Юрский Сергей Юрьевич

СОДЕРЖАНИЕ: Сергей Юрьевич играет много, практически каждый день в разных театрах. Ведь кроме постоянной работы в Театре имени Моссовета он еще и артист МХАТ имени А.П.Чехова (с 1984 года), театра Школа современной пьесы (с 1994 года).

Народный артист России, лауреат Всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, секретарь Союза театральных деятелей России

Родился 16 марта 1935 года в Ленинграде, в театрально-музыкальной семье. Его отец, Юрский (Жихарев) Юрий Сергеевич, был известным режиссером, актером, театральным деятелем. Он был родом с Украины, взял весьма распространенный в то время в актерской среде псевдоним - Юрский. Мать Сергея Юрского, Евгения Михайловна Юрская-Романова, была музыкальным педагогом.

Сергей Юрский мечтал о театре с детства. Однако, как это часто бывает в театральных семьях, родители не хотели, чтобы он связывал свою жизнь с театром. Юрский окончил школу с золотой медалью и в 1952 году поступил на юридический факультет Ленинградского университета. Во время всей непродолжительной учебы играл в университетской театральной студии. Именно на студийной сцене росло и крепло в Сергее убеждение, что его настоящее призвание - театр.

После 3-го курса Юрский перешел в Ленинградский театральный институт имени А.Н.Островского, который окончил в 1959 году. Курс в театральном вузе, на котором учился Юрский, вел Леонид Федорович Макарьев. До сих пор Сергей Юрьевич Юрский с особой благодарностью вспоминает об уроках Макарьева, об учебных работах и репетициях под его руководством. Макарьев увидел в юноше острохарактерного актера. С 1-го курса готовил с ним роль Карандышева в Бесприданнице А.Н.Островского.

Уже после окончания 2-го курса Юрский был принят в Большой драматический театр имени М.Горького. Первой его ролью на этой сцене была роль Олега в спектакле В поисках радости В.Розова. Эта работа была отмечена искренностью и непосредственностью исполнения. Затем был экстравагантный бездельник-сынок синьора Марио в пьесе А. Николаи Синьор Марио пишет комедию (1958). Заметными ролями в репертуаре БДТ стали Костя Часовников в Океане А. Штейна, Адам в Божественной комедии И.Штока. Главным событием оказался Чацкий в постановке Г. Товстоногова Горе от ума А. Грибоедова.

Очень скоро, несмотря на молодость, Юрский встал вровень с главными артистами знаменитой труппы. Причем он оказывал сильнейшее влияние не только на зрителя, но и на атмосферу внутри театра. В руководстве и в труппе это было встречено неоднозначно. Между тем популярность С. Юрского в северной столице росла. Ленинградский театр имени Ленинского комсомола пригласил его на роль Винченцо в пьесе Эдуардо де Филиппо Никто.

Параллельно театральным и киноролям существовала и ширилась концертная деятельность Сергея Юрьевича. Рассказы Чехова, Зощенко, проза Гоголя, Бабеля, Шукшина, поэзия Пушкина, Пастернака, Мандельштама... Залы на спектаклях, концертах, капустниках с участием Юрского всегда были переполнены.

С некоторых пор Юрскому стало неуютно в театре. Есть несколько версий его разлада с театром - запрет зоринского Диона, где актером была сыграна главная роль; нелюбовь к нему партийных боссов; пристальное внимание КГБ к его деятельности; ревность режиссера Товстоногова к режиссеру Юрскому (ведь со временем он занялся и режиссурой. Сначала саморежиссурой на концертной эстраде, потом - Хэмингуэй на телевидении, затем Мольер и Фантазии Фарятьева в театре).

Юрский вынужден был покинуть Ленинград. А поскольку всегда бытовало мнение, что Москва притягивает таланты, Юрский в 1978 году переезжает в столицу и становится артистом Московского театра имени Моссовета. Многие театралы ожидали, что он придет к Эфросу или Ефремову, но этого не произошло. В Театре имени Моссовета Юрский поставил Тему с вариациями Алешина с участием Р.Я. Плятта, Правда хорошо, а счастье лучше Островского (в этом спектакле у Юрского играла сама Ф.Г.Раневская), Орнифля Ануйя...

И все же, несмотря на видимый успех в Москве, его отъезд из Ленинграда воспринимался земляками Юрского как личная потеря. По городу даже ходила такая печальная шутка о том, что перебраться Юрскому из Ленинграда так же невозможно, как и перенести в Москву Исаакиевский собор.

