судебной медицине. – М.: Медицина, 1970г. – С. - 124

1. Шалевич М.А.; Буромский И.В. Судебно-медицинская экспертиза трупа. М.: 1983г. – С.-196-197

1. Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза трупа. – М.: Медицина, 1976г. – С. – 35-37

1. Попов В.Л. Судебно-медицинская экспертиза. – СПб.: Специальная литература, 1997г. – С.- 234

1. Попов В.Л. Судебно-медицинская экспертиза. – СПб.: Специальная литература, 1997г. – С.- 235

1. Попов В.Л. Судебно-медицинская экспертиза. – СПб.: Специальная литература, 1997г. – С.- 236

1. Попов В.Л. Судебно-медицинская экспертиза. – СПб.: Специальная литература, 1997г. – С.- 236

Скачать архив с текстом документа