Однако сам Юрский именно 1990-е годы в Москве называет наиболее плодотворным периодом своей творческой биографии. В это десятилетие были созданы яркие постановки: Игроки-XXI (МХАТ, 1992), Стулья (театр Школа современной пьесы, 1994), Не было ни гроша, да вдруг алтын (Театр имени Моссовета, 1997), Боркман (Хаюдза, Токио, 1998), Провокация (театр Школа современной пьесы, 2000). В 1999 году на канале ТВЦ была осуществлена постановка 8-серийного телефильма Евгений Онегин; с программой Пушкин и другие совершена мировая концертная поездка по лучшим залам Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Иерусалима, Берлина, Киева, Санкт-Петербурга, Вильнюса и других городов.

Сергей Юрьевич играет много, практически каждый день в разных театрах. Ведь кроме постоянной работы в Театре имени Моссовета он еще и артист МХАТ имени А.П.Чехова (с 1984 года), театра Школа современной пьесы (с 1994 года). Его постоянными партнершами во всех перечисленных театрах остается актриса и жена Наталья Тенякова, а с некоторых пор и дочь Дарья Юрская.

По мнению самого Сергея Юрьевича, ему необычайно повезло. Он вырос и стал крупнейшим актером под началом Г.А.Товстоногова. Годы переживаний и раздумий, павшие на московский период творчества артиста, не прошли бесследно. В стане современных художников ему принадлежит особое место. Сергей Юрский - человек редкого среди представителей интеллигентских профессий чувства собственного достоинства.

О нем говорят: прославленный артист, один из крупнейших, истинно выдающихся мастеров современной театральной сцены, талантливый прозаик, драматург, сценарист и поэт, замечательный театральный и кинорежиссер, великолепный чтец с колоссальным, немыслимым репертуаром. В последние годы он вылепил галерею блистательных театральных персонажей - от Фомы Опискина до героев Гоголя, Ионеско, Бергмана. Являясь убежденным поклонником системы Станиславского в изложении Михаила Чехова он создал АРТель АРТистов Сергея Юрского (1992). Именно она призвана воплотить его давнюю мечту о создании театра для людей.

В коллекции театральных ролей Сергея Юрского значатся: Олег (В поисках радости, 1957), Дживола (Карьера Артуро Уи, 1962), Чацкий (Горе от ума, 1963), Илико (Я, бабушка, Илико и Илларион, 1964), Тузенбах (Три сестры, 1965), Генрих IV (Генрих IV, 1969), Грознов (Правда хорошо, а счастье лучше, 1980), Тесман (Гедда Габлер, 1983), Левье (Стулья, 1994), Режиссер (После репетиции, 1996), Маэстро (Провокация, 2000) и другие - всего более 60.

С.Ю. Юрский много снимался в кино. Зрителями особенно любимы его роли в фильмах: Повесть о молодоженах (1959), Человек ниоткуда (1961), Крепостная актриса (1963), Время, вперед! (1965), Республика ШКИД (1966), Золотой теленок (1968), Интервенция (1968), Король-олень (1969), Дачный домик для одной семьи (1978), Маленькие трагедии (1979), Место встречи изменить нельзя (1979), Не бойся, я с тобой (1981), Ищите женщину (1982), Падение Кондора (1982), Али-баба и сорок разбойников (1983), Сказки старого волшебника (1984), Любовь и голуби (1984), Чернов/Chernov (1990), Пистолет с глушителем (1993), Королева Марго (1996), Чеховские рассказы (1999).

Талант С.Ю. Юрского многогранен. Он играл на сцене зарубежных театров: в театре Бабиньи (Париж, 1991), в Национальном театре в Брюсселе (1993). Как режиссер работал в японском театре Хаюдза (1996, 1998). В кино и на телевидении поставил фильмы Фиеста (1976), Младенцы в джунглях (1975), Чернов/Chernov (1990). Выступал и продолжает выступает с чтецкими программами во многих городах России и зарубежья.

Его перу принадлежит цикл стихов, рассказов, повестей и очерков, опубликованных в ведущих журналах, а также несколько книг прозы и стихов: Кто держит паузу (Л.: Искусство, 1977), Кто держит паузу (М.: Искусство, 1987), Безвременье (М.: Советский писатель, 1987), С.Ю.Р. (СПб.: Петрополь, 1996), Жест, Полина (1997), Содержимое ящика (1999). В 2001-2002 годах готовятся к выходу издания: Западный экспресс (М.: Вагриус) и 5-томное собрание сочинений С.Ю. Юрского в издательстве Время.

С.Ю. Юрский - Народный артист РСФСР (1987), Заслуженный артист РСФСР (1967), кавалер ордена Знак Почета (1995), лауреат премии Золотая маска (1998), лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей. С 1990 года - секретарь Союза театральных деятелей РФ.

Живет и работает в Москве.

Скачать архив с текстом документа